Познавательное развитие в раннем детстве доклад

Обновлено: 18.05.2024

Ранний возраст является ценным возрастным этапом в развитии ребенка дошкольника. Это настоящий, яркий, самобытный, неповторимый отрезок жизни ребенка. Одним из важнейших в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы, так как в период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира. Результаты многочисленных психофизиологических и психо-педагогических исследований свидетельствуют о том, что в раннем детстве формируется здоровье, закладываются фундаментальные человеческие способности и личностные качества: любознательность, доверие к миру, уверенность в себе, целенаправленность, настойчивость, творческое воображение.

Педагогам, работающим с детьми раннего возраста, в своей деятельности по познавательному развитию воспитанников следует руководствоваться целями и задачами, обозначенными в ФГОС ДО– это развитие интересов, любознательности, познавательной мотивации, развитие воображения и творческой активности. Познавательное развитие - развитие умения детей наблюдать и анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать; побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним: обводить части предмета, гладить их и др.; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Познавательное развитие - развитие умения детей наблюдать и анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать; побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним: обводить части предмета, гладить их и др.; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Педагог, осуществляющий свою деятельность по развитию познавательных

интересов малыша, должен придерживаться следующего:

Регулярность и систематичность занятий – условия успеха любой деятельности, несоблюдение которых сведет на нет всю их эффективность.

Регулярность занятий обеспечивает равномерное и полноценное развитие.

Учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе деятельности – обязательное условие правильного развития ребенка. Несмотря на то, что каждый возрастной период должен отмечаться переходом на новую ступень развития, не стоит пренебрегать ими.

Задачи, предлагаемые ребенку раннего (дошкольного) возраста, обязательно должны соответствовать его уровню развития, учитывать его особенности и не вызывать чрезмерных затруднений. Однако не стоит забывать и о том, что ребенок быстро потеряет интерес к излишне легким заданиям. Правильный выбор сложности задания будет напрямую влиять на качество развития его волевых качеств.

Отношение ребенка к занятиям должно оставаться позитивным. Задачи должны быть ему интересны не принужденны только при возникновение желания.

Самостоятельность ребенка также должна оставаться непременным условием деятельности, направленной на его обучение и развитие.

Создаются условия, способствующие развитию познавательной сферы ребенка.

Педагог в своей работе стремится развивать у детей любопытство и заинтересованность ко всему происходящему и наблюдаемому в их окружении.

Поощряются проявления у детей интереса к предметам окружающего мира, называются вещи и типичные действия с предметами.

Учит воспитанников замечать целесообразность и целенаправленность действий, видеть простейшие причины и следствия собственных действий.

В совместной с детьми деятельности воспитатель определяет основные направления познавательного развития детей своей группы, для чего:

- расширяет кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения;

- создает условия для развития самостоятельности, познавательности, активности во всем;

- способствует формированию основ познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру (все сотрудники детского сада собственным примером демонстрируют внимательное отношение друг к другу, к детям, личным примером показывают детям бережное отношение к предметам);

- старается вызвать у детей эмоциональный отклик на различные объекты и явления природы при непосредственном общении с ними.

Основными методическими приемами являются игра, речевое общение, поисковая деятельность, использование фольклора.

Создание центров и организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка, а именно быстрое переключение внимание и действий , что не надоедает ребенку. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

В группе раннего возраста происходит знакомство детей с предметным окружением. Дети в этой группе знакомятся с названиями предметов ближайшего окружения. Называют предметы, знакомятся с цветом, формой, величиной, материалом, из которого сделаны предметы. При ознакомлении с материалом, прежде всего у детей обеспечивается его активное восприятие, формируется умение различать знакомые предметы и действия. Для этого в работе педагог использует дидактические игры и упражнения. В процессе дидактических игр и упражнений происходит успешное усвоение новых слов.

Ребенок имеет возможность сравнивать объекты по указанным признакам. Жизненные ситуации помогают детям в ориентировке на цвет, величину, форму, материал предмета.

На занятиях дети учатся слышать и понимать разные обращения взрослого. Дети упражняются в выполнении простейших заданий. Эффективны в работе с детьми раннего возраста жизни дидактические упражнения с использованием несложных сюжетных картинок. Так же с детьми этого возраста можно рассматривать настенные картины. Это помогает накоплению и уточнению представления об окружающем мире, о его семье, о самом ребенке.

Познавательная деятельность детей при ознакомлении с природой является важной частью системы дошкольного образования. Общение с природой положительно влияет на ребёнка, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие качества. Природа своим разнообразием, красочностью привлекает детей и даёт им много радостных переживаний. Впечатления от родной природы, полученные в раннем детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияет на отношение человека к природе. Привлекая внимание к изменениям которые происходят в разное время года, надо научить детей не только любоваться красивыми пейзажами, но и наблюдать природу, понимать некоторые происходящие в ней явления.

Работая со своими малышами, я постоянно поддерживаю их детскую любознательность, учу ребят видеть изменения в природе, самостоятельно делать элементарные выводы.

За окном групповой комнаты у нас есть цветник (клумба, где мы наблюдаем с малышами за такими растениями как пионы, питунья, подорожник, одуванчики и т. д. Дети учатся ухаживать за растениями: поливают, вырывают сорняки, оберегают их. Мои малыши знают, что нельзя рвать цветы, ломать веточки, нельзя ударить палкой кошку или собаку, наступать на жучков, муравьёв и других насекомых. Но бывает и такое, что малыш хлещет веткой по траве, я ему ненавязчиво предлагаю послушать как она шуршит, или говорю о том что звучнее стучать по асфальту, камням и увлекательнее и полезнее ходить по песочку, а не по травушке муравушке.

Помогая ребёнку активно познавать природу, я обращаю внимание малыша на яркий цветок, летящую бабочку, красивый камушек, пушистые хлопья снега, красивые красно-жёлтые листочки на деревьях и кустарниках.

Ознакомление детей с природой, я осуществляю в разнообразных формах:

1. На занятиях. ( Например занятие: “Осмотр Ай-болитом комнатных растений”.)

2. Знакомство детей с признаками хорошего состояния комнатных растений.

3. “Сравнение игрушечной ели и живой” Цель: воспитание чувство восхищения живым деревом.

Осуществляла знакомство с природой и в повседневной жизни, в труде, играх на участке, наблюдениях, чтении и рассказывании стихов и рассказов.

В нашей группе есть книжная полка “Жар-птица”, она оснащена детской художественной литературой, сказками, стихами и познавательной литературой о природе. Дети с удовольствием рассматривают сюжетные картинки о животных, о растениях, знакомятся со строением дерева, сравнивают кустарник с деревом, находят сходство и различия. В шкафчике, мы его назвали “Находка”, есть разнообразный природный материал : шишки, орехи, каштаны, ракушки, палочки. Всё это мы используем с детьми для поделок. Это и весёлые ежи, зайки, лягушата и т. д.

Этим занятия помогают развивать мелкую моторику пальчиков, мышления, фантазию, сообразительность. Особое место, конечно, я отвожу занятиям с элементами экспериментирования. Я считаю, что экспериментирование является наиболее успешным путём для ознакомления детей раннего возраста с миррой окружающее их живой и не живой природы.

Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей раннего возраста, я выбрала проведение элементарных опытов. Опыты проводила как с подгруппой детей, так и с двумя тремя малышами. Свою работу я начинала с экспериментирования с водой. В режимных моментах, дети убеждались в том, что водой можно умываться, что вода может литься, а может брызгать

(например волшебная бутылочка-фонтан, что вода не имеет вкуса.

На занятиях дети получали представление о том, что вода жидкая, поэтому может выливаться из сосуда (например дидактическая игра- “напоим кукол чаем”, что вода не имеет цвета, но её можно покрасить (например занятие по рисованию “разноцветная водичка”, “волшебная водичка в баночках”, что вода может быть тёплой и холодной (например игра”кукла Катя замаралась”, что вода может превращаться в лёд(“разноцветные льдинки ”) и наоборот.

При проведении игры “тонет не тонет“, дети убеждались в том, что некоторые предметы плавают, а некоторые тонут в воде, например железные и пластмассовые ложки, пластмассовые мячи и камушки.

Эксперименты с песком в основном проводила на прогулке, в игре “испечём угощение для куклы Кати” дети пробовали слепить угощение из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце игры, мы с детьми подводили итог: мокрый песок лепится, сухой нет, он рассыпается.

С помощью наблюдений на прогулке и дидактической игры “следы”, дети убеждались, что на мокром песке или снегу остаются следы и рисунок палочкой получается чётким выразительным (солнышко, дорожки, грибочки, зайчики и т. д.)

Наблюдения на прогулке обогащают представления детей об окружающем мире, развивают познавательные процессы у детей, формируют доброжелательное отношение к природе.

Наблюдения за деревьями берёзой, рябиной, елью в любое время года, рассматривание листьев, сравнение их друг с другом, наблюдение за тем как я ухаживаю за комнатными растениями, наблюдения за погодой, солнцем, небом, ветром- всё это вызывает у детей интерес к природе, желание узнать о ней как можно больше.

Так как большую роль в процессе ознакомления с окружающим миром, формирование положительного отношения к природе играют родители, мы стараемся привлечь к работе и их. Помещаем советы, даём различные консультации, отвечаем на интересующие их вопросы, привлекая к непосредственной работе : вскапывание клумб, спиливанию сухих веток, деревьев, к посадке цветов на клумбе и т. д.

Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать всё живое.

Развитие любознательности и познавательных способностей детей в процессе ознакомления с природой Любопытство, любознательность – извечные и неискоренимые свойства человека. Мысль начинается тогда, когда у ребенка возникает потребность.

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры (из опыта работы) Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека" Б. Г. Ананьев. В дошкольной педагогике.

Изучение особенностей, оптимальных условий, путей и средств обучения, развития и воспитания дошкольников раннего возраста на занятиях по развитию познавательной активности при помощи реализации взаимосвязи с игрой. Использование интегрированных занятий по развитию познавательной активности, речи и сенсорному воспитанию позволит повысить уровень познавательного развития детей.

ВложениеРазмер
poznavatelnoe_razvitie_u_detey_rannego_vozrasta.docx 31.23 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Выполнила: Кондаурова Елена Александровна

2.1. Формирование познавательного интереса в раннем возрасте…………………………..5

2.2. Конспект занятия по познавательному развитию в первой младшей группе "Поможем мишке"………………………………………………………………………………………………7

2.3. Рекомендации по организации занятий по развитию познавательной сферы с детьми раннего возраста ………………………………………………………………………………. 10

4.Список используемых источников………………………………………………………. 15

Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности. Это такое стремление к знанию и самостоятельной творческой работе, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать ранее неизвестного, понять и усвоить. Проблема познавательного интереса — одна из наиболее актуальных в современной педагогике. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания.

Образовательная программа, учитывающая психофизиологические особенности ребёнка в возрасте от 1 года до 3 лет, является базой для развития интеллектуального потенциала ребёнка. Об огромной побудительной силе интереса и его влиянии на личность человека, его деятельность свидетельствует известный русский педагог В.П. Вахтеров. Анализируя жизнь и деятельность выдающихся людей, он обнаружил, что некоторые из них оказались в неинтересующей их области ленивыми; напротив, в области, которая их интересовала, они обнаруживали себя людьми живыми, энергичными, яркими, неутомимыми. Наличие интереса к приобретению знаний и к осуществлению трудовой деятельности имеет в наше время особое значение.

В дошкольном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. Плохо, если познавательные интересы не развиваются, если ребенок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей. Он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний. Значение интереса для развития и повышения качества мыслительной деятельности и для общего развития ребенка с наибольшей глубиной показал Л. С. Выготский. Он вскрыл движущие мотивы — потребности, интересы, побуждения ребенка, которые активизируют мысль и направляют ее в ту или иную сторону.

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловила выбор темы исследования: «Познавательное развитие детей раннего возраста".

Изучение особенностей, оптимальных условий, путей и средств обучения, развития и воспитания дошкольников раннего возраста на занятиях по развитию познавательной активности при помощи реализации взаимосвязи с игрой позволили сформулировать гипотезу исследования: использование интегрированных занятий по развитию познавательной активности, речи и сенсорному воспитанию позволит повысить уровень познавательного развития детей.

Цель исследования: изучить особенности познавательного интереса у детей раннего возраста

Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса у детей раннего дошкольного возраста.

Предмет исследования: познавательный интерес детей раннего возраста.

- рассмотреть характерные особенности детей раннего возраста;

- определить критерии сформированности познавательного интереса;

Формирование познавательного интереса в раннем возрасте

На втором году жизни ребенок при помощи взрослых осваивает способы использования предметов. Помимо предметных действий, связанных с бытовой деятельностью, большое место в этот период отводится обучению детей обращению с дидактическими игрушками (пирамидками, кубиками, вкладышами), а также орудийным действиям — умениям пользоваться несложными предметами-орудиями: палкой, чтобы приблизить к себе отдаленный предмет, сачком для вылавливания плавающих игрушек, совком и лопаткой в игре с песком и снегом.

В процессе овладения действиями с предметами происходит сенсорное развитие детей, совершенствуется восприятие предметов и их свойств (формы, величины, цвета, положения в пространстве). Сначала по образцу, а потом и по слову ребенок может из двух-трех цветных шариков выбрать один требуемого цвета или из двух-трех матрешек разной величины (резко контрастных) выбрать самую маленькую. Восприятие окружающего становится более точным. Например, малыш 1 года 6—7 мес. может правильно оценивать расстояние, он уже не тянется, как раньше, к высоко расположенной игрушке, а просит воспитателя достать ее. По предложению взрослого он может на ощупь вынуть знакомый предмет из мешочка.

В решении задач сенсорного развития существенную роль играет подбор игрушек и пособий разных по цвету, форме, материалу. Следует подбирать предметы контрастные по одному из признаков, но сходные по другим (например, шарики, кубики одного цвета, но разные по размеру). Разнообразие предметов и их свойств привлекает внимание детей, а подчеркнутое различие и сходство признаков углубляет, уточняет восприятие.

Во время бодрствования детей дидактические игрушки нужно располагать на столах так, чтобы на каждом из них помещался один вид дидактической игры. Важно следить, чтобы за столами играли небольшие группы — по 2—3 ребенка, при этом каждому из них следует давать аналогичный комплект дидактических игрушек. Неумение детей этого возраста играть вместе и повышенный интерес к новизне может привести к конфликтам, если игровая ситуация не будет продумана воспитателем.

Организуя предметную деятельность детей, надо следить за тем, чтобы каждый вид дидактического пособия использовался ребенком по назначению; в случае отсутствия у него умения действовать с игрушкой воспитатель обучает его, пользуясь методом пассивных движений. Во избежание утомления детей, длительно занимающихся с одной и той же игрушкой и выполняющих при этом одни и те же заученные действия, следует переключить их на деятельность с другими игрушками.

Обучение новым действиям, их усложнение, переключение на другие виды деятельности — основные моменты организации воспитателем предметной деятельности детей.

Понимание речи окружающих развивается довольно легко. Достаточно несколько раз обозначить словом предмет или действие, как ребенок запоминает их названия. Это связано с его повышенной двигательной активностью: он хорошо передвигается по комнате и на участке, сталкивается с большим количеством предметов, вещей, перебирает, рассматривает их. Работа воспитателя по развитию речи и ориентировки ребенка в окружающем должна проходить одновременно. Для этого необходимо использовать действия взрослых, различные предметы обстановки, процессы кормления, туалета и т. п. В общении с ребенком следует называть все то, что его окружает, интересует и доступно пониманию. При кормлении нужно говорить о еде, при одевании называть части тела, одежды. Важно, чтобы все, о чем говорят с ребенком, подкреплялось его ощущениями, восприятием, действиями.

Детей на втором году жизни надо учить отыскивать нужные им предметы. Для этого на занятиях их учат выбирать названный предмет из нескольких: "Я спрячу, а ты поищи". Усложнение задания заключается в увеличении числа предметов, среди которых ребенку нужно отыскать требуемый; в различении, узнавании в чем-то сходных предметов: по звучанию названия (шар, шарф), по внешнему виду (утка, курица); в подборе, группировке предметов одного названия, но имеющих разные внешние признаки (большая, маленькая, зеленая, красная машины) . Эти задания в зависимости от сложности даются детям на протяжении всего второго года.

После 1года 6 мес. малыши овладевают умением понимать сюжет или несколько взаимосвязанных действий. Чтобы научить этому, используют показы-инсценировки. С детьми надо разговаривать не только о том, что они видят в данный момент, но и о хорошо знакомом по прошлому опыту, например, о том, что видели на прогулке. Употреблять слова необходимо в разных связях и сочетаниях ("Кошка спит и девочка спит. Кошка спит на коврике, а девочка в кроватке"). Это обогащает смысловое содержание слов, помогает сравнивать и обобщать.

В этом возрасте важно также научить ребенка выполнять поручения взрослого, речь которого должна постепенно стать регулятором поведения детей.

На втором году жизни у детей начинает формироваться способность обобщения. Это мысленное выделение общего в предметах и явлениях действительности и основанное на этом их мысленное объединение. Сначала дети обобщают предметы по внешним более ярким признакам: кисой называют кошку, любую мягкую игрушку и все пушистое (шубку, шапку). Постепенно в процессе деятельности и под влиянием объяснений взрослых способность к обобщению развивается: в конце второго года жизни дети объединяют предметы уже не только по внешним признакам, но и по их назначению, даже если эти предметы изображены на картинке. Названия многих действий тоже становятся обобщенными. Способность обобщать предметы и действия по существенным признакам является показателем развития мышления у детей.

Развитию функции обобщения способствует наличие в группе однородных игрушек, различающихся по цвету, величине, материалу: куклы матерчатые, целлулоидные, резиновые, большие, маленькие; машины разные по величине, окраске, внешнему виду и т. п.

В разговоре с ребенком взрослые должны подчеркивать характерные признаки предметов и действий с ними: птичка летит, мяч катится, собачка лает и пр. Способность обобщения формируется, если ребенок, слыша название предмета или действия, воспринимает их одновременно разными анализаторами: видит, слышит, осязает, проделывает сам разнообразные действия.

Наблюдая за окружающим и самостоятельно действуя, получая при этом правильные словесные пояснения взрослых, ребенок все больше познает окружающее, ориентируется в нем, осмысливает доступные его пониманию явления и события. Под влиянием развития речи и в процессе познавательной деятельности у детей происходит дальнейшее совершенствование психических процессов: восприятия, внимания, памяти.

Конспект занятия по познавательному развитию в первой младшей группе "Поможем мишке"

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская.

- развивать слуховое внимание и восприятие;

- отвечать на поставленные вопросы;

- развивать диалогическую речь;

- учить различать форму и цвет предметов, правильно называть их;

- учить собирать из строительного материала элементарную постройку.

- предметная картинка с медведем;

- мягкая игрушка – медведь;

- игрушка - грузовая машина;

- строительный материал (куб и призма разных цветов) на каждого ребенка.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто изображен на этой картине?

Воспитатель: Что делает мишка?

Дети: Ест малину.

Воспитатель: Где живет мишка?

Воспитатель: Давайте вспомним стихотворение про мишку:

Мишка косолапый,
По лесу идёт,
Шишки собирает,
Песенку поёт.
Вдруг, упала шишка.
Прямо мишке в лоб.
Рассердился Мишка.И ногою — топ.

Воспитатель: Ребята, какие у мишки ушки? Какие у мишки лапки? Что любит мишка кушать? Какой мишка? (Ответы детей).

Воспитатель: Посмотрите, кто к нам приехал? (Воспитатель ввозит мишку на грузовой машине)

Мишка: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, мишка!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на какой машине приехал мишка? Давайте рассмотрим части машины. Посмотрим, какого они цвета. (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, поможем мишке?

Дети: Да, поможем!

Воспитатель: Давайте рассмотрим, какие строительные материалы привез мишка. Воспитатель достаёт из кузова машины строительные материалы (кубики), дети называют форму и цвет.

Воспитатель: Ребята, давайте встанем и потренируемся, как мы будем помогать мишке.

Целый день тук да тук, (дети стучат кулачком о кулачок)

Раздается звонкий стук.

Строим домик для медвежат.

Вот с такой крышей, соединить пальцы рук над головой

Вот с такими стенами, соединить ладони перед лицом

Вот с таким окошком, одна ладонь над головой, другая под подбородком

И вот с такой дверью, сводить и разводить ладони перед грудью

Дети садятся за столы, воспитатель раздает строительные материалы (для каждого ребенка один кубик и одна призма).

Мишка спрашивает каждого ребенка, какие по цвету, стены у домика, какая по цвету крыша, благодарит и прощается.

- Кто приходил к нам в гости?

-Как мы помогли мишке?

-Понравилось вам помогать мишке?

Друг другу всегда нужно помогать!

Рекомендации по организации занятий по развитию познавательной сферы с детьми раннего возраста

Ввиду слабо развитой координации движений, низкого уровня сенсорной и особенно моторной речи в раннем возрасте обучение предметным действиям должно быть преимущественно индивидуальным. Целесообразно повторять одни и те же занятия с детьми 5-8 раз. Частота повтора определяется содержанием дидактических задач и степенью усвоения программного материала.

На занятиях с дидактическими игрушками решаются задачи моторного и сенсорного характера. В работе со строительным материалом (кубики, пирамидки) прежде всего ставятся задачи моторного характера: научить детей катать шарики, нанизывать кольца на стержень, класть друг на друга и в ряд кирпичики, перекладывать предметы (в мисочки, ведра), открывать и закрывать коробки, матрешки и т. д. Сборные игрушки должны легко открываться, разбираться; размер их должен быть таким, чтобы ребенок мог легко охватить их ладошкой.

По мере развития детей в занятия включаются задачи сенсорного, конструктивного, предметно-орудийного характера, которые постепенно усложняются. [6] Сначала малыши учатся нанизывать кольца двух контрастных размеров: самые большие и самые маленькие. Затем добавляются кольца среднего размера, и наконец дети собирают пирамидку из 5—6 колец смежных размеров. Подобным образом они учатся действовать с матрешкой.

Существенное значение в проведении занятий имеет объяснение взрослого, называние им предметов, действий, качеств, отношений, показ с использованием методов пассивных движений.

При правильном обучении действиям с предметами у ребенка вырабатываются навыки обобщенных способов пользования ими. Он играет пирамидами разной величины, мячами разного цвета, используя их свойства: мяч катает, колесики нанизывает, кубики ставит друг на друга. Малыш учится подражать действиям взрослых и к концу второго года жизни выполняет их быстро и легко. Это помогает ему усвоить способы пользования различными предметами не только в игровой, но и в бытовой деятельности.

На занятиях со строительным материалом малыши учатся ставить кубики, кирпичики друг на друга (башня), рядом (дорожка, поезд, забор). Детей обучают располагать кубики, кирпичики в разном пространственном отношении друг к другу (лестница, кровать, диван). Постепенно вводятся постройки из разных форм (стол и стул вместе). На заключительном этапе детей учат делать перекрытия (скамейка, ворота, дом). В конце занятия они каждый раз получают сюжетные игрушки (посуду, кукол, матрешек, машины) для обыгрывания построек.

С целью развития познавательной активности ребенка рекомендуется широко использовать показ предметов с называнием и моментами сюрпризности (внезапное появление игрушек), разнообразные варианты демонстрации игрушек, предметов: "Кто в домике живет", "Карусель", "Катание игрушек с горки" и т. п. Сначала детей знакомят с одним, потом с несколькими предметами, учат выбирать названный предмет из группы, к контрастным добавляют похожие, учат различать их, объединяют несложным сюжетом. Когда дети научатся различать реальные предметы, игрушки, их заменяют изображениями на картинке. Показ от занятия к занятию усложняется по тому же принципу, что и демонстрация игрушек.

Предметная наглядность (предметы, явления природы, игрушки) или графически-образная наглядность (картинки, рисунки) используются в тесном сочетании с непосредственными действиями и речью всех занимающихся детей.

Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективной образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую; развивающую; воспитательную.

Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности. Лучший способ личностного развития, настоящий залог высокого интеллекта – это искренний интерес к миру, проявляющийся в познавательной активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.

Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироваться на первых порах к новым условиям жизнедеятельности.

Достаточно быстро познавательная направленность переходит в познавательную активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности. Проявляется оно в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше тяготеет к познавательной деятельности. В познавательной деятельности развиваются и формируются познавательные интересы.

Развитие познавательной активности представляет тот идеальный вариант, когда её становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.

Можно определить познавательную активность, как меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убеждённость ребёнка в необходимости познания, творческого усвоения системы знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности.

Познание, как известно, начинается с восприятия, и поэтому для его развития важно, чтобы ребёнок усвоил сенсорный опыт и овладел наиболее рациональными способами обследования предметов, их свойств.

С точки зрения ученых-психологов, все психические процессы представляют собой особые формы предметных действий. В каждом таком действии есть две части: ориентированная и исполнительная. Как подчёркивают А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, Г.С. Костюк психическое развитие является процессом отделения ориентированной части действия от самого действия и постоянное обогащение ориентированной части. Качественная характеристика результативности действия зависит от того, как организована ориентация ребёнка. Дошкольное детство является периодом интенсивного развития ориентированной деятельности. Способом ориентированных действий ребёнка стают усвоенные им различные эталоны. Мимо процессов усвоения эталонов развитие невозможно (Л.С. Выготский).

Автор: Панарина Светлана Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ №11
Населённый пункт: город Реутов Московская область
Наименование материала: Доклад
Тема: Познавательное развитие детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование

Познавательное развитие детей раннего возраста

обеспечивающих отражение, познание субъектом явлений объективного мира,

т.е. природной и социальной среды.

Познавательная сфера личности включает:

3. Раннее детство охватывает возраст от года до трех лет.

Социальная ситуация развития ребенка раннего детства: ребенок становится

начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром.

Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого

Социальная ситуация развития в раннем детстве — это ситуация совместной

деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества; раскрывается в

отношениях ребенок — предмет — взрослый (Д.Б. Элъконин, Л.Ф. Обухова).

Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие

психики ребенка, являются: овладение телом, речью, развитие предметной

овладение прямой походкой, овладение речью и предметной деятельностью.

4. В раннем детстве речь ребенка развивается от примитивных называний до

осознанного выражения мысли.

Развитие речи идет по двум направлениям:

• совершенствуется понимание речи взрослых;

• формируется собственная активная речь.

Развивается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи.

инструкции взрослого, выполняя его требования.

которую включены собеседники, описательная речь.

5. Раннее детство интересно тем, что среди всех психических функций —

восприятие, мышление, память, внимание — доминирует восприятие.

остальных психических процессов.

восприятия, через восприятие, с помощью восприятия.

6. Восприятие в раннем возрасте, это освоение основных сенсорных эталонов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание 1.Введение ……………………………………………………………………………. 2.Развитие социальной, познавательной сфер ребенка ………………. 3-5 3.Личностные образования детей до 3 лет …………………………………. 6-7 4.Кризис трех лет ……………………………………………………………………. 5.Основной вид деятельности детей до 3 лет ………………………………. 6.Заключение …………………………………………………………………………… 7.Список литературы …………………………………………………………………..

В период детства происходит весьма интенсивное психическое и физическое развитие. Раннее детство является особо важным и критическим периодом развития. Изоляция от общества других людей, или какое-либо другое нарушение, может привести к непоправимым психическим нарушениям. Период детства протекает около одной десятой человеческой жизни и из детского характера можно определить, каким будет характер в период состоявшейся личности.

От года до трех лет у ребёнка появляются все молочные зубы, он быстро растет и набирает вес. Развивается память и речь, ребёнок начинает активно познавать мир, постепенно ориентируясь в окружающем мире. Важное значение для малыша, в данный период, имеет игра. На смену раннему детству приходит дошкольный возраст.

Как считают учёные, первые шесть лет - один из самых важных периодов в человеческом развитии. В данный период закладывается основа всей будущей жизни. Чувство собственного достоинства, уверенность в себе, поведение в стрессовых ситуациях, знание, что ты любим и желаем - всё это берет свое начало в самом раннем детстве, в отношениях малыша и родителей. Потому как, период являет собой предопределяющее значение для становления личности, важно иметь представление о ребёнке данного возраста. Лучшим способом узнать ребёнка является наблюдение за ним. Также полезно иметь представление и об общих чертах детей раннего возраста.

К трем годам малыш овладевает способностью отделять себя от других, говорить о себе от первого лица, отмечается стремление к самостоятельности - происходит зарождение кризиса трех лет. Кризис имеет значение временное, но является важным в развитии личности, нужно его просто пережить.

2.Развитие социальной, познавательной сфер ребенка.

Период от года до трех лет - это раннее детство. В данном возрасте отмечают изменения в развитии личности, социальной ситуации развития, познавательной сфере.

Новообразования младенческого возраста приводят к перемене в отношениях меж взрослым и ребенком, что ведет к становлению новой социальной ситуации развития, заключающейся в образовании совместной деятельности взрослого и ребенка, которая становится предметной. При совместной деятельности происходит усвоение общественно-выработанных способов использования предметов - взрослый обучает ребенка правильному применению окружающих предметов, объясняет их назначение и применение. Развитие социальной сферы у ребенка в раннем возрасте - это схема "Ребенок – предмет – взрослый". Предмет для ребенка имеет наиболее важное значение. Наблюдая за игрой ребенка, можно заметить, как он непрестанно бросает свой взгляд на предмет, привлекший его внимание. Возникает даже ощущение, что у малыша больше ни в чем и ни в ком нет потребности, его внимание сосредоточено только на данном предмете. Но это совершенно не так, потому как без взрослого малыш не способен понять способы использования предметов.

Мотивом совместной деятельности является сам предмет, способ его применения - данная деятельность становится предметной. Общение малыша становится формой организации предметной деятельности - объяснение правильности использования предмета. Интенсивное развитие общения обретает речевую форму, так как овладение предметом при помощи эмоций не являет эффекта.

Развиваются в раннем возрасте мышление, речь, память, восприятие. Данному процессу характерна вербализация познавательных процессов и начало их произвольности. Перцептивные действия, действия соотнесения, сенсорные эталоны определяют развитие восприятия.

Познание окружающего мира начинает активно развиваться с года. Для произведения действия, малыш до двух лет, пользуется разными вариантами, а в 1,5-2 года, при помощи догадки - инсайта, решает возникшую проблему - малыш неожиданно решает проблему, избегая ошибок.

На втором году жизни происходит изменение восприятия малыша. Овладев умением влиять одним предметом на другой, он способен предугадать результат ситуации. Так, малыш предвидит возможность протащить шарик сквозь отверстие, переместить предмет с помощью иного.

При развитии восприятия на исходе периода раннего возраста у малыша формируется мыслительная деятельность. Ребенок демонстрирует способность к обобщению, умение переносить приобретенный опыт из исходных условий в новые, способность устанавливать связь меж предметами в процессе экспериментирования, умение запоминать их и использовать в решении проблем.

В ранний детский период продолжает развиваться мышление, постепенно переходящее от наглядно-действенного в наглядно-образное - манипуляции с материальными предметами замещаются манипуляциями с образами. У ребенка осуществляется развитие интеллектуальных операций, формирование понятия.

Образованное к концу первого года жизни наглядно-действенное мышление остается основным до четырех лет. Для начала малыш демонстрирует ревульсию и выделяет цвет и форму, потому при группировании предметов первоочередной акцентуацией его внимания являются цвет и размер предмета. В два года он умеет выделять предметы, опираясь на значимые и незначимые признаки, в 2,5 года акцентирует предметы по значимым признакам - форма, величина, цвет.

Особой характерностью мышления в раннем детстве представляется синкретизм - нерасчлененность - при решении задачи, ребенок не акцентирует отдельные параметры, а воспринимает ситуацию как целостную фигуру. Так, взрослый выделяет из ситуации и анализирует отдельные детали, из которых малыш потом выделяет главные и несущественные.

Наглядно-образное мышление образовывается к трем годам и является основным до шести лет. Его формирование обусловлено становлением элементарного самосознания и развитием способности к произвольной саморегуляции, сопровождаемая развитым воображением.

К двум годам у малыша развивается оперативная память. Он принимает участие в несложных логических и тематических играх, на короткий промежуток времени составляет план действий, помнит цель, которая поставлена несколько минут назад.

К первому году ребенок демонстрирует умение называть вещи собственными именами. У него имеется множество накоплений познания окружающего мира, сложилось представление об окружающей обстановке, о родителях, игрушках, пище. Тем не менее, из большого количества качеств, содержащихся в понятии слова, малыш сперва воспринимает лишь отдельные характерности того предмета, с которым изначально это слово обусловлено его восприятием.

Годовалый малыш демонстрирует реакцию на слова как на целостную ситуацию. Слово имеет связь не с предметом, а с самой обстановкой. Наблюдение ребенка сосредоточено на мимике, жестах говорящего, по ним улавливается смысл произносимых слов.

К концу второго года активизируется самостоятельная речь и речевое общение. Малыш проявляет интерес к названиям явлений и предметов.

На протяжении второго года жизни малыш понимает значение слов существительных - окружающие предметы, названия игрушек, имена взрослых, части тела, к двум годам, при нормальном развитии, усваивает практически все словесные обозначения, относящиеся к окружающему его миру. На это воздействует развитие семантической функции речи ребенка - установление смыслового значения слова, его дифференциация, уточнение и присвоение словам обобщенных значений, связывающиеся с ними в языке.

В два года малыш имеет ясное представление о назначении окружающих его предметов личной гигиены, домашнего обихода. Понимает общие вопросы, которые требуют однозначного ответа.

Около трех лет дети с вниманием слушают взрослых, любят, когда им зачитывают стихи, сказки, рассказы.

Читайте также: