Выбор темы и определение целевой установки доклад

Обновлено: 05.07.2024

Целевой образ - это средство, с помощью которого человек способен организовать свое стремление к целям как к реальным результатам. Целевая установка – это, прежде всего, готовность к достижению предвосхищаемого результата сообразно целевому образу и поставленной цели. Первое в построении цели – это желание. Желание ищет и находит целевой ориентир и совместно с ним инициирует целевой образ. Целевой образ позволяет сформулировать или четко обозначить цель и, совместно с целью, определить целевые задачи. Целевая готовность – это реальная готовность действовать в направлении достижения цели.

Целевой образ и целевая или психологическая установка у психологов имеет несколько толкований. Так, в психологическом словаре установка понимается как готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту. Д.Н. Узнадзе развил представления о целевой установке как готовности субъекта к восприятию будущих событий и совершению в определенном направлении действий, что является основой его целесообразной избирательной активности. Целевой образ - это образ, в котором субъект осознает будущее состояние чего-либо (деятельности, информации, вещества, умений субъекта, его знаний, чувств) как желаемое для себя, которое может быть реализовано благодаря активности человека. Целевой образ так или иначе предшествует цели.

Под установкой понимается, также, готовность воспринимать и действовать, понимать и трактовать объект восприятия, мышления или будущих событий определенным образом. Это особое видение в свою очередь является основой целесообразной или нецелесообразной избирательной активности человека, его поведения. Целевая установка и целевой ориентир регулируют широкий спектр осознаваемых и неосознаваемых форм психической деятельности. Несмотря на то, что психологическая установка порой действует на уровне бессознательного, она формируется по законам, которые вполне доступны пониманию и сознанию человека.

Любой создаваемый целевой настрой опирается на какой-то ведущий, целевой образ или ориентир, даже если человек этого не осознает. Прыгающий имеет в своем воображении сформированный образ прыжка. Штангист - целевой образ состояния концентрации силы, которое обеспечит ему успех. Ведущий образ здесь - это внутренний целевой ориентир, удерживаемый в воображении или в подсознании. Это одновременно и целевая психологическая установка, и цель совместно с ощущением готовности движения к цели. И если эта цель поставлена искренне и твердо, но не через силу, то психика в соответствии с целевым ориентиром и целевой психологической установкой сама организует и себя и организм в соответствии с "проектом", заданным целевым образом. Причем поиск средств организации этого соответствия идет автоматически, на подсознательном уровне. Но в большей или в меньшей мере к этому подключается и сознание. В зависимости от того, насколько человек понимает суть этих процессов целевой самонастройки и насколько у него развит самоконтроль.

О внутреннем благополучии. Целевого образа этого благополучия у меня, скажем, на данный момент нет. Но уже есть желание его как-то достичь. Начинаю с размышлений и оценки исходной ситуации. Здесь главное, не соврать самому себе. Да я понимаю и осознаю несправедливости текущей жизни и в отношении меня, и в отношении наиболее симпатичных мне людей. Но, как я уже определился, мне сейчас нужно другое - выбрать более комфортную точку зрения на себя и на этот мир. И подключенный этим желанием внутренний поиск ищет нужный целевой ориентир и постепенно все более находит для этого желания опору, причем каким-то непредвзятым путем. Я как бы заново из некоторой наличности возможностей ВЫБИРАЮ СЕБЯ, выбравшего жить. В каком-то смысле я ничего не придумывал, а просто находил и принимал во внимание аргументы, которые раньше во внимание не принимал. И сопутствующие этому внутреннее усилие, внутренний поиск я часто воспринимал, как необходимость и попытку понять нечто такое, чего раньше не понимал. Так я констатирую процесс, а результат его пока условен – целевой образ обретает лишь единичные нечеткие признаки и пока не определен.

Итак, в своем формировании целевого образа внутреннего благополучия я как бы заново из некоторой наличности возможностей ВЫБИРАЮ СЕБЯ, выбравшего жить.

Дальнейший итог внутренней работы (во многом не осознанной) по формированию целевого образа подводит к тому, чтобы в качестве целевого ориентира принять неизбежность, не как нонсенс, который ты не приемлешь, а как нечто естественное, как то, что и должно быть. Если считаешь, что он (мир) не "норма", то в ответ получаешь внутренний разлад. Осознанно или нет, но я, следуя целевому ориентиру, стремился привести мир в "норму". Ну а далее пытаюсь уже и действовать волевым путем, побуждая себя к позитиву. Каждый имеет способность подобное сделать. Это как в старой песне: "Давай, Серега, смотреть на жизнь повеселей".

В результате волевого воздействия в направлении позитива меняется целевой образ и сам собой меняется строй мыслей. Исходя из подобных наблюдений, я делаю вывод о том, что в целом внутреннее состояние, достигнутое действием, определяет "философию", а не наоборот, и, насколько я мог заметить, внутреннее состояние само, через осуществляемый на уровне подсознания внутренний поиск, подбирает себе целевой образ, а с ним и подходящую "философию" (если в ней возникает нужда), используя для этого интеллект. Изменить свою философию только посредством размышлений либо невозможно, либо это будет очень длинный, а порой, как у меня уже бывало, и очень мучительный путь.

Не следует забывать, что целевой образ и новое психическое состояние достигаются, прежде всего, через внутренний поиск на внесловесном уровне через механизмы работы подсознания, а не посредством рассуждений и "дискуссий" с теми аргументами, к которым прежнее состояние успело найти повод себя привязать (не надо отождествлять себя с тем, что мешает тебе). Чем чище новая целевая установка, тем короче путь к целевому образу и цели.

Как я приходил к решению сложных эмоциональных и/или интеллектуальных проблем? Посредством погружения в состояние безмыслия, которое уже имел случай в статьях этого раздела не однажды описать. Сначала инициируешь какой-то целевой образ того, что желаешь получить. Порой эта операция протекает долго и упорно - скажем, день или более того. Потом в конце концов появляется специфическое ощущение того, что что-то зреет внутри. Не надо пытаться своими торопливыми словами это ощущение "обогнать" этот процесс - получится неточно и установка на внутренний поиск тоже будет искажена. Вот, пожалуй, все. Но можно добавить фрагмент из дневника:

"Ты тот, каким себя сумел представить". Суть действия принципа в том, что психика и организм подстраиваются под собственное представление о том, каков ты есть или станешь. Это представление, в данном случае, служит для подсознания внутренним целевым ориентиром.

В описанной технологии применения целевых образов и ориентиров надо различать собственно несовершенства нашего психического аппарата и несовершенство того, как мы используем его.

Выбор темы и определение целевой установки– один из важнейших начальных этапов подготовки публичного выступления. Темы бывают: заданы и выбраны самостоятельно.

В первом случае учитываются события, ситуация, сложившаяся в организации, цели и задачи, стоящие перед ней, и т.д. Необходимо подумать о конкретизации предложенной темы, о выделении круга вопросов для освещения.

При самостоятельном же выборе темы желательно учитывать следующие рекомендации:

– Выбирать тему, которая соответствует знаниям и интересам оратора..

–соответствие интересам аудитории. учитывать, какие проблемы волнуют его слушателей в данный момент, какие проблемы для них являются приоритетными.

Формулировка темы

-ясно, четко и по возможности кратко.

- цели выступления. По мнению ученых, эффективность речи – это степень реализации ее целевой установки, отношение достигнутого результата к поставленной цели. А цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть. Поэтому говорящий должен ясно представлять, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается.

Доминирование цели над содержанием и формой речи.

Цель речи формулируется не только для себя, но и для своих слушателей. Четкая формулировка целевой установки готовит слушателей к восприятию речи, облегчает ее осмысление.

Поль Сопер, известный американский специалист по искусству речи, рекомендует в процессе выбора темы и определения целевой установки ставить перед собой для контроля следующие вопросы:

1. Действительно ли меня интересует тема или может ли она стать интересной для меня?

2. Достаточно ли я знаю по этому вопросу и могу ли я заручиться достаточными знаниями?

3. Смогу ли я уложиться в отведенное время?

4. Если я хочу убедить, убежден ли искренне я сам?

5. Будут ли соответствовать мои тема и цель уровню знаний, интересам и установкам слушателей?

37. Вступление как важнейшая составная часть ораторской речи.

Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Перед вступлением ораторской речи стоит важная психологическая задача – подготовить слушателей к восприятию данной темы.

Известно, что слушатели бывают по-разному настроены перед началом речи, так как руководствуются различными мотивами.

Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с интересного примера, пословицы и поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания.

Во вступлении может быть использована цитата, которая заставляет слушателей задуматься над словами оратора, глубже осмыслить высказанное положение.

Пробуждает интерес к выступлению, помогает внимательно слушать и рассказ о каких-либо значительных событиях, имеющих отношение к данной аудитории, к теме выступления.

Эффективное средство завоевания внимания слушателей – вопросы. Они позволяют оратору втянуть аудиторию в активную умственную деятельность, определенным образом настраивают слушателей.

Чтобы найти интересное, оригинальное начало, необходимо много работать, думать, искать. Это процесс творческий, он требует немалых усилий.

Следует иметь в виду, что каждое выступление требует своего, особого, начала. При этом необходимо учитывать и тему, и вид речи, и состав аудитории, и степень ее подготовленности, и эмоциональный настрой самого оратора.

38. Главная часть речи, ее задачи, методы изложения материала.

Хорошо продуманное вступление и необычное заключение еще не обеспечивают успеха выступления. Бывает, оратор оригинально начал свое выступление, заинтересовал слушателей, но постепенно их внимание ослабевает, а затем и пропадает. Перед выступающим стоит очень важная задача – не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления.

В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются высказанные положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам.

В главной части выступления необходимо строго соблюдать основное правило композиции. Все мысли в слове должны быть связаны между собой так, чтоб одна мысль содержала в себе, так сказать, семя другой.

Структура выступления зависит прежде всего от метода преподнесения материала, избранного оратором.

Индуктивный метод. Выступающий начинает речь с конкретного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях.

Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера.

Метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям.

Концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

При работе над главной частью следует продумать систему логических и психологических доводов, используемых для утверждения выдвинутых положений и воздействия на аудиторию.

Каждому оратору следует иметь представление и о возможных недостатках в композиции, времени публичного выступления, его речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными.

Рекомендуется предлагать вниманию аудитории не более 3–4 вопросов, а в отсутствии в ней всего лишнего.

39. Завершение речи.

Плохо, если оратор заканчивает выступление извинениями или шуткой, не относящейся к теме выступления. Такое заключение отвлекает внимание аудитории от главных положений речи.

Продумывая заключение, особенно тщательно надо поработать над последними словами выступления, так называемой концовкой. Если первые слова оратора должны привлечь внимание слушателей, то последние призваны усилить эффект выступления.

Последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевлять их, призывать к активной деятельности. Если речь заканчивается лозунгом, призывом, то она произносится высоким тоном, эмоционально.

40. Приемы управления аудиторией.

Следует иметь в виду, что только интересные, содержательные речи слушаются с большим вниманием. Однако как бы ни интересна была речь, внимание со временем притупляется, и человек перестает слушать. В зале начинается шум, движения, разговоры и т.д. Поэтому выступающему необходимо знать приемы управления аудиторией и умело пользоваться ими в процессе речи.

Прямое требование внимания от слушателей, обращение к слушателям снеожиданным вопросом.

Для того чтобы заинтриговать слушателей, предмет речи сразу не обозначается.

К специальным ораторским приемам привлечения внимания аудитории относят вопросно-ответный ход. Оратор вслух раздумывает над поставленной проблемой. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.

Нередко в серьезную по содержанию речь вводят шутки, каламбуры, анекдоты и т.п. Юмор является очень действенным средством разрядки, оживления внимания аудитории.

Чтобы достичь взаимопонимания со слушателями, в публичном выступлении используются также следующие приемы:

апелляция к речи предыдущего оратора

апелляция к событиям

Оживляют выступление и примеры из художественной литературы, пословицы и поговорки, крылатые слова и фразеологические выражения.

Переключению и удержанию внимания аудитории помогает обращение к ней. Важно продумать слова обращения.

Важную роль в управлении аудиторией играют голосовые приемы, т.е. повышение или понижение тона голоса, изменение его громкости, темп речи и др. Действенным средством управления аудиторией может быть и пауза, которая придает значимость сказанному или тому, что будет сказано.

Создателем современного русского литературного языка по праву считают А.С. Пушкина. О реформаторском характере творчества поэта писали его современники.

А.С. Пушкин в своем поэтическом творчестве и в отношении к языку руководствовался принципом соразмерности и сообразности. Он не отвергал старославянизмов, не выступал против употребления слов, заимствованных из французского языка, не считал невозможным или зазорным использование простонародных и просторечных слов.

Развитие литературы, публицистики, науки способствует дальнейшему становлению и обогащению русского языка. Словарный состав пополняется новой общественно-политической, философской, экономической, технической терминологией: мировоззрение, целостность, самоопределение, пролетариат, гуманность, образование, действительность и мн. др. Обогащается фразеология: центр тяжести, привести к одному знаменателю, отрицательная величина, достигнуть апогея и др.

Научная и публицистическая литература увеличивает запас интернациональной терминологии: агитация, интеллигенция, интеллектуальный, консервативный, максимальный и т.п.

Бурное развитие науки, устойчивый рост журнально-газетной продукции способствовали формированию функциональных стилей литературного языка – научного и публицистического.

Одним из важнейших признаков литературного языка как высшей формы общенародного языка является его нормативность. На протяжении всего XIX века идет процесс обработки общенародного языка с целью создания единых грамматических, лексических, орфографических, орфоэпических норм.

Богатство и разнообразие словарного состава русского языка находит отражение в словарях (исторических, этимологических, синонимических, иностранных слов), которые появляются в XIX веке.

Известные филологи того времени публикуют статьи, в которых определяют принципы лексикографического описания слов, принципы отбора лексики с учетом целей и задач словаря. Таким образом, впервые разрабатываются вопросы лексикографии.

Итак, к началу XX века был сформирован русский литературный язык, определены его нормы, описана морфологическая и синтаксическая структуры, составлены и изданы словари, закрепившие и узаконившие его орфографические, лексические, морфологические особенности.

Выбор темы и определение целевой установки — один из важнейших начальных этапов
подготовки публичного выступления.

Когда тема выбрана, следует подумать о формулировке ее. Нельзя забывать, что удачная формулировка темы выступления определенным образом настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию будущей речи.

Необходимым условием успешной подготовки считается определение цели выступления. По мнению ученых, эффективность речи — это степень реализации ее целевой установки, отношение достигнутого результата к поставленной цели. А цель — это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть. Поэтому говорящий должен ясно представлять, с

какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается. Если выступающий не подумает о назначении речи, он не достигнет успеха в ее подготовке и произнесении. Надо иметь в виду, что выступающему следует формулировать цель речи не только для себя, но и для своих слушателей. Четкая формулировка целевой установки готовит слушателей к восприятию речи, облегчает её осмысление.

Фиксирование, закрепление на бумаге предстоящего выступления в форме плана, плана-конспекта, тезисов, свободных записей или полного конспекта – неотъемлемый этап подготовки публичного выступления.

Тактика публичного выступления.

- интересный или необычно поданный факт;

- комплимент всем собравшимся;

- обращение к непосредственным интересам аудитории.

Создание речи — процесс творческий. По-настоящему интересная речь та, в которой отражается индивидуальность автора, его мысли, чувства, его стиль.

Оратор в публичном выступлении аргументирует определенную точку зрения, т.е. осуществляет аргументацию.

Под аргументацией понимается процесс приведения доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями или собеседником.

Тезис - это главная мысль (текста или выступления), выраженная словами, главное утверждение оратора, которое он старается обосновать, доказать.

Аргументы - это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения, - словом, все, что может подтвердить тезис.

От тезиса к аргументам можно поставить вопрос "Почему?", а аргументы отвечают: "Потому, что".

Аргументы "за" должны быть:

правдивыми, опираться на авторитетные источники; доступными, простыми и понятными;

максимально близкими установившимся в аудитории мнениям;

отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.

Аргументы "против" должны убедить аудиторию в том, что аргументы, приводимые в поддержку критикуемого вами тезиса, слабые, не выдерживают критики.

Важное правило аргументации: аргументы надо приводить в системе. Это значит, что надо продумать, с каких аргументов начать, а какими закончить.


Аргументы должны быть убедительными, т.е. сильными, с которыми все соглашаются.

Когда мы рассуждаем, мы выдвигаем тот или иной тезис, а потом приводим аргументы в его поддержку. Наши собеседники анализируют наши аргументы и если находят их убедительными, то соглашаются с ними, а если не находят, то не соглашаются и не признают наш тезис.

Сила, убедительность аргумента - понятие относительное, так как многое зависит от ситуации, эмоционально-психического состояния слушателей и других факторов - их пола, возраста, профессии и т.д. Однако можно выделить ряд типовых аргументов, которые считаются сильными в большинстве случаев.

К сильным аргументам обычно относят:

• положения законов и официальных документов;

• законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально;

• ссылки на признанные авторитеты;

• цитаты из авторитетных источников;

Необходимо также иметь в виду, что, как отмечают Е.А. Юнина и Г.М. Сагач, "если "слабые" аргументы употребляются в качестве дополнения "сильных" (а не как относительно независимые), то степень их "слабости" понижается и наоборот".

Иногда думают, что основное в аргументации - найти как можно больше доказательств, аргументов. Но это не совсем так. Латинская пословица говорит: "Доказательства следует не считать, а взвешивать". Есть и такая: "Кто много доказывает, тот ничего не доказывает". Самое главное - продумывать каждое доказательство: насколько оно убедительно для данной аудитории, насколько серьезно.

Оптимальным числом аргументов при доказательстве тезиса можно считать три: один аргумент - это просто факт, на два аргумента можно возразить, а на три аргумента это сделать сложнее; третий аргумент - это третий удар, начиная же с четвертого аудитория часто воспринимает аргументы уже не как некоторую систему (первое, второе и, наконец, третье), а как "много" аргументов. При этом нередко возникает впечатление, что на аудиторию оратор пытается давить, уговаривает.

С древнейших времен живое слово сопровождает все формы общественной жизни. В соответствии с тем, где оно звучит и целью воздействия, роды и виды ораторского искусства.

Отличительной чертой социально-политического красноречия – общественно значимые темы, обращения к аудитории в целом. К социально-политическому красноречию относятся: отчетный доклад, политическая речь, парламентское выступление, речь на митинге.

Особенностью церковно-богословского красноречия (проповедь, речь на соборе) – задушевный характер, обращенность к сердцу каждого слушающего, образная, иносказательная форма выражения мыслей, красота слога.

Особенностью судебного красноречия – строгая логическая аргументация, апелляция к законам. Речь прокурора носит обвинительный характер и содержит четкие выводы в конце. Речь адвоката учитывает психологию восприятия слушателей, в ней обычно говорится о мотивах совершения преступления.

Особенностью академического красноречия (научный доклад, лекция, выступление на научных конференциях) – предназначенность для узкого круга специалистов, информационная насыщенность, научность стиля языка. Некоторые виды академического красноречия предполагают использование текста. Выступление при защите диплома и диссертации требует тщательной аргументации, владения искусством полемики.

Особенность дипломатического красноречия - текст выступления согласован с правительством, он зачитывается.

Военное красноречие – речь-приказ, инструктаж, воодушевляющая речь и др.

Особенность торгового красноречия (устная реклама, выступление на презентации) – использование психологических приемов убеждения.

Особенность делового красноречия (выступление на деловых совещаниях, в процессе деловой беседы и деловых переговоров) – деловой стиль речи, использование специальных терминов, слов в прямом значении, коротких фраз; отсутствие экспрессии.

Особенность социально-бытового красноречия (застольная речь, поздравление юбиляра, напутствие молодоженам, речь на собрании выпускников, надгробное слово и др.) – эмоциональность, ярко выраженная ориентация на одобрительную реакцию собравшихся, изложение мыслей в разговорной непринужденной манере, ситуативный характер.

Особенность лекционно-пропагандистского красноречия (научно-популярная лекция, научно-методическая лекция-экскурсия) – сочетание научности и популярности изложения, назначение – сделать научные сведения доступными неспециалистам.

Понимание специфики каждого рода и вида ораторского искусства дает возможность сделать конкретное выступление адекватным речевой ситуации по форме и стилю.

Роды и виды ораторского искусства

4. Подготовка речи: выбор темы, цель речи

Подготовка к выступлению – очень важное и ответственное дело в деятельности оратора.

Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать, и т. д. Однако при подготовке к выступлению следует учитывать и некоторые общие методические установки.

Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. При выборе темы, прежде всего, следует исходить из своего личного опыта, а также знаний по выбранной теме. Кроме того, важно, чтобы тема представляла интерес для вас и ваших слушателей.

Выбрав тему, надо подумать о ее формулировке. Название темы должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей.

Длинные формулировки, названия, включающие незнакомые слова, отталкивают слушателей, порой даже вызывают отрицательное отношение к предстоящему выступлению.

(Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. ,2005. Стр 56)

Следует избегать и слишком общих названий, так как общие названия требуют освещения многих вопросов, чего не в состоянии сделать выступающий.

Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушатель добивается.

Так и оратор, готовясь к выступлению должен установить примат цели над содержанием и формой речи. Если выступающий не подумает о назначении речи, он не добьется успеха в ее подготовке и произнесении.

Надо иметь в виду, что выступающему следует формулировать цель речи не только для себя, но и для своих слушателей. Четкая формулировка целевой установки облегчает восприятие ораторской речи, определенным образом настраивает слушателей. Именно так и поступали выдающиеся ораторы разных времен.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕВОЙ УСТАНОВКИ

5. Основные приемы поиска материала

После определения тематики выступления, его цели следует этап поиска и отбора материала.

В методической литературе определены основные источники, из которых можно черпать новые идеи, интересные сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи. К ним относятся:

- научная, научно-популярная литература;

- справочная литература: энциклопедия, энциклопедические словари, словари по различным отраслям знаний, лингвистические словари, таблицы, библиографические указатели;

- статьи из газет и журналов;

- передачи радио и телевидения;

- результаты социологических опросов;

- собственные знания и опыт;

- личные контакты, беседы, интервью;

Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько.

( Соловьев Н.В. Основы риторики. М., 2005. Стр 165)

Важнейший этап подготовки ораторской речи – изучение отобранной литературы. Оратору необходимо выбрать из литературы то, что можно будет использовать в речи, т. е. прочитать соответствующие разделы, сделать нужные записи, систематизировать материал и т. д.

Работу с книгой советуют начинать с предварительного знакомства с ней. Сначала читается титульный лист книги. На нем напечатаны название книги, которое дает представление о ее содержании; фамилия автора; классификационная характеристика.

Важно обратить внимание на год издания книги. Если заинтересовавшая книга выпущена десять-двадцать лет назад, то приведенные в ней сведения могли устареть, поэтому следует ознакомиться и с новой литературой по интересующему вопросу.

Следует просмотреть оглавление книги, дающее представление об основных вопросах, которые в ней затрагиваются, обратить внимание на рисунки, схемы, таблицы.

Если в книге есть предисловие и послесловие, рекомендуется прочитать их.

Таким образом, первичный просмотр отобранных книг является очень важным моментом в подготовке выступления. Он позволяет определить какие из отобранных книг больше всего подходят для разрабатываемой темы.

Во время чтения важно уметь осмыслить содержание прочитанного. При подготовке к лекции, докладу нужно обязательно делать соответствующие записи прочитанного.

Чтение литературы по теме выступления, накопление карточек с интересными высказываниями, примерами, цитатами – трудоемкий этап подготовки публичного выступления, требующий много времени. Но вместе с тем именно этот этап во многом определяет успех будущего выступления: оратор получает и расширяет свои знания, связанные с предметом речи; критически осмысливает материал; выясняет основные проблемы, возникающие при освещении данной темы.

Настоящая подготовка к выступлению заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому или иному вопросу.

(Баев О.А. Ораторское искусство и деловое общение. М., 2002. Стр 71)

6. Начало, завершение и развертывание речи

Выступление состоит из трех частей: вступления, доказательства и заключения. Вступление должно включать в себя краткое содержание той идеи, правильность, которой будет доказана во второй части речи. Существуют различные виды вступления. И его выбор зависит от сверхзадачи и аудитории, в которой оратор выступает.

Основная часть выступления - доказательство. Оно может быть логическим, когда оратор логически доказывает аудитории правильность идеи. Информационное доказательство опирается на фактический и справочный материал. Эмоциональное доказательство требует от оратора большой самоотдачи и актерского мастерства. Иногда правильность идеи удобно подтверждать путем ссылки на авторитеты отсылочное доказательство.

(Михайличенко Н.А. Риторика. М., 1994. Стр 147)

В заключении оратор подводит итог, кратко повторяет ключевые мысли своей речи, еще раз излагает главную идею выступления, а также может призвать слушателей к конкретным действиям по ее реализации.

При публичном выступлении нельзя забывать о голосовой акустике: градуировании вектора звуковой волны в вертикальной плоскости в зависимости от расстояния до аудитории, динамике вектора в трехмерном пространстве ("универсальная восьмерка"). Если оратор выступает с трибуны, он должен учитывать ее высоту при градуировании вектора. Также нельзя забывать о "эффекте мортиры" - субъективном ощущении слушателя того, что сзади него находятся люди лояльные оратору. Немалое значение имеет и тембр голоса.

Речь оратора не должна быть монотонной. Фразы должны произноситься с разной интонацией. Они разделяются паузами. Существует гросспауза, она делается при смысловом переходе, для эмоционального эффекта, и для подчеркивания важности предыдущей или последующей фразы. В каждое слово речи необходимо вливать как можно больше силы и энергии.

Почти всегда при публичном выступлении оратору необходимо отстаивать свою точку зрения перед оппонентами. При этом надо не оправдываться, а обвинять; не объяснять, а декларировать; слышать оппонента так, как наиболее выгодно. Разгромленного оппонента необходимо дожимать на протяжении всей дискуссии.

При опровержении чужой идеи нужно говорить кратко, не забывать об интонационной гамме. Свою идею нужно повторять как можно чаще для того, чтобы она отложилась в подсознании слушателей.

Подготовка к выступлению

Ораторство представляет собой сложное интеллектуально-эмоциональное творчество публичной речи.

Из всего сказанного ясно, что нельзя стать оратором без постоянной практики выступлений. И способности, и навыки, и умения оратора формируются на основе знаний в процессе его деятельности. Нужно развивать наблюдательность, копить и шлифовать впечатления, много читать, вдумываться в прочитанное, рассуждать и спорить, делиться своими мыслями и впечатлениями с друзьями, использовать любую возможность, чтобы выступить перед аудиторией, извлекать уроки из каждого выступления.

Список используемой литературы

Соловьев Н.В. Основы риторики. М., 2005.

Баев О.А. Ораторское искусство и деловое общение. М., 2002.

Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, 2005.

Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1990.

Михайличенко Н.А. Риторика. М., 1994.

Ссылки на дополнительный материал:

Похожие страницы:

Искуство комплимента

. комплимент…………………………………………. Комплимент – антитеза………………………………………….. Комплимент – ответ……………………………………………… Искуство комплимента Наиболее универсальный прием, при . риторика: Практ.курс делового общения и ораторского мастерства. М., 1995. 5. Андреева 1996 - .

Шпаргалка по Культорологии (1)

Экзаменационные ответы по философии.

Риторика в эпоху Средневековья

Философия и методология науки

Читайте также: