Вопросы местного значения это доклад

Обновлено: 11.05.2024

Предметы ведения местного самоуправления — необходимый элемент правового статуса каждого муниципального образования.

Понятие предметов ведения местного самоуправления

Предметы ведения местного самоуправления — необходимый элемент правового статуса каждого муниципального образования.

Закрепляемые нормами муниципального права предметы ведения местного самоуправления прежде всего определяют те области жизнедеятельности населения муниципального образования, на которые распространяется его юрисдикция.[2]

Конституция Российской Федерации (ст. 130), Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (ст. 6) используют для характеристики предметов ведения местного самоуправления понятие “вопросы местного значения”. Вместе с тем Конституция Российской Федерации и названный выше Закон в круг предметов ведения включают также и отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.[1]

Таким образом, предметы ведения местного самоуправления включают: а) вопросы местного значения; б) отдельные государственные полномочия.

В соответствии с Конституцией Российской федерации и законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” к вопросам местного значения относится

1. Организация местного самоуправления в муниципальном образовании, ее правовое закрепление в уставе муниципального образования.

Каждое муниципальное образование, решая вопросы организации и структуры местного самоуправления, самостоятельно разрабатывает и принимает свой устав, вносит в него изменения и осуществляет контроль за его соблюдением.

Нужна помощь в написании эссе?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

2. Правовое регулирование муниципальных отношений в пределах полномочий местного самоуправления.

Значительная часть норм, регулирующих муниципальные отношения, содержится в уставе муниципального образования.

Кроме того, муниципальные образования принимают общеобязательные правила по предметам своего ведения; устанавливают порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью; регулируют планировку и застройку территории муниципального образования; регулируют использование водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения, решают другие вопросы правового регулирования муниципальных отношений.

3. Управление муниципальной собственностью и местными финансами, обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

Муниципальные образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальной собственностью; формируют, утверждают и исполняют местный бюджет; устанавливают местные налоги и сборы, решают другие финансовые вопросы местного значения. При осуществлении этой деятельности принимаются во внимание задачи комплексного социально-экономического развития территории муниципального образования. Кроме того, органы местного самоуправления принимают планы и программы развития муниципального образования, предусматривая рациональные пропорции в развитии производственной и социальной инфраструктур, координируют участие предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования.

4. Организация, содержание и развитие муниципальных служб: предприятий и учреждений, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения в различных сферах местной жизни, создание условий для удовлетворения потребностей населения в различного рода услугах.

Муниципальные образования организуют, содержат и развивают муниципальные учреждения образования, здравоохранения. К их ведению относится создание условий для деятельности учреждений культуры, сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности.

Муниципальные образования создают условия для организации зрелищных мероприятий, развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании.

Нужна помощь в написании эссе?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

В ведении муниципальных образований находятся также:

  • содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;
  • создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
  • создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
  • организация, содержание и развитие муниципальных служб:
  • энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации; организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
  • муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
  • благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
  • организация утилизации и переработки бытовых отходов;
  • организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
  • организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи;
  • организация и содержание муниципальной информационной службы;
  • создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;
  • организация и содержание муниципальных архивов;
  • обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
  • охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
  • обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.

5. Осуществление контроля над соблюдением правовых актов муниципального образования, участие в контроле за соблюдением законодательства на территории муниципального образования.

Муниципальные образования обеспечивают контроль за соблюдением своих уставов, общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования. В ведении муниципальных образований находятся вопросы контроля за использованием земель на территории муниципального образования. Муниципальные образования участвуют в охране окружающей среды на территории муниципального образования, а также осуществляют иную контрольную деятельность в соответствии с законодательством о местном самоуправлении, уставами муниципальных образований.

В ведении муниципальных образований находятся также отдельные государственные полномочия.

Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти. Вместе с тем они могут наделяться отдельными государственными полномочиями, реализация которых подконтрольна государству.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации[1].

Вопросы местного значения

Вопросы местного значения — это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органам и местного самоуправления и затрагивает интересы каждого гражданина.[3]

На уровне поселения к числу вопросов местного значения относятся вопросы формирования, утверждения, исполнения и контроля за исполнением местного бюджета, распоряжение муниципальным имуществом, содержание и строительство автомобильных дорог, обеспечение малоимущих граждан жильем, предоставление жителям муниципального образования услуг связи, транспорта, общественного питания и бытового обслуживания, организация досуга населения, вопросы благоустройства и озеленения поселения, вывоза твердых бытовых отходов и ряд других вопросов (статья 14 Федерального закона).

Нужна помощь в написании эссе?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

При этом часть вопросов, таких как, например, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом, решается жителями муниципального образования и органами местного самоуправления совместно, поскольку требует привлечения к работе специализированных организаций.[4]

Вопросы организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения в населенных пунктах, организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора население вправе и может решить самостоятельно.

Формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления рассмотрены в главе 3 данного пособия.

Активное участие в решении вопросов местного значения поселений принимает муниципальный район. В исключительных случаях вопросы местного значения вправе решать органы государственной власти. К таким случаям относятся: отсутствие органов местного самоуправления и невозможность их формирования в связи со стихийным бедствием, катастрофой или иной чрезвычайной ситуацией, неудовлетворительное финансовое состояние муниципального образования или в случае нецелевого использования бюджетных средств муниципальным образованием. Кроме того, поводом для государственного вмешательства в дела муниципального образования могут стать установленные в судебном порядке случаи нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, иных нормативных актов, допущенные со стороны органов местного самоуправления.[3]

Заключение

Местное самоуправление можно рассматривать в качестве основополагающего принципа осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления демократического правового го­сударства.

Местное самоуправление — это и право граждан, местного сообщества (населения данной территории) на самостоятельное заведование местными делами. Данное право, принадлежащее населению городских и сельских поселе­ний и реализуемое им непосредственно, а также через органы местного самоуправления, обеспечивается судебной защитой, иными гарантиями, закрепленными Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.[1]

Местное самоуправление можно охарактеризовать и как форму, способ организации и осуществления населением власти на местах, которая обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни с учетом исторических и иных местных традиций. Данная форма реализации власти на местах означает также, что граждане и формируемые ими органы местного самоуправления берут на себя ответственность за управление местными делами. Именно в этом суть местного самоуправления.

Нужна помощь в написании эссе?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Таким образом, местное самоуправление — это система ор­ганизации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоя­тельное (под свою ответственность) решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.

Эта система представляет собой совокупность организацион­ных форм и институтов прямого волеизъявления, выборных и других органов местного самоуправления, посредством которых реализуются принципы и функции местного самоуправления.

Местное самоуправление, как любая другая разновидность социальной деятельности, имеет свои функции.

Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органам и местного самоуправления и затрагивает интересы каждого гражданина.
На уровне поселения к числу вопросов местного значения относятся вопросы формирования, утверждения, исполнения и контроля за исполнением местного бюджета, распоряжение муниципальным имуществом, содержание и строительство автомобильных дорог, обеспечение малоимущих граждан жильем, предоставление жителям муниципального образования услуг связи, транспорта, общественного питания и бытового обслуживания, организация досуга населения, вопросы благоустройства и озеленения поселения, вывоза твердых бытовых отходов и ряд других вопросов (статья 14 Федерального закона).

Прикрепленные файлы: 1 файл

Вопросы местного значения и полномочия.docx

Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органам и местного самоуправления и затрагивает интересы каждого гражданина.

На уровне поселения к числу вопросов местного значения относятся вопросы формирования, утверждения, исполнения и контроля за исполнением местного бюджета, распоряжение муниципальным имуществом, содержание и строительство автомобильных дорог, обеспечение малоимущих граждан жильем, предоставление жителям муниципального образования услуг связи, транспорта, общественного питания и бытового обслуживания, организация досуга населения, вопросы благоустройства и озеленения поселения, вывоза твердых бытовых отходов и ряд других вопросов (статья 14 Федерального закона).

При этом часть вопросов, таких как, например, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом, решается жителями муниципального образования и органами местного самоуправления совместно, поскольку требует привлечения к работе специализированных организаций.

Вопросы организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения в населенных пунктах, организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора население вправе и может решить самостоятельно.

Активное участие в решении вопросов местного значения поселений принимает муниципальный район. В исключительных случаях вопросы местного значения вправе решать органы государственной власти. К таким случаям относятся: отсутствие органов местного самоуправления и невозможность их формирования в связи со стихийным бедствием, катастрофой или иной чрезвычайной ситуацией, неудовлетворительное финансовое состояние муниципального образования или в случае нецелевого использования бюджетных средств муниципальным образованием. Кроме того, поводом для государственного вмешательства в дела муниципального образования могут стать установленные в судебном порядке случаи нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, иных нормативных актов, допущенные со стороны органов местного самоуправления.

Как могут передаваться государственные полномочия органам местного самоуправления?

Органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями субъекта Федерации или федерального центра. Решение о передаче полномочий и порядок их финансирования закрепляются законом.

Чаще всего государственные полномочия передаются органам местного самоуправления с целью экономии денежных средств и более эффективной реализацией переданных полномочий.

В пример можно привести организацию тушения пожаров. Как свидетельствует мировая практика, эта функция государства более эффективно может быть реализована на муниципальном уровне. С учетом современного перехода пожарной службы в ведение субъектов Российской Федерации и демилитаризации пожарных частей, с 2008 года их можно было бы передать органам местного самоуправления.

На исполнение государственных полномочий муниципалитет должен получать субвенции из бюджета субъекта Федерации или федерального бюджета, в зависимости от уровня переданных ему государственных полномочий. Кроме того, муниципалитет может использовать и свои средства на исполнение переданных функций, но только в том случае, если это предусмотрено уставом муниципального образования. Помимо финансовых средств органам местного самоуправления должны передаваться в пользование, управление или в собственность необходимые материальные средства.

Муниципальное образование, в свою очередь, обязано обеспечить надлежащую реализацию делегированных ему полномочий, для этого оно вправе издавать общеобязательные нормативные правовые акты и контролировать их исполнение.

Органы государственной власти со своей стороны обязаны следить за исполнением переданных государственных полномочий, использованием органами местного самоуправления предоставленных материальных и финансовых средств. В случае нарушений со стороны органов местного самоуправления государственная власть вправе вынести предписание с требованием устранить допущенное нарушение.

В случае дальнейшего ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления переданных государственных полномочий органы государственной власти вправе осуществлять эти полномочия самостоятельно.

По каким вопросам местного значения необходимо принимать нормативные правовые акты?

В Федеральном законе утвержден перечень вопросов, которые требуют принятия на уровне поселений нормативно-правовых актов. К их числу относятся:

1) утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

3) определение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения:

4) определение порядка обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

5) определение правил транспортного обслуживания населения в границах поселения;

6) определение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

7) определение порядка охраны и сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах поселения;

8) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;

9) установление правил сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

10) установление правил благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

11) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, организация земельного контроля за использованием земель поселения;

12) установление правил оказания ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

13) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

На уровне муниципального района к перечисленным вопросам можно добавить еще несколько, требующих принятия нормативных правовых актов: организацию предоставления общедоступного и бесплатного общего и среднего образования, организацию оказания скорой медицинской помощи, утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение местных нормативов градостроительного планирования межселенных территорий и др.

Принятые по перечисленным вопросам нормативные правовые акты устанавливают правила поведения для населения муниципального образования и организаций, действующих на его территории. Отсутствие нормативного акта по любому из перечисленных вопросов свидетельствует о ненадлежащей работе депутатов и главы муниципального образования и может стать основанием для применения санкций по отношению к органам местного самоуправления.

Непринятие на муниципальном уровне нормативных актов об утверждении и исполнении местного бюджета, установлении местных налогов, порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, генеральном плане поселения, о правилах землепользования и застройки, нормативно-правового акта об утверждении местных нормативов градостроительного планирования поселений, организации благоустройства и озеленения территории поселения может вообще поставить под вопрос само существование муниципального образования.

Важным вопросом для муниципального образования является и то, какой из органов местного самоуправления должен принимать тот или иной нормативный правовой акт глава муниципального образования или представительный орган местного самоуправления. Указанное разграничение должно устанавливаться уставом муниципального образования, хотя часть функций уже распределена существующим законом. Однако стоит обращать внимание и на то обстоятельство, что большинство вопросов местного значения регулируются федеральным законодательством, и оно в правоприменительной практике играет определяющую роль.

По каким вопросам местного значения необходимо принимать правовые акты, не имеющие нормативного содержания?

Очень часто для решения вопросов местного значения необходимо принимать правоприменительные акты. К таким случаям можно отнести практически все вопросы местного значения, за исключением моментов утверждения муниципального бюджета и контроля за его исполнением или установления, изменения и отмены местных налогов и сборов поселения и некоторых других отдельных случаев.

В большинстве своем вопросы местного значения, по которым требуется принятие правоприменительных актов, совпадают с теми вопросами местного значения, по которым необходимо принимать нормативные правовые акты. И это не случайно. Необходим механизм реализации того или иного нормативно- правового акта, в качестве такого механизма и выступает правоприменительный акт.

Какие полномочия даны органам местного самоуправления для решения вопросов местного значения?

Органам местного самоуправления для решения вопросов местного значения предоставлен ряд полномочий. Основные из них:

1) принятие устава муниципального образования, издание муниципальных правовых актов;

2) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

3) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями учреждениями;

4) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально- экономического развития муниципального образования:

5) осуществление международных и внешнеэкономических связей.

Кроме того, органы местного самоуправления поселений и городских округов имеют право на добровольной основе привлекать граждан к выполнению социально значимых работ. Например, в случае предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения первичных мер пожарной безопасности или создания условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения. В добровольном порядке население может заняться благоустройством и озеленением территории поселения.

Федеральный закон специально отмечает, что полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются самостоятельно.

Что должны делать органы местного самоуправления, в случае если они не могут решить вопрос самостоятельно?

На практике довольно часто бывают ситуации, когда органы местного самоуправления поселений в силу тех или иных причин не могут самостоятельно решать стоящие перед ними задачи.

В этом случае они вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче части своих полномочий, При этом поселение должно гарантировать муниципальному району субвенции из своего бюджета на выполнение этих полномочий.

В соглашении между поселением и районом должны быть оговорены сроки передачи полномочия (срок действия соглашения), основания и порядок прекращения действия соглашения, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, финансовые санкции за неисполнение соглашения.

Кроме того, в соглашении должно четко и понятно указываться, какое именно полномочие передается от одного муниципального образования другому.

С другой стороны, часть вопросов местного значения, отнесенных к ведению поселений, более успешно может решаться на уровне муниципального района. Таким полномочием, например, может выступать организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора или создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугам и организаций культуры.

В этом случае заключается аналогичное соглашение между поселением и муниципальным районом.

Глава 3 ФЗ 131. Вопросы местного значения поселения, мун района, гор округа.

Перечень вопросов местного значения может устанавливаться и изменяться только законом об организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Действующий Федеральный закон об организации местного самоуправления каждому виду муниципального образования устанавливает отдельный перечень вопросов местного значения, т.е. вопросы местного значения поселения не совпадают с вопросами местного значения муниципального района и городского округа.

Такое нововведение исправило существующую ранее ситуацию, когда являющиеся муниципальными образованиями миллионный город и поселение с числом жителей в несколько сотен человек обладали одинаковыми полномочиями, несмотря на очевидную несопоставимость их экономических, социальных и демографических потенциалов.

Так, к компетенции поселений отнесено решение большей части вопросов местного значения, непосредственно затрагивающих повседневные жизненные интересы населения, а муниципальными районами в значительной мере реализуются отдельные государственные полномочия. В связи с введением двухуровневой системы местного самоуправления в Российской Федерации предусмотрено выделение в круге вопросов местного значения вопросов межпоселенческого характера, решение которых относится к ведению муниципальных районов.

Конкретный перечень вопросов местного значения каждого муниципального образования должен закрепляться в его уставе.

При решении вопросов местного значения субъекты, их реализующие, наделены правом принимать правовые акты как нормативного, так и правоприменительного (индивидуального) характера.

К вопросам местного значения поселения относятся:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;

6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;

8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

10) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

11) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование библиотечных фондов библиотек поселения;

12) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

13) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения;

14) обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения;

15) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;

16) оказание содействия в установлении в соответствии с федеральным законом опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения;

17) формирование архивных фондов поселения;

18) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

19) организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

20) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения;

21) организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов;

22) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

23) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

24) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;

25) организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения;

26) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

27) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения;

28) содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого предпринимательства;

29) расчет субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и организация предоставления субсидий гражданам, имеющим право на их получение в соответствии с жилищным законодательством;

30) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении;

31) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования;

32) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении.

Органы местного самоуправления поселения вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации).

ВВЕДЕНИЕ 3
§1. Вопросы местного значения 5
§2. Осуществление органами местного самоуправления отдельных
государственных полномочий 10
§3. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21

В соответствии с действующими конституционными нормами
концепция государственного устройства Российской Федерации базируется
на трехуровневой организации публичной власти. Народ Российской
Федерации осуществляет свою власть непосредственно (путем прямого
волеизъявления) и через систему публичной власти, которая осуществляется
в России в формах государственной власти Российской Федерации (далее -
федеральная власть), государственной власти субъектов Российской
Федерации (далее - региональная власть) и местного самоуправления (далее -
муниципальная власть). Каждый из этих уровней публичной власти
организационно обособлен, т. е. самостоятелен в пределах своей
компетенции. 1
В настоящее время вопросы, затрагивающие местное самоуправление
являются актуальными в системе российского права, так как развитие данной
отрасли зависит, прежде всего, от исторических ценностей и норм,
менталитета населения данной территории, на которой решаются вопросы
местного значения.
Реализация указанного концептуального подхода к организации
государственного устройства Российской Федерации обеспечивается
установлением конституционных норм о том, что центральные
(федеральные), региональные (субъектов Российской Федерации) и местные
(муниципальные) органы власти в определенной мере организационно
обособлены друг от друга, самостоятельны в пределах своих полномочий, но
природа их, по существу, одинакова: все эти органы власти получают свои
полномочия от народа (населения соответствующей территории); имеют свою
компетенцию, установленную законодательно; содержание их деятельности

§1. Вопросы местного значения

1. в области управления муниципальной собственностью;
2. в области бюджетно-финансовой деятельности;
3. в области здравоохранения и оказания медицинской помощи;
4. в области социальной защиты населения;
5. в области образования и культуры;
6. в области охраны общественного порядка, пожарной безопасности и
гражданской обороны;
7. в области охраны окружающей среды и природопользования;
8. в области жилищного строительства;
9. в области транспорта, связи и сельскохозяйственного производства;
10. в области коммунального и бытового обслуживания населения;
11. в области погребения и похоронного дела.
Вопросы местного значения можно так же классифицировать в
зависимости от степени участия государства в их регулировании.
1. Вопросы, в которых органы местного самоуправления осуществляют
вспомогательные функции в предусмотренных законодательством рамках для
решения общих с федеральными и региональными органами власти (в
частности, охрана общественного порядка, участие в охране окружающей
среды, обеспечение противопожарной безопасности и др.).
2. Вопросы, в которых юридическая самостоятельность сочетается с
технологической зависимостью от государства и его структур (энерго-, газо-,
тепло- и водоснабжение, водоотведение, дорожное строительство) 3 .
3. Вопросы, в решении которых органы местного самоуправления
обладают относительно полной свободой и самостоятельностью как в
принятии решений по этим вопросам, так и в нормативно-правовом
регулировании порядка их решения. В частности, общими для всех типов
муниципальных образований являются такие вопросы, как формирование,

3 Мильшин Ю. Н. Муниципальное право России: моногр. / Ю.Н. Мильшин, С.Е. Чаннов. - М.: Дашков и Ко,
2018. – С. 56.
утверждение и исполнение соответствующих бюджетов, контроль за их
исполнением, установление, изменение и отмена закрепленных за данным
уровнем местных налогов и сборов, владение, пользование и распоряжение
муниципальным имуществом 4 .
К ведению поселений отнесен круг вопросов, связанных, в основном, с
повседневным жизнеобеспечением населения. Это: обеспечение малоимущих
граждан жилыми помещениями в соответствии с жилыми помещениями в
соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и
содержание муниципального жилищного, фонда создание условий для
жилищного строительства, организация в границах поселения тепло- и
водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом,
обеспечение первичных мер пожарной безопасности, создание условий для
организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций
культуры, развития массовой физической культуры и спорта, массового
отдыха, организация благоустройства и озеленения территории,
планирование застройки поселений, организация освещения улиц, установки
уличных указателей, и т.п. Многие вопросы местного значения отнесены к
предметам ведения и поселения, и муниципального района. Разграничение
между ними произведено по такому принципу: за решение вопросов в
границах поселения отвечает поселение, а за межпоселенческие вопросы –
муниципальный район 5 . Например, к вопросам местного значения поселения
отнесена организация транспортного обслуживания населения в границах
поселения, а к вопросам муниципального района – организация
транспортного обслуживания населения между поселениями в границах
муниципального района.

4 Чаннов С. Е. Муниципальное право: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета. — 3-е изд.,
перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — С. 120.
5 Данилейко О.А. К вопросу о территориальном общественном самоуправлении (тос) как форме решения
вопросов местного значения // Вестник евразийской академии административных наук. – 2019. - № 1(46). –
С. 64-67.
К уровню поселения отнесены организация сбора и вывоза бытовых
отходов и мусора; организация библиотечного обслуживания населения;
организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; к уровню
муниципального района – организация утилизации и переработки бытовых
отходов и мусора; организация библиотечного обслуживания поселений
(библиотечный коллектор); содержание межпоселенческих мест захоронения
и организация ритуальных услуг и т.д.
Полностью на уровень муниципального района вынесены вопросы,
решение которых требует наличия развитой инфраструктуры и крупных
затрат на ее поддержание. К ним относятся организация охраны
общественного порядка; предоставление начального и среднего общего
образования, дошкольного образования, отдыха детей в каникулярное время;
организация основных видов медицинской помощи; организация и
осуществление экологического контроля территории, и ряд других 6 . При
этом в сфере образования полномочия по финансовому обеспечению
образовательного процесса (заработная плата педагогического персонала,
учебные пособия, средства технического обеспечения учебного процесса и
т.д.) возложены на органы государственной власти субъектов РФ. Эта мера
призвана гарантировать получение качественных образовательных услуг во
всех муниципальных образованиях, независимо от состояния их доходной
базы.
Учитывая различные возможности отдельных поселений (например,
если сравнивать сельское поселение из нескольких населенных пунктов с
общей численностью 1-2 тыс. и городское поселение с населением 20-50 тыс.
жителей), закон устанавливает, что органы местного самоуправления
поселения и муниципального района вправе заключать между собой
соглашения о передаче друг другу части своих полномочий. Данная норма

6 Берг О. В. Федеральное законодательство о местном самоуправлении. Научно-практический комментарий /
О.В. Берг, А.А. Сергеев. - М.: Вузовская книга, 2018. – С. 55.
позволяет экономически слабому и дотационному поселению передавать
часть своих функций муниципальному району (с соответствующим
сокращением объема дотаций), а городскому поселений – принимать на себя
ряд функций муниципального района 7 .
В Федеральном законе № 131-ФЗ установлено, что органы местного
самоуправления вправе решать иные вопросы, не отнесенные к их
компетенции и компетенции других уровней публичной власти, только при
наличии собственных материальных и финансовых ресурсов.
Установлено, что перечень вопросов местного значения всех типов
муниципальных образований не может быть изменен иначе, как путем
внесения, изменений и дополнений в федеральный закон. Финансирование
решения этих вопросов осуществляется за счет средств местных бюджетов и
может дополнительно финансироваться из бюджетов других уровней и
государственных внебюджетных фондов, федеральные законы и законы
субъектов РФ не могут содержать положений, определяющих объем расходов
за счет средств местных бюджетов.

§2. Осуществление органами местного самоуправления отдельных

В соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ органы местного
самоуправления могут наделяться отдельными государственными
полномочиями. Следовательно, помимо вопросов местного значения, особым
предметом ведения органов местного самоуправления является выполнение
ими отдельных государственных полномочий.
В процессе осуществления органами государственной власти своей
деятельности неизбежно возникает необходимость реализации ими

7 Смирнова Ю.М., Кузин Д.А. Особенности реализации форм взаимодействия населения и органов местного
самоуправления в решении вопросов местного значения // Ученые записки петрозаводского
государственного университета. – 2014. - № 3(140). – С. 112-116.
полномочий на более низком территориальном уровне, чем уровень
субъектов Российской Федерации.
Исходя из принципов субсидарности, передача ряда государственных
полномочий и функций на местный уровень обусловлена экономической,
социальной, управленческой и организационно-технической
целесообразностью.
Выполнение местными сообществами и их органами не только
собственных вопросов местного значения, но и определенной части
государственных полномочий исторически практиковалось всегда. В России
органы местного самоуправления искони исполняли определенный объем
государственных полномочий и государственных обязанностей.
На сегодняшний день государственные полномочия представляют
собой государственные полномочия Российской Федерации и
государственные полномочия субъектов Федерации 8 .
Государственные полномочия Российской Федерации представляют
собой права и обязанности органов государственной власти РФ по решению
вопросов, отнесенных к ведению Российской Федерации Конституцией РФ,
федеральными конституционными законами, федеральными законами, а
также иными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с
Конституцией РФ. Государственные полномочия субъекта Российской
Федерации представляют собой права и обязанности органов
государственной власти и должностных лиц государственной власти субъекта
федерации по решению вопросов, отнесенных к ведению субъекта федерации
Конституцией РФ, федеральными конституционными законами,
федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта федерации, а
также иными нормативными актами, принятыми в соответствии с
Конституцией РФ.

10 Байнова М.С. Развитие вопросов местного значения местного самоуправления // Материалы ивановских
чтений. – 2015. - № 3(3). – С. 17-20.
бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направленные на решение
вопросов местного значения, и субвенции, предоставляемые для обеспечения
осуществления отдельных государственных полномочий.
В федеральном законе или законе субъекта РФ, предусматривающем
наделение органов местного самоуправления отдельными государственными
полномочиями, должны быть перечислены права и обязанности органов
местного самоуправления и органов государственной власти, связанные с
передачей полномочий, способы (методика) расчета нормативов для
определения объема субвенций, перечень подлежащих передаче с этой целью
материальных средств или порядок их определения порядок отчетности
органов местного самоуправления об осуществлении передаваемых им
отдельных государственных полномочий 11 ; порядок осуществления
органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных
государственных полномочий, переданных органам местного
самоуправления; условия и порядок прекращения осуществления органами
переданных им отдельных государственных полномочий.
Положения соответствующих федеральных и региональных законов,
предусматривающие наделение органов местного самоуправления
отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно
и только в том случае, если в федеральном законе или законе субъекта РФ о
бюджете на очередной финансовый год предусмотрены необходимые для
этого средств. Органы местного самоуправления несут ответственность за
осуществление отдельных государственных полномочий в пределах
выделенных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Местное самоуправление, в основе которого лежит право граждан, их
территориальных сообществ самостоятельно решать вопросы местного
значения, предполагает ответственность органов местного самоуправления за

11 Андреева И.А. Вопросы местного значения: правовая характеристика // Правоохранительные органы:
теория и практика. – 2017. - № 1. – С. 113-116.
осуществление возлагаемых на них полномочий и функций. Органы местного
самоуправления, осуществляя свои полномочия, не должны нарушать
Конституцию РФ, законодательство РФ, правовые (законодательные) акты
субъектов РФ 12 .

§3. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении

13 Галлямова И.И., Суфянова Е.З. Право граждан на осуществление местного самоуправления // Интеграция
наук. – 2019. - № 1 (24). – С. 367-368.
Муниципальные выборы проводятся с целью избрания депутатов и
выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего,
равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы
назначаются представительным органом местного самоуправления в сроки,
предусмотренные уставом муниципального образования. При отсутствии
решения представительного органа выборы могут быть назначены
муниципальной избирательной комиссией или судом. Гарантии
избирательных прав граждан устанавливаются федеральными законами. В
соответствии с ними органы государственной власти субъектов РФ вправе
устанавливать порядок проведения муниципальных выборов: порядок
назначения и объявления даты выборов, составления списков избирателей,
регистрации кандидатов, проведения предвыборной агитации, правил
голосования на избирательных участках, подсчета голосов и установления
результатов выборов.
Сходы граждан. В муниципальных образованиях может не создаваться
представительного органа местного самоуправления, функции которого
выполняет сход граждан. Он созывается главой муниципального образования
самостоятельно или по инициативе не менее 10 жителей и правомочен при
участии более половины жителей поселения, обладающих избирательным
правом. Решения схода считаются принятыми, если за них проголосовало
более половины участников схода 14 . Эти решения подлежат обязательному
опубликованию(обнародованию) и исполнению.
Опрос граждан может проводиться на всей или на части территории
муниципального образования с целью выявления мнения населения и его
учета при принятии решений органами и должностными лицами местного
самоуправления, а также органами государственной власти 15 . Для этого
обычно достаточно опросить некоторое количество граждан,
14 Данилина И. Е. Муниципальное право в вопросах и ответах. - М.: ТК Велби, Проспект, 2018. – С. 77.
15 Сергеев Д.Б. Право на осуществление местного самоуправления: дискуссионные вопросы // Научные
труды северо-западного института управления РАНХИГС. – 2018. – № 1 (33). – том 9. - С. 155-162.
представляющих разные слои населения, что значительно проще и дешевле
по сравнению с референдумом. Существуют технологии проведения
различных устных и письменных опросов, формы анкетирования и т. д.
В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального
образования, обладающие избирательным правом. Опрос граждан
назначается представительным органом муниципального образования;
порядок назначения и проведения опроса определяется уставом или
нормативным правовым актом представительного органа местного
самоуправления. Финансирование опроса осуществляется за счет средств
местного бюджета. Результаты опроса носят рекомендательный характер.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты Российской Федерации:

Андреева И.А. Вопросы местного значения: правовая характеристика //
Правоохранительные органы: теория и практика. – 2017. - № 1.
Байнова М.С. Развитие вопросов местного значения местного
самоуправления // Материалы ивановских чтений. – 2015. - № 3(3). – С. 17-20.
Берг О. В. Федеральное законодательство о местном самоуправлении.
Научно-практический комментарий / О.В. Берг, А.А. Сергеев. - М.: Вузовская
книга, 2018. – 240 с.
Галлямова И.И., Суфянова Е.З. Право граждан на осуществление

Читайте также: