Основы военной службы обж 11 класс доклад

Обновлено: 08.07.2024

Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войсках гражданской обороны и др.

Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту).

Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:

- призыв на военную службу;

- прохождение военной службы по призыву;

- пребывание в запасе;

- призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Кроме выше перечисленных 5 пунктов воинская обязанность предусматривает и призыв на военную службу в период мобилизации, военного положения и в военное время. Воинская обязанность в этот период определяется федеральными конституционными законами, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы и учреждения, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно - правовых форм и форм собственности и их должностные лица.

Правовая основа и стадии осуществления воинской обязанности

По правовой основе воинская обязанность является конституционной. Административное право регулирует порядок ее осуществления и в значительной степени - ее содержание.

Эта обязанность требует осуществления очень нужных и определенных для общества действий: овладение военным мастерством, подготовка к защите, защита Отечества. Государственная администрация организует исполнение воинской обязанности.

Обязанность готовиться к защите и защищать Отечество распространяется не на всех граждан, проживающих в России, а только на граждан России мужского пола, достигших 17 лет. И при этом только на лиц, годных по состоянию здоровья к военной службе. Лишь частично она касается женщин и юношей в возрасте до 17 лет. Иными словами, ограниченный характер обязанности состоит в том, что она относится лишь к гражданам РФ мужского пола в возрасте от 17 лет. Ее содержание применительно к отдельным лицам зависит от гражданства, пола, возраста, состояния здоровья и ряда других признаков индивидуального субъекта административного права.

В осуществлении воинской обязанности можно выделить три стадии:

допризывная подготовка (тех, кто ею занимается, называют допризывниками и призывниками);

действительная военная служба (ее несут военнослужащие);

пребывание военнообязанных в запасе.

С иных позиций можно говорить о трех способах реализации воинской обязанности. И в зависимости от круга обязанностей и прав лиц на этих стадиях различают статусы призывников (и допризывников), военнослужащих и военнообязанных.

Всю совокупность обязанностей, входящих в воинскую обязанность, можно поделить на такие группы:

готовиться к военной службе;

соблюдать правила воинского учета;

соблюдать правила призыва на военную службу;

проходить действительную военную службу;

выполнять обязанности, связанные с зачислением в запас;

выполнять обязанности, связанные с мобилизацией.

Несомненно, что главное в воинской обязанности - это действительная военная служба, обязанность быть военнослужащим. Все остальные лишь обеспечивают ее эффективное выполнение.

На первой стадии осуществления воинской обязанности допризывники должны приобрести знания по военному делу в учебных заведениях. Юноши, достигшие 16-летнего возраста, работающие в организациях и не прошедшие подготовку по основам военных знаний в образовательных учреждениях, привлекаются к занятиям, специально организуемым для этого. С 17 лет юноши по программам учебных заведений могут привлекаться к подготовке по военно-учебным специальностям. Кроме того, должны быть созданы необходимые условия, чтобы допризывники на добровольной основе могли заниматься военно-прикладными видами спорта.

Юноши, за исключением тех, которые постоянно проживают за пределами России или лишены свободы за преступления, а также девушки, имеющие военно-учетные специальности, обязаны соблюдать правила воинского учета, а значит, прежде всего встать на воинский учет в военкомате по месту жительства в первом квартале года, в котором им исполняется 17 лет. Первоначальная постановка на учет девушек, получивших военно-учетные специальности после того, как им исполнилось 17 лет, и лиц, получивших российское гражданство, производится в течение всего года.

Допризывники обязаны по повестке военкомата прибыть на комиссию по постановке граждан на воинский учет.

Правила воинского учета обязывают гражданина:

- явиться в установленное время и место по вызову (повестке) в орган, осуществляющий воинский учет;

- сообщить этому органу в двухнедельный срок об изменении семейного положения, образования, места работы, должности, места жительства в пределах района, города;

- сняться с учета при переезде на новое место на срок более трех месяцев, а при выезде из России - на срок более шести месяцев и в течение двух недель встать вновь на воинский учет при возвращении в Россию, при прибытии на новое место жительства;

- бережно хранить выданное ему удостоверение гражданина, подлежащего призыву, а в случае утраты в двухнедельный срок сообщить об этом в военкоматы. В паспорте гражданина Российской Федерации военкоматом делается отметка о его отношении к воинской обязанности.

Обязанности и права призывников

Гражданин может добровольно поступить в военное училище, если он хочет стать кадровым военным, если он избрал военную службу своей профессией, а с другой стороны, если он соответствует предъявляемым требованиям. Кроме того, мужчины и женщины вправе непосредственно поступать на военную службу по контракту. Контракт с первой и со второй категорией лиц, добровольно решивших стать военнослужащими, заключается с кандидатами в возрасте от 18 до 40 лет. А лица, поступившие в военные училища, вправе заключить контракт при наличии еще одного обстоятельства: окончания первого курса обучения.

В военные образовательные учреждения граждане, не проходившие военную службу, принимаются в возрасте от 16 до 22 лет, а прошедшие военную службу - до 24 лет.

Первый контракт с желающими заключается на срок:

с поступающими на должность, для которой штатом предусмотрены воинские звания солдата, матроса, сержанта, старшины - три года;

с поступающими на должность, для которой штатом предусмотрены воинские звания прапорщика, мичмана, офицера - пять лет;

с обучающимися в военных училищах - на время обучения и пять лет после его окончания.

Комплектование личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, иных войск и воинских формирований производится не только на добровольной основе (по контракту), но и путем призыва.

Как правовое явление призыв и служба по призыву очень специфичны. В отличие от добровольного поступления на военную службу, когда гражданин рассматривает ее как свое право - призыв, служба по призыву - это выполнение обязанности, не добровольное, но и не принудительное.

Всех мужчин призывного возраста можно поделить на 4 группы:

- освобождаемых от призыва;

- не подлежащих призыву;

- имеющих право на отсрочку от призыва;

Освобождаются от призыва, а значит, и от выполнения такой важной части воинской обязанности, как прохождение действительной военной службы, лица:

- признанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

- прошедшие или проходящие военную службу в России, а также в другом государстве, либо альтернативную службу;

- имеющие ученую степень кандидата наук или доктора наук;

- у которых в связи с исполнением обязанностей военной службы погибли отец, мать, родной брат, родная сестра.

Не подлежат призыву граждане:

- отбывающие уголовное наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

- имеющие неснятую или непогашенную судимость;

- в отношении которых ведется уголовное дело.

Названных лиц государство вынуждено не призывать и не принимать по контракту потому, что они совершили преступление или привлекаются за него к ответственности. И пока судимость не снята, лицо не должно находиться на военной службе. Очевидно, что если гражданин, привлекаемый к уголовной ответственности, будет оправдан судом либо дело в отношении него будет прекращено, вопрос о возможности призыва нужно будет решить впрочем, как и после снятия или погашения судимости.

На призывную комиссию возлагаются также обязанности по организации медицинского освидетельствования граждан, изъявивших желание поступить в военные образовательные учреждения профессионального образования, и принятию решения о направлении их для сдачи конкурсных вступительных экзаменов или об отказе в таком направлении.

Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности указанных граждан к военной службе по следующим категориям:

А -- годен к военной службе;

Б -- годен к военной службе с незначительными ограничениями;

В -- ограниченно годен к военной службе;

Г -- временно не годен к военной службе;

Д -- не годен к военной службе.

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций, а также ответственными за военно-учетную работу должностными лицами органов местного самоуправления. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.

В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством.

Призывная комиссия может принять решение:

об освобождении от воинской обязанности;

о предоставлении отсрочки;

о зачислении в запас;

об альтернативной службе;

об освобождении от призыва;

о призыве на военную службу. В этом случае призывнику вручается повестка о явке на призывной пункт для отправления к месту прохождения службы.

Граждане, имеющие первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладным видам спорта, вправе выбрать вид и род войск, органы для прохождения службы в соответствии со спортивной подготовкой и с учетом реальной потребности.

При принятии районной, городской комиссией решения о призыве гражданина на военную службу определяется вид и род войск, воинских формирований и органов, в которых гражданин будет проходить службу. По закону, военную службу по призыву граждане проходят в Вооруженных Силах, Пограничных войсках, Внутренних войсках МВД, Железнодорожных войсках и войсках ФАПСИ. Все прочие войска могут получить призывников только после укомплектования перечисленных войск и по особому указу Президента.

Решение о призыве должно быть объявлено призывнику, по его требованию ему должна быть выдана копия решения.

Со дня начала военной службы на призванных на нее распространяется статус военнослужащих, но до приведения к военной присяге - с некоторыми ограничениями. В частности, до этого события военнослужащий не привлекается к выполнению боевых задач, за ним не закрепляется оружие, он не может быть подвергнут дисциплинарному аресту.

Правовое положение военнообязанных

Военнообязанными называют лиц, зачисленных в запас Вооруженных Сил. Запас необходим, чтобы в случае войны можно было быстро увеличить численный состав войск людьми, знающими военное дело.

В запас Вооруженных Сил зачисляются:

- уволенные с военной службы с зачислением в запас;

-не прошедшие военную службу:

-освоившие программу обучения офицеров запаса на военных кафедрах вузов;

-освобожденные от призыва на военную службу;

-лица, получавшие отсрочки от призыва по достижению ими 27 лет;

-прошедшие альтернативную гражданскую службу;

-не призванные на военную службу по иным причинам (в связи с проживанием за границей, наличием судимости и т. д.);

-женщины, имеющие военно-учетные специальности.

Предельный возраст пребывания в запасе для военнообязанных, не имеющих офицерского звания - 50, младших офицеров - 55, старших - 60, высших - 65 лет.

Воинская обязанность граждан в условиях мобилизации

Мобилизация - это комплекс мероприятий по переводу экономики страны, органов государственной власти, местного самоуправления, организаций на работу в условиях военного времени, переводу войск, воинских формирований, военной администрации на организацию и состав военного времени. Президент России объявляет полную или частичную мобилизацию в случае агрессии или угрозы агрессии, вооруженных конфликтов против России.

При объявлении мобилизации военнослужащие, за исключением военнослужащих-женщин, имеющих детей в возрасте до 16 лет, продолжают проходить военную службу, даже если сроки, на которые они были призваны, истекли.

-по состоянию здоровья;

-занятым постоянным уходом за близким родственником, женой (мужем), усыновителем, нуждающимся в постоянном постороннем уходе, а также за членами семьи, не достигшими 16 лет, при отсутствии других лиц, обязанных по закону их содержать;

-имеющим на иждивении 4 детей, а женщинам, если они имеют на иждивении одного ребенка;

-мужчинам, матери которых имеют четырех детей в возрасте до восьми лет и воспитывают их без мужа;

-депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации;

-лицам, забронированным за определенными организациями.

Призыву на военную службу по мобилизации не подлежат только граждане, имеющие судимости за тяжкие преступления.

Важной обязанностью лиц, состоящих на воинском учете, является обязанность с момента объявления мобилизации не выезжать с места жительства без разрешения военкомата. Для получения разрешения военкому должно быть подано письменное заявление с указанием причин и места убытия. воинский учет обязанность мобилизация

Что же такое воинская обязанность? Воинская обязанность граждан Российской Федерации, предусматривает:

1. воинский учет;

2. обязательную подготовку к военной службе;

3. призыв на военную службу;

4. прохождение военной службы по призыву;

5. пребывание в запасе;

6. призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы и учреждения, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм.


Одной из особенностей военной службы является обязательное принятие каждым гражданином военной присяги. Они клянутся свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы

командиров и начальников,

достойно исполнять

воинский долг, мужественно

защищать свободу,

независимость и

конституционный строй

страны, народ и Отечество.

Одним из принципов строительства Вооруженных Сил РФ является единоначалие . Оно заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.

Одним из принципов строительства Вооруженных Сил РФ является единоначалие .

Оно заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной

власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.

Единоначалие выражается в праве командира (начальника) единолично принимать решения, отдавать приказы в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов и обеспечивать их выполнение. По своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками или подчиненными . Начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их выполнения. Подчиненные обязаны беспрекословно выполнять приказы начальника, неисполнение приказа является воинским преступлением.

Единоначалие выражается в праве командира (начальника) единолично принимать решения, отдавать приказы в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов и обеспечивать их выполнение.

По своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками или подчиненными . Начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их выполнения. Подчиненные обязаны беспрекословно выполнять приказы начальника, неисполнение приказа является воинским преступлением.

 Конституцией установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ (статья 59). Конституцией РФ Президенту РФ дано право: формировать и возглавлять Совет Безопасности РФ; утверждать военную доктрину РФ; назначать и освобождать высшее командование Вооруженных Сил РФ (статья 83).

Конституцией установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ (статья 59).

Конституцией РФ Президенту РФ дано право:

  • формировать и возглавлять Совет Безопасности РФ;
  • утверждать военную доктрину РФ;
  • назначать и освобождать высшее
  • командование Вооруженных Сил
  • РФ (статья 83).

На основании положений Конституции РФ разрабатываются и принимаются законодательные акты, в которых детально определяются правовые вопросы по обороне и военному строительству.

  • основы и организация обороны;
  • полномочия органов государственной власти РФ в области обороны;
  • предназначение Вооруженных Сил РФ, их комплекто-вание и руководство, функции Минобороны и Генштаба;
  • основные положения — состояние войны, военное положение, мобилизация, гражданская оборона, территориальная оборона и др.

К общевоинским уставам относятся: Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ, Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ, Строевой устав Вооруженных Сил РФ.

Военнослужащие пользуются установленными законодательством РФ правами наравне с другими гражданами:

-право на свободу передвижения;

Общие обязанности военнослужащих определяются требованиями законов и воинских уставов. Они выражают сущность воинского долга и характеризуют содержание военной службы в ВС РФ. Общие обязанности в одинаковой мере распространяются на всех военнослужащих вне зависимости от их служебного положения и воинских званий. Должностные обязанности военнослужащих определяются воинскими уставами и другими нормативными документами, учитывающими специфику исполнения военной службы по специальности. Специальные обязанности возникают в связи с возложением на военнослужащего заданий, выполнение которых выходит за рамки его повседневных обязанностей по занимаемой должности.

Общие обязанности военнослужащих определяются требованиями законов и воинских уставов. Они выражают сущность воинского долга и характеризуют содержание военной службы в ВС РФ. Общие обязанности в одинаковой мере распространяются на всех военнослужащих вне зависимости от их служебного положения и воинских званий.

Должностные обязанности военнослужащих определяются воинскими уставами и другими нормативными документами, учитывающими специфику исполнения военной службы по специальности.

Специальные обязанности возникают в связи с возложением на военнослужащего заданий, выполнение которых выходит за рамки его повседневных обязанностей по занимаемой должности.

Ответственность военнослужащих Все военнослужащие независимо от должности и звания равны перед законом и могут привлекаться к административной, уголовной, материальной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности.

Ответственность военнослужащих

Все военнослужащие независимо от должности и звания равны перед законом и могут привлекаться к административной, уголовной, материальной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности.


-75%

В курсе ОБЖ есть несколько разделов. Один из них: Основы военной службы (ОВС).

В разделе ОВС рассматриваются элементы обязательной подготовки граждан к военной службе.

Основные темы раздела Основы военной службы (ОВС): Основные п онятия о воинской обязанности, Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе, Правовые основы военной службы (ФЗ, Уставы ВС РФ), особенности прохождения военной службы по призыву.

История создания Вооруженных Сил России


В первой половине XIII в. военные дружины отдельных феодальных Руси не смогли оказать достойного и действенного сопротивле­ния организованным и многочисленным полчи­щам монголо-татар. Несмотря на это, еще и в XIV в. основу ратных сил русских земель по-преж­нему составляли княжеские конные дружины.

Обязательная подготовка граждан к военной службе


Закон Российской Федерации "О воинской обязанности и военной служ­бе", принятый в марте 1998 года, предусматривает как обязательную, так и добровольную подготовку граждан к военной службе. Их цель — дать допризывникам основные понятия о воинской обязанности и военной служ­бе, структуре и вооружении армии и флота, жизни и деятельности подраз­делений и частей, научить владеть оружием, строевыми приемами, зака­лить их физически и морально.

Задачи обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы

Задачами обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы являются:

- формирование морально-психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы;

- воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и ее Вооруженным Силам;

- изучение гражданами основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства, о воинской обязанности и воинском учете, обязательной и добровольной подготовке к военной службе, о прохождении военной службы по призыву и в добровольном порядке (по контракту), о пребывании в запасе, о правах, обязанностях и ответственности военнослужащих и граждан, находящихся в запасе;

- приобретение навыков в области гражданской обороны;

- изучение основ безопасности военной службы, конструкции и правил обращения с боевым ручным стрелковым оружием, основ тактической, медицинской, строевой подготовки, вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск и населения;

- практическое закрепление полученных знаний в ходе учебных сборов;

- проведение военно-профессиональной ориентации на овладение военно-учетными специальностями и выбор профессии офицера.

В соответствии с совместным приказом Министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации № 96/134 от 24.02.2010 года подготовка граждан по ОВС в образовательных учреждениях предусматривает проведение на базе воинских частей 5-дневных (40 учебных часов) ежегодных учебных сборов в конце предпоследнего года обучения.

В ходе сборов изучаются: размещение и быт военнослужащих, организация караульной и внутренней служб, элементы строевой, огневой, тактической, физической и медицинской подготовки, а также вопросы радиационной, химической и биологической защиты войск. В процессе учебных сборов проводятся мероприятия по военно-профессиональной ориентации.

В соответствии с методическим письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 13 апреля 1999 г. № 16—51—64 ин/16—13 в образовательных учреждениях среднего профессионального образования учебная дисциплина "Основы военной службы" введена как самостоятельная, вне рамок "ОБЖ".

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 мая 2001 г. № 202 утверждена "Инструкция о подготовке граждан Российской Федерации по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования".

Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года

Состояние подготовки граждан к военной службе и тенденции ее развития

Существующая в настоящее время система подготовки граждан к военной службе в Российской Федерации во многом повторяет прежнюю, рассчитанную на 2-годичный срок военной службы по призыву и принципиально иные качественные и количественные параметры и структуру военной организации государства. Переход с 2008 года на годичный срок военной службы по призыву повлек за собой значительное повышение требований к качеству подготовки граждан к военной службе.

    Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере подготовки граждан к военной службе характеризуется рядом негативных факторов. К основным из них можно отнести:
  • снижение показателей состояния здоровья и физического развития большей части граждан, подлежащих призыву на военную службу. Доля граждан, ограниченно годных к военной службе, составила в 2009 году около 30 процентов;
  • отсутствие единого перечня требований к физической, психологической и интеллектуальной подготовленности гражданина к военной службе;
  • отсутствие федеральной системы подготовки граждан к военной службе, охватывающей все категории граждан начиная с дошкольного возраста;
  • недостаточные объемы физической нагрузки на занятиях по физическому воспитанию в образовательных учреждениях;
  • отсутствие преемственности программ физического воспитания в учреждениях образования различных типов и видов;
  • недостаточное развитие военно-прикладных видов спорта;
  • отсутствие органа, обеспечивающего координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и общественных организаций в системе подготовки граждан к военной службе.

Базовым фактором, определяющим способность гражданина проходить военную службу, является состояние его физического развития и здоровья.


Пособие разработано в полном соответствии с действующими учебными программами по основам военной службы общеобразовательных учреждений среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования, а также учебных пунктов организаций.

В пособии последовательно и в логической взаимосвязи изложен учебный материал по следующим темам:

· оборона государства как система мер по защите его целостности и неприкосновенности;

· Вооруженные Силы Российской Федерации как государственная структура, составляющая основу обороны страны;

· воинская обязанность – установленный законом почетный долг гражданина проходить службу в рядах Вооруженных Сил;

· военная служба – особый вид федеральной государственной службы;

· прохождение военной службы по призыву и по контракту;

· требования, предъявляемые к моральным и психологическим качествам военнослужащих;

· гражданская оборона – важная часть системы обороноспособности государства.

Приложение содержит основные нормативные правовые акты по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, прохождению альтернативной гражданской службы, перечень военных образовательных учреждений профессионального образования МО РФ и другие справочные материалы.

При разработке пособия учтены требования современных педагогических концепций, использованы материалы военно-дидактических и военно-психологических исследований.

Применение его в учебном процессе позволяет реализовать три основные функции обучения:

· образовательную (вооружение учащихся определенной системой знаний);

· воспитательную (формирование у учащихся качеств, необходимых для успешного выполнения воинского долга);

· развивающую (развитие интеллектуальных способностей учащихся).

В пособии раскрыты основные принципы, методы и формы военно-патриотического воспитания, представлены законы и положения о подготовке и призыве молодежи в Вооруженные Силы, рассмотрены основные моменты военной службы и предложены методические рекомендации по физической подготовке для юношей.

Данное учебно-методическое пособие предназначено учащимся и студентам, желающим знать законодательные документы призыва на военную службу и иметь совершенную физическую форму для достойной защиты Отечества. Также пособие рекомендуется преподавателям и организаторам, занимающимся подготовкой молодежи к военной службе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правовые основы военной службы. Статус военнослужащих.

Тип урока: комбинированный.

Цели: рассмотреть правовые основы военной службы и статус военнослужащего, расширить кругозор обучаемых, воспитывать чувство патриотизма и уважения к своей армии.

1. Организационная часть:

- проверка наличия обучаемых и готовность их к проведению занятия;

- проверка домашнего задания по тестовым карточкам;

- объявление темы и цели урока.

2. Основная часть:

2.1. Изучение нового материала.

Военная служба – это особый вид федеральной государственной службы граждан РФ по вооруженной защите Отечества.

Военная служба в России всегда считалась и считается почетной обязанностью и священным долгом, исключительным по своей важности и необходимости. Исполнение обязанностей военной службы в ВС РФ предусматривает непосредственное участие в боевых действиях, несение боевого дежурства, гарнизонной и внутренней службы, повседневную боевую подготовку. Основная задача военной службы – постоянная и целенаправленная подготовка к вооруженной защите или вооруженная защита целостности и неприкосновенности территории РФ.

Военная служба имеет ряд существенных отличий от других видов государственной службы. Она требует от военнослужащих полной самоотдачи, высокой профессиональной подготовки, особой ответственности за исполнение обязанностей. К гражданам, проходящим военную службу, предъявляются повышенные требования, особенно по состоянию здоровья, образовательному уровню, морально-психологическим качествам и физической подготовленности.

Повседневная деятельность военнослужащих, их жизнь, быт, несение службы, способы ведения боевых действий и принципы использования войск регламентируются уставами, которые подразделяются на боевые и общевоинские. Общевоинские уставы устанавливают общие для всех видов Вооруженных Сил положения, определяющие взаимоотношения между военнослужащими, их общие и должностные обязанности и права, порядок несения внутренней, гарнизонной и караульной служб, сущность воинской дисциплины, порядок выполнения строевых приемов и движения без оружия и с оружием. К общевоинским уставам относятся: Устав внутренней службы ВС РФ, Дисциплинарный устав ВС РФ, Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ, Строевой устав ВС РФ. Боевые уставы ВС РФ разработаны на основе положений нашей военной доктрины, опыта войн и уровня технического оснащения. Они содержат теоретические положения и практические рекомендации по использованию войск в бою.

На военнослужащих возлагаются конституционные, другие общегражданские обязанности, а также общие, должностные и специальные обязанности. Военнослужащий Вооруженных Сил РФ в служебной деятельности руководствуется требованиями законов, воинских уставов и не должен быть связан с деятельностью общественных, иных организаций и объединений, преследующих политические цели.

Военнослужащий, а также гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях:

а) участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов;

б) исполнения должностных обязанностей, приказа или распоряжения, отданных командиром;

в) несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда;

г) участия в учениях или походах кораблей;

д) нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью;

е) нахождения в служебной командировке; на лечении, следования к месту лечения и обратно; следования к месту военной службы и обратно;

ж) нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;

з) оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности;

и) участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.

Для военнослужащих устанавливается военная форма одежды и знаки различия, которые утверждаются Президентом Российской Федерации.

Военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы, а при необходимости и во внеслужебное время имеют право на хранение, ношение и применение оружия.

Статус военнослужащих

В соответствии с этим законом военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, которые установлены законами Российской Федерации. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, и некоторым ограничением их прав и свобод им предоставляются льготы, гарантии и компенсации.

Военнослужащие пользуются всеми правами и свободами наравне с другими гражданами. Однако с учетом особого характера обязанностей военнослужащих для них существуют определенные ограничения в общегражданских правах и свободах.

Так, право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания боевой готовности воинской части и обеспечения своевременности прибытия к месту службы.

При реализации права на свободу слова, выражения своих мнений и убеждений, военнослужащие не должны разглашать государственную и военную тайну, обсуждать и критиковать приказы командира. Военнослужащим запрещается участвовать в забастовках. Военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица, но они не имеют права отказываться от исполнения обязанностей военной службы по религиозным мотивам и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии. Военнослужащие в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Они могут состоять в общественных объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности в свободное от исполнения служебных обязанностей время.

Право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения военной службы. Характер служебной деятельности и перемещение по службе военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, определяется их квалификацией, а также служебной необходимостью. Военнослужащие не имеют права заниматься другой оплачиваемой работой, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности (если они не препятствуют исполнению обязанностей военной службы). Продолжительность служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, определяется распорядком дня воинской части. Им предоставляется ежедневно не менее восьми часов для сна и двух часов для личных потребностей, за исключением случаев, определенных общевоинскими уставами (боевое дежурство, внутренняя служба и др.). Дни отдыха предоставляются военнослужащим в выходные и праздничные дни, а если они заняты исполнением обязанностей военной службы, отдых предоставляется в другие дни недели. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, предоставляется один основной отпуск, продолжительность которого зависит от занимаемой должности. Так, для солдат и матросов, он составляет 20 суток, для сержантов и старшин – 30 суток. Продолжительность основного отпуска может быть увеличена в качестве поощрения, либо сокращена в порядке наказания на срок до пяти суток. Время, необходимое для проезда военнослужащего к месту проведения отпуска и обратно, в счет отпуска не засчитывается. Военнослужащим может быть предоставлен отпуск по личным обстоятельствам до десяти суток (в случаях тяжелого состояния здоровья или смерти близкого родственника, пожара или другого стихийного бедствия, постигшего семью или близкого родственника военнослужащего, и в других исключительных случаях).

Кроме общегражданских прав и свобод, военнослужащие имеют права, обусловленные военной службой. К числу таких прав относится право на материальное обеспечение в период нахождения на военной службе (денежное довольствие, продовольственное и вещевое обеспечение, предоставление жилых помещений).

В связи с выполнением воинских обязанностей гражданам предоставляются определенные преимущества, которые называются льготами. Так, им гарантируется предоставление жилых помещений. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, кроме матросов и старшин, находящихся на кораблях, размещаются в казармах, при этом в спальных помещениях на каждого человека должно приходиться менее 12 м3 объема воздуха. За военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, курсантами военных образовательных учреждений профессионального образования сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва на военную службу.

Охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий воинской службы и быта, а также системой мер по ограничению опасных факторов военной деятельности. Военнослужащие ежегодно проходят медицинское обследование, с ними проводятся лечебно-профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия.

Военнослужащие имеют право на обучение в военных учреждениях профессионального образования. За гражданами, призванными на военную службу в период обучения в государственных образовательных учреждениях, при увольнении с военной службы сохраняется право на продолжение образования в том образовательном учреждении, в котором они обучались до призыва. Граждане, уволенные с военной службы, пользуются преимущественным правом на поступление в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования.

Военнослужащие имеют право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным транспортом (кроме такси) при следовании в служебные командировки, в связи с переводом на новое место военной службы, к местам использования основного отпуска (один раз в году), на лечение и обратно, на избранное место жительства при увольнении с военной службы.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, имеют право на бесплатную пересылку писем, отправляемых воинскими частями. Бесплатно также пересылаются письма, адресованные по месту их военной службы.

Все военнослужащие, в том числе проходящие военную службу по призыву, имеют право на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд в порядке, установленном законодательством. При этом проходящие военную службу по призыву освобождаются от уплаты государственной пошлины за подачу жалобы в суд по вопросам, связанным с прохождением военной службы.

Читайте также: