Взаимодействие педагогических медицинских и других специалистов доклад

Обновлено: 30.06.2024

Мы рассматриваем взаимодействие как профессиональное общение специалистов, в ходе которого происходит не только обмен информацией, но и организация совместных действий, позволяющая партнерам реализовать общую деятельность, ориентированную на единый результат. Организация взаимодействия обеспечивается постановкой единых целей и задач, направленных на определение путей помощи ребенку и их реализацию командой единомышленников.

Организационное поле взаимодействия включает в себя педагогическую, социально-педагогическую, психолого-педагогическую и медико-педагогическую составляющие и объединяет усилия педагогов, логопедов, психологов, дефектологов, социальных педагогов, медицинских работников в решении проблем ребенка.

Педагогическая составляющая взаимодействия направлена на формирование общей культуры, обеспечение уровня подготовки учащихся, соответствующего требованиям государственного образовательного стандарта, с учетом особых образовательных потребностей, а также на преодоление трудностей в обучении и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Социально-педагогическая составляющая взаимодействия способствует социализации учащихся, повышению адаптивных возможностей ребенка в разных сферах жизнедеятельности, предупреждению девиантных форм поведения детей и подростков, развитию потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе совместной деятельности со сверстниками, развитию взаимодействия с семьей в вопросах воспитания, социальной защиты и помощи ребенку, а также реализации прав и свобод учащихся.

Психолого-педагогическая составляющая взаимодействия обеспечивает коррекцию отклонений в психическом и/или физическом развитии обучающихся, способствует сохранению психологического и соматического здоровья ребенка, раскрытию резервных возможностей личности учащегося.

Медико-педагогическая составляющая взаимодействия способствует укреплению здоровья учащихся, обеспечивает профилактику перегрузок, нервных срывов, формирование ресурсов семьи, позволяющих выработать у детей и подростков стойкие жизненные позиции, ориентированные на сохранение здоровья.

Целостность составляющих определяется их взаимозависимостью и подчинением общей цели.

Выделяют следующие признаки и уровни процесса взаимодействия специалистов (Муканова, 1990):

– наличие совместной деятельности;

– положительные взаимоотношения, взаимопонимание;

– коллективность при обсуждении различных вопросов;

– активизация деятельности участвующих сторон;

– стратегический (при планировании, подготовке и проведении работы);

– тактический (при согласовании усилий);

– оперативный (при решении конкретной проблемы).

Существует концепция развития комплекса параллельных служб, к которым относятся психологическая, социально-педагогическая, педагогическая (в том числе коррекционно-педагогическая и логопедическая), медицинская службы, организационно и содержательно-деятельностно объединенные в единую систему (Усанова, 1995). Это основные составляющие психолого-медикопедагогической системы помощи и поддержки детям, в том числе детям с нарушениями в развитии.

Структурная организация параллельных служб может быть представлена в виде взаимосвязанных, составляющих единый комплекс и вместе с тем достаточно самостоятельных разделов. В каждом из них выдвигаются специальные задачи. В эти службы в зависимости от целей, задач и содержания деятельности включают следующие модули: комплексной диагностики и консультации, медицинский, психологический, социально-педагогический, коррекционно-педагогический.

Адресатом комплексной помощи специалистов в общеобразовательной школе являются дети с трудностями адаптации и обучения. Основной их контингент составляют дети с ОВЗ. К этой категории относятся дети, имеющие разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и/или психическом развитии в диапазоне от временных и легко устранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих индивидуальной программы обучения или использования специальных образовательных программ.

Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, то есть дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и/или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Это неоднородная группа, включающая детей с разным характером и разной выраженностью нарушения, и потому необходим дифференцированный подход к содержанию коррекционной работы и степени включенности специалистов в ее реализацию. Этим объясняется вариативность сопровождения и разный профиль специалистов, в помощи которых нуждается ребенок. Это могут быть формы обучения в классе общего типа, в отдельном классе, по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому и/или дистанционная форма обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Варьироваться может и степень участия специалиста в сопровождении (занятия, пролонгированное консультирование, работа по комплексной индивидуальной программе).

Условно можно выделить две группы учащихся с ОВЗ. Первая – дети с невыраженными, чаще устранимыми, нарушениями, которые при создании соответствующей среды и условий могут обучаться по массовой программе в классе, получая помощь специалистов. Вторая – дети, имеющие выраженные особенности и особые образовательные потребности, требующие использования специализированных образовательных программ, учебников и адаптации образовательного процесса и среды к их особенностям (это могут быть инклюзивная форма обучения, отдельный класс, надомное обучение).

В зависимости от особых потребностей ребенка определяется общая логика построения учебного процесса и состав специалистов, усилия которых консолидируются и направляются на решение текущих проблем ребенка и профилактику возникновения новых. Как правило, в общеобразовательной школе состав специалистов таков: педагог, логопед, психолог, социальный педагог, врач (или медсестра), дефектолог, реализующие профессиональное взаимодействие в условиях служб сопровождения и/или психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений.

Служба сопровождения – структурное подразделение образовательного учреждения, организуемое с целью предоставления помощи учащимся, родителям, педагогам. Служба оказывает содействие развитию личности учащихся на всех этапах непрерывного образования. Главной целью деятельности службы является психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение решения образовательных задач. Специалистами службы определяются и обеспечиваются наиболее благоприятные условия для развития, саморазвития и социализации ребенка. Служба может включать разное количество специалистов, в зависимости от востребованности тех или иных услуг.

ПМПк – организационная форма, являющаяся структурным подразделением образовательного учреждения, в рамках которой объединяются усилия педагогов, психологов и других субъектов образовательного процесса для решения проблем обучения и полноценного развития детей и подростков. ПМПк не является самостоятельным учреждением и не имеет статуса юридического лица. Специалисты ПМПк выполняют соответствующую работу в рамках основного рабочего времени, функциональных обязанностей, оплаты труда, корректируя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом образовательного учреждения в работе консилиума.

Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.

Возможны следующие варианты сочетания этих организационных форм:

1) ПМПк является структурным компонентом службы сопровождения. В этом случае деятельность службы направлена на решение широкого круга задач (например, может включать работу с одаренными детьми, деятельность по профориентации и профильному обучению учащихся), а ПМПк при этом обслуживает одно из звеньев этой деятельности. Работа ПМПк в этом случае чаще заключается в проведении заседаний и выработке коллегиальных решений, которые реализуются некоторыми из специалистов службы сопровождения и педагогами. Возможно объединение нескольких подразделений службы – служба сопровождения ребенка, служба сопровождения профессионального самоопределения, служба сопровождения одаренных детей, где консилиум обслуживает 1–2 структуры.

2) ПМПк образовательного учреждения консолидирует и направляет деятельность службы сопровождения, выступает как координирующий орган, направляющий деятельность специалистов службы сопровождения, специалисты которой реализуют его решения.

3) ПМПк организуется как служба сопровождения. Взаимодействие является обязательным условием деятельности консилиума. Процесс его работы основан на совместной деятельности специалистов, осуществляющей сопровождение учебно-воспитательного процесса ребенка. В этом случае речь идет о сопровождении командой, где специалисты не только одновременно осуществляют помощь, а руководствуются интегрированными едиными целями. Успешно функционирующий ПМПк образовательного учреждения – это сформированная в процессе работы система. Элементы этой системы – различные специалисты, каждый из которых является равноправным членом команды и вносит свой специфический вклад в деятельность ПМПк. Все специалисты ориентированы на преодоление трудностей ребенка, при этом каждый решает свои четко поставленные задачи, выполнение которых по механизму взаимодополнения и согласованности приводит к реализации поставленной цели. Это и является продуктом работы ПМПк.

Мы рассматриваем психолого-медико-педагогический консилиум как службу сопровождения, предусматривающую целостную систему работы команды специалистов, основанную на принципе междисциплинарного взаимодействия. Эта система предполагает:

1) разнообразные виды деятельности команды специалистов;

2) разные формы взаимодействия специалистов;

3) осуществление пролонгированного коррекционного сопровождения учащихся.

Сопровождение рассматривается, с одной стороны, как широкое понятие, и в этом случае речь идет о сопровождении командой, о составлении и реализации программ комплексной помощи в условиях совместной деятельности разных специалистов. С другой стороны, как более узкое: сопровождение ребенка конкретными специалистами – например, психологическое, логопедическое, дефектологическое и т. д.

Координацию взаимодействия обеспечивают заседания ПМПк, на которых определяются основные задачи комплексной деятельности специалистов и намечаются пути разноплановой помощи ребенку с трудностями адаптации.

С.Г. Шевченко (1999, 2005) рассматривает взаимодействие участников школьного психолого-медико-педагогического консилиума как необходимое условие эффективности системы коррекционно-развивающего обучения.

Принцип междисциплинарного взаимодействия обеспечивает:

– многоаспектное рассмотрение причин трудностей в обучении и адаптации к школе;

– согласованное воздействие на учебно-познавательную деятельность и эмоционально-личностную сферу учащихся.

Полноценное взаимодействие возможно лишь при условии взаимопонимания и высокой профессиональной компетентности каждого специалиста (психолога, логопеда, дефектолога, социального педагога, врача, учителя). Члены команды становятся единомышленниками, дополняют, но ни в коем случае не подменяют друг друга.

Школьный ПМПк создается в образовательном учреждении как коллегиальный орган, не являющийся при этом правомочным ставить диагноз, определять образовательный маршрут или изменять внешнюю форму и условия обучения. Его задача состоит в определении и создании специализированных условий для детей с трудностями адаптации внутри учреждения, оказании им помощи, а также в привлечении родителей, педагогов, администрации школы и внешних специалистов, необходимых для решения проблем ребенка.

Дошкольное образование призвано обеспечить основной фундамент не только развития, но и создать максимально благоприятные условия для формирования здорового и гармонично физически развитого ребенка.

Задача охраны и укрепления здоровья детей – одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Она специфична для каждого дошкольного учреждения, так как специфичен контингент детей, социальные условия семей, социальная инфраструктура региона, экологическая среда и медицинское обеспечение населения и детей в частности.

Здоровье и образование – это два взаимосвязанных и взаимозависимых компонента в формировании личности, то есть здоровье человека оказывает влияние на уровень развития, а правильность построения развивающего (образовательного) процесса, в свою очередь, оказывает влияние на здоровье ребенка. Таким образом, системой, регулирующей это взаимодействие, являются здоровьесберегающие технологии в образовании, в том числе, и дошкольном.

Взаимодействие медицинского работника с педагогическим коллективом выражается в следующем:

  1. Консультация педагогов по вопросам здоровья и физического развития детей.
  2. Участие в педагогических мероприятиях и мероприятиях для родителей, касающихся вопросов здоровья.
  3. Наблюдение за физическим и нервно-психологическим развитием детей в течение года.
  4. Разработка медицинских рекомендаций на каждого ребенка для учета их педагогами в образовательном процессе.
  5. Планирование мероприятий по снижению заболеваемости.
  6. Информирование педагогов и родителей о проведении медицинского лечения (оказание первой помощи), профилактических мероприятий и осмотров.
  7. Разработка графика посещения детьми мед. процедур.
  8. Оформление листка здоровья.
  9. Контроль питания.
  10. Контроль санитарно-гигиенического состояния помещений.

В свою очередь педагоги, в рамках взаимодействия с медработниками, должны:

  • Информировать мед. работника об изменении в состоянии и поведении детей;
  • Соблюдать рекомендации мед. работника в работе с детьми;
  • Доводить до сведения родителей рекомендации медработника.

Только при тесном взаимодействии педагогов и медицинских работников наши дети будут здоровыми.


В свете сегодняшнего дня проблемы детей, рождающихся с отклонениями в развитии, являются наиболее актуальными. Достижения современной медицины дают таким детям возможность выжить физически, а успехи коррекционной педагогики и психологии — социально адаптироваться, насколько это позволяет сделать дефект.

Современному коррекционному педагогу, работающему с воспитанниками детских стационарных учреждений, имеющими различные аномалии необходимо широкое применение медико-биологических знаний. Это связано с тем, что практически все эти дети имеют отдаленные последствия перинатальной энцефалопатии, характеризующиеся сложной структурой дефекта и сочетанными дефектами (Слепоглухие дети с интеллектуальной недостаточностью, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с дефектами зрения, слуха, речи и т. д.) Педагог, имеющий дело с детьми с различного вида патологией, сталкивается с проблемами, решение которых возможно при консолидации усилий медиков, педагогов, психологов и сотрудников социальной службы. Это следует учитывать при подготовке специалистов.

Медицинские проблемы включают:

- ограниченные возможности своевременной диагностики;

- отсутствие методов лечения;

- высокий процент инвалидизирующих заболеваний.

Педагогические проблемы включают:

- недостаточную изученность педагогами медико-психологических особенностей воспитанников;

- трудности в создании индивидуальных педагогических программ для каждого ребенка с аномалиями развития;

- создание программ для групп детей с конкретной патологией;

- характер задержки психического развития и умственной отсталости при наличии патологии, затрудняющий коррекционную работу с такими детьми;

- проблемы организации общения детей, имеющих аномалии развития, с другими детьми;

- недостаточную подготовку педагогов по некоторым медицинским вопросам

- необходимость преодоления изоляции детей с ограниченными возможностями, и неадекватной оценки возможностей детей их здоровыми сверстниками и др.

Решение педагогических проблем возможно, но при условии подготовки кадров, знакомых с патологией; при введении в программы педагогических учебных заведении курса педиатрии и неврологии, создании программ ранней реабилитации детей с различными заболеваниями.

Знания по данным дисциплинам необходимы для изучения общей и специальной психологии, педагогики, частных методик, детской невропатологии, психопатологии детского возраста, анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения. Они помогают педагогам отличать норму развития от патологии; способствуют овладению специальной терминологией, умением грамотно строить общение с ребенком.

В нашем доме ребенка воспитатели и учителя-дефектологи знакомятся с понятиями симптома и синдрома, изучают часто встречающиеся в детском возрасте наследственные заболевания, требующие коррекции. На занятиях рассматриваются причины дефекта, медицинская и педагогическая коррекция, четко разграничиваются функции и возможности медицинского персонала и педагога

2. Григорьева Г. Г. Кочетова Н. П. Кроха: Пособие по воспитанию и обучению и развитию детей до 3-х лет.- М.;Просвещение,2000.–256с.

4. Щелованов Н. М., Аскарина Н. М., Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. — М.,–Медгиз,1965–346с

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, аномалия развития, детский возраст, имеющая аномалия развития, патология, создание программ, специализированный дом ребенка.

Похожие статьи

Аномалии развития нервной системы у детей, рожденных от.

В последние годы отмечаются неуклонный рост внутриутробных инфекций (ВУИ) и повышение их роли в структуре перинатальной и младенческой заболеваемости и смертности. Ближайшие и отдаленные последствия ВУИ являются причиной отклонений в состоянии здоровья детей.

Статистика рождаемости детей с врожденными пороками.

Рождаемость детей с данным пороком составляет примерно 86 % аномалий челюстно-лицевой области и 20–30 % всех пороков развития человека [3, 10, 11]. За последние десятилетия отмечается тенденция к возрастанию частоты этого порока.

Выживаемость и нарушение неврологического развития у детей.

Аномалии развития нервной системы у детей, рожденных от.

Критериями включения в группы исследования были: масса тела ребенка при рождении менее 1000 г, гестационный возраст менее 32 недель.

Научный обзор вопроса детской инвалидности как.

В семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, дети-инвалиды вследствие психических заболеваний, встречаются в 2 раза чаще, чем в семьях, где мать имеет пристрастие к табакокурению (соответственно 68,6 и 35,5 %). Врожденные аномалии и пороки развития в 3.

Структура и уровень смертности детей вследствие врожденных.

Среди врожденных пороков развития младенцев первое место занимают аномалии опорного-двигательного аппарата, среди них часто

Начиная с 2–4-й недели жизни ребенка врожденные аномалии (25,9 %) занимают второе место среди причин смерти детей этого возраста.

Особенности социального развития детей, воспитывающихся.

Анализ рождаемости детей с патологиями челюстно-лицевой.

Статистика рождаемости детей с врожденными пороками развития.

Рис. 3. Общий вид фибромы нижней губы у ребёнка и этапы хирургического лечения. Анализ рождаемости детей с патологиями челюстно-лицевой области по родильным домам г. Ош.

Влияние условий перинатального периода на развитие ребенка

Данная статья посвящена рассмотрению влияния патологических факторов на внутриутробное развитие ребенка.

Ключевые слова: антенатальная охрана здоровья, беременность, внутриутробное развитие, врожденные аномалии, гемолитическая болезнь.

Врожденные пороки сердца у детей в общей структуре.

Проблема врожденных аномалий развития остается одной из основных проблем здравоохранения, внося значительный вклад в показатели детской заболеваемости, инвалидности

Мутафьян O. A. Пороки и малые аномалии у детей и подростков.

Одним из действенных средств в формировании здоровья в настоящих условиях является физическое воспитание. Именно средства физического воспитания для детей в дошкольных учреждениях общедоступны. Овладение физическими упражнениями воспитывает и оздоравливает детей, пожалуй, как ни одно другое направленное воздействие, возможное в данных условиях.

В нашем дошкольном учреждении обучаются дети с нарушением слуха и речи. Физическое воспитание в нашем ДОУ осуществляется в основном по типовой программе, т. е. по классической форме организации обучения. Мы используем в своей работе различные методы по оздоравлению, воспитанию и образованию детей средствами физической культуры.

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья зависит от взаимодействия медицинской службы и педагогов. Стало очевидно, что без формирования у детей потребности в сохранении и укреплении своего здоровья, задачу не решить.

Разработанная модель двигательного режима в нашем ДОУ – это комплексная система воспитания ребенка – дошкольника, здорового физически, раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства.

Отследить результаты физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ помогает медико-педагогический контроль, в который входят:

- медицинское обследование состояния здоровья детей;

- обследование физического развития детей;

- медико-педагогическое наблюдение за проведением физкультурных занятий;

- медико-педагогическое наблюдение за организацией закаливающих мероприятий;

- санитарно-педагогический контроль.

Взаимодействие педагогов и мед. работников позволяет планировать день воспитанника таким образом, чтобы все оздоровительные мероприятия были проведены без какого-либо физического и психического напряжения. Мероприятия должны проводиться последовательно, систематически, под контролем медицинского работника.

Таким образом, в нашем детском саду сложилась своя система оздоровления дошкольников, которая состоит из следующих разделов:

- мониторинг физического и психического здоровья детей – сбор информации о состоянии здоровья каждого ребенка, наличие той или иной патологии, физических, социальных, интеллектуальных возможностей;

- разработка индивидуальной схемы коррекционно-оздоровительных мероприятий;

- ежедневная работа педагогов по формированию у детей привычек здорового образа

- создание условий по-домашнему уютной и комфортной обстановки и

благоприятного климата в ДОУ.

Система оздоровительной работы определяется с учетом исходного уровня здоровья ребенка. При поступлении ребенка в д/сад медицинской службой проводиться мониторинг его состояния здоровья. На основе полученных данных с учетом диагноза ребенок определяется в группу здоровья. Все дети нашего учреждения определены в медицинскую физкультурную группу:

1. Основная – дети без отклонений в физическом развитии и в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, но с достаточно физической подготовленностью (59 чел.). Эти дети посещают спортивные секции и танцевально-спортивный кружок.

2. Подготовительная – дети с незначительными отклонениями в развитии и в состоянии здоровья, без существенных функциональных изменений. Для этих детей занятия проводим в щадящем режиме. Сформировано две специальные медицинские группы, куда включены дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата и с плоскостопием.

Жизнь каждого ребенка в ДОУ строится на основе продуманного чередования физических и интеллектуальных нагрузок, разных видов и форм деятельности.

Двигательный режим в детском саду начинается с утренней гимнастики, которая направлена на оздоровление, укрепление, повышения функционального уровня систем оздоровления, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков. В комплексы утренней гимнастики включены элементы корригирующей гимнастики, способствующей профилактике нарушений осанки и плоскостопия. После двигательных нагрузок включаем дыхательные упражнения для восстановления дыхания. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы слабые, поэтому такие упражнения очень полезны. Для укрепления ног и свода стопы, для профилактики плоскостопия дети проходят босиком по массажным дорожкам. После гимнастики дети моют лицо, шею, руки по локоть прохладной водой, что служит закаливающей процедурой.

Для оптимизации и коррекции развития моторно-двигательной сферы воспитанников в детском саду оборудован спортивный зал, который оснащен детскими тренажерами, сухим бассейном, фитбол-мячами, наборами мягких модулей, чудо-лесенкой, степ-платформами.

Физкультурные занятия – это ведущая форма организованного систематического обучения детей двигательному умению и навыкам. В неделю планируется три физкультурных занятия, форма одежды детей облегченная. Хорошее настроение детей – лучший показатель эмоционального отношения ребят к физкультурным занятиям.

В ходе занятий широко применяем нетрадиционное оборудование (степ-платформы,

фитболы, упражнения для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, плоскостопия, дыхательные упражнения, психогимнастика, упражнения на релаксацию разных групп мышц - что позволяет поддерживать интерес воспитанников к физкультуре.

В старшем дошкольном возрасте на занятиях применяем круговую тренировку, что предполагает применение достаточного количества оборудования, инвентаря, и обеспечивает высокую моторную плотность при одновременном участии всех детей группы.

Педагоги и воспитатели нашего д/сада применяют физкультминутки с целью предупреждения утомляемости на занятиях, связанных с сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания. Длительность ее составляет 3-5 минут. Физминутки проводятся в форме общеобразовательного воздействия (движения головы, туловища, рук, ног, дидактические игры с различными движениями, танцевальных движений. Она может сопровождаться текстовкой.

Другая форма отдыха – физкультурная пауза, проводиться педагогом или воспитателем во время перерыва между фронтальными занятиями. Основное ее назначение состоит в том, чтобы предотвратить развитие утомления у детей и снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой. Игровые упражнения физкультурных пауз просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны во времени, доступны детям с разным уровнем двигательной активности. Место проведения может быть любое хорошо проветриваемое помещение.

Прогулки на свежем воздухе проходят два раза в день с развитием движений и подвижными играми, которые в большей степени, чем все другие формы физической культуры, соответствуют потребностям растущего организма в движении.

Таким образом, составленный комплекс мероприятий, систематическая и планомерная работа дали свой положительный результат - у детей улучшились осанка, костно-мышечный корсет, подвижность суставов, координация движений, укрепилась дыхательная система.

Двигательный режим в нашем детском саду, обеспечивающий активный отдых, удовлетворяющий естественную потребность детей в движении, - важнейший оздорови-тельный и профилактический фактор общего режима дня.

Каков он — инструктор по физической культуре Физическое воспитание подрастающего поколения ныне является одной из важных задач, стоящих перед нашим обществом. Действительно, без физических.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Взаимосвязь педагогики и медицины

Педагогика – это наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, пути реализации законов воспитания и методик обучения [3, c. 89].

Педагогика, хотя и является самостоятельной научной дисциплиной, не может развиваться обособленно от

других наук. Наиболее близко с педагогикой связаны такие науки, как философия, психология, физиология и

анатомия человека, семиотика, теория коммуникации, культурология, социология, история, логика, этика, эстетика, лингвистика, литературоведение, искусствоведение, генетика, кибернетика и медицина. Взаимодействие педагогики с указанными дисциплинами происходит путем использования последней сведений, содержащихся в перечисленных науках, а временами и методов в анализе явлений [5, c. 357-358]. Это дает возможность проникнуть в глубину педагогического процесса, разработать более объективные критерии деятельности тех, кто обучает и воспитывает, и тех, кого обучают, а также обосновывать более достоверные практические рекомендации.

Рассмотрим подробнее взаимосвязь и взаимозависимость педагогики и медицины. Педагогика нуждается в учете медицинских принципов, методов, данных в построении педагогической теории и воспитательной практики. Медицина обладает методологическим арсеналом, имеющим для педагогики эвристическую ценность.

Многие достижения педагогической науки и практики, накопленные на протяжении столетий, получены представителями медицины. Это не случайно и объяснимо не только единством объекта, но и внутренним родством, сходством проблематики и методов обеих областей знания. Целью образования является подача новых знаний и умений ученикам, воспитание в них определенных положительных качеств личности человека. Понятие цели образования тождественны понятию цели воспитания. Целью образования является формирование человека как сформированной целостной личности, способной самостоятельно принимать решения и действовать в любой ситуации соответственно обстоятельствам.

Целью медицинского образования является формирование у ученика не только профессиональных навыков и знаний, как у будущего специалиста, но и воспитать в нем чувство ответственности за жизнь и здоровье другого человека, привить ему гуманность, человеколюбие и чувство сострадания. Ведь профессия медицинского работника это не только знания предмета, но и умение общаться с пациентами и коллегами, что является элементами педагогики общения.

Взаимосвязь медицины и педагогики обусловлена, прежде всего, прогрессом в философской, психологической, исторической и других научных сферах. Проблемы, возникающие в педагогике и медицине, например, воспитание и обучение как здорового ребенка, так и страдающего от хронического заболевания, становление и развитие его как личности, лечение больных с психическими расстройствами и многие другие целесообразно решать комплексно, в соответствии с достижениями в области всех наук, изучающих человека как явление не только биологическое, но и социальное.

Педагогика и медицина, опираясь на лучший опыт превентивной деятельности педагогов и врачей в обществе, в частности, обучения здоровому образу жизни его членов, объективно объединяются с целью решения определенных жизненно важных задач в интересах индивида, отдельной группы или социума. От успехов медицинских наук и медицинской техники напрямую зависят целые области педагогики. Это, прежде всего, физическое воспитание, коррекционная педагогика со всеми ее ответвлениями, гигиена. Педагог нуждается в основополагающих началах, содержащихся в ряде самостоятельных отраслей медицины, изучающих строение и функции организма здорового человека: анатомии, физиологии, гистологии, биохимии и других. В свою очередь будущим медикам полезны принципы, подходы и данные педагогической антропологии и педагогики. В особенности -педиатрам, детским стоматологам, невропатологам, психоневрологам и психиатрам. Они нуждаются в знании типов поведения детей, особенностей их мотивации как по отношению к здоровью, так и к болезни.

Читайте также: