Внеклассная работа по предмету доклад

Обновлено: 07.07.2024

Внеклассная работа не имеет такого жесткого планирования, как школьные уроки, и основывается на других принципах.

Принципы внеклассной работы:

нет обучения, а есть разрешение проблем, экспериментирование, анализ, сравнение;

нет домашнего задания, но постоянно задаются вопросы - дома, на улице, на переменах в школе;

нет отметок, но отмечаются личные продвижения - через взаимооценивание, через результат выполненной работы;

учитель никого не воспитывает, а участвует в решении общих проблем, косвенно помогая и направляя работу;

нет назидательной дисциплины, но дисциплинирует само ощущение собственной и коллективной ответственности, совместной работы;

нет класса в общем смысле, а есть детско-взрослая сообщность.

Формы работы проектируются совместно учителем и учащимися, исходя из организации самой выполняемой работы на каждом конкретном этапе: коллективная, групповая, индивидуальная.

Выработаны требования к внеклассной работе по предмету:

внеклассные занятия по предмету, углубляя и расширяя знания учащихся, не должны отвлекать их внимания от основного содержания учебной программы;

необходима тесная связь учебно-воспитательной работы на уроке и на внеклассных занятиях. Однако внеклассная работа не должна быть простым продолжением учебной работы. Планы внеклассных занятий могут отставать от планов учебных занятий или обгонять их.

Предлагаемый учащимся для изучения материал должен быть доступен им, соответствовать их возрасту, уровню развития.

Содержание внеклассных занятий и формы их организации должны быть всегда интересны учащимся. Любое дело, организуемое учителем с детьми, принесет им полное удовлетворение в том случае, если оно опирается на потребности самого ученика, если находит отклик в его переживаниях, чувствах, положительных эмоциях.

Внеклассная работа по технологии планируется и заносится в годовой план школы. Всякая внеклассная работа по предметам учитывается и в конце, после её завершения, получает оценку. Открытые обсуждения внеклассного мероприятия повышают значимость и интерес к внеклассной работе.

Формы внеклассной работы в школе:

Олимпиады. На олимпиадах учащиеся показывают умение разбираться в различных вопросах, проверяют свой уровень подготовки по предмету. Олимпиады способствуют повышению интереса учащихся к предмету и воспитаниют высокой культуры мышления; развитию таких ценных качеств личности, как настойчивость и целеустремленность, самостоятельность и трудолюбие, вырабатывают навыки научно-исследовательского характера; выявлению и отбору талантливых учащихся.

Предметные недели. Одно из популярных внеклассных мероприятий, являющихся своеобразным смотром всей проводимой в школе внеклассной работы по предмету. План составляется заранее (в начале учебного года) на основе общего плана внеклассной работы. В проведении недели принимают участие все классы, в которых изучается предмет.

Кружок. Занятия в кружке способствуют углублению знаний учащихся, поднимают их образовательную культуру и повышают интерес к дисциплине. Участие в работе кружка способствует приобретению навыков и умений самостоятельной работы над дополнительной литературой по предмету. Руководителями разработаны программы, направленные на развитие личности ребёнка, формирование интеллекта, культуры. Занятия в кружках построены на принципах преемственности урочной и внеурочной деятельностью, объединяя одним общим делом коллектив учителей, детей и родителей.

Очень распространены в школах встречи с приглашенными в школу гостями. Такие встречи могут органически сочетаться с торжественными или тематическими вечерами и утренниками. Однако могут быть и встречи, имеющие специальную воспитательную цель, например встреча старшеклассников с представителями разных профессий в целях подготовки учащихся к выбору жизненного пути.

Предметные стенгазеты. Развивают у учащихся интерес к предмету, способствуют выработке навыков работы с литературой, умения в сжатой форме изложить содержание прочитанного.

Викторины. У учащихся воспитывается любознательность, повышается интерес к предмету, они приобретают первичные навыки исследовательской работы, приучаются к чтению научно-популярной литературы.

Интеллектуальный марафон. Комплекс внеклассных мероприятий, позволяющих осуществить показ знаний, приобретенных учащимися за определенный период учебного года. Открывается простор для проявления очень ценной инициативы и творчества, для развития самодеятельности. Учащиеся чувствуют себя ответственными за самое главное в школе – за учение; у них есть определенные права и обязанности и они занимаются настоящим делом.

Школа принимает воспитание как целенаправленную организацию процесса вхождения ребенка в современное общество с учетом знаний русской культуры.

Наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы: индивидуальные, кружковые, объединяющие и массовые. Индивидуальная работа - это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например: подготовка докладов, номеров художественной самодеятельности, изготовление поделок, подготовка иллюстрированных альбомов и т.д. Это позволяет каждому найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от воспитателей знание индивидуальных особенностей учащихся путём бесед, анкетирования, изучения их интересов. Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, искусства, спорте. Наиболее распространены такие её формы, как кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: это доклады, обсуждение произведений литературы, экскурсии, изготовление наглядных пособий, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми и др. Отчёт работы кружка за год проводится в виде вечера, конференции, выставки, смотра.

К объединяющим формам работы относятся детские клубы, школьные музеи, общества. Широкое распространение получают клубы дружбы, выходного дня, интересных встреч. Действуют они на началах самоуправления, имеют свои названия, уставы. Работа клубов строится по секциям. Распространённой формой являются школьные музеи. По профилю они могут быть краеведческие, исторические, историко-литературные, природоведческие, художественные. Основная работа в школьных музеях связана со сбором материалов. Для этого проводятся походы, экспедиции, встречи с интересными людьми, ведётся широкая переписка, работа в архиве. Материалы музея должны использоваться на уроках, для просветительской деятельности среди взрослого населения.

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей, встреча с интересными людьми, все участники становятся зрителями. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле служит важным средством сплочения коллектива. Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящаются датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры. В течение учебного года возможно проведение 4-5 праздников. Они расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны. Широко используются конкурсы, смотры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с конкурсами обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, сочинения, поделки.

Смотры - наиболее общая соревновательная форма массовой работы. Их задача - подведение итогов и распространение лучшего опыта, усиление деятельности по профориентации, организация кружков, клубов, воспитание стремления к общему поиску.

Формой массовой работы с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведённого времени и является составной частью воспитательной деятельности. Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тимкачева Любовь Васильевна,

учитель русского языка и литературы

О новой идее сначала говорят,

наконец, когда идея становится понятной и

Понятие внеурочной деятельности

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС общего образования следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности . Настоящая модель создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.

Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит ее к творческой познавательной деятельности .

Внеклассная работа по литературе и русскому языку – важное звено учебно-воспитательной работы в школе. Значительное место в общей системе внеклассной работы принадлежит деятельности учителей русской словесности. Она способствует укреплению знаний по предмету, стимулирует развитие творческих способностей учащихся, подготавливает их к самостоятельной научно-исследовательской работе .

Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя. Не секрет, что для многих учеников русский язык и литература не являются любимыми предметами. К 7-8 классам интерес к изучению русского языка и литературы пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому главная задача внеклассной работы - развитие у школьников интереса к русскому языку и литературе и воспитание потребности изучать его.

Педагогами и психологами доказано, что познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения, поэтому развитие познавательного интереса к русскому языку и литературе оказывается столь важным для учащихся.

Понятно, что этот интерес развивается прежде всего на уроках, но несомненно и то, что внеклассная работа предоставляет учителю огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его любимым.

Как заинтересовать учеников, как привлечь внимание каждого к русскому языку, литературе? Этому способствует разнообразие видов деятельности на разных этапах уроков, внеклассная работа, которая является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы. Продолжая и подкрепляя классные занятия, она в то же время отражает присущую только ей специфику в содержании, организационных формах, методах и приемах реализации стоящих перед нею задач.

Внеклассные занятия по русскому языку – это неотъемлемая часть всей учебно-воспитательной работы в школе. Внеклассная работа, в отличие от дополнительной работы, проводится постоянно. Организуется она для развития творческих способностей учащихся в области русского языка и литературы. Здесь учащиеся, как и на уроке, получают новые знания, работают над культурой своей речи.

Внеклассная работа имеет свои цели и задачи, свое содержание, виды и формы проведения, свои методы и приемы. Прежде всего, необходимо отметить, что и урок, и внеклассные занятия имеют одну и ту же цель: подготовить учащихся грамотных, свободно владеющих русским языком в его устной и письменной форме. В то же время внеурочная работа по русскому языку и литературе имеет свои цели:

· развитие интереса к великому русскому языку и литературе как к учебному предмeту;

· повышение общей языковой культуры.

Указанные цели определяют задачи внеклассной работы по русскому языку и литературе:

· расширить, углубить и дополнить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках русского языка и литературы;

· научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями-справочниками, подбирать материал на нужную тему;

· сформировать творческую активность учащихся (выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы, изготовлять наглядные пособия);

· выявлять одаренных в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в возможность преодолеть отставание по русскому языку и литературе.

Успех овладения русским языком и литературой в школе может быть достигнут на основе реализации строго продуманной системы учебно-воспитательных мероприятий. Важным звеном в этой системе является внеклассная работа, которая помогает учителю более тщательно изучить воспитанников и совершенствовать их подготовку, повышает общий культурный уровень школьников, вызывает стойкий интерес к предмету, вырабатывает художественный вкус.

В современном обществе растет интерес к развитию и использованию интеллектуальных способностей человека. Эффективное применение научных знаний и технологий требует формирования четкого понимания в необходимости становления креативно мыслящей личности, компетентной и умеющей управлять собственной интеллектуальной деятельностью. В связи с этим активизировалось внимание к проблеме всестороннего развития человека, которое невозможно без умственного прогресса. Именно школе отводится первоочередная роль в закладывании основ самостоятельно думающего гражданина, стремящегося к открытию нового, желающего проникнуть в самые сокровенные тайны бытия.

Любой учитель стремится вырастить интересные, грамотные, любознательные личности. Поэтому старается сделать свою работу увлекательной и нестандартной, применяя много занимательных моментов, используя исторические факты, необычные приемы подхода к теме. Но встречая на уроках огромное количество информации, ученик чаще всего усваивает ее с трудом. К тому же без закрепления дома, быстро забывает. Да и получение оценки иногда делает ребенка напряженным, а отношение к предмету - обязательным. А общаясь с педагогом вне урока, ребенок раскрепощается и по-другому воспринимает сказанное. Именно использование внеурочной деятельности дает возможность обыграть любой материал, показать тему с неожиданной стороны, подробнее и не торопясь рассмотреть ее тайные моменты, дать возможность ребенку самому поучаствовать в тематическом диспуте или в исследовательской работе. Раскрепощенная внеурочная обстановка помогает ребятам лучше понять то, что точные науки необходимы в повседневной жизни и как разнообразно их влияние.

Внеурочная деятельность в современном образовании представляется как деятельность, которую организует педагог с группой школьников во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге и направлена на создание условий для неформального общения детей в классе, в творческих объединениях. Такая деятельность имеет воспитательную и социально-педагогическую направленность, обеспечивает прекрасную возможность для организации межличностных взаимоотношений педагога и обучающихся.

К тому же в группе находится не один ученик, что формирует дружеские отношения между детьми, умение работать командой, в коллективе.

Информатика — это один из предметов, имеющий большое число междисциплинарных связей и обладающий большим спектром возможностей из-за особенностей своего содержания.

Внеурочное занятия по данному курсу направлены на достижение следующих целей:

овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;

развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;

освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира;

формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;

воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;

практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности;

воспитание позитивного восприятия компьютера как помощника в учёбе, как инструмента творчества, самовыражения и развития.

Принципы внеурочной деятельности обучающихся по информатике и ИКТ

Принцип связи обучения с жизнью.
Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеурочной деятельности школьников по информатике с условиями жизни и деятельности ребёнка.

Принцип коммуникативной активности обучающихся.
Предпосылкой более высокой коммуникативной активности учащихся во внеурочной деятельности школьников по информатике является возможность выбрать наиболее интересующий и доступный вид деятельности: ведение переписки с друзьями, чтение книг, развитие умений и навыков пои предмету и т.д. Большое значение для стимулирования коммуникативной активности имеет не только разнообразие видов деятельности, но и её содержательная сторона. Использование новых, неизвестных учащимся материалов, их познавательная ценность и занимательность вызывают потребность в общении, повышают его качественный уровень.

Принцип преемственности внеурочной работы с уроками.

Во внеурочной работе, так же как и на уроках, необходимо добиваться сознательного применения знаний, умений и навыков. От понимания содержания используемого материала, готовности учащихся включать его в свою деятельность во многом зависит формирование интереса ребёнка к компьютеру. Преемственность урока информатики и внеурочной работы по предмету не означает дублирование темы, форм и методов работы. В рамках каждой из изучаемых по программе тем можно выделить подтемы, представляющие наибольший интерес для учащихся. Назначение этих подтем – конкретизировать программную тему, приблизить её к интересам, условиям и обстоятельствам жизни детей. Постепенное расширение таких связей в тематике внеурочной работы создаёт благоприятные условия для решения практических, общеобразовательных и воспитательных задач.

4. Принцип учета возрастных особенностей убучающихся.
Эффективность внеурочной деятельности школьников по информатике во многом определяется соответствием её содержания, форм и методов этапам изучения информатики и психофизиологическим особенностям учащихся. Знание и учёт типичных возрастных особенностей учащихся дают возможность учителю осуществлять перспективное планирование внеурочной деятельности школьников по информатике, определять её задачи и способы организации на каждом этапе.

5. Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
Умелое сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы основано на хорошем знании учителем контингента учащихся, их интересов, возможностей, планов. Это позволяет оптимально подобрать партнёров, распределить их роли. Индивидуальные, групповые и коллективные виды деятельности должны органически сочетаться между собой. В этом отношении наиболее благоприятным является включение на определённом этапе индивидуальной и групповой деятельности в деятельность коллективную, в результате чего происходит объединение личных мотивов и переживаний с мотивами и переживаниями коллектива. Этот принцип легко реализовать при реализации проектной деятельности, когда перед коллективом стоит задача создание единого проекта, но осуществляется путем разбиения на подзадачи, каждая из которых решается индивидуально или группой участников.

6. Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеурочной деятельности школьников по информатике.

Значение этого принципа обусловлено, во-первых, единством конечной цели всего учебно-воспитательного процесса школы – формирование всесторонне развитой, гармоничной личности, во-вторых, единством духовной сущности человека, которого невозможно воспитывать и обучать по частям. В осуществлении межпредметных связей реализуется одно из требований системного подхода к проводимой работе по обучению и воспитанию подрастающего поколения. С учётом этого требования внеурочной деятельности школьников по информатике должна проводиться не изолировано, а тесной взаимосвязи с другими учебными предметами. Использование интересных материалов по географии, истории, литературе и другим предметам при создании презентаций, докладов, графических изображений, сайтов обогащает внеурочной деятельности школьников по информатике, способствует повышению интереса к ней учащихся и качества её проведения.

В ходе реализации требования федерального государственного образовательного стандарта в полной мере внеурочная работа стала неотъемлемой частью образовательного процесса и организуется для повышения качества образования. Она углубляет знания учащихся, способствует развитию их дарования. Внеурочная работа прививает интерес к предмету, расширяет кругозор, развивает обще интеллектуальные, творческие и познавательные способности. Ребенок на таких занятиях чувствует себя более раскованно, чем на уроке; не боится рассуждать, пробовать, экспериментировать. Рассматривая ту или иную проблему, задачу можно неторопливо и вдумчиво высказать свою гипотезу, выслушать и обсудить мнения других учащихся. Именно вне урока возможно более глубокое развитие творческого мышления, создание лучших условий для организации систематической работы по формированию и развитию логического мышления.

Решая нестандартные задачи, фантазируя, дети, которые хорошо успевают, еще в большей степени могут развивать свои умственные способности, а слабоуспевающие – учатся управлять своими действиями, учатся планировать, искать пути решения и ответы на поставленный вопрос. Здесь важно чаще хвалить и тех и других за правильный ход рассуждения, за поиск нужного пути, подбадривать и радоваться вместе с каждым ребенком их успехами.

Выполняя практические задания с использованием различных программ таких как MS Word , Paint, PowerPoint, обучающиеся развиваются, создают сами творческие проекты. В процессе создания творческих работ, учащиеся смогут освоить работу с дополнительным оборудованием: сканером, принтером; научатся быстро ориентироваться в системе, приложениях и программах, научатся работать с цифровыми фото и видеокамерами. Работая над мультимедийными проектами и представляя их, используя видеопроектор дети освоят новейшие технологии.

Формы внеурочной деятельности должны быть разнообразны. Детей важно заинтриговывать и удивлять новыми видами постановки задачи. Важно, чтобы каждое занятие носило целенаправленный, развивающий и яркий характер. Именно продуманная система внеурочных занятий повышает интерес школьников к предмету, способствует более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой.

Внеурочная деятельность в современной школе актуальна, использование ее в образовательном учреждении обязательно наряду с уроками, с помощью внеурочной деятельности школа должна достичь новое качество образования. Внеурочная работа позволяет ученику развивать способности, выбрать занятие по душе.
А учителя информатики создают в своей деятельности творческое пространство для тех учащихся, кто увлечен информационными технологиями. А они в свою очередь должны оправдать наши надежды, создавая собственные проекты.


Полный текст материала Статья "Внеурочная деятельность как инновационная составляющая ФГОС нового поколения" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Внеклассная работа привлекает внимание современных педагогов и ученых достаточно давно. Истоки внеклассной работы восходят к 18 столетию, когда в дворянских пансионах и учебных заведениях после уроков читались сочинения и переводы учащихся. "Внеклассная работа", как педагогический термин берет свое начало в работах В. Шереметьевского который преподавал в 19 веке. Впервые термин встречается в труде педагога под названием "Вопросы о семейном чтении".

Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: достигай успеха собственными усилиями, не надейся на кого – то и – результаты умственного труда оцениваются индивидуально. Чтобы школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она не должна исчерпываться уроками [1].
В.А. Сухомлинский

В 20 веке, после октябрьской революции, молодое советское государство начинает уделять значительное внимание системе образования и её составляющим. Доподлинно известно, что в 20-30-е годы 20 столетия формы внеклассной работы обогащаются разнообразными экскурсиями, конференциями, диспутами, литературными судами, играми и т.д. и т.п. К 60 – 70 годам 20 века внеклассная работа окончательно укрепилась в практике школы.

В современной педагогической науке существует ряд распространенных трактовок термина "внеклассная работа". Ключевым подходом можно назвать определение, которое отражено в педагогическом словаре под редакцией И. А. Каирова [2]:

Внеклассная работа – это организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей учащихся, а также как организация их разумного отдыха.

Что включает в себя внеклассная работа

Что включает в себя внеклассная работа

Действующий ФГОС трактует внеклассную работу как деятельность, организуемую с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать [3].

Внеклассная работа в школе преследует следующую цель: повысить уровень владения определенным школьным предметом посредством привлечения учащихся к творческой деятельности или самосовершенствованию вне урочных занятий.

Cледует отметить разнообразие подходов к формулировке цели внеклассной работы по предмету, которые давали следующие авторы: А.И. Никишов [4], И.Я. Ланина [5], А.В. Усова [6] и т.д. Исходя из их подходов, общей целью внеклассной работы является расширение и углубление знаний по предмету. Также можно отметить, что внеклассная работа ставит перед собой очень важную цель – формирование и развитие творческой личности учащегося.

Задачи внеклассной работы, вытекающие из её цели, представлены на рисунке ниже.

Задачи внеклассной работы в школе

Задачи внеклассной работы в школе

Цель и задачи внеклассной работы в школе позволяют выделить и классифицировать актуальные формы внеклассной работы, которые регламентированы нормами ФГОС.

Формы внеклассной работы

Современный ФГОС оставляет учителю простор для организации внеклассной работы. Признанные в педагогике формы внеклассной работы очень разнообразны, что помогает учителю выбрать именно ту, которая будет интересна и ему и классу, в котором он хочет её реализовать.

Формы внеклассной работы в условиях школы напрямую зависят от ряда факторов, в числе которых: численность посещающих внеклассное мероприятие, цель внеклассной работы, предполагаемая продолжительность внеклассного мероприятия. В целом формы внеклассной работы принято подразделять на:

  1. индивидуальные
  2. объединяющие
  3. массовые

Ключевые формы внеклассной работы в школе

Ключевые формы внеклассной работы в школе

Отдельно следует обратить внимание на то, что в ряде педагогических трудов групповые и массовые формы внеклассной работы называются "объединяющие формы внеклассной работы". К объединяющим формам относят детские и юношеские клубы по интересам, школьные музеи, библиотеки, киностудии, кинотеатры и клубы весёлых и находчивых.

Отдельно следует отметить, что клубы являются эффективной формой внеклассной работы по таким предметам как иностранные языки, литература, история. Это можно обосновать тем, что они объединяют учеников разного возраста и разных интересов, создают широкое пространство для общения, действуют на основах самоуправления и становятся центрами внеклассной работы в школах.

Методы внеклассной работы

Методы проведения и организации внеклассной работы базируются на общепринятых методах воспитания, к которым относят:

  1. методы формирования сознания: беседа, рассказ, дискуссия, диспут, метод приема;
  2. метод организации деятельности и формирование опыта поведения: упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций;
  3. методы формирования поведения: соревнования, игра, поощрение, наказание;
  4. методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные методы, тестирование, анализ результатов деятельности.

Основополагающими методами внеклассной работы в условиях школы можно смело назвать следующие:

  • Метод проектов
  • Игровой метод
  • Метод работы над ошибками
  • Метод лекции
  • Метод беседы
  • Метод индивидуального консультирования

Использование современных методов внеклассной работы необходимо для формирования УУД в рамках любого школьного предмета. Например, внеклассное занятие по русскому языку.

Читайте также: