Внимание доклад по окружающему миру 4 класс

Обновлено: 02.07.2024

Предметные результаты: имеют понятие о внимании, умеют сосредотачиваться, концентрироваться, не отвлекаться.

Личностные результаты: выражают положительное отношение к процессу познания; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения; понимают причины успехов в учёбе.

Познавательные: высказывают и обосновывают предложения; осуществляют анализ, сравнение, обобщение, формулирование вывода, выбор альтернативы.

Регулятивные: осуществляют оценку взаимодействия в совместной деятельности.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество; разрешение конфликтов, проявляют умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Основное содержание темы, понятия, термины: внимание, память, их значение в жизни человека.

1. Организационный момент.

- Проверьте друг друга: бесшумно, жестами оцените готовность к уроку.

- Проверим нашу общую готовность. Руки? (на месте) Ноги? (на месте) Локти? (у края) Спина? (прямая)

- Вспомним тему прошлого урока: как человек реагирует на воздействия окружающего мира, что помогает выразить свое отношение к окружающему миру? (эмоции и чувства)

- Может ли человек рассказать о своих эмоциях и чувствах без слов? (с помощью мимики и жестов)

2. Постановка учебной задачи.

Сегодня мы с вами работаем в группах. Для того чтобы узнать, какая сегодня тема урока, вы должны выполнить задание. ( см. приложение 1 )

Задание для первой группы: дано зашифрованное слово. Вам нужно его расшифровать (слайд 1).

Задание для второй группы: прочитайте внимательно слова и найдите лишнее слово. Объясните. (слайд 2). НОС, ЯЗЫК, ГЛАЗА, ПАМЯТЬ (память)

Задание для третьей группы: у вас на столе карточки с буквами. Составьте из этих букв слово (слайд 3). Составьте из этих букв слово.

Задание для четвёртой группы: у вас на столе карточки с буквами. Составьте из этих букв слово (слайд 3). Составьте из этих букв слово.

- Мы нашли ключевые слова - внимание и память. Сформулируем тему и цели урока.

- Как вы думаете, что можно узнать о внимании и памяти в рамках одного урока?

(- что такое внимание, память?

- у всех ли людей внимание и память развиты одинаково?

- что делает человека внимательным?

- как проявляется внимание?)

- Узнать что такое память и внимание. Для чего надо быть внимательным? Какая бывает память?

3. Изучение нового материала.

1. Беседа с учащимися.

– Не отвлекайся, будь повнимательнее, – просит мама или учительница.

– Спасибо за внимание, – вежливо благодарит ведущий мероприятия своих слушателей.

- А вам часто приходится слышать это слово, где и от кого?

2. Работа в группах.

2 группа – Назовите ключевые слова определения (способность замечать)

Вывод . Внимание – особенность человека выделять что-нибудь важное.

Б) – Что такое память?

1, 3 группы - Назовите ключевые слова определения (способность запоминать).

Вывод . Память – это способность человека запоминать то, что он воспринимает с помощью органов чувств.

3.Беседа с учащимися.

Внешние проявления внимания

- Само по себе внимание увидеть нельзя, заметно только его внешнее проявление. Это мимика, поза, жесты. Мимика – это движение губ, глаз, бровей. Поза – положение тела. Жесты – движения рукой.

- Как вы считаете, у всех ли есть внимание?

- Как вы думаете, внимание у всех одинаковое?

- Рассмотрим некоторые свойства внимания.

свойства (объём, устойчивость, распределение, переключение, сосредоточение).

По тому, сколько объектов ребёнок может сознательно удержать в своём сознании в короткий промежуток времени, судят об объёме его внимания.

Устойчивость внимания – это способность сохранить долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего.

Противоположным устойчивости внимания свойством является отвлекаемость внимания.

Распределение внимания – это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время.

Переключение внимания – это сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения внимания зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Сосредоточение, устойчивость, переключение – это положительные свойства внимания.

Невнимательность, рассеянность, отвлекаемость – отрицательные свойства.

Положительные свойства внимания отражаются в таких особенностях, как спокойствие, сосредоточенность и устойчивость взгляда, устойчивое положение головы, частей лица, устойчивость позы, организованность жестов, твердость и уверенность речи.

Отрицательные свойства внимания коррелируют с частой отвлекаемостью от основного дела, суетливостью, неуравновешенностью, беспорядочным многословием, бегающим взглядом, меняющейся улыбкой, удивлением, неуверенностью, тревожностью.

(Учитель задаёт вопросы, выясняя как дети понимают смысл того или иного понятия. Даёт в конце объяснений краткую характеристику каждому понятию).

4. Практическая деятельность.

Эксперимент 1. Определение объема внимания.

А Ж Я Ш У Г Ю К

На короткое время (5 сек.) я покажу вам рисунок, на котором будет несколько букв, посмотрите внимательно, какие буквы написаны, а когда я уберу рисунок, запишите буквы, которые вы запомнили.

Эксперимент 2. Переключение внимания.

В данном тексте букву а подчеркните одной чертой; букву и обведите в кружок.

На берегу реки сидела лиса. Ярко светило солнце. В его лучах резвились в воде рыбки. Лисе очень хотелось наловить рыбок для завтрака.

Эксперимент 3. Устойчивость внимания .

- В учебнике задание на стр. 54 . Рассмотри рисунки и найди 5 отличий.

- Ответим на поставленные вопросы и сделаем выводы.

  1. Внимательным человека делает умение замечать главное, важное.
  2. Внимание есть у всех, но не у всех оно развито хорошо.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.,

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Сойки и ужи.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чайки, пеликаны,
Майки и орланы.
Голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Окуни и воробьи.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Палки и стрижи,
Бабочки, чижи,
Аисты, кукушки,
даже совы-сплюшки,
лебеди и утки -
и спасибо шутке!

5. Изучение нового материала.

Работа с учебником.

- Если у человека нет памяти, что с ним может произойти?

- С чем можно сравнить память? ( Память как магнитофон, который сначала записывает, сохраняет и при необходимости вспоминает то, что ему в этот момент нужно.)

6. Практическая деятельность.

Также полезно знать особенности своей памяти и использовать их.

Есть задания для проверки особенностей памяти. Сейчас некоторые из них мы выполним.

Возьмите чистые листочки. ( Заранее подписанные .)

Эксперимент 1. Проверка слуховой памяти.

- Прослушайте 10 слов. (Каждое слово читается 1 секунду.) Все запомнившиеся вам слова запишите в столбик.

( Задание выполняется 3-4 минуты ). Сосчитайте, сколько слов вы написали и запишите количество цифрой.

- Какие это слова? ( словарные )

- Какие орфограммы вы здесь увидели? ( ь- показатель мягкости, удвоенная согласная, безударная гласная в корне слова)

( Проверка. Учитель читает слова, а дети проверяют нет ли других, лишних слов.)

Эксперимент 2. Проверка зрительной памяти.

- Внимательно прочитайте слова, высветившиеся на слайде. (Затем слова закрываются.) Запомнившиеся слова запишите в столбик рядом с первым.

Сосчитайте и запишите цифрой количество записанных слов, которое вы запомнили.

(Проверяется также как и первое задание.)

- Сравните свои результаты. Поднимите руки у кого больше баллов при проверке слуховой памяти. О чем это говорит? ( Что у этих ребят лучше развита слуховая память .)

- Поднимите руки те, у кого больше баллов при проверке зрительной памяти. У этих ребят лучше развита зрительная память.

- Какой вывод можно сделать?

  1. Благодаря своей памяти, её совершенствованию, человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он находится сейчас. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.
  2. Нужно не только умело использовать особенности своей памяти, но и развивать её виды.

- Прочитайте главную мысль нашего урока в учебнике на с.56.

- Так что же такое хорошая память?

7. Подведение итогов исследовательской деятельности

А кто будет прав в споре? Один говорит, что человек может обойтись без внимания, достаточно того, что он видит и слышит. Другой думает по-другому: внимание помогает людям жить, больше знать и уметь.

Интересно, что для человека каждой профессии необходимо внимание, и разные свойства внимания будут главными. Например, для водителя, летчика нужна высокая распределяемость внимания. Водитель должен уметь одновременно следить за управлением автомобиля, за тем, что происходит на дороге, за маршрутом своего движения, а часто и за разговором со своими пассажирами. Дирижер оркестра в одно и то же время должен уметь услышать, как играет каждый из музыкантов его оркестра, должен держать в голове то музыкальное произведение, которое исполняется, замечать настроение музыкантов. Хирургу и канатоходцу совершенно необходимы концентрация и устойчивость внимания. В их работе малейшее отвлечение внимания может привести к очень тяжелым последствиям. Профессии художника, футболиста, разведчика предъявляют высокие требования к объему внимания. Футболист должен в любой момент игры видеть всех игроков на поле. Художник должен замечать множество линий в сочетании света и теней, оттенков цветов, деталей.

Теперь вы знаете многие свойства внимания, какую роль оно играет в жизни человека и понимаете, что внимание нужно развивать, стараться быть наблюдательным.

8. Подведение итогов работы лабораторий

Внимание – слово многозначное – оно обозначает и научное понятие, и доброе расположение окружающих. Мы можем развивать и то, и другое качество внимания. И не важно, какую профессию выбрал человек, потому что в любом деле внимание будет источником силы человека. А как человек распорядится этой силой, решает он сам.

9. Задание на дом.

  1. Исследовать внимание у членов семьи;
  2. подобрать задания или игры для тренировки внимания и памяти;
  3. прочитать материал учебника или дополнительную литературу по теме.

10. Подведение итогов урока. Рефлексия.

А) - Внимание – слово многозначное – оно обозначает и научное понятие, и доброе расположение окружающих.

Давайте вспомним, о чем же мы говорили на уроке? (О внимании, о памяти)

1)- Что такое внимание?

( Внимание – это способность человека выделять что-нибудь в окружающем мире, одновременно отвлекаясь от всего другого.

- Что такое память?

2) - Для чего человеку нужно внимание? (Оно помогает людям жить, больше знать и уметь. Без внимания не возможен успех в умственной работе.)

- Для чего человеку нужна память?

3) - Почему одних людей называют внимательными, а других невнимательными?

(Внимательные умеют лучше замечать изменения, которые происходят вокруг.

Невнимательные замечают только особенно яркие события или предметы. Н-р: Среди многих книг невнимательный выберет книгу яркую, а внимательный обратит внимание еще и на название книги.)

4) - Можно ли развивать внимание?

- Можно ли развивать память? (Да можно. Для этого существуют специальные игры и упражнения.)

5) - Где нужно нм внимание?

Вывод: внимание и память необходимо развивать.

-У вас заполненные оценочные листы. Сейчас вместе подведём итоги нашей исследовательской работы. Используя памятки определите примерный уровень вашего внимания и вашей памяти.

- А сейчас определите, пожалуйста, как, по вашему мнению, вы работали на уроке.

- У вас на столах в файлах есть стикеры розового, жёлтого и голубого цвета.

Оцените свою деятельность на уроке. (подумайте, выберите стикер и наклейте его на доску)

Выберите фразеологизм, который характеризуют вашу работу сегодня

Шевелить мозгами (Напряженно думать о чем-то, размышлять)

Краем уха ( слушать невнимательно, урывками)

Хлопать ушами (слушая что-либо, не понимать содержания услышанного)

- Вы молодцы, все работали отлично.

- Задание на дом: подготовить по одному упражнению на развитие памяти и внимания для проведения в классе.

И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы новой книги. К.Паустовский

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Память. Формирование приёмов осмысленного запоминания.

Данные упражнения направлены на развитие смысловой памяти и возможности формирования у детей рациональных приёмов осмысленного запоминания.


Память.

Это подборка конкретных упражнений, тренируюших определённый вид памяти. Буду рада, если это кому - то поможет.

Утренник в 3 классе "Пама, мама, я - дружная семья"

Утренник "Папа, мама, - дружная семья" удобен для проведения между двумя праздниками - 23 февраля и 8 марта. Материал утренника подобран таким образом, что будет радовать и пап и мам. Подготовка к утр.

Внеклассное занятие "Какая у меня память"

- в доступной форме дать детям понятие о памяти, ее видах и свойствах; познакомить с приемами эффективного запоминания.- способствовать развитию памяти через игры и упражнения, дать учащимся воз.


"Развивай свою память"

Открытый классный час по ознакомлению с видами памяти и его свойствами.

Материалы к родительскому собранию "Плохая память ребёнка. Как её развивать"

Данный материал будет полезен как учителям начального звена, так и родителям младших школьников, поскольку содержит подробную информации о памяти детей данного возраста, её особенностях , а также реко.

презентация к собранию "Плохая память ребёнка. Как её развивать".

Презентация- сопровождение к материалам доклада "Плохая память ребёнка. Как её развивать".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

История появления в России и сфера

Руководитель Беседина Л.А.

В последнее время на улицах Саратова появились необычные деревья с огромными листьями. Это Катальпа - дерево потрясающей красоты, с большими круглыми листьями с легкостью способное украсить любой сад.

Мне стало интересно знать всё об этом дереве.

Узнать как можно больше об этом дереве.

Узнать, как катальпа появилась в России.

Изучить материал внешних данных растения.

Изучить особенности выращивания катальпы.

Узнать, где и как применяется растение.

Провести опрос среди моих друзей, знают ли они об этом дереве.

Родина катальпы - юго -восточная часть Северной Америки, где она в растёт по берегам рек. Это дерево, в последнее время, уверенно завоёвывающее всё новые географические регионы. Ранее оно произрастало только в южных районах, где бывают слабые заморозки. А сейчас это красивое растение уверенно чувствует себя и на территории средней полосы. В 18 веке катальпа была завезена в Европу, а сегодня широко распространена также и в России, Китае, Индии и Японии. Всего растение рассчитывает 10 видов, но в России обычно выращивают Катальпу бигнониевидную и Катальпу великолепную.

Первые катальпы в Саратове были посажены в Детском парке в конце 70-х годов, спустя 20 лет, в девяностые годы, катальпы в Детском парке были уничтожены. В настоящее время в Саратове катальпа встречается довольно часто в городском озеленении.

Сейчас катальпу можно увидеть на театральной площади, на набережной, в парках, на Кумысной поляне в апреле 2013 года было высажено 10 катальп.

Благодаря высоким декоративным качествам, быстрому росту и устойчивости к городским условиям катальпы находят широкое применение в озеленении как в одиночных, так и в аллейных посадках.

Высота дерева от 5 до 30 м, оно притягивает взгляды с ранней весны и до поздней осени.

Во второй половине лета на дереве появляются плоды в виде стручков длиною до 40 см и висят там практически всю зиму, придавая дереву крайне необычный вид

Одна из особенностей растения заключается в том, что осенью она практически не желтеет и сбрасывает зеленые листья при понижении температуры ниже нулевой отметки.

Катальпа размножается семенами и черенками.

Желательно высаживать дерево на солнечном месте, хорошо защищенном от ветра, который может повредить ее нежные листья. Растение обычно сажают на глубину 1 - 1,2 м.

При должном уходе молодое деревце зацветет на пятый год.

Для хорошего роста и цветения катальпе необходимо солнечное место и хороший полив.

Крону дерева можно ежегодной обрезкой формировать на свой вкус. Катальпа довольно устойчива к вредителям и болезням, что делает ее еще более желанной гостьей на садовом участке.

Дерево служит прекрасным медоносом. В лакокрасочной промышленности так же ценится катальпа, из семян которой получают высыхающее масло. Во многих населенных пунктах и крупных городах растение служит для озеленения общественных мест, украшения частных садов и придомовых территорий.

Катальпа бигнониеподобная - самый зимостойкий вид.

Характерной чертой катальп, нашего региона является очень позднее, иногда в первой декаде июня, распускание листьев, особенно после холодной зимы. Кажется, что деревья погибли, а на них неожиданно появляются листья.

Катальпа используется и в медицине. Средства из катальпы - основные лекарства, используемые для лечения хирургических болезней, это прекрасный антисептик, кроме того обладающий болеутоляющими свойствами.

Кора считается желудочным средством, она входит как ценный ингредиент в растворы для промывания ран, стимуляции заживления язв, уменьшения раковых опухолей. Из коры готовят экстракт, а листья считают весьма эффективными в лечении опухолей, абсцессов. Их применяют при бронхите и болезнях легких. Листья и плоды катальпы используют для лечения кожных заболеваний, а также в качестве корма животных для предупреждения авитаминоза.

В семенах содержится особое масло, ценное для лакокрасочной промышленности, лежащее в основе натурального лака для изделий из дерева и пластмасс. Древесина катальпы удивительно прочная. Она используется в дешевом строительстве у китайцев и мексиканцев, а также в мебельном производстве.

Как оказалось, мало кто из моих друзей знает как называется это дерево, хотя, конечно же все его видели, обращали внимание на его красивые цветы и странные плоды.

А потому, у него оказалась масса народных названий. Например, дерево КАТАЛЬПА жители нашего города называют макаронным деревом, шнурковым.

Данный урок помогает детям познакомиться с ролью внимания в жизни человека, узнать возможные и необходимые пути развития внимания.

ВложениеРазмер
okr.mir_otkr_urok_4_klass_vnimanie.doc 49 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Разуменская СОШ №3

по окружающему миру

Учитель: Копьёва М.В.

Цели: познакомить учащихся с ролью внимания в жизни человека, показать необходимые и возможные пути развития внимания.

Оборудование: перфокарты, иллюстрации, видеоматериалы, индивидуальные карточки.

1. Организационный момент (девиз)

Он пойдёт ребятам впрок.

Постараюсь всё понять,

Много я хочу узнать!

1) работа с перфокартами .

-как называется наука, изучающая строение тела человека:

(зоология, астрономия, анатомия, физика)

- без какого органа невозможно было бы видеть, слышать, ощущать запах и вкус:

(кишечник, печень, селезёнка, головной мозг ,)

- сколько органов чувств вы знаете:

- что не отдыхает в организме, когда вы спите:

( сердце , мозг, желудок, мышцы)

- что является органом осязания:

(глаза, кожа , руки, уши)

3)рассказать о правилах управления своими эмоциями.

4) А теперь мы попытаемся изобразить различные эмоции:

- ты огорчаешься (расстраиваешься);

3. Изучение нового материала.

1) А теперь попробуйте прочитать тему сегодняшнего урока:

АРНИЕОЛА ВНИМАНИЕ КМНВЫ

Сегодня на уроке мы узнаем, какова роль внимания в жизни человека, как можно развивать внимание.

2) сначала мы заглянём в мир животных и подумаем, зачем нужно внимание братьям нашим меньшим (просмотр видеоматериала – охота диких животных).

Дети делают вывод о роли внимания в жизни животных.

3) А какое место занимает внимание в жизни человека?

Давайте обсудим несколько примеров, поможет нам в этом учебник (с.37) – чтение примеров в учебнике, вывод.

4) а сейчас мы с вами проведём игру, которая покажет, насколько вы внимательны.

(Дети должны дважды повторить последний слог каждой строчки и при этом хлопать в ладоши)

Собирайся, детвора, (ра-ра)

Начинается игра. (ра-ра)

Да ладошек не жалей (лей-лей)

Бей в ладоши веселей. (лей-лей)

Сколько времени сейчас? (час-ча)

Сколько будет через час?

И неправда, будет два.

Думай, думай, голова.

Это ухо или нос?

Или, может, сена воз?

Это локоть или глаз?

А вот это что у нас?

Вы хорошие всегда?

Или только иногда?

Не устали отвечать?

А сейчас мы с вами послушаем стихотворение об одном человеке, который совершенно не занимался тренировкой своего внимания, и что из этого получилось.

6) Чтобы не быть такими же, как этот человек, мы с вами выполним различные упражнения, которые способствуют тренировке вашего внимания:

- перепиши без ошибок слова, а затем расшифруй их.

(АВОРОК, АЛОКШ, КИНЕЧУ, АДОГОП, ТЕЛОМАС)

- разделить склеенные между собой предложения:

3+12=15 15-8=17 16+4=22

3+3=10 16+8=23 13-4=9

16-9=7 16+9=28 13-2=11

12-6=6 15+9=25 15-4=11

15-2=13 19+5=24 12-4=16

15+5=10 14-9=25 12-9=3

5+17=22 7+18=25 2+11=13

16-5=11 12-7=5 19-7=13

14-8=6 16+6=22 13-5=8

Итак, что же такое внимание?

Зачем человеку нужно внимание?

А теперь мы оценим своё настроение, свои эмоции, которые мы испытываем в конце урока.

(дети вывешивают на доску свои рисунки с соответственным настроением).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств.


Тип урока: открытие нового знанияЦели: - познакомить учащихся с млекопитающими животными; - показат.


Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна

Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать .


Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира".


Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира.


Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход.

2. Слово учителя

3. Проверка домашнего задания

Доклады учащихся об известнейших представителях науки, выбранных по желанию учащихся.

4. Словарная работа

Кто же такой ученый? Дети дают толкование этого слова. Ученый – много знающий человек в области какой-либо науки. (Словарь русского языка). Где работают ученые? (В лаборатории).

5. Актуализация знаний

Представьте себе, что мы находимся в лаборатории, где можно проводить опыты, наблюдения, эксперименты. Вы назвали много ученых, которые сделали открытия в разных науках, но у всех этих людей есть общие качества, которые помогли им добиться успеха: внимание, сообразительность, пытливый ум, настойчивость, терпение, умение доказывать. И мы постараемся, работая в лаборатории, проявить свою сообразительность, будем учиться думать, рассуждать, выдвигать гипотезу, и возможно, кто-то сделает открытые, если не для людей и страны, а для самого себя.

6. Активизация мыслительной деятельности. Тайна древнего свитка

Ученых всегда привлекали загадки, тайны. Попробуем проникнуть в тайну древнего свитка. Расшифруйте высказывание выдающегося геохимика А.Е. Ферсмана о науке.

Великое значение отводится науке, благодаря которой человечество развивается, осваивает новые земли, океаны, космос. Мы, как ученые, попытались сделать небольшое открытие, проявить настойчивость.

– Какое еще очень важное и нужное качество понадобилось, чтобы отгадать высказывание?

– Что позволяет человеку замечать изменения в окружающем мире? (Внимание.)

– Ты увлеченно читаешь книгу. Слышишь ли ты в это время тиканье часов? Объясни свой ответ.

– Вдруг зазвенел будильник, и что изменилось в ситуации?

7. Выдвижение гипотез. Определение темы урока

8. Беседа с учащимися

– Что оно обозначает?

– Какое бывает внимание?

9. Рассказ учителя

– Ответить на вопрос, что такое внимание, непросто.

Иккю не говорил о внимании, но показал свое умение сосредоточиться, когда писал соответствующие иероглифы несколько раз (а красиво написать кисточкой иероглиф – трудное дело). Этим он подчеркивал огромное значение внимания.

Поверхностный человек смотрит на все, что его окружает с одинаковым интересом, слушает все, что ему скажут, читает все, что попадается в руки. Мудрый человек поступает по-другому. Он направляет свое внимание только на самый важный предмет.

10. Работа с учебником по изучению нового материала

11. Внешние проявления внимания


Само по себе внимание увидеть нельзя, заметно только его внешнее проявление. Это мимика, поза, жесты. Мимика – это движение губ, глаз, бровей. Поза – положение тела. Жесты – движения рукой.

12. Виды внимания

Легко быть внимательным, когда смотришь интересный фильм, но трудно быть внимательным, когда учишь трудный урок.

– Почему так происходит? Потому что мы в этих двух случаях мы встречаемся с разным вниманием: непроизвольным и произвольным. Непроизвольное внимание направляется на объект без всяких усилий с нашей стороны. Что может привлекать к себе непроизвольное внимание? Таких объектов много. Это громкие, неожиданные звуки (гром, свисток, резкий визг тормозов); яркие световые явления (молния, красочная реклама); резкие вкусы (горечь, кислота, неожиданный вкус); сильные запахи (духов, гари, вкусной еды); все, что интересно и неожиданно для данного человека.

Когда речь идет о непроизвольном внимании можно сказать, что не мы обращаем внимание на объекты, а они сами овладевают нашим вниманием.

Совсем иначе обстоит дело с произвольным вниманием. Здесь объект сам по себе не привлекает внимание, но человек удерживает на нем свое внимание своим собственным усилием. Произвольное внимание человек сам направляет на объект, который сознательно выбрал. Например, для того чтобы решить математическую задачу, надо самому постоянно удерживать на ней свое внимание.

– Приведите свои примеры непроизвольного и произвольного внимания?

– Почему для нас важно развивать внимание произвольное?

Американский изобретатель в области электротехники Томас Эдисон руководил исследовательской лабораторией. Он с коллегами установил, что из 27 человек, каждый день в течение шести месяцев приходивших на работу, никто не обратил внимания на вишневое деревце, растущее перед входом в лабораторию. Они сделали вывод, что внимание человека зависит от его интересов, профессии и чаще всего направлено в каком-то определенном направлении.

Вообрази теперь, что ты со своим другом пришел в магазин игрушек. У каждого из вас свое внимание-прожектор.


Куда будет направлен этот прожектор? Почему?

13. Физкультминутка

Ритмическая игра. Разбившись парами, стоя друг к другу лицом, дети считают про себя, одновременно выполняя под счет движения. Вслух произносятся кратные того числа, через которое ведется счет (при счете через два вслух называются числа 2, 4, 6…). Называя кратное, дети касаются ладоней друг друга (как в считалочке). Остальные движения могут выбираться произвольно (хлопнуть в ладоши, коснуться руками ног, плеч и т.п.).

В итоге синхронного исполнения движений происходит непроизвольное запоминание чисел, которые учащиеся проговаривают вслух. Таким образом, они фактически выучивают в процессе игры таблицу умножения, вместе с тем, «ритмичная музыка, которая звучит в классе, объединяет детей, вырабатывает у них чувство защищенности, снимает напряжение от пассивного восприятия.

14. Работа по группам в исследовательских лабораториях по изучению свойств внимания


Эксперимент 1.

Определение объема внимания.


На короткое время (1 сек.) я покажу вам рисунок, на котором будет несколько чисел, посмотрите внимательно, какие числа написаны, а когда я уберу рисунок, сложите их сумму и запишите. Кто сделает правильно первым это задание и окажется самым внимательным?

Эксперимент 2.


Определим, насколько сильно и сосредоточенно вы можете концентрировать свое внимание. Каждому в группе предлагается на рисунке глазами найти букву, соответствующую цифре, и выписать их по порядку, чтобы получилось слово. На каких фигурах записаны числа?

Эксперимент 3.


Эксперимент 4.

15. Подведение итогов исследовательской деятельности

Интересно, что для человека каждой профессии необходимо внимание, и разные свойства внимания будут главными. Например, для шофера, летчика нужна высокая распределяемость внимания. Шофер должен уметь одновременно следить за управлением автомобиля, за тем, что происходит на дороге, за маршрутом своего движения, а часто и за разговором со своими пассажирами. Дирижер оркестра в одно и то же время должен уметь услышать, как играет каждый из музыкантов его оркестра, должен держать в голове то музыкальное произведение, которое исполняется, замечать настроение музыкантов. Хирургу и канатоходцу совершенно необходимы концентрация и устойчивость внимания. В их работе малейшее отвлечение внимания может привести к очень тяжелым последствиям.

Профессии художника, футболиста, разведчика предъявляют высокие требования к объему внимания. Футболист должен в любой момент игры видеть всех игроков на поле. Художник должен замечать множество линий в сочетании света и теней, оттенков цветов, деталей.

Теперь ты знаешь многие свойства внимания, какую роль оно играет в жизни человека и понимаешь, что внимание нужно развивать, стараться быть наблюдательным.

16. Подведение итогов работы лабораторий

– Какая из лабораторий получила наибольшее признание?

Вы рады получить поддержку, одобрение. Внимание – слово многозначное – оно обозначает и научное понятие, и доброе расположение окружающих. Мы можем развивать и то, и другое качество внимания. И не важно,

какую профессию выбрал человек, потому что в любом деле внимание будет источником силы человека. А как человек распорядится этой силой, решает он сам.

Высшая степень сосредоточения называется вдохновением. Найдите интересное дело, займитесь им, преодолейте первые трудности, а дальше дело поведет вас и ваше внимание. При этом нужно помнить, что неинтересных дел нет, а есть скучные люди, которые не могут найти интересное дело.

17. Подведение итогов урока. Рефлексия

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Внимание. Презентация на заданную тему содержит 19 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Внимание Это избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека. Поскольку под вниманием понимается лишь направленность, то оно не может рассматриваться в качестве хоть сколько-нибудь самостоятельного процесса.

Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, вся его личность. Это прежде всего вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием — его сознаваемостью: объект становится более ясным и отчетливым. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту. Вне этой связи никакие подлинные причины, указывающие на то, почему что-то внимается человеком, а что-то нет, установлены быть не могут.

Непроизвольное внимание (пассивное) Вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. В основе него лежат неосознаваемые установки человека.

Причины возникновения непроизвольного внимания: Неожиданность раздражителя. Относительная сила раздражителя. Новизна раздражителя. Движущиеся предметы. Контрастность предметов или явлений. Внутреннее состояние человека.

Произвольное внимание направляется на объект под влиянием нашего намерения и поставленной цели. Если внимание непроизвольное есть и у животных, то произвольное внимание возможно только у человека, и возникло оно благодаря сознательной трудовой деятельности. Для достижения определенной цели человеку приходится заниматься не только тем, что само по себе интересно, приятно, занимательно, делать не только то, что хочется, но и то, что необходимо.

Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение. Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

Послепроизвольное внимание Вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека (в отличие от непроизвольного).

Психологические модели внимания В современной психологии выделяют следующие модели внимания: — Модель простой последовательной обработки — Модель последовательного выбора (селекции) — Простая параллельная модель. Согласно Чарльзу Эриксену предметы отражаются в отдельных областях центральной ямки жёлтого пятна сетчатой оболочки глаза одновременно и независимо друг от друга на различных этапах внимания включая процесс распознавания. — Параллельная модель с ограниченной пропускной способностью была предложена Таунсендом. Время затрачиваемое на обработку предмета находится в обратной зависимости от пропускной способности каналов обработки выделенных для этого предмета. — Соревновательная модель выбора — Коннектионистская модель основывается на коннектионистской теории.

Нейропсихология внимания Важным вопросом нейропсихологии является определение предмета нейробиологических механизмов внимания. Связана ли активность системы внимания с повышением степени обработки предмета внимания или с подавлением активности обработки отвлекающих стимулов. Или эти процессы одновременные. Майкл Познер (Michael Posner), внесший значительный вклад в исследование нейропсихологической основы внимания, пришёл к выводу, что система внимания в головном мозге не является свойством какой то отдельной зоны головного мозга или мозга в целом. Познер выделяет переднеассоциативную систему внимания в лобной доле коры головного мозга, и заднеассоциативную систему внимания охватывающую теменную долю коры головного мозга, таламус и те зоны среднего мозга которые связаны с движением глаз. Переднеассоциативная система внимания действует в задачах требующих осознания, заднеассоциативная система внимания — в зрительно-пространственных задачах внимания. Эксперименты с рассеченными полушариями головного мозга показывают, что процессы внимания тесно связаны с работой мозолистого тела; при этом левое полушарие обеспечивает селективное внимание, а правое — поддержку общего уровня настороженности. При удержании внимания гиппокамп генерирует тета-ритм

Читайте также: