Поведенческое направление в психологии доклад

Обновлено: 03.05.2024

Прикрепленные файлы: 1 файл

ВОЗРОСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.docx

1. Поведенческое направление в психологии (бихевиоризм)

Бихевиоризм (от англ. behavior — поведение) — направление в психологии, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику и личность к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Бихевиоризм возникает в США в ЗО-е гг. и окончательно оформляется в самостоятельное направление в 50-е гг. нашего века. В рамках этого направления обычно выделяют классический (радикальный) бихевиоризм и необихевиоризм.

Согласно сложившимся представлениям, в психологии поведение определяется как внешние проявления психической деятельности, т.е. к нему можно отнести:

  1. все внешние проявления физиологических процессов, связанные с состоянием, деятельностью и общением людей (поза, мимика, интонации, дрожание, особенности дыхания, мышечное напряжение и др.);
  2. отдельные движения и жесты (поклон, кивок, сжимание кулаков и др.);
  3. действия как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл (просьбы, приказы и т.п.);
  4. поступки как акты поведения с определенным значимым результатом (азартно играть в карты, проиграть все состояние и т.п.).

В бихевиоризме поведение рассматривается как система реакций в связи с научением организма в процессе приспособления к среде. Адаптация к условиям меняющейся среды требует от организма постоянной выработки форм поведения, направленных на восстановление нарушенного равновесия или на достижение определенных целей. Эта непрерывная адаптация осуществляется благодаря процессам, которые в эволюции живого усложнялись от рефлексов до мышления. Если рефлекторные и инстинктивные типы поведения не могут претерпевать значительных изменений, то, напротив, приобретенные поведенческие реакции могут существенно и стойко меняться. Именно эти изменения поведения возникают в результате приобретаемого опыта жизни — научения.

В бихевиоризме выделено три категории научения: реактивное, оперантное и когнитивное. В соответствии с этим распространено также подразделение бихевиоризма в зависимости от интерпретации самого процесса научения: классическое Павловское обуславливание (Павлов И.П., Вольпе Д. и другие), инструментальное, или оперантное, обуславливание (Торндайк Е., Скиннер Б.) и познавательные концепции, или когнитивные теории научения (Толмен Е., Бандура А.).

Начало бихевиоризма, классический (радикальный) бихевиоризм

Американский психолог Эдуард Торндайк (1874-1949) считается родоначальником поведенческой психологии, хотя он не пользовался термином "поведение", а предпочитал слово "коннексия", обозначающее связь между реакцией и ситуацией. Им было описано научение методом проб и ошибок. Этот вид научения сам по себе считается не очень эффективным, но, вероятно, в процессе эволюции он приводил к выработке различных навыков у наших предков. Свои наблюдения Э.Л. Торндайк сделал в опытах с так называемыми проблемными клетками, куда помещалось голодное животное. Для получения пищи животному требовалось выйти из нее, нажав на педаль, связанную с дверью.

Оказалось, что после случайно успешного действия животного вероятность повторения этого действия у него возрастает. Так им в 1898 году был сформулирован "закон эффекта ", позволяющий построить "кривую научения", где каждая новая попытка исполнения более эффективна, чем предыдущая. Из этого закона следовало также, что действия, которые не ведут к достижению цели, напротив, от пробы к пробе сокращаются и тормозятся.

Торндайком при моделировании поведения был выявлен и ряд других закономерностей: закон упражнения — реакция на ситуацию связывается пропорционально с частотой повторения связи и ее силой; закон готовности — упражнения меняют, усиливают готовность организма к проведению нервных импульсов; закон ассоциативного сдвига — если при одновременном действии раздражителей один из них вызывает реакцию, то и другие приобретают способность вызывать ту же самую реакцию.

Для Д. Уотсона причинно объяснить какое-либо действие человека (R) означает найти внешнее воздействие), которое его вызвало. Ближайшие задачи психологии он определил как выявление и описание возможных типов реакций, исследование процессов их образования и закономерностей их комбинирования в сложное поведение. Одновременно в качестве общих окончательных задач психологии Д. Уотсон отметил две: 1) прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека, и наоборот, — 2) по реакциям (поведению) определить стимулы, лежащие в их основе.

С точки зрения Д. Уотсона, большинство известных психических явлений можно переформулировать и описать в терминах поведения. Так, например, эмоции возникают как условно- рефлекторная связь между внешними раздражителями и несколькими базальными аффектами; мышление идентично субвокальному (неслышимому) проговариванию звуков громкой речи — сигналов, обозначающих объекты рассуждения ("периферическая" теория мышления), а личность есть не что иное, как совокупность выработанных с детства и поэтому достаточно устойчивых поведенческих реакций (системы навыков), присущих данному конкретному человеку.

Вследствие методологических изъянов исходной концепции уже в 20-е годы XX века начался распад бихевиоризма на ряд направлений, сочетающих основную доктрину с элементами других психологических теорий (в частности, гештальтпсихологии, психоанализа), а также возникает и необихевиоризм. Лишь немногие из американских психологов продолжали последовательно и непримиримо защищать постулаты ортодоксального бихевиоризма. Одним из таких психологов был Б.В. Скиннер, который утверждал, что изучаться должно только наблюдаемое, инструментально измеряемое поведение.

Оперантный бихевиоризм Б.В. Скиннера (1904-1990). Американский психолог Беррес Скиннер (Skinner), развивая идеи Торндай-ка, предположил, что поведение чаще определяется и формируется своими последствиями, т.е. результатами поведения. В этом впервые наметился отход от "линейного" представления о поведении к утверждению роли в его построении "обратной связи".

В зависимости от того, будут ли последствия поведенческой реакции приятными, безразличными (нейтральными) или неприятными, живой организм будет повторять этот поведенческий акт, не придавать ему значения или избегать повторения этого поведения. Таким образом, стимулом поведенческой реакции у Скиннера становится его результат, который выступает в роли "подкрепителя". Такой тип поведения он называл "оперантным": поведение воздействует (operates) на среду, генерирует последствия, которые и модифицируют само поведение. В этом случае формула Уотсона приобретает у Скиннера "обратный" вид: R слюноотделения стимул) у собаки начинается слюноотделение только на звук звонка без предъявления пищи. Собака оказывается обусловленной таким образом, что она реагирует на стимул, который раньше не вызывал этой реакции. Таким образом, Павлов мог не только наблюдать поведенческие реакции, но и формировать, моделировать их.

И.П. Павлов полагал, что ассоциативным (реактивным) обуслав-ливанием можно объяснить множество приобретенных форм поведения. Реактивное обуславливание легко прививается и легко исключается. В частности, в современном обществе на этом основывается значительная часть рекламы. Такой же точки зрения на поведение придерживался и бихевиорист Д. Уотсон, который через несколько лет после Павлова впервые показал, как могли бы развиваться условно- рефлекторные эмоциональные реакции. В частности, он в эксперименте выработал у шестимесячного ребенка страх перед белой крысой, сочетая предъявление крысы с неприятным звуком. Этот "условный рефлекс страха" в результате генерализации (иррадиации, по Павлову) вскоре распространился на все предметы с белым мехом, включая бороду Деда Мороза. Применение положительных подкрепителей позволило устранить у ребенка эту негативную реакцию страха.

Человек в концепции бихевиоризма понимается прежде всего как реагирующее, действующее, обучающееся существо, которое программируется на те или иные реакции, действия, поведение. Полную формулу поведения можно изобразить в виде соединения схем реактивного (Павлов) и оперантного (Скиннер) обуславливаний: S—*R«-S. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение. Таким образом, человек полностью зависит от своей среды, и всякая свобода, которой, как ему кажется, он может пользоваться, является чистой иллюзией.

Наиболее ярко это положение проявилось именно у Скиннера, который сам себя называет "радикальным", последовательным бихевиористом. Такие термины, как "свобода", "достоинство", "творчество" и другие он называет "объяснительными фикциями". Их употребляют люди, когда они не понимают наблюдаемого поведения или им неизвестна структура подкрепляющих стимулов, предшествующих поведению или следующих за ним. Например, хорошо известно, что в состоянии гипноза человеку могут быть внушены какие-либо предписания относительно его поведения после сеанса. Человек выполняет их в полном убеждении, что поступил он так по собственной воле, собственному решению. Отсюда Скиннер утверждает, что "чувствование свободы" — это еще не свобода. Более того, по его мнению, наиболее репрессивными формами управления являются именно те из них, которые усиливают это чувство свободы.

2. Эволюция теории научения

В теории социального научения рассматривается не только как происходит социализация, но и почему она происходит. Особо рассматриваются удовлетворение биологических потребностей ребенка матерью, подкрепление социального поведения, имитация поведения сильных личностей и тому подобные воздействия внешнего окружения.
В области социального научения работают уже несколько поколений ученых. Эволюция теории научения представлена в таблице 1.

Бихевиоризм — это направление в психологии ХХ века, основателем которого является Дж. Уотсон, рассматривающее поведение человека как реакцию на воздействие различных факторов внешней среды.
Основные представители бихевиоризма: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен.
Методами исследования в бихевиоризме считаются наблюдение и поведенческий эксперимент.

Содержание

Бихевиоризм в психологии

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Под реакциями (R) бихевиористы понимают движения человека (мышечная, сосудистая, железистая реакция и др.), совершаемые при выполнении того или иного действия. Под стимулами (S) — доступные внешнему наблюдению раздражения внешнего мира, вызывающие у человека те или иные реакции.

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Рассмотрим данный принцип на примере.
Допустим, гуляю по городу, мы находим бродячую собаку. Чтобы скрасить ее участь, мы отдаем ей лежащий у нас кусочек печенья. Собака сразу же завиляла хвостом, почувствовав запах пищи. И у нее началось слюноотделение.
В данном случае, печенье, которое мы дали собаке, является стимулом (S), а слюноотделение является реакцией на стимул (R). Получается, что поведение собаки (слюноотделение) было вызвано воздействием внешней среды (печеньем), а не внутренними процессами. Значит, реакция собаки является следствием воздействия из внешней среды (S →R).

Изучая данное явление, бихевиористы пришли и к другому выводу. Если между стимулом и реакцией есть взаимосвязь, значит, зная причины этой связи и изучив, какие стимулы вызывают те или иные реакции, можно добиваться определенного поведения от человека или животного, воздействуя на них определенным образом (т.е. должен быть определенный стимул, который даст соответствующую реакцию). В таком случае, нет необходимости обращать внимание на внутреннее психическое состояние людей.

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Предмет психологии, с точки зрения бихевиоризма, — поведение, понимаемое как совокупность наблюдаемых мышечных, сосудистых, железистых реакций (R) на внешние стимулы (S).
Задача психологии состоит в том, чтобы выявить закономерности связей между стимулами и реакциями (S →R), а цель — предсказание поведения субъекта и управление им.

Данное направление исследует только внешне наблюдаемое поведение, а все психические явления сводит к реакциям организма. Бихевиористы рассматривают поведение человека и животного как сходного, считая, что в них нет различий.

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Несмотря на все достижения психологов-бихевиористов, данное направление подвергалось критике. Под сомнения ставились моменты, касательно отказа от внутреннего мира человека, т.е. сознания, чувственных и душевных переживаний; трактовки поведения как совокупности ответных реакций на раздражители, которые опускали человека до уровня робота; неспособности объяснить яркие творческие достижения в науке и искусстве и др.

Классический бихевиоризм Дж. Уотсона

Джон Уотсон — американский психолог, основатель бихевиоризма. Он пытался сделать психологию естественной наукой, которая пользовалась бы объективными методами.

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Уотсон уделял огромное внимание классическому научению, при котором организм ассоциирует разные стимулы (звук колокольчика — условный раздражитель, а слюноотделение у собаки в ответ на звук этого колокольчика — условный рефлекс). Такой вид научения ориентирован на непроизвольные, автоматические действия.

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

На работы Уотсона и основные идеи бихевиоризма сильно повлияло открытие русским физиологом И.П. Павловым классических условных рефлексов. Во многом под влиянием работ Павлова, хотя сам Павлов полагал, что они поняли его неверно, Уотсон заявил, что наблюдение над поведением может быть описано в форме стимулов (S) и реакций (R).

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Затем они приступили к формированию реакции страха. Одновременно с тем, как Альберту давали поиграть с белой крысой, экспериментатор бил молотком по стальной полосе так, чтобы малыш не видел молотка и полосы. Громкий звук пугал Альберта. Таким образом, ребенок стал пугаться и самой крысы (без удара). На данном этапе условный рефлекс страха на крысу закрепился у маленького Альберта.

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Через пять дней Альберт снова оказался у экспериментаторов. Они проверили его реакцию: обычные игрушки не вызывали негативной реакции. Крыса же всё еще пугала малыша. Экспериментаторы проверили, не случился ли перенос реакции страха на других животных и похожие предметы. Выяснилось, что ребенок действительно боится некоторых животных и предметов, не связанных с крысой (например, кролика (сильно), собаки (слабо), мехового пальто и др.).

Исследования Э. Торндайка в рамках бихевиоризма

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Еще в Гарвардском университете, под присмотром своего наставника У. Джеймса, Э. Торндайк занялся опытами над животными. Он стал обучать цыплят навыкам прохождения лабиринта, причем это происходило в подвале дома Джеймса, т.к. в университете не было место для лаборатории. Фактически это была первая в мире экспериментальная лаборатория по зоопсихологии.

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Далее Торндайк сосредоточился на изучении зависимости связей, которые лежат в основе научения, от таких факторов, как поощрение и наказание. На основе полученных материалов он вывел основные законы научения.

1. Закон повторяемости (упражнения) — чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем быстрее она закрепляется и тем она прочнее.
2. Закон эффекта — из нескольких реакций на одну и ту же ситуацию, при прочих равных условиях, более прочно связываются с ситуацией те из них, которые вызывают чувство удовлетворения. (Связи в сознании устанавливаются более успешно, если реакция на стимул сопровождается поощрением).
3. Закон готовности — образование новых связей зависит от состояния субъекта.
4. Закон ассоциативного сдвига — если при одновременном появлении двух раздражителей один из них вызывает позитивную реакцию, то и другой приобретает способность вызывать ту же самую реакцию. То есть нейтральный стимул, связанный по ассоциации со значимым, тоже начинает вызывать нужное поведение.

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Эти два вида торможения связаны с феноменом памяти. Забывание какого-то материала связано не только с течением времени, но и с влиянием иных видов деятельности.

Исследования Б. Скиннера в рамках бихевиоризма

Беррес Скиннер — американский психолог, писатель, продолжатель идей Дж. Уотсона, который разработал теорию оперантного научения.

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Он не принял идею о личности, которая направляет или стимулирует поведение. Скиннер считал, что поведение порождается не силами, которые находятся внутри человека (например, чертами, потребностями, мыслями, чувствами), а силами, которые лежат вне человека. Это значит, что поведение человека регулируется не изнутри, а снаружи (окружающей средой). Изучение личности по Скиннеру — это нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами этого поведения, которые и подкрепляют его в последствии. Этот подход фокусируется на прогнозировании и контроле наблюдаемого поведения.

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Б. Скиннер, также как и Дж. Уотсон, интересовался таким явлением как научение. Он даже разработал концепцию оперантного научения, которая базировалась на законе эффекта, который был открыт Э. Торндайком.

Оперантное научение — это метод обучения, который включает в себя систему поощрений и наказаний с целью усилить или прекратить определенный тип поведения. При этом организм ассоциирует свое поведение с последующим результатом. Такое научение направлено ​​на подкрепление контролируемого индивидом поведения.

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Таким образом, Скиннер заметил, что оперантно обусловленная реакция при неподкреплении угасает точно так же, как и классически обусловленная реакция. Исследователь может установить критерий дифференцировки, подавая пищу только тогда, когда крыса нажимает на рычаг при горящей лампочке, и тем самым вырабатывая условную реакцию у крысы путем избирательного подкрепления. Свет тут служит стимулом, который контролирует реакцию.

Скиннер также добавляет положения о двух видах поведения: респондентное и оперантное поведение.
Респондентное поведение — это характерная реакция, вызываемая известным стимулом; стимул, при этом, всегда предшествует реакции. В качестве примера можно привести сужение или расширение зрачка в ответ на световую стимуляцию, подергивание колена при ударе молоточком по коленному сухожилию и дрожь при холоде.
Оперантное поведение — это произвольные приобретенные реакции, для которых не существует стимула, поддающегося распознаванию. Вызванное оперантным научением такое поведение определяется событиями, которые следуют за реакцией. Т.е. за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем.
Например, катание на роликах, игра на гитаре, написание собственного имени – это образцы оперантной реакции (или операнты), контролируемые результатами, следующими за соответствующим поведением.

Когнитивный бихевиоризм Э. Толмена

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Он отвергал закон эффекта Э. Торндайка, считая, что вознаграждение (поощрение) оказывает слабое воздействие на научение. Вместо этого Э. Толмен предложил когнитивную теорию научения, предполагая, что повторяющееся выполнение одного и того же задания усиливает создаваемые связи между факторами окружающей среды и ожиданиями организма.

Толмен предположил, что поведение является функцией пяти основных независимых переменных: стимулы окружающей среды, психологические побуждения, наследственность, предшествующее обучение и возраст.

Онсчитал, что бихевиористская модель S-R должна быть дополнена. По его мнению, формула поведения должна состоять не из двух, а из трех членов, и поэтому выглядеть следующим образом: стимул (независимая переменная) — промежуточные переменные (организм) — зависимая переменная (реакция), т.е. S-O-R.

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Промежуточными переменными является все, что связано с организмом (О), и формирует данную поведенческую реакцию на данное раздражение. Таким образом, средним звеном являются недоступные прямому наблюдению психические моменты (например, ожидания, установки, знания и др.). Примером промежуточной переменной может являться голод, который невозможно увидеть у подопытного (животного или человека). И тем не менее голод можно объективно и точно связать с экспериментальными переменными, например с длительностью того отрезка времени, на протяжении которого организм не получал пищу.

Толмен ставил опыты над крысами, ищущими выход из лабиринта. Главный вывод из этих опытов свелся к тому, что, опираясь на строго контролируемое экспериментатором и объективно им наблюдаемое поведение животных, можно достоверно установить, что этим поведением управляют не те стимулы, которые действуют на них в данный момент, а особые внутренние регуляторы.

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Положение о том, что психические образы служат регулятором действия, было обосновано гештальттеорией. Учтя ее, Толмен разработал собственную теорию, названную когнитивным бихевиоризмом.

Основные понятия. Поскольку вся бихевиоральная психотерапия непосредственно связана с научением, базисная терминология отражает основные концепции научения, как они сложились в бихевиоризме.

Обусловливание – понятие, охватывающее всю область воздействия на поведение. Различают два вида обусловливания: классическое (павловское), когда научение происходит благодаря подкрепляющему сочетанию стимулов, и оперантное (скиннеровское), когда оно осуществляется путем выбора стимула, сопровождающегося положительным (в противовес отрицательному) подкреплением. Различают также безусловное научение, которое происходит вне специально организованного обусловливания.

Затухание. Понятие отражает закономерности, связанные с исчезновением реакции, вызванной в результате обусловливания. Возвращаясь к классическому эксперименту Дж. Уотсона и Р. Райнер с одиннадцатимесячным Альбертом, можно проследить действие угасания, когда, постепенно снижая неприятный звук при приближении ребенка к животному, регистрируется и затухание вызванной реакции страха.

Контробусловливание. Понятие отражает действие обусловливания, не совместимое с первоначальным обусловливающим воздействием. Так, в упоминавшейся нами экспериментальной ситуации с трехлетним мальчиком М. Джоунс построила психотерапию на контробусловливании, ежедневно во время приема пищи ребенком помещая кролика на безопасном, но с каждым днем все сокращающемся расстоянии.

Эффект частичного подкрепления. Понятие отражает феномен поведения, при котором подкрепление, хотя и не постоянное, вызывает желаемое действие. Именно на этом психологическом эффекте основано действие игральных автоматов.

Вызванная эмоциональная реакция. Понятие фиксирует феномен, когда предъявление безразличного условного стимула в сочетании с болезненным безусловным стимулом вызывает страх при повторном предъявлении безразличного условного стимула.

Реакция избегания. Данное понятие характеризует явление исчезновения эмоции страха, когда субъект научается избегать действия болезненного стимула.

Конфликт в бихевиоральной психотерапии означает противоречия между потребностью и связанной с ней реакцией избегания. Например, реакция избегания, связанная с подавлением сексуальной потребности, вызывает фрустрацию и чувство одиночества.

Поведенческое направление в психокоррекционной ра­боте берет свое начало от работ Д. Вольпе и А. Лазаруса (середина 50-х — начало 60-х годов), хотя корни его уходят в бихевиоризм Д. Уотсона и Э. Торндайка.

В основе данного направления выделяют три классичес­ких психологических направления:

1. Работы Д. Вольпе, А. Лазаруса, основанные на идеях И.П. Павлова и С. Халла.

2. Теория оперантного научения Б. Скиннера.

3. Теория когнитивного научения.

В настоящее время в бихевиоральной психокоррекции сосуществуют три основные тенденции:

1. Классическое обусловливание ', восходящее к экспери­ментальным традициям И.П. Павлова.

2. Оперантное обусловливание, связанное с именем Б. Скиннера и его модификациями поведения.

3. Мультимодальное программирование.

1. Классическая теория условных рефлексов И.П. Павло­ва явилась фундаментом, на котором было построено со­временное здание поведенческой коррекции. На основе прин­ципов классического обусловливания созданы такие мето­дики коррекции поведения, как методика аверсивного обусловливания, методика контроля стимула и т.д.

И.П. Павлов впервые ответил на вопрос, каким образом нейтральный стимул может стать условным раздражителем

и вызывать такую же реакцию, как и безусловный реф­лекс, который протекает автоматически. И.П. Павлов пока­зал, что формирование условного рефлекса подчиняется ряду требований:

— смежности — совпадению по времени индифферент­ного и безусловного раздражителей с некоторым опереже­нием первого;

— повторение — многократное сочетание индифферент­ного и безусловного раздражителей.

Таким образом, один из путей управления поведени­ем — управление предъявлением стимулов, вызывающих определенную реакцию, а также организация внешнего ок­ружения и контроля за ним. Организуя внешнее окружение, определенным образом можно формировать определенное поведение человека.

При использовании оперантных методов управление ре­зультатами поведения осуществляется для воздействия на само поведение. Поэтому особое значение придается этапу функционального анализа, или поведенческой диагностики. Задача этого этапа состоит в определении подкрепляющей значимости окружающих клиента объектов, установлении иерархии их подкрепляющей силы. Осуществить это воз­можно с помощью прямого наблюдения за поведением че­ловека и установлением связи между частотой и интенсив­ностью проявляемого поведения (зависимая переменная) и имеющимися в это время объектами и событиями, проис­ходящими в окружении (независимая переменная).

Оперантные методы могут быть использованы для реше­ния следующих задач:

- — закрепление (усиление) уже имеющегося в репертуаре клиента социально желательного стереотипа поведения. Для решения этой задачи используются контроль стимула, по­ложительное и отрицательное подкрепление;

— уменьшение или угашение нежелательного поведения. Достигается с помощью методик наказания, угашения, на­сыщения, лишения всех положительных подкреплений, оценки ответа;

— поддержание желательного стереотипа поведения в обычных (естественных) условиях.

3. Мультимодальное программирование, или мультимодальная поведенческая коррекция. В этом направлении цент­ральное место отводится воздействию на целостную орга­низацию личности. В пределах этого новейшего направления (А. Лазарус, А. Бандура, Т. Нейланс и др.), включающего в себя когнитивно-ориентированные техники моделирования, формирования поведения, получили развитие программы саморегуляции, когнитивного саморегулирования, когни­тивной модификации поведения.

В последние годы это течение находит все больше сто­ронников. Одно из последних достижений поведенческой психотерапии — снятие посттравматического синдрома при помощи билатеральных саккодических движений глаз. От­крытый в 1987 г. (Ф. Шапиро), этот метод хорошо зареко­мендовал себя в работе с ветеранами войны во Вьетнаме, жертвами насилия и т.д.

Во главе современных бихевиориальных теорий человека находится представление о том, что человек— продукт и одновременно производитель своей окружающей среды. Су­щественным отличием от традиционного бихевиоризма яв­ляется его ориентированность на реальные действия. То есть человек трактуется как деятель,, своими действиями изме­няющий действительность. Не реакция, а ее акция — таково отличие современной бихевиориальной концепции в ее трак­товке человека.

В рамках этого подхода разработан ряд методик модели­рования поведения, с помощью которых решаются следую­щие задачи:

— построение новых стереотипов поведения;

— угашение имеющихся неадаптивных стереотипов;

— облегчение проявления слабо представленных в репер­туаре клиента стереотипов.

Для теории научения характерно выделение двух фаз: приобретение какого-либо стереотипа поведения и исполнение данного стереотипа. А. Бандура установил, что под­крепление играет существенную роль не в фазе приобрете­ния стереотипа, а в фазе исполнения.

При научении с помощью модели наблюдатель приобре­тает новый стереотип поведения, который ранее отсутство­вал в его репертуаре. Наблюдение за моделью укрепляет или усиливает определенные стереотипы поведения (наблюде­ние позитивных следствий определенного поведения укреп­ляет этот стереотип и наоборот); повышает функцию диск­риминации раздражителя, имеющего характер положитель­ного или отрицательного подкрепления.

В бихевиориальном направлении понятие личности не только не разработано, но попросту отсутствует. Основные понятия, применяющиеся к личности, относятся к ее пове­дению. Поэтому основные реакции, на которые направлены воздействия психолога, — реальное поведение человека в реальном мире.

1. Классическое (павловское), когда научение происхо­дит благодаря подкрепляющему сочетанию стимулов.

2. Оперантное (скиннеровское), когда научение проис­ходит путем выбора стимула, сопровождающегося положи­тельным (в противовес отрицательному) подкреплением. Различают также безусловное подкрепление, которое про­исходит вне специально организованного обусловливания.

Для поведенческой коррекции характерно следующее:

— стремление психолога оказать помощь клиентам, что­бы они реагировали на жизненные ситуации так, как хотят сами, т.е. содействовать увеличению потенциала их личного поведения или исключению нежелательных способов реа­гирования;

— отсутствие требования изменить эмоциональные отно­шения и чувства клиента;

— наличие позитивных отношений между психологом и клиентом, являющихся необходимым, но недостаточным условием эффективного коррекционного воздействия;

— жалобы клиента рассматриваются не как симптомы лежащей за ними проблемы, а как значимый материал, на котором фокусируются коррекционные воздействия;

— психолог и клиент договариваются о специфических целях коррекции, понимаемых таким образом, что и кли­ент и психолог знают, как и когда эти цели могут быть достигнуты.

Цели коррекции. В соответствии с общей направленнос­тью бихевиориальной концепции основная цель коррекционных воздействий — обеспечение новых условий для науче­ния, т.е. выработка нового адаптивного поведения или пре­одоление поведения, которое стало дезадаптивным. Цели коррекционных воздействий в поведенческой психокоррек­ции формулируются либо как обучение новым адаптивным формам поведения, либо как угасание и торможение имею­щихся у субъекта дезадаптивных форм поведения. Частные цели могут включать в себя формирование новых социальных умений, овладение психологическими приемами саморегу­ляции, преодоление вредных привычек, снятие стресса, из­бавление от эмоциональных травм и т.д.

Позиция психолога. В бихевиориальной психокоррекции психолог выступает в четко определенной роли учителя, наставника или врача. В соответствии с фиксированной ро­лью он должен быть готов принять на себя груз социально-психологической модели, образца для подражания, каким он выступает в глазах клиента, а также осознавать специ­фику защитного механизма идентификации, играющую для клиента важную роль в бихевиориальной психокоррекции.

Требования и ожидания от клиента. Роль психолога носит четко фиксированный характер. Так же четко определяется и роль клиента. Поощряется активность, сознательность в постановке целей, желание сотрудничать с психологом и импровизации с новыми формами поведения.

Важнейшим моментом выступает выработка готовности к применению новых форм поведения. Поскольку коррек­ции подвергается в основном поведение обратившегося, то и задачей коррекционной деятельности выступает форми­рование оптимальных поведенческих навыков. А психиче­ские расстройства различного типа рассматриваются как фор­мы неадаптивного поведения.

Похожие страницы:

Поведенческая школа управления

. Содержание. Введение. Возникновение поведенческой школы управления. «Пирамида . фигур более позднего развития поведенческого направления можно упомянуть, в первую . теорий и взглядов поведенческой школы управления. Возникновение поведенческой школы управления. .

Основные принципы и понятия поведенческой психотерапии

. в поведение — существенная характеристика поведенческого направления. Поведенческий подход не предполагает изучение всей . в рамках медицинской модели, психоанализа и поведенческого направления. В психиатрии жалобы рассматриваются в определенной .

Школа человеческих отношений и поведенческих наук

. предложили сторонники так называемого бихевиористского (поведенческого) направления, в числе которых были названные авторы . крупных фигур более позднего периода поведенческого направления (с 1950 г. по настоящее время) такие .

Поведенческие финансы, взаимосвязь психологии и экономики

. ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Ващенко Т.В., Лисицына Е.В., Поведенческие финансы — новое направление финансового менеджмента. История возникновения . . 14 Ващенко Т.В., Лисицына Е.В., Поведенческие финансы — новое направление финансового менеджмента. История возникновения .

Школа поведенческих наук (1)

. особого научного направления связаны с осознанием представителями управленческих наук того, что: • поведенческие реакции . крупных фигур более позднего развития поведенческого направления можно упомянуть, в первую очередь, Криса .

Бихевиоризм — это особое направление психологии человека и животных, буквально: наука о поведении. В своей современной форме бихевиоризм является исключительно продуктом американской науки; его зачатки появились в Англии, а затем в России.

Постепенно изменения в понятийном аппарате бихевиоризма стали очевидными, что привело к разговорам о его трансформации в нео-бихевиоризм. В целом, бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии и методов программированного обучения.

Поведенческая психология - Развитие теории и практики бихевиоризма

Развитие теории и практики бихевиоризма

Бихевиоризм — это направление психологии, которое фокусируется на поведении. Первые попытки научного понимания возникли на основе механистического детерминизма, в категориях которого поведение трактовалось в соответствии с характером взаимодействия физических тел. Теория эволюции в биологии (Ч. Дарвин) позволила объяснить целенаправленность поведения живых существ, что стимулировало развитие объективных методов изучения поведения в единстве его внешних и внутренних проявлений. На основе биологического детерминизма было разработано учение о высшей нервной деятельности животных, синонимом которой И.П. Павлов считал поведение. Бихевиоризм противопоставлял поведение и сознание и считал, что объектом психологии является только поведение, которое сводится к набору двигательных реакций на внешние стимулы.

Психологический подход — бихевиоризм

Берчус Фредерик Скиннер (1904-1990) — американский психолог, один из самых известных представителей бихевиоризма. Он разработал теорию оперантного обучения. Он является автором теории программированного обучения.

Б. Скиннер выступал против концепций, подчеркивающих автономную природу человека и определяющих его поведение внутренними факторами (бессознательное, архетипы и т.д.), поскольку эти теории не доказуемы, не могут быть проверены на опыте и носят спекулятивный характер.

В своем учении о человеческом поведении Скиннер различает 2 типа поведения:

По словам Б. Скиннера, люди полностью обусловлены прошлым опытом, что означает, что поведение людей является продуктом прошлого подкрепления — мы делаем вещи, которые уже были подкреплены опытом. Индивидуальные различия в поведении являются результатом разного подкрепления в прошлом.

Социальные проблемы современного общества

Чтобы решить социальные проблемы современного общества, Б. Скиннер разрабатывает технологию поведения, направленную на контроль одних людей над другими. Поскольку человеческие намерения, желания и самосознание в бихевиоризме не рассматриваются, средство контроля поведения не является апелляцией к сознанию людей. Одним из таких средств является контроль режима подкрепления, с помощью которого можно манипулировать людьми.

Иван Павлов (1849-1936) — русский физиолог, разработавший теорию условных рефлексов и высшей нервной деятельности, которая оказала большое влияние на возникновение американского бихевиоризма. Он также известен своими работами в области темперамента.

Учение о высшей нервной деятельности

На протяжении многих лет Иван Петрович вместе со своими многочисленными соратниками и учениками разрабатывал учение о высшей нервной деятельности. Шаг за шагом раскрывались тонкие механизмы корковой деятельности, выяснялись взаимоотношения между корой больших полушарий и нижележащими отделами нервной системы, изучались закономерности протекания процессов возбуждения и торможения в коре. По мнению Павлова, сложное взаимодействие этих двух процессов лежит в основе всей анализирующей и синтезирующей деятельности коры головного мозга. Эти идеи создали физиологическую основу для изучения сенсорной активности, которая до Павлова основывалась в основном на субъективном методе исследования.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: