Юридические традиции в россии доклад

Обновлено: 05.07.2024

Цель работы – рассмотреть взаимосвязь права и традиций в российском и зарубежном правовом поле.
Задачи:
- выявить место традиции в истории правовой мысли;
- обосновать понятие права как феномена общественной жизни;
- установить взаимосвязь традиций и права в современном правовом аспекте;
- сделать выводы по результатам работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Традиции в истории правовой мысли………………………………….5
Теория традиции………………………………………………………………5
Формирование традиций в России…………………………………………..8
Процесс институционализации……………………………………………..11
Глава 2. Право как феномен общественной жизни……………………………15
2.1 Понятие права………………………………………………………………..15
2.2 Генезис права………………………………………………………………. 20
2.3 Законы и обычаи в правовых традициях Запада-России-Востока…………………………………………………………………………. 25
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………. 37

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

Глава 1. Традиции в истории правовой мысли………………………………….5

    1. Теория традиции………………………………………………………… ……5
    2. Формирование традиций в России…………………………………………..8
    3. Процесс институционализации…………………………… ………………..11

    Глава 2. Право как феномен общественной жизни……………………………15

    2.3 Законы и обычаи в правовых традициях Запада-России-Востока……………………… …………………………………………………. 25

    Список использованной литературы…………………………………………. 37

    Актуальность темы. Правовые реалии, с которыми сталкивается в своей повседневной жизни человек, составляют основу его восприятия, а, следовательно, и понимания процессов государственного, общественного и правового развития. Вместе с тем неустойчивость этого развития, характерная для современной России, обусловлена объективным характером динамики государственной и социальной системы. С другой стороны эта напряженность прямо связана с преобразованиями реформационного периода. Все это в значительной мере увеличивает потенциал внешних и внутренних угроз, ведущих к дестабилизации государственно-правовой системы, деградации общества, утрате социальных и нравственных ориентиров, и, в конечном итоге, может привести к распаду российской государственности.

    Только конструктивная роль права способна воспроизвести те созидательные начала, которые лежат в основе существования государства, сохранить его традиционную основу и способствовать его прогрессивному развитию. В этой связи право всегда рассматривалось как наиболее эффективный или даже по ряду оценок самый оптимальный, уникальный в своем роде регулятор жизни общества, которому всегда отводилась особая инструментальная роль.

    Объект исследования - теория государства и права.

    Предмет исследования – право и традиции.

    Цель работы – рассмотреть взаимосвязь права и традиций в российском и зарубежном правовом поле.

    - выявить место традиции в истории правовой мысли;

    - обосновать понятие права как феномена общественной жизни;

    - установить взаимосвязь традиций и права в современном правовом аспекте;

    - сделать выводы по результатам работы.

    При проведении исследования настоящей темы использовались в качестве основных методов сравнительный и исторический методы исследования, метод анализа документов. В работе были использованы и другие научные методы – анализа и синтеза, логический, системно-структурный.

    При написании работы были использованы работы философов и юристов-правоведов: М. Вебера, О. Конта, Э. Дюркгейма, Р. Иеринга, Г. Кельзена, В.С. Нерсесянца. Также были использованы работы таких исследователей как А.Ф. Вишневский, С.Г. Дробязко, В.Г. Графский, Н.М. Золотухин, М.В. Сильченка.

    Глава 1. Традиции в истории правовой мысли

    Изучая вопрос о праве и традиции, следует акцентировать внимание на то обстоятельство, что до сих пор теоретическая конструкция данного понятия представляется нам относящейся к одной из наименее изученных научных в отечественной юридической науке. В частности не разрешена проблема, касающаяся выявления способности традиций и традиционных форм трансформироваться и адаптироваться применительно к новым вызовам времени. Нет ответа и на вопрос о регулятивной роли традиций: способны ли они вообще в принципе в конкретных случаях отбрасывать устаревшие постулаты и адекватно реагировать на происходящие изменения в общественном развитии. Возможно, что в силу своего консерватизма традиции вообще оказывают регрессивное воздействие на государство и общество, на его политико-правовую систему и не позволяют утверждаться в государственно-правовом пространстве новым тенденциям, что дает возможность существования противоположного мнения о той негативной роли, которую традиции способны оказать на общественный прогресс 1 .

    Вопрос этот до сих пор относится к числу самых полемичных, а, следовательно, задача заключается в определении той позитивной роли, которую способны играть традиции и традиционные формы в общественном и правовом развитии государства, а также в обозначении их регулятивного воздействующего влияния на процесс правопреемственности и правовой аккультурации.

    В этих целях предпринята попытка выяснить юридическую природу культурно-правовой традиции с точки зрения осмысления ее различных аспектов. Так, философский аспект традиционного основан на понимании его природы как явления, качественно влияющего на общественное развитие, представляется нам, безусловно, важным. Именно философский аспект в исследовании традиций и традиционного предполагает определенную формулу традиции, по которой последние являются формами движения общества в будущее, так как без сохранения достигнутого состояния не было бы никакого прогрессивного развития человечества. Поэтому традиция обеспечивает эту компоненту общественного процесса в целом, выполняя одновременно и консервативную, и стабилизирующую функции, обеспечивая при этом возможность для человечества осуществлять прогрессивный путь в будущее.

    На основе сделанного анализа возможным определить культурно-правовую традицию как выраженный в социально-организованных коллективах опыт, аккумулирующий правовые ценности, который в определенных пространственно-временных рамках передается от одного поколения к другому и приобретает устойчивые формы своего внешнего выражения, опосредуясь при этом в государственно-правовом пространстве данного общества.

    Предлагаемое определение позволяет органически сочетать в себе оба подхода к проблеме правовой традиции и детерминировать ее в качестве феномена государственно-правовой действительности. При этом сущностная специфика этого феномена заключается в том, что, с одной стороны, в правовой традиции выражаются объективные потребности общественного развития, связанные с эволюцией права, а, с другой стороны, эти потребности находят свою материализованную форму выражения в конкретном государственно-правовом пространстве.

    Характерной особенностью культурно-правовых традиций является то, что помимо специфических форм существования, они имеют особые способы и механизмы внедрения в государственно-правовое пространство, в индивидуальное и массовое сознание и в социальную практику. В соответствии с этим предлагается выделять два уровня культурно-правовых традиций. Первый - уровень существования (восприятия обществом представляет собой поведенческую форму фиксации сложившегося образца поведения) культурно-правовых традиций, и второй - уровень социально правовых действий, т.е. их реального функционирования в государственно-правовом пространстве, который во многом зависит от характера и степени их институционализации в государственно-правовое пространство, а также степени отражения общественных потребностей и общественных интересов 4 .

    Характеристика уровней существования правовых традиций была бы не полной без анализа функциональной значимости правовых традиций. В этой связи в проведенной исследовании предлагается выделить следующие функции культурно-правовых традиций: регулятивную, оценочную, трансляционную и институциональную.

    При этом правовые традиции выступают одним из существенных факторов стабилизации общественного и правового развития. Охватывая жизнедеятельность всех социальных групп, культурно-правовые традиции влияют не только на духовно-нравственную сторону жизнедеятельности общества, но и способствуют укреплению государственности, совершенствованию правового развития общества. Посредством создания новых правовых технологий, в рамках которых культурно-правовые традиции выступают в качестве инструментальной системы, формирующей ценностные ориентиры в обществе, в государстве появляется реальная возможность строить свою нормативно-регулятивную систему, опираясь на общественные интересы и потребности, и, тем самым, обеспечивая возможность конструктивного развития российского государства и общества 5 .

    На формирование интеллектуальной традиции существенное влияние оказали особенности исторического пути России, сложности ее политической организации, специфика национальных отношений и, конечно же, те культурно-правовые традиции, которые формировались на протяжении всего развития российского общества.

    Поэтому процессы реформирования российского общества должны основываться на национальных особенностях народов России, ментальности ее населения и культурно-правовых традициях.

    Сегодня наиболее плодотворным является путь интеграции всех попыток, связанных с культурно-правовым освоением политико-правового и социального пространства российского общества в единое целое. Поэтому интеллектуальная правовая традиция, формировавшаяся на протяжении всей многовековой человеческой истории, призвана сохранить смысловые конструкции собственного национально-культурного бытия того или иного народа, благодаря чему человеческое общество развивалось и продолжает развиваться в соответствии со своими традиционными ценностями.

    В этом смысле интеллектуальные и культурно-правовые традиции, основанные на понимании и восприятии идей либерализма, демократизма и правовой государственности, в своем институциональном содержании призваны играть роль своеобразных социально-исторических координат в самоопределении государства и общества и, следовательно, совершенствовать политическую и правовую систему российского государства 6 .

    Юридическая литература отличается многообразием точек зрения на сущность правовых традиций. В настоящей работе предлагается исходить из понимания правовой традиции, предложенного Р. С. Сулиповым, как совокупности устойчивых, воспроизводящихся результатов правового развития прошлых исторических эпох в пределах отдельно взятой правовой системы, которая обеспечивает трансляцию и преемственность правового опыта, выраженных в передаче правовой культурой из одного времени в другое элементов правовой системы.

    Следует отметить, что по сравнению с западноевропейскими правовыми традициями русские весьма сильны, авторитетны и специфичны.

    Правовые традиции формируются веками и твердо закрепляются в сознании человека. Они проходят сквозь историю и могут выражаться в различных государст- венно-правовых формах. Поэтому законодатель должен учитывать национальные правовые традиции. Это позволит создать такую норму права, соблюдение которой будет обеспечиваться не только принуждением, но и внутренним нравственноморальным убеждением в её необходимости и справедливости.

    Вопрос 27.

    Юрист в органах законодательной, исполнительной и судебной власти .

    Ответ:

    Законода́тельная власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти — парламент.

    В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами).

    Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в России — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

    Судебная власть. В соответствии с принципом разделения властей в Российской Федерации действует самостоятельная и независимая судебная власть, представленная совокупностью органов - судов, образующих судебную систему Российской Федерации. Таким образом, предназначение судебной власти - разрешать различные правовые конфликты между членами общества, между человеком и государством.

    Вопрос 28

    Юрист в правоохранительных органах, адвокатуре, нотариате.

    Ответ:

    Правоохранительные органы — обособленная группа (преимущественно) государственных органов, уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека (правоохранительную деятельность). Правоохранительные органы в большинстве своем (кроме судебных и органов прокуратуры) принадлежат к органам исполнительной ветви власти.

    К правоохранительным относятся:

    - судебные (Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции и арбитражные суды, а также суды субъектов Российской Федерации);

    - прокуратура (осуществляет надзор за исполнением законов: государственными органами и должностными лицами; следственными органами; органами, исполняющими наказание.

    - органы безопасности (Вооруженные Силы, ФСБ и др.

    - органы внутренних дел (Министерство внутренних дел, полиция: принятие мер по защите прав и свобод человека; предупреждение, пресечение, раскрытие преступлений);

    - органы по контролю за оборотом наркотиков;

    Адвокатура – это добровольное объединение лиц, занимающихся адвокатской деятельностью.

    Адвокатом является лицо, получившее статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.

    Нотариат – это правовой институт, система органов, на которые возложено удостоверение сделок, совершение иных действий, направленных на юридическое закрепление гражданских прав.

    Цель нотариата – обеспечение в соответствии с законодательством защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени РФ.

    На должность нотариуса может быть назначен гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.

    Вопрос 29

    Юрист в организациях.

    Ответ:

    Юр.службы и отделы создаются в гос.организациях. основными функциями юр.служб в этих организациях является:

    Сопровождение основной деятельности с позиции правовых норм.

    Проверка правовых актов, принимаемых в рамках организации.

    Составление, проверка проектов, договоров

    Участие в противодействии коррупции

    Участие в судах в качестве представителя

    Участие в назначении сотрудников, организации конкурсов

    Вопрос 30

    Юрист в научной сфере.

    Ответ:

    Деятельность юристов: в научно-исследовательской деятельности: квалифицированное проведение научных исследований в области права; систематизация и обобщение информации, подготовка предложений по совершенствованию системы государственного муниципального управления; в педагогической деятельности: (в учебных заведениях) преподавание юридической дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне; управление самостоятельной работой обучающихся; реализация и проведение педагогических исследований; эффективное осуществление правового воспитания.

    Вопрос 31


    Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

    Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


    Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

    2. Юридические традиции – это совокупность устойчивых, воспроизводящихся результатов правового развития функционирования системы законодательства, правопорядка, правоприменительной и процессуальной деятельности. Юридические традиции проявляются в праве лишь в механизме правового регулирования.

    3. Преемственность и правовые традиции – взаимосвязанные, но не тождественные явления. Правовые традиции выполняют две функции для процесса преемственности. Правовые традиции служат проявлением преемственности. Преемственность как связь времен в правовом пространстве выражается в том, что элементы прошлого правового развития воспринимаются в настоящем, а правовые традиции позволяют проследить данную связь времен. Если они (правовые традиции) существуют, значит, связь времен не нарушена, следовательно, процесс преемственности в праве не нарушен.

    4. При создании норм права правовые традиции выступают выражением тех правовых ценностей, которых достигло право в предыдущие периоды. Выражение правового опыта в правовых традициях позволяет придать вновь создаваемой норме права свойство эффективности. Учет законодателем правовых традиций национальной правовой системы позволит создать такую норму права, соблюдение которой будет обеспечиваться не только принуждением государства, но и внутренним убеждением человека в ее справедливости и необходимости.

    5. Правовые традиции должны рассматриваться не как готовая модель императивного требования, подлежащая закреплению в норме права, а как духовный ориентир, стержень права в его духовно-содержательном измерении, как основа для правотворчества.

    6. Правовые традиции позволяют сформировать право, которое находит свое отражение в правосознании граждан, принимается и поддерживается им. Именно правовые традиции как фактор укрепления правосознания современного российского общества позволят создать правовое государство, позволят вывести право на более высокий уровень, на уровень уважения права всем обществом.

    7. Правовые традиции необходимо использовать как основу законности, правовой культуры, правосознания, толкования права, что будет означать обогащение познавательного инструментария при творческом разрешении соответствующих правовых проблем, приращение правового опыта. Необходимо беречь и хранить максимально возможное количество позитивных правовых ценностей, какими являются правовые традиции, что позволит изучить процесс развития правовой культуры и с учетом данного опыта воссоздать ценности, способствующие действительному обогащению правовой культуры.

    Апробация исследования. Работа выполнена и обсуждена на кафедре теории и истории государства и права юридического факультета Алтайского государственного университета; полученные в ходе исследования результаты нашли отражение в восьми научных публикациях автора, включая три публикации в научных журналах, входящих в перечень Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации. Основные положения диссертационной работы докладывались на выступлениях на международных и всероссийских конференциях в Москве, Новосибирске, Кемерово, Омске, Барнауле.

    Отдельные положения и выводы диссертационного исследования могут применяться в правотворческой и правоприменительной деятельности. Например, для разработки типовых кодексов этики судей, сотрудников прокуратуры и иных правоохранительных органов.

    Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и библиографического списка.

    СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

    Во введении обосновываются актуальность темы, степень ее научной разработанности, определены объект, предмет исследования, цели, задачи исследования, характеризуются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, методология, методика и эмпирическая база, сформулированы основные положения, выносимые на защиту, приведены сведения о научной и практической апробации исследования.

    На основе анализа имеющихся в юридической литературе подходов к определению правовой традиции диссертант формулирует авторское определение правовой традиции, под которой можно понимать совокупность устойчивых, воспроизводящихся результатов правового развития прошлых исторических эпох в пределах отдельно взятой правовой системы, которая обеспечивает трансляцию и преемственность правового опыта, выраженная в передаче правовой культурой из одного времени в другое элементов правовой системы.

    В диссертации аргументируется вывод о том, что правовые традиции как определенные результаты прошлой правовой деятельности, совершенствования правовой системы позволяют реформировать правовую систему, избегая ошибок, совершенных на более ранних этапах развития права.

    В диссертации обосновывается ценность правовой традиции как фундаментального правового явления, проходящего через всю правовую историю. Правовые традиции обладают вневременной ценностью.

    Правовые традиции хранят в себе определенные результаты прошлой правовой деятельности, совершенствования правовой системы, которые позволяют реформировать правовую систему, избежать ошибок, совершенных на более ранних этапах развития права. Прошедшие эпохи оставляют не только огромный нормативный материал, результаты правоприменительной деятельности, но также его восприятие предшественниками, нашедшее свое выражение в научных теориях и в обыденном правосознании.

    Правовые традиции прослеживаются в наличии определенных одинаковых элементов, которые можно обнаружить при сравнении одной правовой системы в различные временные периоды: наличие сходных институтов права и их устойчивость в течение длительного времени, идентичность юридической техники, сходство в процессуальном праве.

    Правовые традиции являются тем системообразующим фактором становления и развития российской правовой системы, который, основываясь на национальных истоках, оказал влияние на российскую правовую самобытность, стал частью национального правового менталитета.

    Диссертантом обосновывается необходимость разграничения правовой традиции и традиции права, юридической традиции, традиций в праве, раскрытия содержания каждого из данных понятий.

    Традиция права – это исторически сложившийся в рамках входящих в нее правовых систем и обусловленный схожими базовыми правовыми принципами, правовыми традициями, нормами и ценностями порядок функционирования и взаимодействия правовых учреждений и иных субъектов правовой жизни на протяжении всего периода развития правовых систем, а также совокупность отношений к данному порядку, к природе и роли права в обществе и государстве.

    Сближает понятия правовой традиции и традиции права то, что признаки определенной традиции права и есть правовые традиции. Данный вывод основан на следующем: сходство правовых традиций, характерных для конкретной правовой системы, является основанием для отнесения правовой системы к определенной традиции права. Так, признаки, выделяемые для западной традиции права, можно считать конкретными правовыми традициями, характерными для данной традиции права и конкретной правовой системы: прозрачность законодательного процесса; гласность судебного процесса; неприкосновенность частного договора от вмешательства государственной власти; стабильность и предсказуемость законов и др.

    Юридические традиции, в отличие от правовых, формально определены, формализованы. И если диссертант определяет правовую традицию как совокупность устойчивых результатов правового развития прошлых исторических эпох, то в отношении юридической традиции следуют отметить, что это совокупность устойчивых, воспроизводящихся результатов правового развития функционирования системы законодательства, публичного правопорядка, правоприменительной и процессуальной деятельности.

    В диссертационном исследовании обоснован вывод, что юридические традиции проявляются в праве лишь в механизме правового регулирования, а также в рамках профессиональной юридической деятельности.

    Обосновывается тезис о том, что традиции в праве и правовые традиции – это разные явления общественной жизни. В зависимости от специфической сферы применения – права – можно говорить о традициях в праве. Традиции в праве представляют собой, по сути, неправовое явление.

    Данный термин объединяет в себе те народные традиции, к использованию которых отсылают нормативно-правовые акты. В основном, это те традиции коренных народов, которые так или иначе оказывают влияние на правовое регулирование традиционной хозяйственной деятельности данных народов. Они оказывают непосредственное влияние на право, формируя народный менталитет, что не может не отразиться на отношении человека к праву.

    В диссертации обосновывается вывод, что указание в нормативно-правовом акте на возможность учета традиций делает их юридически значимым явлением, но не наполняет правовым содержанием.

    Для юридической науки традиции представляют интерес в силу того, что они выступают в роли особой нормативно-регулятивной системы, которая является своего рода предшественницей системы права. Традиции в любом обществе играют важную роль в содержательной основе его обычного права, в воспроизводстве его духовно-нравственных ценностей, в обеспечении преемственности поколений в духовной жизни и этносоциальной практики.

    В диссертационном исследовании отстаивается то, что изучение традиций позволяет установить те факторы, которые оказали влияние на развитие права на каждом отдельном этапе его развития и в целом. Правовая норма создается и функционирует не на пустом месте, а на основе уже накопленного в культуре опыта, имеет культурный контекст. Любую правовую норму нельзя без последствий вырвать из определенного правового контекста.

    Развитие права нельзя представлять как преодоление национальных особенностей права. Сам процесс перехода от старого к новому рассматривается не как непосредственное "превращение" старого, предшествующего качества в новое, а как процесс с переходным состоянием. Переходное состояние соединяет в себе черты как старого, так и нового качества. Переходное состояние в той или иной форме существует в любом процессе замещения старого качества новым. Любая современная правовая система представляет собой итог, ставший результатом ее длительного исторического развития. Несмотря на нарастающее взаимодействие культуры, экономики, политики, социальной сферы, происходящее между народами, государствами, социальными группами, индивидами, нормативная интеграция и движение к общему правовому полю не разрушают национальной правовой культуры, национальных правовых систем.

    В ходе развития права возникают правовые идеи, представления, модели правового поведения, выходящие за пределы сложившихся систем правовых ценностей.

    Преемственность является принципом правовой системы, стимулирующим ее к развитию, к переходу на более высокую юридическую ступень, исходя из собственного правового опыта, из сложившихся правовых традиций.

    Преемственность в праве осуществляется использованием как традиционных регуляторов (обычаев, традиций, привычек), так и привлечением рациональных регуляторов (законов, решений, договоров). Преемственность может быть выражена в правовых нормах и институтах, правосознании, правовом поведении. Преемственность обозначает также всю совокупность действия правовых традиций, воспроизводящих нормы социально-правового поведения, характерные для исторически прошедшей общественной реальности.

    В диссертационном исследовании аргументируется вывод о том, что преемственность и правовые традиции – взаимосвязанные, но не тождественные явления. Правовые традиции выполняют две функции для процесса преемственности. Во-первых, правовые традиции служат проявлением преемственности. Преемственность как связь времен в правовом пространстве выражается в том, что элементы прошлого правового развития воспринимаются в настоящем, а правовые традиции позволяют проследить данную связь времен. Если они (правовые традиции) существуют, значит, связь времен не нарушена, следовательно, процесс преемственности в праве не нарушен.

    Диссертантом критически оцениваются попытки отождествления преемственности и традиции. При этом обоснован вывод о том, что правовые традиции, в отличие от преемственности, не связаны тесными рамками близости этапов, они позволяют воспроизводить положительный правовой опыт, правовые ценности, даже через несколько этапов, в которых произошли перерывы преемственности.

    Диссертант отмечает, что при обновлении права требуются определенные ориентиры, которые позволят сохранить стабильность правовой системы. Они должны гарантировать устоявшиеся правовые ценности и иметь общественную поддержку. В качестве таких ориентиров в исследовании предлагается использовать правовые традиции, которые обладают постоянством и стабильностью, а, значит, способны придать эти качества обновленной правовой системе.

    Процесс обновления права происходит, основываясь как на внешних заимствованиях из международного права или иностранных правовых систем, так и с учетом собственной культуры и системы ценностей, правовых традиций и обычаев, приспосабливая новации к существующим реалиям. Для обновления права с учетом традиций прежде всего нужно выявить область общественных отношений, где функционируют традиции, которые могут быть восприняты правом, что позволит достичь наибольшей эффективности правовых норм.

    Недооценка правовых традиций, тяга к обновлению и освобождению от правового наследия прошлого в той или иной сфере правовой организации неизбежно подтачивают саму основу правовой системы, ее единство и целостность, воспроизводство и идентификацию.

    Взаимосвязь и взаимодействие права и правовых традиций активно способствуют качественным изменениям в нормативном регулировании, повышают его эффективность. Поэтому исследование данных процессов будет содействовать использованию имеющихся и потенциальных возможностей взаимовлияния, взаимопроникновения, взаимодополнения правовых и неправовых средств социального регулирования. Характер взаимодействия права и правовых традиций значительно влияет на эффективность и полноту правового регулирования различных сторон жизни общества.

    Традиция определяется как процесс передачи мнений, доктрин, практик, обычаев, церемоний от предков к потомкам путем устной коммуникации. Правовая традиция – приверженность общества и юристов соответствующим стереотипам мышления и мотивации поведения. С позиций когнитивного метода в правоведении возможно говорить о конструировании юридической картины мира, определяющей поведение социальных групп, вектор законодательного развития, вариативность процессов и характер институционального выбора.

    К числу факторов, определяющих конфигурацию правовой традиции, современные исследователи относят религию, идеологию, экономику, географию, политическую систему, демографическую ситуацию, случайные или переменные обстоятельства. Их роль прослеживается и в формировании русской правовой традиции.

    Религиозные представления играли существенную, но не определяющую роль в формировании русской правовой традиции. Религиозная основа русского права определяется культурной традицией Православия с его идеей коллективного спасения (в отличие от индивидуального спасения в католической и протестантской религиозной традиции). Влияние религиозного фактора в русской традиции, однако, не столь непосредственно по сравнению с другими правовыми традициями, где религиозные нормы заимствуются из Корана (в мусульманских странах), из Талмуда и Торы (в Израиле), из буддистских традиций (индуистское право), причем часто получают статус закона или инкорпорируются в действующее право другими способом.

    Экономический фактор позволяет найти объяснение ряда основных и устойчивых тенденций русского права, пробивающихся сквозь пеструю картину разнообразных социальных, экономических и политических событий. В качестве исходных позиций для анализа следует констатировать наличие определенного типа культуры, непременным условием существования которой является стабильность - как в экономическом, так и в политическом смысле. Прежде всего, имеется в виду то, что основным способом существования русского населения является земледелие, обработка ничем не защищенного и находящегося на открытой местности поля.

    В отличие от кочевого населения, которое все свое имущество носит с собой, земледельческие народы вынуждены относиться к стабильности как к важнейшей жизненной необходимости. Если подходить с этой точки зрения, то русское централизованное государство постоянно находилось в экстремальной ситуации. Поэтому все наличные ресурсы государства – демографические, военные, финансовые – в принципе служили реализации данной цели, которая достигалась огромным их напряжением. Нехватка средств была постоянным лейтмотивом внутренней и внешней политики России на протяжении всей ее истории.

    Этими критериями стабильности объясняется слабое развитие рыночных отношений – частного и гражданского права. В процессе русской истории идет целенаправленная селекция правовых норм, укрепляющих административно-государственное регулирование.

    Государство развивалось в условиях постоянной внешнеполитической нестабильности, тенденция к расширению территории в основном отвечала интересам населения не только центра, но и периферии. Формирующаяся русская правовая традиция оказывалась способной гибко и эффективно интегрировать различные обычаи, нормы и представления других (в том числе кочевых и архаичных) народов.

    Сердцевину организации составляло условное землевладение - предоставление земли и крестьян служилым людям, помещикам, при условии несения ими военной или гражданской службы. Так сформировалась поместная система, основным преимуществом которой являлось то, что государство всегда могло располагать значительными военными силами без затраты каких-либо средств на их содержание. Условность поместного владения состояла в том, что оно в принципе не было наследственным и даже пожизненным владением, но зависело исключительно от факта несения службы государству.

    Сочетание этих факторов позволяет выдвинуть предположение о существовании русской правовой традиции, обладающей формой, стилем и содержанием, отличающими ее от правовых традиций других империй Нового времени.

    В основу периодизации русской правовой традиции целесообразно положить структуру источников права. С этих позиций выделяется пять этапов:

    1) древнейший (Киевская Русь), когда господствовало обычное право; 2) формирование централизованного государства (процесс унификации и кодификации обычного права); 3) правовая система имперского периода (приоритет рационализированного права над обычным); 4) идеократическая правовая система (приоритет светской идеологии над позитивным правом); 5) конституционное принятие концепции правового государства (закрепление преобладания международного гуманитарного права над российским).

    Ряд сквозных параметров традиционной системы, получивших правовое закрепление, рассматриваются в качестве констант русского правового развития, так как они неоднократно воспроизводятся в истории.

    Во-первых, публично-правовой характер земельных отношений, решающая роль государства в формировании сословий аграрного общества, определении их правового статуса и повинностей. Исходная конструкция соединения земли и власти в рамках крепостного права составляла сердцевину служилого государства вплоть до начала его реформирования. Направления этого реформирования представлены проектами уложенных комиссий XVIII в.

    Во-вторых, институт крепостного права как фундаментальный институт традиционного общества и уникальная особенность русской традиционной правовой системы. Процесс унификации и формализации правового положения затрагивал все социальные слои русского общества. Особенно заметными были изменения в статусе податных категорий населения, прежде всего крестьянства. Первоначально крестьяне не были прикреплены к земле каким-либо законодательным актом, они селились как на государственных, так и на частновладельческих и церковных землях. Категория государственных крестьян была многочисленной, но постепенно борьба за землю и труд крестьян стала изменять существующее положение.

    В-четвертых, юридическая нечеткость оформления института частной собственности на землю. Основой процесса консолидации нового правящего класса являлась эволюция отношений собственности, идущая на протяжении второй половины XVII в. Социальный смысл этой эволюции состоял в уравнении правового статуса поместной (условной) формы землевладения с вотчинной (безусловной) его формой. Юридическое признание этого факта стало возможным, однако, лишь в петровскую эпоху. Указ Петра 1 от 23 марта 1714 г., фактически уравнявший основные типы землевладения, имел задачей остановить процесс бесконечного дробления земельного фонда страны под влиянием демографического фактора, поскольку преследовал цель утверждения новой для России формы единонаследия. Однако, и эта попытка стабилизации численности сословия служилого землевладения путем создания нового закона, оказалась трудно выполнимой на практике. Традиционная бюрократия смогла нивелировать новую норму, что впоследствии признал и сам законодатель.

    В-пятых, роль государства (бюрократии) в регулировании поземельных отношений и формировании правящей элиты. Переломным этапом в реализации усилий государства по созданию нового правящего класса явилось его преобразование на основании Табели о рангах 1722 г. Ее смысл состоял в следующем: правящий класс получал единую структуру; устанавливались новые принципы социальной мобильности (местнические принципы выдвижения по знатности окончательно уступили место выслуге, служебной компетентности); возрастала зависимость правящего класса от государственной власти (поскольку карьера и несение служебных обязанностей за жалованье исключали или сильно ограничивали другие источники доходов); увеличивалась рационализация организации правящего класса. Эта организация шла теперь не по линии внутрисословных подразделений, а по чиновному рангу, во-первых, и по функциональному признаку (принадлежность к военной, гражданской или дворцовой иерархии), во-вторых. Все эти черты нового социального порядка способствовали бюрократизации и концентрации власти в руках правящей элиты (генералитета) и самого монарха. Именно переходу от традиционных форм управления к созданию рациональной бюрократии придавалось решающее значение в процессе утверждения абсолютизма.

    Онлайн калькуляторы

    Ключевые слова: право, источник права, правовой обычай, обыкновение, обычное право, правовое регулирование, регулятор общественных отношений.

    Так что же такое правовой обычай? В моем понимании, правовой обычай – это прежде всего источник права. Правовой обычай - есть правило поведения, сложившееся и постоянно применяемое, а также признаваемое государством и обязательное к исполнению участниками правоотношений. Он предполагает проверенные временем, обоснованные нормы поведения. Простыми словами, это правила, созданные самой жизнью. Можно выделить следующие характерные черты правового обычая как источника права: является древнейшим источником права; выступает правилом поведение, т.е. регулятором общественных отношений; широко и неоднократно применяется в той или иной сфере гражданских правоотношений; нет такого гражданского правоотношения к которому применяется правовой обычай, отсюда следует , что он восполняет пробелы в правовом регулировании; действует независимо от того, закреплен ли он в каком-либо документе или нет; признается российским народом; не противоречит основам нравственности и правопорядка РФ.

    Стоит отметить, что правовой обычай является источником и международного права. Так, принципами международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА) 1994 года, устанавливается, что стороны связаны либо обычаем, относительно которого они договорились, и практикой, которую они установили в своих взаимоотношениях. Стороны связаны обычаем, который широко известен и постоянно соблюдается в международной торговле сторонами в соответствующей области торговли, кроме случаев , когда применение такого обычая было неразумным[6].

    Конституция РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы[7].

    Однако законодательство РФ не во всех отраслевых нормативных правовых актах содержит указание на правовой обычай как на источник права. ГК РФ непосредственно признает обычай как правовой регулятор гражданских правоотношений[8]. Согласно Ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями и или иными обычно предъявляемыми требованиями.

    Судам при разрешении и рассмотрении конкретного дела, в необходимых случаях, следует руководствоваться и обычаями. ГПК РФ гласит, что суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами[11]. А одной из задач судопроизводства в арбитражных судах, в соответствии с АПК РФ, является содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота[12].

    Обыкновение – правило поведения, сложившееся в определенной сфере общественных отношений, выработанное в ходе практической деятельности на основе постоянного и единообразного его применения. В отличие от обычая, обыкновение не является источником права. Оно применяется в случае отсутствия правовой нормы, регулирующей данную проблему. Основными чертами обыкновения являются: повторяемость поведения (единичное поведение нельзя считать обыкновением); соответствие потребностям и морально-нравственным установкам общества; необязательный характер.

    Говоря о соотношении понятий правовой обычай и обыкновение, сложно прийти к определенной позиции. Можно определенно сказать, что данные понятия не тождественны. Конечно же они преследуют одну цель – регулирование общественных отношений, но роль регулятора они исполняют по-разному. Первое является главным, первостепенным. Второе – вспомогательным. Поэтому важно разделять данные понятия при изучении проблематики источников права.

    Таким образом, правовой обычай, являясь древнейшим источником современного российского права, представляет собой такое правило поведения, которое регулирует отношения во всех сферах жизни общества. Выступая в качестве регулятора, он гарантируется государством и обязателен к исполнению всеми субъектами правоотношений.

    Источники и использованная литература

    Сноски

    [1] Разумович Н. Н. Источники права и форма права // Сов. Государство и право. 1998. - №3. – С.25.

    [2] Дювернуа Н. Л. Чтения по гражданскому праву. Т.1. Москва, 2004. С.3.

    [3] Мейер Д. И. Русское гражданское право (в 2 ч.). 1902. Изд. 3-е, испр. Москва : Статут, 2003. С.184.

    [5] Ровный В. В. Обычай в частном праве. Иркутск, 2004. С. 33

    [6] Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА Ст.8.1.

    [7] Конституция Российской Федерации Ст.15

    [8] Гражданский Кодекс Российской Федерации Ст.5.

    [9] Семейный Кодекс Российской Федерации Ст.58

    [11] Гражданско-Процессуальный Кодекс Российской Федерации Ст.11.

    [12] Административно-Процессуальный Кодекс Российской Федерации Ст.2.

    Реферат на тему "Плюрализм подходов к определению сущности государства в современной юридической литературе" по предмету "ТГП".

    Реферат на тему "Механизмы противодействия коррупции в России и зарубежных государствах" по предмету "ОТНБ".

    Реферат на тему "Роль и место института обращения граждан в системе местного самоуправления" по предмету "Муниципальное право".

    Читайте также: