Вопросы местного значения муниципальных образований доклад

Обновлено: 05.07.2024

1. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

2) установление официальных символов муниципального образования;

3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

6) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

7) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

8) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

9) иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.

2. Органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов вправе в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения и городского округа работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения поселений, предусмотренных пунктами 8, 9, 15 и 19 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, и вопросов местного значения городских округов, предусмотренных пунктами 8 - 11, 20 и 25 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона.

К социально значимым работам могут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессиональной подготовки.

К выполнению социально значимых работ могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные жители поселений и городских округов в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца. При этом продолжительность социально значимых работ не может составлять более четырех часов подряд.

3. Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.


Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

До 01.01.2025 установлен переходный период для приведения статусов и уставов муниципальных образований, а также законодательства в соответствие с изменениями, внесенными Федеральным законом от 01.05.2019 N 87-ФЗ.

Статья 15. Вопросы местного значения муниципального района

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 15

1. К вопросам местного значения муниципального района относятся:

1) составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 165-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района;

4) организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 91-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 08.11.2007 N 257-ФЗ, от 11.07.2011 N 192-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 29.12.2017 N 443-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района;

6.1) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района;

(п. 6.1 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 153-ФЗ)

6.2) разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района, реализацию прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов;

(п. 6.2 введен Федеральным законом от 22.10.2013 N 284-ФЗ; в ред. Федерального закона от 06.02.2019 N 3-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

7.1) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов;

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 454-ФЗ)

П. 8 ч. 1 ст. 15 вступает в силу в сроки, установленные федеральным законом, определяющим порядок организации и деятельности муниципальной милиции (ст. 83 данного документа).

8) организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;

8.1) предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке муниципального района сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции;

(п. 8.1 введен Федеральным законом от 19.07.2011 N 247-ФЗ)

8.2) до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности;

(п. 8.2 введен Федеральным законом от 19.07.2011 N 247-ФЗ)

9) организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;

10) утратил силу. - Федеральный закон от 31.12.2005 N 199-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

11) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья;

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.12.2016 N 465-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12) создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

(в ред. Федеральных законов от 29.11.2010 N 313-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

О выявлении конституционно-правового смысла п. 14 ч. 1 ст. 15 см. Постановление КС РФ от 26.04.2016 N 13-П.

14) участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов;

(п. 14 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15) утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на соответствующих межселенных территориях, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, решения о сносе самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации и расположенного на межселенной территории, осуществление сноса самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного на межселенной территории;

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2004 N 191-ФЗ, от 15.06.2007 N 100-ФЗ, от 31.12.2014 N 499-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ, от 02.08.2019 N 283-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

16) формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений;

17) содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг;

18) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

19) организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов;

(см. текст в предыдущей редакции)

19.1) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

(п. 19.1 введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

19.2) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района;

(п. 19.2 введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

19.3) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального района, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального района;

(п. 19.3 введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

20) выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района;

21) организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

(п. 21 введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ, в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 55-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

22) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района, а также осуществление муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения;

(п. 22 введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

23) организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального района;

(п. 23 введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25.11.2008 N 222-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

24) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

(п. 24 введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)

25) создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству (волонтерству);

(п. 25 введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 05.04.2010 N 40-ФЗ, от 05.02.2018 N 15-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

26) обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района;

(п. 26 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 204-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

27) организация и осуществление мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодежью;

(п. 27 введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

28) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

(п. 28 введен Федеральным законом от 03.06.2006 N 73-ФЗ, в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 246-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

29) осуществление муниципального лесного контроля;

(п. 29 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

30) утратил силу. - Федеральный закон от 28.12.2013 N 416-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

31) утратил силу. - Федеральный закон от 14.10.2014 N 307-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

32) обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд муниципального района в соответствии с федеральным законом;

(п. 32 введен Федеральным законом от 19.07.2011 N 246-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 492-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

33) осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального района;

(п. 33 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

34) присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах межселенной территории муниципального района, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре;

(п. 34 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 443-ФЗ)

35) осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района;

(п. 35 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 234-ФЗ)

36) организация в соответствии с федеральным законом выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории.

(п. 36 в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 445-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях, в том числе полномочиями органов местного самоуправления поселения по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2009 N 283-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2009 N 283-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2009 N 283-ФЗ, от 23.06.2014 N 165-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.

(абзац введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

5. Местная администрация муниципального района осуществляет полномочия местной администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района, в случаях, предусмотренных абзацем третьим части 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета муниципального района.

Онлайн калькуляторы

Участие органов местного самоуправления в общественных отношениях является одним из факторов, позволяющих охарактеризовать государство как демократическое и правовое, стремящееся к построению гражданского общества и следующее идеалам конституционализма. Местное самоуправление-это самый короткий и прямой путь к решению насущных, жизненно важных для современного человека проблем.

Люди оценивают эффективность власти по основным критериям, которые понятны каждому - тепло в домах, уличное освещение, качество дорог, транспортное обеспечение и т.д. Именно поэтому важнейшей задачей муниципального строительства следует признать оптимальное нормативное закрепление субъектов местного самоуправления за органами местного самоуправления, обеспечивающее решение важнейших вопросов жизнедеятельности местного населения-вопросов местного значения.

Тема моей исследовательской работы является весьма актуальной на сегодняшний день. Этот вопрос интересен, прежде всего, тем, что является индивидуальным для каждого муниципального образования, поэтому мне как жителю Ковдора будет весьма интересно разобраться не только в нормативно-правовой базе, самой сути вопросов местного значения, но и в полномочиях органов местного самоуправления.

Объектом моей исследовательской работы является местное самоуправление муниципального образования Ковдорского района. Предмет исследования заключается в конкретизации вопросов местного значения, характеристике нормативно-правовой базы.

По моему мнению рассмотрение данной темы, как в теории, так и практически поможет более четко разобраться в вопросах, касающихся местного самоуправления, а структурное изложение материала поможет составить наиболее полное представление о значении местного самоуправления в целом.

1. Теоретические аспекты вопросов местного значения

Понятие вопросов местного значения использовано в Конституции РФ, а конкретнее в статье 130, из которой следует, что решение вопросов местного значения является неотъемлемой частью местного самоуправления, и статьи 132, в которой указан ряд вопросов, квалифицируемых Конституцией как вопросы местного значения, а именно: управление муниципальной собственностью; формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; осуществление охраны общественного порядка, установление местных налогов, сборов и др. при этом данный перечень является открытым.

Право на решение вопросов местного значения может рассматриваться как элемент права населения на местное самоуправление. Федеральный закон разграничил вопросы местного значения для различных типов муниципальных образований и закрепил их соответствующим образом, разделив их на 3 основные группы: вопросы местного значения поселения (статья 14), а также вопросы местного значения муниципального района (статья 15) и вопросы местного значения городского округа (статья 16)[1].

Наряду с указанными вопросами муниципальные образования могут также отвечать за вопросы, связанные с осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, предусмотренных статьями 19, 20 и 21 указанного Федерального закона. Наряду с этим необходимо учитывать, что закрепленные Федеральным законом полномочия представительного органа, главы муниципального образования, главы местной администрации (ст. 43 и др.) позволяют отнести к предметам ведения местного самоуправления и вопросы формирования, организации работы органов и должностных лиц (представительного органа, местной администрации и др.). Эти вопросы, отнесенные к ведению муниципальных образований, в своей совокупности также составляют предметы ведения местного самоуправления.

Местное самоуправление может также отвечать за другие вопросы, которые в соответствии с требованиями закона 2003 года могут быть рассмотрены и решены органами местного самоуправления. Это вопросы, которые отвечают следующим требованиям:

  • не включены в законодательно установленный перечень вопросов местного значения и не относятся к отдельным государственным полномочиям; - не отнесены к ведению других муниципальных образований, к компетенции их органов и не включены в компетенцию органов государственной власти;
  • не исключены из компетенции органов местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов федерации. Органы местного самоуправления вправе решать эти вопросы только при наличии собственных материальных ресурсов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации).

ВВЕДЕНИЕ 3
§1. Вопросы местного значения 5
§2. Осуществление органами местного самоуправления отдельных
государственных полномочий 10
§3. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21

В соответствии с действующими конституционными нормами
концепция государственного устройства Российской Федерации базируется
на трехуровневой организации публичной власти. Народ Российской
Федерации осуществляет свою власть непосредственно (путем прямого
волеизъявления) и через систему публичной власти, которая осуществляется
в России в формах государственной власти Российской Федерации (далее -
федеральная власть), государственной власти субъектов Российской
Федерации (далее - региональная власть) и местного самоуправления (далее -
муниципальная власть). Каждый из этих уровней публичной власти
организационно обособлен, т. е. самостоятелен в пределах своей
компетенции. 1
В настоящее время вопросы, затрагивающие местное самоуправление
являются актуальными в системе российского права, так как развитие данной
отрасли зависит, прежде всего, от исторических ценностей и норм,
менталитета населения данной территории, на которой решаются вопросы
местного значения.
Реализация указанного концептуального подхода к организации
государственного устройства Российской Федерации обеспечивается
установлением конституционных норм о том, что центральные
(федеральные), региональные (субъектов Российской Федерации) и местные
(муниципальные) органы власти в определенной мере организационно
обособлены друг от друга, самостоятельны в пределах своих полномочий, но
природа их, по существу, одинакова: все эти органы власти получают свои
полномочия от народа (населения соответствующей территории); имеют свою
компетенцию, установленную законодательно; содержание их деятельности

§1. Вопросы местного значения

1. в области управления муниципальной собственностью;
2. в области бюджетно-финансовой деятельности;
3. в области здравоохранения и оказания медицинской помощи;
4. в области социальной защиты населения;
5. в области образования и культуры;
6. в области охраны общественного порядка, пожарной безопасности и
гражданской обороны;
7. в области охраны окружающей среды и природопользования;
8. в области жилищного строительства;
9. в области транспорта, связи и сельскохозяйственного производства;
10. в области коммунального и бытового обслуживания населения;
11. в области погребения и похоронного дела.
Вопросы местного значения можно так же классифицировать в
зависимости от степени участия государства в их регулировании.
1. Вопросы, в которых органы местного самоуправления осуществляют
вспомогательные функции в предусмотренных законодательством рамках для
решения общих с федеральными и региональными органами власти (в
частности, охрана общественного порядка, участие в охране окружающей
среды, обеспечение противопожарной безопасности и др.).
2. Вопросы, в которых юридическая самостоятельность сочетается с
технологической зависимостью от государства и его структур (энерго-, газо-,
тепло- и водоснабжение, водоотведение, дорожное строительство) 3 .
3. Вопросы, в решении которых органы местного самоуправления
обладают относительно полной свободой и самостоятельностью как в
принятии решений по этим вопросам, так и в нормативно-правовом
регулировании порядка их решения. В частности, общими для всех типов
муниципальных образований являются такие вопросы, как формирование,

3 Мильшин Ю. Н. Муниципальное право России: моногр. / Ю.Н. Мильшин, С.Е. Чаннов. - М.: Дашков и Ко,
2018. – С. 56.
утверждение и исполнение соответствующих бюджетов, контроль за их
исполнением, установление, изменение и отмена закрепленных за данным
уровнем местных налогов и сборов, владение, пользование и распоряжение
муниципальным имуществом 4 .
К ведению поселений отнесен круг вопросов, связанных, в основном, с
повседневным жизнеобеспечением населения. Это: обеспечение малоимущих
граждан жилыми помещениями в соответствии с жилыми помещениями в
соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и
содержание муниципального жилищного, фонда создание условий для
жилищного строительства, организация в границах поселения тепло- и
водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом,
обеспечение первичных мер пожарной безопасности, создание условий для
организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций
культуры, развития массовой физической культуры и спорта, массового
отдыха, организация благоустройства и озеленения территории,
планирование застройки поселений, организация освещения улиц, установки
уличных указателей, и т.п. Многие вопросы местного значения отнесены к
предметам ведения и поселения, и муниципального района. Разграничение
между ними произведено по такому принципу: за решение вопросов в
границах поселения отвечает поселение, а за межпоселенческие вопросы –
муниципальный район 5 . Например, к вопросам местного значения поселения
отнесена организация транспортного обслуживания населения в границах
поселения, а к вопросам муниципального района – организация
транспортного обслуживания населения между поселениями в границах
муниципального района.

4 Чаннов С. Е. Муниципальное право: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета. — 3-е изд.,
перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — С. 120.
5 Данилейко О.А. К вопросу о территориальном общественном самоуправлении (тос) как форме решения
вопросов местного значения // Вестник евразийской академии административных наук. – 2019. - № 1(46). –
С. 64-67.
К уровню поселения отнесены организация сбора и вывоза бытовых
отходов и мусора; организация библиотечного обслуживания населения;
организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; к уровню
муниципального района – организация утилизации и переработки бытовых
отходов и мусора; организация библиотечного обслуживания поселений
(библиотечный коллектор); содержание межпоселенческих мест захоронения
и организация ритуальных услуг и т.д.
Полностью на уровень муниципального района вынесены вопросы,
решение которых требует наличия развитой инфраструктуры и крупных
затрат на ее поддержание. К ним относятся организация охраны
общественного порядка; предоставление начального и среднего общего
образования, дошкольного образования, отдыха детей в каникулярное время;
организация основных видов медицинской помощи; организация и
осуществление экологического контроля территории, и ряд других 6 . При
этом в сфере образования полномочия по финансовому обеспечению
образовательного процесса (заработная плата педагогического персонала,
учебные пособия, средства технического обеспечения учебного процесса и
т.д.) возложены на органы государственной власти субъектов РФ. Эта мера
призвана гарантировать получение качественных образовательных услуг во
всех муниципальных образованиях, независимо от состояния их доходной
базы.
Учитывая различные возможности отдельных поселений (например,
если сравнивать сельское поселение из нескольких населенных пунктов с
общей численностью 1-2 тыс. и городское поселение с населением 20-50 тыс.
жителей), закон устанавливает, что органы местного самоуправления
поселения и муниципального района вправе заключать между собой
соглашения о передаче друг другу части своих полномочий. Данная норма

6 Берг О. В. Федеральное законодательство о местном самоуправлении. Научно-практический комментарий /
О.В. Берг, А.А. Сергеев. - М.: Вузовская книга, 2018. – С. 55.
позволяет экономически слабому и дотационному поселению передавать
часть своих функций муниципальному району (с соответствующим
сокращением объема дотаций), а городскому поселений – принимать на себя
ряд функций муниципального района 7 .
В Федеральном законе № 131-ФЗ установлено, что органы местного
самоуправления вправе решать иные вопросы, не отнесенные к их
компетенции и компетенции других уровней публичной власти, только при
наличии собственных материальных и финансовых ресурсов.
Установлено, что перечень вопросов местного значения всех типов
муниципальных образований не может быть изменен иначе, как путем
внесения, изменений и дополнений в федеральный закон. Финансирование
решения этих вопросов осуществляется за счет средств местных бюджетов и
может дополнительно финансироваться из бюджетов других уровней и
государственных внебюджетных фондов, федеральные законы и законы
субъектов РФ не могут содержать положений, определяющих объем расходов
за счет средств местных бюджетов.

§2. Осуществление органами местного самоуправления отдельных

В соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ органы местного
самоуправления могут наделяться отдельными государственными
полномочиями. Следовательно, помимо вопросов местного значения, особым
предметом ведения органов местного самоуправления является выполнение
ими отдельных государственных полномочий.
В процессе осуществления органами государственной власти своей
деятельности неизбежно возникает необходимость реализации ими

7 Смирнова Ю.М., Кузин Д.А. Особенности реализации форм взаимодействия населения и органов местного
самоуправления в решении вопросов местного значения // Ученые записки петрозаводского
государственного университета. – 2014. - № 3(140). – С. 112-116.
полномочий на более низком территориальном уровне, чем уровень
субъектов Российской Федерации.
Исходя из принципов субсидарности, передача ряда государственных
полномочий и функций на местный уровень обусловлена экономической,
социальной, управленческой и организационно-технической
целесообразностью.
Выполнение местными сообществами и их органами не только
собственных вопросов местного значения, но и определенной части
государственных полномочий исторически практиковалось всегда. В России
органы местного самоуправления искони исполняли определенный объем
государственных полномочий и государственных обязанностей.
На сегодняшний день государственные полномочия представляют
собой государственные полномочия Российской Федерации и
государственные полномочия субъектов Федерации 8 .
Государственные полномочия Российской Федерации представляют
собой права и обязанности органов государственной власти РФ по решению
вопросов, отнесенных к ведению Российской Федерации Конституцией РФ,
федеральными конституционными законами, федеральными законами, а
также иными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с
Конституцией РФ. Государственные полномочия субъекта Российской
Федерации представляют собой права и обязанности органов
государственной власти и должностных лиц государственной власти субъекта
федерации по решению вопросов, отнесенных к ведению субъекта федерации
Конституцией РФ, федеральными конституционными законами,
федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта федерации, а
также иными нормативными актами, принятыми в соответствии с
Конституцией РФ.

10 Байнова М.С. Развитие вопросов местного значения местного самоуправления // Материалы ивановских
чтений. – 2015. - № 3(3). – С. 17-20.
бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направленные на решение
вопросов местного значения, и субвенции, предоставляемые для обеспечения
осуществления отдельных государственных полномочий.
В федеральном законе или законе субъекта РФ, предусматривающем
наделение органов местного самоуправления отдельными государственными
полномочиями, должны быть перечислены права и обязанности органов
местного самоуправления и органов государственной власти, связанные с
передачей полномочий, способы (методика) расчета нормативов для
определения объема субвенций, перечень подлежащих передаче с этой целью
материальных средств или порядок их определения порядок отчетности
органов местного самоуправления об осуществлении передаваемых им
отдельных государственных полномочий 11 ; порядок осуществления
органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных
государственных полномочий, переданных органам местного
самоуправления; условия и порядок прекращения осуществления органами
переданных им отдельных государственных полномочий.
Положения соответствующих федеральных и региональных законов,
предусматривающие наделение органов местного самоуправления
отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно
и только в том случае, если в федеральном законе или законе субъекта РФ о
бюджете на очередной финансовый год предусмотрены необходимые для
этого средств. Органы местного самоуправления несут ответственность за
осуществление отдельных государственных полномочий в пределах
выделенных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Местное самоуправление, в основе которого лежит право граждан, их
территориальных сообществ самостоятельно решать вопросы местного
значения, предполагает ответственность органов местного самоуправления за

11 Андреева И.А. Вопросы местного значения: правовая характеристика // Правоохранительные органы:
теория и практика. – 2017. - № 1. – С. 113-116.
осуществление возлагаемых на них полномочий и функций. Органы местного
самоуправления, осуществляя свои полномочия, не должны нарушать
Конституцию РФ, законодательство РФ, правовые (законодательные) акты
субъектов РФ 12 .

§3. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении

13 Галлямова И.И., Суфянова Е.З. Право граждан на осуществление местного самоуправления // Интеграция
наук. – 2019. - № 1 (24). – С. 367-368.
Муниципальные выборы проводятся с целью избрания депутатов и
выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего,
равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы
назначаются представительным органом местного самоуправления в сроки,
предусмотренные уставом муниципального образования. При отсутствии
решения представительного органа выборы могут быть назначены
муниципальной избирательной комиссией или судом. Гарантии
избирательных прав граждан устанавливаются федеральными законами. В
соответствии с ними органы государственной власти субъектов РФ вправе
устанавливать порядок проведения муниципальных выборов: порядок
назначения и объявления даты выборов, составления списков избирателей,
регистрации кандидатов, проведения предвыборной агитации, правил
голосования на избирательных участках, подсчета голосов и установления
результатов выборов.
Сходы граждан. В муниципальных образованиях может не создаваться
представительного органа местного самоуправления, функции которого
выполняет сход граждан. Он созывается главой муниципального образования
самостоятельно или по инициативе не менее 10 жителей и правомочен при
участии более половины жителей поселения, обладающих избирательным
правом. Решения схода считаются принятыми, если за них проголосовало
более половины участников схода 14 . Эти решения подлежат обязательному
опубликованию(обнародованию) и исполнению.
Опрос граждан может проводиться на всей или на части территории
муниципального образования с целью выявления мнения населения и его
учета при принятии решений органами и должностными лицами местного
самоуправления, а также органами государственной власти 15 . Для этого
обычно достаточно опросить некоторое количество граждан,
14 Данилина И. Е. Муниципальное право в вопросах и ответах. - М.: ТК Велби, Проспект, 2018. – С. 77.
15 Сергеев Д.Б. Право на осуществление местного самоуправления: дискуссионные вопросы // Научные
труды северо-западного института управления РАНХИГС. – 2018. – № 1 (33). – том 9. - С. 155-162.
представляющих разные слои населения, что значительно проще и дешевле
по сравнению с референдумом. Существуют технологии проведения
различных устных и письменных опросов, формы анкетирования и т. д.
В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального
образования, обладающие избирательным правом. Опрос граждан
назначается представительным органом муниципального образования;
порядок назначения и проведения опроса определяется уставом или
нормативным правовым актом представительного органа местного
самоуправления. Финансирование опроса осуществляется за счет средств
местного бюджета. Результаты опроса носят рекомендательный характер.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты Российской Федерации:

Андреева И.А. Вопросы местного значения: правовая характеристика //
Правоохранительные органы: теория и практика. – 2017. - № 1.
Байнова М.С. Развитие вопросов местного значения местного
самоуправления // Материалы ивановских чтений. – 2015. - № 3(3). – С. 17-20.
Берг О. В. Федеральное законодательство о местном самоуправлении.
Научно-практический комментарий / О.В. Берг, А.А. Сергеев. - М.: Вузовская
книга, 2018. – 240 с.
Галлямова И.И., Суфянова Е.З. Право граждан на осуществление

Читайте также: