Загадки доклад 5 класс

Обновлено: 04.07.2024

К малым фольклорным жанрам относятся небольшие по объему произведения: пословицы, поговорки, приметы, загадки, прибаутки, присловья, скороговорки, каламбуры. Эти жанры в научной литературе называют паремии (от греч. paroimia – притча 1 ).

Загадки – одно из художественных проявлений устной народной поэзии. В.И. Даль писал, что загадка – это

"иносказанье или намеки, окольная речь, обиняк, краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки". 2

Фольклористы определяют загадку как

"иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которое предлагается отгадать". 3

Бывают загадки-иносказания, загадки-описания, загадки-вопросы, загадки-задачи.

Загадка обычно состоит из двух частей: загадки (вопроса) и отгадки (ответа), которые между собой связаны. Их тематика разнообразна, тесно связана с бытом и трудом народа: природа, мир животных и растений, трудовая деятельность, орудия труда. Они меняются с изменением жизни.

Еще в XIX веке Д.Н. Садовников в сборнике "Загадки русского народа" представил загадки по темам: жилище, домашнее хозяйство, двор, огород, сад, земледельческие работы, лес, земля и небо и т. д. 4 Они дают представление о быте и трудовой деятельности русского человека.

Загадка как художественное явление предполагает своеобразный диалог (один загадывает – другой отгадывает). В загадке присутствует иносказание ("без рук, без ног, а ворота открывает" – ветер). Она может быть построена в виде вопроса ("что видно только ночью?" – звезды). Загадки могут строиться на диалогах: – Это черное? – Нет, красное. – А почему белое? – Потому, что зеленое (красная смородина). Отгадываемый предмет может нести в себе элемент отрицания:

В загадках используются разные средства и приемы художественной выразительности: сравнения ("черна, как жук, зелена, как лук, вертится, как бес, повертка в лес" – сорока), метафоры ("пять овечек стог подъедают, пять овечек прочь отбегают" – руки), гиперболы ("у матери двадцать деток, все детки – однолетки" – курица с цыплятами).

Загадки могут быть простыми и сложными. В простых загадках рисуется один образ ("без рук, без ног на стену лезет" – опара). В сложных загадках изображается какое-нибудь действие или событие, поэтому их композиция содержит описательную часть, может быть монолог или диалог ("скрипит скрипица, едет царица, просится ночевать: "Мне не век вековать, одну ночку ночевать: придут растопорщики, разложат мои косточки, тело в вал бросят, а душу в рай стащат" – молотьба хлеба) 5 . Предметы в диалогах изображаются иносказательно: ("Черный огарыш, куда поехал?" – "Молчи, кручена, верчена, там же будешь!" – разговор ухвата и помела).

В загадках, изображая мир, поэтизируя его, обучая видеть в обычном необычное, в быте поэзию, народ создал образцы непревзойденного фольклорного искусства слова.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Загадки.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Загадки.

ЗАГАДКА - это иносказательное изображение предметов или явлений действительно.

Обычно народная загадка отличается предельной краткостью и заключает в себе с.

Обычно народная загадка отличается предельной краткостью и заключает в себе скрытый вопрос: кто это? или что это? Что краше света белого? (солнце) Что у нас чаще леса? (звезды)

В основе загадки: сопоставление предметов; указание признаков или действия то.

Отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку. Ест.

Типы загадок. Загадки-иносказания Стоит матрешка на одной ножке, закутана, за.

Типы загадок. Загадки-иносказания Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана. (капуста) Загадки-описания Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит. (река) Загадки-вопросы Что на свете всего мягче? (ладонь) Загадки-задачи Летела стая гусей, одного гуся убили. Сколько осталось? (убитый)

Все загадки носят обучающий характер, способствуют развитию мыслительной дея.

Все загадки носят обучающий характер, способствуют развитию мыслительной деятельности человека. Композиция всех загадок двухчастная: первая часть – вопрос, вторая – ответ.


Таким образом, загадки представляют собой свод знаний и сведений народа о вн.

Таким образом, загадки представляют собой свод знаний и сведений народа о внешнем мире. Это своеобразный курс народного мироведения. Обо всем, что окружало человека, и о нем самом. Безвестных народных авторов интересовал физический мир в его конкретных деталях.

Изображая мир, народ поэтизировал его, учил видеть в обычном необычное, в быт.

Изображая мир, народ поэтизировал его, учил видеть в обычном необычное, в быте – поэзию. Сами загадки являются непревзойденными образцами фольклора как искусства слова. Небольшие по объему, они могут быть простыми и сложными.

Простыми, когда рисуют всего лишь один образ, картину. Например, камыш сравни.

Но могут быть и сложными, изображать какое-либо действие, событие. Вот как из.

Скрипица – это телега, царица – хлеб; царица рассказывает, что станет со сноп.

Скрипица – это телега, царица – хлеб; царица рассказывает, что станет со снопами во время молотьбы.

В загадках используются разнообразные художественные средства. Многие строятс.

В загадках используются разнообразные художественные средства. Многие строятся на метафорах. Метафора – душа загадки. Она способствует скрытому сравнению, сопоставлению весьма далеких между собой предметов, явлений, действий. Метафора в загадках необычна, фантастична. Что за зверь: В зиму ест, а летом спит, Тело тепло, крови нет, Сесть на него сядешь, А с места не свезет? (Русская печь)

Широко используется в загадках сравнение. Оно помогало живо, красочно переда.

Широко используется в загадках сравнение. Оно помогало живо, красочно передать признаки предметов. Например, сорока описывалась так: Бела, как снег, Зелена, как лук, Черна, как жук.

Как следствие сопоставления в загадках часто возникало противопоставление –.

Усилению впечатления от парадоксального поэтического мира загадок способствов.

Усилению впечатления от парадоксального поэтического мира загадок способствовали гиперболы. Рассыпался горох по сто дорог; никто его не соберет: ни царь, ни царица, ни красна девица, ни бела рыбица. (Звезды)

Большинство ученых связывает возникновение загадок с довольно распространенны.

Знание загадок, умение их разгадывать было, по мнению древних людей, необходи.

Наши предки учили молодежь иносказательной, тайной речью, используя для этог.

Наши предки учили молодежь иносказательной, тайной речью, используя для этого загадки. Загадки воспитывали у подростков поэтическое видение мира, учили видеть сходное в несходном, в одинаковом – разное, учили мыслить нестандартно. Сказанное не означает, разумеется, что все загадки, известные нам, возникли в глубокой древности. Большинство загадок возникло давно, но когда конкретно – трудно определить. О загадках как таковых до нас дошли сведения начиная с XVII века.

Каждая новая эпоха порождала новые загадки. В XX веке родились загадки о рад.

Каждая новая эпоха порождала новые загадки. В XX веке родились загадки о радио, о самолете, о тракторе, о новых видах оружия. Однако каждая новая эпоха не только рождала загадки, но и теряла их. Исчезновение загадок и редкое появление новых породило мнение о том, что загадки уходят в прошлое. Но это не так. Загадки и сегодня остаются одним из популярных жанров литературного творчества.

Современные детские поэты создают новые загадки. Например, знаменитый детски.

Презентация составлена учителем русского языка и литературы КГУ «Токтамысская.

Краткое описание документа:

Презентация позволит учителю глубже изложить теоретический материал по данной теме.

Загадки. История появления загадок. Использование загадок для развития детей

Мы расскажем вам историю появления загадок, а также где можно использовать загадки.

Загадки появились очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека, — они требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, требовали способности воспринимать окружающий мир образно, поэтически.

У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода — охотники. Чтобы выдержать испытание на зрелость, мальчику нужно было доказать свою физическую силу, ловкость, мужество — убить огромного хищника, выдержать боль. А ум, знания, сообразительность он должен был проявить в отгадывании загадок. Получается, что в те далёкие времена загадка была основным сводом знаний и сведений человека о внешнем мире. У древних греков и германцев загадывание загадок приравнивалось к единоборству. Их легенды рассказывают нам о том, как не отгадавшие загадок расплачивались жизнью.

У славян тоже существовали поверья о том, что русалки губят людей, не отгадавших их загадок. А загадки у них были такие:

да что растёт без коренья? (Камень);

да что цветёт без цветка? (Папоротник);

да что бежит без повода? (Вода).

В русских народных свадебных обычаях вплоть до XIX века загадывание загадок составляло обязательную принадлежность свадебного обряда. Подруги невесты загадывали жениху и дружке жениха трудные загадки и не пускали их в избу к невесте до тех пор, пока не получали правильного ответа. Ну а в русских народных сказках, вы и сами это уже хорошо знаете, царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать все её загадки.

Предметом своих загадок русский народ делал вещи и явления, с которыми он постоянно сталкивался в быту и в работе. Земля и небо, явления природы, мир животных, домашних и диких, внутреннее убранство избы, утварь, посуда, земледельческая и всякая иная работа — таков основной тематический круг предметов и явлений жизни, охваченный в загадках.

Загадки, предложенные на нашем сайте, подобраны по темам. Загадки можно использовать на уроках чтения, природоведения и ознакомления с окружающим миром. Конкурс на лучшего знатока загадок может стать частью КВНа, школьного праздника или экскурсии в природу. Загадки вносят в любое мероприятие весёлый дух соревнования, к тому же расширяют кругозор, развивают речь, любознательность, помогают стать наблюдательными, тренируют внимание и память. Мы предлагаем вам старинные русские загадки и те, которые придуманы известными детскими писателями совсем недавно.

Милютина Н.В.

Исследовательская работа рассказывает о загадке как фольклорном призведении, её происхождении и видах.

ВложениеРазмер
issledovanie.__zagadki.rar 1.7 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Загадок много дивных на земле и, может быть, тебе одна по силам.

  1. Что такое загадка? Исторические корни загадки 2
  1. Происхождение и появление в русском языке первых загадок. 3

III. Основные свойства загадок. 7

  1. Типы загадок в зависимости от указанных признаков предмета или явления

1) Загадки, в которых дается описание предмета или явления

путем перечисления различных его признаков

2) Загадки, где описание предполагает краткую характеристику

предмета или явления

3) Загадка с отрицательным сравнением

4) Загадки, в описании которых использованы метафоры.

5) Загадки, в которых представлено описание не самого предмета

(явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего

- загадки, в которых при перестановке ударения получается

3) Фонетические загадки

  1. Использование разнообразных художественных средств в построении загадок 12
  2. Ценность загадки 13

Список литературы. 15

«Русский язык! Тысячелетия

создавал наш народ это глубокое,

пышное, неисчерпаемо богатое, умное,

поэтическое и трудовое орудие своей

социальной жизни, своей мысли,

своих чувств, своих надежд, своего гнева,

Очень часто в жизни мы сталкиваемся с загадками. Это бывает в раннем детстве, когда ребёнок знакомится с миром предметов, отгадывая загадки, затем в школе на уроках литературы, в общении с друзьями, и даже во взрослой жизни. Зачем нужна загадка? Она развивает ум, смекалку, воображение, наблюдательность. В чём прелесть загадки? В её краткости, меткости, ёмкости. Как быстро летит время, когда ты разгадываешь загадку. А когда она появилась? Кто её придумывал? Почему загадки такие разные? Каково наше отношение к миру загадок? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить в нашей исследовательской работе.

В чём кроется тайна загадки?

Практическая значимость исследования.

Исследование позволяет расширить кругозор учащихся, развить познавательный интерес к предмету, формировать умения отбирать нужную информацию, систематизировать её, научиться составлять загадки и быстро их отгадывать.

Объект : устное народное творчество

Предмет исследования : загадки

Цели : создание условий для изучения происхождения загадок, их видов и ценности этого жанра устного народного творчества.

Развивающие – развитие речи, мышления, познавательных умений; овладение методами научного исследования, анализа и синтеза, самообразовательной активности.

Воспитательные – формирование добросовестного отношения к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений, способствование воспитания дисциплинированности, эстетического восприятия мира, любви к родному краю.

- формировать грамотность в сфере исследования научной и художественной литературы;

- развивать способности к наблюдению и анализу, поиску путей решения проблемы;

- развивать умения оформлять результаты своих исследований;

- представить проект на научно- практической конференции

I. Что такое загадка? Исторические корни загадки

Что же такое загадки? Если дать им традиционное краткое определение, то оно может быть таким. Загадки – это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать.

I I . Происхождение и появление в русском языке первых загадок

Появление на свет первых загадок ученые связывают с возникновением явления в жизни древних – с иносказательной тайной речью. Ею пользовались наши далекие предки в военных, дипломатических делах, а также в хозяйственной повседневной жизни. Здесь ее необходимость обуславливалась, помимо других причин, многочисленными запретами, существовавшими в связи с верованиями древнего человека в то, что природа может влиять на его судьбу. Люди древнейших эпох были уверены, что иносказательной речью можно не только обмануть животных или растения, которые якобы способны понимать человеческий язык, но и воздействовать на природу. Именно поэтому тайная речь, построенная на замене одних понятий другими, нашла такое широкое распространение у человека далекого прошлого. Животные, а также предметы не назывались собственными именами, дабы не спугнуть или не навлечь на себя или на домашний скот беду. Люди были уверены, что животные и лесные звери прекрасно понимают человеческую речь.

Как предполагают ученые, загадки являлись в древности средством обучения молодежи иносказательной речи, запоминания тайных слов. На ранней стадии развития человеческого общества загадки служили средством передачи сведений об окружающем мире старшего поколения младшим. Знание загадок и умение их разгадывать было, по мнению древних, просто жизненной необходимостью. Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание – гибель. Так, во многих русских народных сказках, герой становится богатым или даже царем благодаря загадкам.

Загадка – это жанр народного творчества, в котором нашли свое отражение быт и нравы русского народа, окружавшая его природа. Это самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слов.

Загадка - это метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним хотя бы отдаленное сходство. В древности загадки были средством испытания мудрости, а теперь - народная забава.

В основе всех определений одни и те же признаки:

- по содержанию загадка представляет собой замысловатое описание, которое надо расшифровать;

- описание нередко оформлено в виде вопросительного предложения;

- как правило, это описание лаконично;

- загадке часто присущ ритм.

Учитывая эти признаки, загадку можно определить так: загадка — это краткое описание предмета или явления часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.

I I I. Основные свойства загадок.

Загадки разнообразны не только по тематике, но и по содержанию. Об одном и том же предмете, явлении, животном может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его с определенной стороны. Например, в одной загадке про зайца говорится о внешнем виде животного — цвете шкурки, коротком хвосте, о том, что он легко прыгает: Серый зверек через кочки скок! Легкие ножки и хвоста немножко. Другая загадка отражает характерные особенности заячьей губы: Так смеялся, что губа треснула; третья — особенности повадок: По полю скачет — ушки прячет, встанет столбом — ушки торчком; четвертая — защитную способность менять окраску: Зимой беленький, летом серенький.

Загадки можно разделить на народные и авторские. Изображая мир, народ поэтизировал его, учил видеть в необычном свете казалось бы обычные предметы. Есть и авторские загадки. Писатели и поэты тоже создавали загадки: Корней Чуковский, Михаил Шварц, Сергей Михалков и другие. Например, К.Чуковский создал такую загадку: « Два коня у меня, два коня, по воде они возят меня, а вода тверда, словно каменная. (коньки).

1. Типы загадок в зависимости от указанных признаков предмета или явления

Все загадки можно разделить на группы в зависимости от указанных признаков предмета или явления.

1). Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков, например :

Горел в траве росистой фонарик золотистый. Потом померк, потух и превратился в пух.На нем платок пуховый, всегда слететь готовый. (одуванчик)

Он и сочен, и душист, а снаружи золотист. Много долек в нем, друзья, будем кушать все и я. (Апельсин)

Растет у окошка в глиняной плошке Зеленый ежик без головы и без ножек. (Кактус)

Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач. На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч. (Арбуз)

Эта загадка основана на трех признаках, свойственных арбузу (цвет, вкус, форма). Решение загадок подобного вида основано на анализе (выделение всех признаков) и синтезе (объединение их в единое целое).

2). Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления (по одному – двум признакам восстановить целостный образ)

Голубая простыня весь свет одевает. (Небо) В поле сережки на одной ножке. (Овес)

Один костер весь мир согревает. (Солнце)

Между веток новый дом, нету двери в доме том. Только круглое окошко – не пролезет даже кошка. (Скворечник)

Под ногой шуршат, шуршат. Скоро будет голый сад. (Листья)

Чтобы решить подобные загадки, необходимо выделить отмеченный признак, связать его по ассоциации с другими, не названными в загадке.

3). В загадку включено отрицательное сравнение.

Не зверь, не птица, а нос, как синица. (Комар)

Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Ветер)

Не ездок, а со шпорами. Не сторож, а всех будит. (Петух)

Есть панцирь, а не черепаха, живет на ветке, а не птаха. (Орех)

Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река)

Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные, и в то же время в чем-то сходные предметы, явления, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в другом сочетании.

4). Загадки, в описании которых использованы метафоры.

Рукавом взмахнул – деревья пригнул. (Ветер) На пяти проводах отдыхает стая птах. (Ноты)

Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился и отдельно поселился. (Рукавица)

На четыре ноги надевали сапоги. Перед тем как надевать, стали обувь надувать. (Колеса)

Разгадывание этих загадок предусматривает расшифровку метафоры. Для этого необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, отнести к одной смысловой категории.

5). Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего.

Этот тип загадок включает:

- Шарады – слова загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово;

Мой первый слог – предлог, и во втором мы проживем все лето,

А целое от нас и вас давно уж ждет ответа. (За-дача)

Первое – нота, второе – игра, Целое встретится у столяра. (До-лото)

В списке вы мой обнаружите корень; Суффикс – в собрании встретите вскоре;

В слове рассказ вы приставку найдете; В целом – по мне на уроки пойдете. (Рас-пис-ание)

Его корень в слове вязать; Приставка в слове замолчать; Суффикс в слове сказка, Окончание в слове рыба. (За-вяз-к-а)

- Метаграммы – загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово;

Нормам ГОСТа вопреки. (Фрак-Ирак-Брак)

Хоть с ногами и хвостом. (СлоГ-слоЙ-слоН)

И в краску превратится он. (Сурок-сурик)

- Анаграммы – это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (кот – ток) или при перестановке слогов и букв (сосна – насос);

Легко дыша в моей тени, меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои и целый лес ты мною свалишь. (Липа – пила)

А как прочтешь наоборот – под парусами он плывет. (краб – барк)

Его любой легко найдет, он – музыкальное творение,

А прочитай наоборот – он – след на коже от ранения. (Марш – шрам)

- Логогрифы – слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв (гроза – роза);

Летать, жужжать я буду, надоедая всем. (Уха – муха)

Кто части мотоцикла знает, тот слово это разгадает.

На сцене можно будет ставить. (Рама – драма)

Им покрыть бы крышу мог тот, кто дом иль дачу строит,

А впишите в центр предлог – будет дерево с листвою. (Толь – тополь)

- Загадки, в которых при перестановке ударения получается новое слово.

Я – травянистое растение с цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение, и превращаюсь я в конфету. (Ирис – ирис)

Я – сборник карт; от ударения зависят два моих значения. Захочешь – превращусь в название

Блестящей шелковистой ткани я. (Атлас – атлас)

Мы – для пильщика подставка, мы – для кучера сиденье. Но попробуй-ка, поставь-ка нам другое ударение – Осторожней будешь с нами: забодаем мы рогами. (Козлы – козлы)

Эти загадки легко разгадываются, так как ответ напрашивается сам собой в рифму. Такие загадки подготавливают детей к восприятию более сложных загадок.

Тучки в небе побежали, я раскрою зонтик, Дружно капли заплясали. Это значит… (Дождик).

На дворе в кадушке заквакали подружки, Потом прыг из ушата…Кто же это? (Лягушата)

Лесной барабанщик, длинноухий трусишка, Обожает морковку. Кто это? (Зайчишка)

Она весну встречает – сережки надевает, А платьице в полоску. Ты узнаешь… (Березку)

Какое личное местоимение можно добавить к другому личному местоимению, чтобы получить много крупных плодов? (Ты-к-вы)

Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (оно, тот)

Какое местоимение превращается в союз, если его прочесть справа налево? (он – но)

К какому местоимению нужно прибавить шипящую букву, чтобы получилось название ряда помещений, расположенных в доме на одном уровне? (Эта-ж)

В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я)

Мама, папа или бабушка? Кто из них споткнулся о старика Хоттабыча и шлепнулся на пол?

(В отгадке есть и звонкие, и глухие согласные звуки)

Гусли или балалайка? Какой музыкальный инструмент люди придумали раньше?

(В отгадке ударный слог третий)

Налим или сом? У какой рыбы нет чешуи? (В отгадке все согласные звуки звонкие)

Илья Муромец или Алеша Попович? Кто из них грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьем владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать?

(В имени богатыря гласных звуков больше, чем согласных)

Пулька или Пончик? Это коротышки из сказки о приключениях Незнайки. Кто из них требовал, чтобы ему варили суп из конфет и кашу из мармелада?

(В имени коротышки звуков меньше, чем букв)

IV . Использование разнообразных художественных средств в построении загадок

В загадках используются разнообразные художественные средства: сравнения, противопоставления, отрицания, гиперболы, эпитеты. Но чаще всего душой загадки является метафора. Она дает возможность скрытому сравнению, сопоставлению весьма далеких предметов, явлений, действий. Метафора загадок необычна, парадоксальна, фантастична. Она привлекает к себе внимание, взрывает устоявшееся представление о мире. Разве может быть живое существо без рук, без ног и чтобы рисовало? Может – мороз.

Метафоры строятся так, чтобы заманить отгадывающего в ловушку. Например:

Что за зверь в зиму ест, а летом спит, Тело тепло, а крови нет, сесть на него, сядешь. А с места не свезет?

Нас сразу же заставляют идти по ложному пути, ища отгадку среди зверей. Медведь? Но он зимой спит. Крови нет у рыбы, но она холодная. А отгадка проста – русская печка.

Вот этот метафорический принцип раскрытия сущности мира, окружающего человека, - один из основных приемов построения загадок.

Еще одной важной особенностью загадок является то, что отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку. Например:

Владение внутренним механизмом построения загадки позволяет отгадывать загадки: понимать их содержание, находить оптимальные пути решения, приемы отгадывания, объяснять и доказывать правильность отгадки, а также придумывать загадки самим.

Алгоритм поиска отгадки может быть таким:

1) определить, что и где нужно искать;

2) выделить и объединить возможные признаки;

3) выдвинуть предполагаемую отгадку;

4) доказать правильность отгадки.

V. Ценность загадок

Уже в начале XIX века загадка воспринималась как игра, как умственное состязание молодежи, но параллельно бытовала в репертуарах и взрослых и детей, была введена в учебную литературу. Это было фактом признания ее педагогической ценности.

Загадка не утратила свою ценность и в наше время. Особенно велика роль загадки в детском возрасте. Разгадывание загадок обогащает словарь, учит точности, меткости, образности языка. Учит сравнивать, сопоставлять, рассуждать, наблюдать над тем, что тебя окружает. Чтобы этому научиться, нужно знать типы и свойства загадок, их ценность, разнообразие средств художественной выразительности в построении загадок. И как итог – научиться составлять свои загадки.

Загадка – это жанр народнопоэтического творчества у всех народов мира; поэтическое, часто иносказательное описание какого-либо предмета или явления. В древности имела культовое значение, была связана с поверьями и обрядами, запрещавшими называть предметы своими именами. Позже загадка приобретает большей частью эстетическое и познавательное значение. Служит для испытания смекалки. Загадки отличаются разнообразием тематики и богатством художественных приёмов, им присущи композиционная чёткость, рифма, наличие ритма, звукопись. В загадках встречаются комические элементы, имеющие социальный смысл: "Стоит поп низок, на нём сто ризок" (капуста). Загадка широко вошла в другие жанры фольклора, а также в литературу.

Что такое загадка – это образ, аллегория. Предмет, скрытый от взгляда, представляется в виде похожих образов и метафор. Человеку всегда необходимо проявить фантазию, логические мышление и умение разгадывать образы. Загадки для детей направлены на то, чтобы научить их сравнениям и образному мышлению. Пятеро братьев – это пальцы одной руки, девица в темнице – красная морковка, а дед, который во сто шуб одет – большая мясистая луковица. Посредством загадок ребенок постигает значение многих вещей и предметов и учится находить во всем не только непонятное и новое, но и смешное и забавное.

Сегодня загадки – скорее забава и игра, чем серьезная работа для мозга, однако так было далеко не всегда. В язычестве люди придумывали объяснения явлениям природы и окружающей их действительности взаимодействием божеств на небесах и одушевляли многие предметы. Именно с этих времен к нам пришло множество загадок, в которых солнце сравнивается с князем, скачущим по небу на колеснице, а луна – с печальной девой, томно вздыхающей на темном покрывале. Сейчас уже сложно найти корни многих старинных загадок, однако они продолжают оставаться популярными и воспитывают уважение и благоговение перед природой и животными.

Исследовательская работа позволила нам изучить происхождение загадок, их виды и ценность этого жанра устного народного творчества. Мы овладевали методами научного исследования, анализа и синтеза, расширяли кругозор, учились работать в группе, оформлять результаты своей работы, повышали познавательный интерес к предмету литература.

Читайте также: