Доклад на тему типологические особенности внд дошкольников

Обновлено: 08.07.2024

Нервная система высших животных и человека представляет собой результат длительного развития в процессе приспособительной эволюции живых существ. Развитие центральной нервной системы происходило прежде всего в связи с усовершенствованием восприятия и анализа воздействий из внешней среды.

Содержание работы

С.2 Введение.
С.3 Развитие нервной системы
С.6 Высшая нервная деятельность в раннем и дошкольном периодах развития (от рождения до 7 лет).
С.10 Высшая нервная деятельность детей школьного возраста
С.15 Заключение.
С.16 Список литературы, источники.

Файлы: 1 файл

развитие цнс у детей.doc

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ПРОПЕДЕВИКИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ И ГИГИЕНЫ

Зав. Кафедрой пропедевтики внутренних болезней и гигиены:

д.м.н., профессор О.П. Дуданова

Преподаватель: Хилков Т.Н.

Особенности высшей нервной деятельности у детей

Выполнил: студент 308 группы

  • С.2 Введение.
  • С.3 Развитие нервной системы
  • С.6 Высшая нервная деятельность в раннем и дошкольном периодах развития (от рождения до 7 лет).
  • С.10 Высшая нервная деятельность детей школьного возраста
  • С.15 Заключение.
  • С.16 Список литературы, источники.

Нервная система высших животных и человека представляет собой результат длительного развития в процессе приспособительной эволюции живых существ. Развитие центральной нервной системы происходило прежде всего в связи с усовершенствованием восприятия и анализа воздействий из внешней среды.

Вместе с тем совершенствовалась и способность отвечать на эти воздействия координированной, биологически целесообразной реакцией. Развитие нервной системы шло также в связи с усложнением строения организмов и необходимостью согласования и регуляции работы внутренних органов. Для понимания деятельности нервной системы человека необходимо познакомиться с основными этапами ее развития в филогенезе.

Развитие нервной системы

На ранних этапах развития человеческого зародыша из клеток эктодермы возникает нервная пластинка, образованная однослойным однорядным призматическим эпителием (нейроэпительим), под которым располагается хорда, индуцирующая возникновение нервной пластинки. Нервная пластинка быстро растет, утолщается, становится многослойной, углубляется, образуя желобок, края которого приподнимаются и превращаются в нервные валики. Под валиками формируются нервные гребни - выросты в виде тяжей клеток, которые после замыкания желобка в нервную трубку превращаются в ганглиозные пластинки, располагающиеся сбоку от нервной трубки и отделяющиеся от нее. Нервная трубка также отделяется от эктодермы. После образования трубки клетки нейроэпителия дифференцируются в субвентрикулярные нервные клетки - нейробласты, число которых быстро увеличивается благодаря активной пролиферации. Из этих клеток образуется мантийный слой. Из этих же клеток возникают и первичные опорные клетки - глиобласты, которые мигрируют в мантийный слой. Впоследствии из мантийного слоя образуется серое вещество мозга. Митотическое деление нейробластов заканчивается до формирования отростков. Вначале начинается рост аксона , позднее - дендритов . Отростки нейробластов образуют на периферии нервной трубки краевой (маргинальный) слой, из которого образуется белое вещество. Вентрикулярные клетки, расположенные на внутренней поверхности нервной трубки, дифференцируются в танициты и эпителиоидные эпендимоциты. На стадии нервной трубки ганглиозные пластинки фрагментируются, образуя округлые структуры, из которых формируются спинномозговые узлы.

Итак, три слоя стенки нервной трубки дают начало эпендиме , выстилающей полости центральной нервной системы (внутренний), серому веществу (средний, плащевой) и белому веществу (наружный) Боковые отделы трубки растут более интенсивно, из их вентральных отделов возникают передние столбы серого вещества (тела клеток и волокна) и прилежащее белое вещество (только нервные волокна). Из дорсальных отделов нервной трубки образуются задние столбы серого вещества и белое вещество спинного мозга. Головной отдел нервной трубки растет неравномерно. В некоторых участках она толще, благодаря усиленному продольному росту она изгибается. Уже на 4-й неделе эмбрионального развития различают три первичных мозговых пузыря: передний, средний и задний. К концу 4-й недели передний мозговой пузырь начинает делиться на два: конечный мозг, из которого впоследствии развивается вся кора полушарий большого мозга, и промежуточный, из которого развиваются таламус и гипоталамус. Просвет трубки переднего мозга образует боковые и III желудочки. Задний (ромбовидный пузырь) в течение 5-й недели также делится на два пузыря, из которых образуются мозжечок, продолговатый мозг и мост. Из среднего пузыря, сохраняющего трубчатую форму, образуется средний мозг, просвет трубки - мозговой (сильвиев) водопровод. В результате будущий головной мозг состоит из пяти пузырей. В области среднего мозгового пузыря формируются ножки мозга и пластинка крыши среднего мозга. Растут боковые стенки промежуточного мозга, образуя таламусы, выросты боковых стенок дают начало глазным пузырькам. Нижняя стенка промежуточного мозга выпячивается, образуя серый бугор, воронку, подбугорье (гипоталамус) и заднюю долю гипофиза. Происхождение различных отделов мозга представлено.

Важные преобразования происходят в конечном мозге. На I стадии формируются обонятельные структуры и лимбическая система (палеокортекс), расположенная вокруг краев развивающегося конечного мозга; на II стадии стенки переднего мозга утолщаются благодаря интенсивной пролиферации нейробластов, возникают зачатки базальных ганглиев; наконец, на III стадии формируется кора полушарий большого мозга (неокортекс). В связи с активным митотическим делением нейробластов неокортекса, когда скорость образования клеток достигает 250 000 в 1 мин, начинается формирование мозговых борозд и извилин полушарий большого мозга. Масса головного мозга новорожденного ребенка относительно велика, она составляет в среднем 390 г (340 - 430) у мальчиков и 355 г (330 - 370) у девочек (12 - 13 % массы тела, у взрослого человека - около 2,5%). Отношение массы мозга новорожденного к массе его тела в пять раз больше, чем у взрослого, соответственно 1: 8 и 1:40. В течение первого года жизни масса мозга удваивается, а к 3 . 4 годам утраивается, затем она медленно увеличивается и к 20 - 29 годам достигает максимальных цифр (1355 г у мужчин и 1220 г у женщин). К 20 - 25 годам и в последующем, вплоть до 60 лет у мужчин и 55 лет у женщин, масса мозга существенно не изменяется, после 55 - 60 лет она несколько уменьшается. До 4 лет жизни головной мозг ребенка растет равномерно в высоту, длину и ширину, в дальнейшем преобладает рост мозга в высоту. Наиболее быстро растут лобная и теменная доли.

У новорожденного ребенка лучше развиты филогенетически более старые отделы мозга. Масса ствола мозга равна 10 - 10,5 г (около 2,7% массы тела, у взрослого человека - около 2%). К моменту рождения ребенка продолговатый мозг, мост и их ядра развиты хорошо, масса первого составляет около 4 - 5 г, второго -3,5 - 4 г. Хуже развит мозжечок, особенно его полушария, лучше - червь, слабо выражены извилины и борозды полушарий мозжечка. Масса мозжечка новорожденного ребенка не превышает 20 г (5,4% массы тела, у взрослого - 10%). В течение первых 5 месяцев жизни масса мозжечка увеличивается в три раза, в 9 месяцев, когда ребенок умеет стоять и начинает ходить. в четыре раза. Наиболее интенсивно развиваются полушария мозжечка. Промежуточный мозг у новорожденного развит также относительно хорошо. Формирование борозд и извилин начинается у плода начиная с 5-го месяца развития. У 7- месячного плода уже заметны борозды и извилины, к моменту рождения они развиты полностью (Ф. И. Валькер, 1951), однако ветви основных борозд и мелкие извилины выражены слабо. Формирование рельефа полушарий продолжается в течение первых 6-7 лет жизни, борозды становятся глубже, извилины между ними -рельефнее (В. В. Бунак, 1936). У новорожденного ребенка наиболее развиты височные доли и обонятельный мозг, слабее - лобные. У новорожденного ребенка кора полушарий большого мозга не полностью дифференцирована. Желудочки мозга новорожденного ребенка относительно крупнее, чем у взрослого человека. Твердая оболочка головного мозга новорожденного ребенка тонкая, плотно сращена с костями черепа, ее отростки развиты слабо. Синусы тонкостенные, относительно широкие. После 10 лет строение и топография синусов такие же, как у взрослого. Паутинная и мягкая оболочки головного и спинного мозга у новорожденного тонкие, нежные. Подпаутинное пространство относительно широкое.

В хирургическом отделении наряду с общим уходом за больными осуществляется и комплекс мероприятий по подготовке больного к операции и предупреждению осложнений, которые могут возникнуть в ходе операции, во время наркоза и в послеоперационном периоде. Отдельную (небольшую) группу составляют больные хирургического отделения, не нуждающиеся

в оперативном вмешательстве (некоторые виды трофических ран, воспалительные заболевания вен, начальные стадии заболевания артерий, неосложненные переломы ребер и др.), которым также необходим соответствующий уход в зависимости от тяжести состояния, возраста и сопутствующих заболеваний. Основная цель ухода — предупреждение возможных осложнений, облегчение страданий больного, создание оптимальных условий для лечения и выздоровления. Достичь этого невозможно без четкого взаимодействия хирургов и средних и младших медицинских работников, так как многие мероприятия по уходу за хирургическими больными носят лечебный характер, а лечебные процедуры служат неотъемлемым компонентом ухода за больным. Уход за хирургическими больными невозможен без знания основ асептики в отделении, принципов предупреждения внутри больничной инфекции, правил поведения медицинского персонала, соблюдения охранительного режима в стационаре, соблюдения клинической гигиены работников, больных и окружающей среды в хирургическом отделении. Гармоничное и тесное взаимодействие медицинских работников в хирургическом стационаре настолько имеет большое значение в выздоровлении больных, что порой трудно определить: какие мероприятия являются чисто лечебными, а какие относятся к уходу за больными. Так, осуществляя уход в послеоперационном периоде за раной или дренажной системой, медицинские работники не только способствуют скорейшему заживлению раны, но и предупреждают грозные осложнения. В зависимости от того, на каких органах и системах выполняется оперативное вмешательство, уход за больными имеет свои особенности. Например, наряду с общими моментами и правилами ухода (соблюдение гигиены тела, профилактика пролежней, смена нательного и постельного белья, ингаляции, подача кислорода, постановка компрессов и банок, очищение кишечника и др.), наблюдение за больными, перенесшими операцию на мочевыделительной системе, имеет свою специфику, обусловленную, прежде всего, возможностью развития мочевых затеков, инфицирования и т.д. Так же и свои особенности имеет послеоперационный уход за больными, перенесшими операции на сердце, органах дыхания, мозге, а так же связанные с гнойными патологиями.

Высшая нервная деятельность в раннем и дошкольном периодах развития (от рождения до 7 лет).

Ребенок рождается с набором безусловных рефлексов. рефлекторные дуги которых начинают формироваться на 3-м месяце пренатального развития. Так, первые сосательные и дыхательные движения появляются у плода именно на этом этапе онтогенеза, а активное движение плода наблюдается на 4—5-м месяце внутриутробного развития. К моменту рождения у ребенка формируется большинство врожденных безусловных рефлексов, обеспечивающих ему нормальное функционирование вегетативной сферы, его вегетативный “комфорт”.

Возможность простых пищевых условных реакций, несмотря на морфологическую и функциональную незрелость мозга, возникает уже на первые-вторые сутки, а к концу первого месяца развития образуются условные рефлексы с двигательного анализатора и вестибулярною аппарата: двигательные и временные. Все эти рефлексы очень медленно формируются, они чрезвычайно нежны и легко тормозятся, что, видимо, связано с незрелостью корковых клеток и резким преобладанием процессов возбуждения над тормозными и их широкой иррадиацией.

Со второго месяца жизни образуются рефлексы слуховые, зрительные и тактильные, а к 5-му месяцу развития у ребенка вырабатываются все основные виды условного торможения. Важное значение в совершенствовании условно рефлекторной деятельности имеет обучение ребенка. Чем раньше начато обучение, т. е. выработка условных рефлексов, тем быстрее идет их формирование впоследствии.

К концу первого года развития ребенок относительно хорошо различает вкус пищи, запахи, форму и цвет предметов, различает голоса и лица. Значительно совершенствуются движения, некоторые дети начинают ходить. Ребенок пытается произносить отдельные слова (“мама”, “папа”, “деда”, “тетя”, “дядя” и др.), и у него формируются условные рефлексы на словесные раздражители. Следовательно, уже в конце первого года полным ходом идет развитие второй сигнальной системы и формируется ее совместная деятельность с первой.

Развитие речи — это трудная задача. Она требует координации деятельности дыхательных мышц, мышц гортани, языка, глотки и губ. Пока эта координация не развилась, ребенок произносит многие звуки и слова неправильно.

Облегчить формирование речи можно верным произношением слов и грамматических оборотов, чтобы ребенок постоянно слышал нужные ему образцы. Взрослые, как правило, обращаясь к ребенку, стараются копировать звуки, которые произносит ребенок, полагая, что таким образом они смогут найти с ним “общий язык”. Это - глубокое заблуждение. Между пониманием ребенком слов и умением их произносить существует огромная дистанция. Отсутствие нужных образцов для подражания задерживает становление речи ребенка.

Ребенок начинает понимать слова очень рано, и поэтому, для развития речи важно “разговаривать” с ребенком с первых дней после его рождения. Меняя распашонку или пеленку, перекладывая ребенка или подготавливая его к кормлению, желательно делать это не молча, а обращаться к ребенку с соответствующими словами, называя свои действия.

Первая сигнальная система - анализ и синтез непосредственных, конкретных сигналов предметов и явлений окружающего мира, приходящих от зрительных, слуховых и других рецепторов организма и составляющих

Вторая сигнальная система - (только у человека) связь между словесными сигналами и речью, восприятии слов—слышимых, произносимых (вслух или про себя) и видимых (при чтении).

На втором году развития ребенка совершенствуются все виды условно-рефлекторной деятельности и продолжается формирование второй сигнальной системы, значительно увеличивается словарный запас (250—300 слов); непосредственные раздражители или их комплексы начинают вызывать словесные реакции. Если у годовалого ребенка условные рефлексы на непосредственные раздражители образуются в 8—12 раз быстрее, чем на слово, то в два года слова приобретают сигнальное значение.

Решающее значение в формировании речи ребенка и всей второй сигнальной системы в целом имеет общение ребенка со взрослыми, т.е. окружающая социальная среда и процессы обучения. Этот факт — еще одно доказательство решающей роли среды в развертывании потенциальных возможностей генотипа. Дети, лишенные языковой среды, общения с людьми, не владеют речью, более того, их интеллектуальные способности остаются на примитивном животном уровне. При этом возраст с двух до пяти является “критическим” в овладении речью. Известны случаи, что дети, похищенные волками в раннем детстве и возвращенные в человеческое общество после пяти лет, способны научиться говорить лишь в ограниченных пределах, а возвращенные лишь после 10 лет не в состоянии произнести уже ни одного слова.

Второй и третий год жизни отличаются живой ориентировочной и исследовательской деятельностью. “При этом,— пишет М. М. Кольцова,— сущность ориентировочного рефлекса ребенка этого возраста правильнее может быть охарактеризована не вопросом “что это такое?”, а вопросом “что с этим можно сделать?”. Ребенок тянется к каждому предмету, трогает его, ощупывает, толкает, пробует поднять и т. д.”.

Таким образом, описанный возраст ребенка характеризуется “предметным” характером мышления, т. е. решающим значением мышечных ощущений. Эта особенность в значительной степени связана с морфологическим созреванием мозга, так как многие моторные корковые зоны и зоны кожно-мышечной чувствительности уже к 1—2 годам достигают достаточно высокой функциональной полноценности. Основным фактором, стимулирующим созревание этих корковых зон, являются мышечные сокращения и высокая двигательная активность ребенка. Ограничение его подвижности на этом этапе онтогенеза значительно замедляет психическое и физическое развитие.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе описана высшая нервная деятельность, её типы. Воспитание типов. Нарушения у детей. Условия сохранения здоровья детей.

Выполнила: Бызова А. Ю.

Высшая нервная деятельность.

Типы высшей нервной деятельности.

Нарушения у детей.

Условия сохранения здоровья детей.



Слаженная деятельность организма человека, и ребенка в частности, его связь с окружающей средой осуществляется центральной нервной системой, а именно головным мозгом. Головной мозг состоит из подкорковых отделов и коры. Объединенную деятельность этих двух отделов И. П. Павлов назвал высшей нервной деятельностью. Основу ее составляют процессы возбуждения и торможения.

Возбуждение - это активный ответ нервной системы на раздражение. Торможение - активный процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров или рабочих органов.

Несмотря на кажущуюся универсальность, высшая нервная деятельность ребенка имеет свои особенности, знание которых поможет избежать многих ошибок в воспитании малыша. Начнем с того, что взаимодействие организма с окружающей средой осуществляется с помощью безусловных (врожденных) и условных (приобретенных) рефлексов. У детей условные рефлексы возникают сравнительно быстро, но закрепляются медленно. Известно, что условные рефлексы возникают только при многократном повторении одних и тех же условий. Поэтому родители должны помнить, что формирование привычек, правил поведения у ребенка возможно лишь при постоянном упражнении, напоминании о них и при единстве требований к ребенку со стороны всех взрослых, воспитывающих его.

Высшая нервная деятельность детей раннего возраста характеризуется также неуравновешенностью двух основных нервных процессов: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Положительные условные рефлексы вырабатываются быстрее, чем тормозные. Малыша значительно легче научить что-то делать, чем научить воздерживаться
от нежелательных действий. Тормозные условные рефлексы требуют большего числа повторений, чем положительные условные рефлексы. Именно из-за этих особенностей маленькому ребенку очень трудно сохранять длительное время тормозное состояние (например, спокойно стоять в течение нескольких минут).

Еще одна особенность высшей нервной деятельности ребенка в том, что она обладает сравнительно малой выносливостью. Дети быстро устают
от длительного действия одного и того же раздражителя и не выдерживают действия многих сильных раздражителей. При длительном однообразном занятии быстро возникает охранительное торможение — ребенок перестает слушать, отвлекается. Резкие звуки приводят к перевозбуждению либо вызывают повышенную раздражительность. Ребенок не может длительно сохранять одну и ту же позу.

В поведении детей также преобладают иррадиированые реакции. Например, радость у ребенка проявляется часто не только улыбкой,
а сопровождается общими оживленными движениями, громким визгом, хлопаньем в ладоши. При выполнении какого-либо действия дети часто производит много лишних движений. Постепенно в результате многократных действий с предметами, в детских играх, на специальных занятиях формируются более координированные движения, постепенно исчезают лишние движения.

Особенность нервной деятельности ребенка состоит также и в том, что поведение ребенка с первых дней жизни осуществляется при участии коры головного мозга, которая оказывает регулирующее влияние и на подкорковые отделы мозга. Например, ребенок, заинтересованный рассказом, может не чувствовать наступившего голода. Ребенок, отвлеченный чем-то интересным, может не реагировать на боль от укола и т. п. Несмотря на это, все же на поведение ребенка раннего возраста большое влияние оказывают состояние и деятельность подкорковых отделов мозга, и чем меньше ребенок, тем сильнее это влияние. Именно этой особенностью объясняется большая зависимость поведения ребенка от удовлетворения его органических потребностей. С возрастом регулирующая роль коры повышается.

Кроме того, у детей легко возникает внешнее торможение. Например, они легко отвлекаются от еды, если входящая в это время медицинская сестра начинает разговаривать с воспитательницей. Трудно сосредоточить внимание детей на занятии, если в комнате в это время проводятся какие-либо интересные для них действия. Вследствие еще недостаточного развития второй сигнальной системы у детей до 3 лет преимущественное значение имеют первосигнальные раздражения, т. е. наглядные образы.

Изучение типов высшей нервной деятельности у детей. Анализируя экспериментальные данные, полученные при 45-летнем изучении высшей нервной деятельности детей с помощью двигательной и секреторно-двигательной методик, Н. И. Красногорский (1953) предложил следующую классификацию типов высшей нервной деятельности детей. В ней учтены корково-подкорковые взаимодействия и взаимоотношения между корковыми сигнальными системами. Эта классификация в настоящее время является наиболее полной. В ней представлено четыре типа.

1.2.Типы высшей нервной деятельности



а) Сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, быстрый характеризуется быстрым образованием условных рефлексов, которые легко угасают и быстро восстанавливаются. Возбуждение и тор­можение легко сменяют друг друга, не оставляя последствий. Возможно образование тонких дифференцировок. Дети, принадлежащие к этому типу, отличаются хорошим Поведением, живым темпераментом и не представляют трудности для воспитания. Речевые рефлексы у них образуются быстро. Речь громкая, быстрая, отчетливая, с правильными ударениями и интонацией, уравновешенная, с богатым словарным запасом, иногда сопровождается сильной жестикуляцией и выразительной мимикой.

б) Сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, медленный. Условные рефлексы у детей этого типа образуются быстро, прочно, и величина их большая. Условные рефлексы угасают быстро и хорошо восстанавливаются. Легко вырабатываются тормозные временные связи. Дети этого типа легко удовлетворяют требованиям внешней и социальной среды, имеют отличное поведение и успешно учатся в школе. Они быстро выучиваются говорить, писать и читать. Речь у них правильная, с достаточным словарным запасом, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики. При трудных заданиях эти дети повышают свою активность и стараются выполнить их.

г) Слабый, пониженно возбудимый тип высшей нервной деятельности характеризуется сниженной возбудимостью коры и подкорки. Деятельность первой и второй сигнальных систем проходит на более низком, чем у детей других типов, уровне. Образование условных рефлексов происходит медленно, причем они неустойчивы и подвержены сильному торможению со стороны факторов окру­жающей обстановки. Дети не переносят сильных продолжительных раздражений, быстро утомляются и впадают в застойное тормозное состояние. Речь у детей этого типа слабая, тихая, словарный запас небольшой. У детей данного типа легко наступают расстройства нервной деятельности в форме невротических реакций или даже неврозов.

Недостатком всех классификаций высшей нервной деятельности детей является отсутствие единых критериев определенных типов. В каждой классификации авторы отражают те особенности нервной системы ребенка, которые они считают наиболее важными. Соотношение сигнальных систем устанавливается описательно, путем наблюдений, а не опытным путем.

1.3 Воспитание типов. Формирование и пластичность типов высшей нервной деятельности.

Типы нервной системы изменяются после рождения. Типы же высшей нервной деятельности детей формируются после рождения, когда их врожденные типы нервной системы подвергаются разнообразнейшим воздействиям окружающей среды, воспитанию. Они все время изменяются, и этот процесс длится всю жизнь. Он получил название пластичности типов высшей нервной деятельности.

Образ поведения школьника обусловлен не только прирожденными и приобретенными свойствами нервной системы, но и прежде всего социальными условиями. Поэтому, определяя тип высшей нервной деятельности и характер младшего школьника, надо учитывать не только врожденные особенности нервной системы, которые часто настолько маскируются, что пока до сих пор нет надежных способов их определения, но и все те влияния, которые испытал ребенок на своем жизненном пути.

1.4 Нарушения у детей

Нервная система ребенка, особенно младшего дошкольного возраста, очень ранима. Малышу свойственна общая неустойчивость, повышенная возбудимость, чувствительность и быстрая утомляемость.

Отсутствие правильного чередования сна и бодрствования, занятий и отдыха, недостаточное пребывание на свежем воздухе, напряженная обстановка в семье - все это зачастую является источником ранней детской нервности.

Причиной детской нервности является неправильное обращение с детьми. В одних случаях родители держат детей в чрезмерной строгости, очень требовательны к ним. Ребенок в таких семьях только и слышат окрики, запреты, если провинится, его наказывают, применяя даже физические наказания. В таких условиях его еще не окрепшая нервная система находится в постоянном напряжение, и ребенок становится раздражительным, упрямым или, наоборот, вялым. В других семьях, особенно если ребенок единственный, его постоянно ласкают, хвалят, выполняют все его желания. Заласканный и изнеженный ребенок также становится чувствительным, расслабленным, ни к чему не способным. Постоянные переходы от чрезмерной строгости к излишним ласкам и нежностям. Ребенок никогда не знает, что его ждет, он всегда в возбужденном состоянии. Раздражительность, капризы, неуравновешенное поведение появляются также в результате перегрузки ребенка впечатлениями, развлечениями, от сильного испуга, перенесенного заболевания.

1.5 Условия сохранения здоровья

Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является охрана нервной системы ребенка от переутомления и перевозбуждения. Чтобы предупредить детскую нервность или, если она уже проявилась, устранить ее, необходима спокойная окружающая обстановка, ровное, внимательное отношение взрослых к ребенку. Родители должны сознавать свою ответственность за воспитание детей, должны уметь владеть собою, своими чувствами, управлять своим поведением. Важно организовать четкий распорядок дня, в котором бы период бодрствования не превышал установленной для его возраста нормы, предусматривалось длительное пребывание на свежем воздухе, достаточно продолжительный и спокойный сон. Укреплению нервной системы способствует также закаливание детей.

Таким образом, только правильное воспитание в семье может предупредить у ребенка развитие нервности.


При воспитании детей необходимо учитывать не только возрастные, но и многочисленные индивидуальные особенности их высшей нервной деятельности. Воспитание может оказать большое влияние на эти индивидуальные особенности. Применяя различные приемы, надо стремиться к осуществлению всех задач воспитания и в то же время развивать положительные индивидуальные способности и склонности детей.

Определение типа высшей нервной деятельности у детей имеет большое практическое значение для выбора эффективных и адекватных методов индивидуального обучения и воспитания. Впервые исследования типов ВНД у детей проводили ученики и сотрудники И.П. Павлова А.Г. Иванов-Смоленский и Н.И. Красногорский.

Принимая во внимание легкость и быстроту образования условных рефлексов, А.Г. Иванов-Смоленский выделил четыре следующих типа:

1. Лабильный – как положительные, так и тормозные условные связи образуются одинаково легко и быстро.

2. Инертный – как положительные, так и тормозные условные связи образуются замедленно.

3. Возбудимый – положительные связи образуются очень легко и быстро, тормозные, напротив, трудно и медленно.

4. Тормозный – положительные связи образуются медленно, тормозные, наоборот, легко и быстро.

Выделенные им типы А.Г. Иванов-Смоленский назвал типами замыкательной деятельности коры, желая этим подчеркнуть, что не претендует на описание общего типа нервной системы детей. Он отмечал, что в основе его типологии лежат только два свойства нервной системы – подвижность и уравновешенность нервных процессов. А.Г. Иванов-Смоленский не использовал такую фундаментальную характеристику нервной системы, как сила нервных процессов, которую И. П. Павлов считал наиболее важным свойством нервной системы. В контексте современных исследований следует отметить, что типология Иванова-Смоленского, наиболее важным элементом которой является быстрота образования положительных и тормозных условных связей, основывается на таких свойствах как динамичность нервных процессов и уравновешенность возбуждения и торможения.

Н.И. Красногорский, основываясь на исследованиях безусловных и условных рефлексов, а также речевых реакций детей, выделил у них четыре основных типа нервной системы. Описывая отдельные типы, Н.И. Красногорский учитывал динамику корковых и подкорковых процессов, считая уравновешенность возбуждения на корковом и подкорковом уровнях одним из основных критериев своей типологии. Выделенным типам ВНД он дал следующие характеристики:

1. Сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, быстрый тип. Все отделы головного мозга работают согласованно, в гармоническом взаимодействии – сангвиник.

2. Сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, медленный тип – флегматик.

3. Сильный, повышенно возбудимый, безудержный, неуравновешенный (что связано с преобладанием возбуждения в подкорковых отделах) тип – холерик.

4. Слабый, пониженно возбудимый, неуравновешенный тип, характеризующийся общей пониженной возбудимостью коры и нижележащих отделов – меланхолик.

H.И. Красногорский приводит следующую подробную характеристику выделенных им типов ВНД, учитывая в ней безусловно-рефлекторные, условно-рефлекторные действия и общее поведение ребенка. Важной особенностью предложенной классификации типов ВНД, позволяющей легко и быстро ее использовать педагогу, психологу и воспитателю, является то, что большое значение уделяется формированию и проявлению у детей речевых функций. Это первая наиболее полная и обобщенная, основанная на экспериментах характеристика типов темперамента, понимаемых как проявление типов высшей нервной деятельности:

1. Сангвиник. Положительные условно-рефлекторные связи образуются быстро и являются устойчивыми. Интенсивность реакций соответствует силе раздражителей. Условные тормозные реакции также образуются быстро, они сильны и устойчивы. Сильные нервные клетки коры и нормально возбудимые подкорковые области обеспечивают хорошую приспособляемость к требованиям окружающей среды. Деятельность коры характеризуется высокой подвижностью. Это живой темперамент, не вызывающий трудностей при воспитании. Речевые реакции образуются быстро и соответствуют возрастным нормам. Речь сангвиника, как правило, громкая, быстрая, выразительная, с правильными интонациями и ударениями, уравновешенная и плавная. Она сопровождается живой жестикуляцией, выразительной мимикой и эмоциональным подъемом.

2. Флегматик. Положительные условные рефлексы образуются с нормальной скоростью, они сильны и прочны, как и тормозные условные реакции. Адекватное взаимодействие между корой и подкорковой областью обеспечивает контроль коры над прирожденными рефлексами. Флегматик легко приспосабливается к социальной среде. Быстро выучивается говорить, читать и писать. Его речь несколько медленнее, чем у сангвиника, она спокойна, равномерна, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики.

3. Холерик. Характеризуется сильными условными реакциями, подверженными большому влиянию подкорковых областей. Повышенная подкорковая деятельность не всегда достаточно регулируется корой. Условные связи образуются медленней, чем у предыдущих типов, что связано с повышенной возбудимостью подкорковых центров, которые тормозят центры коры. Условные тормозные реакции холерика неустойчивы. Дети такого типа учатся обычно удовлетворительно, однако испытывают затруднения в приспособлении своих реакций и эмоций к требованиям школы. Их речь становится в меру быстрой, но неровной и формируется труднее, чем у предыдущих типов.

4. Меланхолик. Пониженная деятельность коры сочетается со слабой деятельностью подкорковых центров, что особенно выражается в пониженных эмоциях. Быстро утомляется и перестает реагировать на слишком сильные или продолжительные раздражители. Безусловные рефлексы также слабые. Условные реакции образуются медленно, после многих сочетаний безусловного и условного раздражителей. Интенсивность условных реакций часто не соответствует закону силы. Для меланхолика характерно преобладание внешнего торможения. Речь тихая, замедленная. Слабый тип нервной системы у ребенка является благоприятной почвой для возникновения нарушений деятельности коры.

Как в типологии Иванова-Смоленского, так и в типологии Красногорского сохранилось четыре типа ВНД (темперамента), хотя авторы пользовались различными критериями деления на типы не только относительно друг друга, но и по отношению к типологии И.П. Павлова. Эти типологии сходны в том, что разным типам темперамента приписываются различные способности к образованию условных реакций. Поскольку образование условных реакций составляет определенную форму обучения, можно сказать, что скорость обучения является характерным признаком отдельных темпераментов, из чего вытекают определенные следствия для организации педагогического и воспитательного процесса.

Кроме физиологических и психофизиологических методик определения типа ВНД у детей, в которых упор делается на установлении выраженности свойств нервных процессов, скорости образования и торможения условных рефлексов, в последнее время также широко используются психологические методы определения типологических вариантов личности детей. Например, Э.М. Александровская и И.Н. Гильяшева (1985) выделили у детей 7–10 лет шесть основных типологических вариантов на основании исследования таких психических свойств личности как: общительность, интеллект, уверенность в себе, возбудимость, доминирование, склонность к риску, добросовестность, социальная смелость, чувствительность, тревожность, самоконтроль, напряженность. На основании выраженности перечисленных свойств были выделены гармоничный, конформный, доминирующий, чувствительный, тревожный и интровертированный типы.

Вместе с тем, как при исследовании типологических вариантов, так и многих других психических характеристик личности, следует непременно учитывать, что их физиологической основой являются особенности протекания нервных процессов, большая заслуга в изучении которых принадлежит И.П. Павлову.

Формирование высшей нервной деятельности зависит от состояния нервной системы ребенка и окружающей среды. Условно-рефлекторные связи у детей первого года жизни недостаточно устойчивые вследствие слабости тормозных и раздражительных корковых процессов. В корковой динамике процессы иррадиации (распространения) преобладают над процессами концентрации, что приводит к быстрому распространению процесса раздражения по коре головного мозга. Грудные дети в первые месяцы жизни не могут длительно бодрствовать. Повышенная активность нервной системы приводит к торможению, которое, распространяясь по коре и другим отделам мозга, вызывает сон.

Уже на первом году жизни ребенок начинает произносить отдельные звуки, со второго полугодия лепетать, понимать речь окружающих. К концу первого года ребенок начинает произносить отдельные лепетные слова, стоять самостоятельно и ходить.

В ясельном возрасте (от года до трех лет) улучшаются моторные функции, дети начинают ходить самостоятельно, формируется самообслуживание, обогащается словарь, расширяется контакт с окружающими.

В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) происходит дальнейшее развитие опорно-двигательного и иннервационного аппарата, дети способны выполнять различные физические упражнения, требующие хорошей координации движений, они овладевают умением быстро бегать, прыгать, свободно ходить по ступенькам, играть на музыкальных инструментах, рисовать и лепить. В этом возрасте нервные клетки способны находиться в состоянии повышенной активности, процессы отрицательной индукции в коре головного мозга усиливаются, поэтому дети могут более продолжительное время сосредоточенно заниматься какой-либо деятельностью.

К трем годам количество слов увеличивается (1000 слов), улучшается звукопроизношение, формируется фразовая речь. Развитию речи способствуют игры и занятия, разучивание стихов, прослушивание сказок и рассказов, общение со взрослыми.

Непосредственным отражением функционального состояния центральной нервной системы является поведение ребенка, которое определяется многими параметрами. Большинство детей дошкольного возраста не имеют отклонений в поведении. Возникающие отклонения в поведении детей – нарушение дневного и ночного сна, снижение аппетита вплоть до анорексии, появление неадекватных реакций (повышенная раздражительность, обидчивость, плаксивость, драчливость), быстрая утомляемость, неустойчивое настроение, часто подавленное настроение – свидетельствуют о функциональных нарушениях со стороны центральной нервной системы. Такие состояния могут наблюдаться в период адаптации к новым условиям пребывания (новая группа детского сада, новая воспитательница) или по возвращении в коллектив после перенесенного инфекционного заболевания. Отклонения в поведении могут также наблюдаться в форме нарушения контакта с детьми и взрослыми, снижения познавательной деятельности или в повышенной неусидчивости, двигательной расторможенности, неустойчивом внимании, затрудняющем контакты с детьми и взрослыми. Такие нарушения наблюдаются у детей, перенесших инфекционные заболевания или травму черепа, вследствие которых наблюдается повышение внутричерепного давления, головные боли, расстройства анализаторов и другие симптомы, указывающие на заинтересованность нервной системы.

Школьный возраст (от 6–7 лет до 17 лет) характеризуется значительным ростом всего организма. Благодаря усиленному интеллектуальному развитию ребенок становится более самостоятельным. С 6–7 лет начинается обязательное обучение в школе. Начало раннего обучения в школе не сказывается отрицательно на психическом и физическом состоянии ребенка, если сохраняется правильный распорядок дня с чередованием пребывания на воздухе, отдыхом, своевременным питанием и сном, особенно дневным сном. Для ослабленных и часто болеющих детей необходим особый режим дня с учетом легко наступающей астении (утомления), в связи с чем может задерживаться психическое и физическое развитие ребенка. Систематическое наблюдение за физическим состоянием ребенка, посещающим дошкольное учреждение, дает возможность своевременно выявить и устранить причины, вызывающие эти отклонения.

Читайте также: