Языковое оформление устного выступления доклад

Обновлено: 28.06.2024

ДОКЛАД. ВИСТУПЛЕНИЕ С ДОКЛАДОМ

Искусство устного публичного выступления — сложное и трудное искусство, но овладеть хотя бы основами его способен каждый человек.

Чтобы доклад хорошо воспринимался слушателями и имел успех, необходимо тщательно продумать его содержание и сделать оригинальным по композиции. Наиболее распространённой считается структура, состоящая из трёх частей: вступления, основной части, заключения.

Во вступлении выделяется тема доклада, затем указываются причины выбора данной темы, обосновывается её актуальность и значение для конкретной аудитории, формулируется цель доклада, иногда кратко излагается история вопроса. Рекомендуется начинать выступление с интересного примера, крылатого выражения, цитаты, которые привлекут внимание слушателей, заставят задуматься над высказанными положениями.

Основная часть начинается с характеристики проблемы затем рассматриваются отдельные её аспекты. При подготовке этой части следует кратко записать содержание каждой мысли, то есть сформулировать тезисы, подобрать к каждому тезису доказательства — факты, цифры, цитаты и пр. Последовательный переход к обсуждению каждого отдельного положения делает доклад чётким, логичным и позволяет перейти к заключительной части.

В заключении доклада следует повторить основную мысль, подытожить наиболее важные положения. При этом полезно заранее продумать не только содержание, но и его речевое оформление, подобрать такие слова, с помощью которых можно было бы лаконично и выразительно завершить свою речь. Ведь если первые слова оратора завоёвывают внимание слушателей, то задача последних — усилить эффект выступления.

(По Ю. Равенскому.)

КАК ГОТОВИТЬ ДОКЛАД

1. Определите адресата речи, и цель общения.
2. Продумайте тему, определите основную мысль будущего доклада.
3. Изучите литературу по этой теме, глубоко осмыслите её.
4. Подберите материал, обратив внимание на те факты, которые будут интересны аудитории, сделайте выписки.
5. Составьте рабочий план и в соответствии с ним систематизируйте подобранный материал.
6. Основные положения нескольких источников обобщите, вследствие чего мысли, изложенные в нескольких работах, зазвучат полнее, убедительнее.
7. Запишите текст доклада полностью или частично (начало, конец).
8. Выделите термины, незнакомые слова, уточните произношение трудных слов, расставьте ударения.
9. Перескажите устно текст доклада дома.
10. Говорите не очень быстро, делайте паузы, соблюдайте правильную интонацию.

ВЫСТУПЛЕНИЕ С ДОКЛАДОМ

1.1. Вы уже знаете, что речь выступающего воспринимается лучше, если он говорит, а не читает написанное. Запомнить текст доклада, а также отработать другие приёмы, способствующие успешному выступлению, помогает репетиция. Прочитайте текст и скажите, каковы цели тренировочных выступлений, на что следует обращать внимание во время репетиции речи.

Цель тренировочной работы состоит в том, чтобы докладчик на протяжении всего выступления как можно больше времени смотрел на слушателей, поддерживал с ними контакт. Для достижения этого нужно хорошо ориентироваться в тексте рукописи. Разборчиво написанный текст с подчёркиваниями в нужных местах и соответствующими обозначениями на полях, а также тренировочное многоразовое повторение выступления помогут вам в этом.

Во время такой тренировки вы заметите, что в одних частях выступления вам приходится заглядывать в текст чаще, в других — реже. Это зависит от того, о чём идёт речь в тексте: конкретные или абстрактные вопросы, общие или узкие, специфические.

Запоминая текст, сосредоточивайтесь прежде всего на содержании, а не на стиле. Тренируясь, вы запоминаете удачно сформулированные предложения, и потом вам не придётся с волнением импровизировать перед слушателями. Однако главная цель таких тренировок в том, чтобы вы постепенно приобрели уверенность в своих силах, а со временем научились формулировать свои мысли без рукописи.

После изложения одной мысли сделайте короткую паузу. Это даст вам возможность вспомнить, о чём идёт речь дальше. Во время выступления такие паузы помогают слушателям лучше понять высказанную мысль и подготовиться к восприятию новой. После одного или двух тренировочных выступлений обозначьте на полях места, где нужно сделать паузы, а также те места, где вам приходилось снова заглядывать в рукопись.

II. Потренируйтесь в запоминании текста подготовленного вами доклада в соответствии с указанными рекомендациями. Употребляйте обращения к воображаемым слушателям; для установления контакта с ними используйте словосочетания обратите, пожалуйста, внимание; как вы знаете; это уже подчёркивалось (отмечалось); важно подчеркнуть (выделить) такие вопросы, как. ; как уже говорилось и т. д.; вводные слова и сочетания слов: итак, таким образом, скажем, например и др.

2. Прочитайте тексты и скажите, что нужно учесть начинающим докладчикам при подготовке к выступлению с докладом.

1) краткостью,
2) быстрым движением речи,
3) краткими освежающими отступлениями. Краткость речи состоит не только в краткости времени.

Краткость — отсутствие всего лишнего, не относящегося к содержанию, что нарушает второе требование — быстрое движение речи вперёд. Речь должна быть экономной, упругой. Нельзя рассуждать так: ничего, я оставлю это слово, это предложение, этот образ, хотя они и не особенно-то важны. Всё неважное — выбрасывать, тогда и получится краткость. Нужно делать так, чтобы слов было относительно немного, а мыслей, чувств, эмоций — много.

2. Выступающий должен научиться владеть своим голосом.

(По Е. Ярославскому.)

3. Послушайте выступления с докладами ваших одноклассников. На один из них составьте письменный отзыв, используя приведённый план анализа выступления.

1. Содержание доклада, его соответствие теме.
2. Логичность и последовательность изложения материала.
3. Характер произнесения доклада (голос, темп, интонация).
4. Рациональность использования отведённого времени (около 20 минут).
5. Избранный вариант произнесения доклада (написан весь текст доклада; произнесение по памяти с редкими обращениями к записям; наличие коротких записей, тезисов; выступление без каких-либо записей).
6. Использование выразительных средств (риторические вопросы, цитаты).
7. Языковое оформление.
8. Общий вывод.

6. Представьте, что кто-нибудь из одноклассников попросил вас помочь выяснить причины своего неудачного выступления. С чего начали бы вы это выяснение? Какие вопросы задали бы ему? На что, по-вашему, следует обращать внимание при подготовке доклада и выступлении с ним перед аудиторией?

Н.А. Пашковская, В.А. Корсаков, Русский язык, 10-11 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов


Основы русского языка, подборка рефератов к урокам русского языка, скачать сочинения, уроки русского языка 10 класс онлайн, домашняя работа

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПОДГОТОВКА УСТНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ С НАУЧНЫМ ДОКЛАДОМ

Любое устное выступление есть разновидность прямой коммуникации, непосредственное общение участников учебного процесса, важнейший элемент семинарских и практических занятий.

Работа по его подготовке подразделяется на два этапа:

- докоммукативный, где готовится текст выступления;

- коммуникативный, где происходит взаимодействии с аудиторий.

Докоммуникативный этап включает в себя:

- определение темы и цели выступления;

- подбор материалов по рассматриваемой теме на основании проанализированного списка литературы;

- композиционно-логическое оформление текста;

- подбор фактоголического материала;

- определение стиля и языка выступления.

Организующим инструментом данного этапа служит план выступления, который делится на три части: вступление, основная часть, заключение. Каждая из указанных частей несет свою функциональную нагрузку.

Вступление вводит в суть предлагаемой проблемы, возбуждает интерес слушателей, а так же служит средством установления контакта с аудиторией.

Основная часть содержит максимум содержания, которое должно быть логически организовано и информативно.

Заключение имеет важную содержательную и эмоционально-психологическую нагрузку. Служит логическим завершением устного выступления. Заключение решает следующие задачи:

- подводит итог сказанному и формулирует выводы,

- закрепляет содержание доклада,

- ставит перед аудиторией определенные цели по дальнейшему изучению данной проблемы или философии права в целом.

Коммуникативный этап выступления включает:

- произнесение речи – важнейший, итоговый этап работы, где содержание доводится до публики. Фраза устного выступления должна носить форму короткого и несложного предложения, легко воспринимаемого на слух. Строй предложений в устном выступлении отличается относительной свободой, отклонением от жестких синтаксических норм письменной речи.

- ответы на вопросы, своего рода образная связь с аудиторией. Содержательно вопросы делятся на два вида – разъяснительные и дополнительные. Первые задаются в том случае, если в речи имелось непонятное место. Дополнительные вопросы, как правило, касаются проблем, имеющих отношение к теме, но не затронуты выступающим. При ответах на любого рода вопросы требуется доказательность и аргументированность. Форма ответа может быть самой различной. Могут быть использованы: статистические данные, фактический материал, ссылка на авторитет, всем известный прецедент.

- ведение дискуссии, представляет собой разновидность спора как словесного состязания. В учебном процессе дискуссия – активный метод закрепления и углубления знаний, развития навыков творческого мышления и умения вести спор. Сущность дискуссии состоит в публичной защите или опровержении какой-либо мысли (тезиса).

Устное выступление не обходится без письменного доклада. Работа над докладом представляет собой творческий процесс, включающий в себя следующие этапы:

При выборе темы научного доклада студенту необходимо подробно ознакомиться с предложенными темами и остановить свой выбор на одной из них.

После того как тема выбрана необходимо перейди к изучению литературы. Работа над книгами должна включать в себя их конспектирование, т.е. краткое по форме и емкое по содержанию изложение сути вопроса.

Когда литература изучена и законспектирована, можно переходить к следующему этапу – составлению плана реферата и к распределению собранного материала по главам параграфам.

План научного доклада включает в себя три части: введение, основную часть и заключение.

Во введении дается обоснование темы, раскрывается ее актуальность, характеризуются источники информации по данному вопросу, формулируются цели научного доклада, а также указываются конкретные задачи, которые предстоит решить в соответствии с этой целью.

Основная часть должна включать в себя несколько разделов (две главы, каждая из которых подразделена на 2-3 параграфа). Это центральная часть работы. Она должна составлять ¾ общего объема научного доклада. В ней раскрывается суть вопроса, характеризуется современное состояние объекта или процесса, дается ретроспективное описание его развития, приводятся наиболее важные индикаторы и статистические данные о ходе развития, представляются результаты рефлексивного анализа, характеризуются выявленные тенденции. Каждый параграф и глава в целом завершаются краткими выводами.

В заключение делаются обобщения и выводы по всей работе, кратко формулируются наиболее важные положения. Объем заключения – 1-2 страницы.

Таким образом, в ходе прохождения научно-исследовательской практики были получены навыки подготовки устного выступления с написанием доклада. Работа над научным докладом проходит в несколько этапов, каждый из которых необходим для полного раскрытия устной темы.

Любое устное выступление есть разновидность прямой коммуникации. Это и непосредственное общение участников учебного процесса, важнейший элемент семинарских (практических) занятий.

Работа по подготовке устного выступления подразделяется на два этапа:

- до коммуникативный, где готовится текст выступления;

- коммуникативный, где происходит взаимодействии с аудиторий.

До коммуникативный этап включает:

а) определение темы и цели выступления. Если тема учебная и установлена планом занятия, эта задача упрощается и студент сразу может приступить к реализации следующего пункта;

б) подбор материалов по теме на основании списка литературы, предложенного в учебно-методическом комплексе. Не исключается и привлечение дополнительного материала по инициативе докладчика;

в) композиционно-логическое оформление текста;

г) определение стиля и языка выступления.

Работа студентов на этапе подготовки устного выступления осуществляется в соответствии с теми методическими рекомендациями, которые были изложены в разделе, посвящённом работе с литературой.

Организующим инструментом до коммуникативного, этапа служит план выступления, который делится на три части: вступление, главная часть, заключение. Каждая из указанных частей несёт свою функциональную нагрузку.

Вступление вводит в суть предлагаемой проблемы, возбуждает интерес слушателей, а также служит средством установления контакта с аудиторией.

Главная часть – самая ответственная. Она содержит максимум содержания, которое должно быть логически организовано.

Заключение, как часть выступления, подводит итог сказанному и формулирует выводы.

Коммуникативный этап выступления включает:

- ответы на вопросы,

- Фраза устного выступления должна носить форму короткого и несложного предложения, легко воспринимаемого на слух.

- Строй предложений в устном выступлении отличается относительной свободой, отклонением от жестких синтаксических норм письменной речи.

Устная речь должна характеризоваться и такими качествами, как правильность, краткость, ясность и точность; быть уместной и, желательно, эмоциональной.

Ответы на вопросы – это своего рода обратная связь с аудиторией.

Содержательно вопросы делятся на два вида – уточняющие (ли-вопросы) и восполняющие (что-вопросы). Первые задаются в том случае, если в речи имелось непонятное место. Восполняющие вопросы, как правило, касаются проблем, имеющих отношение к теме, но не затронутых выступающим.

При ответах на любого рода вопросы требуется доказательность и аргументированность. Форма ответа может быть самой различной. При этом могут быть использованы статистические данные, фактический материал, ссылки на авторитет или всем известный прецедент.

Дискуссия представляет собой разновидность спора как словесного состязания. В учебном процессе дискуссия – активный метод закрепления и углубления знаний, развития навыков творческого мышления и умения
вести спор.

Дискуссия возникает тогда, когда имеется спорный или нерешённый вопрос. Сущность дискуссии состоит в публичной защите или опровержении какой-либо мысли (тезиса), поэтому её структуру можно представить следующим образом:

- выдвижение и защита тезиса пропонентом,

- попытка опровергнуть этот тезис и аргументы оппонента.

Пропонент, как лицо, выдвигающее тезис, защищает его по правилам доказательства. Оппонент – пользуется логической операцией опровержения. Как только один из участников согласится с другим, предмет дискуссии оказывается исчерпанным и она завершается.

Применительно к устным выступлениям студентов, в частности на семинарских (практических) занятиях, хотелось бы высказать и следующие замечания и рекомендации. Студент, во всех случаях устного выступления, должен достаточно чётко представлять:

- в связи с чем, кому и, главное, что он хочет сказать;

- какими временными рамками располагает;

- в чём основной смысл (цель, предназначение) выступления.

Основным содержанием стилистики являются теория функциональных стилей речи, синонимия (фонетическая, лексическая, морфологическая, синтаксическая), оценка образно-выразительных потенций различных средств языка. Речевая культура заключается в соблюдении указанных норм, в умении четко и ясно излагать свои мысли.

Степень правильности, точности, понятности, ясности, логичности, выразительности, целесообразности и уместности речи определяется языковой и стилистической нормой.

Языковая норма — это наиболее предпочтительная для общения система словоупотребления, словообразования и синтаксических средств. Норма отражает объективно существующие в данном обществе тенденции к совершенствованию речевой культуры. Признаки нормы литературного языка — это относительная устойчивость, распространенность, общеупотребительность, предпочтительность, общеобязательность, соответствие традициям и потенциям системы языка. Основными тенденциями развития современного русского языка являются демократизация литературного языка, влияние устной речи на речь письменную, стремление к экономии речевых средств и к смысловой ясности речи.

Языковая норма накладывает ограничения на варианты использования языковых средств в том или ином функциональном стиле речи. Здесь осуществляется переход к понятию стилистической нормы. Стилистической нормой можно назвать совокупность правил, определяющих целесообразность, правильность и уместность использования языковых средств в зависимости от функционирования их в речи с учетом сферы, целей и условий ее реализации.

Говоря о языковой и стилистической норме, следует помнить, что норма — это не догма, которая претендует на тотальное господство и не допускает отклонений от установленных канонов. Норма — категория, предполагающая оценку того или иного средства языка в процессе общения в зависимости от сферы, условий и целей речевой деятельности. Иной раз сознательное, мотивированное нарушение нормы является особенностью индивидуального стиля автора или оратора. Поскольку любой язык непрерывно изменяется, постольку трансформируется и языковая норма. Одна норма заменяется другой, вытесняя старую, закрепленную в грамматиках, словарях, справочниках и учебниках по языку. Последнее обстоятельство хорошо известно лингвистам, специалистам по истории литературного языка.

Литературная норма постоянно кодифицируется. Кодификация литературной нормы — это ее общественное признание и описание в специальной литературе (словари, справочники, учебники и т.д.). Кодификация дает возможность обеспечить большую устойчивость нормы, предотвратить полустихийные ее изменения.

Правильность речи, т.е. ее соответствие грамматическим, орфографическим, орфоэпическим, синтаксическим, стилистическим требованиям, — не единственное, но главное коммуникативное качество речи. Почему главное? Прежде всего потому, что правильность речи обеспечивает ее взаимопонимаемость и единство. Нет правильности — не могут сработать иные коммуникативные качества — точность, логичность, уместность и т.п. Правильность речи всегда ведет к соблюдению норм литературного языка, неправильность — к отступлению от них.

Точность издавна осознается как одно из основных достоинств речи. Уже в античных руководствах по красноречию первым требованием, предъявляемым к речи, было требование ясности. Содержание, которое вкладывалось древними теоретиками риторики в это понятие, во многом адекватно современному понятию точности. В частности, Аристотель считал, если речь неясна, то она не достигает цели; достоинство слога — быть ясным.

Сформулируем основные условия, способствующие созданию точной речи. Они могут быть экстралингвистическими и структурными (собственно лингвистическими). В частности, знание предмета речи — это условие экстралингвистическое, если иметь в виду уровень непосредственной коммуникации — собственно речи. Ведь знание предмета речи оратор получает до (а чаще всего — задолго до) момента своего выступления перед аудиторией. Но это же условие оборачивается и лингвистической стороной, если учитывать взаимосвязь языка и сознания, а также то, что познание осуществляется, главным образом, в языковых формах. Языковая система — это мощный инструмент познания, постижения бытия. Как известно, с развитием речи, с более глубоким и детальным усвоением системы языка у человека совершенствуются и его познавательные способности. Активизация, совершенствование познавательных способностей, в конечном счете, помогают избегать в речи фактических неточностей, вызванных поверхностным, неглубоким знанием действительности.

Второе условие — непосредственно лингвистическое . Знание языка, его системы, потенций — непременное условие достижения точности речи.

Третье условие основывается на первых двух. Речь идет об умении соотнести знание предмета речи со знанием языковой системы и ее возможностей в конкретном акте коммуникации . В ораторской речи необходимо всякий раз устанавливать точное соответствие между ее предметом (содержанием) и словом (формой).

Какие же лингвистические средства используются в подготовке речи для придания ей необходимой точности?

Во-первых, это верное словоупотребление. Точность речи связана с лексическим уровнем в системе языка. Верное словоупотребление — понятие достаточно объемное, его можно конкретизировать. В частности, знание синонимических возможностей языка позволяет верно выбирать нужное слово из синонимического ряда, достигая тем самым точности выражения, строгого соответствия речи передаваемому содержанию.

Обратим внимание на то, что в русском языке существует богатейшая синонимия. Но как часто в речах ораторов вместо точных, нужных для данного выступления слов используются готовые, штампованные выражения, неуместные слова. Нередко смешение синонимов приводит не только к неточности, но и к речевым курьезам. Вот почему сознательный выбор речевых вариантов, в том числе и слов-синонимов, с целью отыскать среди них наиболее точный, представляется принципиально значимым для подлинного оратора.


Требования к точности речи заметно актуализируются при контакте с относительно большой аудиторией. Дело в том, что при общении с конкретным собеседником всегда возможна коррекция, позволяющая снять, рассеять допущенную неточность (коррекция как со стороны оратора, заметившего неточность в момент речи, так и со стороны слушателя в форме вопроса и т.п.).

Повышенные требования предъявляются к речи официальной (деловой, публицистической). Точность обычно называется в числе свойств и характерных особенностей научной речи. С другой стороны, требования к точности заметно различаются в разных функциональных стилях и формах языка.

Функциональные стили характеризуются определенной системой языковых средств, устойчивым употреблением нейтральных (т.е. общеупотребительных, не закрепленных за каким-нибудь одним стилем) и стилистически окрашенных элементов языка — лексических и грамматических. Каждый стиль требует особых средств выражения и содержит определенную систему правил употребления языковых средств. В развитии стилей в настоящее время существуют две противоположные тенденции: во-первых, взаимопроникновение (интеграция) стилей и, во-вторых, оформление каждого стиля в относительно самостоятельную речевую систему (дифференциация). Каждый из функциональных стилей реализуется в двух формах — устной и письменной, что, в свою очередь, зависит от формы общения — непосредственной или опосредованной (письменные документы, средства массовой информации и т.п.). Для различных стилей в разной степени характерна та или иная форма общения. Например, для разговорного стиля более типична устная форма (прямой контакт участников общения), а для научного и официально-делового — больше письменная. Рассмотрим разговорный и официально-деловой стили речи.

Разговорная лексика делится на две группы: общеупотребительные разговорные слова и разговорно-бытовые слова , социально и(или) диалектно ограниченные. К последним относятся диалектизмы, профессионализмы, арготизмы, жаргонизмы. Общеупотребительная разговорная лексика, в свою очередь, делится на разговорно-литературную (связанную с нормами литературного языка) и разговорно-обиходную, к которой примыкает и просторечная лексика, не связанная жест­кими нормами словоупотребления.

Подвижность границ между разговорными и просторечными словами, наличие у них общих признаков объективно ведут к выделению просторечно-разговорных слов, а также к тому, что в толковых словарях русского языка встречаются разночтения в стилистических пометах.

Разговорный стиль характеризуется рядом словообразовательных и морфологических особенностей. К ним относятся употребление существительных с суффиксами -ан, -ун, придающих объекту определенную окрашенность (болтун, несун, болван, интриган, летун); употребление суффиксов существительных женского рода -щин(а), -н(я), обозначающих отвлеченные понятия (мазня, резня, халявщина, чертовщина); употребление существительных с суффиксом -ик(к), постоянно теряющих значение уменьшительности (окошко, лукошко, ножик); употребление некоторых глаголов с приставками из-, вы-, по-, от-, рас- (изловчиться, выбалтывать, постоять, откормить, расхотеть) и др.

В русском языке имеется довольно значительная совокупность синтаксических средств разговорной речи (синтаксических конструкций с междометиями, частицами, восклицательными местоимениями и наречиями, вводными словами и предложениями, устойчивых словообразований). В целом же для синтаксиса разговорной речи характерны умолчания, незаконченность высказываний, обилие эллипсов и неполных предложений, слов-предложений, многочисленных повторов, вставных конструкций, употребление вопросительных и восклицательных предложений, риторического вопроса как формы эмоционального утверждения или подведения итога, инверсии различных частей речи (особенно прилагательных в роли определения в именных словосочетаниях), ослабление синтаксических форм связи между частями высказывания, употребление бессоюзных сложных предложений, доминирование сочинительных предложений, диалогический характер высказывания.

Таким образом, разговорный стиль , как правило, употребляется в обыденной речи. Его цель — общение, обмен мыслями, впечатлениями. Традиционная форма реализации этого стиля — диалог. В разговорном стиле отсутствует предварительный отбор языкового материала. В нем употребляются, наряду с нейтральными, сниженные разговорные языковые средства: слова и фразеологизмы, просторечные слова, эмоционально окрашенные слова, слова с переносным значением, частицы, междометия, обращения, вводные слова, слова-предложения, неполные предложения, повторы слов, ослабление синтаксических связей между словами и пр. При этом большую роль играют внеречевые средства общения: мимика, жесты, поза.

И, наконец, литературно-художественный стиль (стиль художественной литературы) присущ словесно-образному творчеству. Его цель — воздействие с помощью созданных писателями, поэтами, драматургами, литературными критиками и другими мастерами художественного слова произведений на мысли и чувства читателей, слушателей и зрителей. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств. Фактически в нем для создания образов используются все известные науке языковые средства. Непосредственно он реализуется в форме драмы, прозы, поэзии, которые делятся на соответствующие жанры (например, трагедия, комедия, драма и другие драматические жанры; роман, повесть, новелла и остальная проза; стихотворение, басня, поэма, романс и другая поэзия).

Наиболее распространенным приемом обогащения речи является чередование в ней общеупотребительных и необщеупотребительных слов, использование фразеологизмов. Слова, употребляемые всеми, называются общеупотребительными. Слова, известные не всем говорящим на том или ином национальном языке, называются необщеупотребительными. К ним относятся диалектные и профессиональные слова. Диалектные слова — это слова, употребляемые только жителями той или иной местности. В русском языке различают, по меньшей мере, три основные группы диалектов: северорусские диалекты (или северорусское наречие); южнорусские диалекты (или южнорусское наречие); среднерусские диалекты (среднерусские говоры).

Являясь частью словарного состава, фразеологические обороты (подобно отдельным словам) образуют несколько стилистических пластов. С точки зрения стилистики (т.е. в зависимости от их преимущественного использования в той или иной сфере общения людей) выделяются межстилевые (общеупотребительные), книжные, разговорные и просторечные фразеологизмы.

Начинающему юристу полезно знать, что существуют такие стилистические и семантические приемы в лексике и фразеологии русского языка, которые существенно обогащают нашу речь.

Семантические приемы получили название тропов. Троп (буквальный перевод с греческого — поворот) — прием употребления слов и словосочетаний в таких контекстах, которые обнаруживают у них прежде неизвестные, новые смысловые оттенки, вступающие во взаимодействие со словарным значением слова, или которые допускают совмещение нескольких словарных значений слова. То есть в тропе всегда совмещается два семантических плана: коллективно-языковый и индивидуально-ситуативный.

Аллегория — это выражение отвлеченного понятия или идеи с помощью конкретного образа, помещенного в определенный сюжет или ситуацию. Новое обозначение и старое (обозначающее) связаны не похожестью или их смежностью, а концептуально. Классическое выражение аллегории — басня, в которой ключевая мысль, отраженная в морали, иллюстрируется сюжетной линией, а действующие лица являются носителями определенных качеств, свойств, образов и понятий. Функция аллегории — продемонстрировать сложное через простое. Наиболее часто в аллегории используются образы животных, которые в языковой культуре выступают носителями определенных качеств (например, змея — коварство, мудрость; заяц — трусость, лиса — смекалка; медведь — сила, самодостаточность, неповоротливость); закрепленные в общественном сознании образы предметов (в частности, весы — правосудие; лук и стрелы — любовь; скипетр — власть); образы известных литературных персонажей (Иуда — предательство; Плюшкин — скаредность, Дон-Жуан — непостоянство в любви).

В зависимости от синтаксической структуры и выполняемой функции все многообразие фигур может быть сведено в несколько групп. Это фигуры,

  • построенные на основе повтора;
  • построенные на изменениях в расположении частей синтаксических конструкций;
  • связанные с изменением объема высказывания;
  • собственно риторические фигуры.

К фигурам, построенным на основе повтора, относятся анафора, анадиплосис, кольцо, эпифора . Повтор — это упорядоченное повторение слова, словосочетания и даже большей синтаксической единицы (предложения или его части). Упорядоченность выражается в том, что повторяющиеся единицы стоят в определенной позиции, т.е. на определенном месте в предложении, его части, сложной синтаксической конструкции, тексте в целом. Рассмотрим, в частности, анафору и эпифору.

Если рассмотренные выше фигуры основаны на различного рода повторах, то фигуры, построенные на изменениях в расположении частей синтаксических конструкций, связаны с изменениями и нарушениями в расположении частей внутри синтаксической конструкции. К ним относятся инверсия (перестановка); сегментация (вычленение); парцелляция и парентеза (вставка, внесение). Рассмотрим, в частности, инверсию.


Завершая разговор о языке и стиле публичного выступления, отметим, что способов и средств обогащения языковой культуры юриста, равно как и приемов повышения эффективности его речи, множество. Следует, прежде всего, с вниманием и пониманием относиться к тем компонентам языка, которые повышают восприятие выступления и воздействуют на эмоционально-волевую сферу слушателей, определяя и регулируя их поведение.

Необходимо также учитывать, что многие выдающиеся отечественные юристы внимательно анализировали работы мастеров художественного слова. Поэтому чтение художественной литературы должно быть настоятельной потребностью начинающего правоведа.

Читайте также: