Всемирный доклад по культуре 2000

Обновлено: 18.05.2024

Аннотация: В статье рассматривается кризис идентичности в современном мире. Автор выделяет комплексы причин кризисного состояния идентичности, связанные с глобализацией, разворачиванием новой волны развития этничности, формированием единого информационного пространства, разрушением традиционных для эпохи модерна принципов устройства государства-нации.

Ключевые слова: идентичность, кризис, глобализация, этничность, межкультурная коммуникация.

Abstract: In the article identity crisis in the contemporary world is being considered. The author reveals complexes of the causes of identity crisis state that are connected with globalization, expanding of a new wave of ethnicity development, formation of noosphere, destruction of traditional for the epoch of postmodern principles of state-nation mechanism.

Keywords: identity, crisis, globalization, ethnicity, intercultural communication.

Прежде чем приступить к анализу процедур идентификации и особенностей различных идентичностей в современном мире, следует сделать три предварительных замечания — во-первых, относительно того, что принцип обобщения, избранный здесь в качестве основного метода постулирования и доказательства ведущих положений, не охватывает всех многообразных проявлений идентичности в современном мире. Те уровни идентичности, которые связаны с выделенными здесь структурами, принадлежащими национальной, этнической и массовой культурам, не проявляются в чистом виде и не выступают в качестве единственных, но существенно дополняются и корректируются иными типами и формами идентичности — цивилизационной, субкультурной, расовой, гендерной, сексуальной. Причем, эти идентичности могут выступать в качестве как персональных, так и коллективных; носить как устойчивый характер, так и формироваться ситуативно; они могут проявляться и как взаимодополняющие и как конфликтные, противоречивые, а подчас — антагонистические.

Идентичность в глобализирующемся мире является не только одним из феноменов, непосредственно связанных с повседневными практиками и подвергающихся осмыслению обыденным сознанием, но и одной из центральных проблем и философии, и науки, и политики. Идентичность как относительная устойчивость индивидуальных, социокультурных, национально-этнических, цивилизационных параметров, выступающих основой самотождественности и общественных образований и личности, сегодня подвергается существенному давлению, в результате которого она начинает расшатываться и существенно трансформироваться.

Причин, которые привели идентичность к подобному кризисному состоянию, несколько.

Они обусловлены, как правило, проблематичностью выделения и маркирования каждым из индивидов, каждой из групп или общностей собственного культурного пространства и необходимостью для их презентантов вступать в диалогические отношения с представителями самых разных культурных миров. При этом многие из подобных социальных и культурных систем распадаются, естественные связи в их границах уступают место функциональным социально-экономическим отношениям. Эти процессы являются общемировыми, но особенно ярко они проявляют себя в России, находящейся в условиях обретения новой идентичности и самоопределения в рамках новых границ, новой идеологии, нового экономико-политического проекта.

Во-вторых, кризисное состояние идентичности в современный период общественного развития обусловлено разворачиванием новой волны развития этничности, что приводит к изменению соотношения как между этническими и национальными культурами, так и между самими этно-культурными образованиями.

Наконец, расшатыванию идентичности в современном мире способствуют интенсивные информационные процессы. Благодаря сетевым технологиям и новым средствам связи традиционный разрыв между обработкой данных и коммуникацией практически нивелируется, а информационное пространство становится впервые действительно единым. Работа с электронными энциклопедиями и мультимедийные конференции, в ходе которых их участники обмениваются не только текстовыми и графическими документами, но и живой речью и телеизображениями — уже на уровне пользовательских интересов — широкая практика. В области управления — экономического, политического, административного — постоянно, каждые 2-3 года, осуществляется фундаментальное переключение на новые поколения вычислительной техники, позволяющее более эффективно распоряжаться информационными потоками. Между тем, поскольку специфическим качеством самой информации (в отличие от знания) является ее избыточность и фрагментарность, постольку обилие информации неизбежно приводит к поверхностности — сначала восприятия, затем — возможно, и мышления. Все эти обстоятельства приводят к затруднению выстраивания процедур идентификации и, соответственно, нарушению процессов социализации[8].

Коммуникация в задаваемом массмедиа пространстве специфична тем, что сама среда общения выступает как симулятивная, выступающая в качестве символической надстройки над константной реальностью, но многими воспринимающаяся как константная реальность или ее полноценный заменитель. Унифицированные символические пространства, формируемые средствами массовой коммуникации, не менее убедительны, чем реальность пребывания, а граница между ними весьма условна и проницаема: часто информация, исходящая из теле- или компьютерной виртуальной реальности, погружающей потребителя в специфические состояния и навязывающей ему особые типы существования, представляется более убедительной, чем событийность повседневности.

Все эти обстоятельства свидетельствуют о том, что идентичность в современном мире существенно изменилась — как ее содержание, так и сами процедуры ее выстраивания. Тем не менее, остаются наиболее константные ее характеристики, связанные с ощущением включенности индивида в пространство этнической, национальной или массовой культуры.

Kostina Anna Vladimirovna — a Doctor of Science (philosophy), associate professor, the chief of the Philosophy, Culturology and Politology Department of Moscow University for the Humanities. Tel. (495) 374-61-81.

[1] См.: Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М., 1995. С. 439–450.

[2] Эриксон Э. Идентичность и неукорененность в наше время // Философские науки. 1995. № 5–6.

[3] Smith, Anthony D. The Ethnic Origins of Nations. Oxford ; New York : Basil Blackwell, 1986. P. 149–150.

[6] Яковенко И. Г. От империи к национальному государству (попытка концептуализации процесса) // Полис. 1996. № 6. С. 118–122.

[7] Всемирный доклад по культуре — 2000 // Эволюция культурной деятельности в новом столетии: Социально-экономические аспекты культурной политики: В 3 т. Т. II: Культура в глобальном мире. СПб., 2005. С. 164.

[8] Теоретический анализ феномена идентификации как процесса, связанного с социализацией, представлен в работе: Ковалева А. И. Социализационные условия идентификации // Социологический сборник. Вып. 7 / Ин-т молодежи. М., 2000.

[9] Конечно, автор осознает проблематичность определения сетевой личности как личности массовой. Но здесь речь идет, преимущественно, о специфичности среды, формируемой СМК, в которой личность теряет свои константные характеристики.

[10] См.: Вирильо П. Скорость и политика (1977) и др. соч.



Вышел в свет
№4 журнала за 2021 г.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Читайте также: