Взаимодействие рф с международными финансовыми организациями доклад

Обновлено: 14.05.2024

Взаимодействие с международными финансовыми организациями (МФО) продолжает оставаться одним из важных направлений российской экономической дипломатии.

Наблюдающееся с 2000 г. общее улучшение экономической конъюнктуры в России позволило не прибегать в последнее время к финансовой помощи Международного валютного фонда. Ранее сотрудничество России с Фондом осуществлялось на основе регулярно согласуемых программ, определявших параметры оказания финансового содействия по линии МВФ и обязательства российской стороны по осуществлению определенных макроэкономических мероприятий. Начиная с 1992 г. Россия использовала ресурсы МВФ восемь раз на общую сумму около 22 млрд.долл. США.

В последние четыре года Россия не обращалась за кредитами МВФ, ее общая задолженность перед Фондом на 1 апреля 2004 г. сократилась до 4,6 млрд.долл. США. В январе 2005 г. в соответствии с параграфом (а) раздела 7 статьи V Устава МВФ (о досрочном погашении кредитов МВФ членами Фонда, которые существенно улучшили сальдо платежного баланса по текущим операциям и увеличили размер валютных резервов) Российская Федерация выплатила Фонду весь объем накопленной задолженности.

В настоящее время Россия вышла на новый этап сотрудничества с Фондом, особенностью которого является самостоятельная разработка экономической программы и ее реализация без привлечения кредитов МВФ.

Проведенный специалистами Фонда обзор российской экономики за 2004 г. был выдержан в благоприятном для России ключе. В нем, в частности, было отмечено дальнейшее улучшение макроэкономических показателей, а также прогресс в проведении структурных экономических реформ в ряде важных областей. Положительно оценил экономический курс России Совет директоров МВФ.

Продолжается плодотворное сотрудничество России со Всемирным банком и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), успешная реализация проектов которых на территории России способствует развитию инфраструктуры и экономическим реформам.

Основными направлениями работы с упомянутыми МФО являются улучшение делового климата и развитие конкуренции, управление государственным сектором, социальные вопросы, борьба с распространением инфекционных заболеваний и защита окружающей среды.

На 1 апреля 2004 г. сумма 53 займов в рамках портфеля действующих и закрытых проектов МБРР составляла 9,77 млрд долларов. Из них закрыты 30 займов на сумму 7,89 млрд долларов; действуют 23 займа на сумму 1,88 млрд долларов. Всего израсходовано 8,45 млрд долларов.

В ходе визитов в Россию в 2000-2004 гг. Президент Всемирного банка Дж. Вулфенсон неоднократно подтверждал заинтересованность в дальнейшем развитии отношений конструктивного сотрудничества с Российской Федерацией, готовность к оказанию содействия реализации экономической программы российского правительства.

В июне 2002 г. Совет директоров Всемирного банка утвердил новую стратегию деятельности Банка в России на 2003-2005 финансовые годы. Ее особенность заключается в том, что объем заимствований, предоставляемых России в этот период, не будет ограничен, а основными направлениями работы станут улучшение делового климата и развитие конкуренции, управление государственным сектором, социальные вопросы, борьба с распространение инфекционных заболеваний и защита окружающей среды.

В свою очередь, российская сторона в настоящее время также разрабатывает новую программу сотрудничества со Всемирным банком на 2005-2007 гг. В соответствии с решением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2000 г. Всемирный банк включен в состав Консультативного совета по иностранным инвестициям в России.

За прошедшие с начала операций в Российской Федерации годы Европейский банк реконструкции и развития фактически стал крупнейшим инвестором в реальный сектор российской экономики. С 1991 г. по 2004 г. инвестиции Банка в российские проекты составили 16,1 млрд.евро, из которых 5,9 млрд. евро (30% стоимости всех соглашений по линии ЕБРР) выделено за счет собственных средств. В 2004 г. объем инвестиций ЕБРР в Россию составил 1,2 млрд. евро, из которых 0,9 млрд. евро освоено. В целом руководство Банка подтверждает свою приверженность поддерживать годовой объем операций в России на уровне 1,2-1,3 млрд.евро.

География проектов Банка распространяется от Калининграда до Камчатки (операции Банка осуществляются в 49 из 89 регионов России). В 1997 г. Правительство Российской Федерации дало согласие на открытие, помимо московского, дополнительных региональных представительств ЕБРР в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Владивостоке.

В отраслевом разрезе формирования структуры портфеля российских проектов ЕБРР выделяются четыре основных сектора: финансовые учреждения, инфраструктура и муниципальное хозяйство, промышленный сектор, сырьевой сектор и агропромышленный комплекс. Наибольшая часть операций ЕБРР в нефинансовом секторе приходится на сырьевую промышленность и энергетику, развитие инфраструктуры, транспорта и сельского хозяйства.

В конце 2002 г. ЕБРР подписал рекордный за всю историю Банка кредит на сумму 234 млн.евро на проект защиты Санкт-Петербурга от наводнений.

С учетом стабилизации экономического положения России Среднесрочной стратегией ЕБРР на 2004-2008 гг. предусмотрена возможность повышения 30%-й доли России в общем кредитном портфеле Банка. Совет директоров одобрил Стратегию ЕБРР для России на 2005-2006 гг. в рамках Среднесрочной стратегии. Основные направления Стратегии: инвестиции в корпоративный и финансовый сектора, транспорт и инфраструктуру, помощь малому бизнесу, содействие модернизации банковской системы.

Основными приоритетами ЕБРР в работе на российском направлении на ближайшее время является осуществление финансирования инфраструктурных проектов, привлечение стратегических инвесторов на российские предприятия, усиление темпов развития малого бизнеса и поддержка процесса реформ в финансовом секторе. При выборе своих проектов ЕБРР тщательно учитывает такие факторы, как создание благоприятных условий для привлечения частного сектора, улучшение природоохранных показателей и инвестиций на цели энергосбережения.

В 2003 г. было ратифицировано Рамочное соглашение между Россией и Европейским инвестиционным банком (ЕИБ), регулирующее его деятельность в России.

Вступление в силу этого Рамочного соглашение позволяет России в перспективе привлечь с помощью Банка долгосрочные и сравнительно недорогие кредитные ресурсы, в первую очередь, в инфраструктурные проекты. В настоящее время наряду с Европейским банком реконструкции и развития и Северным инвестиционным банком ЕИБ вовлечен в предоставление кредитов для финансирования проекта завершения строительства защитных сооружений г.Санкт-Петербурга от наводнений (доля ЕИБ - 40 млн.евро).

В 2004 г. было принято решение о расширении мандата Банка на проведение операций в России и СНГ, что позволяет ему выделять кредиты до 500 млн.евро, причем не только на экологические проекты, но и на финансирование программ поддержки малого предпринимательства, а также инвестиции в инфраструктуру.

В последние годы продолжалось осуществление практических шагов по анализу условий и возможностей оформления полноформатного участия России в Межамериканском банке развития (МАБР) и Азиатском банке развития (АзБР). В качестве наблюдателя российские делегации принимают участие в работе ежегодных собраний советов управляющих указанных банков.

Возможное членство России в АзБР и МАБР способствовало бы укреплению политических и торгово-экономических позиций России в Азии и Латинской Америке в долгосрочной перспективе, продвижению интересов российского бизнеса на азиатском и латиноамериканском рынках.

Важным направлением внешней политики оставалось нахождение приемлемого решения долговых вопросов. В рамках Парижского клуба кредиторов (ПК) продолжилось конструктивное взаимодействие России со своими зарубежными кредиторами. Его особенностью по-прежнему оставалось четкое, а в отдельных случаях – и с опережением графика, обслуживание Россией всей своей внешней задолженности исключительно за счет собственных средств, без привлечения новых займов.

На 1 января 2005 г. общая сумма задолженности России перед Парижским клубом с учетом капитализации процентов составила 47,7 млрд.долл.США (из них около 38 млрд.долл.США – советская часть российского долга).

С начала 2005 г. активно обсуждался вопрос о досрочном урегулировании части российской задолженности перед клубом. Прошло несколько раундов соответствующих переговоров как в многостороннем формате в рамках ПК, так и на двусторонней основе. В итоге было принято решение о досрочной выплате Россией 15 млрд.долл.США до конца 2005 г.

В настоящее время Россия вышла на новый этап сотрудничества с ПК, особенностью которого является осуществление всех текущих платежей по обслуживанию внешней задолженности в полном объеме. Ведется комплексная работа по обеспечению погашения задолженности иностранных государств перед Россией с использованием взаимоприемлемых схем выплат долга.

Россия играет важную роль в реализации Инициативы по облегчению долгового бремени беднейших стран (Инициатива HIPC). Вклад нашей страны стал крупнейшим среди всех доноров по отношению к национальному ВВП. По этому показателю Россия занимает первое место в мире. По абсолютным же величинам списания долгов слаборазвитым странам – третье место после Японии и Франции.
2. Характеристика финансовой системы РФ

Раздел: Финансовые науки
Количество знаков с пробелами: 83008
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Международный валютный фонд (МВФ) — ведущая организация международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере.

МВФ был создан по решению Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. в целях повышения стабильности мировой валютно-финансовой системы. СССР принял участие в работе по созданию МВФ, однако по ряду причин политического характера отказался войти в число его учредителей.

  • Управляющим от Российской Федерации в МВФ является Министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов.
  • Заместитель Управляющего от России в МВФ — Председатель Банка России Э.С. Набиуллина.
  • Исполнительный директор от России в МВФ — А.В. Можин.

Цели и задачи

Цель деятельности — поддержание стабильности мировой финансовой системы.

Задачами МВФ, в соответствии со Статьями соглашения (Уставом), являются:

  • расширение международного сотрудничества в денежно-кредитной сфере;
  • поддержание сбалансированного развития международных торговых отношений;
  • обеспечение стабильности валютных курсов, упорядоченности валютных режимов в странах-членах;
  • содействие созданию многосторонней системы расчётов и устранению валютных ограничений;
  • помощь странам-членам в устранении диспропорций платёжного баланса за счет временного предоставления финансовых средств;
  • сокращение внешних дисбалансов.

Основными вопросами, обсуждаемыми в ходе регулярно проводимых Ежегодных заседаний Совета директоров МВФ и заседаниях Международного валютно-финансового комитета (МВФК), являются: реформа международной финансовой архитектуры и, в первую очередь системы управления, квот и голосов, изменения денежно-кредитной политики развитых стран и их влияние на мировую экономику в целом, повышение роли стран с формирующимся рынком, реформа финансового регулирования и т.д.

Финансовые ресурсы

Финансовые ресурсы МВФ формируются главным образом за счет взносов квот стран-членов в капитал Фонда. Квоты рассчитываются по формуле, исходя, в числе прочего, из относительных размеров экономики стран-членов. Размер квоты определяет объем средств, который страны-члены обязуются предоставить МВФ, а также ограничивает объем финансовых ресурсов, который может быть предоставлен данной стране в качестве кредита.

Сотрудничество Российской Федерации с МВФ

В настоящее время МВФ насчитывает 189 стран-членов (включая Российскую Федерацию). Россия является членом МВФ с 1992 года. За период членства Россия привлекла средства МВФ для поддержания устойчивости своей финансовой системы на общую сумму около 15,6 млрд. СДР. В январе 2005 г. Россия досрочно погасила свою задолженность перед Фондом, в результате чего приобрела статус кредитора МВФ. В связи с этим решением Совета директоров МВФ Россия была включена в План финансовых операций (ПФО) Фонда, тем самым войдя в круг членов МВФ, средства которых используются в финансовых операциях МВФ.

В связи с состоявшимся 17 февраля 2016 года Четырнадцатым пересмотром квот квота Российской Федерации в МВФ была увеличена с 9945 до 12903,7 млн. СДР.

Учитывая постоянный характер операций по предоставлению Банком России средств МВФ в рамках квоты Российской Федерации, а также ввиду бессрочности обязательств стран-участников МВФ по предоставлению средств МВФ курс на поддержание финансирования Российской Федерацией МВФ сохраняется, а сроки действия кредитных механизмов (новые соглашения о заимствовании (NAB), а также двусторонние соглашения о заимствовании) пролонгируются на предлагаемых МВФ условиях.

Сотрудничество Российской Федерации с МВФ охарактеризовано активной консультационной деятельностью Фонда и проведением с его участием работы по предоставлению технической поддержки (в рамках тематических миссии экспертов Фонда, семинаров, конференций, учебных мероприятий).

Сотрудничество Банка России с МВФ

Управляющий в МВФ от России — Министр финансов Российской Федерации, Председатель Банка России является заместителем управляющего в МВФ от России. В 2010 году функции по финансовому взаимодействию с МВФ были переданы Министерством финансов Российской Федерации Банку России. Банк России является депозитарием средств МВФ в российских рублях и осуществляет операции и сделки, предусмотренные Уставом Фонда.

Банк России выполняет функцию депозитария средств МВФ. В частности, в Банке России открыты два рублевых счета МВФ № 1 и № 2. Кроме того, в Банке России открыто несколько счетов депо, на которых учитываются векселя Минфина и Банка России в пользу МВФ. Данные векселя являются обеспечением обязательств Российской Федерации по внесению взносов в капитал МВФ.

В настоящее время Банк России от имени Российской Федерации участвует в предоставлении МВФ финансирования в рамках кредитных соглашений, информация о которых приведена в справке, размещённой по следующей ссылке: О кредитных соглашениях с МВФ.

Центральный банк Российской Федерации сотрудничает с МВФ по различным трекам международной работы. Представители Банка принимают участие в сессиях и ежегодных собраниях МВФ, взаимодействуя на экспертном уровне в составе ряда рабочих групп, а также в ходе проведения рабочих встреч, консультаций и видеоконференций с экспертами МВФ.

Начиная с 2010 года в отношении России (как страны, имеющей глобально системно значимый финансовый сектор), проводится оценка состояния финансового сектора в рамках Программы оценки финансового сектора (FSAP), реализуемой МВФ совместно с Всемирным банком. При проведении оценочных мероприятий программы роль Банка России является ключевой. В этой связи необходимо отметить, что программа FSAP 2015/2016 годов стала самой объемной с начала ее реализации в Российской Федерации. При участии Банка России проводится работа по подготовке оценок соблюдения международных стандартов и кодексов (ROSCs), в частности, в сфере денежно-кредитной политики, банковского надзора и корпоративного управления. В этой связи наиболее актуальными ROSC по Российской Федерации в настоящее время является оценка соответствия российского банковского регулирования принципам БКБН (ROSC ВСP) и оценка соответствия регулирования финансового рынка принципам МОКЦБ (ROSC IOSCO) в 2016 году.

Представители Банка России принимают участие в ежегодных консультациях с миссиями МВФ в рамках Статьи IV Устава Фонда, а также в работе по подготовке соответствующих итоговых докладов Фонда.

Важным направлением работы является участие Банка России в подготовке Ежегодного доклада МВФ о валютных режимах и валютных ограничениях (AREAER).

В соответствии со Специальным стандартом на распространение данных (ССРД) в МВФ предоставляются данные по платежному балансу, внешнему долгу, динамике валютных резервов.

Во взаимодействии с ведомствами и организациями Банком России обеспечивается участие в аналитической и исследовательской деятельности МВФ, при подготовке публикаций МВФ и при проведении профильных семинаров, конференций.

В настоящее время Банк России стремится привлечь экспертизу Фонда в целях имплементации ряда рекомендаций по итогам программы FSAP 2015/2016 годов в области развития методов стресс-тестирования в Банке России, а также в целях повышения качества и эффективности денежно-кредитной политики Банка России и уровня подготовки соответствующих специалистов.


Россия активно участвует в различных международных финансовых организациях. Наиболее значимыми из них являются Международный валютный фонд (МВФ) и Группа Всемирного банка, в которых Россия состоит с начала 1990-х гг. За годы членства характер сотрудничества страны с финансовыми институтами существенно изменился. К основным причинам можно отнести улучшение экономической ситуации в России в начале 2000-х гг., изменение баланса сил в мировой экономике в пользу развивающихся стран и, как следствие, необходимость реформирования мировой финансовой архитектуры, а также эскалацию геополитической напряженности в 2014 году и последующее введение санкций против России.

Реформирование глобальной системы резервных валют долгое время было одним из приоритетов в повестке сотрудничества России с МВФ. В 2009 году страна выступила с инициативой включения российского рубля в состав валютной корзины СДР. Однако данное предложение не нашло поддержки Фонда. В настоящее время так же преобладает скептическое отношение в связи с кризисными явлениями в российской экономике и напряженностью в отношениях России и Запада. При этом невысокие шансы на приобретение рублем статуса резервной валюты подтверждаются статистикой. По данным Банка международных расчетов, в период с 2013 по 2016 гг. в рейтинге наиболее торгуемых валют рубль опустился с 12 на 18 место, а его доля в мировой торговле снизилась с 1,6 до 1,1%.

По линии Группы Всемирного банка Россия взаимодействует с Международным банком реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорацией (МФК), Многосторонним агентством по инвестиционным гарантиям (МАГИ) и Международной ассоциацией развития (МАР).Действие антироссийских санкций — не единственный острый вопрос в отношениях России и Всемирного банка. Страна выступает за проведение реформы управления банка, а также увеличение его капитала.

Россия вместе со своими партнерами по БРИКС отмечает дефицит финансирования инфраструктурных проектов. В случае отказа от увеличения ресурсов банка, институт столкнется с необходимостью сократить объемы кредитования. Развитые страны первоначально не проявляли заинтересованности в обсуждении данного вопроса. Однако в последнее время они, главным образом США, изменили свою позицию. К этому их подтолкнуло появление новых региональных институтов развития, деятельность которых может уменьшить значение и влияние Всемирного банка.

Россия как полноправный участник международных финансовых организаций

На сегодняшний день Россия входит в состав членов международных финансовых организаций. Страна является полноправным членом МВФ, группы Всемирного банка, ЕБРР, Парижского клуба, а также некоторых других финансовых организаций.

Несомненно, участие в международных финансовых институтах является очень важной частью экономической жизни для любой страны мира. Это открывает перед ней новые возможности и перспективы, в том числе доступ к международным финансовым и кредитным ресурсам, к механизмам международных гарантий и решению инвестиционных споров. Кроме всего прочего участие в международных финансовых организациях повышает общий имидж страны, напрямую говорит о включенности национальной финансовой системы в мировые хозяйственные связи.

Однако надо понимать, что работа в международных финансовых организациях обременяет страну некими обязательствами, которые имеют отношение к необходимости вносить взносы и принимать участие в деятельности данных организаций.

История вступления России в основные финансовые организации мира

Во времена СССР, а точнее уже на закате истории советского государства, было положено начало поэтапного вступления России в МВФ и МБРР. Это произошло в 1985 г., но советское руководство так и не завершило данный процесс. После распада СССР Россия подала заявку на вступление в МВФ и МБРР в начале 1992 г. В этот самый момент был подготовлен и представлен МВФ Меморандум об экономической политике РФ.

Апрель 1992 г. стал определяющим для России, когда Совет управляющих МВФ принял единогласное решение о вступлении России и ещё 13 бывших советских республик в ряды членов организации.

Россия официально стала участницей МВФ и МБРР в апреле 1993 г. после подписания статей Соглашения МВФ и учредительных документов МБРР.

Основное качество, которое определяет участие страны в МВФ и Всемирном банке – квота. Квота РФ в МВФ составляет на 2017 г. 12 903,7 млн СДР (специальные права заимствования), что примерно равно 2,71% от всех резервов МВФ. Таким образом России обеспечивается 130,502 голоса или, 2,59%.

МВФ имеет всего 189 членов, общий капитал организации после реформирования в 2016 г. составляет 475 млрд. СДР (645 млрд. долл.).

Самый большой пакет голосов принадлежит США, однако они имеют и самые большие обязательства. Их взнос составляет 82 994,242 млн СДР или, 17, 46% резервов МВФ. Тем самым штаты обеспечивают себе 831,407 голос, что эквивалентно 16,52%. Второе место по размеру квот принадлежит Японии, которая обладает 30 820,5 млн СДР или, 6,45% в резервах МВФ, что соответствует 309,670 голосов или, 6,15%. Третье место принадлежит Китаю, который имеет долю в 6,41% или, 30 482 млн. СДР с 6,41% голосов.

Сразу после вступления в МВФ Россия стала активно использовать свои возможности в данной организации и достаточно часто прибегала к займам и кредитам МВФ, МБРР, МФК и пр.

С 1992 по 1998 гг. МВФ одобрил для России пять договорённостей о предоставлении кредитов на общую сумму 30-32 млрд. долл.

В 1996 г. Россия получила рекордно большой расширенный кредит в размере 6,9 млрд. СДР или 10,1 млрд. долл. с елью поддержки программы, которая была направлена на рыночные преобразования в стране. По факту до конца 1998 г. было использовано порядка 20 млрд. долл. Помимо этого Россия в полном объёме израсходовала свою резервную позицию в МВФ, размер которой составил 926 млн. СДР или 1,3 млрд. долл. В конце 1998 г. задолженность РФ перед МВФ составила 13,7 млрд. СДР, что соответствовало 318,4% её квоты в Фонде. Примечательно, что на конец 1998 г. РФ являлась самым масштабным заёмщиком МВФ.

Поскольку 1998 г. выдался для России в экономическом отношении достаточно сложным, то руководство МВФ приняло решение предоставить стране экстренный стабилизационный кредит объёмом до 22 млрд. долл. Важно отметить, что первый транш, размером в 5 млрд. долл. Россия смогла получить ещё до наступления глубочайшего финансового кризиса в стране.

В 2000 г. отношения РФ и МВФ вышли на качественно новый уровень, для него были характерны две специфические особенности. Первая состояла в том, в корне изменилась процедура принятия решений об предоставлении кредитов для РФ и реструктуризация российской внешней задолженности. Вторая особенность заключается в стабилизации валютно-финансового положения РФ, которое является основанием для свёртывания Фондом финансовой помощи.

С 2005 г. Россия больше не пользовалась кредитами МВФ.

Россия в составе МБРР

Говоря о сотрудничестве России и Международного банка реконструкции и развития. Россия стала членом данной организации в 1992 г. и получила квоту 2,99% капитала и 2,92% голосов. Реформы в России стали причиной обращения за финансовыми средствами и в эту организацию порядка 40 раз и на общую сумму более 11 млрд. долл. Займы, которые МБРР предоставлял для России в первую очередь, направлялись на развитие службы занятости, программ приватизации, восстановление нефтяной промышленности, а также на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, поддержку реформ в сфере сельского хозяйства, развития институтов, проведение земельной реформы, модернизацию налоговой сферы, подготовку специалистов в области управления и финансов. Надо заметить, что по большому счёту все реформы проводились именно на средства, которые были получены от МБРР. В 1992 г. было реализовано более 40 крупных проектов технического содействия, что выразилось в более чем 9 тысячах конечных получателей в виде организаций и предприятий.

На сегодняшний день Россия сменила свой статус с категории заёмщика на категорию партнёра Всемирного банка. Это касается и социально-экономического развития РФ, и решения мировых проблем борьбы м бедностью, списания задолженности беднейших стран, а также вопросы защиты окружающей среды.

Участие в международных организациях России и санкции

С июля 2014 г. Россия не имеет право и не получает новое финансирование со стороны Всемирного банка. Это происходит по причине санкций, которые коснулись РФ в связи с присоединением Крымского полуострова. Данные санкции были введены "Группой семи". В этой связи была разработана новая стратегия сотрудничества Банка в 2015 г., однако она пока не была вынесена на рассмотрение руководству организации.

На сегодняшний день портфель действующих проектов РФ состоит из девяти проектов на общую сумму заимствований 696,1 млн. долл. Однако несмотря на это, Программа государственных внешних заимствований РФ во Всемирном банке состоит из 18 проектов на сумму более 2,5 млрд. долл. Из девяти новых проектов пока не профинансированными остаются шесть программ.

Квота РФ в Международной финансовой корпорации группы Всемирного банка составляет 4,1%. Надо отметить, что впервые инвестиции по линии МФК поступили в Россию в 1993 г. При финансовой поддержке МФК в 1990-е гг. было реализовано 29 инвестиционных проектов в нефтегазовой промышленности (российско-американское СП "Северное сияние" и проект "Васюган" в Томской области). Кроме всего прочего финансирование получил Международный московский банк, Первый региональный фонд, Российская телекоммуникационная корпорация, Инвестиционный секторальный капитальный фонд, "ОНЭКСИМ-банк" и некоторые другие организации. К сожалению, многие из этих организаций на данный момент уже закончили свою деятельность.

Участие России в финансовых организациях

Вместе с тем, как в России начались реформенные предобразования, она активно стала взаимодействовать с Европейским банком реконструкции и развития и Европейским центральным банком.

В ЕБРР России является седьмым по размеру капитала акционером. В 1993 г. были подписаны и вступили в законную силу соглашения в отношении займов на восстановление нефтяных и газовых скважин в Западной Сибири, а также техническое содействие приватизации.

Начиная с 1991 г. инвестиции Банка в российские проекты составили в среднем 2 млрд. евро в год. Банк участвовал в финансировании программ экономического развития страны в 49 регионах России. Наиболее значимыми сферами участия ЕБРР являются:

  • Финансовые учреждения.
  • Инфраструктура и муниципальное хозяйство.
  • Промышленный сектор.
  • Сырьевой и агропромышленный комплексы.

Примечательно, что особо ЕБРР выделяет нефинансовый сектор, где производится наибольшее количество операций – сырьевая промышленность и энергетика, развитие инфраструктуры, транспорта и сельского хозяйства. ЕРББ на российском направлении концентрирует свои силы на реализации финансирования инфраструктурных проектов, привлечении стратегически важных инвесторов на предприятия страны, а также на усилении темпов развития малого бизнеса и поддержка процесса реформ в финансовом секторе.

Некоторые программы ЕБРР в России реализовывал с поддержкой Всемирного банка и ЕС. Однако после введения санкций в отношении России, в стране полностью были перекрыты доступы к финансированию ЕБРР.

После 2000 г. экономическая ситуация в России улучшилась и стабилизировалась, что позволило ей реже обращаться к займам международных финансовых организаций. Одновременно с этим, необходимо отметить, что финансирование многих проектов осуществлялось при поддержке со стороны.

Модернизация таможенных органов, совершенствование финансовой системы, развитие системы государственной статистики, особых экономических зон, а также проведение структурных преобразований в социальной сфере происходило при международной финансовой поддержке. Общая сумма заимствований составила на начало 2013 г. около 1,2 млрд. долл.

В общем, необходимо обратить внимание на то, что по большей мере все проекты, которые имели отношение к реформированию российской экономики, социальной и институциональной сфер, были напрямую связаны с кредитами международных финансовых организаций.

Ключевой момент сотрудничества с международным финансовыми организациями, связан с тем, что, участвуя в подобных организациях, страна получает возможность консультироваться с международными экспертами в различных областях.

Таким образом, можно сделать вывод, что, участвуя в международных финансовых организациях, Россия получила возможность значительно улучшить своё экономическое положение, провести на полученные финансовые средства необходимые реформы, улучшить условия кредитования, облегчить бремя задолженности, а также обеспечила благоприятные условия её структуризации, переговоры по которой состоялись на площадках парижского и Лондонского клубов кредиторов.

Парижский и Лондонский клубы кредиторов

Парижский клуб кредиторов – это неформальное финансовое объединение лидеров мировой экономики, в котором состоят банки-кредиторы 19 стран, в их число входят Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.

Парижский клуб кредиторов был создан в 1956 г. с целью регулирования и решения проблем задолженности суверенных, по большей части развивающихся государств. Россия приняла решение вступить в Парижский клуб кредиторов в 1995 г. как кредитор некоторых развивающихся стран. Надо отметить, что целиком вернуть заёмные средства РФ не удалось, однако членство в клубе поспособствовало росту престижа страны, и дало ей возможность принимать участие в разработке международной политики в отношении стран-должников, а также смогла повысить свой кредитный рейтинг.

Общий долг России страна Парижского клуба в 2001 г. составил порядка 47 млрд. долл. В этой сумме учитывается общий долг распавшегося СССР – 39 млрд. долл. и новый российский долг в 8,2 млрд. долл. Кроме этого Клуб признал, что развивающиеся страны должны РФ 35 млрд. долл. Уже в 2006 г. Россия смогла практически в полном объёме урегулировать собственную задолженность перед странами Парижского клуба.

Лондонский клуб кредиторов – это неформальное объединение частных кредиторов, которое создано с целью урегулирования долгов перед участниками, которыми являются частные банки.

6.10.1997 г РФ и Лондонский клуб кредиторов подписали соглашение о реструктуризации задолженности бывшего СССР членам клуба размером 24 млрд. долл. По условиям данного соглашения долг был реструктурирован на 25 лет, выплаты должны были начаться в 2002 г.

Россия и её взаимодействие с региональными финансовыми организациями

Помимо участия в самых крупных международных финансовых организациях, Россия взаимодействует и с региональными банками развивающихся стран. Среди них Азиатский, Африканский и Межамериканский банки развития. Многие эксперты высказываются о том, что данное направление весьма перспективное, поскольку позволяет России открывать новые рынки сбыта собственной продукции в странах Азии, Африки и в Латинской Америке. Кроме всего прочего, это позволяет укреплять долгосрочные политико-стратегические интересы в развивающихся странах, расширять своё участие в реформировании международных финансовых связей.

Новым витком взаимодействия РФ и международных финансовых организаций стало её участие в создании Банка развития БРИКС и пула валютных резервов данного банка. Решение о создании этого банка принималось на неформальной встрече лидеров стран БРИКС в сентябре 2013 г. Размер начального капитала составил порядка 50 млрд. долл., а размер пула – 100 млрд. долл. Основные страны участницы внесли следующие суммы: Китай – 41 млрд. долл., Индия, Бразилия и Россия внесли по 18 млрд. долл., а ЮАР 5 млрд. долл.

Посткризисное развитие

Для посткризисного развития является отличительным признаков ферментация глобального финансового рынка, а также образование региональных финансовых кластеров. До наступления мирового финансового кризиса для мировой практики было свойственно образование региональных торговых объединений. Однако сегодня более остро стоит вопрос о финансовом регионализме. Существует необходимость формировать региональные финансовые кластеры, которые объединены соглашениями. Более того, ярко проявляется проблема современной финансовой архитектуры. Наличие региональных соглашений увеличивает объём денег, которые становятся доступными для кредитования. Функционирование финансовых кластеров уменьшает риск появления эффекта своеобразного заражения и повышает стабильность экономического положения конкретного региона.

На сегодняшний день Россия является одним из учредителей Евразийского банка развития (ЕАБР), который представляет собой международную финансовую организацию, основной целью которой является содействие экономическому росту стран-участниц, расширение торгово-экономических связей между ними и развитие интеграционных процессов на евразийском пространстве посредством реализации инвестиционных проектов. В структуру ЕАБР входят: Казахстан с 41,28% инвестиционного портфеля, Россия с 37,4%, Беларусь – 18,1%, Армения – 1,23%, Кыргызстан и 0,20%, а также Таджикистан и 0,31%.

Посредством ОАО "Банк ВТБ" Россия принимает участие в Международном объединении ШОС (Шанхайская организация сотрудничества). Данное объединение было создано в 2005 г., а в настоящее время идёт обсуждение создания Банка развития ШОС.

Необходимо обратить особое внимание на то, что по мере укрепления позиций страны в системе МЭО Россия активно принимает участие в программах международной поддержки стран. Начиная с 2009 г. РФ серьёзно нарастила объём помощи странам-реципиентам, когда выделила порядка 785 млн. долл. на помощь в преодолении последствий кризиса для развивающихся стран. В 2015 и 2016 гг. помощь развитию превысила 1 млрд. долл. Важно понимать, что основная часть помощи, примерно 75% идёт по двусторонним каналам, а оставшиеся 25% посредством механизмов международных организаций.

Ключевой формой содействия развитию представляется списание долговых обязательств. Надо понимать, что объём такой помощи пока выглядит незначительно, если сравниваться его с объёмом ВВП, однако в будущем планируется его серьёзно увеличить до показателей развитых стран.

Таким образом, можно говорить о том, что на сегодняшний день РФ избавилась от финансовой зависимости международных организаций и активно содействует их деятельности на правах полноценного партнёра в качестве заёмщика и кредитора, что соответствует положению более развитых и экономически стабильных стран.

Читайте также: