Воспитание патриотизма на уроках истории доклад

Обновлено: 01.05.2024

Автор: Коковин Павел Сергеевич

Организация: МБОУ СОШ №3

Населенный пункт: Сведловская область, г. о. Сухой Лог, пос. Алтынай

«Любовь к Отечеству - это и есть то

главное основание души любого истинного гражданина России.

Это и есть тот стержень, который объединяет нашу страну,

делает ее великой, надежной

Одной из важных задач государства является патриотическое воспитание молодежи. В ее решении огромная роль принадлежит современному образовательному учреждению. Выделяя патриотическое воспитание в относительно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями воспитания: гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим, что представляет собой гораздо более сложное сочетание, чем соотношение целого и части.

Гражданско-патриотическое направление в МБОУ СОШ №3 является одним их основных в системе воспитательной работы с обучающимися. Цель данного направления – повышение чувства патриотизма, любви к своей Родине, укрепление знаний по истории России, знакомство с защитниками Родины и героическими подвигами Героев России.

Уроки истории и обществознания открывают широкие возможности для формирования личности школьника, становления его гражданской позиции.

Чтобы лучше понять какое-то историческое время, необходимо посмотреть на него с разных сторон: как происходил прогресс науки и техники, какие яркие личности жили в это время, как развивалась культура. В воспитании патриотизма уроки истории и обществознания играют большую роль.

На уроках истории я создаю условия для формирования у обучающихся патриотической компетенции. Это находит свое выражение в следующем:

- формировании патриотических и гражданских чувств у обучающихся через изучение героических страниц истории Отечества;

- изучении истории страны через историю своей семьи;

- применении на уроке и во внеурочной деятельности достижений музейной педагогики, изучении истории родного края через уроки истории в школьном музее;

- индивидуализации работы с одаренными детьми - организации исследовательской и творческой деятельности обучающихся через создание ученических проектов.

Основой формирования патриотической компетенции является урок. Наиболее подходящим материалом для формирования патриотической компетенции служат военные темы: сражения эпохи Александра Невского, борьба с монголо-татарами, Смутное время, Северная война, Отечественная война 1812 года, русско-турецкие войны, Великая Отечественная война.

На примере Александра Невского учились военному искусству русские полководцы и военачальники, проявившие свой талант в годы суровых испытаний. В 1942 году, во время Великой Отечественной войны, в борьбе с фашистской Германией был учрежден боевой советский орден Александра Невского, которым награждались офицеры и генералы, командиры от взводов до дивизий за успешно проведенные боевые операции, проявившие личную отвагу и обеспечившие успешные действия своих частей.

Обучающимся предлагается ответить на следующие вопросы: согласны ли вы с этой позицией? Обоснуйте свое мнение. В чем состоит значение Невской битвы и Ледового побоища?

В рамках работы гражданско-патриотического направления во внеурочное время в нашей школе проводятся следующие мероприятия:

Большую роль в воспитании патриотизма и гражданственности играют уроки и мероприятия, посвященные Дню Победы. В ходе подготовки к этой дате дети проникаются чувством сопричастности к прошлому, состраданием, уважением к подвигу нашего народа. Каждый год в День Победы обучающиеся школы приходят к памятнику павшим воинам, где принимают участие в торжественном митинге, возлагают цветы, рассказывают стихи, стоят в почетном карауле.

Уроки мужества, вечера памяти, празднование памятных дат, проведение викторин, конкурсов - все это примеры воспитательной работы по формированию патриотических и гражданских чувств обучающихся.

Такая организация внеурочной деятельности обучающихся по истории помогает ребятам проникнуться чувством гражданственности и патриотизма, учит любить свою малую Родину, нашу Россию.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 с изменениями). Стр. 3.

Приложение

Дни воинской славы России

27 января - День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год);

2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год);

23 февраля - День защитника Отечества;

18 апреля - День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год);

9 мая - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне (1945 год);

7 июля - День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении (1770 год);

10 июля - День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год);

9 августа - День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714 год);

23 августа - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год);

8 сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И.Кутузова с французской армией (1812 год);

11 сентября - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф.Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год);

21 сентября - День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год);

4 ноября - День народного единства;

7 ноября - День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование 24-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год);

1 декабря - День победы русской эскадры под командованием П.С.Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год);

5 декабря - День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год);

24 декабря - День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В.Суворова; произошло (1790 год).

Оценить 1690 0

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

«… Не может сын глядеть спокойно

на горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

Современная молодежь растет под влиянием средств массовой информации и Интернета, которые часто не способствуют формированию гражданских и нравственных качеств личности. Многие современные исследователи проблем общественной жизни говорят о том, что образовался духовный, идейный, ценностный вакуум, в котором оказалось подавляющее большинство современной молодежи. Как остановить распространение равнодушия, эгоизма, немотивированной агрессивности, неуважительного отношения к истории нашей страны? Как найти путь к разуму и сердцам наших детей, чтобы осознание чувства любви к Родине стало полнее и значительнее? Эти вопросы сегодня волнуют педагогов.

Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для чего дает изучение истории России. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины.

Следует обратить внимание педагогов на то обстоятельство, что все большее количество обучающихся обращаются к электронным и Интернет ресурсам. Зачастую представляемые ими данные неоднозначы, требуют проверки подлинности или же являют собой вымысел авторов статей.

Такого рода задания заставляют ребят обобщать полученные знания, давать им собственную оценку, не только познавать общие сведения, события, но и искать материал не только краеведческий, но и листать семейный альбом, беседовать не только с близкими людьми, но и порой совсем не знакомыми людьми о событиях, об их жизни.

Таким образом, перед учителем истории и обществознания стоят следующие задачи:

- формировать у детей любовь и преданность к Родине;

- развивать у детей любовь и уважение к народу, национальной культуре и традициям;

- воспитывать любовь к истории родного края;

- воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, к своей малой родине;

- формировать у учащихся готовность трудиться на благо Родины и защищать ее;

- развивать у школьников настойчивость в преодолении учебных трудностей как шаг к воспитанию у них патриотизма, гражданственности и национального самосознания.

Только благодаря целенаправленной, сознательной деятельности учителя и активному участию детей в изучении российской истории, истории родного края, в познавательной исследовательской и творческой деятельности возможно реализовать идеи гражданского и патриотического воспитания личности.Качественный уровень воспитанности школьников может быть заметен в их поведении, в отношении к себе, к окружающим, к проблемам школы, города, страны, в их активной или пассивной гражданской позиции.

Решение проблемы воспитания гражданственности и патриотизма является основой укрепления государства и дальнейшего развития современного общества.

Практическая значимость гражданско-патриотического воспитания школьников заключается в том, что, воспитание гражданина России, его духовно-нравственное развитие является ключевым фактором дальнейшего развития страны, обеспечения духовного единства народа, политической и экономической стабильности. Невозможно создать правовое государство и гражданское общество, современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней и общественной жизни.

Большое значение воспитанию гражданственности и патриотизма придает государство. В Национальной доктрине образования Российской Федерации отмечено: "Цели воспитания и образования - историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, воспитание патриотов".

"… Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений". /Послание Президента России Федеральному собранию Российской Федерации в 2008 году /.

В статье 2 Закона РФ "Об образовании" среди приоритетов отмечается формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации сформулированы теоретические основы патриотического воспитания как важнейшего направления деятельности общества и государства.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2011 г. подчеркнуто, что наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования. "Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь подростка. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями школьников, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции".

Современный "национальный воспитательный идеал" - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Гражданско-патриотическое воспитание предполагает:

чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

уважительное отношение к языку своего народа;

заботу об интересах Родины;

осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Проблема воспитания гражданственности и патриотизма, становления и развития личности является важнейшей составляющей общенациональной идеи, системы формирования и развития духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения.

Идея воспитания гражданственности и патриотизма у школьников не нова, но очень актуальна в современной России.

Над темой гражданско-патриотического воспитания трудились известные отечественные педагоги прошлых лет и современности.

Не только благодаря целенаправленной, сознательной деятельности учителя, но и активному участию детей в изучении российской истории, истории родного края, в познавательной исследовательской и творческой деятельности возможно реализовать идеи гражданского и патриотического воспитания личности.

Не менее важна роль семьи в воспитания гражданственности и патриотизма, становления и развития личности

Осуществление задач гражданского воспитания требует активной гражданской позиции со стороны учителя.

Определить результаты гражданского и патриотического воспитания довольно сложно.

Качественный уровень воспитанности школьников может быть заметен в их поведении, в отношении к себе, к окружающим, к проблемам школы, города, страны, в их активной или пассивной гражданской позиции.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту.

Воспитание патриотического воспитания школьников на уроках истории

Маева Альбина Мирасовна

Учитель истории Махамбетсой средней школы

имени Есенбая Агелеуова с.Махамбет

Махамбетский район Атырауская область

И еще немало будет пройдено,

Коль зовут в грядущее пути.

Но светлей и чище чувства Родины

Людям никогда не обрести!

Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту.

Музей нашей школы становится у нас центром краеведческой работы школы : мы продолжаем собирать материал по истории школы, семей наших учащихся, учителей, проводим экскурсии по музею, принимаем здесь гостей, воспитывая любовь к Родине через историю школы. Таким образом, используя все имеющиеся в нашем распоряжении средства, я стараюсь привить учащимся чувство патриотизма, любви к Родине, своему селу, семье, воспитать из них Гражданина Казахстана. А без этого у нашего общества не может быть будущего.

Знать свою историю – значит твердо стоять на родной земле, гордится ее героическим прошлым, значит быть достойным ее славного будущего. Так рождается любовь к Родине. Так человек осознанно становится патриотом своего Отечества.

Список использованной литературы:

1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана.
2. Жилкишиева М.С. Патриотическое воспитание как актуальная педагогическая проблема
3. Хайруллина Н.А. Воспитание казахстанского патриотизма


Востребованность данной темы определяется тем, что в жизни нашей страны, с одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур, Россия активно включается в мировое сообщество. Но с другой стороны, нарастают негативные явления: бездуховность, социальное расслоение, социальная незащищенность граждан, криминализация общества, пропаганда насилия в средствах массовой информации. Как следствие этих процессов - рост подростковой преступности, беспризорности и безнадзорности, наркомании, снижение общей культуры молодежи, усиление националистических, сектантских влияний на подрастающее поколение.

Рассматривая особенности патриотического воспитания, сначала определим, что такое патриотизм. Патриотизм, по мнению философов, - одно из наиболее глубоких чувств человека, закрепленных веками. Оно присуще всем народам. Это важное качество человека, предполагающее любовь к Родине, готовность служить её интересам, своему народу. Именно патриотизм являлся тем фундаментом, который во все времена объединял все слои российского общества.

В патриотическом воспитании можно выделить три направления :

-изучение истории семьи ребенка;

-изучение истории родного края;

-изучение истории Отечества.

Именно уроки истории открывают широкие возможности для формирования

личности школьника, становления его гражданской позиции. При этом учитель должен направлять учеников, вооружать их инструментарием оценки тех или иных событий, в нравственном плане должен апеллировать к лучшим качествам в человеке, опираясь на исторический материал.

По мнению многих современных педагогов для того, чтобы повысить нравственную значимость школьного урока нужно действовать в 3-х направлениях: через самого педагога, через саму историю и через форму подачи материала. Использование всех направлений в совокупности дает максимальную эффективность в реализации нравственно-воспитательных целей урока.

А среди приемов, способствующих воспитанию патриотизма, можно отметить следующие: методы убеждения, методы организации деятельности учащихся, возрастно-оценочные методы, диалоговая и групповая формы работы, нестандартные формы начала урока, применение фотографий родной природы или портретов героев нашего Отечества. Кроме того для более полной реализации воспита­тельного потенциала содержания урока отечественной истории необходимо приме­нять комплекс приемов, которые могут усилить воспитательное воздействие на учеников. [3] К этим приемам относится уста­новление интегративных связей истории с другими гуманитарными предметами, та­кими, например, как литература и музыка. А также использование заданий исторического содержания на математических олимпиадах школьников. [1]

Воспитание гражданина и патриота России, основанное на изучении её правовой и государственной систем, символики, истории края и страны, жизни и деятельности выдающихся людей способствует сохранению традиций и преемственности поколений. [2]

Васильева Алёна Александровна


Миасский медицинский колледж

В современном мире, в условиях сложных геополитических процессов, очень важны исторические знания, которые позволяют сформировать определённую систему взглядов и убеждений для разностороннего масштабного мышления. Одной из приоритетных государственных задач, осуществляемых образовательной системой, является воспитание патриотичной личности с четкими гражданскими позициями.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что Россия за последние десятилетия претерпела ряд масштабных изменений практически во всех наиболее важных сферах общественной жизни. Результатом этих изменений стало отсутствие единой государственной идеологии.

  1. Государственный. Патриотические чувства человека направлены на государство, в нем человек и видит свою Родину. Он сопоставляет благополучие страны с существующим в государстве политическим строем, поддерживает политический курс.
  2. Национально-этнический. Патриотические чувства направлены на свои этнос и культуру. Человек испытывает привязанность не к определенной местности, а к культуре, высоко ценит национальные обычаи и традиции, стремиться сохранить и передать культурные ценности и знания.
  3. Региональный. Данная форма патриотизма подразумевает привязанность к местности или региону.
  4. Гражданский. С такой формой патриотизма, человек желает, чтобы его страна была успешной, благополучной, сильной. Он разделяет понятия государство и Родина, и если человек не согласен с действием государственных властей, у него формируются оппозиционные взгляды.
  5. Ложный. Человек может говорить о любви к своей Родине, оправдывая этим агрессию по отношению к людям другой национальности или вероисповедания.

Одно можно сказать с уверенностью – не может быть патриотом человек, который не знает историю своей страны, региона, края. Знать и уважать историю своей Родины, хранить воспоминания о подвигах и героях, читать великие литературные произведения, просматривать фильмы и любоваться музейными экспонатами- это лишь часть того, что может оказывать влияние на формирования патриотичной личности. Но, к сожалению, средства массовой информации и интернет оказывают огромное воздействие на современных людей, и в особенности на подрастающее поколение, что препятствует формированию нравственных качеств, духовных ценностей и уважительного отношения к истории нашей страны. Возможность получать доступ к любой информации через интернет приводит к влиянию на детей и подростков националистических настроений, сектантских идей и т.д. Результатом этого становится проявление необоснованной агрессии, рост преступности среди несовершеннолетних, увеличение количества наркоманов, беспризорников и т.д. Поэтому очень важно воспитывать общую культуру молодежи, чтобы не допустить разложения целостности общества.

Воспитание патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека и гражданина, демократическим ценностям современной России – это первостепенные задачи преподавателей истории в учебных заведениях. Являясь преподавателем истории, я ставлю перед собой задачу сформировать у студентов чувство гордости за историю своей Родины, чувство любви к Отечеству и уважение к прошлому нашей страны.

По моему мнению, важным фактором формирования патриотизма у студентов является историческое и обществоведческое образование. В частности, изучение истории благоприятно влияет на развитие нравственных качеств, чувства любви и уважения к своей Родине, окружающей природе, семье и людям в целом.

Россия имеет многовековую историю с ярко выраженными примерами народного патриотизма и героизма, которые повлияли на определение судьбы страны. На парах истории есть возможность разбирать определенные исторические ситуации из жизни прошлых поколений, пытаясь выявить причинно-следственную связь между событиями прошлого и настоящего, пробуждая в студентах чувство сопереживания, сострадания, благодарности к героям минувших лет.

Очень важно научить студентов тому, что такое долг, честь, ответственность за свои дела и поступки, уважение к обществу в целом. Через знания истории прошлого формируется понимание настоящего, появляется возможность понять и объяснить многие политические, экономические, культурные и другие процессы, происходящие в России и мире в целом.

При изучении истории России необходимо делать упор на государственную символику, памятные даты и знаменательные события, примеры героических поступков во имя Родины. Большую роль в формировании гражданского патриотизма играет и изучение культурного наследия страны, традиций и быта предков, деятельности выдающихся ученых и т.д. Возможно вовлечение студентов во внеурочную деятельность, например, изучение истории своей семьи, составление генеалогического древа и т.д.

Таким образом, стоит отметить, что изучение истории своей страны, своего народа, является основной составляющей патриотического воспитания молодого поколения и важная часть будущего нашей страны. Совместные усилия педагогов, семьи и государства в вопросах воспитания, смогут обеспечить развитие полноценной личности с четкой гражданской позицией. Результатом этих усилий должно стать воспитание гражданина, горячо любящего свою Родину, знающего о героических примерах в истории нашей страны, о национальных, культурных и исторических ценностях нашего народа.

Читайте также: