Внеурочная деятельность в колледже доклад

Обновлено: 02.07.2024

Подготовка дипломированных специалистов основывается не только на изучении конкретных дисциплин. Профессионализм новоиспеченных экспертов развивается не только в одном русле, но и под воздействием дополнительных факторов: кругозор, саморазвитие по интересам и возможностям. Немаловажную роль в самообучении и становлении специалиста играет внеурочная деятельность, о которой мы расскажем в этой статье.

Подготовка дипломированных специалистов основывается не только на изучении конкретных дисциплин. Профессионализм новоиспеченных экспертов развивается не только в одном русле, но и под воздействием дополнительных факторов: кругозор, саморазвитие по интересам и возможностям. Немаловажную роль в самообучении и становлении специалиста играет внеурочная деятельность, о которой мы расскажем в этой статье.

Внеурочная деятельность носит вспомогательный и добровольный характер. С одной стороны, заниматься изучением дисциплин или иных сфер деятельности или нет – решение индивид принимает самостоятельно, исходя из собственных возможностей, способностей. С другой стороны, она позволяет отточить имеющиеся навыки, глубже познать профессию или ее смежные стороны, а также повысить уровень эрудиции (что немаловажно в нынешнее время).

Виды внеурочной деятельности у студентов первого курса

Основные задачи внеурочной деятельности

Основные задачи внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность выполняет ряд функций:

  • Познавательная, призванная расширить представления и знания слушателя в рамках конкретной области, отрасли;
  • Организационная, призванная спланировать дела. День с учетом приоритетности дел;
  • Дисциплинарная, воспитывающая в человеке ответственность и серьезный подход к любому делу, независимо от его важности и роли в профессиональной или повседневной жизни.
  • Научно-исследовательская. Здесь студенты обретают навыки по планированию, организации и проведению экспериментов, сбору и обработке первичных/вторичных данных, констатации проблем и актов, аргументации выводов, корректной интерпретации информации и пр.

Внеурочная деятельность может быть реализована в самых разных вариациях.

Вариант 1. Спорт. Здесь преобладают те виды спорта, которые доступны вузу на фоне материально-технической базы, оснащения спортзала и подготовки педагогов. Самыми распространенными видами спорта, доступными в рамках внеурочной деятельности выступают: волейбол баскетбол, легкая атлетика, настольный теннис, теннис, отдельные виды борьбы и пр. Нередко посетителям спортивных секций предоставляются привилегии в рамках физкультуры: разрешается не посещать занятия при условии стабильных тренировок и участия в соревнованиях, возможность частичного пропуска занятий без отработок и пр.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Вариант 3. Наука. В рамках данного направления студенты погружаются в конкретную дисциплину или научную область, исследуя интересующую тему, проблему. Чаще всего исследования носят экспериментальный характер, а не сугубо теоретический. Студентам доверяют работу в лабораториях со специальным оборудованием и инструментами, реагентами и пр. Здесь привлекает, интригует и подвигает к достижениям не только желания и интересы студента, но и сама обстановка, инновации и опыты.

Виды внеурочной деятельности студентов

Виды внеурочной деятельности студентов

Вариант 4. Волонтерство и стройотряды. В рамках данного вида деятельности студенты задействованы в самых разных сферах: социальная помощь, сборы, работа на спецплощадках и предприятиях-партнерах и пр. Здесь не всегда требуется профессионализм или владение особыми навыками и знаниями. Более важную миссию выполняют такие качества, как сочувствие, доброжелательность, стремление улучшить мир и помочь нуждающимся. Посещение подобных секций развивает культурную и этическую составляющую, гуманность.

Выбирать внеурочный вид деятельности целесообразно с учетом способностей индивида, его желания и стремления развиваться, возможностей (наличие подходящей секции, свободного времени, оборудования и пр.).

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Как организовать внеурочную деятельность на первом курсе?

Выбирать дополнительные секции и занятия следует, исходя из следующих параметров:

  • Текущая учебная нагрузка и уровень сложности осваиваемой программы;
  • Наличие свободного времени;
  • Интересы и желание развиваться в конкретной области, сфере, базовая подготовка;
  • Формат занятий: непосредственное посещение занятий (спорткомплекс), онлайн-курсы и пр.

Важно, чтобы внеурочная деятельность приносила пользу и не была в тягость. Участие в дополнительных секциях не должно мешать основному образовательному процессу: успеваемость не должна страдать, организм не должен чрезмерно перегружаться. Всего должно быть в меру.

Формы организации внеурочной деятельности

Формы организации внеурочной деятельности

Грамотно организовать досуг и сделать его максимально интересным и полезным помогут банальные принципы тайм-менеджмента:

  • Оценка расписания занятия и грамотная расстановка приоритетов: планирование дел с учетом срочности и важности, выделение свободного время (с конкретизацией дня недели, часов и пр.);
  • Определение подходящего направления подготовки, исходя из способностей, талантов стремлений и пр.
  • Анализ предложений вуза или иных учебных центров в системе дополнительного образования и поиск подходящих секций, кружков и пр.;
  • Определение возможностей и посильности предлагаемой программы: наличие и важность базовых знаний/навыков, примерный план обучения (запланированные мероприятия, темы и задания и пр.).

Первокурсникам рекомендуется подбирать и организовывать внеурочную деятельность по мере прохождения адаптации и усвоения основных правил вуза: после знакомства со всеми педагогами и изучения их требований к предмету, погружению в учебную деятельность с констатацией уровня сложности (выделение простых и сложных предметов), утвержденного (именно утвержденного, а не плавающего) расписания и пр.

Учтите, что в определенных ситуациях придется чем-то жертвовать: либо успеваемость, либо дополнительные секции. Чтобы подобных ситуаций не возникало, важно найти баланс.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Достоинства и недостатки внеурочной деятельности

Занятия внеурочной деятельностью могут принести студенту (как первого, так и последующих курсов) как пользу, так и вред. К числу явных преимуществ грамотно спланированной и организованной внеурочной деятельности способствует:

Среди негласных недостатков участия во внеурочной деятельности можно отметить повышенную или чрезмерную (нерассчитанную) нагрузку на организм, провоцирующую переутомление, стресс, неврозы и нервные расстройства, а в некоторых случаях травмы. Также на фоне некорректного распорядка дня или чрезмерной увлеченности дополнительными занятиями (когда они интересны) может ухудшиться текущая успеваемость.

Чтобы внеурочная деятельность была не в тягость, а в радость и во благо, рассчитывайте, сопоставляйте свои желания, потребности и возможности, расставляйте приоритеты и следуйте распорядку дня, не забывая выделять время на отдых и полноценное восполнение сил.

В некоторых случаях внеурочная деятельность может носить добровольно-принудительный характер (когда преподаватели настаивают на обязательном участии во всевозможных конференциях, шантажируя студентов оценками). Облегчить научно-исследовательскую участь учащихся колледжей и вузов могут специалисты Дисхелп.

Мы готовы взять на себя все письменные проекты независимо от уровня сложности и специализации. У нас трудятся педагоги топовых вузов страны, которые успешно справятся с любым заданием: от написания реферата, доклада до курсовых, дипломных и диссертационных исследований. Мы гарантируем высокое качество услуг и конфиденциальность данных. Оформить заказ можно в офисе или на сайте, заполнив небольшую анкету.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное областное автономное

профессиональное образовательное учреждение

Подготовила: Меркулова Т.А.

1. Цели и задачи внеурочной деятельности

2. Трудовая внеурочная деятельность студентов

3. Общеинтеллектуальная внеурочная деятельность

4. Общекультурное направление внеурочной деятельности ( экскурсии на НЛМК, краеведческий музей)

Слайд 2. Современная социально- экономическая ситуация в стране требует от каждого человека мобильности, новых нестандартных вариантов построения своей жизни. Сегодня нужна яркая, энергичная личность, хорошо образованная, с позитивным взглядом на жизнь, готовая к развитию, к проявлению инициативы, способная брать ответственность на себя.

Слайд 3 Внеурочная работа является составной частью учебно-воспитательного процесса в любом учебном заведении, в том числе в профессиональных учебных заведениях. Это совокупность разнообразных видов и форм воспитательной работы со студентами, проводимой за пределами занятий и учебного времени.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям:

Организация внеурочной деятельности студентов направлена на воспитание и развитие самостоятельности, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. Ее специфика заключается в деятельности, осуществляемой в свободное от учебного процесса времени и зависит от собственного выбора студентов.

Слайд 4 Внеурочной деятельности всегда уделялось пристальное внимание педагогов, методистов и ученых. Особую роль внеурочной деятельности в развитии личности отводили А.С. Макаренко.

Идеи А.С. Макаренко не потеряли свою актуальность и являются чрезвычайно ценными для современной теории и практики воспитания. И опыт Макаренко как нельзя лучше является актуальным и в наше время.

Слайд 5 Сегодня цель дополнительного образования заключается в том, чтобы подготовить конкурентоспособную личность, востребованную на рынке труда.

В нашем колледже организована целенаправленная внеурочная деятельность, которая способствует профессиональному самоопределению. Проводятся дополнительные курсы во внеурочное время по интересам студентов. Для этого в колледже создана необходимая материально-техническая база.

Студенты группы 9-17 в количестве 8 человек в прошедшем семестре прошли обучение в ресурсном центре колледжа. Свобода выбора полезного занятия во внеурочное время помогает им продуктивно организовывать свое свободное время. Многие студенты группы планируют также получить дополнительное образование в ресурсном центре. У них формируется потребность в продуктивной, социально-одобряемой деятельности.

Во время таких бесед стараюсь максимально привить интерес к избранной профессии, стремление к дополнительному самообразованию, а также стараюсь создать атмосферу доброжелательности и взаимопонимания в группе.

В группе создано самоуправление, наиболее инициативные студенты входят в актив группы.

Успех внеурочной работы зависит не только от активности студентов, но и от педагогического влияния, этому необходимо придать полезную направленность. По инициативе классного руководителя и студентов создана беседа (чат) в социальных сетях, что даёт возможность обмениваться информацией по учебным вопросам и личным. Участники беседы – 25 человек.

Слайд 7 Внеурочная деятельность является необязательной для студентов и основывается на добровольности выбора вида деятельности, работе в коллективе, объединенном общими интересами. Наш общий интерес – металлообработка. Поэтому в прошедшем семестре вместе с классным руководителем группы 9-16 Сарычевой Викторией Валерьевной была организована экскурсия на НЛМК. Ребята с большим интересом путешествовали по НЛМК, фотографировали.

В музее НЛМК для нас провели экскурсию, познакомили с экспонатами музея, рассказали об истории и перспективах развития комбината.

Слайд 8 С нами провели инструктаж по технике безопасности, обеспечили спецодеждой, предоставили комфортабельный автобус с экскурсоводом.

Слайд 11 Самым зрелищным и почти часовым по времени оказалось посещение цеха горячего проката стан 2000.

На протяжении всей экскурсии нас сопровождала охрана по безопасности.

Слайд 14 В заключении хочется сказать, что учебная и внеурочная деятельность представляют одно неразрывное целое. Главная наша задача состоит в том, чтобы мы, преподаватели, основываясь на четыре опорных направления будущего образования смогли наших воспитанников: научить быть, научить знать, научить делать и научить жить.

В процессе общения с учащимися во внеурочное время преподаватель лучше узнает своих воспитанников, их характер, интересы, нравственные идеалы, происходит процесс взаимного духовного обогащения, накапливается опыт взаимоотношения. Особенно важно знать это, когда начинается новый учебный год и мы принимаем группу на 2 года.

В чем состоит специфика внеурочной работы в колледже? Вот несколько выводов, которые можно сделать, чтобы не допустить ошибок в своей работе.

Учащиеся вовлекают в нее на основе свободного выбора ими различных видов занятий. В зависимости от интересов, склонностей они самостоятельно записываются в кружки, по своему желанию принимают участие в массовой или индивидуальной работе во внеурочное время. Задача преподавателей - не допускать принуждения, привлечь к внеурочной работе большую часть группы. Главное, подойти к этому ответственно и ненавязчиво рассказать о преимуществах того или иного вида занятий, пытаться заинтересовать.

Внеучебная работа не связана рамками обязательных программ. Программы составляются примерные, которые можно немного корректировать в процессе работы. Рабочие планы, составленные на основе этих программ, можно изменить, дополнить с учётом конкретных условий и пожеланий учащихся.

На внеурочных занятиях создаются благоприятные условия для привлечения дополнительных документов, коллективного творческого поиска интересных фактов, иллюстраций, данных местного значения, а также выполнения разнообразных творческих заданий с учетом индивидуальных наклонностей студентов. Тем более в условиях наличия Интернета, интерактивной доски.

Значимость внеурочной работы в современных условиях заключается в том, что в ней значительно повысился удельный вес общественно-полезной деятельности учащихся. Посильное участие юношей и девушек в решении конкретных практических дел позволяет им лучше ощутить свою причастность к жизни общества. Это прежде всего волонтёрское движение, помощь ветеранам.

Важным требованием к организации внеучебных занятий является также их доступность, посильность для учащихся, иначе занятия не дают нужных результатов, они не интересны для учащихся, не увлекают их. Кроме того, занятия должны быть разнообразны. В противном случае учащиеся не проявляют интереса к занятиям, не посещают их, нарушают дисциплину во время их проведения. Это могут быть и лекции, и видеолекции, использование видеороликов и презентаций, приглашение интересных людей.

Панфилова Елена Николаевна


Бутурлиновский механико-технологический колледж

– Для начала расскажите, пожалуйста, немного о том, что такое в целом внеурочная работа и для чего она нужна?

– Внеурочная деятельность обучающихся – понятие, объединяющее все виды их деятельности (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от учебной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения индивидуальной образовательной программы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, ролевые игры, практикумы, психологические и иные тренинги, компьютерные симуляции, групповые дискуссии, волонтерская работа и другие занятия, позволяющие в полной мере реализовать требования ФГОС СПО.

К основным задачам внеурочной деятельности можно отнести: реализацию принципа единства образовательного процесса, определенного требованием ФГОС; развитие познавательной, социальной, творческой активности обучающихся, их нравственных качеств; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; обращение к тем проблемам, темам, профессиональным образовательным областям, которые являются личностно значимыми для того или иного обучающегося, которые недостаточно представлены в рамках урочной деятельности; создание благоприятных условий для усвоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов, становление мировоззрения обучающихся.

– Почему важно уделять внимание внеурочной работе в подготовке специалистов?

– Одной из основных задач системы СПО при подготовке специалиста является ориентация на конкретные требования работодателей и налаживание тесного контакта с ними в период производственных практик с целью трудоустройства выпускников, ибо конечная цель профессионального образования – не просто научить и выдать диплом, а быть уверенным, что выпускник будет востребован на рынке труда. Подготовка специалистов среднего звена, к которым относятся и бухгалтеры, должна быть ориентирована, прежде всего, на воспитание специалиста, приверженного определенной системе ценностей, значимых для данной профессии. Современные экономические отношения влекут за собой изме­нения в характере и содержании труда специалиста. Изменяя место и роль специ­алиста среднего звена, они предполагают и коренное изменение его образователь­ного потенциала, уровня требований к профессиональной подготовке. Совре­менному производству требуется новый тип специалиста – профессионально са­мостоятельный, мобильный, с высокой степенью адаптивности к изменяющим­ся условиям, с развитым техническим, проблемным и системным мышлением, обладающим наряду с профессиональными и общими компетенциями. Такие требования работодателей обуславливают необходимость формирования у молодого поколения мотивации инновационного типа трудового поведения, современного мышления.

– Насколько велика роль внеурочной деятельности на пути к выполнению задач ФГОС?

– Какие возможности добавляет внеурочная работа в воспитание студентов?

– Как в вашем учебном заведении реализуется организация внеурочной деятельности студентов?


– Почему вы отдаете предпочтение именно такому виду внеурочной деятельности как кружковая работа? в чем ее преимущества?

Занятия в кружках способствуют развитию у обучающихся творческих способностей, формируют у них навыки самостоятельной и исследовательской работы. Кружковая работа служит средством профессиональной ориентации обучающихся, в ней тесно переплетаются образовательные и воспитательные задачи. Кружок – это среда не только совместной деятельности, но и общения, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях осваиваемой сферы занятости. А совместные мероприятия сплачивают будущих бухгалтеров, ведь специфика бухгалтерского труда предполагает, как правило, работу в малых группах. Многие общие компетенции, особенно связанные с работой в коллективе, умением самоорганизации своей деятельности, определением задач профессионального и личностного развития, осознанным планированием повышения квалификации, умением брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий, успешно реализуются именно в формате кружковой работы.

Читайте также: