Вода в земных кладовых доклад
Обновлено: 02.07.2024
Презентация для урока географии в 6 классе. Урок подготовлен учителем МКОУ СОШ №22 Голобоковым Михаилом Гавриловичем. Урок соответствует всем требованиям ФГОС.
Вложение | Размер |
---|---|
-voda_v_zemnyh_kladovyh.ppt | 1.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверь себя Эта река считается в России самой полноводной и является природной границей между Уральскими горами и Западно - Сибирской равниной. Эта река длиною более 600 километров берёт начало в горах Кавказа и впадает в самое большое по площади озеро мира
Проверь себя Волга, берет начало на Валдайской возвышенности, впадает в Каспийское море. Относится к бассейну внутреннего стока. Крупнейшие притоки Ока и Кама. Нева вытекает из Ладожского озера, впадает в Финский залив Балтийского моря. Относится к бассейну Атлантического океана Амур образуется слиянием рек Шилка и Аргунь, впадает в Татарский пролив, относится к бассейну Тихого океана. Обь образуется на Алтае при слиянии Бии и Катуни, впадает в Обскую губу Карского моря , относится к бассейну Северного Ледовитого океана Терек берет начало на склоне Главного Кавказского хребта из ледника, впадает в Каспийское море, относится к бассейну внутреннего стока.
Озеро – природный водоём, расположенный в замкнутом углублении земной поверхности.
( В 1 л воды растворено менее 1 г солей) пресные озера Самые большие пресные озёра мира: Верхнее Виктория Танганьика Байкал Ладожское Онежское
Байкал Длина – 636 км. Средняя ширина – 48 км. Средняя глубина – 730 м.
( В 1 л воды содержится от 1 до 25 г солей) Каспийское море Солоноватые озёра
( Свыше 25 г солей в 1 л воды) Эйр-Норт (Австралия) Большое Солёное ( Северная Америка) Мёртвое море (Ближний Восток) Солёные озёра
Леники - природная кладовая пресных вод
Ледник – скопления природного наземного снега и льда, которые самостоятельно движутся под действием силы тяжести. Антарктида (85,6%) Гренландия (11%) Вся остальная суша (3,4%)
Ледники Покровные (образуются на плоских равнинах в полярных областях, имеют плоско-выпуклую форму) Горные (невелики по площади, форма зависит от рельефа)
Подземными называют воды, находящиеся в горных породах верхней части земной коры в жидком, твёрдом и газообразном состоянии.
Домашнее задание Задание обязательное для всех - п.29, усложненное – вопросы в желтой рамочке. Для удовольствия Сделать рисунки, иллюстрирующие текст учебника.
Рефлексия Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я приобрел… Я научился… У меня получилось… Я смог… Меня удивило… Мне захотелось…
Спасибо за урок !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока географии по теме "Воды суши. Подземные воды"
Тема урока: "Воды суши. Подземные воды" Цели:Сформировать у учащихся представление о подземных водах, их видах, происхождении, условиях залегания, использования и проблемах охраны.
Урок "Вода в подземных кладовых", урок по технологии критического мышления.
Урок "Вода в подземных кладовых" (внутренние воды) в курсе 6-ого класса с использованием УМК издательства "Вентана-Граф", учебник А. А. Летягина разработан по технологии критического.
Конспект урока по теме "Озера. Вода в земных кладовых"
Формирование понятий о природных источниках воды – озерах и ледниках , представлении о свойствах воды в озерах и ледниках.
Открытый урок - изучение нового материала по географии на тему "Глобус - модель земного шара"
Конспект урока по географии рассчитан на учащихся 6 класса коррекционной образовательной школы VIII вида. Урок показывает изучение нового материала на тему "Глобус - модель земного шара".
презентация к уроку географии 6 класса "Путешествие в земной коре"
Презентация к уроку географии "От плоской Земли к земному шару".
Презентацию можно использовать на уроке в 5 классе при изучении темы "От плоской Земли к Земному шару". В данной работе рассказывается о том, какой представляли нашу планету древние жители. А так же о.
Слайд 3
Проверь себя Эта река считается в России самой полноводной и является природной границей между Уральскими горами и Западно - Сибирской равниной. Эта река длиною более 600 километров берёт начало в горах Кавказа и впадает в самое большое по площади озеро мира
Слайд 4
Проверь себя Волга, берет начало на Валдайской возвышенности, впадает в Каспийское море. Относится к бассейну внутреннего стока. Крупнейшие притоки Ока и Кама. Нева вытекает из Ладожского озера, впадает в Финский залив Балтийского моря. Относится к бассейну Атлантического океана Амур образуется слиянием рек Шилка и Аргунь, впадает в Татарский пролив, относится к бассейну Тихого океана. Обь образуется на Алтае при слиянии Бии и Катуни, впадает в Обскую губу Карского моря , относится к бассейну Северного Ледовитого океана Терек берет начало на склоне Главного Кавказского хребта из ледника, впадает в Каспийское море, относится к бассейну внутреннего стока.
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
( Свыше 25 г солей в 1 л воды) Эйр-Норт (Австралия) Большое Солёное ( Северная Америка) Мёртвое море (Ближний Восток)
Слайд 10
Слайд 11
Ледник – скопления природного наземного снега и льда, которые самостоятельно движутся под действием силы тяжести. Антарктида (85,6%) Гренландия (11%) Вся остальная суша (3,4%)
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Домашнее задание Задание обязательное для всех- п.29, усложненное – вопросы в желтой рамочке. Для удовольствия Сделать рисунки, иллюстрирующие текст учебника.
Слайд 18
Рефлексия Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я приобрел… Я научился… У меня получилось… Я смог… Меня удивило… Мне захотелось…
Слайд 19
Вода — одно из самых распространенных веществ в природе и главная составная часть всех живых организмов. Она покрывает около 2/3 поверхности нашей планеты. Без воды жизнь на Земле была бы невозможна.
Вода — основа жизни
Все живые существа на 75 % состоят из воды. Это самый необходимый элемент живой природы. Вода постоянно совершает круговорот между морями, атмосферой и сушей, создавая условия, в которых может существовать и развиваться жизнь.
Вода — на первый взгляд простейшее химическое соединение — является основой жизни на Земле. Вода транспортирует тепло, растворяет и переносит колоссальные массы химических веществ и элементов, разрушает и перераспределяет горные породы, образует формы рельефа и даже участвует в образовании полезных ископаемых. Кроме того, вода задействована в ряде метеорологических явлений, таких как осадки, туманы, облака. Она участвует в создании течений, волнений, перемещении русел рек и формировании водоемов. А еще она является средой жизни для множества организмов.
Человек может прожить без воды всего несколько суток. Для нормальной работы всех органов человеку необходимо как минимум 1,5 л воды в день. Вода доставляет в клетки организма питательные вещества и уносит отходы жизнедеятельности. Кроме того, вода участвует в процессах терморегуляции и дыхания человека.
Под лучами Солнца вода испаряется из водоемов и поднимается в воздух. Там капельки воды собираются в облака и тучи и выпадают на землю в виде дождя или снега, который превращается в воду. Она впитывается в землю и снова возвращается в моря, реки и озера. И все начинается сначала. Так происходит круговорот воды в природе.
Сколько и где?
Всего на земном шаре 1390 млн км 3 воды, больше всего её в морях и океанах — 96,4%. На суше вода спрятана в ледниках и постоянных снегах — около 1,86%. Вечным льдом покрыты Антарктида, остров Гренландия и многие другие острова в высоких широтах. В горах на больших высотах образуются горные ледники. Под землёй воды немного — всего около 1,7% от общего объёма, а на воды суши (реки, озёра, болота, водохранилища) приходится примерно 0,02%. В живых организмах и в атмосфере тоже есть вода. А вот пресной воды, так необходимой нам для жизни, на планете мало — только 2,64%.
Три состояния воды
Вещества в зависимости от температуры замерзания, плавления и кипения могут встречаться в природе в трех агрегатных состояниях — твердом, жидком и газообразном. Вода замерзает при О °С, а кипит при 100 °С.
В повседневной жизни мы можем встретить воду в любом из ее трех состояний, причем ее форма постоянно меняется. Жидкая вода испаряется и переходит в газообразное состояние — водяной пар. Он конденсируется и превращается в жидкость. При минусовых температурах вода замерзает и превращается в твердый лед.
Если в сосуд с водой мы поместим кристаллы поваренной соли, то сможем наблюдать, как количество твердого вещества постепенно уменьшается. Вода при этом приобретает новые свойства: у нее появляется соленый вкус, изменяются плотность и температура замерзания. Полученную жидкость уже нельзя назвать водой, это раствор. Между молекулами соли и воды возникают межмолекулярные связи, благодаря которым молекулы соли отрываются от поверхности кристалла.
Артезианская вода
Согласитесь, несколько необычно называть воду полезным ископаемым: она вокруг нас, течет в ручейках и реках, плещется в морях и океанах, даже с неба льется. И тем не менее такое название верное. Вспомните о колодцах и артезианских скважинах. Разве в этих случаях не приходится добывать воду в буквальном смысле слова из-под земли? Артезианская вода — это вода, находящаяся на глубине 50—200 м и заключенная между водоупорными слоями. Такая вода надежно защищена от внешнего загрязнения.
Источник энергии
Вода — важный источник энергии. Мощность движущейся воды очень велика, поэтому ее используют для получения электричества. Гидроэлектростанции строятся там, где вода движется с большой скоростью, например на реках. Кроме того, могут возводиться и искусственные сооружения, такие как плотины, которые создают движение воды.
Вода, перетекая с верхнего уровня на нижний по специальным турбинным трубопроводам, приобретает большую скорость. Струя воды поступает далее на лопасти гидротурбины и вращает их. Так энергия превращается в механическую. Соединенный с турбиной генератор вращается, и механическая энергия становится электрической. Трансформаторы преобразуют электричество в напряжение нужной величины. Электричество через передающие линии пересылается на распределительные станции.
Презентация на тему Презентация по географии на тему Вода в земных кладовых. Ледники. Подземные воды. (5 класс), предмет презентации: География. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 32 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.
Слайды и текст этой презентации
1.Что такое озеро? Чем озеро отличается от моря, реки? Как обозначают озера на карте? Примеры- показать.
2.Расскажите о путях образования озерных котловин. Приведите примеры.
3.Почему некоторые озера пресные, а другие соленые? Приведите примеры. 4.На карте России и карте полушарий покажите озёра, о которых говорится в тексте параграфа.
§ 18 пересказать.
Урок 24-25 письменно, с вопроса 2 до конца.
Ледники. Подземные воды.
Актуализация полученных знаний и создание мотивационной установки.
Определите цель и основные задачи урока.
Ледник — это скопления природного наземного снега и льда, которые самостоятельно движутся под действием силы тяжести.
Ледником называют массу снега и льда, которая самостоятельно движется под действием силы тяжести. Известно, что основная часть ледников Земли сосредоточена в полярных областях.
3,4% - ледники суши, кроме Антарктиды и Гренландии
86,5% - ледники Антарктиды
11% - ледники Гренландии
Подпишите названия тех районов, где распространены ледники.
Ледники играют огромную роль в жизни людей. Талыми водами ледников не только питаются горные реки, они — природная кладовая пресных вод. Почти 99 % массы льда на Земле приходится на ледники. По расчётам учёных, масса льда в ледниках равна стоку рек за 700 лет. Если бы все ледники растаяли, то уровень Мирового океана поднялся бы на 60 м.
Ледник - многолетнее скопление льда на суше. В отличие от льда, покрывающего зимой наши реки и озёра, ледниковый лёд образуется не из воды, а из снега.
Каково значение ледников? Прочитайте в тексте параграфа стр. 104.
Для образования ледника необходимо:
- чтобы температура воздуха была ниже 00
- чтобы снега выпало больше, чем может растаять
Какие условия необходимы для его образования?
На Земле , где весь год низкая температура воздуха, снег не тает, а накапливается. За время снег уплотняется и превращается в лед. Лед в ледниках под действием собственной тяжести становится пластичным и растекается.
Какие виды ледников бывают?
Снега выпадает больше, чем тает…
Снеговая линия – граница, выше которой накапливается снег.
Тающие ледники дают начало ручьям и рекам. У края ледника остаются принесенные им обломки горных пород размером от песчинки до валуна – это морена.
Ледниковые отложения называются мореной.
Образуются там, где снеговая линия находится очень низко.
Покровные ледники занимают 98,5 % всех ледников на Земле. Формируются в полярных областях - в Антарктиде и на арктических островах.
Покровные ледники имеют форму щитов или куполов, лед накапливается в средней части щита и растекается в стороны. Там где ледник спускается в океан от него откалывается глыба льда - АЙСБЕРГ.
Один айсберг средних размеров состоит из такого же количества пресной воды, какое выносит за год небольшая река. До 90% объема айсберга находится под водой.
Скорость движения льда в ледниках обычно не превышает нескольких метров в год. Однако самые большие скорости у ледников Гренландии — до 14 км в год.
1.Достигли мы цели своего исследования?
2.Какие источники информации использовали?
3.Назовите результаты работы на уроке.
Первичная проверка знаний.
1.Продолжите определение: «Ледник - это
А.Природный водоем, расположенный в замкнутом углублении земной поверхности;
Б.Водный поток, который течет в выработанном им русле;
В)Относительно – узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон сушей;
Г)Скопление природного наземного снега и льда, которые самостоятельно движутся под действием силы тяжести.
2.Форма ледников зависит от рельефа
А)Горных,
Б)Покровных.
3.Айсберг образуется в результате
А)Соскальзывания снега со склонов гор;
Б)Откалывания льда от покровных ледников.
КТО БЫСТРЕЕ РЕШИТ, ТОМУ 5.
ОПРЕДЕЛИТЕ,
есть ли ледник на вершине горы Килиманджаро, если температура у ее подножия весь год +25 градусов. С высотой температура воздуха понижается на 6 градусов каждые 1000 метров?
ЗАДАНИЕ стр.98, ПАРАГРАФ 32.
ОПРЕДЕЛИТЕ, есть ли ледник на вершине горы Килиманджаро, если температура у ее подножия весь год +25 градусов.
С высотой температура воздуха понижается на 6 градусов каждые 1000 метров?
Высота горы Килиманджаро=6000м
6000:1000=6 раз понижение температуры;
6*6=-36 градусов, но у подножия +25
36-25=-11
Ледник будет лежать на вершине, т.к там минус11 градусов.
Рефлексия эмоционального состояния
1.На уроке я работал (активно/не активен).
2.Своей работой на уроке я (доволен/ не доволен).
3.Урок мне показался (коротким / длинным).
4.Материал урока мне был (понятен / не понятен).
5.Мое настроение в течении урока (улучшилось /ухудшилось).
Что такое подземная вода?
Как она образуется?
Почему в глубоком колодце вода чище, чем в реке?
Подземными называют воды, находящиеся в горных породах верхней части земной коры в жидком, твёрдом и газообразном состоянии.
Для древнего человека появление воды в колодце оставалось загадкой. Современный человек легко объяснит тайну происхождения подземной воды.
Образование подземных вод.
Вода, находящаяся в земной коре, называется подземной водой.
Основной источник пополнения подземных вод – атмосферные осадки.
Вода просачивается сквозь горные породы сразу после дождя, или при таянии снега, либо поступает постепенно через реки и озёра.
Просачивание воды с поверхности суши происходит только при условии, что горные породы, составляющие эту поверхность, способны пропускать воду. Для этого в них должны быть поры, трещины, пустоты. Поры- промежутки между частицами горной породы. Чем крупнее частицы, тем шире поры и тем легче через породу проходит вода
Хорошо пропускает воду такая рыхлая порода, как песок, особенно крупнозернистый. Почти не пропускает воду глина, и совсем не пропускает ее гранит , если в нем нет трещин.
Горные породы, пропускающие воду, называются водопроницаемыми, не пропускающие ее – водоупорными.
В легкорастворимых породах (например, солях, гипсе, известняках) вода вымывает пустоты – пещеры. В крупных пещерах иногда образуются подземные озера и реки.
Подземные воды пополняются также за счет пара, поднимающегося из глубинных слоев Земли (как вы уже знаете, в глубине Земли высокая температура); часть такого пара поступает на земную поверхность при извержении вулканов.
Представим себе, что какая-то местность сложена крупнозернистым песком, который лежит на слое плотной водоупорной глины. Когда в этой местности выпадают обильные осадки, вода быстро просачивается через песок, но задерживается над слоем глины, постепенно заполняя поры в песке. Образуется слой, насыщенный водой, - водоносный
В местах, где грунтовые воды залегают не
слишком глубоко, люди выкапывают колодцы, чтобы добыть питьевую воду. Вода, просочившаяся через поры горных пород, гораздо чище, чем в реке или озере. В колодцах легко наблюдать изменение уровня грунтовых вод.
Глубина, на которой залегают грунтовые воды, - это уровень грунтовых вод. Он меняется в зависимости от количества просочившейся воды. Весной, после таяния снега, он повышается, а в конце сухого лета – понижается.
Если водоносный слой оказывается между двумя водоупорными слоями, образуются межпластовые воды. Вода может попасть в такой водоносный слой только там, где он выходит на поверхность. Если слои горных пород залегают чашеобразно, вода под напором поднимается по скважине и иногда бьёт фонтаном.
Грунтовые воды медленно перемещаются, по порам водоносного слоя в сторону уклона водоупорного слоя. На склонах, в оврагах, речных долинах они выходят на поверхность, образуя источники(родники).
Подземные воды, содержащие повышенное
количество растворимых веществ и газов, то есть минеральные воды, используются в лечебных целях.
Подземные воды выполняют очень важные функции:
регулируют уровень воды в реках и озерах,
используются для питьевого водоснабжения,
для водоснабжения промышленных предприятий,
орошения полей в районах, бедных поверхностными водами.
Особую опасность представляет загрязнение
подземных вод в результате просачивания сточных вод, попадания нефти. Очищать эти воды невозможно, их нельзя загрязнять.
Читайте также: