Воронежские сказки и песни доклад

Обновлено: 18.05.2024

Безрукая царевна. Сказка. Воронеж
Давным-давно тому назад, в стародавние времена жила одна вдова с двумя детьми: мальчиком Ваней и девочкой Машей. Стала она помирать и стала наставлять своих детей:

В чайной. Два мужика поехали в город. Сказка. Воронеж
Два мужика поехали в город подывытъся, як там люди живут. Пришли они в центр и дывятся: — О це, кум, чайна. Вот тут мы чайку попьем.

В чайной. Дело было в 1812г. Сказка. Анекдот. Воронеж
Дело было в 1812 году, когда напал на Россию Наполеон. Весь народ встал на защиту Родины. Жил под Москвой один казак, Платов его фамилия.

Ванечка, миленький. Сказка. Воронеж
В одном селе жила вдова, у которой был единственный сын. Вдова слепо любила своего сына. На ласковые слова, на подарки не скупилась. А к труду его не приучала.

Василиса прекрасная и баба-яга. Сказка. Анекдот. Воронеж
Встретились Василиса Прекрасная и Баба-Яга и вот думают, в какой вуз поступать. Василиса Прекрасная говорит: — Я пойду, пожалуй, в университет. А Баба-Яга: — А я в политехнический удумала .

Вкусная еда. Сказка. Воронеж
Барину подали еду. Стал он есть и расхваливать. И спрашивает у кухарки: — Шо це за ида? А она отвечает: — Йиж, барын, йиж. А он говорит: — Да я йим, йим .

Волк и лиса. Сказка. Воронеж
Вот однажды в лесу повстречались волк и лиса. — Здравствуй, кумушка лиса! Расскажи, где ты была. — Здравствуй, милый куманек! Давай сядем на пенек. Расскажу тебе, милой, как мне скучно жить .

Волшебный перстень. Сказка. Воронеж
Жили мать с сыном - бедные. Нанялся сын к попу в работники. Прожил год. А поп ему говорит: — Сколько тебе за работу?

Глупая барыня. Сказка. Анекдо. Воронеж
Жила-была барыня - глупая-преглупая. Что ни забьет себе в голову - умри, а исполни. Вот задумала барыня вывести в срок сорок цыплят и чтобы все были черненькие. Горничная .

Горошинка. Сказка. Воронеж
Жили-были старик со старухой. Да жили они так бедно, что им иногда и есть было нечего. Приходит однажды старик домой и приносит горсть гороху.

Гуси. Сказка. Воронеж
Поехали отец с матерью на ярмарку. Оставили Машу с Ванюшкой и сказали Маше: — Береги братца, а то гуси унесут. А Маша и забыла про братца.

Дед, медведь и лиса. Сказка. Воронеж
Жили дед и медведь. Дед с утра до вечера пропадал на поле. А медведь ходил по лесу да тем и кормился, что попадет на дороге. Надоела такая жизнь медведю .

Жадный поп. Жил в одном селе поп да такой жадный. Сказка. Анекдот. Воронеж
Жил в одном селе поп да такой жадный, что всегда ему мало было, сколько б ему не давали. Вот раз пришла к нему одна старушка. Была она очень бедная .

Женщина-паук. Сказка. Воронеж
Как-то раз один бродячий торговец сбился с дороги и оказался вод вечер в самой глубине гор. — Попал я в беду! -- подумал он. -- Где тут пристанище на ночь?

Золотая рыбка. Сказка. Воронеж
Жил дед с бабкой возле синего моря. Бабка пряла пряжу на продажу, а дед ловил рыбу на продажу. Торговали они. Дед говорит: — Я пойду сети поставлю

Иван Бесталанный и Елена Премудрая. Сказка. Воронеж
В одной деревне жила крестьянка. Был у нее единственный сын по имени Иван. И был он такой бесталанный и делал все не так, как нужно.

Иван-дурачок и Марья королевна. Сказка. Анекдот. Воронеж
Была у царя дочка Марья-королевна, умница - разумница. Поглядит на человека - все видит: что на языке принес и что на сердце держит. Все ж таки надо царю дочку замуж отдать.

Колдун и парнишка. Сказка. Воронеж
Идет как-то раз парнишка лесой, встречает барина, а тот и спрашивает: — Читать умеешь? Парнишка отвечает: — Умею. Пробормотал барин что-то себе под нос и дальше расспрашивает

Колдунья. Сказка. Анекдот. Воронеж
Жила-была страшная колдунья и были у нее дочь да внучка. Пришло время помирать старухе, зовет она к себе свою дочь и наказывает ей: — Дочка, как я помру .

Кот и мышь. Сказка. Анекдот. Воронеж
Жил-был на свете умный-преумный кот. Вышел он однажды на охоту и принялся гоняться за мышью. Гонялся, гонялся, а она вдруг - юрк. И была такова, ушла в нору .

Кто не работает, тот не ест. Сказка. Анекдот. Воронеж
Жила-была Маша с матерью вместе. Жили они в достатке. И все хорошо было бы, да дочь ленивица была. И что только мать ни делала, не могла заставить дочь к работе.

Лиса и волк. Сказка. Воронеж. Надумала баба пироги печь
Надумала баба пироги печь и посылает деда за рыбой. Сел дед на телегу да и поехал. Наловил и едет назад, а лиса легла мертвой на дороге и лежит.

Лиса и заяц. Сказка. Воронеж
Жили-были лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца - лубяная. Пришла весна. У лисы избушка растаяла. Пришла лиса к зайцу и выгнала его из дома.

Лисичка сестричка и Волчик братик. Сказка. Анекдот. Воронеж
Пахав дид у поле да заснув. А лысычка-сыстрычка украла у ёго быка, запрягла в возык и вдрала. Идэ по дороги, бачэ, волк плытэцца.

Лутонюшка. Сказка. Анекдот. Воронеж
Мать затопила печку, а чугун с горячей водой на себя перевалила. Лутонюшка и отец на току молотят. Она кричит. Отец ей: — Ты что кричишь?

Мальчик и волки. Сказка. Воронеж
Жил мальчик. У него была мать неродная. Она его не любила. Сказала она отцу: — Отвези его в лес, а иначе я уйду. Жить не буду.

На спор. Сказка. Анекдот. Воронеж
Зобралысъ хлопци пограты на улыце. Здорови хлопци, годив по двадцать Думалы-думалы, що робыть сёгодня вечером, нычого ны прыдумають. Тоди один каже: — Спорым, що я у 12 часив пырыйду .

На экзкамене. Сказка. Анекдот. Воронеж
Преподаватель: — Ну, что ж! Проверим, как хорошо вы усвоили материал. Вопрос на пятерку. Какой предмет пришли сдавать - математику или химию? Студент: — Математику. Преподаватель: — Нет, не знаете .

Не даёшь сала, а нива встала. Сказка. Анекдот. Воронеж
Вот был у попа работник. Он, значит, работал у него, работал, а поп его плохо кормил-поил. Ну, и поехал он, этот работник, косить и с ним поповский прихолость .

О Семёне Тыре. Сказка. Анекдот. Воронеж
Жил-был Семен Тырь, бедный-пребедный. Человек пять детей у него было - все голодные, оборванные. Зарезали корову - съели. А кожу повез он на базар продавать.

Один ум хорошо, а два дурака лучше. Сказка. Анекдот. Воронеж
Когда-то была на свете контора. И штат у нее был из трех человек - начальник и два подчиненных дурака. Каждый делал свою работу, никто никому не мешал.

Попов работник. Сказка. Анекдот. Воронеж
В некотором селе поп нанял себе батрака и послал его на сучонке пахать. Дал ему целую ковригу хлеба и гутаря: — На, батрак. Будь сам сыт, накорми сучонку

Почему стариков перестали убивать Сказка. Анекдот. Воронеж
Раньше жили люди так: старые работать не могли, их вывозили в лес волкам на съедение. Вот у одного сына был отец. Отцу было 65 лет.

Пошел козел за лыками. Сказка. Анекдот. Воронеж
Пошел козел за лыками, а коза за орехами. Пришел козел с лыками, а козы дома нет. — Ну, постой же ты, коза! Напущу на тебя волков.

Про Анюту. Сказка. Анекдот. Воронеж
Жил в одной деревне богатый мужик и бедный пастух Ванька. У мужика было две дочери. Одну он отдал за богатого, а другую за пастуха. Был праздник Покров.

Про бедного мужика и барина. Сказка. Анекдот. Воронеж
Жил мужик бедный-пребедный. И не было у него ничего, окромя старенькой, хроменькой лошаденки. И вот думает мужик.

Про воробья. Сказка. Анекдот. Воронеж
Заболили у горобця-молодця голова. Прылытив горобець в степ и сив на былынку. И кажэ: — Былынка, былынка, поколыши горобця-молодця. А былынка кажэ: — Нэ хочу колыхать горобця-молодця.

Про глупого барина. Сказка. Анекдот. Воронеж
Жил-был барин, глупый-преглупый. Раз ехал барин по селу, да и заснул. И решили ребята над барином подшутить. Распрягли лошадь, оглобли просунули через дырки забора, а потом запрягли .

Про дуб. Сказка. Анекдот. Воронеж
Жил старик со старухой, бедные-пребедные. Однажды старик говорит старухе: — Пойдем в лес, бабка, хоть желудей наберем. Сходили они в лес, принесли желудей, высыпали на печку

Про жадного попа и хлеб. Сказка. Анекдот. Воронеж
Жил-был поп. Одно рождество для попа было очень богатым. И собралось у попа у хате много печеного хлеба. И стал хлеб портиться.

Про жадного попа. Вот шли значит, Бог и Иисус Христос. Сказка. Анекдот. Воронеж
Вот шли, значит, бог и Иисус Христос. Шли и исцеляли души. Ходили они из села в село, и в одном селе жадный поп к ним примыкнулся.

Про Замарашку. Сказка. Воронеж
Жила-была мать-вдовушка. У нее было три сына - старший, средний и младший. Царь объявил сделать сухопутный корабль. Весть пришла в деревню, где жили мать и сыновья.

Про камбалу. Сказка. Воронеж
Вы знаете рыбу камбалу? А почему она однобокая, знаете? Ну, слушайте. Когда замучили Иисуса Христа, горько горевала Божья матерь. Один раз, а это было в чистый четверг

Про козлятушку-малятушку. Сказка. Воронеж
Сказка про козлятушку-малятушку Ж ила коза с козлятами. Ушла коза за травой, а козлята дома. Вот волк пришел и шуметь стал: — Козляточки, мои деточки, отворитеся, отопритеся, отомкнитеся .

Про козу лохматую. Сказка. Воронеж
Жили-были дед с бабой. Была у них внучка Машенька, а в хозяйстве - коза по кличке Лохматая. В от посылает однажды дед внука…

Про кума. Сказка. Анекдот. Воронеж
Жил-был кум. Поехал однажды он на базар и купил меру гороха. Едет с базара через мосток, а чертенок - за хвосток. Мешок упал, и весь горох рассыпался.

Про Марка Богатого. Сказка. Воронеж
Нищие странники пришли в одно село, зашли в одну избу передохнуть и узнали, что в этой бедной семье родился мальчик. Родители дали ему имя .

Про Машеньку. Сказка. Воронеж
Жила-была одна семья. И была у них дочка Маша. Жили они дружно. Во дворе у них была собачка Лайка. Маша ее очень любила. И вот у них умерла .

Про одиннадцать братьев. Сказка. Воронеж
Жили мать с отцом. У них было одиннадцать братьев и двенадцатая сестра. И были они так хороши, и жили так хорошо, что писали на золотых досках золотым мелом.

Про святого мужика. Сказка. Анекдот. Воронеж
Раз сидел цыган на дереве и рубил сук, на котором он сидел. Шел старик по дороге, подошел к дереву и говорит: — Щас упадешь. — Не упаду, - отвечает тот и продолжает .

Про сына Ивашечку. Сказка. Воронеж
Жили-были муж и жена. И был у них единственный сын. И звали они его ласково - Ивашечкой. Родители знали о существовании злой ведьмы, которая охотилась за Ивашечкой .

Про цыган. Сказка. Анекдот. Воронеж
Жила цыганская семья. Отец сильно выпивал. Посылает раз он сына за водкой. А тот отвечает: — У меня ведь денег нет. — Э, с деньгами и дурак купит, а ты попробуй .

Проклятые собаки. Сказка. Анекдот. Воронеж
Шел раз по саду пастух, и напали на него собаки. Всполошились, сбежались со всей улицы, вот-вот разорвут. Пастух задом, задом отступает от них .

Протупей-прапорщик. Сказка. Воронеж
Давным-давно это было. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у этого царя три дочери: две замужем в иноземных государствах, а третья была еще .

Пчела и заяц. Сказка. Воронеж
Попрыгун-заяц наелся зеленой сочной травы, спрятался под кустиком и вздумал под теплым солнышком понежиться. Вдруг зажужжала пчелка и села на цветок. — Ты что тут делаешь? - спросил заяц.

Равные права. Сказка. Анекдот. Воронеж
Приходит муж с собрания, жена и спрашивает: — Что там было? — Да что! Теперь вышел новый закон. Вы, женщины, стали наравне с нами. Я не хотел тебе говорить .

Размечтался. Сказка. Анекдот. Воронеж
Найшов одын раз цыган яйцэ и кажэ: — Оцэ вылупыцца из яйца курыця. Вырасты она, нанысэ яець. Из цых яець вылупыцца богато цыплят, вырастуть оны. Продам я курэй

С того света. Сказка. Анекдот. Воронеж
Жили-были в одной деревне старик и старуха. Был у них сын и вдруг помер. Очень долго горевали старик со старухою. В одно время уехал старик в поле пахать .

С чего кукушка у нас завелась. Сказка. Воронеж
Жили-были муж с женой. И у них была девочка. Но вот муж умер, осталась у ней девочка. И так она свою дочку берегла - никуда не пускала.

Свидание Гитлера с русским. Сказка. Анекдот. Воронеж
Жил в Германском государстве Гитлер. Облик-то у него вроде и человеческий, да, гутарят, зверь он какой-то неизвестной породы. И кровь у него темно-коричневая была.

Сказка-небыль. Сказка. Анекдот. Воронеж
У отца было три сына и была у него пашня. Вот отец и говорит сынам: — Пора ехать пахать поле. Вот поехали сыны в поле и стали пахать пашню.

Сова и ворон. Сказка. Воронеж
В старину сова летала днем, где хотела и ничего не боялась. В те времена была она красильщиком. Прилетали к ней разные птицы, а она их красила. У видел это ворон .

Солдат варит кулеш. Сказка. Анекдот. Воронеж
Жили-были старик да старуха. Старик на печи лежит, а старуха его бранит: — Иди, старый, дров наколи, печку растопи! А была та старуха .

Солдат и капризная невеста. Сказка. Анекдот. Воронеж
Жил да был когда-то в одном селе богатый мужичок с женою. И была у них красавица дочка - первая в селе! Одно было плохо, что…

Солдат и черти. Сказка. Анекдот. Воронеж
Отслужил солдат 25 лет и пошел домой. Пришел в свое село. Уж темно было. И вот постучал он в первый двор - переночевать. А дом был пустой, никого не было .

Сядь посиди. Сказка. Анекдот. Воронеж
Жила в одном селении бедная семья крестьянина. Мать умерла еще давно. На попечении отца осталось трое сыновей. Были они работящие, помогали отцу. Первый, как все считали, был умным. Второй .

Теремок. Сказка. Воронеж
Терем-теремок, он не низок, не высок. Ж ила в нем муха-горюха. Шла по полю лягушка и нашла на теремок. — Терем-теремок, кто в этом тереме живет .

Умный сапожник. Сказка. Анекдот. Воронеж
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был хромой сапожник. И все-то этот сапожник умел делать. Но особенно отличался он тем, что прекрасно владел своим сапожным ремеслом.

Царь и капризная невеста. Сказка. Анекдот. Воронеж
У одного царя было три дочери. Две хорошие, одна капризная. Сошьют ей платье - не так. Дадут поесть - не так. Двух отдали замуж. Настала ее очередь. Едут к ней женихи .

Царь и сын богатырь. Сказка. Воронеж
Вот был царь. У него был сын. Вырос он, пора жениться, но никак не подберет он себе невесту, нигде не найдет по вкусу девушку. Услыхал царевич, что в .

Цыган и галушки. Сказка. Анекдот. Воронеж
Шел цыган по Полтавщине. Голодный, как волк. Заметил он маленький дымок. Подходит, а там сидят три украинца и варят себе ужин. Вот цыган и спрашивает: — Здорово, братцы!

Цыган и пчёлы. Сказка. Анекдот. Воронеж
В одном селе жил цыган. Родился у него ребенок. Вот советуются они с цыганкой: — А кого бы нам кумом взять, чтобы доход от него получился..

Чекмень. Сказка. Воронеж
У царя родился наследник Иван-царевич. И в этот же раз кобыла родила жеребенка. Возрастали они вместе. Стал в школу ходить Иван-царевич. Мать его вскорости померла. И взял отец другую .

Чудесная дудочка. Сказка. Воронеж
Жили-были отец и мать. Было у них три дочери. Две старшие ленивые да нарядницы, а младшая, Алёнушка, хозяйственная, умная, все в доме убирала, отцу и матери помогала.

Чья собака лучше. Сказка. Анекдот. Воронеж
Три охотника на привале стали хвалиться, чья собака лучше. Один говорит: — Я прицеливаюсь - мой Джульбарс срывается с места, бежит со скоростью летящей пули и подхватывает подстреленную утку налету .

Строго научное описание не позволяет передать того впечатления, которое возникает ранней весной или поздней осенью, когда лес становится "прозрачным" .


Вантит, История Воронеж, Культура Воронеж, Археология Воронеж, Природа Воронеж, Экология Воронеж, Этнография Воронеж, Древности Воронеж, Книги Воронеж

Вы находитесь здесь: Читальня -> Воронежские народные сказки и предания -> Воронежские народные сказки и предания

Воронежские народные сказки и предания

1 Николаева-Терешкова В. Вселенная - открытый океан! // Правда, 1964. № 2. 2 января; см. также: она же. Вселенная - открытый океан! Рассказ летчика-космонавта СССР. М., 1964, с. 24-25

1 См: Народные русские сказки А.Н. Афанасьева. В трех томах. Подготовка текста, предисловие и примечания В.Я. Проппа. М.,1957, т. 3, с. 503.

1 См: Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка. Составители: Л.Г. Бараг, И.П. Березовский, К.П. Кабашников, Н.В. Новиков. Л., 1979, с. 418.

2 Гринкова Н.П. Воронежский фольклор. - В сб.: Песни и сказки Воронежской области. Сб. составили: A.M. Новикова, И.А. Оссовецкий, Ф.И. Мухин, В.А. Тонков. Под ред. акад. Ю.М. Соколова и С.И. Минц. Вст. статья Н.П. Гринковой. Воронеж, 1940, с. 19.

3 См: Гринкова Н.П. Сказки Куприянихи. - В сб.: Художественный фольклор. М., 1926, вып.1, с. 81-98; Сказки Куприянихи. Запись сказок, статья о творчестве Куприянихи и комментарии А.М. Новиковой и И.А. Оссовецкого. Вст. статья и общ. ред. И.П. Плотникова. Воронеж, 1937; Сказки Анны Куприяновны Барышниковой. Воронеж, 1939.

Ясно, что пронести почти через всю жизнь содержание сказок и помнить их вдали от родных мест можно только при наличии устойчивых сказочных традиций в Воронежской области.

1 См.: Сказки А.Н. Корольковой. Запись, вст. статья и комментарии В.А. Тонкова. Воронеж, 1941; Русские народные сказки. Сказки рассказаны воронежской сказочницей А.Н. Корольковой. Сост. и отв. ред. Э.В. Померанцева. М., 1969.

2 Русские сказки Забайкалья. Подготовка текстов, составление, предисловие и примечания В.П. Зиновьева. Вст. статья В.Г. Распутина. Иркутск, 1983, с. 326. Мы не останавливаемся здесь на сходстве записанных от У.Ф. Сычевой сказок с воронежскими вариантами, поскольку это особый вопрос.

Не менее убедительным фактом наличия сильных сказочных традиций в Воронежской области является и то, что в памяти отдельных рассказчиков до наших дней сохранились традиционные сказки, которые раньше не были зафиксированы. Некоторые же из сказок в науке были известны только как бытующие на Украине, а иные и вообще были неизвестны1. Собирание, как и публикацию сказок, необходимо продолжать как для выявления новых сюжетов, так и для определения жизнеспособности и изменяемости уже зафиксированных ранее сюжетов, выявления закономерностей контаминации (соединения) различных сюжетов в одну сказку и т. д.

Настоящий сборник является популярным, а не научным изданием народных сказок, т. е. рассчитан на широкий круг читателей. В связи с этим мы в большинстве случаев местные формы речи заменяем литературными. В морфологии, например, заменяем южнорусские диалектные формы личных местоимений: табе /тебе/, тебе /тебя/, мине и мене /меня/, яво /его/, яму /ему/, ея /ее/, няё /нее/; возвратные формы глаголов на -си: рассердиласи /рассердилась/, не даваласи /не давалась/, как избавитси /как избавиться/; формы глаголов 3-го лица единственного числа без -т в окончании: еде /едет/, иде /идет/, отвечае /отвечает/, може /может/; окончание -ть в 3-м -лице глаголов: хочеть /хочет/, несёть /несёт/, отвечаитъ /отвечает/, бьютъ /бьют/, будить /будет/, говорить /говорит/, сорветь /сорвет/, живетъ /живет/; не передаем мы и фонетические черты говора типа: ды /да/, как жа /как же/, ишшо /еще/, ета и ента /эта/; плятушка /плетушка/, Ванькя /Ванька/, собяри /собери/, сорвитя /сорвите/, тякло /текло/; пашана /пшена/, конхвет /конфет/, жанить /женитъ/, жаною /женою/, зарежам /зарежем/; употребляем средний род (в говорах он отсутствует и вместо него употребляется женский род): корыта разбитая /корыто разбитое/ и т. д.

Не останавливаясь подробно на характеристике каждой из выделенных групп сказок, отметим все же их основные особенности.

Возникновение волшебных или фантастических сказок, как и сказок о животных, тоже относится к временам глубокой древности. Но, в отличие от сказок о животных, в этих сказках преобладает не сюжетная простота, не стремление познать и умилостивить непонятные силы или подчинить их себе, а чаще всего многоплановость развития действия, стремление к одолению и преодоление всевозможных жизненных трудностей и преград, мечта о достижении желаемого благополучия в счастья.

Таким образом, волшебные сказки продолжают не только жить, сохраняться в народном сказочном репертуаре, но и варьироваться, видоизменяться, пополняться новыми вариантами.

Значительно более поздними по происхождению являются социально-бытовые сказки и анекдоты. В сказках этой группы действие происходит чаще всего в дореволюционной деревне. Наиболее частые мотивы социально-бытовых сказок - это показ духовной силы и богатства человека из народа, его превосходства над представителями духовенства и господами, над жадностью и глупостью.

Для большинства социально-бытовых сказок характерно наличие то веселой шутки или добродушной усмешки, то неприкрытой иронии, а то и беспощадной сатиры. В этом отношении к социально-бытовым сказкам примыкают и многие из анекдотов. С давних пор, являясь одним из активных жанров фольклора, некоторые из анекдотов частично или полностью становятся сказками, а иногда представляют собой переходные формы народной прозы.

Наряду с разнообразными сказками, несомненный интерес представляют и бытующие в Воронежской области предания. Предания - это поэтическая память народа. В преданиях по-своему выражена любовь народа к родной земле и ее прошлому, гордость и интерес к наиболее ярким личностям и событиям истории. Именно в этом проявляется одна из причин живучести преданий.

Примерно в последние два десятилетия к преданиям особенно часто обращались краеведы, интересуясь прошлым воронежского края. Ими опубликовано за эти годы немало специальных газетных статей, в которых, правда, предания довольно часто неточно называются легендами.

К сожалению, сами предания в этих статьях почти совсем отсутствуют, а передается лишь их основное содержание1. Немало любопытных сведений о различных преданиях содержится и в кратком историко-топонимическом словаре В.А. Прохорова . Сами же предания как фольклорные произведения в послевоенные годы были опубликованы лишь однажды - в сборнике, изданном В.А. Тонковым .

См., напр.: Ищенко Б. Девицы-красавицы, легенды и географические названия // Молодой коммунар. (Воронеж), 1970, № 94, 6 августа, с. 3; он же. Язык земли // Там же. 1970, № 131, 31 октября, с. 4; Прохоров В. Братки // Там же. 1971, № 61, 22 мая, с. 3; он же. Алабуха и Ольховатка // Там же. 1971, № 145, 7 декабря, с. 3; Будаков В. Это и есть Рамонь. //Там же, 1972, № 17, 8 февраля, с. 3; Прохоров В. Легенда и быль // Там же. 1972, № 97, 15 августа, с. 3; Михно В. Донские воклюзы // Коммуна. (Воронеж), 1974, № 221, 20 сентября, c.4; Никитин И. Дивногорье // Молодой коммунар. 1978, № 41, 4 апреля, с. 4; Загадка имени // Советская Россия.1983, № 13, 16 января, с. 4 и мн. др.

2 Прохоров В.А. Вся Воронежская земля. Воронеж. 1973.

3 Фольклор Воронежской области. Составил В.А. Тонков. Воронеж, 1949, с. 62-64, №№ 6-9.

В науке преданиями называют устные эпические рассказы не сказочной прозы, в которых правдоподобно совмещаются факты истории, быта или происхождения отдельных местностей. Обычно различают две группы преданий: исторические (о памятных событиях народной истории и деятельности реальных исторических лиц) и топонимические (об основании тех или иных населенных пунктов, о происхождении их названий, примечательных для каждой местности озер, оврагов, возвышенностей, лесных массивов и т. д.). Однако далеко не всегда можно провести четкую грань между историческими и топонимическими преданиями. Например, очень часто в топонимических преданиях отражаются и какие-то исторические факты (в воронежских преданиях это разнообразные события времен монголо-татарского нашествия, эпизоды, связанные с пребыванием на воронежской земле царя Петра I в период построения им флота и т. д.). Совмещение исторического и топонимического встречается и в публикуемых преданиях.

Завершая краткую характеристику воронежских сказок и произведений не сказочной прозы, хотелось бы подчеркнуть, что народная сказка пока жива, хотя даровитых сказочников, как и образцовых по форме сказок, становится все меньше и меньше. И если даже предположить, что сказка когда-нибудь, как и ряд других традиционных жанров фольклора, уйдет из устного бытования, она не перестанет пленять читателей своей мудрой простотой и поэтичностью, не перестанет жить и будет распространяться в иной форме - письменно, продолжая радовать своей наивностью и величием.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Воронежские сказки ФГКОУ СОШ № 166 Учитель истории Тарасова С.Г. 2016-2017 учебный год Историко-культурное краеведение Воронежской области. 10 класс.

Цели урока продолжать формировать у подростков интерес к русской культуре и в частности к русской народной сказке, устному народному творчеству; повысить у учащихся интерес к творческому наследию наших известных земляков; выявлять творческие способности учащихся; использовать межпредметные связи для повышения мотивации (русский язык и литература).

План урока Собиратели сказок Воронежской области Известные сказительницы Практическая работа

Из сборника А. Афанасьева ПОПУЛЯРНЫЕ СКАЗКИ 1. Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что 2. Рассказы о ведьмах (Страшные сказки) 3. Кощей Бессмертный 4. Пузырь, соломинка и лапоть 5. Царевна-лягушка 6. Морской царь и Василиса Премудрая 7. Бесстрашный 8. Алеша Попович 9. Лиса и журавль 10. Волшебное кольцо 11. Напуганные медведь и волки 12. Елена Премудрая 13. Диво дивное, чудо чудное 14. Баба-яга 15. Морозко

Из сборника А. Афанасьева ВОРОНЕЖСКИЕ СКАЗКИ Назовите знакомые Вам сказки

Из сборника А. Кретова ПРЕДАНИЯ 121. О ПЕТРЕ ВЕЛИКОМ Ехал через Шипов лес на коне всадник. Был он богатырский с виду, и конь у него был богатырский. Этот всадник был Петр Великий. Увидел он на опушке леса, у реки Осередь, старика, который стоял над изрубленным челном. Всадник и спрашивает старика: - Чего это ты тут стоишь? Кто это тебе чёлн изрубил? А старик и отвечает, что теперь это не новость, теперь такое часто случается: - Ведь при нынешнем царе никакого порядка нету. Корабли строить начали, с туркой воевать задумали. А зачем? Лучше бы у себя порядок навели. Снял всадник кафтан, взял топор и пошел плотничать. За час старику сделал лодку. Сел на лошадь и уехал в сторону Воронцовки. Через некоторое время ехали мимо старика вооруженные люди и спрашивают, не видел ли он, куда проехал царь Петр Великий. Лишь тогда старик догадался, что это за таинственный всадник ему лодку 207 отремонтировал, и подивился, как быстро и сноровисто царь плотничал. Вот какой царь был!

Практическая работа Совет №1. Разбудите свое воображение. Совет №2. Придумайте главного героя. Совет №3. Набросайте план будущей сказки. В план должно входить: Начало истории - зачин(где? кто? когда?) Происшествие (что произошло? конфликт, проблема) Преодоление трудностей (решение загадок, поиски выхода из ситуации) Итог - концовка (возвращение или иное завершение сказки) Совет №4. Можете переделать старую сказку на новый лад. Совет №5. Введите в сказку волшебные предметы, чудесные превращения, сказочные слова и выражения. Заключение. Найдите слушателя и расскажите ему сказку

Воронежский край известен не только богатейшим историко-культурным наследием, но и энергичной и плодотворной культурной жизнью в настоящем. Воронеж - город с прекрасными культурными традициями, заложенными русской демократической интеллигенцией еще в XIX веке. Воронежская земля - родина Пятницкого, Кольцова, Никитина, Станкевича, Бунина. Крамского. Кладезь народных талантов. Воронежская земля славится подлинно русской песенной традицией, передаваемой из поколения в поколение.

Воронежский край богат людьми, проявившими несомненный талант в музыке. Чьими именами теперь гордится не только Воронеж, но и вся страна.

ВложениеРазмер
_.pptx 2.18 МБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Культура нашего края Воронежский край известен не только богатейшим историко-культурным наследием, но и энергичной и плодотворной культурной жизнью в настоящем. Воронеж - город с прекрасными культурными традициями, заложенными русской демократической интеллигенцией еще в XIX веке. Воронежская земля-родина Пятницкого, Кольцова, Никитина, Станкевича, Бунина. Крамского. Кладезь народных талантов. Воронежская земля славится подлинно русской песенной традицией, передаваемой из поколения в поколение.Воронежский край богат людьми, проявившими несомненный талант в музыке. Чьими именами теперь гордится не только Воронеж, но и вся страна

История Воронежского театра Оперы и Балета.

История становления хора Первый концерт коллектива состоялся 2 марта 1911 года в Москве на сцене Благородного собрания. Перед публикой предстали поющие крестьяне — прямо от земли, от сохи, с завалинки. Первоначальный состав насчитывал восемнадцать человек из трех срединных российских губерний. И до начала 1920-х годов певцов приглашали на концерты в Москву, а затем они возвращались в свои деревни. Лишь через 10 лет Митрофан Пятницкий перевез участников хора на жительство в столицу, и они стали выступать в постоянном составе.

Государственный академический Воронежский русский народный хор имени К.И. Массалитинова. Широк и разнообразен диапазон исполняемых коллективом произведений: от песен, звучащих а капелла, до частушек и песен современных авторов; от величавых хороводов до зажигательных плясок. Особое место в репертуаре хора занимают патриотические произведения о России и песни о войне. Ведь история Воронежского хора неразрывно связана с темой Великой Отечественной войны. Первый художественный руководитель хора Константин Массалитинов (1905-1979) собрал певцов и музыкантов в прифронтовом поселке Анна военной зимой 1943 года, когда враг еще не был окончательно выбит из стен города Воронежа. Только что организованный на базе лучших самодеятельных коллективов хор, разделившись на бригады, выступал перед военнослужащими и жителями окрестных сел.

Читайте также: