Воспитательная работа в общежитии колледжа доклад

Обновлено: 28.04.2024

Одна из главных задач воспитательной работы, проводимой в колледже - не только получение среднего профессионального образования, но и создание условий для интеллектуального, культурного и нравственного развития личности обучающегося.

Выполнила: Москалева Ольга Владимировна

первой квалификационной категории

Одна из главных задач воспитательной работы, проводимой в колледже - не только получение среднего профессионального образования, но и создание условий для интеллектуального, культурного и нравственного развития личности обучающегося. Современное общество меняется - и возникают новые требования к личности конкурентоспособного, востребованного на рынке труда медицинского работника. На первый план выходит необходимость формирования не только профессионала с точки зрения полученных за период обучения в колледже знаний, навыков и умений, но также специалиста, умеющего работать в коллективе, готового принимать ответственные решения, способного постоянно учиться и обновлять свои знания. Таким образом, невозможно обучение без воспитания. И общежитие является полноправным участником воспитательной системы учебного учреждения.

Задача педагогического коллектива общежития состоит в том, чтобы реализовать основные направления воспитательной деятельности согласно воспитательной концепции колледжа, а именно:

Воспитание милосердия, привитие любви к профессии.

Развитие профессиональных умений, инициативы.

Привитие студентам активной жизненной позиции.

Развитие творческих способностей.

Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Для успешной реализации этих направлений необходимо в первую очередь наличие воспитывающей среды и благоприятного психологического климата в студенческом коллективе. При формировании такой среды воспитатель (общежития) тесно сотрудничает с педагогом-психологом, социальным педагогом, кураторами студенческих групп, руководителями творческих студий, студенческих и общественных организаций. В общежитии работает библиотека самообслуживания, имеется кабинет самоподготовки, где созданы условия для комфортной подготовки студентов к учебным занятиям, есть видеозал с домашним кинотеатром, ТВ-комната. Кураторы посещают студентов в общежитии, сотрудничают с воспитателем (общежития) по вопросам профилактики нарушений дисциплины и в рамках деятельности по повышению успеваемости и посещаемости обучающихся.

С самых первых дней учебного года работа воспитателя (общежития) направлена на то, чтобы оказать студентам помощь в период приспособления к новым условиям проживания. На этом этапе основная задача - помочь молодым людям включиться в деятельность коллектива общежития.

Очень важно правильно определить интересы воспитанника, его потребности, возможности, найти способы преодоления проблем, прийти к желаемым результатам в обучении и общении. Для этого воспитатель изучает вновь прибывших студентов (ведется работа с личными карточками студентов, проводятся собрания, опросы, индивидуальные беседы и проч.); выявляет группу риска; определяет интересы, склонности и потребности проживающих, организует работу, способствующую грамотному включению студентов в коллективную деятельность.

Здесь неоценимую помощь оказывает коллектив студенческого Совета общежития. Он состоит из инициативных, ответственных, требовательных студентов, которые имеют желание улучшить положение дел в общежитии и способны организовать коллектив на позитивную деятельность.

Участники Совета совместно с воспитателем (общежития) и другими сотрудниками воспитательной службы колледжа проводят анализ обстановки в общежитии, рассматривают вопросы организации быта и досуга, контролируют выполнение студентами режима, соблюдение правил проживания, направляют деятельность старост и студенческого актива, принимают решение о поощрении и наказании проживающих. Активно работает совет общежития по привлечению студентов к разработке сценариев, конкурсных и тематических программ, презентаций, подготовке и проведению мероприятий. При правильной совместной организации студентов из числа активистов и соответствующих сотрудников колледжа и общежития разного рода конкурсы, турниры, соревнования, торжества проходят ярко, незабываемо и, главное, на высоком качественном уровне.

В общежитии традиционно проводятся следующие культурно-массовые акции:

Именно при подготовке, организации и проведении творческих мероприятий совершенствуются такие личностные качества участников, как прилежание, ответственность, самостоятельность, дисциплинированность, приобретаются положительные привычки, происходит развитие инициативы, творческих способностей.

В общежитии поддерживаются условия для реализации студентами своих творческих и художественных способностей. Молодые люди с удовольствием рисуют, занимаются вязанием, вышивают, создают творческие коллажи, мастерят поделки из полимерной глины, изготавливают мягкие игрушки.

Большое внимание уделяется работе по привитию студентам навыков учебной и трудовой дисциплины. Трудовая деятельность содействует формированию таких необходимых специалисту качеств личности, как трудолюбие, целеустремленность, способность принимать рациональные решения, умение работать в коллективе, ответственность и т.д. Для реализации трудового воспитания в общежитии проводятся следующие мероприятия: ежедневные дежурства студентов по отсекам и жилым комнатам, генеральные уборки, субботники, силами студентов благоустраивается территория общежития, по окончании учебного года студенты производят косметический ремонт в своих жилых комнатах.

Таким образом, производится и улучшение условий быта обучающихся, и достигается соответствие оформления помещений общежития определенным эстетическим требованиям.

В общежитии организована работа, направленная на укрепление и совершенствование физического здоровья студентов, развитие у них потребности в здоровом образе жизни, воспитание нетерпимого отношения к наркотикам, пьянству, антиобщественному поведению:

– в общежитии имеется настольный теннис и спортивный инвентарь (скакалки, мячи, обруч для свободного пользования студентами);

– распространяется информационная продукция (памятки, буклеты и др.) по профилактике здорового образа жизни;

Совместно со студенческим советом воспитательная служба общежития организуют акции против курения, алкоголя, наркотиков, заболеваний, передающихся контактным путем.

Регулярно проводится совместный рейд с сотрудниками наркоконтроля по жилым комнатам общежития с привлечением служебных собак. Проблемы профилактики здорового образа жизни освещаются на родительских собраниях и собраниях студентов воспитателем (общежития) и другими сотрудниками колледжа и общежития.

Нельзя недооценить роль воспитания таких профессионально неотъемлемых для медицинского работника качеств как милосердие, терпимость, толерантность, любовь к своей профессии. Для реализации этого направления воспитательной работы в общежитии проводятся следующие мероприятия:

- создаются наглядные стенды - с агитацией по профилактике правонарушений на почве экстремистских направлений.

Показателем эффективности профилактической работы является отсутствие фактов экстремистских проявлений в среде студентов, проживающих в общежитии.

Большой объем занимает работа по выявлению случаев нарушения межличностных отношений (оказание морального и физического давления, конфликты). Здесь важно вовремя выявить конфликтную ситуацию и содействовать наиболее оптимальному выходу из нее. При осуществлении этой деятельности требуются особые педагогические способности, наличие педагогического такта, знание психологии, умение выбрать правильный подход к каждому студенту.

С каждым годом в общежитии увеличивается число учащихся, которые трудно адаптируются в коллективе, не стремятся принимать участие в жизни коллектива общежития. С такими учащимися воспитатель (общежития) проводит индивидуальную работу, стремится наладить плодотворное сотрудничество, постепенно включает их в общественную деятельность. Планирование такой работы ведется индивидуально, с учетом характера каждого студента.

К работе по воспитанию учащихся привлекаются родители. Роль семьи неоценима при организации совместного с воспитателем контроля за поведением и успеваемостью обучающихся. Воспитатель (общежития) при необходимости подсказывает родителям пути и методы взаимодействия с детьми, может дать рекомендации по выработке совместных действий. Вовлечение родителей в воспитательный процесс происходит через индивидуальные беседы (лично и по телефону).

Таким образом, путем включения студентов в различные виды социально-культурной жизни коллектива общежития достигается изменение уровня развития личностных качеств студентов. Воспитательная работа, проводимая в общежитии, содействует развитию активной позиции проживающих, содействует формированию их личной ответственности, проявлению профессиональной компетентности, осознанного отношения к делу, и таким образом является неотъемлемой частью системы воспитательной деятельности колледжа, которая в свою очередь направлена на формирование высоконравственной личности и специалиста, востребованного обществом.

Ведущим принципом воспитательной работы в общежитии является создание комфортных условий для проживания студентов, ведь пребывание в общежитии – особый период в их жизни и значительно отличается от жизни в семье, где они находятся в центре внимания. Резкая смена условий жизни, социальной среды нередко оказывается пагубной для несформировавшейся личности.

ВложениеРазмер
kalininsk.docx 26.04 КБ

Предварительный просмотр:

Главной целью воспитательной работы в общежитии является мобилизация студенческого коллектива общежития для активной работы по созданию комфортной среды проживания, развития навыков самоуправления и самовоспитания. Ведь общежитие – не только место проживания, но и новая социальная микросреда, определяющая перспективные направления профессионального и духовного развития личности, преодоления трудностей и противоречий процесса адаптации молодежи к новым социально-бытовым условиям.

Ведущим принципом воспитательной работы в общежитии является создание комфортных условий для проживания студентов, ведь пребывание в общежитии – особый период в их жизни и значительно отличается от жизни в семье, где они находятся в центре внимания. Резкая смена условий жизни, социальной среды нередко оказывается пагубной для несформировавшейся личности. Приехавшие из отдаленных поселков, гарнизонов, маленьких городов в чужой город подростки оказываются в новой социальной роли, стремятся как можно скорее освоить специфику городской жизни. Большой город создает у ребят иллюзию взрослости. В условиях столь значительных жизненных перемен у молодых людей важно не только продолжить проводившуюся с ними ранее школой работу по нравственному воспитанию, но и обеспечить дальнейшее развитие моральных качеств.

Необходимо учитывать то, что отрыв подростков от семьи часто вызывает у них сложные состояния, характеризующиеся замкнутостью, нервозностью, капризностью, угрюмостью. Поэтому очень важно организовать в общежитии нормальную жизнедеятельность. Происходит естественное уменьшение влияния семьи, близких родственников на их нравственное развитие. Из опыта работы почти у 30% проживающих в общежитии ослаблены связи с родителями. Очень важно не упустить таких подростков, необходимо уделить им особенное внимание. Общение со взрослым высоко ценится среди обучающихся, особенно первых курсов.

В этом учебном году в стены общежития техникума пришли жить 15 первокурсников, обучающихся в нашем учебном заведении среднего профессионального образования.

Среди проживающих в общежитии есть особые категории студентов:

  • выпускники детских домов;
  • студенты из опекаемых или из многодетных семей;
  • дети-инвалиды.

Данным категориям, проживающих в общежитии уделяем особое внимание: проводим с ними индивидуальную работу, направленную на коррекцию их поведения, повышения уровня их общей культуры и адаптации к новым условиям проживания и обучения. Необходимо создание условий для удовлетворения их познавательных, эстетических и других потребностей, обеспечивающих формирование и развитие личности. Исходя из своих наблюдений за данной категорией студентов, трудности в адаптации состоят в том, что большинство из них нерационально распределяют свое время. Они не могут самостоятельно настроить свой режим дня.

В начале учебного года при массовом заселении студентов в общежитие комнаты комплектуются без учета личностных качеств человека, без учета их темперамента и характера. В связи с этим воспитателям очень часто приходится разрешать конфликты между проживающими в одной комнате. Чаще всего возникают затруднения при необходимости совместного распределения обязанностей с соседями по блоку, по комнате, иногда просто два подростка не могут найти общий язык друг с другом, в результате чего иногда возникают конфликты на этой почве. Надо жить в одной комнате с людьми, о существовании которых ты никогда и не подозревал, налаживать с ними контакт, выстраивать отношения. Здесь приходится подходить к каждому индивидуально, выслушивать точку зрения каждого, примирять, устранять конфликты, предупреждать возникновение новых конфликтов. Однако в процессе взаимодействия с проживающими выявляем их интересы, потребности, склонности, психологические особенности, что в дальнейшем позволяет все это учитывать при улучшении качества проживания студентов.

Очень важно суметь помочь студентам организовать их свободное время, приобщить к занятиям спортом, привлечь в клубы, кружки. При этом цель организации досуга обучающихся заключается не в том, чтобы их отвлечь от пустого времяпровождения, а занять, развлечь и, главное, вызвать ответную мысль, побудить к творческому поиску, разбудить стремление повысить культурный уровень, расширить круг интересов, приобрести навыки самостоятельной организации свободного времени.

Таким образом, важнейшим фактором воспитательной работы в студенческом общежитии является создание благоприятной психологической атмосферы – педагогически воспитывающей среды. Эта среда может быть, сформирована путём массового, и самое главное, качественного участия студентов в культурно-досуговых и спортивно- оздоровительных мероприятиях, проводимых в общежитии.

Особо остро данная проблема возникает в начале учебного года, когда вновь прибывшие студенты проходят период адаптации. Однако постоянный контроль, индивидуальные беседы и доброжелательные отношения между проживающими и сотрудниками успешно позволяют решить данную проблему.

Для осуществления воспитательной работы в общежитии использую наиболее эффективные формы работы индивидуального и группового характера: беседы, собрания, тематические и развлекательные вечера, викторины, лекции, диспуты, устные журналы, соревнования, конкурсы, экскурсии. Для удобства проживающих в общежитии на втором и третьем этажах имеются комнаты отдыха, оснащенные телевизором, интернетом. В холле второго этажа так же есть удобные диваны и телевизор, организовали для студентов вечерний киносеанс. Фильмы помогают подбирать сами студенты. На третьем этаже в холле установлен теннисный стол, традиционно в октябре проводим теннисный турнир, посвященный дню рождения города Мурманска, победителей среди юношей и среди девушек награждаем грамотами и сладкими призами.

Ежеквартально проводим общее собрание студентов, проживающих в общежитии, на котором поднимаем вопросы, касающиеся правил проживания, награждения студентов, ведущих активную общественную деятельность, соблюдения правил внутреннего распорядка, техники безопасности, пожарной безопасности, санитарных норм. Соблюдение данных правил контролируется, за нарушение правил проживания в общежитии может быть объявлено замечание, вынесен выговор, строгий выговор и отчисление из числа проживающих в общежитии. Для повышения правовой грамотности студентов организуем встречи с инспектором по делам несовершеннолетних и участковым инспектором.

В начале учебного года необходимо выявить лидеров среди студентов, проживающих в общежитии. Из их числа на общем собрании студентов выбираем Студенческий совет общежития, который координирует деятельность старост этажей. Старосты контролируют порядок в блоках, вывешивают графики дежурства по блоку. Студенческий совет состоит из председателя, заместителя председателя, из культурно-массового сектора, художественно-оформительского, спортивного, санитарного. Студсовет организует работу по самообслуживанию, привлекает проживающих к выполнению общественно-полезных работ в общежитии и на прилагающей территории (2 раза в год проводим субботники на придомовой территории), организует проведение культурно-массовой работы.

Каждый четверг проходят заседания студенческого совета общежития. На заседаниях обсуждаем план мероприятий на ближайшую неделю, назначаем ответственных лиц из числа студентов, на заседания приглашаем студентов, нарушающих Правила проживания в общежитии, проводим с ними беседы, объясняем законы, которые они нарушили, призываем к ответственности. С воспитательной целью для студентов, неоднократно нарушающих Правила проживания, с 1 сентября 2017 г. создана дисциплинарная комиссия общежития, в состав которой входит зам директора по УВР, старший воспитатель, соц педагог, психолог и председатель Студенческого совета общежития. На заседаниях индивидуально с каждым студентов объясняем правила проживания, напоминаем законы, которые они нарушают.

Вся воспитательная работа в общежитии направлена на формирование личности высокой нравственной культуры, профессионально и социально компетентной, с активной жизненной позицией, имеющей навыки в управлении, умеющей принимать решения и нести за них ответственность.

Воспитание студентов, проживающих в общежитии – сложный и многогранный процесс, требующий от его организаторов тщательного отбора воспитательных средств, постоянного взаимодействия с администрацией, студенческим советом. Наша общая задача – искать и находить новые формы работы по организации досуга молодёжи, развивающие её духовно и интеллектуально, помогающие ей определить своё место в жизни.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Воспитательная работа в общежитии.

Громова Надежда Николаевна,

старший воспитатель общежития

Государственного бюджетного

профессионального образовательного

Воспитатель - организатор системы работы со студентами в общежитии.

Воспитатель - главная фигура в общежитии студентов. Но немало специалистов считают, что воспитателем может стать, чуть ли не каждый и даже не имеющий соответствующего образования. И действительно, эту должность занимают немало людей, для которых работа в общежитии – явление временное. Поэтому и в педагогических коллективах сложилось отношение к воспитателю, как к педагогу второго плана. Ситуация осложняется тем, что методическое обеспечение отсутствует, это единственная категория педагогов, которая не имеет не то что специального журнала, но даже рубрики ни в одном педагогическом издании. Как работать воспитателю в такой непростой ситуации? С чего начать?

Анализ сложившейся практики позволяет выделить в деятельности воспитателя общежития следующие направления:

Изучение студентов. Не зная индивидуальных особенностей, проживающих в общежитии, невозможно добиться положительных результатов в воспитательной работе. Этот процесс охватывает весь период проживания студентов в общежитии. Для этого каждый воспитатель вместе с студентом, при заселении в общежитии заполняют информационную карту.

Планирование работы. План работы воспитателя – это программы педагогических действий. Каждый воспитатель работает по воспитательному плану, согласованному и утвержденному заведующим общежитием.

Воспитание в коллективе. Организуя коллектив, воспитатель создает условия для успешного решения педагогических задач не только силой своего авторитета, но и воздействием общественного мнения.

Воспитание сознательной дисциплины. С первых дней воспитатель совместно с администрацией устанавливают твердый режим и четкий распорядок проживания, которые неукоснительно должны выполняться студентами, приучают их заботиться о чистоте и порядке в общежитии.

Взаимодействие с администрацией, преподавателями и кураторами. Реализуя свои функции, воспитатель взаимодействует со всеми заинтересованными лицами.

Создание морального климата в общежитии. Доброжелательная атмосфера в коллективе создает благоприятную почву для реализации способностей и возможностей личности.

Для студента пребывание в общежитии – особый период в его жизни. Она значительно отличается от жизни в семье, где он находился в центре внимания. В общежитии такой ситуации быть не может, потому что он вливается в коллектив сверстников, где все равны. Опыт показывает, что общение между педагогами и студентами в общежитии может быть успешным, если обеспечиваются: сотрудничество между педагогами, в основе которого единая позиция; интеллектуальный фон; действенное самоуправление; четкий распорядок дня; взаимодействие с родителями.

Воспитатель должен помнить, что неумение работать с людьми не только приводит к нервозной обстановке, но и влияет на качество труда. Одним из важнейших направлений педагогической деятельности воспитателя общежития – воспитание сознательной дисциплины и бережного отношения к собственности.

В этой многоплановой работе можно выделить следующие ее аспекты:

обеспечение утвержденного режима дня. Необходимо разъяснить студентам, что соблюдение режима дня – необходимое условие успешной работы.

формирование у студентов прочных навыков и привычек, ответственного выполнения своих обязанностей. Руководствуясь Правилами проживания студентов в общежитии последовательно внедрить в жизнь коллектива единые требования.

развитие самоуправления. Тут студенческий совет оказывает значительную помощь воспитателям.

контроль над поведением и деятельностью студентов.

Очень сложный вопрос – обсуждение поведения студентов, нарушающих правила проживания. Эта ситуация не должна стать нормой. Здесь нужна постоянная профилактическая работа, повышение уровня индивидуальной работы со студентами. Воспитанию сознательной дисциплины способствует и систематическая пропаганда морально-этических норм и правовых знаний. Большое внимание уделить и общей культуре студентов.

Большое значение в решении воспитательных задач имеет еще и культура быта. Быт влияет на настроение и отношение людей. Поэтому организация быта является одной из основных обязанностей воспитателя в общежитии.

Основной вид трудовой деятельности студентов в общежитии – самообслуживание. Активы этажей сами составляют график дежурств, помогают следить за чистотой и порядком.

Хорошо организованное дежурство имеет большое значение не только для поддержания чистоты и порядка, но и для воспитания дисциплинированности и ответственности. Каждый проживающий, будучи дежурным, приобретая опыта работы в среде сверстников, на собственном опыте убеждается, как много труда требуется для поддержания культуры и гигиены быта. И постепенно приобретает навыки бережного отношения к государственной и личной собственности, укрепляет чувство ответственности перед окружающими людьми.

Заключение: такая организация воспитательной работы в общежитии позволяет воспитателям достигать цели и позволяет добиться наилучших результатов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аспекты и приоритетные направления воспитательной работы в общежитии , формы, и методы.

Воспитательная работа в общежитии

Общие сведения: в общежитии проживает 271 студент, из них 154 мальчика и 117 девочек ( 126 из них

несовершеннолетние)

Цель деятельности общежития железнодорожного техникума - создание благоприятных условий для саморазвития и самореализации личности проживающих в нём студентов, их успешной социализации в обществе.

Задачи воспитательной работы в общежитии

Организация воспитывающей и развивающей деятельности

Организация и развитие коллектива

Помощь в становлении личности студента

Создание условий для влияния на воспитание студентов, условий для подготовки к учёбе, для проявления их склонностей интересов и способностей, организация быта, влияние на досуг, физические, интеллектуальные и духовные потребности, на формирование гражданских позиций

Повышение социальной активности студентов, их самостоятельности и ответственности в организации жизни общественного социума

Привитие навыков санитарно – гигиенических норм

Создание условий для комфортного проживания.

Совершенствование системы студенческого самоуправления

Профилактика и своевременное реагирование на правонарушения;

Обеспечение повседневной индивидуальной работы со студентами;

Организация внеаудиторной занятости студентов;

Вовлечение молодежи в полезную для личности и общества жизнь: это культурный досуг, участие в общественной и спортивной жизни;

Оказание комплексной психолого-педагогической поддержки всем субъектам воспитательного процесса.

Методологический (основополагающий) подход в работе воспитателя: личностно - ориентированный.

Основные приоритетные направления воспитательного процесса.

. Развитие психологических функций и познавательных способностей

. Формирование умения учиться

. Формирование основ гражданственности и патриотизма, развитие национального самосознания

. Формирование толерантности

. Формирование нравственно – смысловых, эстетических и духовных ориентиров

. Формирование оптимальной информационно – культурной среды

. Формирование культуры поведения, здорового образа жизни

. Умение жить в социуме, налаживание быта

. Формирование культуры быта и совместного проживания.

Воспитание студентов, проживающих в общежитиях - сложный и многогранный процесс. Процесс тщательного отбора воспитательных средств, постоянного взаимодействия с администрацией, родителями студентов, классными руководителями, психологом, студенческим Советом.

Работа воспитателя в общежитии имеет и свою специфику. Это, прежде всего:

необходимость адаптации студентов первого курса к новой социальной среде;

различный уровень познавательной мотивации студентов;

различия в уровне развития навыков самообслуживания;

специфика организации воспитательного процесса в общежитии;

проживание студентов отдельно от родителей, в общежитии.

Успех деятельности воспитателя во многом зависит от четкого осмысления и определения основных направлений деятельности, от оптимального выбора форм и методов воспитания, значительно повышающих адаптацию первокурсников к новой социальной среде.

Основными направлениями работы воспитателя в общежитии в адаптационный период являются:

проведение работы по ознакомлению студентов с правилами внутреннего распорядка;

составление социально - психологического портрета студентов;

индивидуальная работа с несовершеннолетними студентами по плану и при необходимости, индивидуальная работа с совершеннолетними при необходимости.

изучение структуры межличностных отношений;

оказание практической помощи в период адаптации в общежитии;

Основными приоритетными направлениями воспитательной деятельности являются:

Индивидуальная работа со студентами;

Работа студенческого самоуправления;

Участие в городских и мероприятиях техникума;

Работа с общественными организациями;

Работа с классными руководителями.

В нашем общежитии сложились свои традиции по улучшению досуга и социально – бытовых условий, возможность проявления творческих, интеллектуальных и спортивных задатков.

У выпускников, не менее трогательная традиция прощания со своим домом Общежитие, где есть своя прощальная песня.

Чтобы общежитие стало самым настоящим Домом, новички вместе со старожилами приобщаются к порядку, наводя чистоту внутри и облагораживая территорию.

Каждый из студентов может само реализовать себя внутри общежития, участвуя в различных творческих мероприятиях, способствующих приобщению к культуре, удовлетворению эстетических потребностей формированию патриотических, духовных ценностей и гражданской позиции.

На базе общежития традиционными и полюбившимися стали « Литературно – музыкальные гостиные. В них студенты посредством перевоплощения реализуют свои, поэтические, вокальные, сценические, хореографические и другие таланты, глубже познают литературу и искусство. На базе общежития функционирует хоровой коллектив , который состоит из 40 мальчиков.

СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕЖИТИЯ

Общежитие - студенческий дом, и студенты должны быть хозяевами этого дома. Общежитие должно стать подлинной школой жизни, гражданского воспитания будущего специалиста.

А воспитательный процесс напрямую включает непосредственное участие в нём студенческого самоуправления.

Только в специально созданных условиях, в рамках воспитательной работы, возникло и сформировалось действенное студенческое самоуправление, обеспечивающее достижение социальной успешности каждым проживающим студентом.

СТРУКТУРА СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СТУДЕНЧЕСКОГО СОВЕТА

ЗАМ. ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СОВЕТА

СЕКТОР ОРГАНИЗАЦИИ ПРАЗДНИКОВ

ЖИЛИЩНО-БЫТОВОЙ СЕКТОР

художественно оформительский сектор

СПОРТИВНЫЙ СЕКТОР

СТАРШИЕ ПО БЛОКАМ








Цель деятельности студенческого самоуправления общежития - создание комфортных условий для гармонизации личностного развития путем оптимизации взаимоотношений студентов, повышение их социального интеллекта через организацию самоуправления в условиях студенческого общежития.

Задачи самоуправления

представление студентам реальной возможности участвовать в управлении студенческим коллективом (организовывать, исполнять и анализировать процесс проживания в общежитии);

разработка основных направлений и содержания деятельности с проживающими в общежитии;

формирование у студентов умения самостоятельно находить общезначимое дело, проявлять себя в различных направлениях, вносить свой вклад в деятельность коллектива;

приобщение студентов к социально приемлемым формам досуга;

анализ и оценка результатов проведенной работы;

распространение информации о реализации деятельности в студенческой среде.

Студенческое сообщество дает возможность реализовывать основные направления воспитательного процесса такие как: здоровье, интеллект, нравственность, досуг.

Механизмы (этапы реализации проекта)

Подготовительный этап:

формирование рабочей группы органа управления, выбор руководителя проекта, актив, распределение обязанностей;

согласование планируемых мероприятий и акций.

Основной этап:

планирование и реализация мероприятий

Заключительный этап:

анализ осуществленной деятельности, публикация отчетных текстовых и фотоматериалов на сайте техникума.

Направления деятельности

сроки выполнения

Общежитие наш дом – вместе, разные живем:

Помощь в организации заселения первокурсников в начале учебного года

Составление Социального паспорта общежития.

Мониторинг бытовых проблем и обустройства вселившихся, помощь в организации быта.

Общежитие наш дом в нем порядок наведем:

Мониторинг соблюдения правил внутреннего распорядка проживающими студентами

Организация дежурства в комнатах, блоках, на общей кухне.

Проведение генеральных уборок

Сентябрь, октябрь Апрель

Участие в общегородском субботнике

Общежитие наш дом мы в нем здорово живем:

Мониторинг по ЗОЖ студентов

Вовлечение студентов в спортивные секции

Просмотр фильмотеки по профилактике, употребления ПАВ

Соревнования на кубок общежития по футболу

Участие в акциях, спортивных соревнованиях техникума, города

Соревнования по теннису на первенство общежития.

Выпуск тематических газет, памяток, рекомендаций по ЗОЖ

Общежитие наш дом интересно в нем живем:

Мониторинг занятости студентов в свободное время

Вовлечение студентов в творческие объединения и кружки ( литературно – муз гостиная, хор, театрализованные миниатюры, хореографические постановки.

Участие в акциях, культурно-массовых мероприятиях техникума и города

Участие в проведении и организации литературно музыкальных гостиных в общежитии « Осенние мотивы « и «Весенняя капель «

Участие студентов общежития в праздничном концерте техникума к дню 8 марта ( хор общежития, солисты, танцевальные и сценические миниатюры)

Проведение конкурса патриотической песни к дню Российской Армии, знакомство и общение с ребятами отслужившими в армии (общежитие)

Подготовка и участие студентов общежития в театрализованном представлении техникума, посвящённого Дню Российской Армии. (сценические миниатюры, хор, солисты, хореографические постановки)

Ведение электронного альбома о студенческой жизни в общежитии

Организационно-методическое обеспечение:

Оформление тематических стендов, наглядной агитации по проводимой работе;

Разработка анкет, для проведения опросов проживающих на актуальные темы;

Разработка и изготовление информационных памяток для проживающих, родителей.

Ведение альбома с комментариями о проводимой работе;

Публикации на сайте техникума.

Руководство реализацией проекта

Высшим органом сообщества является общее собрание всех членов проектной группы. Форум считается действительным, если на нем присутствуют 2/3 общего количества членов. Решение является правомерным, если за него проголосовало более половины присутствующих.

Общее собрание сообщества проводится не реже одного раза в 3 месяца.

Главным органом управления является заседание актива группы ССО, избираемого сроком на 2 года.

Актив группы – председатель, секретарь и члены актива – состоит из 10 человек, входящих в состав ССО, избранных на общем собрании открытым голосованием.

Из состава актива открытым голосованием его членов избирается председатель, являющийся и руководителем студенческого сообщества, секретарь, ответственный за ведение документации проекта.

На заседаниях актива группы утверждается план работы, рассматриваются и принимаются решения по проведению мероприятий, акций, сроки ответственные и т.д.

Заседания актива сообщества проводятся не реже одного раза в месяц.

Ожидаемые результаты

увеличение количества студентов, участвующих в органах самоуправления, проекте;

увеличение количества студентов вовлеченных в объединения по интересам;

увеличение количества студентов, ведущих здоровый образ жизни, систематически занимающихся спортом;

увеличение количества студентов, принимающих участие в организации и проведении мероприятий;

снижение уровня нарушений правил проживания в студенческом общежитии.

В период реализации проекта возможны дополнения и изменения в его содержании и тематическом планировании.

Ромилина Галина Владимировна


Мурманский медицинский колледж

Главной целью воспитательной работы в общежитии является мобилизация студенческого коллектива общежития для активной работы по созданию комфортной среды проживания, развития навыков самоуправления и самовоспитания. Ведь общежитие – не только место проживания, но и новая социальная микросреда, определяющая перспективные направления профессионального и духовного развития личности, преодоления трудностей и противоречий процесса адаптации молодежи к новым социально-бытовым условиям.

Ведущим принципом воспитательной работы в общежитии является создание комфортных условий для проживания студентов, ведьпребывание в общежитии – особый период в их жизни и значительно отличается от жизни в семье, где они находятся в центре внимания. Резкая смена условий жизни, социальной среды нередко оказывается пагубной для несформировавшейся личности. Приехавшие из отдаленных поселков, гарнизонов, маленьких городов в чужой город подростки оказываются в новой социальной роли, стремятся как можно скорее освоить специфику городской жизни. Большой город создает у ребят иллюзию взрослости. В условиях столь значительных жизненных перемен у молодых людей важно не только продолжить проводившуюся с ними ранее школой работу по нравственному воспитанию, но и обеспечить дальнейшее развитие моральных качеств.

Необходимо учитывать то, что отрыв подростков от семьи часто вызывает у них сложные состояния, характеризующиеся замкнутостью, нервозностью, капризностью, угрюмостью. Поэтому очень важно организовать в общежитии нормальную жизнедеятельность.Происходит естественное уменьшение влияния семьи, близких родственников на их нравственное развитие. Изопыта работы почти у30% проживающих в общежитии ослаблены связи с родителями. Очень важно не упустить таких подростков, необходимо уделить им особенное внимание. Общениесо взрослым высоко ценится среди обучающихся, особенно первых курсов.

В этом учебном году в стены общежития колледжа пришли жить 65 первокурсников, обучающихся в различный учебных заведенияхсреднего и высшего профессионального образования.

Среди проживающих в общежитии есть особые категории студентов:

  • выпускники детских домов;
  • студенты из опекаемых или из многодетных семей;
  • выпускники коррекционных классов.

Данным категориям, проживающих в общежитии уделяем особое внимание: проводим с ними индивидуальную работу, направленную на коррекцию их поведения, повышения уровня их общей культуры и адаптации к новым условиям проживания и обучения.Необходимо создание условий для удовлетворения их познавательных, эстетических и других потребностей, обеспечивающих формирование и развитие личности.Исходя из своих наблюдений за данной категорией студентов, трудности в адаптации состоят в том, что большинство из них нерационально распределяют свое время. Они не могутсамостоятельно настроить свой режим дня.

В начале учебного года при массовом заселении студентов в общежитие комнаты комплектуются без учета личностных качеств человека, без учета их темперамента и характера. В связи с этим воспитателям очень часто приходится разрешать конфликты между проживающими в одной комнате. Чаще всего возникают затруднения при необходимости совместного распределения обязанностей с соседями по блоку, по комнате, иногда просто два подростка не могут найти общий язык друг с другом, в результате чего иногда возникают конфликты на этой почве. Надо жить в одной комнате с людьми, о существовании которых ты никогда и не подозревал, налаживать с ними контакт, выстраивать отношения. Здесь приходится подходить к каждому индивидуально, выслушивать точку зрения каждого, примирять, устранять конфликты, предупреждать возникновение новых конфликтов. Однако в процессе взаимодействия с проживающимивыявляем их интересы, потребности, склонности, психологические особенности, что в дальнейшем позволяет все это учитывать при улучшении качества проживания студентов.

Очень важно суметь помочь студентам организовать их свободное время, приобщить к занятиям спортом, привлечь в клубы, кружки. При этом цель организации досуга обучающихся заключается не в том, чтобы их отвлечь от пустого времяпровождения, а занять, развлечь и, главное, вызвать ответную мысль, побудить к творческому поиску, разбудить стремление повысить культурный уровень, расширить круг интересов, приобрести навыки самостоятельной организации свободного времени.

Таким образом, важнейшим фактором воспитательной работы в студенческом общежитии является создание благоприятной психологической атмосферы – педагогически воспитывающей среды. Эта среда может быть, сформирована путём массового, и самое главное, качественного участия студентов в культурно-досуговых и спортивно- оздоровительных мероприятиях, проводимых в общежитии.

Особо остро данная проблема возникает в начале учебного года, когда вновь прибывшие студенты проходят период адаптации. Однако постоянный контроль, индивидуальные беседы и доброжелательные отношения между проживающими и сотрудниками успешно позволяют решить данную проблему.

Для осуществления воспитательной работы в общежитии использую наиболее эффективные формы работы индивидуального и группового характера: беседы, собрания, тематические и развлекательные вечера, викторины, лекции, диспуты, устные журналы, соревнования, конкурсы, экскурсии. Для удобства проживающих в общежитии на втором и третьем этажах имеются комнаты отдыха, оснащенные телевизором, интернетом. В холле второго этажа так же есть удобные диваны и телевизор, организовали для студентов вечерний киносеанс. Фильмы помогают подбирать сами студенты. На третьем этаже в холле установлен теннисный стол, традиционно в октябре проводим теннисный турнир, посвященный дню рождения города Мурманска, победителей среди юношей и среди девушек награждаем грамотами и сладкими призами.

Ежеквартально проводим общее собрание студентов, проживающих в общежитии, на котором поднимаем вопросы, касающиеся правил проживания, награждения студентов, ведущих активную общественную деятельность, соблюдения правил внутреннего распорядка, техники безопасности, пожарной безопасности, санитарных норм. Соблюдение данных правил контролируется, за нарушение правил проживания в общежитии может быть объявлено замечание, вынесен выговор, строгий выговор и отчисление из числа проживающих в общежитии. Для повышения правовой грамотности студентов организуем встречи с инспектором по делам несовершеннолетних и участковым инспектором.

В начале учебного годанеобходимо выявить лидеров среди студентов, проживающих в общежитии. Из их числа на общем собрании студентов выбираем Студенческий совет общежития, который координирует деятельность старост этажей. Старосты контролируют порядок в блоках, вывешивают графики дежурства по блоку. Студенческий совет состоит из председателя, заместителя председателя, из культурно-массового сектора, художественно-оформительского, спортивного, санитарного. Студсовет организует работу по самообслуживанию, привлекает проживающих к выполнению общественно-полезных работ в общежитии и на прилагающей территории (2 раза в год проводим субботники на придомовой территории), организует проведение культурно-массовой работы.

Каждый четверг проходят заседания студенческого совета общежития. На заседаниях обсуждаем план мероприятий на ближайшую неделю, назначаем ответственных лиц из числа студентов, на заседания приглашаем студентов, нарушающих Правила проживания в общежитии, проводим с ними беседы, объясняем законы, которые они нарушили, призываем к ответственности. С воспитательной целью для студентов, неоднократно нарушающих Правила проживания, с 1 сентября 2013г. создана дисциплинарная комиссия общежития, в состав которой входит заведующий общежитием, воспитатель и председатель Студенческого совета общежития. На заседаниях индивидуально с каждым студентов объясняем правила проживания, напоминаем законы, которые они нарушают.

Вся воспитательная работа в общежитии направлена на формирование личности высокой нравственной культуры, профессионально и социально компетентной, с активной жизненной позицией, имеющей навыки в управлении, умеющей принимать решения и нести за них ответственность.

Воспитание студентов, проживающих в общежитии – сложный и многогранный процесс, требующий от его организаторов тщательного отбора воспитательных средств, постоянного взаимодействия с администрацией, студенческим советом. Наша общая задача – искать и находить новые формы работы по организации досуга молодёжи, развивающие её духовно и интеллектуально, помогающие ей определить своё место в жизни.

Читайте также: