Забастовки во франции доклад

Обновлено: 05.07.2024

В этом году отмечается 50-ая годовщина майских восстаний, когда студенческие демонстрации и общенациональные забастовки парализовали консервативные послевоенные правящие круги Франции, выдвинув леволиберальные лозунги. «Наполненный духом санкюлотов 1789 года протест по-французски – сначала забастовка, потом (намного позже) переговоры – выводит людей на бунт у посадочной платформы или к Эйфелевой башне, — говорит эксперт Telegraph Travel’s France Энтони Перегрин.

Французский сайт Alternatives-économiques утверждает, что статистика учитывает не все случаи забастовок как в государственном, так и в частном секторе. Он настаивает, что в действительности Франция ежегодно проводит больше забастовок, чем другие развитые европейские страны, включая Великобританию, Германию и Швецию, а в последние годы их количество только растёт.

Курт Вандейл из Европейского института профсоюзов сообщает The Local, что, несмотря на то, что в последнее время Греция и Испания возглавили списки бастующих, Франция, как и в 2009 году, занимает первое место в рейтинге. И хотя статистика не окончательна, можно с уверенностью сказать, что репутация, по крайней мере, заслуживает внимания.

Основная причина, по-видимому, связана с исторически сложившимся взаимоотношением между работодателем и подчинёнными. Историк Сиро говорит, что, хотя в других странах Северной Европы забастовки, как правило, устраиваются вследствие неудачных переговоров, во Франции протестные акции обычно предшествуют переговорам или проводятся одновременно. Поэтому некоторые профсоюзы играют мускулами, призывают к забастовке, проводят публичный протест, и только потом садятся за переговоры. Чаще всего правительство твёрдо гнёт свою линию и отказывается их вести, пока не начинается забастовка, как это происходило во время апрельской стачки железнодорожников.


Стоит также отметить, что французская общественность понимает, что забастовки — вынужденная мера для защиты прав трудящихся. В то время как в Великобритании забастовщики часто сталкиваются с неодобрением со стороны широкой публики, во Франции народное мнение сводится к тому, что это необходимо для общего блага. Однако порой эмоции берут верх, и вспыхивают нешуточные страсти, как показывает приведённая ниже фотография.


Согласно данным ОЭСР (Организации Экономического Сотрудничества и Развития), только 11,2% французской рабочей силы являются членами профсоюза, что занимает 12-ю строчку в мировом рейтинге. Для сравнения в той же Великобритании 24,7% рабочей силы имеют профсоюзный билет.

Но даже не состоящие в профсоюзе французы готовы выходить с протестом на улицы. Сиро указывает, что рабочие получили право на забастовку в 1864 году, за 20 лет до того, как им разрешили объединяться, что и породило традицию уличного протеста.

Однако профсоюзы действительно играют важную роль, и конкуренция между ними порой проходит ожесточённо. Профсоюзные организации, такие как CGT (настроенные радикальнее немецких или скандинавских), стараются получить поддержку от разочарованных рабочих, чтобы они охотнее принимали участие в своих акциях.

Ги Гру, руководитель исследования во французском аналитическом центре CNRS, в интервью журналу Slate, указывает, что отсутствие во Франции принятой во многих странах культуры коллективных переговоров является дополнительной причиной частых забастовок.

Ещё одно отличие, о котором упоминает Курт Вандейл, заключается в том, что в других странах после окончания переговоров, когда подписаны все соглашения, профсоюзы не могут призывать к забастовке.

Ануфриева О.К., Богданова В.С.

Забастовки во Франции: причины их возникновения и их последствия

Франция известна во всем мире красотой и разнообразием своих пейзажей, богатой культурой и бесконечными забастовками. В самом деле, если с понедельника по среду во Франции бастуют сотрудники железнодорожного транспорта и контролеры в поездах, то в четверг по улицам города дефилируют преподаватели средней школы, а в выходные – дальнобойщики.

Право на забастовки было введено во Франции еще в 1864 году, а с 1971 года оно было закреплено в Конституции. И, по правде говоря, французы не упускают ни одной возможности воспользоваться этим правом. Отметим, что забастовка во Франции – это всегда забастовка госслужащих. Оно и понятно: забастовка преподавателей средней школы произведет на население гораздо большее впечатление, чем выступление сотрудников частного завода в каком-нибудь забытом Богом французском департаменте. Нужно учитывать, что французы не могут похвастаться умением вести диалог с государственными инстанциями, и поэтому они предпочитают пускать в ход угрозу полного прекращения работы. Со временем государство нашло компромисс с профсоюзами, был принят закон об обязательной минимальной работе в ходе забастовок сотрудников общественного транспорта и средних школ. Пусть на масштабы и сроки забастовок этот закон никак не повлиял, он все же немного облегчил участь жителей и гостей столицы.

Во Франции в четверг 10 января 2013 года прошла общенациональная забастовка таксистов. Они протестуют против недобросовестной конкуренции, которая губит их профессию, а также против либерализации рынка услуг медицинского транспорта, на котором работают таксисты.

В Нанте, мэром которого был премьер-министр Франции Жан-Марк Эро, в манифестации приняло участие не менее 800 таксистов, собравшихся со всего западного региона (Бретани, Пэи-де-ла-Луар, Пуату-Шаранты). В Лионе колонна протестующих насчитывала 250-300 автомобилей. В Тулузе из-за акции таксистов сильно затруднено движение в городе и в районе аэропорта.

Первая массовая манифестация бюджетников со момента избрания Франсуа Олланда на пост президента Пятой Республики прошла 31 января, незадолго до начала обсуждения размера заработной платы бюджетным работникам, намеченного на 7 февраля.

Сотни манифестаций прошли 31 января по всей Франции. Каждый третий учитель начальной школы в этот день принял участие в забастовке.

Как утверждают профсоюзы, покупательная способность бюджетников во Франции снизилась на 10% за 10 последних лет. Каждый пятый бюджетник живет на минимальную заработную плату. При этом, повышение зарплаты бюджетникам на 1% будет стоить французскому государству 1 млрд 800 евро, в то время как правительство заявило о своем намерении сократить бюджетные расходы на 10 млрд.

Постоянные забастовки во Франции приносят стране ежедневный убыток около четырехсот миллионов евро. Постоянные аресты и столкновения демонстрантов с полицией грозят также имиджу страны во всем мире.

Львиная доля убытков приходится на химическую промышленность. Но из-за перебоев в работе транспорта также сильно пострадали туризм и торговля.

Каждый год в Париж приезжают десятки тысяч гостей со всего мира. Туризм - одна из основных статей дохода городской казны. В отрасли занят каждый десятый парижанин. Но в из-за забастовок транспорт во французской столице работает с перебоями. Передвигаться по городу очень трудно, и многим это портит каникулы.

Страдает не только туризм. Владельцы торговых лавок и ресторанов тоже несут убытки.

Но гораздо больших сумм недосчитываются транспортные компании. Французские железные дороги ежедневно теряют 20 миллионов евро. Не легче и автопредприятиям. Дальнобойщики устраивают на дорогах пробки в знак протеста. Горючее по-прежнему в дефиците. Рабочие блокируют крупнейшие нефтяные терминалы в портах и нефтеперерабатывающие заводы. В результате без топлива в стране осталась четверть заправок. А химическая промышленность каждый день несет убытки на 100 миллионов.

Для французской экономики, которая только-только начала оправляться от последствий кризиса, это, безусловно, удар. Дефицит бюджета страны и так достигает астрономической суммы в 160 миллиардов евро. А каждый день экономика Франции несет убытки еще на триста миллионов.


ТАСС-ДОСЬЕ. 8 декабря 2018 года во Франции прошел общенациональный день протеста против роста цен на автомобильное топливо, увеличения налогов и дороговизны жизни. Число принявших участие в манифестациях превысило 125 тыс. человек, были задержаны более 1700 человек, свыше 130 получили ранения. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о массовых протестах во Франции с 1968 года.

Социальный кризис в мае 1968 года, вошедший в историю как "Красный май", начался со студенческих выступлений в Париже и других городах, проходивших с ноября 1967 года с требованием реформы высшей школы. Постепенно конфликт студентов с университетскими властями перерос в волнения под левацкими и анархистскими лозунгами "Запрещено запрещать!", "Будьте реалистами - требуйте невозможного!" и др. 1 мая на улицы Парижа вышли 100 тыс. человек. 3 мая началось строительство баррикад, погромы и поджоги, столкновения с полицией. Наиболее ожесточенные стычки произошли в Париже 6 мая и в ночь с 10 на 11 мая. При разгоне митингующих применялся слезоточивый газ, несколько сотен человек получили ранения, более 1 тыс. были арестованы. Против действий властей с требованием освободить арестованных и удовлетворить их запросы выступили профсоюзы, социалисты, коммунисты и левые радикальные организации. 13 мая началась всеобщая забастовка, парализовавшая страну. В ней приняли участие около 10 млн человек (при населении примерно 50,5 млн). В отличие от студентов рабочие выдвигали конкретные требования по формуле "40 - 60 - 100" (снижение рабочей недели до 40 часов, выход на пенсию в 60 лет, минимальный оклад в 1000 франков), а также выступали с призывами об отставке президента Шарля де Голля. Манифестации прошли также в Марселе, Тулузе, Бордо, Лионе и др. городах. 24 мая к французам по радио обратился президент де Голль. Он обещал рассмотреть требования бастующих и провести реформы. 25 мая начались переговоры между профсоюзами, организациями предпринимателей и правительством. Власти и руководители предприятий пошли на уступки (в частности, зарплата была увеличена в среднем на 14%, продолжительность рабочей недели сокращалась с 45 до 40 часов). После заключения соглашения с профсоюзами забастовочное движение пошло на спад. 30 мая де Голль объявил о роспуске парламента и проведении досрочных выборов. В Париже прошла 500-тысячная демонстрация в поддержку правительства. 12 июня были запрещены все левацкие организации. С 14 июня полиция начала вытеснять студентов из захваченных ими вузов, а также рабочих с предприятий, не прекративших забастовку. Состоявшиеся в июле парламентские выборы принесли победу "Союзу защиты республики" де Голля как партии, противостоящей хаосу и анархии. Однако в апреле 1969 года, после неудачного референдума о региональной реформе, президент де Голль досрочно ушел в отставку. События 1968 года сравнивают с революцией, которая хоть и не привела к обрушению государства, но оказала решающее влияние на трансформацию власти и общества.

Осенью 1995 года во Франции началась всеобщая забастовка, которая стала ответом на планы правительства республиканца Алена Жюппе по увеличению срока выплат госслужащих в пенсионный фонд и отмене части их социальных льгот. По призыву профсоюзов несколько миллионов человек вышли на улицы. Несмотря на обострение обстановки, Жюппе объявил о начале структурной перестройки и частичной приватизации Национальной компании железных дорог (SNCF). Ответная забастовка железнодорожников и солидарные с нею выступления рабочих других отраслей поставили в ноябре 1995 года Францию на грань политического кризиса. После двух месяцев манифестаций правительству пришлось пойти на уступки - Жюппе отозвал пенсионную реформу, но некоторые изменения в социальном страховании были приняты. В результате протестов Франция потеряла 0,2-0,3% ВВП. В 1997 году на досрочных парламентских выборах победила Соцпартия, Жюппе ушел в отставку.

В октябре - ноябре 2005 года Франция вновь столкнулась с массовыми беспорядками. Выступления молодежи, в основном иммигрантов из Северной Африки, охватили ряд городов страны и носили одновременно социальный, криминальный и религиозно-этнический характер. Пик погромов пришелся на 7 ноября, когда ими были охвачены 17 департаментов (территориально-административная единица). В середине ноября протесты пошли на убыль. За это время было сожжено около 10 тыс. автомобилей, подожжены около 200 государственных учреждений, разгромлены магазины, рестораны, школы, библиотеки, церкви. Один человек погиб, более ста получили ранения. Общий ущерб оценивается в €200 млн. Полиция использовала пластиковые пули и слезоточивый газ. С 9 ноября 2005 года по 3 января 2006 года в стране вводилось чрезвычайное положение. Позднее эти события были определены как восстание этнической молодежи и городских низов.

В январе 2013 года в Париже прошла манифестация против легализации однополых браков. Протест объединил правоцентристскую оппозицию, националистов, консерваторов-традиционалистов и католическую церковь. Главным требованием было открытие общественных слушаний по вопросу возможной легализации однополых браков вплоть до организации общенационального референдума, а основным камнем преткновения стал вопрос о разрешении однополым парам усыновлять детей. Сторонники традиционных ценностей были недовольны тем, что руководство страны пытается осуществить реформу, затрагивающую фундаментальные основы общественных отношений. Массовые шествия и демонстрации состоялись в большинстве крупных городов Франции, а также в заморских департаментах. В них приняли участие от 340 до 800 тыс. человек. В свою очередь сторонники легализации однополых браков собрали в Париже от 125 до 400 тыс. человек. 18 мая 2013 года президент Франсуа Олланд подписал закон, разрешивший однополые браки с правом усыновления детей.

В середине марта 2016 года во Франции начались протесты и забастовки против неолиберальной реформы трудового законодательства, известной как "закон Эль-Хомри" (увеличение рабочей недели с 35 до 60 часов, упрощение процедуры увольнения). В них приняли участие от 60 до 150 тыс. граждан. К 31 марта они трансформировались в движение "Ночных стояний" (Nuit debout). Люди собирались на парижской Площади Республики, где появился палаточный городок. "Стояния" регулярно проводились и вне Парижа - в Лионе, Марселе, Нанте, Ренне. Позже к ним присоединились работники нефтеперерабатывающих заводов страны - часть НПЗ прекратили работу, на остальных рабочие блокировали доступы, автозаправки испытывали нехватку бензина. В конце мая к движению примкнули работники всех французских АЭС, а в июне - железнодорожники. Однако правительству все же удалось провести закон через парламент (была использована статья конституции, которая позволяет принять документ без обсуждения, но при этом парламент имеет право вынести на рассмотрение вотум недоверия кабинету министров). Он вступил в силу в августе 2016 года. Протесты продолжались до сентября, в них участвовали до 1,2 млн человек.

В сентябре - октябре 2017 года во Франции проходили массовые акции протеста против реформы трудового законодательства президента Эмманюэля Макрона (продолжение преобразований, начатых в 2016 году). Согласно ей, до 2022 года должны быть сокращены 120 тыс. из почти 5,6 млн госслужащих (причина - государственный долг страны, который в конце 2017 года составлял 97% ВВП, или 2,214 €трлн). Кроме сокращений она предполагает увеличение продолжительности рабочего дня, упрощение процедуры увольнения работников, снижение количества социальных гарантий для трудящихся, уменьшение роли профсоюзов в переговорах об условиях труда. В июне и августе 2017 года она была принята парламентом, в сентябре ее подписал президент. Организатором манифестаций был один из крупнейших национальных профсоюзов Франции - Всеобщая конфедерация труда. В них участвовали более 60 тыс. французов.

В апреле - июне 2018 года во Франции прошли забастовки госслужащих против трудовых реформ Эмманюэля Макрона, принятых в 2017 года. Начали забастовку сотрудники государственной железнодорожной компании SNCF в знак протеста против реформирования железных дорог (предлагается отменить особый статус работников этой отрасли, что приведет к потери льгот, среди которых автоматическое повышение зарплаты и досрочный выход на пенсию). Кроме того, SNCF предполагается приватизировать к 2023 году (ее долг составляет €46,6 млрд). Закон был принят парламентом в июне 2018 года, вступит в силу с 2020 года. Железнодорожники бастовали каждые два дня (в эти дни отмены поездов затрагивали более 4,5 млн пассажиров). Позже их поддержали сборщики мусора, сотрудники национальной энергетической компании и авиакомпании Air France. Они недовольны тем, что в сентябре 2017 года в трудовой кодекс страны были внесены изменения, резко упростившие процедуру увольнения работников и ограничившие роль профсоюзов при заключении трудовых контрактов. Сотрудники Air France также требовали роста зарплат на 6%. Кроме того, к ним присоединились студенты, протестующие против планов правительства ввести конкурс на поступление в бакалавриат и ограничить число мест в вузах.

В ноябре 2018 года Францию захлестнула новая волна массовых протестов. В этот раз они были организованы движением "желтых жилетов"(такую светоотражающую одежду носят французские водители). Это спонтанное движение без выраженного лидера сложилось в социальных сетях. Первоначально, причиной протестов послужило повышение цены на топливо (в 2018 году бензин подорожал на 15%, а дизель - на 23% и стоит около 1,5 евро). Затем к требованиям прибавились запрет на увеличение налогов (с 2019 года планируется повысить налог на бензин еще на 2,9%, на дизель - 6,5%), повышение минимального размера оплаты труда, снижение с 62 до 60 лет возраста выхода на пенсию, сокращение госрасходов на чиновников, ужесточение контроля за нелегальной миграцией и др. 1 декабря массовые митинги переросли в настоящие погромы - люди поджигали машины, били витрины и закидывали полицейских различными предметами (по данным мэрии Парижа, убытки составили €3-4 млн). В общенациональном дне протеста 8 декабря приняли участие 125 тыс. человек (в Париже - 2 тыс.), было мобилизовано около 89 тыс. сотрудников сил безопасности, в том числе 8 тыс. в Париже. Всего с 17 ноября в манифестациях в разных городах Франции приняли участие около 1 млн человек. Сотни получили ранения, четыре человека погибли. Президент Эмманюэль Макрон изначально не хотел идти на уступки, однако 4 декабря правительство объявило шестимесячный мораторий на повышение цен на топливо.

В 1968 году во Франции чуть не случилась очередная революция. А всё из-за того, что студентам-мальчикам запретили навещать студентов-девочек.

Как ни удивительно, но события, которые чуть не привели к кардинальной перемене в жизни всех французов, начались из-за того, что мужские и женские общежития в Нантере были открыты лишь для представителей соответствующего пола. Конечно, студентов не устраивали и условия жизни в целом, им не нравились состояние университета и методика преподавания, да и многие молодые французы хотели изучать на лекциях Маркса и Сартра. Но запрет на посещения стал последней каплей, а потому разозлённые студенты оккупировали административные здания.

фото 1.jpg

Студенческие забастовки и акции продолжились, молодые люди всё чаще дрались с полицией, кто-то уже начал возводить баррикады, но президент Шарль де Голль тогда ещё не придавал происходящему должного значения — очень зря, ведь в результате это непосредственно повлияет на его жизнь и карьеру. У де Голля на тот момент были другие проблемы, так что он поручил решение студенческого вопроса своим министрам. Но министры ничего не смогли сделать. А потом начался Красный май 1968 года.

Национальный Студенческий Союз Франции призвал к массовой забастовке. 1 мая 100 тыс. студентов, а также учителей и профессоров вышли на улицы Парижа с требованием 40-часовой рабочей недели и прочих благ. 2 мая декан факультета в Нантере объявил о прекращении занятий и исключении лидера бастующих Даниэля Кон-Бендита. Бравых французских студентов это не остановило, так что они отправились непосредственно в Сорбонну, чтобы уже там поддерживать огонь зарождающейся революции. 3 мая перепуганный ректор Сорбонны вызвал полицию, которая не стала церемониться и пустила в ход дубинки и слезоточивый газ. Молодые революционеры отбивались булыжниками. 4 мая Сорбонну закрыли, 5 мая многие студенты были осуждены, что привело к появлению Комитета защиты против репрессий. Уже не только в Париже, но и во всей Франции разгневанные молодые люди выходили на улицы. К ним присоединялись рабочие, которые вовремя поняли, что в творящемся беспорядке они могут улучшить своё положение. Французы же, привыкшие к такого рода событиям, радостно встречали революционеров, не особо понимая, что вообще происходит.

фото2.jpg

фото 3.jpg

24 мая президент выступил по радио и телевидению с речью, на которую, естественно, никто не обратил внимания. Министр Помпиду окончательно отчаялся и начал переговоры с профсоюзами и предпринимателями. Студентами и рабочими проблема не ограничилась, теперь происходящим хаосом воспользовалась и левая оппозиция, решившая навязать народу свои идеи и отхватить несколько мест в Национальном собрании.

Де Голль сдулся окончательно. Он уже ничего не понимал, близким старого генерала было больно на него смотреть, он выглядел абсолютно потерянным и сбитым с толку. Ещё несколько дней правительство пыталось что-то сделать, но всё было тщетно.

Май 1968 был очень странным в истории Франции. Конечно, рабочие значительно улучшили своё положение, но студенты, которые всё это начали, по большому счёту ничего не получили. Видимо, бунт и революция просто находятся у французов в крови, и периодически им надо устраивать разного рода беспорядки.

Читайте также: