Вы умеете критиковать доклад

Обновлено: 07.07.2024

Как-то руководителя небольшого министерства вызвали на самый верх и отчитали за невыполненную работу, взяв дело на особый контроль. Министр в свою очередь объявил членам своей коллегии строгий выговор и камня на камне не оставил от их работы. Они, повинуясь цепной реакции, разделали под орех работу начальников отделов, лишив их квартальной премии. Разъяренные руководители отделов с еще большим ожесточением накинулись на своих подчиненных, отменив тринадцатую зарплату и объявив строгий выговор, вплоть до увольнения виновных… Результат сей акции превзошел все ожидания — 56 больничных и три инфаркта. Это ли было целью критики? Увы, эффективность работы таким разгоном не поднимешь, допущенные ошибки подобным образом не исправишь. Критиковать и воспринимать критику тоже нужно уметь.

Тот факт, что честная, конструктивная, продиктованная интересами дела критика просто необходима, вряд ли кто-нибудь оспорит. Какой же вы начальник, если подчиненные из вас, что называется, веревки вьют? Цивилизованные руководители уже давно пришли к выводу: чем бы компания ни занималась, что бы ни производила, основной ее капитал — это люди, и относиться к ним следует бережно. Часто бывает, что отличный профессионал, знаток своего дела, приносящий фирме реальные доходы, имеет сложный, неадекватный характер или постоянно делает одну и ту же ошибку. Случается, что не по злому умыслу проявляет ненужную инициативу секретарша. Да мало ли какие ситуации могут возникнуть в производственном процессе! Поэтому здесь стоит придерживаться несложных правил критики.

Правило четвертое. Дайте объекту критики возможность объяснить свои действия. Выслушайте версию подчиненного — может быть, после этого и критиковать его расхочется. Так, у известного французского шансонье Ива Монтана была привычка просить свою администраторшу послушать уровень звука в зале во время концерта. После третьей песни она должна была докладывать обстановку. Но однажды ее не пустили обратно за кулисы. Конечно, Ив Монтан был вне себя, а ведь его подчиненная была ни в чем не виновата!

Случается, в качестве защиты провинившийся работник избирает и противоположный метод — молчание. Подобная ситуация намного сложнее, ведь враждебно настроенный сотрудник дает хоть какую-то информацию, пусть отрицательно заряженную. Поэтому ваша задача — любым способом разговорить критикуемого, заставить его раскрыться. Будьте терпеливы. Молчание в данном случае — не всегда знак согласия с вашей критикой. Оно может скрывать гнев, страх, злобу. Если ваше терпение уже выходит за грань допустимого, выскажите свою точку зрения и попросите ее прокомментировать. Спровоцируйте ответ. В любом случае, даже при партизанской позиции критикуемого, обязательно вернитесь к разбирательству позднее.

Бывает и так: критикуемый с вами соглашается, бьет себя в грудь — мол, виноват, исправлюсь, а потом возвращается на свое рабочее место и принимается за старое. В этом случае стоит задуматься, не слишком ли многого вы хотите от подчиненного? Может, он просто не в состоянии выполнить порученное задание, а соглашается с вами, потому что не может обидеть вас отказом? Подобные люди хотят всем угодить, всем понравиться, и эта потребность для них важнее, чем реальная оценка своих возможностей. Они часто путают дружбу со службой. Противоположность таким дружелюбным сотрудникам составляют скептики, которые негативно относятся ко всем и всему и тем самым разъедают отношения в коллективе, подобно ржавчине. Эти люди, как правило, имеют глубоко скрытый внутренний конфликт, из-за которого считают себя недооцененными, причем не только на работе, но и в жизни. Не пытайтесь переломить подобный пессимизм: как правило, скептики сами критикуют выполняемую ими работу. Но будьте готовы, что и вам придется вмешаться.

Есть и другие приверженцы негативной реакции на критику. Существуют люди, которые считают, что виноваты все вокруг, но сами они совершенны и абсолютно не понимают, почему их так критикуют. Их оборона — жалобы и стенания. Но самое интересное — рецептов, как сделать лучше, у них множество, но вот делать-то они ничего не хотят и не будут. Выслушайте их, не спорьте и не комментируйте, а затем переключите на решение проблемы и оговорите сроки. Четко очертите задание, за которое отвечает любитель пожаловаться. Отметьте в своем еженедельнике дату отчета о проделанной работе.

Никогда не допускайте того, чтобы критикуемый вами манипулировал. Обычно такой человек преследует собственную выгоду, и поэтому скрывает объективную информацию, пользуясь неэтичными методами и вызывая тем самым нарекания. В ответ на критику он может ответить, что не был на работе, поскольку пошел к врачу, а во всех нормальных компаниях это не возбраняется. Не вступайте в полемику, закройте вопрос, сказав, что врача не возбраняется посещать в нерабочее время. Но будьте осторожны: перегнув палку, манипулятор будет давить на ваше чувство вины. Некоторые из них идут даже на угрозы, запугивания, пытаются психологически проконтролировать ваши действия, подрывая вашу репутацию. Попробуйте для начала применить дисциплинарное внушение, затем выговор и отстранение от обязанностей. Церемониться не следует. Если такому человеку представится случай, он и вас раздавит.

Мы выяснили, как критиковать подчиненных, и рассмотрели их возможную реакцию. Как же поступать, когда критика направлена в ваш адрес? Считается, что избежать ее можно, только ничего не делая и ничего не говоря. Как известно, не ошибается тот, кто ничего не делает. Допустим, ваше начальство излишне любит критиковать. Манера начинать разговор с замечаний, к сожалению, для некоторых руководителей типична. Что делать в такой ситуации? Бить себя в грудь для того, чтобы вывести из-под удара другую часть тела, бесполезно. Ваша защита — аргументы и факты: документы, записи, результаты. Если вы явно не правы, выслушайте критику достойно и предложите свои варианты исправления сложившегося положения.


У критики есть две главных проблемы: шанс подпортить отношения с тем, кого вы критикуете, и шанс того, что ваши слова в принципе не будут услышаны. Многие не умеют воспринимать критику и поэтому полностью ее отбрасывают, даже если в ней есть по-настоящему полезные советы, исправляют недочеты из-под палки, а то и вовсе действуют назло. Несмотря на потенциальные риски, иногда без подобных замечаний не обойтись – на работе, в семейных и дружеских отношениях. В этой статье мы поговорим о том, как правильно критиковать – так, чтобы вас услышали, не обиделись и сделали то, о чем вы говорите.

Когда критика уместна?

Прежде чем обрушить критические замечания на коллегу или члена семьи, подумайте, почему вам так хочется это сделать? Конструктивен ли ваш негативный отзыв или вы просто хотите выместить отрицательные эмоции? Во втором случае отповедь вряд ли будет оправдана. Впрочем, есть и еще ряд ситуаций – не столь явных, – когда высказывать свое мнение на самом деле не стоит.

Критика не принесет пользы и может только навредить, когда вы:

Правильная критика возможна только тогда, когда вы хотите помочь человеку, предложив ему пути по улучшению ситуации. Важны сконцентрированность на исправлении/улучшении предмета обсуждения, желание помочь и готовность к тому, что ваши предложения в действительности могут человеку и не подходить. Образно говоря, задача критикующего предложить варианты, а задача того, кого критикуют, – рассмотреть их и решить, насколько они применимы. Чтобы такая коммуникация состоялась, одной стороне важно свои замечания грамотно подать, а другой – правильно принять (об этом мы говорим здесь).

Как правильно выразить свою точку зрения

Чтобы выбрать правильную форму для подачи критики, важно понять, почему люди относятся к ней негативно и отвергают ее. В целом, можно сказать, что в чистом виде критика бесполезна. Почему? Она включает в себя две составляющих, которые люди ненавидят больше всего:

Как смягчить удар?

Почему мы все равно используем грубую критику, если знаем, что она ранит?

Люди должны быть достаточно умны, чтобы понимать: жесткая критика – не работает. Тогда почему продолжают использовать ее? Дело в том, что это самый простой способ защитить собственное эго. Иногда мы прибегаем к ней не потому, что не согласны с чем-то, а потому что предмет обсуждения или сам человек задевает наши собственные комплексы или иные психологические проблемы.

Более того, любители часто критиковать, как правило, сами в детстве пережили травмирующий опыт, связанный с негативной обратной связью. Также это характерно для людей с расстройствами психики: для социопатов, нарциссов и др.

Слишком много слов одобрения тоже могут навредить. Похвала – это словесная награда, покровительственный жест. С особой осторожностью стоит применять ее по отношению к ребенку, потому что он может расценивать словесное вознаграждение как цель любой деятельности, и обилие похвалы зачастую сказывается на детях негативно. В частности, это одна из причин нарциссизма, или, например, синдрома отличника. Но помните: здесь ключевое слово – обилие.

Как критиковать правильно: теория

На самом деле секрет правильной критики прост: убедитесь в том, что не критикуете, а даете обратную связь – это поможет вам решить проблему и не обидеть человека. Как отличить одно от другого?

Как эффективно доносить критику

Как понять, что вы слишком критично относитесь ко всему? Если кто-то скажет вам об этом напрямую, вероятнее всего, так и есть. Есть еще один способ выяснить это: вспомните, что вы говорите или думаете про себя, когда роняете что-то или совершаете досадную ошибку? Критически настроенные люди ругают себя или раздраженно вздыхают. Если вы настроены таким образом по отношению к самому себе, значит, критичны и к другим.

Если вы обижены или раздражены, любой ваш отзыв будет воспринят как критика, неважно, как вы его сформулируете. Это происходит потому, что люди реагируют прежде всего на эмоциональный тон. Поэтому необходимо прежде разобраться с собственными чувствами и по возможности остыть.

Как правильно критиковать: практика

Однако гораздо эффективнее будет применить обратную связь.

Разница между критикой и обратной связью: примеры

Пример № 1. Муж не занимается воспитанием своей собаки, и она портит мебель в доме

Пример № 2: Друг уволился с работы и уже месяц не может найти новую

Пример № 3: Приготовленная супругой пища вам не по душе

Критика: У нас на ужин снова эта гречка! Сколько можно ее готовить, она невкусная!

Обратная связь: Думаю, я просто не любитель гречки. Я столько съел ее в детском саду, что теперь просто не могу на нее смотреть. Конечно, потреблять крупы полезно. Мне, например, больше нравится рис. Может, будем готовить его?

Пример № 4 Клиент неверно выполняет упражнение в йога-студии

Критика: Вы неправильно держали спину, слишком сильно горбились. Не ставьте так руки. У вас никогда не получится правильная планка, если вы будете держать ноги в таком положении.

Обратная связь: Когда вы прогибаете спину таким образом, ваши мышцы провисают вместо того, чтобы напрячься. Если вы измените положение таза, то вам удастся сохранить спину прямой и правильно дышать. Вот так.

Полезные советы по грамотной критике

Не нужно бояться обратной связи: грамотный конструктивный отзыв полезен не только для критика, но и для критикуемого, потому что помогает совершенствоваться и стать лучшей версией себя. Главное – действительно хотеть помочь человеку, подготовиться к разговору и не рубить сгоряча.

Люди зачастую делают ошибку, полагая, что занимаются конструктивной критикой, в то время как рвут другого человека на части. Они называют эту критику конструктивной, пытаясь рационально объяснить собственное поведение. Истинная конструктивная критика должна приводить к добрым чувствам, к ощущению способности сделать что-то лучше. Если критика не приводит к улучшениям в результате повышения самооценки и представлений об уровне собственной эффективности, а значит, она является не чем иным, как деструктивным актом самовыражения, предпринятым против того, кто не в состоянии дать отпор.

Это ценное умение конструктивно критиковать формально можно определить следующим образом:

Правило 1. Критику начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств человека.

Правило 2. Обращайте на ошибки в косвенной форме.

Правило 3. Прежде чем критиковать, говорите о собственных ошибках.

Правило 5. Оправдывайте человека сами, давайте ему спасти свое лицо. Исходите из предположения о том, что человек хочет хорошо выполнить работу, что он сделал что-то не так по ошибке, а не намеренно.

Правило 6. Мощный способ побуждать людей к успеху – хвалить за каждый даже самый скромный успех. Выработайте у них зависимость от вашей похвалы.

Правило 7. Давайте человеку заранее хорошую оценку, говорите, что он уже имеет качества, которые вы хотите в нем видеть еще до того, как вы будете что-то знать о нем. Когда вы даете человеку хорошее имя, он будет всеми силами пытаться оправдать его.

Правило 9. Делайте так, чтобы людям было приятно исполнить то, что вы хотите.

Основанная цель критики, если в ней появляется необходимость, – добиться улучшений. Она должна привести к результатам более высокого качества.

3. Умение

3. Умение Обычно именно аудитория определяет, каким образом вам следует выражать себя. Когда вы выступаете, нужно быть достаточно чутким, чтобы понять, чего хочется слушателям. Кроме того, вам понадобится умение адаптировать содержание своей речи к вкусам и потребностям

Закон 18. ЛУЧШЕ ХВАЛИТЬ, НЕЖЕЛИ КРИТИКОВАТЬ

6.6. Привычка критиковать

Как критиковать за выполнение конкретной задачи

Как критиковать за выполнение конкретной задачи Уточните, что именно должно быть исправлено, и возложите ответственность за это на сотрудника.• Я думаю, что вашу презентацию можно сделать намного более убедительной. Вам надо добавить в нее больше фактов и получше

Умение думать

Я могу критиковать, но сам ничего не могу сделать

Я могу критиковать, но сам ничего не могу сделать Причина, по которой я не получил повышения, была в том, что у меня не было столько смелости, сколько у человека, которого я критиковал. Я боялся подвергать свои методы серьезным испытаниям. Пока я только говорил о них, они

Глава 23. Как критиковать, не вызывая при этом ненависти к себе

Критиковать – верный способ нажить врагов

Критиковать – верный способ нажить врагов Вам нравится, когда вас критикуют? Когда кто-то указывает на ваши недостатки, и убеждает вас, что вы не правы? Нет? Другим людям это тоже не нравится.Тот, кто нас критикует, всегда отталкивает нас от себя. Это закон.Если вам кажется,

Критиковать – верный способ нажить врагов

Упражнение 1 Прежде чем критиковать – сделай паузу

Упражнение 1 Прежде чем критиковать – сделай паузу Чтобы преодолеть автоматическую привычку к критике, нужно в первую очередь научиться замечать и осознавать, когда и как вы критикуете других. И только после этого вы сможете научиться отказываться от критики. В связи с

Глава 6 Как критиковать

Глава 6 Как критиковать Мало сказать: не делай так. Надо еще прибавить: вот так делай. Максим Горький Наверное, ежедневно мы подвергаемся критике и сами что-то или кого-то критикуем. Скорее всего, ты замечал, как люди по-разному могут критиковать и какой эффект это дает,

Ругать и критиковать не ребенка, а его поступок

Как следует критиковать

Как следует критиковать Если вы начальник, супруг, родитель, то вам придется критиковать других. Но чаще всего без критических замечаний, которые мы порой легкомысленно высказываем, можно было бы и обойтись. Они нередко больно ранят других и скорее создают проблемы, чем


МОН закликає громадян зберігати спокій і розсудливість. Всі заклади освіти, за можливості, здійснюють навчання в дистанційній формі. Ми просимо вас залишатися вдома.

Хто та в який строк зобов’язаний подавати звіт до Фонду соціального захисту осіб з інвалідністю та як правильно його заповнити?

Останнім часом до органів Пенсійного фонду України звертаються представники страхувальників та застраховані особи стосовно функціонування Електронного реєстру листків непрацездатності в частині відображення у кабінетах страхувальників е-лікарняних працівників-сумісників.

Окремі категорії застрахованих осіб, які пропрацювали у визначених установах на певних посадах, можуть набувати право на пенсію за вислугу років, яка призначається до досягнення особою пенсійного віку.

Президент України видав Указ про мобілізацію резервістів. Кого саме призвали на військову службу зараз і які в них є пільги та гарантії? Нагадаємо про це роботодавцям.

Фонд захисту осіб з інвалідністю наголосив, що за 2021 звітний рік треба відзвітувати до 1 березня 2022 року (включно). Але звітувати слід за новою формою.

Повідомлення про прийняття працівника на роботу/укладення гіг-контракту. Коли починаємо подавати до ДПС?

Верховний суд підтримав позицію Держпраці щодо обов’язку роботодавця оформлювати трудовий договір з прибиральницею.

Утримання дітей потребує збільшення бюджету сім’ї, тому держава передбачила соціальні гарантії у вигляді виплат з бюджету для матеріальної підтримки батьків дитини. Ці виплати напряму пов’язані зі статусом одного із батьків та дитини та їх рівнем матеріального забезпечення. Розглянемо основні із них.

Ліквідація є такою формою припинення юрособи, при якій припиняються всі її права та обов’язки. У разі ліквідації вся чисельність працівників скорочується та весь штат працівників ліквідується.

Малому бізнесу може підійти ремісницький підхід. Запорука успіху великих компаній — мануфактура. Щоб розвиватися та збільшувати дохід, потрібно розібратися з усіма функціональними позиціями. У цій статті визначимо зону компетенції психологів та HR, відокремимо одні зерна від інших.

Поки Комітет ВР та Мінфін обговорюють перспективи об’єднання ЄСВ, ПДФО та ВЗ, Пенсійний фонд України розробляє свої плани. І ці ідеї багатьом не сподобаються.

ПФУ утвердил показатель средней заработной платы в среднем на одно застрахованное лицо за 2021 год, который будет применяться при определении коэффициента заработной платы для назначения пенсий.

Читайте также: