Всемирный день психического здоровья доклад

Обновлено: 05.07.2024

Данная информация размещается в уголке педагога-психолога и предназначена для обучающихся и родителей.

ВложениеРазмер
vsemirnyy_den_psihicheskogo_zdorovya.doc 767.5 КБ

Предварительный просмотр:

Всемирный день психического здоровья отмечается в мире с 1992 года по инициативе Всемирной федерации психического здоровья, с целью повышения информированности населения в отношении проблем психического здоровья и способов его укрепления, а также профилактики и лечения психических расстройств.

Психическое здоровье является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья. Оно определяется как состояние благополучия, при котором каждый человек может реализовать свои способности и собственный потенциал, противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно и плодотворно работать и вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия каждого человека и эффективного функционирования всего сообщества.

Тема Всемирного дня психического здоровья 2016 года:

«Достоинство в области психического здоровья:

первая помощь для всех в сфере

Всемирная организация здравоохранения заявила, что в наши дни на планете существуют более 450 миллионов людей, страдающих психическими заболеваниями. Причём, большинство людей, страдающих от психических расстройств, не имеют доступа к необходимому им лечению.

Поэтому одной из главных задач Всемирного дня психического здоровья является сокращение распространенности психических заболеваний, предвестниками которых являются депрессивные состояния человека и стрессы.

Современная жизнь сама по себе располагает к стрессам: информационные перегрузки, изменения в жизни политической, экономической, неурядицы на работе, да и просто поездка в общественном транспорте приводят к тому, что человек со своими стрессами начинает смиряться, а так и до депрессии недалеко. Стрессы стали составляющей частью жизни современного человека.

Люди борются с ними, не задумываясь о том, что нужно не бороться, а не допускать их.

В условиях постоянно возникающих стрессовых ситуаций, что характерно для жизни в XXI, информационном веке, человеческий организм страдает безмерно. В первую очередь это касается, разумеется, нервной системы: как известно, нервные клетки не восстанавливаются. А там рукой подать и до самой нежной системы нашего организма – психики. Согласно статистическим данным, около 20 % российского населения страдает психическими расстройствами, требующими медицинского вмешательства. Исследования специалистов в этой области показали, что расстройства психики чаще возникают у молодого населения (в возрасте от 15 до 24 лет). Самое распространенное психическое заболевание — это депрессия.

По прогнозам ВОЗ, к 2020 году депрессия будет занимать первое место среди заболеваний по длительности нетрудоспособности в году.

В настоящее время депрессией страдают 26 % женщин и 12 % мужчин.

По оценкам ВОЗ, примерно у 20 % детей и подростков в мире имеются психические расстройства или проблемы. Около половины психических расстройств начинается в возрасте до 14 лет. Психоневрологические расстройства входят в число ведущих причин инвалидности среди молодых людей в мире.

Что такое психическое и психологическое здоровье?

Но где заканчивается грань, за пределами которой человека можно считать неадекватным?

В обществе существуют и действуют некие стандарты – установки, каноны. Отклонение от них может стать поводом к признанию человека психически неполноценным. Но не стоит забывать о том, что представления о психических расстройствах и так называемых уже упомянутых стандартах меняются от культуры к культуре, от народа к народу.

Не стоит путать психическое здоровье с душевным.

Человек может иметь здоровую психику, но испытывать муки души. И наоборот: лицо, не знающее страданий душевных, вполне может являться не слишком полноценным в плане психики.

Психологическое здоровье – это сочетание душевной адекватности с личностной. Так же, как и в предыдущем варианте, человек может психологически комфортно себя ощущать, быть натурой деятельной, амбициозной, но одновременно с этим являться психически неполноценным.

Как сохранить психическое здоровье?

Вот некоторые правила, следуя которым, возможно оставаться психически полноценным несмотря ни на что:

Наслаждение настоящим . Не стоит жить прошлым – его не вернуть. Не нужно жить и будущим – его еще нет, и никто не знает, каким оно будет, да и будет ли вообще… Настоящее, этот миг – вот то, чем стоит наслаждаться в полной мере.

Расширение кругозора . Учиться, учиться и учиться – мудрые слова послужат превосходным стимулом к сохранению психического здоровья. Вы можете заняться спортом, живописью, изучением иностранных языков, вышивкой. Ничто не мешает открывать в себе новые грани и развиваться в этом плане. Таким образом, вы получите еще и уверенность в себе.

Оказание помощи . Милосердие делает человека человеком. Дарите друзьям, родным и близким, даже незнакомым людям доброту, советы, реальную помощь. Вы получите в ответ благодарность, не сомневайтесь. А благодарность – это позитивные эмоции. Но не расточайте себя на людей, не способных ответить на добро тем же. Иначе не избежать разочарований.

Отсутствие запретов (в положительном ключе, разумеется). Человек, придумывающий себе барьеры на психологическом уровне, приближается к расстройству психического здоровья.

С 10 по 14 октября 2016 года в нашей школе проходит Неделя психологии , приуроченная к

Всемирному дню психического здоровья.

Цель: содействие сохранению психологического здоровья педагогов

и обучающихся школы.

Во Всемирный день психического здоровья желаем сохранять всегда покой и уверенность в себе, проявлять лишь добрые эмоции и

Всемирная организация здравоохранения посвятила День здоровья–2001 охране психического здоровья. Специалисты уверены, что ни один народ не застрахован от психических заболеваний, и риск этот чрезвычайно высок. Из каждых четырех человек, обращающихся за медицинской помощью, по меньшей мере один страдает психическими нарушениями здоровья.

К концу ХХ в. мы значительно расширили наши знания о функциях головного мозга, причинах и развитии большинства психических заболеваний. Разработаны эффективные средства лечения многих из них, в том числе применяемые при первичной медико-санитарной помощи.

При хорошей профессиональной подготовке работников здравоохранения (в том числе врачей общего профиля) и доступности лекарств можно резко уменьшить страдания и потери от психических расстройств. Пока же они порождают инвалидов больше, чем гипертония, артрит и диабет вместе взятые.

Эти проблемы были в центре внимания Международного конгресса психиатров, прошедшего в марте 2001 г. в Мюнхене (Германия). О том, как их решают в нашей стране, рассказывают академик РАМН, директор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Т.Б. Дмитриева и доктор медицинских наук, профессор, руководитель отдела этого Центра Б.С. Положий .

Состояние психического здоровья россиян не может не беспокоить — по официальным данным, за последние 10 лет нуждающихся в помощи психиатров стало гораздо больше (пограничных расстройств, связанных со стрессами, — на 30%; случаев умственной отсталости — на 25%; алкоголизма — на 40%; наркомании — в 6 раз).
И, увы, эти тревожные данные не отражают истинной картины — к психиатру попадают далеко не все пациенты (часть из них ни к кому не обращаются, часть — лечатся у врачей других специальностей). А исследования показывают, что, например, среди подростков число наркоманов ежегодно удваивается.

Около 400 млн человек на Земле страдают тревожными состояниями, 340 млн — расстройствами настроения, 60 млн — умственной отсталостью, 29 млн — деменцией, 40 млн — эпилепсией, 45 млн — шизофренией. Кроме того, инсульт (заболевание не только системы кровообращения, но и неврологическое) в год убивает около 5 млн.

Около 120 млн человек в мире подвержены алкогольной зависимости, большинство из 1,1 млрд курильщиков зависимы от никотина, 28 млн — употребляют наркотики (по мнению экспертов ВОЗ, если не принять мер, в XXI в. их влияние на общество значительно усилится).


Абсолютно необходимый элемент профилактики психических расстройств — всегда видеть в ребенке личность и уважать ее. Основные ее параметры закладываются к 5-летнему возрасту. Но именно этот самый ответственный этап родители чаще всего упускают. В этом возрасте ребенку в первую очередь нужна семья, в которой он должен получать любовь, заботу, развитие и уважение.

Стресс. Под влиянием холода, голода, токсикантов, чрезмерных нагрузок, в том числе на психику, возникает характерный синдром, не зависящий от природы вызвавшей его причины. В своем развитии он проходит три стадии: тревоги (изменение физиологических параметров организма); резистентности (устойчивости), когда либо происходит увеличение сопротивляемости организма, либо он ее теряет, и это приводит к третьей стадии — истощению.

Тревожные состояния. Эти нарушения часто делают человека нетрудоспособным. К ним относят генерализованное тревожное состояние, навязчиво-компульсивное расстройство, фобии, паническое состояние, острые реакции на стресс. Несмотря на различия в симптомах, всем им свойственна тревога аномально высокого уровня, часто на фоне депрессии. Если их не лечить, они становятся хроническими, нередко превращая человека в инвалида на всю жизнь.

Расстройства настроения. В 1990-х годах в развитых странах депрессия занимала 4-е место по ущербу среди болезней. К 2020 г. она может выйти на первое. В США ежегодные затраты в связи с депрессией оцениваются в 44 млрд долл., что равно общим затратам на сердечно-сосудистые болезни.

Наиболее частые расстройства настроения — депрессия (с тревожным состоянием или без него) и временная эйфория. Такие состояния обычно сопровождаются изменением активности.
Такие нарушения встречаются во всех возрастных группах, включая детей и подростков, причем женщины страдают депрессией вдвое чаще мужчин.

Психическое здоровье

Всемирный день психического здоровья отмечается в мире с 1992 года по инициативе Всемирной федерации психического здоровья. День психического здоровья входит в перечень всемирных и международных дней, отмечаемых ООН.

Целью Всемирного дня психического здоровья является сокращение распространенности депрессивных расстройств, шизофрении, болезни Альцгеймера, наркотической зависимости, эпилепсии, умственной отсталости.

Психическое здоровье, согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья:

Всемирная организация здравоохранения заявила, что психические расстройства затрагиваютоколо 12 % всего населения земного шара — примерно 450 миллионов или каждыйчетвертый человек во всем мире страдает от психических заболеваний, и могли быполучить пользу от диагностики и лечения. Психическое здоровье и психические заболевания — часть любой страны, культуры, возрастной группы и не зависят отсоциально-экономического положения.

Индивидуальное развитие и психическое здоровье человека

Психическое здоровье

Независимо от социального или этнического происхождения, индивид, живущий в технологическом, урбанизированном обществе, должен обладать совокупностью определенных психологических черт, обеспечивающих социальную адаптацию, т.е. успешное функционирование в этом обществе. Эти черты обычно формируются по мере более или менее упорядоченного продвижения через различные стадии развития.

От рождения до 3 лет. Помимо элементарных навыков произвольного движения и самоконтроля, вербальных и невербальных средств выражения, ребенок должен научиться доверять миру взрослых, осознать непрерывность существования предметов и людей даже в периоды их отсутствия.

От 3 до 6 лет. В этот период возрастающей самостоятельности и инициативы ребенка формируется его способность устанавливать взаимоотношения, делиться тем, что имеет, выносить элементарные нравственные суждения, а также отождествлять себя и других с мужским или женским полом.

От 6 до 13 лет. Это относительно свободный от кризисов период, в течение которого у ребенка закрепляются ранее приобретенные навыки, начинает развиваться нравственное чувство в ходе игр и иного участия в групповой активности, возникает адаптация к внесемейному окружению.

От 13 до 19 лет. Этот период сопровождается резким скачком в физическом (преимущественно половом) развитии и конфликтом, связанным с будущими ролевыми ожиданиями. Как правило, этот период начинается с почти безоговорочного следования установкам сверстников, затем переходит в фазу исследования и экспериментирования и завершается отходом от родителей и развитием собственных стиля, целей и установок.

Зрелость. В большинстве сообществ этот период предполагает наличие планов, связанных с браком, детьми и работой, приобретение рациональных, реалистичных установок и целей, способность отличать мысль от действия, умение заботиться о других. В инволюционном периоде, который обычно начинается с шестого десятилетия, утрата друзей и сужение возможностей может вызывать эпизоды депрессии. Однако и в этом периоде существуют источники удовлетворенности, особенно если есть внуки или стареющий человек пользуется уважением в своей среде.

Следует отметить, что психическое здоровье не означает свободу от тревоги, вины, подавленности и других отрицательных эмоций. Поскольку оно подразумевает относительную свободу от психологических проблем, здесь важна именно способность их преодолевать. Таким образом, наличие этих проблем — еще не признак болезни, однако неспособность учиться на опыте и стереотипность мышления и поведения свидетельствуют о неблагополучии в эмоциональной сфере.

По тяжести психические расстройства можно разделить на психотические и непсихотические.

Психотические расстройства способны ухудшать психическое функционирование настолько, что человек утрачивает способность справляться с элементарными требованиями повседневной жизни. Может серьезно нарушаться восприятие реальности, возникать бред и галлюцинации. Типичный пример психотического расстройства — шизофрения.

Непсихотические расстройства характеризуются меньшей степенью дезориентации и утраты контакта с реальностью, а также большей вероятностью улучшения. Наиболее распространенными непсихотическими расстройствами являются неврозы, личностные расстройства, расстройства поведения у детей и подростков и некоторые синдромы органических нарушений мозга.

Стресс — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма. В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную и отрицательную формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовой, световой, антропогенный и другие стрессы.

Психическое здоровье

Стресс является фактором риска развития хронических неинфекционных заболеваний.

* Гомеостаз — процесс, за счет которого достигается относительное постоянство внутренней среды организма (постоянство температуры тела, кровяного давления, концентрации сахара в крови). В качестве отдельного механизма можно выделить нервно—психический гомеостаз, за счет которого обеспечивается сохранение и поддержание оптимальных условий функционирования нервной системы в процессе реализации разнообразных форм деятельности.

Бостонский тест на стрессоустойчивость

Данный тест разработан исследователями Медицинского центра Университета Бостона. Необходимо ответить на вопросы, исходя из того, насколько часто эти утверждения верны для Вас. Отвечать следует на все пункты, даже если данное утверждение к Вам вообще не относится.

3 балла — иногда

4 балла — почти никогда

5 баллов — никогда

1. Вы едите, по крайней мере, одно горячее блюдо в день.

2. Вы спите 7-8 часов, по крайней мере, четыре раза в неделю.

3. Вы постоянно чувствуете любовь других и отдаете свою любовь взамен.

4. В пределах 50 километров у Вас есть хотя бы один человек, на которого Вы можете положиться.

5. Вы упражняетесь до пота хотя бы два раза в неделю.

6. Вы выкуриваете меньше половины пачки сигарет в день.

7. За неделю Вы потребляете не больше пяти рюмок крепких алкогольных напитков.

8. Ваш вес соответствует Вашему росту: Рост (см) — Вес (кг) =100 ± 10

9. Ваш доход полностью удовлетворяет Ваши основные потребности.

10. Вас поддерживает Ваша вера.

11. Вы регулярно занимаетесь клубной или общественной деятельностью.

12. У Вас много друзей и знакомых.

13. У Вас есть один или два друга, которым Вы полностью доверяете.

15. Вы можете открыто заявить о своих чувствах, когда Вы злы или обеспокоены чем-либо.

16. Вы регулярно обсуждаете с людьми, с которыми живете, Ваши домашние проблемы.

17. Вы делаете что-то только ради шутки хотя бы раз в неделю или смеетесь три раза в неделю.

18. Вы можете организовать Ваше время эффективно.

19. За день Вы потребляете не более трех чашек кофе, чая или других содержащих кофеин напитков.

20. У Вас есть немного времени для себя в течение каждого дня.

Если Вы набрали меньше 10 баллов, то у Вас прекрасная устойчивость к стрессовым ситуациям, вашему здоровью ничто не угрожает.

Если ваша сумма составляет от 11 до 30 баллов — у вас нормальный уровень стресса, который соответствует в меру напряженной жизни активного человека.

Если ваше итоговое число превысило 30 баллов, то задумайтесь о том, что стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на вашу жизнь, и вы им не очень сильно сопротивляетесь.

Если вы набрали более 50 баллов, то вы очень уязвимы для стресса. В этом случае следует серьезно задуматься о своей жизни — не пора ли ее изменить, и подумать о своем здоровье.

Взгляните еще раз на утверждения теста. Если ваш ответ на какое-либо утверждение получил 3 балла и выше, постарайтесь изменить свое поведение, соответствующее данному пункту и ваша уязвимость к стрессу снизится.

Профилактика стресса

1. Релаксация

Активизируя деятельность нервной системы, релаксация регулирует настроение и степень психического возбуждения, позволяет ослабить или сбросить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение.

Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко — для этого не требуется специального образования и даже природного дара. Но есть одно непременное условие — мотивация, т.е. каждому необходимо знать, для чего он хочет освоить релаксацию.

Методы релаксации нужно осваивать заранее, чтобы в критический момент можно было запросто противостоять раздражению и психической усталости. При регулярности занятий релаксационные упражнения постепенно станут привычкой, будут ассоциироваться с приятными впечатлениями, хотя для того чтобы их освоить, необходимо упорство и терпение.

Выполнять упражнения релаксационной гимнастики желательно в отдельном помещении, без посторонних глаз. Целью упражнений является полное расслабление мышц. Полная мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психику и снижает душевное равновесие. Для начала упражнений необходимо принять исходное положение: лежа на спине, ноги разведены в стороны, ступни развернуты носками наружу, руки свободно лежат вдоль тела(ладонями вверх). Голова слегка запрокинута назад. Все тело расслаблено, глаза закрыты, дыхание через нос.

Примеры некоторых релаксационных упражнений.

1. Лежите спокойно примерно 2 минуты, глаза закрыты. Попытайтесь представить помещение, в котором находитесь. Сначала попробуйте мысленно обойти всю комнату (вдоль стен), а затем проделайте путь по всему периметру тела — от головы до пяток и обратно.

2. Внимательно следите за своим дыханием, пассивно сознавая, что дышите через нос, Мысленно отметьте, что вдыхаемый воздух несколько холоднее выдыхаемого. Сосредоточьтесь на своем дыхании в течении 1-2 минут. Постарайтесь не думать ни о чем другом.

3. Сделайте неглубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Одновременно резко напрягите все мышцы на несколько секунд, стараясь почувствовать напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь. Повторите 3 раза.

Затем полежите спокойно несколько минут, расслабившись и сосредоточившись на ощущении тяжести своего тела. Наслаждайтесь этим приятным ощущением.

Теперь выполняйте упражнения для отдельных частей тела — с попеременным напряжением и расслаблением.

4. Упражнение для мышц ног. Напрягите сразу все мышцы ног — от пяток до бедер. В течение нескольких секунд фиксируйте напряженное состояние, стараясь прочувствовать напряжение, а затем расслабьте мышцы. Повторите 3 раза.

Затем полежите спокойно в течение нескольких минут, полностью расслабившись и ощущая тяжесть своих расслабленных ног.

Все звуки окружающей среды регистрируйте в сознании, но не воспринимайте. То же самое относится и к мыслям, однако не пытайтесь их побороть, их нужно только регистрировать.

Следующие упражнения идентичны упражнению, описанному выше, но относятся к другим мышцам тела: ягодичные мышцы, брюшной пресс, мышцы грудной клетки, мышцы рук, мышцы лица (губы, лоб).

Завершая релаксационные упражнения, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и на мгновение напрягите мышцы всего тела: при выдохе расслабьте мышцы. После этого долго лежите на спине — спокойно, расслабившись, дыхание ровное, без задержек. Вы вновь обрели веру в свои силы, способны преодолеть стрессовую ситуацию — и возникает ощущение внутреннего спокойствия. После выполнения этих упражнений вы должны почувствовать себя отдохнувшим, полным сил и энергии.

Теперь откройте глаза, затем зажмурьте несколько раз, снова откройте и сладко потянитесь после приятного пробуждения. Очень медленно, плавно, без рывков сядьте. Затем так же медленно, без резких движений, встаньте, стараясь как можно дольше сохранить приятное ощущение внутреннего расслабления.

Со временем эти упражнения будут выполняться быстрее, чем в начале. Позднее можно будет расслаблять тело тогда, когда понадобится.

2 .Концентрация.

Концентрация — это способность контролировать собственные мысли, организовывать собственные знания и создавать на их основе эффективный и рациональный план действий.

Неумение сосредоточиться — фактор, тесно связанный со стрессом. Концентрационные упражнения можно выполнять где и когда угодно в течение дня. Для начала желательно заниматься дома: рано утром, перед уходом на работу (учебу), или вечером, перед сном, или — еще лучше — сразу же после возвращения домой.

Итак, примерный порядок выполнения упражнений на концентрацию.

1. Постарайтесь, чтобы в помещении, где вы предполагаете заниматься, не было зрителей.

2. Сядьте на табуретку или обычный стул — только боком к спинке, чтобы не опираться на нее. Стул ни в коем случае не должен быть с мягким сиденьем, иначе эффективность упражнения снизится. Сядьте как можно удобнее, чтобы вы могли находиться неподвижно в течение определенного времени.

3. Руки свободно положите на колени, глаза закройте (они должны быть закрыты до окончания упражнения, чтобы внимание не отвлекалось на посторонние предметы — никакой визуальной информации).

4. Дышите через нос спокойно, не напряженно. Старайтесь сосредоточиться лишь на том, что вдыхаемый воздух холоднее выдыхаемого.

5. А теперь два варианта концентрационных упражнений:

а) Концентрация на счете.

Мысленно медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом медленном счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться и вы будете не в состоянии сосредоточиться на счете, начните считать сначала. Повторяйте счет в течение нескольких минут.

б) Концентрация на слове.

Выберете какое-нибудь короткое (лучше всего двусложное) слово, которое вызывает у вас положительные эмоции или же с которым связаны приятные воспоминания. Пусть это будет имя любимого человека, или ласковое прозвище, которым вас называли в детстве родители, или название любимого блюда. Если слово двусложное, то мысленно произносите первый слог на вдохе, второй — на выдохе.

6. Выполняйте релаксационно-концентрационные упражнения в течение нескольких минут. Упражняйтесь до тех пор, пока это доставляет вам удовольствие.

7. Закончив упражнение, проведите ладонями по векам, не спеша откройте глаза и потянитесь. Еще несколько мгновений спокойно посидите на стуле. Отметьте, что вам удалось победить рассеянность.

3. Ауторегуляция дыхания.

В нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. И наоборот, при сильном испуге, напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживают дыхание (затаивают дыхание).

Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием использовать его для успокоения, для снятия напряжения — как мышечного, так и психического, таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией.

Дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота. Очень важно также правильное положение головы: она должна сидеть на шее прямо и свободно. Расслабленная, прямо сидящая голова в определенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части тела. Если все в порядке и мышцы расслаблены, то можно упражняться в свободном дыхании, постоянно контролируя его.

Существует много дыхательных упражнений, которые можно найти в соответствующей литературе по аутогенной тренировке, но сделаем следующие выводы данной методики:

1. С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения.

2. При смехе, вздохах, кашле, разговоре, пении или декламации происходят определенные изменения ритма дыхания по сравнению с так называемым нормальным автоматическим дыханием. Из этого следует, что способ и ритм дыхания можно целенаправленно регулировать с помощью сознательного замедления и углубления.

3. Увеличение продолжительности выдоха способствует успокоению и полной релаксации.

4. Дыхание спокойного и уравновешенного человека существенно отличается от дыхания человека в состоянии стресса. Таким образом, по ритму дыхания можно определить психическое состояние человека.

5. Ритмичное дыхание успокаивает нервы т психику; продолжительность отдельных фаз дыхания не имеет значения — важен ритм.

6. От правильного дыхания в значительной мере зависит здоровье человека, а значит, и продолжительность жизни. И если дыхание является врожденным безусловным рефлексом, то, следовательно его можно сознательно регулировать.

7. Чем медленнее и глубже, спокойнее и ритмичнее мы дышим, чем скорее мы привыкнем к этому способу дыхания, тем скорее он станет составной частью нашей жизни.

Следите за своим здоровьем!

Всемирный день психического здоровья отмечается с 1992 года по инициативе Всемирной федерации психического здоровья (World Federation for Mental Health). В России День психического здоровья проводится с 2002 года, по настоянию академика РАМН Татьяны Дмитриевой. В этот день проходят различные мероприятия: День открытых дверей психиатрических учреждений, конференции, пресс-конференции.

Психическое здоровье является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья. Оно определяется как состояние благополучия, при котором каждый человек может реализовать свои способности и собственный потенциал, противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно и плодотворно работать и вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия каждого человека и эффективного функционирования всего сообщества.

Целью Всемирного дня психического здоровья является сокращение и профилактика распространённых депрессивных расстройств, болезни Альцгеймера, эпилепсии, наркотической зависимости, умственной отсталости.


Тема Всемирного дня психического здоровья в 2018 году:

В подростковом возрасте и в ранние годы зрелости происходит много жизненных перемен, таких как: смена образовательного учреждения, расставание с родным домом, поступление в университет, устройство на новую работу. Для многих это не только интересное время, но и время стрессов и тревог. В некоторых случаях такие переживания, не распознанные и оставленные без внимания, могут приводить к развитию психических заболеваний. Компьютерные технологии (несмотря на многие очевидные преимущества), могут создавать дополнительную нагрузку для психического здоровья в связи с возрастающим использованием виртуальных сетей в любое время дня и ночи. К тому же, многие подростки живут в условиях гуманитарных чрезвычайных ситуаций: конфликтов, стихийных бедствий и эпидемий. Молодые люди, пребывающие в таких условиях, особенно подвержены психическим расстройствам и заболеваниям.


Половина всех психических заболеваний начинается в возрасте до 14 лет

Половина всех психических заболеваний начинается в возрасте до 14 лет, но во многих случаях заболевания не выявляются и не лечатся. Депрессия является третьей по значимости причиной болезней среди подростков. Употребление алкоголя и запрещенных наркотических средств подростками представляет большую проблему во многих странах и может способствовать рискованным формам поведения, например, небезопасный секс или опасное вождение. Расстройства пищевого поведения также вызывают обеспокоенность.

Возрастающее признание важности формирования психической устойчивости

Сейчас все шире признается необходимость оказывать содействие молодым людям в формировании психической устойчивости с самого раннего возраста, с тем, чтобы они умели преодолевать современные жизненные трудности. Возрастающее число фактических данных свидетельствуют о том, что укрепление и защита здоровья подростков обеспечивают преимущества не только для их здоровья, но и для экономики и общества, поскольку здоровые молодые люди могут внести более ценный вклад в трудовые ресурсы, свои семьи, сообщества и общество в целом.


Профилактика психической устойчивости

Для формирования с самого раннего возраста психической устойчивости в целях предотвращения психических расстройств и заболеваний среди подростков и молодых людей, а также для ведения этих заболеваний и восстановления здоровья, можно сделать многое. Профилактика начинается со знания и понимания ранних признаков и симптомов психических заболеваний. Родители и учителя могут способствовать формированию у детей и подростков жизненных навыков, необходимых для преодоления повседневных трудностей дома и в школе. В школах и на других уровнях сообществ может быть обеспечена психологическая поддержка, а также организована, улучшена или расширена специальная подготовка работников здравоохранения в области выявления и ведения психических расстройств.

Большое значение имеют инвестиции правительства и привлечение социального, здравоохранительного и образовательного секторов к осуществлению всесторонних, комплексных, основанных на фактических данных, программ по охране психического здоровья молодых людей. Эти инвестиции должны быть привязаны к программам по повышению осведомленности подростков и молодых людей в отношении способов поддержания психического здоровья и по информированию подростков, родителей и учителей в отношении того, какую поддержку они могут оказывать своим друзьям, детям и ученикам. Этой проблеме посвящен Всемирный день психического здоровья 2018 года.

Почему важно уделять внимание своему психическому здоровью?


Правила, следуя которым, возможно сохранить психическое здоровье

  • Расширение контактов, поддержание уже имеющихся связей.

Обратите внимание, на то, что общение с людьми должно быть интересным, обогащать Вашу натуру, Ваш внутренний мир, оно должно быть проникнуто теплотой, искренностью. В противном случае получите обратный эффект.

Не стоит жить прошлым - его не вернуть. Не нужно жить и будущим - его еще нет, и никто не знает, каким оно будет… Настоящее, этот миг - вот то, чем стоит наслаждаться в полной мере.

Милосердие делает человека человеком. Дарите друзьям, родным и близким, даже незнакомым людям доброту, советы, реальную помощь. Вы получите в ответ благодарность, не сомневайтесь. А благодарность – это позитивные эмоции.

Всемирный день психического здоровья

Иногда достаточно просто хорошо выспаться, чтобы восстановить психическое здоровье (Фото: AntonMaltsev, Shutterstock)

Всемирный день психического здоровья (World Mental Health Day) отмечается в мире с 1992 года по инициативе Всемирной федерации психического здоровья (World Federation for Mental Health), с целью повышения информированности населения в отношении проблем психического здоровья и способов его укрепления, а также профилактики и лечения психических расстройств.

К этому Дню, отмечаемому ежегодно 10 октября, издаются тематические журналы международных психиатрических организаций, рассылаются обращения в правительственные структуры и органы здравоохранения, призывающие принять участие в международном движении.

Психическое здоровье является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья. Оно определяется как состояние благополучия, при котором каждый человек может реализовать свои способности и собственный потенциал, противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно и плодотворно работать и вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия каждого человека и эффективного функционирования всего сообщества.

Всемирная организация здравоохранения заявила, что почти 1 миллиард человек в мире страдают психическими расстройствами, ежегодно 3 миллиона человек умирают в результате злоупотребления алкоголем, и каждые 40 секунд один человек кончает жизнь самоубийством.

Самое распространенное психическое заболевание — депрессия. По данным ВОЗ, в настоящее время она занимает первое место среди заболеваний по длительности нетрудоспособности в году. Еще одним негативным фактором для психического здоровья населения стала пандемия COVID-19, нарушившая привычную жизнь миллиардов людей в мире.

В западных странах каждый седьмой человек является либо параноиком/шизофреником, либо подвержен депрессиям и алкоголизму, что нередко заканчивается совершением преступлений или суицидами. Причем, большинство людей, страдающих от психических расстройств, не имеют доступа к необходимому им лечению. К тому же психические расстройства — факторы риска развития других болезней (ВИЧ, сердечно-сосудистые заболевания, диабет и др.), а также нанесения непреднамеренных и преднамеренных травм.

Поэтому одной из главных задач Всемирного дня психического здоровья является сокращение распространенности депрессивных расстройств, шизофрении, болезни Альцгеймера, наркотической зависимости, эпилепсии, умственной отсталости.

Предвестниками психических заболеваний являются стрессы. (Фото: Twin Design, Shutterstock)

Росту заболеваемости способствуют информационные перегрузки, политические и экономические катаклизмы в мире, а предвестниками заболеваний являются стрессы.

Современная жизнь сама по себе располагает к стрессам: изменения в жизни политической, экономической, неурядицы на работе, да и просто поездка в общественном транспорте приводят к тому, что человек со своими стрессами начинает смиряться, а так и до депрессии недалеко. Стрессы стали составляющей частью жизни современного человека. Люди борются с ними, не задумываясь о том, что нужно не бороться, а не допускать их.

В России День психического здоровья отмечается с 2002 года, по инициативе академика РАМН Т.Б. Дмитриевой. В этот день во многих российских регионах проходят различные просветительские мероприятия: конференции, тематические семинары, дни открытых дверей в психиатрических учреждениях и т.д.

Читайте также: