Вторая жизнь брошенной покрышки доклад кратко

Обновлено: 02.07.2024

Когда заканчивается срок эксплуатации старых автомобильных шин, они могут получить вторую жизнь на приусадебном участке. Дачники используют их, чтобы мастерить декоративные поделки, полезные предметы, которые могут пригодиться в хозяйстве.

Для этого не потребуется много времени, каких-то профессиональных знаний и практически никаких дополнительных затрат. Главное – умелые руки и воображение, чтобы ненужные шины стали полезными в хозяйстве или превратились в важный декоративный элемент приусадебного участка.

Садовая дорожка

Главное преимущество такой дорожки – нескользкая поверхность. К тому же она хорошо переносит внешнее механическое воздействие, за ней легко ухаживать и убирать. Если планируется небольшая ширина, можно использовать шины от легковушек, для широкой дорожки требуется поискать покрышки от грузовых автомобилей.

Сделать садовую дорожку можно в несколько этапов:

1. Самое трудоемкое – отсоединение боковой части шины от протектора. Для этого используют нож с широким лезвием или лобзик, время от времени смачивая лезвие в растворе, приготовленном из воды и мыла.

2. После отсоединения протектор разрезается поперек, чтобы в результате получилась длинная лента.

3. Она укладывается в несколько рядов (это зависит от того, какой должна быть ширина дорожки).

4. Если тропинка небольшая, в качестве основания подойдет утрамбованный грунт. Альтернативный вариант – щебень вперемешку с песком.

5. В утрамбованное основание нужно вдавить небольшие бруски из дерева. К ним протекторы крепят на саморезы.

6. Оптимальные промежутки между лентами должны варьироваться от двух до пяти сантиметров. В этом случае останется места, чтобы дорожку украсила трава, которая скоро сама начнет прорастать.

Антискользящие ступени

Ступеньки на дачах часто становятся очень скользкими из-за дождя и наледи, что может привести к серьезным травмам. Чтобы решить эту проблему, делаются специальные накладки, которые каждый может изготовить самостоятельно.

От протектора нужно отделить боковую часть шины точно также, как и в прошлом примере. Ленты, отрезанные по сделанной предварительно разметке, крепятся к ступеням на саморезы в качестве накладок.

Лестница из старых шин

Когда дача находится на холме, для удобного подъема или спуска удобно обустроить лестницу. Для этого используют старые шины.

Их начинают укладывать целиком от самого низа, предварительно выровняв основание. Для дополнительной прочности шины хорошо немного утопить в грунт, чтобы добавиться устойчивости для лестницы. После подсыпки требуется выровнять основание под обустройство следующей ступени. Хорошо, если покрышки будут частично лежать одна на другой, так лестница получится намного прочнее, ходить по ней будет совершенно безопасно.

Если на грунт насыпать щебня, не скользко будет ходить в непогоду.

Напольный плинтус

Оригинальный рисунок протектора подходит, чтобы сделать оригинальную отделку в гараже, подсобке, другом техническом помещении. Вырезанный из шины плинтус надёжно защищает стену от любых механических повреждений, к тому же это совершенно бесплатно, придется только потратить немного времени.

Отделив протектор, можно сразу начинать монтаж. Предварительно рекомендуется удостовериться, что шины хватит на всю отделку.

Садовая клумба

Это один из самых распространенных вариантов, как использовать автомобильную шину на даче.

Существует большое разнообразие вариантов:

1. Самый простой – установить покрышку в том районе, где планируется обустроить клумбу. Насыпать внутрь плодородной земли и высаживать цветы. Чтобы декоративный элемент смотрелся привлекательно, ее можно покрасить яркой краской, нарисовать узор.

2. Установить несколько шин одна на другую, плодородную землю насыпают в каждую из них. Если добивать декора, получится оригинальная садовая цветочная горка.

3. К покрышке можно прикрепить круглый кусок фанеры, а к клумбе приделать несколько ножек. Так получится оригинальный переносной вазон, легко перемещаемый из одной точки в другую.

4. Симпатично выглядят подвесные клумбы, которые могут быть размещены горизонтально или вертикально.

Клумбы из шин могут быть выполнены в необычной форме. Для этого наносится разметка на одной из половин покрышки, по нему делается разрез. Когда одна из частей снята, оставшуюся необходимо вывернуть. Чтобы сделать это было проще, можно надавить на покрышку во время выворачивания, чтобы образовался овал. Для этих целей подойдут шины с сильно изношенным протектором, в такой ситуации работать будет еще легче.

Оригинальный пруд

В шине дачники часто устраивают небольшой пруд.

Работы выполняются в несколько этапов:

1. Покрышки тщательно очищаются от грязи.

2. Верхняя часть срезается ножом с толстым лезвием или лобзиком.

3. Выкапывается яма, диаметр которой чуть больше диаметра самой шины. Глубина ямы делается различной. Она может быть во всю ширину протектора, составлять ее половину или только треть. Чтобы пруд регулярно не заливало, шина должна выпирать из земли минимум на два сантиметра.

4. Дно нужно выровнять и засыпать 15-сантиметровым слоем песка.

5. Покрышка укладывается на утрамбованный песок. Перед этим нужно проверить, чтобы поверхность с помощью уровня, чтобы поверхность была предельно ровной.

6. Гидроизоляция делается из укрывного материала, применяемого для дна в бассейнах. Подойдет и полиэтиленовая пленка высокой плотности, однако срок использования конструкции в этом случае будет короче.

7. Чтобы разровнять укрывной материал как можно лучше, его придавливают валунами.

8. На финишном этапе пруд украшают кустарниками и цветами.

Установив пару покрышек одну возле другой, их связывают между собой мостиком, обустроив оригинальный водоем. Если сделать их на разных уровнях, получится водоем с переливом.

Дачные качели

Из старых шин получаются качели для взрослых и детей. Проще всего расположить шину строго по вертикали. Для нее требуется соорудить основание из дерева или металла, подойдет и обычный сук дерева, только достаточно надежный, чтобы не сломался.

Устанавливаются болты с крюками, на которых фиксируется веревка или карабины. Для удобства детей рекомендуемая высота шины от земли не более 40 сантиметров.

Воспользуйтесь поиском по каталогу , прочитайте отзывы и сравните цены.

Гуркина Марина Эдуардовна

Актуальность: в городах основным источником поступления в окружающую среду вредных веществ является автотранспорт. Из интернета я узнала, что ежегодно образуется около 16 тысяч отработанных автопокрышек. Сжиганию их подвергать нельзя, а для их захоронения требуются немалые площади и затраты. Так что же делать с этой бедой?

Объект исследования: использованные автомобильные покрышки.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Тип проекта: учебно-исследовательский проект.

Гипотеза: если найти безопасное для здоровья применение изношенным шинам, то экологическая обстановка в стране улучшится.

Цель проекта: изучить состав использованных покрышек и найти им применение, не приносящее вреда человеку.

  1. Изучить историю автомобильной покрышки.
  2. Изучить состав автомобильных шин.
  3. Выяснить, что делают со старыми покрышками в семьях учеников и учителей.
  4. Выявить безопасные методы применения автомобильных покрышек.
  5. Представить свои исследования одноклассникам.

Методы исследования: поисковый, справочно-информационный, творческий поиск, эксперимент.

II. Основная часть

История появления автомобильной шины:

Автомобильная шина — один из наиболее важных элементов колеса , представляющих собой упругую резино-металло-тканевую оболочку, установленную на обод диска. Шина обеспечивает контакт транспортного средства с дорогой , предназначена для смягчения колебаний, вызываемых неровными дорогами.

Первым изобретателем шины принято считать англичанина Роберта Томсона. В середине 18 века он запатентовал свое изобретение – камеру из кусочков кожи, соединенных заклепками. Однако его инновация не получила практического применения – данной разработкой просто никто не заинтересовался.

В 19 веке несколько изобретателей пытались доработать шину. В 1890 году молодой инженер Чарльз Кингстон Уэлтч отделил покрышку от камеры. Чуть позже англичанин Бартлетт и француз Дидье предложили способы монтажа и демонтажа шин.

В 1895 французы Андрэ и Эдуард Мишлен – первыми стали использовать пневматические шины на автомобилях.

С 1970 года шинная промышленность развивалась все стремительней, и грамотных производителей шин появлялось все больше. Это и привело к сегодняшнему разнообразию – ведь в наши дни шины можно подобрать под любую погоду, тип дорожного покрытия и даже манеру езды.

Натуральный каучук . 14%. Используется чаще всего в резиновом составе боковин моделей, гарантируя эластичность и упругость.

Синтетический каучук. 27% Главный элемент в шинном коктейле, занимает большую долю резинового состава и непосредственно влияет на ходовые показатели.

Сажа. 28% Представленный материал занимает 1/3 состава и, как правило, обозначает для изделия такие характеристики как износоустойчивость и прочность.
Диоксид кремния или силика . Силика используется, прежде всего, в производстве зимней автошины. Диоксид кремния обеспечивает резину эластичностью, мягкостью, комфортностью и великолепным сцеплением с мокрой дорогой. Но главным преимуществом кремниевой кислоты является стойкость к низким температурам.
Сера. 10% Сера используется как вспомогательный элемент для связи молекул вышеописанных полимеров.

Смягчающие масла. 10% Смягчающие элементы природного происхождения. Помимо прочего используется большое количество уникальных натуральных элементов для предоставления тех или иных свойств.

Рассмотрим более подробно один из компонентов - сажу. Частицы сажи способны вызывать двойные разрывы в нити ДНК человека и привести к хроническому воспалению легких. Сажа также вызывает эмфизему – повреждение легких, характеризующееся хронической одышкой.

Вы всё ещё сомневаетесь в том, что автомобильные покрышки наносят вред здоровью?

Анализ анкет показал, что в семьях 20% от числа опрошенных вообще нет автомобиля, 40% хранят старые покрышки в доме/на даче и считают данный метод безопасным, 30% сдают их в пункты утилизации, 5% сжигают и 5% не интересуются данным вопросом.

Итог: в большинстве семей из числа опрошенных неправильно используется старая автомобильная покрышка.

Докажем, что сжигание автомобильной шины является небезопасным методом эксплуатации.

Я поговорила со своим папой, автомобилистом со стажем, который рассказал мне, что происходит с покрышкой под действием высоких температур. Во-первых, выделяется едкий запах, который вызывает ухудшение самочувствия, головные боли. Во-вторых, огромное количество сажи вырывается в атмосферу, что, естественно, отрицательно сказывается как на окружающей нас природе, так и на нашем здоровье.

Вывод: старая автопокрышка выделяет вредные химических вещества при повышенных температурах. И не только в воздух, но и в почву. Кроме того, покрышка - это пожароопасный предмет. Следовательно, данный метод использование старой покрышки является небезопасным.

Всё это также доказывает, что старыми автомобильными покрышками нельзя украшать клумбы и детские площадки, так как особенно в жаркую погоду фигуры из шин выделяют много вредных химических веществ.


Результат моей исследовательской работы: мы выяснили, что сжигание и украшение старыми покрышками клумб и детских площадок – небезопасные методы эксплуатации шин.

Таким образом, мы приходим в выводу, что единственным безопасным методом является утилизация.

Все имеющиеся методы переработки шин можно условно разделить на два направления: физическое и химическое.

Химических способов два - это прямое сжигание и высокотемпературная переработка. Высокотемпературным способом осуществляется переработка шин в топливо. Оба метода имеют два больших недостатка: загрязнение окружающей среды, потеря ценного вторичного сырья, каким являются автошины.

Физическая переработка шин основана на механическом измельчении, при этом получаем резиновую крошку, которая имеет большой спрос у потребителей. Благодаря тому, что она сохраняет многие свойства, которые были у резины до переработки, такие изделия отлично подходят для строительной сферы. Из крошки создают прорезиненный асфальт, дорожки для бега на стадионах, маты для занятий в спортивных залах, изоляционные прокладки и антискользящие покрытия. Несмотря на относительно низкую цену материала, изделия из него получаются высокого качества.

Каковы же перспективы развития данной экологической проблемы в будущем?

В силу того, что в нашей стране мало людей, кого волнует данная проблема, я предполагаю, что резких сдвигов в хорошую сторону не произойдёт. В деревнях и небольших городах отсутствуют пункты утилизации использованных автопокрышек. Мало тех, кто захочет отвозить их в более крупные города. У кого-то для этого нет возможности, у кого-то времени. Кажется, мы стали забывать о самом главном: здоровье – вот что важнее всего. Здоровье нас и будущего поколения! Да, я думаю, что сдвигов не произойдёт, но всё в наших руках, стоит только захотеть!

Какой вклад могу предложить лично я для решения данной экологической проблемы в нашем городе?

  1. Убрать с территорий образовательных учреждений фигуры из старых отработанных автопокрышек.
  2. Построить организации, которые бы сотрудничали с заводами по переработки вторичного сырья.

Вывод исследования: нельзя выбрасывать старые покрышки в лес или на обочину. Нельзя украшать старыми покрышками клумбы и детские площадки! Давайте вторую жизнь брошенной покрышке с умом! Сдавайте их в пункты утилизации! Не загрязняйте нашу планету!

Бросить покрышку не сложно, легко.
Только потом отзовётся оно!
Мама-природа склонилась и плачет.
Люди, задуматься надо нам значит!
Оберегать шар земной нелегко,
Но если не мы, то кто?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

творческо-исследовательский проект.

Руководитель: Ратушная Юлия Александровна

История появления автомобильной шины

а) Химический состав шин
б) Эксперимент

Перспективы развития данной экологической проблемы в будущем

I. Введение .

Актуальность: в городах основным источником поступления в окружающую среду вредных веществ является автотранспорт. Из интернета мы узнали, что ежегодно образуется около 16 тысяч отработанных автопокрышек. Сжиганию их подвергать нельзя, а для их захоронения требуются немалые площади и затраты. Так что же делать с этой бедой?

Объект исследования: использованные автомобильные покрышки.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Тип проекта: учебно-исследовательский проект.

Гипотеза: если найти применение изношенным шинам, то экологическая обстановка в городе улучшится, город станет более привлекательный, повысится уровень его благоустройства.

Цель проекта: изучить состав использованных покрышек и найти им применение, не приносящее вреда человеку.

Задачи исследования:

Изучить историю автомобильной покрышки.

Изучить состав автомобильных шин.

Выяснить, что делают со старыми покрышками в семьях учеников и учителей.

Выявить безопасные методы применения автомобильных покрышек.

Представить свои исследования одноклассникам.

Методы исследования: поисковый, справочно-информационный, творческий поиск, эксперимент.

II. Основная часть

История появления автомобильной шины:

Автомобильная шина — один из наиболее важных элементов колеса , представляющая собой упругую резино-металло-тканевую оболочку, установленную на обод диска. Шина обеспечивает контакт транспортного средства с дорогой , предназначена для смягчения колебаний, вызываемых неровными дорогами.

Первая в мире резиновая шина была сделана Робертом Уильямом Томсоном . (Приложение стр. I) 10 июня 1846 года.

Колеса тогда представляли собой деревянный обод, снаружи обитый металлом, с деревянными спицами. Шина состояла из камеры и наружного покрытия и крепилась на обод с помощью болтов. Для изготовления камеры бралась пропитанная натуральным каучуком или специальным раствором плотная ткань. Снаружи камера закрывалась покрышкой, сшитой из кусков кожи. Она предотвращала преждевременный износ шины. Можно было констатировать, что появилось крупное изобретение!

В 1888 году идея усовершенствования шины возникла вновь. Новым изобретателем был шотландец Джон Данлоп , Он придумал в 1887 году надеть на колесо трёхколёсного велосипеда своего 10-летнего сына широкие обручи, сделанные из шланга для поливки сада, и надуть их воздухом. Так появилась пневматическая шина. Камера из резины крепилась на обод металлического колеса со спицами обматыванием её вместе с ободом прорезиненной плотной тканью, образующей каркас шины, в промежутках между спицами.

В 1890 году молодой инженер Чальд Уэлтч предложил отделять камеру от покрышки, вставлять в края покрышки проволочные кольца и сажать на обод, который впоследствии получил углубление к центру (ручей обода). Тогда же англичанин Бартлетт и француз Дидье изобрели вполне приемлемые способы монтажа и демонтажа шин. Всё это определило возможность применения пневматической шины на автомобиле. С установкой пневматических шин существенно улучшились плавность хода, проходимость автомобилей, хотя первые шины были ненадёжны и не приспособлены к быстрому монтажу.

В дальнейшем основные изобретения в области пневматических шин были, прежде всего, связаны с повышением безотказности и долговечности их, а также с облегчением монтажа-демонтажа.

Над процессом создания шины работают шинные химики и конструкторы, от которых зависят секреты шинной рецептуры. Основными материалами для производства шин являются резина. Химический состав резиновой смеси очень богатый.

В состав резиновой смеси входит:

Каучук. Бывает натуральный и искусственный. На территории России нет возможности получать натуральный каучук из растений, поэтому у нас используется искусственный.

Технический углерод. Добрая треть резиновой смеси состоит из промышленной сажи.

Кремниевая кислота. Она улучшает сцепление шины с мокрой поверхностью дороги.

Масла и смолы.

Сера. Превращается в эластичную и прочную резину.

Вулканизационные активаторы , такие как оксид цинка и стеариновые кислоты.

Экологические наполнители. Новая и ещё не распространённая технология предполагает собой применять в смеси протектора крахмал из кукурузы (в перспективе картофеля и сои ).

Уникальность нашего проекта состоит в том, что мы используем вторичное сырье и получаем нужные и полезные вещи.

Продуктами деятельности нашего проекта: оформлена территория школы №5 города Искитима.

Если бы вторичные материалы, не были использованы нами, а вывезены на свалку и утилизированы, сколько вредных веществ попало бы в атмосферу.

Благодаря смекалке, творчеству и совместному труду получили вторую жизнь:

26 автомобильные шины;

6 тазов с отбитой эмалью;

1 плафон от старой люстры;

60 – пластиковых бутылок.

Наш проект как в процессуальном, так и в результативном аспектах отвечает современным образовательным тенденциям, часть который зарегламентирована во ФГОС. Продукты нашей совместной деятельности просты, безопасны, а служить могут долго.

Все работы разнообразны, ведь у каждого ребенка свое видение и фантазия.

В ходе проекта мы учились друг у друга. Удовлетворение от результатов деятельности дает новые идеи, сближает нас в сотрудничестве.

Проект во благо и для сохранения чистоты родной земли, сохранения своей малой Родины прост и понятен и ребенку и взрослому.

В своем проекте мы используем интегрированный метод обучения. Этот метод направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.

Эксперимент №1

Мы провели анкетирование среди обучающихся 5-9 классов, а также учителей нашей школы, чтобы выяснить, как используют старые автомобильные покрышки в семьях опрошенных. (Пример анкеты в приложении 1)

Анализ анкет показал, что в семьях 20% от числа опрошенных вообще нет автомобиля, 40% хранят старые покрышки в доме/на даче и считают данный метод безопасным, 30% сдают их в пункты утилизации, 5% сжигают и 5% не интересуются данным вопросом.

Итог: в большинстве семей из числа опрошенных неправильно используется старая автомобильная покрышка.

Докажем, что сжигание автомобильной шины является небезопасным методом эксплуатации.

Эксперимент №2

Одна из участниц поговорила со своим папой, автомобилистом со стажем, который рассказал мне, что происходит с покрышкой под действием высоких температур. Во-первых, выделяется едкий запах, который вызывает ухудшение самочувствия, головные боли. Во-вторых, огромное количество сажи вырывается в атмосферу, что, естественно, отрицательно сказывается как на окружающей нас природе, так и на нашем здоровье.

Вывод: старая автопокрышка выделяет вредные химических вещества при повышенных температурах. И не только в воздух, но и в почву. Кроме того, покрышка - это пожароопасный предмет. Следовательно, данный метод использование старой покрышки является небезопасным.

Аннотация (краткое обоснование проекта с точки зрения его актуальности, перспективности)

Проблемы экологии сегодня в числе первых забот жителей земли. Защита и оздоровление окружающей среды – долг каждого человека, где бы он ни жил. Поэтому, разработка и реализация экологических проектов представляется особо важным делом в процессе воспитания подрастающего поколения.

Одним из важных вопросов в деле по улучшению городской экологии или проектированию новых экогородов является эффективная утилизация автомобильных покрышек. В настоящее время существует достаточно разнообразный перечень способов того, как это можно делать.

Отслужившие свой срок автомобильные покрышки – достаточно серьезная экологическая проблема. Даже в России с 1 января 2012 года начал действовать национальный стандарт, устанавливающий требования к экобезопасной утилизации отработавших шин (ГОСТ Р 54095-2010). Согласно информации, приведённой в тексте документа, общемировые запасы изношенных шин оцениваются в 25 млн т., а ежегодный прирост отработавших своё покрышек составляет не менее 7 млн т. (10,5 млрд шт.), из которых на европейские страны приходится около 30%. Только 23% отработавших покрышек используются в дальнейшем, в том числе путем экспорта в другие страны, сжигания, измельчения и т.д. Остальные 77% просто захоронены или хранятся на полигонах, в основном по причине отсутствия рентабельного способа утилизации.

Актуальность проекта заключается в том, что мы сумели, объединив усилия взрослых и детей, сформировать у обучающихся ответственное отношение к окружающей среде как главному общественному достоянию на основе принципов общечеловеческой морали.

Проект помогает ребёнку более осознанно получать знания, развивать навыки общения с взрослыми. Он хорошо ложится в систему семейного воспитания, так как при необходимости ребёнку могут оказать помощь родители, старшие братья или сёстры, бабушки или дедушки. Они помогают разнообразить виды деятельности, подбирать иллюстрации, литературу, оформлять результаты проекта.

Отслужившие свой срок автомобильные покрышки – достаточно серьезная экологическая проблема. Даже в России с 1 января 2012 года начал действовать национальный стандарт, устанавливающий требования к экобезопасной утилизации отработавших шин (ГОСТ Р 54095-2010). Согласно информации, приведённой в тексте документа, общемировые запасы изношенных шин оцениваются в 25 млн т., а ежегодный прирост отработавших своё покрышек составляет не менее 7 млн т. (10,5 млрд шт.), из которых на европейские страны приходится около 30%. Только 23% отработавших покрышек используются в дальнейшем, в том числе путем экспорта в другие страны, сжигания, измельчения и т.д. Остальные 77% просто захоронены или хранятся на полигонах, в основном по причине отсутствия рентабельного способа утилизации.

С точки зрения хранения отработавших покрышек на полигонах или свалках (как предназначенных исключительно для отработавших автошин, так и на смешанных с другими отходами), существует высокий риск их воспламенения. Изношенные шины являются источником длительного загрязнения окружающей среды, так как не подвергаются биологическому разложению и служат источниками инфекционных заболеваний. Поэтому при захоронении покрышки измельчают на квадраты по 100 см 2 и укладывают под углом слоями высотой 1-2 м; каждый такой слой пересыпается землей толщиной 20-25 см. На всю площадь захоронения накладывают слой дерна толщиной 30 см.

В некоторых странах захоронение покрышек, завершивших жизненный цикл, запрещено. В Германии, Японии и скандинавских странах уровень переработки отработавших шин приближается к 100%, в среднем по ЕС этот показатель составляет 82%; в других странах – всего 10-15%.

Небольшая часть отработавших шин используется без какой-либо переработки – для укрепления берегов, создания искусственных рифов, эрозионных барьеров, волнорезов и волноломов, для защиты от ударов судов при швартовке, создания противоударных барьеров на дорогах, амортизирующих ограждений, клумб и т. п. В строительстве для создания основы фундаментов используются покрышки, наполненные цементом.

Большую часть отработавших шин утилизируют путем сжигания (во Франции – 18%, Великобритании - 30%, Германии – 50%, Японии – 70%). Остальные – либо восстанавливают, либо измельчают в крошку или разлагают химически.

Восстановительный ремонт использованных покрышек может проводиться двумя способами. Первый, применяемый только для шин грузовых автомобилей, – это повторная проточка канавок протектора. Возможность такой реставрации грузовой покрышки связана с её высоким запасом прочности – каркас шины гарантирует срок его службы, до 6-ти раз превышающий жизненный срок беговой дорожки протектора. Второй способ, который может быть применён для всех типов покрышек, – это наложение нового протектора с частичным добавлением резиновой крошки. Данный метод является экономичным, поскольку восстанавливаются не все составляющие автомобильной шины, а только протектор. Наложение нового протектора позволяет повторно использовать покрышку на 80%. Однако восстанавливать шины таким методом можно только ограниченное количество раз. Кроме того, восстанавливать целесообразно только высококачественные шины с прочной основой. Производство восстановленных покрышек в странах ОЭСР – хорошо развитая отрасль промышленности. Но в российских условиях полное восстановление шин является рентабельным только для покрышек премиум-класса. Если рассматривать технологии восстановления изношенных шин, то можно выделить горячий (наварка) и холодный способы. Горячий способ восстановления предполагает нарезание и горячую вулканизацию специальной гладкой ленты с параллельным нанесением протекторного рисунка. Для холодной вулканизации применяют ленты с заранее нанесенным рисунком, которые на специальном станке растягиваются и надеваются на подготовленный бреккер. Существует также способ, предусматривающий склейку очищенной от старого протектора шины и нового протектора с последующей вулканизацией. Впоследствии восстановленные шины вновь становятся непригодными для использования, что вновь приводит к проблеме их переработки.

Основными составляющими автомобильных шин являются такие материалы как каучук (около 71%), металлические нити и проволока (21%), текстильный корд (8%). Это ценные материалы, которые, особенно в условиях истощения запасов природных ископаемых, выбрасывать или закапывать в землю, по меньшей мере, не разумно. Выделенный из шин каучук применяют в строительстве и изготовлении широкого спектра резино-технических изделий. Текстильный корд используется как сырье для изготовления тепло- и звукоизоляционных материалов, для тампонирования скважин при бурении, в качестве армирующего наполнителя при изготовлении композиционных эластомерных материалов. Металлический корд применяется в качестве исходного сырья для изготовления стали и армирующего наполнителя строительных и дорожных конструкций.

Существует несколько хорошо известных методов разделения изношенных шин на ценные составляющие.

Наиболее традиционным и привычным способом утилизации покрышек является их измельчение с получением резиновой крошки различной степени дисперсности. Вариаций этой технологии существует большое количество, но все они имеют одну общую черту – составляющие части автошины (резина и армирующие материалы) не претерпевают физико-химических изменений и сохраняют свою структуру.

Для измельчения шин, как правило, не требуется сложной технологии и оборудования, что говорит об экономичности данного способа. Измельченную шредером резину разделяют в зависимости от размера крошки и в дальнейшем используют при производстве новых шин, при строительстве дорог, создании специальных спортивных покрытий, покрытий для крыш, декоративной плитки. Одной из проблем дальнейшего использования резиновой крошки являются различные качественные требования последующих потребителей. Так, применение резиновой крошки для создания новых резинотехнических изделий требует её полной очистки от металлов, содержащихся в каркасе шины. Следовательно, возникает необходимость усложнения технологического процесса разделения автопокрышек на составляющие. Хороших результатов отделения резины от металлокорда можно достичь различными способами, например, разделением в электромагнитном поле. В конечном итоге происходит удорожание получаемой крошки, что не всегда устраивает потенциального потребителя. Аналогичные проблемы возникают при использовании резиновой крошки в сфере строительства (дорожные покрытия и изолирующие материалы). Для получения однородного продукта с требуемыми свойствами необходимо подобрать рецептуру, исходя из качественных характеристик всех составляющих материалов. Однако полученная из разных партий сырья резиновая крошка будет значительно различаться по составу, так как трудно подавать на измельчение партии шин только определенного вида и одного производителя. Значительно лучшие результаты достигаются при использовании крошки в производстве тротуарной плитки, покрытий для спортивных арен, ковриков и кровли.

Одной из разновидностей технологии резки шин является низкотемпературное дробление. С помощью жидкого азота или холодильных машин покрышки охлаждают до температуры порядка -60 градусов Цельсия, после чего отправляют на резку. Переработка резины, переведенной в хрупкое состояние, значительно уменьшает энергозатраты на дробление, улучшает отделение металла и текстиля от резины, повышает выход резины. С другой стороны, охлаждение тоже требует заметных энергозатрат.

Следующая группа технологий переработки шин подразумевает частичное разрушение пространственной структуры резины и каучука – например, технология растворения резины отработавших шин в растворе на основе органических соединений. Полученная суспензия в дальнейшем может использоваться при создании резино-технических изделий с частичным использованием продукта переработки. Основным недостатком данной технологии является ее высокая энерго- и фондоемкость, а, следовательно, и дороговизна. В отечественной промышленности применялись три основных метода получения резинового регенерата – пластичного материала, способного вулканизироваться при добавлении в него вулканизующих агентов и частично заменить каучук в составе резиновых смесей: паровой (около15%), водонейтральный (40%) и термомеханический (45%). Независимо от метода регенерации резиновые изделия (в основном автомобильные покрышки) сначала проходят подготовительные операции по сортировке и измельчению. При паровом методе резиновую крошку смешивают с мягчителями и в девулканизационном котле обрабатывают острым паром под давлением 1,0 МПа при температуре 180 градусов в течение 708 ч. Полученный девулканизат фильтруют, гомогенизируют и пластифицируют. Основным недостатком парового метода является получение неоднородного по степени пластичности регенерата из-за отсутствия процесса перемешивания девулканизируемой массы. Значительно более качественный регенерат получают водонейтральным методом. Процесс девулканизации обестканенной резины проводят в снабженных мешалками вертикальных автоклавах в среде водной эмульсии мягчителей при 180 градусов в течение 5-8 ч. По окончании процесса девулканизации содержимое под небольшим давлением передают в буферную емкость, откуда оно поступает в сетчатый барабан для отделения от воды. Дальнейшую механическую обработку девулканизата с получением регенерата проводят аналогично обработке паровым методом. Технически наиболее совершенным методом регенерации резины является термомеханический метод, позволяющий значительно ускорить технологический процесс. При производстве регенерата термомеханическим методом обестканенную резиновую крошку непрерывно смешивают с мягчителями и пропускают через червячный девулканизатор при температуре 140-210 градусов с последующей обработкой на рафировочных вальцах. Производимый таким способом регенерат более однороден и пластичен, чем регенерат, получаемый водонейтральным методом.

В нашей стране применяются и такие методы производства регенерата как метод диспергирования и радиационный метод. Метод деспиргирования заключается в механическом измельчении резины до тонкодисперсного состояния в водной среде. Процесс проводят в присутствии активаторов девулканизации и поверхностно-активных веществ при пониженной температуре (40-60 С), что предупреждает рост окислительных процессов и значительные изменения каучуковых компонентов резины во время регенерации. Для регенерации резины на основе бутилкаучука можно использовать радиационный метод. В дальнейшем регенерат может использоваться при производстве резино-технических изделий (шлангов, прокладок и пр.), автомобильных деталей и изделий, железнодорожных шпал и подрельсовых прокладок, смесевых и динамических термоэластопластов (сырья для производства подошвы обуви, изоляции кабелей, деталей электроприборов, кровельных, гидроизоляционных, уплотнительных материалов и др.).

Наконец, существуют технологии, приводящие к полному разрушению каучуковой составляющей. Помимо прямого сжигания, к ним относится и пиролиз – осуществляемое без доступа воздуха термическое разложение покрышек на несколько фракций углеводородов и остатка в виде сажи. Сажу используют повторно при производстве шин, а также при производстве резиновых смесей. Углеводороды (чаще всего – мазут) используют в качестве топлива. Данный способ переработки не только требует сложного, дорогого оборудования, но энергетически очень затратен. В то же время пиролиз соответствует европейским стандартам и считается экологически чистым. Утилизация покрышек с помощью пиролиза позволяет получать энергоносители и не загрязнять так сильно атмосферу, как это происходит при сжигании. Но полученная продукция имеет достаточно низкое качество и не может быть свободно реализована на рынке.

В сараях и гаражах нередко валяются старые покрышки, которые создают ощущение захламленности, при этом выбросить их жалко. Оказывается, ненужные шины — уникальный материал для стройки, декорирования и создания массы полезных вещей. При творческом подходе в ход пойдут и большие, и стандартные, и даже велосипедные покрышки. Главное — использовать их для производства уличных изделий, ведь автомобильная резина может источать малоприятный запах.

Ниже приведены способы обустройства клумб из старых шин:

Вазон из покрышки

  • жираф;
  • рыба;
  • гусеница;
  • черепашка;
  • лебедь и т. д.

Лебедь из покрышки

Не менее оригинально выглядит сделанный своими руками садовый прудик. Для его производства копают яму по размеру покрышки, застилают ее пленкой, опускают шланг для подачи воды. Ставят покрышку, маскируют камешками и наполняют водой.

Кровля из резины

Если в наличии есть множество покрышек (например, у работников шиномонтажных мастерских), из них можно сделать даже надежное кровельное покрытие, которое прослужит много лет. Кроме того, такая крыша не вызовет лишних финансовых трат, а соорудить ее можно без привлечения специалистов.

  • прочность — резина способна растягиваться и сжиматься, но не рвется и не трескается;
  • долговечность — крыша прослужит несколько десятков лет;
  • стойкость к действию осадков — материал не боится дождя, града, снега;
  • морозостойкость, хорошая переносимость ультрафиолета;
  • простота монтажа и безопасность;
  • улучшение шумоизоляции здания.

Септик

Из больших покрышек (от трактора, грузовика, иной тяжелой техники) можно сделать настоящий септик для дачи или частного дома. Для этой цели роют две ямы на малом расстоянии друг от друга, причем первая яма должна находиться чуть выше второй. В отверстия укладывают покрышки, хорошо герметизируют швы с наружной стороны. Расположение септика обязательно должно быть таким, чтобы сточные воды не проникали в грунт и в питьевую воду.

После завершения первого этапа монтажа делают отверстие снизу септика, подсоединяют его при помощи трубы ко второй яме. Последняя будет служить приспособлением для доочистки сточных вод. В такой септик следует вовремя засыпать специальные средства на основе бактерий, которые помогут поддерживать его в чистоте и снижать количество откачиваний жидкости.

Устройство септика из шин

Дорожки и ступени

Из старых покрышек получаются функциональные и практичные садовые дорожки, на которых точно не поселятся сорняки. Удобнее всего будут изделия из резины с крупным рисунком протектора — они не станут скользить даже во время дождя или в зимнее время. Чтобы сделать дорожки для сада, предпринимают следующее:

  • раскраивают покрышки, вырезав среднюю часть при помощи лобзика или болгарки;
  • разравнивают и уплотнят грунт на будущих дорожках;
  • укладывают куски резины, надежно прикрепляя их длинными гвоздями (втыкают их в землю).

Бордюры

С помощью ненужных покрышек можно без труда отделить дорожки от клумб, лужаек, выделить отдельные зоны на участке. Шины разрезают пополам на две половинки, отрезанной частью закапывают в землю. После окрашивают их в любой подходящий цвет или делают настоящую радугу разных оттенков.

Бордюр из покрышек

Забор

Для изготовления забора потребуется большое количество старых покрышек. Их укладывают друг на друга в шахматном порядке, закрепляют ряды саморезами. Каждый ярус для устойчивости засыпают землей, заранее сделав внутри каждой покрышки дно из фанеры, жести, резины. После внутрь отдельных элементов забора можно будет посадить вьющиеся растения, виноград, газонную траву.

Забор из шин

Мусорный бак

Баки для мусора

Покрышки на детской площадке

Самыми популярными конструкциями на детской площадке остаются качели. Для их изготовления отлично подходят покрышки, которые раньше валялись в гараже. Сломать готовое изделие довольно сложно, поэтому оно прослужит много лет. Кроме покрышки, следует подготовить крепкую веревку или цепь, рым-болты, саморезы, дрель. Порядок изготовления вертикальных качелей такой:

  • привязывают веревку (цепь) на металлическую опору или ветку дерева;
  • с одной стороны шины вкручивают рым-болты;
  • соединяют концы веревки с заранее прикрученными саморезами;
  • отмеряют нужную длину веревки, чтобы качели висели на оптимальной высоте;
  • высверливают дрелью пару отверстий внизу шины для удаления дождевой воды;
  • проверяют безопасность конструкции и подвешивают ее на выбранное место.

Площадка для детей из колес

Сделать горизонтальные качели для детской площадки еще проще. Для этого надо только закрутить по 4 болта для крепления и поставить сидение без перекоса горизонтально. Еще один вариант уличной качалки для малышей может быть таким: разрезают шину пополам, к отрезу прибивают ровную доску-сидение и применяют по назначению.

Из шин также можно сделать различных сказочных героев и поставить их на детской площадке в качестве декора. Особенно популярными считаются смешарики. Отличный способ дать вторую жизнь старым шинам — соорудить из них песочницы. Достаточно заполнить шину выбранного размера песком. Над изделием можно поставить пляжный зонтик, чтобы солнышко не напекало голову малышам. Резина не нуждается в обработке, а на бортиках песочницы можно будет удобно сидеть во время игры.

Мебель для сада

При наличии старых покрышек не придется тратиться на покупку некоторой садовой мебели. К примеру, из них делают оригинальные уличные столики:

  • к шине прикручивают соответствующий ее габаритам лист фанеры;
  • присоединяют самодельные ножки;
  • сверху столешницу декорируют любым способом — красят, обматывают шнуром, канатом (при помощи клея ПВА).

Мебель из шин для сада и огорода

Мебель из шин для сада и огорода

Для производства интересных сувениров и действительно полезных в хозяйстве вещей не нужно иметь большой опыт или уникальные творческие способности. Достаточно проявить капельку фантазии, и старые, ненужные вещи заиграют новыми красками и будут радовать хозяев еще много лет.

Читайте также: