Мораль и право в эволюционной картине общества доклад

Обновлено: 17.05.2024

2) марксизм. В рамках этой теории содержались следующие этические принципы: источник ценностей, идей, сознания – общественно-исторический процесс, мораль – продукт общественного производства, формирование личности человека происходит в процессе его производственной деятельности, отмечается всесилие социальной практики;

3) эволюционная этика. Это учение было основано на эволюционной теории Ч. Дарвина, и вся этическая концепция строилась на принципе естественного отбора. Согласно мысли представителей этой школы природа безнравственна, а этический процесс направлен на преодоление этой безнравственности.


  1. Мораль и политика. Воздействие взаимоотношений политики и морали на правоохранительную деятельность.

  1. Мораль и искусство. Воздействие искусства на развитие культуры эмоционально-чувственной сферы сотрудников правоохранительных органов.

  1. Мораль и религия: общее и особенное. Религиозная мораль как неотъемлемый компонент национально-культурной идентичности.

  1. Мораль и право как формы духовно-практического освоения действительности.

Пра́во — один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения.

Мораль – сложное системное образование. Её основными структурными элементами являются:

2) моральные ценности (добро, справедливость, истина, гуманизм и т.д.);

3) моральные принципы (альтруизм, коллективизм, индивидуализм и др.);

4) морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть, ответственность).

Собственно же идеальную сторону морали представляет моральное сознание. Вследствие того, что мораль целиком есть способ практически-духовного освоения действительности, именно моральному сознанию там принадлежит основная роль.

Важнейшими чертами, выражающими специфику морального регулирования поведения человека являются его:

а) внеинституциональность (нормы морали формируются в практике массового поведения и воспроизводятся совокупным давлением общественного мнения);

б) всепроникающий и всеобъемлющий характер (моральные требования и оценки проникают во все без исключения сферы человеческой жизнедеятельности);

в) императивность (требования морали апеллируют не к внешней целесообразности, а к моральному долгу, имеют форму прямого и безусловного повеления).

г) кроме того, мораль – сфера внутренней регламентации поведения, самоопределения и свободного выбора человека, а следовательно, сфера его личной ответственности.

Существуют следующие основные теории происхождения морали:

К основным социальным функциям морали относятся:

1. Регулятивная. Мораль формируется как определённый регулятор человеческих отношений к другим людям, самому себе, к природе, к богу. Нет никаких организаций или учреждений, которые создают мораль. Суть в том, что не одни люди контролируют жизнь других, а каждый сам строит свою позицию, ориентируясь по моральным ценностям. Мораль регулирует поведения человека во всех сферах действительности: в труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, внутригрупповых и других отношениях.

3. Оценочно-императивная. Нравственной оценке подлежат не только действия человека, но и вся действительность как социальная, так и природная. Нравственная оценка, в свою очередь, выступает для субъекта как требование к определённому поступку, а именно как нравственный долг к совершению добра в отношении к тому или иному объекту. При этом мораль поддерживается особыми психологическими механизмами — совестью и долгом.

4. Воспитательная. Цель нравственного воспитания состоит в формировании духовной личности, способной к самосовершенствованию. Такая личность предстаёт свободной и ответственной. Родившийся ребенок ни морален, ни аморален. И тем и другим он может стать лишь в обществе, в коллективе, в семье, в общении.

5. Познавательная. Она доставляет индивиду не просто знание объектов самих по себе, а ориентирует его в мире окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтение тех из них, которые отвечают его потребностям и интересам. Моральное сознание видит мир через особую призму и фиксирует это видение в понятиях добра и зла, долга и ответственности.

6. Коммуникативная. Формирует в каждом человеке способность относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою стратегию поведения без повседневного внешнего контроля в рамках межличностного общения.)


  1. Единство морали и права в деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Именно но мере культурологического развития общества у людей постепенно начинают формироваться индивидуальные потребности и интересы (экономические, политические, социальные и т. д.). И в связи с защитой отдельного человека и его личных интересов возникла третья система правил поведения - право. Становление этой системы тесно связано с возникновением неравенства внутри общности людей, последовавшего за неолитической революцией (переходом от присваивающей экономики к производящей).

Единство норм права и норм морали основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.

Единство и соотношение между правом и моралью выражается в том, что:

в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество;

у норм нрава и морали единый обьект регулирования — общественные отношения;

как и нормы нрава, нормы морали исходят от общества;

нормы права и нормы морали имеют сходную структуру;

нормы права и нормы морали выделились из синкретичных (слитных) обычаев первобытного общества в ходе его разложения.


  1. Сферы морального и правового регулирования в служебной деятельности сотрудников ОВД.

Исторически сложилось так, что в любом обществе, где существуют право и мораль, правом регулируются отношения, связанные с организацией государства (учреждение государственных органов, должностей, определение их соподчинения и соотношения, их задач и правомочий по отношению к обществу), с применением государственного принуждения (установление запретов и санкций за их нарушение, регламентация деятельности правоохранительных органов), с охраной и регулированием собственности (отношения производства, обмена, торговли, распределения, налоговые отношения и др.).

Общественное сознание - отображение в духовной
деятельности людей интересов, представлений различных
социальных групп, классов, наций, общества в целом.
Обычно выделяют шесть форм общественного
сознания:
Искусство
Правосознание
Наука
Религия
Мораль
Политика

Индивидуальное сознание - это сознание отдельного
индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через
посредство его в той или иной степени общественное бытие.

1. Место морали в эволюционной картине общества
Мораль - это форма общественного сознания и сфера
индивидуального сознания личности представляющая
совокупность изложенных в нормах, принципах, категориях
и идеалах нравственных требований, на основе которых
общество и личность производят оценки человеческого
поведения, явлений социальной и духовной жизни

Эволюция общества и государства
В р е м я
Древний мир
IV тыс. до н.э. –
V в. н.э.
Средние века
V-XVII вв.
Новое время
XVII-XIX вв.
Рабовладение
Мораль?
Феодализм
Мораль?
Новейшее время
XX век
Капитализм
Капитализм
в условиях
демократии
Мораль?
Мораль?

2. Регуляторы поведения личности
Личность – социализированный индивид;
– индивид как субъект социальных отношений и сознательной
деятельности, обладающий совокупностью социально значимых
качеств, свойств, черт, которые он реализует в общественной
жизни

Культура – вся искусственная, предметная, социальная и
духовная среда, в которой происходит трансформация
индивида в Личность

Индивид становится Личностью когда:
Индивид включен в систему социальных отношений
Индивид усваивает и следует нормам и ценностям среды
Индивид достиг определенного личного статуса
Индивид достиг определенного социального статуса
Индивид обладает социальной значимостью для общества

Социальные нормы – правила поведения, регулирующие
отношения между людьми
Я самая обаятельная
и привлекательная.

Виды социальных норм:
Нормы права
Религиозные нормы
Нормы морали
Обычаи, традиции
Корпоративные
нормы

3. Мораль и политика
Политика — сфера деятельности, сутью которой является
определение форм, задач, целей и содержания деятельности
государства
Политика (управление) — система принципов для принятия
решений и достижения оптимальных результатов
Какая сейчас основная идея в построении государства?

3. Мораль и политика
Политика призвана выдвигать лучшие идеи и лучших людей
Основной вопрос политики – это вопрос о завоевании,
использовании и удержании власти.
Мораль нужна, чтобы оценить действия политика
Политика нужна, чтобы реализовать идеи общественного блага
Особое место здесь занимают правоохранительные органы, т.к.
они – часть исполнительной ветви власти в государстве. И в этом
плане они подвержены по меньшей мере двусторонней моральной
оценке.

Соотношение политики и морали
Политические
идеалисты исходят из
приоритета морали
перед политикой.
Политика должна
полностью подчиняться
морали.
Политические реалисты
проповедуют идею о
внеморальности политики,
полагают, что к ней
неприменимы моральные
оценки, т.к. она направлена на
процветание государства.

4. Мораль и искусство
Иску́сство — образное осмысление действительности; процесс
или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к
творцу) мира в художественном образе
Искусством называют мастерство, продукт которого доставляет
эстетическое удовольствие

Произведения искусства воспроизводят образцы морального
поведения и позволяют глубже усвоить моральные истины, доводя
их до аудитории в виде конкретных – притягательных или
отталкивающих – образов, используя повышенный
эмоциональный фон

Произведения искусства воспроизводят образцы морального
поведения и позволяют глубже усвоить моральные истины, доводя
их до аудитории в виде конкретных – притягательных или
отталкивающих – образов, используя повышенный
эмоциональный фон

Произведения искусства воспроизводят образцы морального
поведения и позволяют глубже усвоить моральные истины, доводя
их до аудитории в виде конкретных – притягательных или
отталкивающих – образов, используя повышенный
эмоциональный фон

5. Мораль и религия
Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой
в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм
и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение
людей в организации (церковь, религиозную общину)

Регулятивная функция
Религия вырабатывает определенную систему норм и ценностей,
своими предписаниями и запретами строго регулирует не только
чисто религиозное поведение человека, его отношение к культу,
но и социальную жизнь верующего, его поведение в быту и на
работе, отношение в семье, к обществу, к другим верующим.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Демушкинская средняя школа

Сасовского района Рязанской области

Выполнила: Гаврилова Мария

Андреевна, ученица 8класса.

Руководитель: Савина Галина

Владимировна, учитель истории.

с. Берестянки, 2016

1. Введение 2-3

2. Право и мораль 3-5

3. Соотношение права и морали 5-7

4. Проблемы современного общества 7-12

5. Заключение 12-14

6. Список литературы 15-16

Взаимоотношения между людьми регулируются различными социальными нормами. Особое место в формировании духовного мира личности принадлежит праву и морали, которые регулируют практически все важные сферы общественной жизни людей. Право дает определенные возможности, а мораль - справедливость.

Актуальность данной темы заключается в том, что современное российское государство находится на сложном, переходном, этапе своего развития, идут активные процессы демократических преобразований, становления рыночных отношений, совершенствования духовной сферы жизни общества и в этой связи нам будет интересен аспект соотношения права и морали, а также особенности их взаимодействия.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа научной и

учебной литературы, действующего законодательства, комплексно исследовать актуальные проблемы права и морали. Определить и оценить состояние права и морали, а также охарактеризовать проблемы нравственности современного общества.

В соответствии с этим определены основные задачи исследования :
- определить и оценить состояние права и морали в современном

российском обществе;
- акцентировать внимание на необходимости усиления нравственно-

правового воспитания российских граждан, особенно молодежи;
- проанализировать причины падения морали в современном российском

Право и мораль.

Право есть совокупность исходящих от государства общеобязательных, формально определенных норм, выражающих идеи свободы, справедливости, гуманизма, нравственности, прав человека и призванных регулировать поведение людей и их коллективов в целях стабильного функционирования и развития общества.

Прежде всего, оно является важным инструментом регулирования экономических отношений в обществе, обеспечения нормального функционирования хозяйственного механизма внутри страны, а также оптимальной организации международного и экономического сотрудничества.

Объективная потребность права связана также с необходимостью обеспечить дисциплину, без которой невозможно современное цивилизованное сообщество людей.

Право играет роль фиксатора той или иной модели поведения, и как систему правил поведения право можно назвать механизмом,

обеспечивающим последовательное развитие личности и всего общества.

К основным принципам современного российского права относятся следующие: федерализм, законность, сочетание убеждения и принуждения, стимулирование и ограничение.

Мораль – это система исторически определенных взглядов, оценок, и убеждений. Один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения).

Для России проблемы морали имеют исключительно важное значение. Вся история российского общества развивалась в контексте приоритета моральных, нравственных ценностей. Это объясняется рядом причин, но прежде всего особенностями духовно-нравственного, экономического и даже политического развития страны, которые сформировали ментальные основы образа жизни.

В современном обществе существует особая система морали, согласно которой мораль является механизмом, обеспечивающим безопасность

общественных отношений, а внутреннее убеждение человека в нравственности или безнравственности поступка определяет его социальную значимость.

Мораль определяет, как должен поступать человек и в широком смысле слова представляет собой систему требований, правил, норм. Мораль

абсолютна, так как нет общества, не признающего моральные ценности, и относительна в плане различающихся принятыми социальными группами моральных норм. В реальной практической жизни моральные нормы и требования, которые имеют относительную самостоятельность, далеко не всегда имеют четкое логическое выражение. Нормы морали становятся действенной основой нравственного поведения человека тогда, когда они приобретают качество убеждения и сливаются с его чувствами.

Соотношение права и морали .

Соотношение права и морали – один из важных аспектов изучения этих социальных явлений, представляющий особый интерес для юристов. Ему посвящен ряд специальных работ. Мы коснемся здесь лишь отдельных принципиальных выводов, существенных для рассмотрения последующих вопросов.

Мораль и право – необходимые, взаимосвязанные и взаимопроникающие системы регуляции общественной жизни. Они возникают в силу потребности обеспечить функционирование общества путем согласования различных интересов, подчинения людей определенным правилам.

Мораль и право выполняют единую социальную функцию – регулирование поведения людей в обществе. Они представляют сложные системы, включающие общественное сознание (моральное и правовое); общественные отношения (нравственные и правовые); общественно значимую деятельность; нормативные сферы (нравственные и правовые нормы).

Нормативность – свойство морали и права, позволяющее регулировать поведение людей. При этом объекты их регулирования во многом совпадают. Но регулирование их осуществляется специфическими для каждого из регуляторов средствами. Единство общественных отношений

"с необходимостью определяет общность правовой и моральной систем. Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии. Право не должно противоречить морали. В свою очередь оно оказывает воздействие на формирование нравственных воззрений.

Право и мораль как социальные регуляторы неизменно имеют дело с проблемами свободной воли индивида и его ответственности за свои действия.
Они обращены к разуму и воле человека, помогая ему адаптироваться в сложном и изменчивом мире общественных отношений. Свобода и ответственность
- пружины исторической активности человека, способ его существования в правовых и нравственных отношениях. Вместе с тем право и мораль выступают как мерила свободы индивида, определяют ее границы. Право является формальной конкретно исторически обусловленной мерой свободы. Причем речь идет не об абстрактной тех ее масштабах, которые детерминированы конкретным способом производства, социальной структурой, культурным развитием общества. "Право по своей сущности и, следовательно, по своему понятию - это исторически определенная и объективно обусловленная форма свободы в реальных отношениях, мера этой свободы, формальная свобода".

Морально-правовая система, необходимая для развития российского общества, осуществляет свою регулирующую функцию и действует одновременно на все стороны жизни общества. Она способна ограничить индивидуальный и общественный произвол и обеспечить исполнение определенных обязанностей, гарантирующих общественное благополучие, целесообразное и гармоничное функционирование общества в соответствии с потребностями его развития, отражать тенденции общественного развития.

Несмотря на то, что в современной России моральный уровень общества снизился, нет общеобязательной и общепризнанной морали, служащей основанием морального действия, самоорганизация общества возможна только при использовании моральных установок. В современной России мораль являет собой социальный феномен, оказывающий непосредственное влияние на формирование общественных отношений, но для достижения совершенной общественной организации общество в своем развитии должно опираться на мораль.

Проблемы современного общества.

Человечество само во многом создало проблемы современного общества. На протяжении многих лет люди вели войны, завоевывали ресурсы и власть. Ради богатства и денег было совершено множество массовых убийств в Средние века. Сегодня изменились способы, но не цели. В Сирии, Иране, Ираке на Украине происходит все то же самое. Якобы решая проблемы современного общества, сильные мира сего продолжают войну за власть и ресурсы.

Современное российское общество имеет много социальных проблем (обострение социальной напряженности, рост коррупция, процветает преступность, алкоголизм, наркомания т.д.). Очень часто современные люди ставят во главе всего такие ценности, как получение удовольствия, праздная жизнь и веселье. При этом они совершенно забывают о нравственности, руководствуясь лишь своими эгоистичными потребностями.

Находясь в обществе, читая те или иные ссылке в интернете, или же просмотр телевидения, лично у меня иногда напрашивается вывод, что многие люди грубы, черствы и равнодушны по отношению друг к другу. Такой случай как, про 80-летнюю жительницу Санкт-Петербурга, которую

Я думаю, что каждый человек, кроме больших общечеловеческих моральных принципов, имеет свои собственные. Они заключаются в отношении к ближайшим людям, к окружающему миру, к учебе. Пустяковые, на первый взгляд, поступки закладывают основы характера человека. В наше время люди значительно проще смотрят на учебу. Не успел сделать домашнее задание — списал, не выучил урок и спокойно идет на урок, получил плохую оценку — сказал, что забыл дневник.
Проверено не одним поколениям: тот, кто сделал аморальный поступок хотя бы один раз — не сможет удержаться и в дальнейшем. Вот так и рождается мораль приспособленца, лгуна, а иногда, и негодяя.
Поэтому считаю, что о высоких принципах не нужно кричать, их нужно доводить на деле. Только тогда моральные принципы каждого из нас станут моральными принципами общества, когда мы будем руководствоваться позитивными намерениями.

В настоящее время люди всех стран стремятся создать гуманистическое общество и опираются на принципы морали Божьей. Десять заповедей христовых — это тоже моральные принципы человечества .
Если в современной светской культуре мораль и право являются относительно самостоятельными, то религия объединяет их, рассматривая в сущностном для нее разделении на Закон Бога и законы людей. Сейчас количество молодых людей посещают церкви, значительно возросло. Считаю, что церковь уделять большое внимания нравственному воспитанию подрастающего поколения. И курс религиозной культуры,

который введен в наших школах, будет этому способствовать .

Многие проблемы связаны с плохим воспитанием или негативной обстановкой в доме например: если родители пьющие, или того хуже –наркоманы то соответственно заниматься воспитанием ребенку будет некому, что приведет к проблемам в его подростковом возрасте. Нет ничего страшнее для общества, чем алкоголизм и наркомания. Именно алкоголь и наркотики ведут людей к социальному и моральному

дну. Они двигают людей на преступления, и рушат семьи.

У нас сейчас получается, что бутылка водки или пакетик спайсов стоит дешевле, чем книга. К сожалению, большинство выбирает не то ,то нужно. А ведь книги играют огромную роль в воспитании духовной жизни современного человека. Еще не так давно Россия считалась одной из самых читающих стран. Теперь, по социологическим опросам, мы читаем

в 4-5 раз меньше, чем в социальных государствах Европы.

В наше время интернет заменил все – и общение и чтение, Это конечно удобное изобретение человечества, но, на мой взгляд, что зависание в интернете может быть вреднее многочасового чтения или увлечения точными науками - дети перестали развиваться умственно. Возможно на основании этого в наше время, выделяется еще одна проблема- преступность. Очень многим подросткам, например, пришлось пойти на преступления потому, что у них не было денег. Ведь в наше время существуют проблемы с устройством на работу, а большинство детей воспитывают всего один родитель, который не может себе позволить выдавать карманные деньги своему чаду.

Как только ребенок появляется на свет, он объявляется гражданином своей страны. Это значит, что каждый человек с самого рождения наделяется правами. В детстве нет забот, становясь взрослее, ты начинаешь чувствовать и свои обязанности. Появляются проблемы,

которые каждый должен решать только сам. Готовь себя к этому!

У каждого человека есть не только права, но и обязанности:

соблюдать правила личной гигиены;

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что наше государство провозглашает равными перед законом всех людей. Человек может использовать свои права, но и не должен нарушать права других людей. Взаимопонимание, уважение друг к другу – единственный способ решения всех конфликтов. Нам необходимо помнить об этом.

Прошли многие века и даже тысячелетия, прежде чем появились

Сейчас из-за глобализации и миграционных процессов представители

одной цивилизации оказались внутри другой. Поэтому споры, что прилично, а что нет стали предметом не только международных, но и межнациональных отношении. Именно разница в культурных кодах не дает возможность понять выходцам из Кавказа, что танцевать в центре Москвы лезгинку не стоит, не хорошо кричать вслед девушкам глупые комплименты.

Досконально знать культуру и обычаи других народов не так просто. Особенно, когда этот народ в численном меньшинстве или находится в сотне километров от твоего региона. Главный способ исключить межцивилизационные и межнациональные конфликты — научить людей с уважением относиться к представителям других культур, религии и цивилизации.

К сожалению, следует признать меры, принимаемые для предотвращения экстремизма, в частности, среди молодежи, недостаточными. Выезд молодежи на учебу в зарубежные (особенно мусульманские) учебные заведения остается бесконтрольным. В

результате экстремистские религиозные организации (в том числе ваххабитские) имеют возможность влиять на молодежь, формировать мировоззрение молодых людей в своих религиозных учебных учреждениях. Отсюда, на мой взгляд, появляются террористы-смертники.

С которыми должны бороться и общество и государство. При этом следует учитывать, что в соответствии с нормами права ответственности подлежат не только организаторы и исполнители преступных акций экстремизма, но и их идейные вдохновители.

Таким образом, на сегодняшний день в нашей стране очень остро стоит проблема нравственности молодежи. Для ее решения потребуется не одно десятилетие и масса усилий со стороны правительства.

По какому бы пути не пошло дальше наше общество, оно неизбежно будет развиваться — это всеобщий закон, которому подвластно всякое общество, если, конечно, оно не становится на путь самоуничтожения. И главной доминантой этого развития должна быть демократизация общественных отношений и укрепление власти закона.

На основании вышеизложенного, можно сказать, что с помощью права государство добивается утверждения в сознании граждан, всего населения общечеловеческих, прогрессивных норм морали, борется с несправедливостью, злом и пороками. Гражданское и уголовное судопроизводство призвано укреплять законность, воспитывать людей в духе уважения к праву, закону, справедливым и законным интересам личности и общества, государства. Право должно способствовать утверждению идеалов добра и справедливости в обществе. Через право осуществляется охрана моральных норм и нравственных устоев.

Изучив материал я сделала вывод право и мораль находятся в тесном

единстве и взаимодействии. С помощью норм права государство добивается утверждения прогрессивных норм морали, которые в свою очередь способствуют укреплению морального авторитета права, воспринимаемого как социальная ценность всего общества. Соблюдение норм права входит в содержание нравственного долга граждан в обществе.

В учебных заведениях России введены программы, которые помогают учащимся воспитывать себя как физически, так и духовно. В большинстве своем они направлены на патриотическое воспитание, на совместные работы школы и семьи, на здоровый образ жизни, эстетическое развитие детей. У ребенка должны сформироваться внутренние стимулы развития личности. Он должен привить себе такие качества как долг, толерантность, любовь, милосердие, честь, совесть, достоинство и другие. Когда ребенку помогают воспитать в себе все эти качества, он значительно лучше воспринимает их. И когда воспитаны эти чувства, то ребенок правильно сформировывает отношение к окружающему миру.

По моему мнению, главные ценности должны формироваться в детстве

и в семье, потому что, когда еще как не в детстве закладывать фундамент для дальнейшего становления личности. Итак, нам нужно сделать все необходимое, чтобы молодежь пришла к выводу, что такие ценности как семья, труд, творчество, друзья, ответственность, честность, воспитанность - главные!

Завершая рассмотрение данной темы, представляется необходимым еще раз подчеркнуть, что рассмотреть данный вопрос в полном объеме и на всех примерах, которые дают: российское законодательство и мнения различных юристов, просто не представляется возможным, а потому в работе отражены лишь отдельные аспекты темы.

Тема моего реферата интересна мне еще и потому, что я, хочу выучиться и работать в органах внутренних дел. Мечтаю быть следователем, ведя свои дела точно соблюдать законы, чтобы всегда соблюдались нормы морали и нравственности.

В эволюция нравственности относится к появлению человеческого морального поведения в ходе эволюция человека. Мораль можно определить как систему представлений о правильном и неправильном поведении. В повседневной жизни мораль обычно ассоциируется с человеческое поведениеи не так много думают о социальном поведении других существ. Новые области эволюционная биология и в частности эволюционная психология утверждали, что хотя человеческий социальное поведение сложны, предшественники человеческой морали можно проследить до поведения многих других социальные животные. Социобиологические объяснения человеческого поведения до сих пор остаются противоречивыми. Традиционная точка зрения социологов заключалась в том, что мораль - это конструкт и, таким образом, культурно относительна, хотя другие утверждают, что существует наука морали.

Содержание

Социальность животных

Хотя другие животные могут не обладать тем, что люди могут воспринимать как моральное поведение, всем социальным животным пришлось изменить или ограничить свое поведение, чтобы групповая жизнь имела смысл. Типичные примеры модификации поведения можно найти в обществах муравьи, пчелы и термиты. Колонии муравьев могут состоять из миллионов особей. Э. О. Уилсон утверждает, что самый важный фактор, который приводит к успеху колоний муравьев, - это наличие касты стерильных рабочих. Эта каста женщин подчиняется потребностям своей матери, Королеваи, поступая так, отказались от собственного воспроизводства, чтобы вырастить братьев и сестер. Существование стерильных каст среди этих социальных насекомых значительно ограничивает конкуренцию за спаривание и в процессе способствует сотрудничеству внутри колонии. Сотрудничество между муравьями жизненно важно, потому что у одиночного муравья невероятные шансы на долгосрочное выживание и размножение. Однако в составе группы колонии могут процветать десятилетиями. Как следствие, муравьи - одно из самых успешных семейств видов на планете, на которое приходится биомасса что соперничает с человеческим видом. [1] [2]

Основная причина того, что социальные животные живут группами, заключается в том, что возможности для выживания и размножения намного лучше в группах, чем в одиночестве. Социальное поведение млекопитающих более знакомо людям. Известно, что социально социальные млекопитающие, такие как приматы и слоны, обладают чертами, которые когда-то считались уникальными для человека, например сочувствие и альтруизм. [3] [4]

Примат социальность

привязанность и связь, сотрудничество и взаимопомощь, симпатия и сочувствие, прямая и косвенная взаимность, альтруизм и взаимный альтруизм, разрешение конфликтов и миротворчество, обнаружение обмана и обмана, озабоченность сообщества и забота о том, что другие думают о вас, а также осознание и реакция на социальные правила группы. [7]

Шермер утверждает, что эти доморальные настроения развились в обществах приматов как метод сдерживания индивидуального эгоизма и создания более совместных групп. Для любого социального вида преимущества принадлежности к альтруистической группе должны перевешивать преимущества индивидуализма. Например, отсутствие групповая сплоченность могут сделать людей более уязвимыми для атак со стороны. Участие в группе также может повысить шансы найти еду. Это очевидно среди животных, которые охотиться стаями чтобы убить крупную или опасную добычу.

Социальная эволюция людей [8]
Период много лет назадТип обществаКоличество человек
6,000,000Группы10 с
100,000–10,000Группы10–100 с
10,000–5,000Племена100–1000 с
5,000–4,000Вождества1,000–10,000
4,000–3,000состояния10 000–100 000 с
3,000 – настоящее времяИмперии100 000–1 000 000 с

У всех социальных животных есть иерархические общества, в которых каждый член знает свое место. [ нужна цитата ] Социальный порядок поддерживается определенными правилами ожидаемого поведения, и доминирующие члены группы обеспечивают порядок посредством наказания. Однако приматы более высокого порядка также обладают чувством взаимности. Шимпанзе помнят, кто оказал им услугу, а кто - нет. [ нужна цитата ] Например, шимпанзе с большей вероятностью делиться едой с лицами, которые ранее ухоженный их. [9] Летучие мыши-вампиры также демонстрируют чувство взаимности и альтруизма. Они делятся кровью путем срыгивания, но не делятся случайным образом. Они, скорее всего, поделятся с другими летучими мышами, которые делились с ними в прошлом или которые остро нуждаются в кормлении. [10]

Животные, такие как обезьяны-капуцины [11] и собаки [12] также демонстрируют понимание справедливости, отказываясь сотрудничать, когда им предоставляется неравное вознаграждение за одно и то же поведение.

Шимпанзе живут в группы деления-синтеза это в среднем 50 человек. Вероятно, что ранние предки людей жили группами примерно одинакового размера. Исходя из размера сохранившийся общества охотников-собирателей, недавние палеолитические гоминиды жили группами по несколько сотен особей. Поскольку размер сообщества увеличивался в ходе эволюции человека, требовалось усиление принуждения для достижения групповой сплоченности. Нравственность могла развиться в этих группах от 100 до 200 человек как средство социальный контроль, Решение конфликта и групповая солидарность. Теоретически этот числовой предел жестко закодирован в нашем гены поскольку даже современным людям трудно поддерживать стабильные социальные отношения с более 100–200 человек. По словам доктора де Ваала, человеческая мораль имеет два дополнительных уровня сложности, которых нет в обществах приматов. Люди гораздо более строго следят за соблюдением моральных кодексов своего общества с помощью поощрений, наказаний и создания репутации. Люди также применяют рассудительность и разум, невиданные в животном мире. [ нужна цитата ]

Адаптивная долина отвращения к жестокому индивидуальному альтруизму

Некоторые эволюционные биологи и теоретики игр утверждают, что, поскольку постепенные эволюционные модели морали требуют постепенной эволюции альтруизм в популяциях, где эгоизм Изначально царила жестокость, любое чувство случайного альтруизма со стороны эгоистичных и жестоких людей, которые были хуже, чем последовательная жестокость, сделало бы эволюцию морали невозможной из-за того, что на ранних стадиях моральной эволюции такие настроения отбирали противников, заставляя обращаться с людьми с некоторой моралью хуже тех, у кого нет морали. Это сделало бы низкую мораль адаптивная долина это помешало бы сделать первые шаги в сторону от условия отсутствия морали, исключив раннее необходимое условие для более поздней эволюции более высоких степеней морали. Эти ученые утверждают, что, хотя это исключает эволюционные объяснения конкретного типа морали, которые вызывают отвращение у некоторых сочувствие от редко сопереживающих людей, полагая, что это психопатический Макиавеллизм, это не исключает эволюции других типов морали, которые принимают небольшой альтруизм как лучшее, чем отсутствие альтруизма вообще. [13] [14]

Проблемы с наказанием

Хотя группам может быть выгодно избегать определенных форм поведения, это вредное поведение имеет тот же эффект, независимо от того, осознают ли обидчики о них или нет. [15] Поскольку сами люди могут повысить свой репродуктивный успех, выполняя многие из них, любые характеристики, влекущие за собой безнаказанность, положительно выбираются эволюцией. [16] Конкретное наказание индивидов, осознающих свое нарушение правил, будет отбирать способность осознавать это, исключая любую совместную эволюцию как сознательного выбора, так и осознания того, что он является основанием для моральной и уголовной ответственности у одного и того же вида. [17]

Социальный интеллект человека

В гипотеза социального мозга, подробно описано Р. И. М. Данбар в статье Гипотеза социального мозга и ее значение для социальной эволюции, подтверждает тот факт, что мозг изначально развивался для обработки фактической информации. Мозг позволяет человеку распознавать закономерности, воспринимать речь, разрабатывать стратегии для обхода экологически обоснованных проблем, таких как добыча пищи, а также разрешает феномен цветовое зрение. Кроме того, наличие большого мозга - это отражение больших когнитивных требований сложных социальных систем. Говорят, что у людей и приматов неокортекс отвечает за рассуждение и сознание. Следовательно, у социальных животных неокортекс подвергался интенсивному отбору с целью увеличения в размерах для улучшения социальных когнитивных способностей. Социальные животные, такие как люди, способны к двум важным концепциям: формированию коалиции или групповой жизни и тактическому обману, который представляет собой тактику предоставления ложной информации другим. Фундаментальная важность социальных навыков животных заключается в их способности управлять отношениями и, в свою очередь, в способности не просто сохранять информацию в памяти, но и манипулировать ею. [18] Адаптивный ответ на вызовы социального взаимодействия и жизни - это теория разума. Согласно определению Мартина Брюне, теория разума - это способность делать выводы о психических состояниях или эмоциях другого человека. [19] Наличие сильной теории разума тесно связано с владением продвинутыми социальный интеллект. Коллективная жизнь в группе требует сотрудничества и порождает конфликты. Социальная жизнь оказывает сильное давление эволюционного отбора на приобретение социального интеллекта из-за того, что жизнь в группах имеет преимущества. Преимущества групповой жизни включают защиту от хищников и тот факт, что группы в целом превосходят по совокупным характеристикам индивидуумов. Но с объективной точки зрения у групповой жизни есть и недостатки, такие как конкуренция внутри группы за ресурсы и партнеров. Это готовит почву для эволюционной гонки вооружений внутри вида.

Брюн подробно описывает, что теория разума восходит к приматам, но не наблюдается в такой степени, как у современного человека. Появление этой уникальной черты, возможно, является тем местом, где начинается расхождение современного человека вместе с нашим приобретением языка. Люди используют метафоры и подразумевают многое из того, что мы говорим. Такие фразы, как "Вы понимаете, о чем я?" не редкость и являются прямым результатом изощренной теории человеческого разума. Неспособность понять намерения и эмоции другого человека может привести к неадекватной социальной реакции и часто связана с психическими состояниями человека, такими как аутизм, шизофрения, биполярное расстройство, некоторые формы слабоумие, и психопатия. Это особенно верно для расстройств аутистического спектра, когда социальная разобщенность очевидна, но несоциальный интеллект может быть сохранен или даже в некоторых случаях увеличен, например, в случае саванта. [19] Потребность в социальном интеллекте, окружающем теорию разума, является возможным ответом на вопрос о том, почему мораль стала частью человеческого поведения.

Эволюция религии

Психолог Мэтт Дж. Россано размышляет о том, что религия возникла после морали и основывалась на морали, расширив социальное рассмотрение индивидуального поведения, включив в него сверхъестественных агентов. Включив всегда бдительных предков, духов и богов в социальную сферу, люди открыли эффективную стратегию сдерживания эгоизма и создания большего числа совместных групп. [21] Адаптивная ценность религии увеличила бы выживание группы. [22] [23]

Задача выбора Wason

В эксперименте, в котором испытуемые должны продемонстрировать абстрактные, сложные рассуждения, исследователи обнаружили, что люди (как это было замечено на других животных) обладают сильной врожденной способностью рассуждать о социальных обменах. Считается, что эта способность является интуитивной, поскольку логические правила не кажутся людям доступными для использования в ситуациях без морального подтекста. [24]

Эмоции

Отвращение, один из основные эмоции, может играть важную роль в определенных формах морали. Утверждается, что отвращение - это конкретная реакция на определенные вещи или поведение, которые опасны или нежелательны с эволюционной точки зрения. Одним из примеров является то, что увеличивает риск инфекционное заболевание такие как испорченные продукты, трупы, другие формы микробиологических разложение, внешний вид указывает на болезнь или плохое гигиена, и различные жидкости организма, такие как кал, рвота, мокрота, и кровь. Другой пример - отвращение к эволюционно невыгодным спариваниям, таким как инцест (в табу на инцест) или нежелательные сексуальные домогательства. [4] Еще один пример - поведение, которое может угрожать сплоченности или сотрудничеству группы, такое как обман, ложь и воровство. МРТ Исследования показали, что такие ситуации активируют области мозга, связанные с отвращением. [25]

Читайте также: