Ювелирное ремесло на руси 3 класс доклад кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ювелирное искусство Руси производило впечатление как на мастеров древней Европы, так и на современных дизайнеров, которые все чаще заимствуют старинные техники и украшения для создания собственных шедевров.

Так, распространенные на Руси височные кольца и колты плавно трансформировались в крупные серьги, а обереги и гривны вошли в моду в виде кулонов, и все это совместно с техниками чернения, скани и перегородчатой эмали, которые используются по сей день.

Старинные техники

Ювелирное искусство Древней Руси издревле поражало европейцев, ведь на работу и отделку повлияли не только западные технологии - пересечение с восточными купцами также сыграло решающую роль в развитии русского мастерства. Правда, в отличие от изысканных геометрических узоров, которые чаще всего использовались на Востоке, русские дизайнеры смешивали различные техники, получая изделия с необычным колоритом.

Одним из самых известных направлений можно считать зернь, когда тысячи мелких металлических бусин наплавлялись на одно изделие, создавая волшебную игру света без использования драгоценных камней. При этом основы ювелирных работ выполнялись с помощью литья: для более дорогих и штучных экземпляров использовался воск, а для изделий массового потребления - каменные формочки.

Благодаря употреблению техники скани, накладной и ажурной, создавался легкий, динамический рельефный орнамент. В современном мире это называется филигрань, и в последнее время особым спросом пользуются браслеты с использованием подобной техники (например, в сезоне 2010 года такие вещи можно встретить у Sabrina's Wide Ornate Diamond CZ Brace). В XII веке, когда возросло производство вещей массового потребления, одними из наиболее распространенных работ стали гравирование и чернение по серебру, при этом темным делался только фон, тогда как сама картинка оставалась светлой. Это позволяло создавать изысканные и утонченные миниатюры.

Ювелирные эксклюзивы Древней Руси

Несмотря на то, что множество работ было утеряно во время татаро-монгольского нашествия, археологам удалось восстановить некоторые действительно уникальные ювелирные украшения. Например, колты (парные полые золотые и серебряные подвески, крепившиеся цепочками или лентами к головному убору), которые носили горожанки в XI-XIII веках, могут своей тонкой работой заинтересовать многих модниц. Особенно михайловские золотые колты, украшенные речным жемчугом и изображениями фантастических птиц с женскими головами в технике перегородчатой эмали.

Расцвет ювелирного искусства в XVIII веке

У каждого свой стиль, свои уникальные украшения, которые ценились как при дворе российского императора, так и среди королевских дворов других стран. При этом ювелирное искусство даже самых известных мастеров оставалось доступным русскому народу. Например, пасхальные яйца Фаберже, каждое из которых не похоже на другие, заказывал Император для себя и своей семьи, и при этом некоторые работы этого ювелира (сравнительно недорогие портсигары) могли позволить себе и менее обеспеченные люди. Современные российские дизайнеры не потеряли своей самобытности и уникальности, поэтому многие русские ювелирные украшения до сих пор высоко котируются на мировом рынке.

Ювелирное ремесло Ювелирное дело Древней Руси имеет большую историю и уходит сво

№ слайда 2

Ювелирное ремесло Ювелирное дело Древней Руси имеет большую историю и уходит своими корнями в крестьянский быт, быт древних славянских поселений. Первыми ювелирами были женщины. Среди большого количества работ по обустройству и украшению быта, они изготавливали также украшения для себя и обереги.

Процесс можно представь следующим образом – из провощенных шнуров женщины плели

№ слайда 3

Процесс можно представь следующим образом – из провощенных шнуров женщины плели разнообразные хитрые изделия, затем покрывали их глиной, высушивали и помещали в печь для отжига. Воск выжигался, а на его место заливали расплавленный металл – бронзу или серебро. В итоге получали красивые, достаточно вычурные украшения – по виду как бы сплетенные из проволоки. Это называется литьем по восковой модели. К литью добавляется чеканка и гравировка.

Каждое племя привносило в одни и те же ювелирные украшения что-то свое, характер

№ слайда 4

Ювелиры, или правильнее на то время – серебряных и золотых дел мастера – пересел

№ слайда 5

Ювелиры, или правильнее на то время – серебряных и золотых дел мастера – переселившиеся в города, встречались и осваивали новые техники и узоры, приходящие как с востока, так и с северных сторон. Однако собственный колорит мастера сохраняли всегда, с успехом объединяя новые знаниями и народные традиции, изготавливая всё новые украшения – это и короны, и диадемы, гривны, браслеты, пряжки, оклады книг и многое другое.

Спасибо за внимание

№ слайда 6

Ремесло – это производственная деятельность, основанная на изготовлении промышленных предметов с помощью мелкого ручного труда, преобладающая до развития машинного производства и сохранившаяся при нем.

ремесло это

Человека, который занимается профессиональным изготовлением предметов, называют ремесленником.

Что такое народное ремесло

Народным ремеслом называют предметы, которые изготовлены при помощи обычных подручных материалов и простых конструкций. Народные ремесла разнообразны своей творческой деятельностью, изделия изготавливаются своими руками и чаще всего из природных материалов или близких к ним (дерево, ткани, металл и пр.). Этот вид деятельности сформировался из домашнего ремесла, когда изготовлялись необходимые бытовые вещи. Как и искусство, народные ремесла развивались в зависимости от культуры, религии и иногда - политических взглядов.

История ремесла

Ремесло имеет долгую историю возникновения. Первобытные общины чаще всего занимались домашним ремеслом, изготовляя предметы из камня, кости, глины, дерева и т.д. Домашнее ремесло – это производство изделий, необходимых для ведения хозяйства. В некоторых местах и в наши дни это занятие имеет большое значение.

Позже люди начали вести оседлый образ жизни, появились ремесленники. Многие ремесленники работали на хозяйственных угодьях царей, храмов, монастырей и рабовладельцев (Древний Египет, Древний Рим, Древняя Греция и странах Междуречья). Изначально ремесленник работал один, но так как это давало маленький доход, мастера начали объединяться в группы. Эти группы назывались артелями и принимали заказы от населения. Некоторые из мастеров ходили по городам и селам, а другие жили и работали в одном месте. Промыслы и ремесла на заказ дали начало появлению и развитию городов как центров ремесленных работ и торговли. До наших дней во многих населенных пунктах сохранились названия улиц, указывающих на место работы того или иного мастера. Например, Гончарная – на ней было организовано производство изделий из глины, Кожевенная – обработка кожи, производство кожаных изделий, ремонт обуви, Кирпичная – производство кирпичей.

В Средние века появилась форма профессионального ремесла. В городах появился новый социальный слой – это городские ремесленники. Главными отраслями городского ремесла были: изготовление предметов из металла, сукноделие, производство изделий из стекла и пр. Городские мастера располагали такими привилегиями, как городское право, ремесленные цеха, собственная свобода.

русские ремесла

С приходом промышленного переворота многие виды ремесел утратили свое первенство в производстве, на фабриках и заводах стали использовать машины. Сегодня ремесленники сохранились в отраслях, которые обслуживают личные нужды клиентов, и в изготовлении дорогостоящих художественных изделий (сапожники, портные, ювелиры, художники и др.).

История развития ремесел в России

Население русских городов в основном состояло из ремесленников. Большая часть из них занималась кузнечным производством. Позже из кузнечного дела образовалось слесарное. Его продукция пользовалась большим спросом в Европе. Производство оружия выделило мастеров по изготовлению луков, ружей, колчанов и т.д. Доспехи русских ремесленников считались на порядок выше турецких, сирийских и итальянских.

По сведениям из летописи, в 1382 г. на Руси уже имелись пушки. В 14 веке сформировалось литейное дело (литье колоколов). С нашествием монголов производство пришло в упадок.

Ювелирное мастерство обслуживало потребности аристократии. Сохранившиеся изделия (иконы, золотые пояса, посуда, переплеты книг) свидетельствуют о высоком профессионализме ювелирных мастеров в области гравировки, художественного литья, ковки, черни и чеканки. В 14 веке началась чеканка монет в нескольких русских княжествах, что образовало денежное ремесло. На рынок и широкий круг заказчиков было рассчитано кожевенное, сапожное и гончарное ремесла. Из глины делали разнообразную посуду, игрушки и строительные материалы. Кроме того, в Москве и других городах строились каменные церкви (преимущественно из белого камня) и устанавливались башенные часы с боем.

Труды мастеров внесли большой вклад в восстановление разрушений после татаро-монгольских завоеваний. Русские ремесла повлияли на подготовку экономических предпосылок в создании русского централизованного государства.

народные ремесла

С 1917 года число ремесленников в России резко снизилось, они объединились в промысловую кооперацию. Однако и сейчас русские ремесла включают несколько всемирно известных народно-художественных промыслов.

Различные типы и виды ремесел

Виды ремесел образуются от материала, из которого изготовлен предмет. С давних пор люди знают такие ремесла, как:

  • Кузнечное.
  • Плотницкое.
  • Ткацкое.
  • Гончарное.
  • Столярное.
  • Прядильное.
  • Ювелирное.
  • Пекарное.
  • Кожевенное.

виды ремесел

Кузнечное дело

Кузнечное ремесло - это одно из первых занятий, появившихся на Руси. Люди всегда удивлялись, наблюдая за работой кузнеца. Они не могли понять, как из серого металла мастер делал такие изумительные предметы. У многих народов кузнецы считались чуть ли не волшебниками.

Ранее кузнечное ремесло требовало особых знаний и специально оборудованной мастерской с множеством инструментов. Металл выплавляли из болотных руд, которые добывались весной и осенью. Древнерусские кузнецы изготавливали для земледельцев серпы, сошники, косы, а для воинов - копья, мечи, топора, стрелы. Кроме того, в хозяйстве всегда нужны были ножи, рыболовные крючки, ключи и замки, иглы и т.д.

кузнечное ремесло

В наши дни технический прогресс несколько изменил и усовершенствовал кузнечное ремесло, но оно все еще востребовано. Художественной ковкой украшают офисы, квартиры, загородные дома, парки, скверы, особенно она востребована в ландшафтном дизайне.

Ювелирное ремесло

Ювелирное ремесло - одно из самых древних в истории человечества. Изделия из золота, серебра и драгоценных камней с давних времен считались признаком власти и богатства аристократического класса. Еще в 10 - 11 веках ювелирные мастера славились своим талантом по всей Европе. Люди с давних времен являлись страстными поклонниками украшений. Изготовлялись бусы из драгоценных металлов или цветного стекла, подвески с различными рисунками (обычно зверей), серебряные височные кольца, которые подвешивали к головному убору или вплетали в прическу, кольца, колты и т.д.

промыслы и ремесла

В наши дни население в связи с ростом благосостояния все больше и больше нуждается в высокохудожественных ювелирных изделиях.

Гончарное ремесло

Известно, что с 10 века на Руси производили глиняную посуду. Делалось это вручную, и в большинстве женскими руками. Для увеличения прочности и долговечности изделия к глине подмешивали мелкие раковины, песок, кварц, гранит, а иногда растения и осколки керамики.

Немного позже появились гончарные круги, что облегчило работу гончарам. Круг приводили в движение рукой, а потом ногами. В это же время гончарным делом стали заниматься мужчины.

гончарное ремесло

Промышленных масштабов гончарное дело достигло в 18 веке. В Петербурге, а немного позже и в Москве появились керамические фабрики.

Предметы, изготовленные современными гончарами, все так же восхищают. Сегодня гончарное ремесло - это популярное занятие во многих областях России, а спрос на керамические изделия ручной работы постоянно возрастает.

Ювелирное дело по праву относится к категории наиболее престижных творческих профессий, чьи секреты мастера тщательно хранят и бережно передают из поколения в поколение. А за уникальные шедевры, изготовленные именитыми ювелирами, обеспеченные люди готовы платить огромные деньги.

Ювелирное дело. Древнеегипетские пектораль и ожерелье принцессы Ситатхориунет, XIX век до н. э.

Особенности ювелирного дела

Ювелирное дело — это особое искусство, в котором мастер, наделенный незаурядным талантом, способен превращать дорогостоящие материалы в произведения, имеющие не только денежную, но и значительную художественную ценность.

Ювелирное дело. Золотая диадема-венок из Одрисского царства, IV век до н. э.

К наиболее распространенным материалам, используемым для создания предметов ювелирики, можно причислить:

  • драгоценные металлы (золото, серебро и платину); (алмазы, сапфиры, изумруды, рубины, жемчуг);
  • полудрагоценные камни (янтарь, бирюзу, аметисты, топазы, опалы).

Ювелирное дело. Этрусская серьга в форме дельфина, V век до н. э.

Всевозможные ювелирные изделия можно разделить на следующие основные группы:

  • элементы художественной отделки холодного и огнестрельного оружия;
  • предметы быта (оклады книг, сосуды, посуда, шкатулки, часы, футляры);
  • предметы культового назначения (кресты, реликварии, оклады икон и священных книг, лампады, дарохранительницы, дароносицы);
  • предметы фалеристики и медальерики (ордена, медали, памятные знаки);
  • украшения (браслеты, броши, бусы, цепочки, гребни, диадемы, запонки, медальоны, кольца, колье, кулоны, ожерелья, перстни, серьги, тиары).

Ювелирное дело. Древнегреческая ажурная сетка для волос, IV-III века до н. э.

Мастера-ювелиры используют в своей работе разнообразные техники художественной обработки металлов и камней, в том числе:

  • ковку;
  • литье; ;
  • тиснение;
  • резьбу;
  • гравировку;
  • чернь;
  • эмаль; ;
  • травление;
  • вальцовку;
  • полировку;
  • шлифовку;
  • огранку;
  • гибку;
  • пайку;
  • закрепку.

Ювелирное дело. Сирийский золотой браслет, IV век до н.э.

Уникальной особенностью ювелирного дела является возможность многократного использования драгоценных металлов для производства изделий путем переплавки лома. Это часто становится причиной безжалостного уничтожения уникальных шедевров, обнаруженных искателями кладов и похищенных грабителями.

Ювелирное дело. Византийское колье, VI-VII века

История ювелирного дела

История ювелирного дела насчитывает более 5 тысяч лет, именно таким возрастом датируются самые ранние художественные изделия из золота, найденные на территории современного Египта. В те далекие времена местные мастера уже умели изготавливать всевозможные украшения из благородного металла, в том числе, браслеты, нагрудники, ожерелья и погребальные маски фараонов.

Ювелирное дело. Вавилонские золотые серьги с клинописными надписями, XXI век до н. э.

В последующие несколько тысячелетий ювелирное дело из Египта распространилось в соседние регионы — на Ближний Восток и в Междуречье. Здесь весомых успехов в художественной обработке драгметаллов и камней достигли мастера Ассирии, Шумера и Вавилона.

Согласно достоверным историческим источникам, самые ранние упоминания об ювелирных произведениях древнегреческих мастеров датируются XIV веком до нашей эры. Наивысшего расцвета оно достигло в классический период истории Эллады — в V-IV веках до н. э. Древние греки первыми научились создавать украшения из изумрудов и жемчуга, а также добились потрясающих успехов в изготовлении гемм (камей и инталий) для медальонов, перстней-печаток и амулетов.

Ювелиры Древнего Рима унаследовали традиции соседей-греков и дополнили их собственными уникальными наработками. Они начали широко использовать золото и драгоценные камни не только для нательных украшений, но и при изготовлении мебели и других предметов интерьера. Но после падения Рима под натиском варваров в конце V века многие секреты мастеров были надолго утрачены.

Ювелирное дело. Римский золотой перстень с портретом императора Коммода, II век

В Византийской империи после принятия христианства ювелирное искусство на многие столетия было монополизировано церковью. Неизвестные мастера в огромных количествах изготавливали разнообразные предметы культа для храмов, а также оклады икон и священных книг. Аналогичным образом события развивались в Средневековье на территории всей Западной Европы.

Ювелирное дело. Карл Фаберже. Ювелирное украшение аграф, начало ХХ века

Только в XIII веке, на заре эпохи Возрождения, в парадном убранстве высшей европейской знати вновь стали появляться ювелирные украшения. В обществе начали распространяться идеи гуманизма, а вместе с ними быстро развивались все виды искусства, в том числе и ювелирное дело. Ношение пряжек, перстней, ожерелий и поясов, украшенных драгоценными камнями, вошло в моду, а профессия ювелира вновь стала широко востребованной в обществе.

Ювелирное дело. Декоративный гребень в стиле ар-нуво, 1902

В эпоху Великих географических открытий (конец XIV — конец XVII веков) европейцы наконец смогли познакомиться с образцами ювелирного искусства из других регионов Земли. Моряки, а затем и искатели приключений начали привозить из Африки, Индии и Китая изделия местных ювелиров. В то же время, огромное количество уникальных шедевров из золота доколумбовых цивилизаций Америки были переплавлены испанскими конкистадорами в монеты и слитки.

Ювелирное дело. Густинус Амбрози. Памятник Даниэлю Сваровски в Ваттенсе, 1960

В последующие столетия ювелирное дело вместе с другими видами искусства переживало периоды взлета и падения, сменяли друг друга разнообразные стили, появлялись новые техники и материалы. В XIX веке началось массовое промышленное производство ювелирных изделий, тогда же были образованы всемирно известные ювелирные компании — французская Cartier, американская Tiffany & Co и австрийская Swarovski AG.

Ювелирное дело. Часы Cartier из серии Pasha de Cartier, 1980-е

Самые известные мастера ювелирного дела

Имена подавляющего большинства искусных ювелиров древности навсегда утрачены для потомков и лишь немногие из них знакомы узкому кругу специалистов. Весомый вклад в мировую культуру внесли многие творческие личности, работавшие с драгоценными камнями и металлами. И все же, к числу самых известных мастеров ювелирного дела относятся:

    (Karl Faberge) — российский ювелир немецкого происхождения, основатель знаменитой династии мастеров по изготовлению пасхальных яиц для императорской семьи Романовых. На создание одного шедевра у команды мастеров под руководством Карла Фаберже уходил целый год, зато каждое яйцо и сегодня представляет собой огромную художественную ценность.
  • Чарльз Льюиз Тиффани (Charles Lewis Tiffany) — учредитель огромной транснациональной ювелирной компании, названной его именем. Тиффани был не только талантливым ювелиром, но и успешным предпринимателем, а стоимость созданной им компании сейчас составляет более 16 миллиардов долларов. (Daniel Swarovski) — австрийский инженер, создавший всемирно известную компанию по обработке драгоценных камней — лидера мирового рынка граненого хрусталя. Кристаллы Swarovski в наши дни используют лучшие дизайнеры и модельеры при разработке элитных коллекций одежды.
  • Луи-Франсуа Картье (Louis-François Cartier) — французский ювелир, основатель фирмы Cartier и огромной сети специализированных магазинов по всему миру. Всемирную известность его компания приобрела позже, благодаря разработке его внуком часов, украшенных драгоценными камнями.

Ювелирное дело. Фирменный магазин Tiffany & Co в Гонконге, XXI век

В наши дни ювелирное дело по-прежнему остается востребованным видом искусства. Уникальные шедевры древних мастеров украшают залы лучших музеев мира и частные коллекции богатейших людей нашей планеты. А обычные люди по мере возможностей покупают ювелирные изделия массового производства для себя и близких.

В конце 15 и начало 16 века для России наступил важнейший период. Закончилось время монголо-татарского ига, образовалось централизованное государство. Москва стала центром политической, экономической и культурной жизни страны. Придворные церемонии требовали пышного оформления, что стало стимулом для быстрого развития ювелирного дела.

Со всех концов земли русской в столицу приехали художники, резчики,оружейники, вышивальщицы и литейщики. Кроме русских мастеров также трудились и иностранные ремесленники разных специальностей. При Иване IV Грозном их стало особенно много, образовалась Немецкая слобода. Сотрудничество русских и западноевропейских мастеров оказало огромное влияние на ювелирное искусство России того времени. При этом творчество московских ювелиров сохраняло национальный характер.

Работы российских ювелиров можно было видеть во время особых посольских церемоний, которые были установлены Иваном Грозным и просуществовали вплоть до конца 17 века лишь с некоторыми изменениями.

Иностранцы, посещавшие Россию оставили в своих записках восторженные отзывы о работе московских ювелиров. Роскошь атрибутов царской власти-золотого скипетра, осыпанного драгоценными камнями, богатейшая порфира, золотая диадема и трон русского царя, приводили иностранцев в неописуемый восторг. А золотые одежды прислужников, которые те меняли во время обеда по три раза, вызывала изумление и зависть. Вообще, царский двор и при следующих царях отличался пышностью и роскошью.

В русской истории периоды подъема чередовались со спадом. Пример тому -польско-шведская интервенция начала 17 века при которой кремлевские хранилища были изрядно опустошены. В конце 1612 года, когда враги были изгнаны, началось постепенное возрождение.

Рассвет ювелирного искусства

С приходом к власти Михаила Романова, работа кремлевских мастеров быстро наладилась, а во второй половине 18 века наступил рассвет ювелирного искусства России . Кремлевские мастерские представляли собой своеобразную русскую академию художеств в которой работали талантливые мастера разных специальностей, приехавшие в столицу из многих городов Русского государства.



Кремлевские ювелиры и ремесленники были людьми привилегированными и богатыми, однако условия труда мастеров золотого и серебряного дела были очень тяжелыми. Им приходилось много работать, а жалованье их было от 8 до 20 рублей в год, лишь некоторые получали до 40 рублей. Такой заработок считался очень низким, его не хватало даже на самое необходимое. Но даже в таких тяжелых условиях русские ювелиры создавали вещи, которые и сейчас поражают своим уровнем исполнения и красотой.

Украшения национальной одежды

В Древней Руси особенно славилась парадная национальная одежда, богато украшенная, причем как женская, так и мужская. С длинными рукавами, широкой в подоле, не оставлявшая открытых участков тела, и скрывавшая фигуру, такая одежда украшалась нашивными или пристегивающимися драгоценностями из золота и серебра. Орнамент был выполнен из камней,жемчуга, эмали и черни в сочетании с драгоценными тканями, что создавало впечатление сказочного богатства. Украшения бережно хранили, перешивая со старых на новые платья.

одежда русская 17 век Ювелирное искусство России 16 17 век


Со второй половины 17 века особо ценным украшением считалось кружево, которое крепили на разные части одежды-подол, рукава, воротник. Такое кружево представляло собой сверкающие полосы, составленные из ажурных золотых или серебряных пластинок-запон с драгоценными камнями и эмалью. До наших дней, к сожалению, дошли не все уникальные изделия.

Особое место в одежде того времени, занимали пуговицы. Они были необычны и очень высоко ценились, составляли обязательный элемент украшения древнерусской одежды. Изготавливались из золота и серебра, отличались большим разнообразием форм и размеров. Включались в опись имущества людей разных сословий, им велся строгий учет.



Например, в московском Историческом музее можно посмотреть на коллекцию пуговиц самых разнообразных вариантов. Здесь представлены - гладкие, миндалевидные, в форме шара и еловой шишки, чешуйчатые, чеканные, усыпанные изумрудами, рубинами и жемчугом пуговицы. Они играли роль украшений довольно долго ими украшались шубы и головные уборы.

Ювелирные украшения России 16-17 веков.

Особое место среди ювелирных украшений на Руси отводилось -серьгам. Их делали в огромном количестве, поэтому в 16-17 веках появились мастера-сережники. Их носили как женщины, так и мужчины, только последние надевали одну серьгу. Кольца и перстни в особом почете были у русских царей, которые надевали их на все пальцы. В 17 веке специально для их хранения стали изготавливаться специальные ларцы. Русские перстни были массивными, литыми, украшенные эмалью и с одним камнем. Иногда перстни использовались в качестве печати, вырезанными на драгоценных камнях.



Новая эра для использования драгоценных камней началась с открытием самоцветов на Урале и в Сибири. В долинах рек стали находить множество разнообразных камней: бериллы, аметисты, халцедоны, цветные яшмы, яркие агаты, турмалины и другие камни. Именно с Уралом связано начало ограночного и камнерезного дела.

Начало рассвета

Восемнадцатый век для России был очень значимым, практически все сферы жизни общества почувствовали на себе реформы Петра I. В первую очередь радикальные изменения произошли во внешнем облике людей, речь идет об одежде и следовательно о украшениях.

В 1712 году столицей России становится Санкт-Петербург. Из мастерских Московского Кремля, для обслуживания царского двора, были переведены мастера золотого и серебряного дела. Продолжали пребывать в Россию многочисленные иностранные ювелиры. В своих записках они писали, что изумлены российскими дамами, которые даже в частной жизни никогда не выезжали, не увешанные драгоценными уборами.



В 1722 году выходит указ, согласно которому все ремесленники-ювелиры объединялись в две организации: цех иностранных мастеров и цех русских. Разграничений между ними почти не было, иностранные мастера брали к себе в ученики русских, а сами не редко принимали русское подданство и работали в русских цехах.

Ювелирные модные украшения 18 века.


В 18 веке мода в России стала серьезно занимать как женское, так и мужское население. В конце века появились первые модные журналы, а до этого времени идеями в нарядах делились при помощи рассылки кукол, одетых по последнему стилю их называли куклы-пандоры. В 18 веке появляется такое понятие как ювелирный гарнитур. Они изготавливались по единому замыслу и включали в себя -колье, серьги, кольца, браслет, шпильки или заколки для волос. Некоторые шпильки и заколки для волос закреплялись на специальных пружинках и при малейшем покачивании головой они начинали подрагивать, это было очень модно.


Дорогостоящим и редким украшением считались часы. Обычно их привозили, а заграничный механизм уже русские мастера вставляли в корпус. Оригинальным украшением были подвесные ароматники в форме маленьких флаконов, плодов, разных бытовых предметов и предназначались для душистых веществ. Ароматники и часы были обязательным украшением мужского кафтана и дамского корсажа вместе с другими безделушками: медальонами, брелоками, несессерами.

Подвешивали их на широкой цепочке с большим крючком у пояса. Некоторые модники подвешивали сразу несколько часов, густо осыпанных драгоценностями, украшенными эмалью, чеканкой или инкрустацией.

Женские штучки…

К модным украшениям можно отнести медальоны, броши с миниатюрными портретами на эмали, кольца. Особенным спросом в последней четверти 18 века пользовались модные портретные миниатюры. Такие миниатюрные портреты можно было спрятать в табакерку, вделать в кольцо, ожерелье, или положить в шкатулку.


Но самыми популярными и любимыми украшениями были серьги и перстни. Серьги имели богатую форму с одной или двумя подвесками в виде розетки с драгоценными камнями, грушевидной формы с бантом, усыпанными бриллиантами и алмазами, которые были в то время самыми модными в высшем обществе.


В дорогих кольцах того времени преобладали изумруды, крупные граненые аметисты, обрамленные алмазами, рубины, бриллианты в ажурных гнездах. В серебряных кольцах использовались цветные стекла.

Серебряные пояса из небольших звеньев, украшенных орнаментом в виде листьев, птиц и завитков, пряжки для ботинок прямоугольной или овальной формы, украшенными стразами и камнями, цепочки в виде лент и это далеко не полный перечень украшений, которые широко использовались модницами 18 века.

Интерес к драгоценным камням.

Восемнадцатый век стал временем повального интереса к драгоценным камням, а с ним пришло глубокое понимание их эстетической ценности. Увлечение минералогией стало всеобщей болезнью. Именно тогда стали организовываться специальные экспедиции на Урал. В то время там были открыты уникальные месторождения топазов, аметистов, изумрудов , александритов и других самоцветов. Все это стало толчком к образованию камнерезного дела в стране.

Одежда и предметы ювелирных украшений России 19 века.

В 19 веке женщина намного превзошла мужчину в мире яркой моды. Если до 19 века мужчина был эдакий павлин на предмет нарядности одежды и аксессуаров, то в начале следующего века лидирующее положение заняла женщина. В конце 18 века одежда дворянства стала освобождаться от чрезмерной сложности и приобрела более строгий вид. Изменился наряд женщин: исчезли пышные элементы, вычурный силуэт платьев, прически стали менее экстравагантными. Зато женщины дали волю фантазии в направлении вариантов одежды.

Парадные украшения включали много камней, парюр для волос, гребни, ожерелья, серьги, браслеты, колье, диадемы, пряжки, кольца и т.д. Для небольших визитов и приемов на дому набор украшений был попроще. Обычно женщины надевали кольца, броши, браслеты, цепочки т.е. обычные вещи и в меньшем количестве. Например, к повседневным украшениям относились:брошки с флорентийской мозаикой, серьги с полудрагоценными камнями и другие повседневные недорогие изделия.



Для мужчин считалось дурным тоном ярко одеваться и украшаться. Свое материальное благополучие они выражали через женщину, которая стала как бы рекламой благосостояния и положения своего мужа в обществе. В 19 веке мода на разные стили быстро менялась, но русские женщины быстро реагировали на вызовы классицизма, сентиментализма, романтизма и других стилей.

Как менялось ювелирное искусство в России

К концу века мода на драгоценности почти упала. Женские туалеты стали крайне демократичными и упрощенными. В моду вошли, например, блузки и юбки с широкими кушаками. Понятно, что такие наряды совсем не сочетались с дорогими украшениями. Перечень драгоценных предметов заметно стал короче, они практически исчезли из повседневной жизни, появлялись лишь во время балов и праздничных церемоний.



Ювелирное искусство в России в начале 19 века претерпевает заметные изменения. Изготовление произведений прикладного искусства переходит на механическое, вытесняя ручной труд. Появляются крупные фабрики с новым механическим оборудованием, большим штатом мастеров разных специальностей. Появились ювелирные артели, а индивидуальных мастеров осталось совсем мало.

При всех своих минусах в ювелирном деле, появились и свои плюсы. Это поиски новых художественных направлений, расширение ассортимента, увеличение числа продукции, усовершенствование технических приемов обработки драгоценных материалов. Положительным моментом остается и тот факт, что традиционные приемы не забывались, продолжала существовать техника эмали, которую использовали при изготовлении браслетов, лорнетах, брошах, табакерках, по прежнему развивалась техника филиграни.



В это же время началось вытеснение иностранных мастеров, т.к. они не оказывали большого воздействия на русское ювелирное искусство, но не стоит забывать и о том, что иностранцы знакомили русских мастеров с европейским ювелирным искусством.

Массовое производство ювелирных изделий в России.

Спрос на украшения и различные предметы художественного производства вполне удовлетворялся изделиями, которые выпускали русские предприятия. Довольно значительным был вывоз российских ювелирных украшений за рубеж. 19 век стоит отметить как начало расцвета международной торговли и не только в ювелирном производстве.



Что касается минусов массового производства, так это то, что произошло снижение художественного уровня изделий и упадок творчества мастера, особенно это коснулось провинций, мастерам которых трудно было конкурировать с продукцией столичных фирм. Резкое снижение качества художественной промышленности вызвало беспокойство у многих деятелей искусства, в частности и у ювелиров.



Выходом из создавшейся ситуации стало взаимодействие искусства и промышленности. Это оказалось по силам крупным ювелирным объединениям, которые стали создаваться в Москве и Петербурге. Фирмы Овчинникова, Фаберже, Морозова, Сазикова, Хлебникова Грачева имели свои филиалы и в других городах.

В них были объединены мастера высокого класса, работавших как в общеевропейских стилях, так и в чисто русском. Русские изделия часто выставлялись на международных выставках, в том числе и на Всемирной выставке в Париже в 1889 году, где получили высокую оценку и признание.

Читайте также: