Всемирный доклад юнеско инвестирование в культурное разнообразие и диалог между культурами

Обновлено: 30.06.2024

Ключевые слова: Северное измерения, партнерство, культурное пространство, приграничные регионы, культурные институты.

Key words: The northern dimension partnership, cultural space, the border regions, cultural institutions.

Cultural and creative industries have been increasingly important for the world economy in recent years. The Expert Group submitted its report to the Steering Group of the Northern Dimension in September 2009 and the final decision on this matter will be made in late 2009. A special role of cooperation with the Northwest Russia has been repeatedly emphasized at the high-level meetings. Russia is interested in establishing such a partnership too as it is a good opportunity for the integration of its border regions into a single "northern" cultural space, improving its tourist attractions and regional image, obtaining additional sources of material and intellectual financing, creation of quality cultural products for the world market.

Возможность и необходимость создания Культурного партнерства открыто обсуждалось на Первой министерской встрече обновленного Северного измерения в 2008 году, тогда же руководящей группе СИ было поручено сформировать специальную экспертную группу с целью рассмотрения данного вопроса, изучения целесообразности создания такого Партнерства. Министрами так же была высоко оценена уже проделанная в этом направлении работа Совета Министров Северных Стран. На этой же встрече подчеркивалась и особая роль сотрудничество с Северо-западом РФ.

Кроме того, вопрос создания Партнерства обсуждался Министром культуры и спорта Финляндии Стефаном Валлином и Министром культуры Российской Федерации Александром Авдеевым 8 октября 2008 года. На встрече был подписан протокол, в котором указывались обязательства сторон: Министерство культуры РФ, как партнер программы Северного Измерения ответственно за работу по созданию Партнерства в культуре Северного Измерения, а Министерство просвещения Финляндии как член Европейского Союза и Совета Министров Северных Стран обязуется способствовать активному продвижению Партнерства. В сфере культуры Россия и СИ могут развивать постоянный процесс культурного сотрудничества, способствуя тем самым творчеству и мобильности деятелей культуры, повышению доступности культуры для всех слоев, распространению культурного образования среди населения и углубления знаний о культуре региона в общем.

Экспертная группа представила свой отчёт о целесообразности создания Культурного партнёрства Руководящей группе Северного измерения в сентябре 2009 года, в свою очередь окончательное решение по данному вопросу будет вынесено в конце 2009 года.

Планируется, что поскольку стратегической целью Культурного партнерства является развитие экономически эффективных проектов в странах Северного измерения, административная структура партнерства должна соответствовать этой ключевой цели. Партнерство должно ограничиваться определением экономически эффективных проектов и подтверждением их экономической жизнеспособности, а также мобилизацией финансирования из различных источников, используя опыт, например, Природоохранного партнерства Северного измерения. Таким образом, согласно докладу, структура Культурного партнерства может состоять из следующих органов: экспертный орган (Координационная группа по культуре), который будет анализировать представленные партнерские проекты на предмет их культурной значимости и экономической эффективности; Секретариат, который будет специализироваться на подготовке, координации и мониторинге вопросов реализации партнерских проектов; проект, прошедший отбор на предмет своей культурной значимости, по решению Секретариата будет представлен для финансового анализа. Проекты, одобренные финансовыми аналитиками, будут в свою очередь представлены финансирующим организациям и институтам.

Координационная группа может также организовывать регулярные инвестиционные форумы, на которых широкому кругу потенциальных инвесторов будут предлагаться различные проекты в области культуры. Сами финансирующие организации могут также проводить независимую оценку проектов на основе своих собственных критериев и принимать решения о том, какие именно проекты или компоненты проектов они готовы финансировать.

5. Пахтер М., Лэндри Ч. Культура на перепутье. Культура и культурные институты в XXI веке. – М., 2003 – 95с.

6. Творческие индустрии в современном городе. Как развивать талант и предпринимательство в Санкт-Петербурге/ Программа содействия малым проектам приграничного сотрудничества ТАСИС. – СПб. – 2002 – 132 с.

№ 395 - 396
26 октября - 8 ноября 2009

Демографический переход и культурное разнообразие.
Научный семинар Института демографии ГУ ВШЭ

1. Обычно, когда говорят о культурном разнообразии, имеют в виду, прежде всего, разнообразие языков, религий, традиций, народных обычаев, художественных форм и т.д. Иногда это разнообразие рассматривается как самоценное, как то, что необходимо сохранить любой ценой. В какой мере при этом учитывается то, что сложившееся к нашему времени культурное разнообразие отражает разнообразие условий среды, в которых жили люди и к которым они адаптировались на протяжении столетий и тысячелетий, а также свойственное прошлым эпохам относительно слабое взаимодействие между отдельными человеческими сообществами? Какая судьба ждет это разнообразие, когда оба эти обстоятельства изменяются?

2. Речь идет не о медленных и постепенных изменениях, которые были всегда, а о быстром и фундаментальном сдвиге, подобного которому не было со времен неолитической революции: о переходе на протяжении двух-трех столетий от аграрной к промышленной цивилизации, от сельского к городскому образу жизни. Промышленное и городское общество намного меньше зависит от разнообразия локальных природных условий, нежели аграрное и сельское, оно создает новую, во многом искусственную среду обитания. Это ставит в повестку дня вопрос о выработке новых адаптивных культурных форм, позволяющих жить в изменившемся мире, и о новом разнообразии этих форм.

Ростислав Исаакович Капелюшников

4. Отправная точка демографического перехода - небывалое снижение смертности, огромное прогрессивное значение которого обычно не подвергается сомнению ни в одной культуре. Оно достигнуто, благодаря научным, техническим и социальным инновациям двух последних столетий. Хотя эти инновации - плод новой промышленной и городской цивилизации, они охотно заимствуется всеми странами и народами, даже если они декларируют свою безграничную приверженность традиционализму. Как бы высоко ни ценились достижения местной традиционной медицины - несомненное проявлении культурного своеобразия, - они отходят на второй план перед стандартными, одинаковыми во всем мире правилами гигиены, включая правила ухода за новорожденными, процедурами массовой вакцинации или профилактических осмотров, методами использования антибиотиков и пр.

5. На протяжении тысячелетий высокая смертность была одним из краеугольных камней, на которых выстраивалось все здание культурных норм, религиозных и нравственных предписаний, регулировавших поведение людей в демографической сфере. В частности, высокая смертность диктовала повсеместное конвергентное развитие тех принципов социальной жизни, которые затрагивали производство и выхаживание потомства и обеспечивали непрерывность поколений. При всем многообразии культурных форм и норм в этой области, все они покоились на общем основании. В организации семейной жизни, матримониальных правилах, семейных ролях мужчины и женщины и т.п. могли быть немалые различия, но некоторые базовые нормы везде были одинаковыми. Женщина была, в первую очередь, продолжательницей рода, большое число детей рассматривалось как безусловное благо, брак должен был быть пожизненным, всякое вмешательство в процесс прокреации осуждалось и т.д. Если бы все эти нормы не охранялись культурой и не соблюдались, в условиях высокой смертности человечество вымерло бы.

Аскар Акаевич Акаев

Одна из особенностей этих перемен заключается в том, что резко расширяется свобода демографического и семейного выбора, и на смену прежнему разнообразию групповых культурных норм приходит гораздо более богатое разнообразие культурно санкционированных индивидуальных вариантов организации семейной жизни. Даже наблюдение только демографических перемен и их культурных следствий (а есть еще множество других) подсказывает, что меняется сам исторический тип культурного разнообразия, и эта смена имеет фундаментальное значение.

9. Основной конфликтогенный потенциал культурного взаимодействия в 21 в. связан именно со столкновением городской и сельской цивилизаций. Именно он порождает конфликт, который вначале развивается внутри каждой культуры, затронутой модернизацией, в том числе и демографической, и лишь впоследствии, по мере глобализации модернизационных процессов и вследствие их неизбежной асинхронности, начинает восприниматься как межкультурный.

Сергей Александрович Панарин

10. Это – исторически новый вызов, ответом на который должна стать и новая сбалансированная культурная политика правительств и всего мирового сообщества. Вопреки тому, что часто думают, главная задача и главная трудность такой политики заключается не в том, чтобы сохранить неизменным культурное разнообразие, доставшееся нам в наследство (для этого существуют музеи), а в том, чтобы сделать социально приемлемым новое культурное разнообразие, намного более богатое, чем прежде.

Эмиль Абрамович Паин

В качестве дискуссанта выступил доктор политических наук, генеральный директор Центра этнополитических исследований, профессор ГУ ВШЭ Эмиль Абрамович Паин. Ниже приводится сокращенный вариант его выступления.

1. Не спор, а дополнение. Оппонирование в российской традиции – это возражение. В данном случае этого не будет: я разделяю основные идеи Анатолия Григорьевича. Мое выступление – это дополнение антропологом того, что сказал демограф. Разумеется, я ничего не могу добавить о феномене демографического перехода, но вот по вопросу о культурном разнообразии кое-что скажу.

  • на смену групповому разнообразию приходит разнообразие индивидуальных вариантов поведения в различных сферах жизни;
  • на смену устоявшимся национальным формам приходит рост мозаичности культур в пределах национальных государств за счет глобальной миграции населения.

Я бы добавил еще одну причину:

Александр Бенционович Гофман

Японский феномен – традиция пожизненного найма, на первый взгляд, кажется древнейшей традицией, но на самом деле она была сконструирована совсем недавно. Еще в 1930-х годах в период великой японской депрессии не была и следа такой практики.

Исламский фундаментализм – и это новодел. Известные мусульманские теологи (например, Фетхулла Гюлен) утверждают, что современный политически ангажированный исламский фундаментализм вовсе не традиционен. Напротив, он во многом искажает основу ислама 2 .

2. О взаимосвязи универсализации культуры и роста ее разнообразия. Еще один тезис А.Г. Вишневского я хочу поддержать и дополнить. Это спор с идеей Хантингтона о столкновении цивилизации. Я тоже считаю, что сталкиваются не локальные цивилизации (например, иудео-христианская с исламской), а эпохи внутри специфических культур (скажем, городская и сельская). Хотя я бы не сводил стадиальные различия только к сельским и городским. В глобальном масштабе стадиальные различия в культуре куда разнообразнее, имеют множество градаций: от наиболее архаичных трайбалистских обществ экваториальной Африки, до постнациональных сообществ Западной Европы.

Александр Викентьевич Немцов

Докладчик и дискуссант ответили на вопросы присутствующих, затем последовало обсуждение, в ходе которого выступили Аскар Акаевич Акаев, Александр Иванович Алексеев, Александр Бенционович Гофман, Сергей Александрович Панарин, Александр Викентьевич Немцов, Ростислав Исаакович Капелюшников.

1 Hamilton G. Civilizations and Organization of Economies // Neil Smelser and Richard Swedberg (eds.). The Handbook of Economic Sociology. Princeton: Princeton University Press, 1994. P. 183–205.
2 Gulen M. Fethullah. In true Islam, terror does not exist. In Terror and suicide attacks: An Islamic perspective. Ergun Capan, ed. New Jersey: The Light Inc., 2004.
3 Eisenstadt S. Multiple Modernities // Daedаlus. 129, 1 Winter. 2000.
4 Доклад о развитии человека 2004. Культурная свобода в современном многообразном мире. С. 17–31.

По последним данным Евростата, в 2017 году Франция приняла 370 тыс. мигрантов [15] (для страны это рекорд) и примерно половина из них рождены не на европейской территории. Свежих цифр за 2018 год можно ожидать летом этого года. Основной поставщик иммигрантов в страну - Африка: около 30% приехали из Магриба, а чуть более 14% - из других африканских стран [30]. Для государства со 100-летней историей иммиграции и, как минимум, 200-летней историей колоний в Северной Африке это вполне логичная и нормальная ситуация. Задача управления социально-культурным разнообразием стоит перед властями Франции уже несколько десятилетий и остается в повестке сегодня.

Во Франции за прием иностранцев отвечает Бюро по иммиграции и интеграции (OFII). Решение о предоставлении статуса беженца принимается Управлением по защите беженцев и апатридов (OFPRA). Процедура очень долгая, запутанная и предполагает несколько этапов. Показательно, что в октябре 2018 года ведомство опубликовало обновленную инструкцию на 60 (!) страницах [19]. Схематично процедура изображена на Рис. 1.


Алгоритм процедуры в OFPRA

Интеграция мигрантов как необходимость для Евросоюза, интеркультурализм как возможность

- интеграция - это двусторонний процесс, в который вовлечены и житель неевропейского происхождения, и принимающее общество (курсив мой. - О.Х.);

- интеграция включает в себя борьбу против дискриминации, но является более всеобъемлющим явлением;

- интеграция подразумевает уважение к основным ценностям Европейского союза и основным правам человека;

- интеграция требует базовых навыков для участия в жизни общества;

- интеграция зависит от частого взаимодействия и межкультурного диалога (курсив мой. - О.Х.) между всеми членами общества в рамках общих форумов и мероприятий с целью улучшения взаимопонимания;

- интеграция распространяется на различные области, включая трудовую деятельность и образование.

- интеграционные меры до прибытия не-европейцев на территорию ЕС (развитие телефонных служб, интернет-сервисов информирования);

- содействие в доступе к образовательным учреждениям всех уровней, языковые курсы;

- повышение занятости: признание дипломов и квалификаций, активное привлечение навыков, в том числе беженцев, поддержка предпринимательства среди иммигрантов, микрокредитование;

- обеспечение новоприбывших жильем и доступом в систему здравоохранения, обучение медперсонала для работы с иностранцами;

- поощрение проектов по социальной включенности (спортивных и иных секций с участием иммигрантов, беженцев, местного населения);

- обмен лучшими практиками между странами - членами объединения.

Интеркультурализм по-французски: современная городская политика

Но не только иностранцы и их семьи живут в условиях социальной нестабильности. Наиболее вопиющие проблемы во многих французских районах - безработица, антисанитарное жилье, перенаселенность, отсутствие возможностей для профессионального роста и т. д. - общие для людей скромного социального происхождения. Это подтверждается многими исследованиями.

- в QPV в среднем проживает больше молодежи, чем в благополучных районах, при этом в два раза меньше детей ходят в школу, в три раза меньше - в подготовительные классы;

- население QPV более разнообразного культурно-национального происхождения;

- для жителей доступно меньше социальных услуг и услуг в сфере здравоохранения, меньше культурно-досуговых и спортивных центров, центров занятости; хуже развита сеть общественного транспорта;

- больше 60% домов - социальное жилье 1970-х годов постройки;

Выводы

Источники и литература

1. Биссон Л. Интеграция иммигрантов в ЕС и России: разница в подходах / Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2018. №6. C. 112-118.

10. Ходинова О. Интеркультурализм как новая стратегия включения мигрантов в европейскую нацию (на примере Франции) // Власть. 2019. №01(27). С. 170-176.

12. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council,
the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions, Action Plan on the integration of third country nationals, COM(2016) 377 final of 7.6.2016.

18. Guélamine F. Action sociale et immigration en France: Repères pour l’intervention. Paris: Dunod, 2009. 244 p.

21. Interculturalism and multiculturalism: similarities and differences. Ed. by Martyn Barrett. Council of Europe Publishing. 2013. 187 p.

25. Nouveau Programme National de Renouvellement Urbain // Ministère de la Ville, de la Jeunesse et des Sports. Dossier de presse. Le16 décembre 2014.

31. The Hague Programme: Strengthening Freedom, Security and Justice in the European Union. Official Journal of the European Union. 03.03.2005. P. 4-5.

Исследование культурных аспектов глобализации выявило парадокс культурный: ущемленная в своей самобытности локальная усиливает культура социальное значение, вызывает всплеск самосознания национального, этнической самоиндентификации, порождает национально-обособление культурное па основе традиционализма [1] и даже фундаментализма [2] . этими с Однако процессами, как казалось, было еще покончено в середине XX в. [3]

В 1952 г. великий французский Леви К. антрополог-Строс утверждал, что охрана разнообразия культурного не должна ограничиваться сохранением status Надо: "quo спасать сам факт разнообразия, а не видимые и внешние формы его исторического содержания, ему придаваемого каждой эпохой (ведь никакая из может не них увековечить его вне своих Тем)" [4] . пределов самым охрана культурного разнообразия обеспечение подразумевала его дальнейшего существования, а не сохранение экспонатам подобно музея.

Вместе с тем само культурного понимание разнообразия оказывается динамичным и разноплановым. документы Многие ЮНЕСКО последних двух десятилетий важные содержат для социокультурной антропологии методологические относительно идеи феномена культурного разнообразия. Особое этом в место ряду занимает Всемирный доклад Инвестирование "ЮНЕСКО в культурное разнообразие и диалог между 2009" (культурами).

Что такое культурное разнообразие?

исследователи Одни фиксируют позитивный смысл культурного той в разнообразия мере, в которой оно подразумевает использование совместное богатств всех культур мира. акцентируют Другие внимание на его негативном аспекте: различия культурные могут затмевать то общее, что всему присуще человечеству. И такой подход, по их мнению, причиной является многочисленных конфликтов.

Один из теории основоположников самоорганизации У. Р. Эшби сформулировал закон разнообразия необходимого систем: выживание системы определяется насколько, тем она способна противопоставить разнообразию воздействий внешних разнообразие своих реакций на них, т.е. ответы и вызовы должны быть симметричны [5] .

Однако феномен сам культурного многообразия (мультикультурализма) может рассмотрен быть с различных точек зрения.

Во-первых, разнообразие культурное — это социально-исторический и антропологический существует: факт широкий диапазон различных культур, со очевидностью всей отличающихся друг от друга.

Во-вторых, многообразие культурное — это факт сознания, причем не теоретического только, но и обыденного: оно осознано большинством третьих.

В-людей, культурное разнообразие стало серьезным вопросом социальным, порожденным существованием многообразных культурных Зачастую. кодов государства и правительства оказываются в растерянности столкновениях при с этим многообразием кодов и мировоззрений, знают не нередко, как на них адекватно реагировать как или превратить культурное разнообразие в общее четвертых.

В-благо, культурное разнообразие выступает объектом многих исследования наук, прежде всего, социокультурной культурологии и антропологии [6] .

Таким образом, культурное разнообразие неповторимости в проявляется и многообразии особенностей, присущих группам и составляющим, сообществам человечество: "Будучи источником обменов, творчества и новаторства, культурное разнообразие так же необходимо человечества для, как и биоразнообразие для живой этом. В природы смысле оно является общим человечества достоянием и должно быть признано и закреплено в нынешнего интересах и будущих поколений" [7] .

Однако синергетические по своей идеи сути высказывались русскими мыслителями еще в Так в. XIX, Н. Я. Данилевский в 1869 г. писал, что "заключается опасность не в политическом господстве одного государства, а в господстве культурном одного культурно-исторического типа, было бы ни каково его внутреннее политическое устройство. глубокая Настоящая опасность заключается в воцарении не мнимой, а общечеловеческой действительной цивилизации. Это было бы равнозначительно самой прекращению возможности всякого дальнейшего преуспеяния прогресса или в истории внесением нового миросозерцания, целей новых, новых стремлений, всегда коренящихся в психическом особом строе выступающих на деятельном поприще этнографических новых элементов" [9] .

Читайте также: