Влияние сми на формирование социальных стереотипов доклад

Обновлено: 18.05.2024

Акопян Нона Артуровна. СМИ как фактор формирования стереотипов в молодежной среде : автореферат дис. . кандидата социологических наук : 22.00.06 / Акопян Нона Артуровна; [Место защиты: Адыг. гос. ун-т].- Майкоп, 2010.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 10-5/2100

Введение к работе

Актуальность темы исследования. На современной стадии социальных трансформаций заметно усилилась роль средств массовой информации, и коммуникативные процессы в медиапространстве определяют во многом развитие жизни современного общества. Под воздействием масс-медиа происходят кардинальные изменения, связанные с появлением информационной культуры, от уровня которой зависит способность современного человека не только к восприятию и обработке информации, но и конструированию социокультурных стереотипов.

Практическая актуальность темы исследования определяется расширением информатизации общества. Современный уровень развития медиакультуры способствует стереотипизации массового сознания, формированию новых ценностных установок. В контексте современной культуры стереотипическая деятельность может вытеснять творческую деятельность, без которой невозможен человеческий прогресс. В глобальном масштабе полное вытеснение творческой деятельности может привести к катастрофе цивилизации.

Актуальными продолжают оставаться практические разработки в области создания механизмов формирования и разрушения тех или иных стереотипов, связанных с идеологическими, политическим и культурными явлениями современной России. В российском информационном обществе стереотипы активно влияют на формирование нового типа культуры, выступают главным формирования ценностных ориентаций у молодых россиян.

Научная актуальность диссертационного исследования обусловлена интересом в научной литературе и средствах массовой информации к вопросам, связанным с влиянием СМИ на формирование нового типа культуры, основанной на стереотипизации культурных ценностей; изучением особенностей конструирования гендерных и этнических стереотипов посредством СМИ; выявлением роли телевидения, радио, печати в формировании жизненных установок молодежи.

Таким образом, заявленная проблема имеет как научно-теоретическое, так и практическое значение, что обусловило выбор темы исследования, его объекта и предмета.

Степень научной разработанности проблемы. В диссертационном исследовании использовались работы отечественных и зарубежных ученых в области социологии, культурологии, журналистики, социальной философии, психологии и других социально-гуманитарных наук.

Особенность стереотипов как явления индивидуального и общественного сознаний с определенными характеристиками и функциями раскрываются в работах Т. Адорно, А.А. Бодалева, Э. Вайнеке, Ж. Карбовского, И.С. Кона, Г.М. Кондратенко, У. Липпманна, С.А. Мурадяна, Г. Оллпорта, П.Сорокина, В.А. Ядова.

Исследованию социально-психологических особенностей стереотипа посвящены работы У. Квастгофа, Г. Теджфела, Т. Шибутани, Р. Таджури.

Тема стереотипа достаточно подробно разработана в американской социологической, социально-психологической научной литературе. Западные исследования в области стереотипа связаны с именами Т. Адорно, Э. Богардуса, Б. Бетлхейма, Э. Вайнеке, Дж. Мартина, Р. Таджури, Р. О’Хары, М. Яновица. В работах вышеназванных ученых содержатся различные интерпретации стереотипа как некоего образования с определенными психологическими механизмами, формирующегося под воздействием тех или иных внешних факторов.

В литературе советского периода исследованию проблемы стереотипов посвящены работы К.С. Гаджиева, Л.А. Зака, П.Н. Шихирева, Ю.Л. Шерковина. Им присущ классовый подход к интерпретации сущности стереотипов, в их работах наиболее часто встречается определение стереотипа, как достаточно примитивного или эмоционально окрашенного представления о действительности, неадекватно отражающего объективные процессы.

Большое значение для осмысления стереотипизациии сознания представляют работы В.С. Агеева, В.Л. Артемова, Т.О. Бажутиной, А.Х. Бугазова, Т.Е. Васильевой, Т.В. Декиновой, Ж. Карбовского, Г.М. Кондратенко, Г.С. Мельник, А.В. Меренкова, К.Ю. Новикова.

Проблемы воздействия средств массовой информации на общественное мнение и поведение людей привлекают внимание ученых на протяжении всего двадцатого века и рассматриваются под углом зрения социологии, журналистики, культурологии, психологии. При исследовании особенностей масс-медиа как вида коммуникации существенно обращение к работам И.В. Анненковой, М. Арчера, В.В. Егорова, С.В. Кузиной, Е.П. Прохорова, В.К. Сергеева, В.В. Перевалова, Ю.Н. Узновой, В.Е. Черниковой, А.А. Черных.

Анализ особенностей формирования стереотипов под воздействием средств массовой информации определил необходимость разработки комплекса вопросов, связанных с трансформацией культурных ценностей. Этим проблемам посвятили свои работы Т. Адамьянц, В.А. Бабахо, В.С. Бакиров, П.О. Бурдье, А.А. Берелехис, А.А. Грабельников, С.Г. Ильинская, С.И. Левикова, М.О. Мнацаканян, С. Муратов, О.Н. Савинова, А. Роднянский, Б.М. Сапунов, Г.Я. Солганик, А.А. Шерель, М.В. Шкондин.

Проблема влияния средств массовой информации на формирование социальных установок современных россиян занимает важное место в научном мире. Отдельные аспекты данной проблематики присутствуют в работах А.И. Волковой, Т.А. Гридиной, Я.Н. Засурского, А.В. Звягинцева, Н.М. Капельгородской, В.К. Коробова, Д.Я. Райгородского, С.К. Рощина, А. Симонова, В.А. Янчука.

Исследование гендерных стереотипов и их репрезентация в СМИ представлены в работах Н.И. Абибуковой, Н.И. Ажгихиной, Я.У. Астафьева, О. Ворониной, И.В. Грошева, А.Б. Жвинклене, Е.А. Здравомысловой, Н.И. Лаской, Г.Г. Силласте, С.В. Скутнева, Н. Смелзера.

Теорию и методологию этнических стереотипов разрабатывают отечественные ученые: М.А. Аствацатурова, Г.О. Брицкий, М.В. Денисенко, З.Ж. Гакаев, В.Н. Иванов, Т. Илларионова, Г.В. Кожевников, Н.Г. Скворцов, Н.Г. Табалова, М.С. Колесникова, Б.Н Колодиж, В.К. Малькова, О.П. Мирошниченко, В.Ф. Петренко, А.А. Реан, В.А. Тишков

Конструирование религиозных стереотипов отражено в работах Т.С. Быстракова, Д.М. Угринович, И.В. Налетова.

Несмотря на то, что феномен стереотипа существенно изучен в различных областях знания, специальных работ, в которых была бы выявлена роль средств массовой информации в формировании стереотипов недостаточно, что и обусловливает актуальность настоящего диссертационного исследования.

Таким образом, актуальность, степень научной разработанности и значение проблемы определили содержание исследования, его структуру, объект, предмет, цель и задачи работы.

Объектом диссертационного исследования являются социальные стереотипы.

Предметом исследования выступает воздействие средств массовой информации (телевидения, радиовещания, прессы) на формирование стереотипов в сознании современной российской молодежи.

Цель диссертационного исследования – исследовать роль СМИ в формировании стереотипов в молодежной студенческой среде.

Обозначенная цель исследования предполагает решение следующих задач:

- раскрыть особенности формирования стереотипов в информационном обществе;

-выявить место СМИ в процессе формирования культурных стереотипов;

-охарактеризовать роль СМИ в стереотипизации культурных ценностей молодых россиян;

-исследовать специфику гендерных стереотипов, формируемых современными российскими СМИ;

-рассмотреть возможности современных СМИ в конструировании этнических стереотипов.

В основу исследования положена гипотеза о том, что в условиях современного информационного общества средства массовой информации выступают главным фактором, влияющим на воспроизведение прежних и формирование новых социальных стереотипов. Особенно прочное положение в массовом сознании современной молодежи России занимают гендерные и этнические стереотипы.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили фундаментальные произведения классиков мировой и отечественной социологии, а также труды современных российских и зарубежных ученых, занимающихся изучением проблемы стереотипизации.

Для достижения целей исследования использовались основные парадигмы и концептуальные положения социологии культуры. Были привлечены системный, семиотический, социокультурный и структурно-конструктивистский подходы, через призму которых рассматриваются место и роль средств массовой информации в формировании культурных стереотипов в российском обществе.

Системный подход способствовал осуществлению многоаспектного анализа изучаемого явления, позволил представить предмет исследования во всей полноте. Применение семиотического подхода дало возможность наиболее полно раскрыть культурную специфику СМИ, рассмотреть их текст как символическую структуру, как открытое семиотическое пространство, наполненное множеством смыслов, которые реализуются при их восприятии. На основе социокультурного подхода было сформировано представление о средствах массовой информации, как значимых элементах, формирующих культуру общества. В рамках структурно-конструктивистского подхода были выявлены механизмы формирования культурных стереотипов.

В диссертационном исследовании были использованы методы социологии: опрос, анкетирование, интервьюирование, контент-анализ.

Эмпирическую основу диссертационного исследования составили результаты социологических исследований:

-социологические исследования, проведенные Всероссийским Центром исследования общественного мнения (2005, 2006 и 2008 гг.);

Собственную эмпирическую основу диссертационной работы составили данные анкетного опроса студентов Ставропольского государственного университета, проведенного автором в 2006 – 2009 годах (было опрошено 650 человек в возрасте от 18 до 23 лет). При анализе социологических данных применялись методики, предложенные другими авторами, что позволило сопоставить итоги проведенных ими исследований с результатами исследований автора.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- уточнено понятие стереотипа как социокультурного феномена, выявлены его функции и доказано, что стереотип содержит в себе оценочный элемент, который выступает в виде установки и эмоционального обобщения.

- показаны особенности стереотипизации массового сознания, а также выявлены основные способы, регулирующие массовое сознание;

- установлено, что СМИ активно влияют на формирование нового типа культуры, основанной на стереотипизации культурных ценностей;

- доказано, что СМИ выступают в качестве главного средства формирования ценностных стереотипов у молодых россиян и выявлено, что основными ценностными установками являются, образование, финансовый успех, семья;

- охарактеризованы особенности этнических стереотипов и выявлены их основные функции.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Стереотип – это схематичный, стандартизованный образ или представление о социальном явлении или объекте, в котором концентрируются ценностные предпочтения человека или группы людей. Оценочный элемент стереотипа, выступающий в виде установки, всегда сознательно детерминирован. В современном информационном обществе стереотипы формируются средствами массовой информации, что способствует автоматизации мышления, упрощению и стандартизации суждений о различных явлениях. Рассматривая стереотип в рамках массовой коммуникации, выявлены его основные функции (когнитивная, аффективная, социальная, идеологизирующая).

2. Стереотип является основным способом манипулирования массовым сознанием, наряду с социальной установкой, которую следует понимать, как когнитивно-эмоционально-оценочную готовность индивида воспринимать мир или его явления. В современном обществе особенно прочное положение занимают гендерные, духовно-нравственные и этнические стереотипы и установки. Важными способами стереотипизации массового сознания выступают имидж и предрассудок. Поскольку имидж обладает внушающим воздействием, он часто используется в рекламе. Будучи инструментом манипулирования массовым сознанием стереотипы могут играть как позитивную, так и негативную роль в формировании жизненных ценностей современного человека.

3. В контексте современного медиапространства средства массовой информации, выполняя культуроформирующие функции, способствуют созданию стереотипического вида культуры, основанной на образцах массовой культуры. Механизм влияния СМИ на формирование культурных стереотипов является достаточно сложным, так как любая функция средств массовой информации несет в себе и позитивную, и деструктивную составляющую, соответственно, может способствовать как интеграции, так и дезинтеграции общества.

4. СМИ выступают в качестве основного источника стереотипизации ценностей российской молодежи. На характер и содержание стереотипов активное влияние оказывает телевидение, которое в силу своей общедоступности в наибольшей степени воздействует на развитие культуры общества, уклад жизни людей и стереотипы их поведения. Для современных молодых россиян важнейшими выступают такие ценности, как образование, финансовый успех, семья. Включенное наблюдение показало, что наиболее распространенные стереотипы, формируемые средствами массовой информации, являются гендерные и этнические.

5. Гендерные стереотипы – это осознанные индивидом конкретные качества и модели поведения, принятые в культуре, и соответствующие маскулинным и феминным чертам личности. Особенно четко стремление к гендерной маркировке аудитории проявляется на телевидении, а именно в телевизионной рекламе, где приоритетным является акцент на физической привлекательности женщин, а мужчин рассматривают в связи с их яркими достижениями. В современном медиапространстве наблюдается трансформации гендерных стереотипов: образ активного и целеустремленного мужчины сближается с образом сильной и деловой женщины.

6. Этнические стереотипы, созданные в СМИ, обладают широкими возможностями содержательного и эмоционального характера. Этнические стереотипы – действенная сила, с одной стороны, сплачивающая индивидов в этническое сообщество, основой которого является этнокультурное единство, с другой стороны, способная разъединить различные этносы, спровоцировать конфликт. Посредством СМИ этнические стереотипы выполняют следующие функции: с одной стороны, они являются элементами этнического просвещения населения, а с другой, – стереотипные образы служат средством манипулирования массовыми представлениями в межэтнической сфере и действенным инструментом их регулирования.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что выявлена роль средств массовой информации в воспроизведении стереотипов в современном российском обществе. Основные положения и выводы диссертационного исследования могут использоваться в дальнейшем при исследовании стереотипов и изучении проблемы стереотипизации массового сознания средствами массовой информации.

Материалы диссертационной работы могут послужить теоретической и эмпирической базой для проведения социологических исследований, направленных на изучение социальных стереотипов в средствах массовой информации.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть учтены в деятельности средств массовой информации при освещении культурных, гендерных и этнических проблем. Основные положения работы и выводы исследования могут стать основой для дальнейшего социологического изучения ценностного мира современного российского студенчества. Материалы диссертации могут найти свое применение в педагогической практике высшей школы для разработки учебных, специальных и факультативных курсов для студентов по проблемам социологии и журналистики.

Апробация диссертации. Диссертация обсуждена на кафедре философии Ставропольского государственного университета и рекомендована к защите в диссертационном совете по специальности 22.00.06 – Социология культуры.

Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в восьми публикациях общим объемом 2,8 п.л., в том числе в двух статьях, опубликованных в ведущем рецензируемом научном журнале, определенном Высшей аттестационной комиссией.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения. Общий объем работы составляет 166 страниц машинописного текста. Список литературы включает 220 наименований, в том числе 15 на иностранных языках.




Роль СМИ в формировании культурных стереотипов на примере российской и американской аудитории.


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель исследования:

Изучить роль СМИ в формировании культурных стереотипов на примере российской и американской аудитории.

Определить, что такое СМИ, массовое сознание, социальная установка, стереотип.

Провести социологический опрос среди жителей города Заводоуковска.

Проанализировать результаты опроса и прийти к выводу о влиянии СМИ на жизнь общества.

Объект исследования: роль средств массовой информации в формировании стереотипов у людей.

Предмет исследования: средства массовой информации.

Актуальность: Роль СМИ в формировании культурных стереотипов очень актуальна, поскольку отношения между Соединенными Штатами Америки и Россией очень напряженные. Поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что в нём становится сложно разобраться, поэтому сильное воздействие оказывают именно средства массовой информации. СМИ сегодня - это мощный фактор воздействия на психологическое, социальное состояние людей, что делает тему влияния СМИ на жизнь общества очень актуальной.

Теоретический: анализ литературных источников

Эмпирический: социологический опрос - анкетирование

Роль СМИ в формировании культурных стереотипов на примере российской и американской аудитории.

Демина Елена Владимировна,

Россия, Тюменская область, Заводоуковский район, город Заводоуковск,

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Заводоуковская средняя

Научная статья

К основным видам средств массовой информации относятся:

пресса (газеты, журналы);

В июне 2004 года каждый подписчик либертарианского журнала Reason с тиражом в 50 000 экземпляров получил персонализированный выпуск. На обложке присутствовали имя и фамилия подписчика, а также спутниковый снимок с пометкой, где находится его дом.

С 1970 года американская национальная библиотечная служба выпускает журнал Playboy с шрифтом Брайля для слепых.

Радиовещание - технология передачи по радио неограниченному числу слушателей речи , музыки и других звуковых эффектов или звуковой информации в радиоэфире, также в проводных сетях ( проводное радиовещание ) или в сетях с пакетной коммутацией (в компьютерных сетях — интернет-радио ) [2].

Из истории радиовещания мне известно, что:

После окончания Первой мировой войны появилась группа энтузиастов-радиослушателей, а их хобби - послужило "стартом" в развитии мирового радиовещания.

Первые опыты по радиотелефонии проводились в 1903 г А.С.Поповым и С.Я.Лифшицем, а первый радиотелефонный передатчик был построен Александром Мейсснером в Германии в 1913 г

Первым в мире политическим событием, информация о котором была передана по радио, стала Октябрьская революция 1917 года.

В 1920 г в Питтсбурге (США) начала работать первая крупная радиовещательная станция, которая была построена под руководством Ф.Конрада. К 1922 г в США их уже имелось 30, а к 1924 г - свыше 500.

Эйфелева башня напрямую была связана с радио. Строилась она для Всемирной выставки 1889 года, через 20 лет ее планировали демонтировать. Но с появлением радио, на самой высокой башне в Париже стали устанавливать антенны, это и спасло знаменитое строение, являющееся сейчас визитной карточкой Франции.

Телевидение - технология электросвязи , предназначенная для передачи на расстояние движущегося изображения. В большинстве случаев одновременно с изображением передаётся звуковое сопровождение. Со второй половины XX века телевидение стало наиболее влиятельным средством массовой информации , пригодным для развлечения , образования , передачи новостей и рекламы [2] .

Первой работающей телевизионной системой считается изобретение немецкого инженера Пауля Нипкова, сделанное еще в 1884 году. Конструкция положила начало созданию так называемого механического телевидения.

В эпоху черно-белого телевидения ведущие перед эфирами использовали зеленую помаду. Она больше, чем красная выделялась при переходе картинки через красные фильтры камер, а красная помада делала губы на экранах телевизоров бледными.

Интернет - всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации [2] . Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть , а также просто Сеть . На основе Интернета работает Всемирная паутина (World Wide Web, WWW) и множество других систем передачи данных .

В 1969 году, в Соединенных штатах была совершена первая попытка объединить в сеть два компьютера. Первопроходцами стали компьютеры Стэнфордского и Калифорнийского университетов, расстояние между которыми было около 500 километров. Различные эксперименты по созданию сети в вышеуказанных университетах проводились на протяжении двух месяцев, а завершились успехом лишь 29 октября 1969 года - ровно в 22:30, точное время взято из журнала одной из лабораторий Калифорнийского университета.

Каждую минуту на сервисе YouTube появляется около ста часов новых видеоматериалов. Чтобы посмотреть все фильмы, которые добавили на этот сайт только в течение одного дня, вам понадобится более шестнадцати лет.

Еще в этом году доступ к сети будут иметь три миллиарда человек, то есть почти половина населения нашей планеты. 2,4 миллиарда человек пользуется интернетом на мобильных устройствах

Формы предоставления информации:

Символьная форма. Основана на использовании символов – букв, цифр, знаков и т.п. Является наиболее простой, практически применяется только для передачи несложных сигналов о различных событиях. Примером может служить свет уличного светофора.

Текстовая форма является более сложной. Здесь также как и в предыдущей форме используются символы: буквы, цифры, математические знаки. Однако информация заложена не только в этих символах, но и в их сочетаниях, порядке следования. Например, слова КОТ и ТОК имеют одинаковые буквы, но содержат различную информацию.

Графическая форма является наиболее сложной и емкой. К этой форме относятся фотографии, схемы, чертежи, рисунки и т.п. [2]

Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:

1) информацию, свободно распространяемую;

2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Массовое сознание - тип общественного сознания , совокупность различных взглядов , представлений , настроений , социальныхчувств , эмоций и т . п ., разделяемых большими социальными общностями: народами , классами и т . п . Специфика массового сознания состоит в том , что в нем проявляются интересы и социальные позиции социальных общностей — масс , выражающиеся в форме оценок , установок , убеждений и т .д. [1]. Оно формируется всей массой членов общества , а не только представителями различных видов духовно - познавательной деятельности .

По структуре, массовое сознание включает, основной (первичный), эмоционально-действенный, и вторичный, рациональный уровни. В основе массового сознания обычно лежит яркое эмоциональное переживание некой социальной проблемы, вызывающей всеобщую озабоченность. Это может быть революция, масштабный экономический кризис и тд. Крайняя степень переживания проблемы выступает как системообразующий фактор массового сознания. Такое переживание, проявляясь в сильных эмоциях или чувствах, заслоняет собой все другие, привычные правила жизни — групповые нормы, ценности и образцы поведения. Оно порождает потребность в немедленных действиях — потому и определяется как эмоционально-чувственная основа (иногда — как “ядро”) массового сознания. Когда объявляется война, у части людей (формирующей данную массу) возникает состояние своеобразной анемии, разрушения в сознании привычных норм поведения.

Действенным проявлением массового сознания является массовое поведение, однако не всякое, а в основном стихийное — неорганизованное, но одинаковое и относительно необычное внегрупповое поведение больших масс людей, ситуативное и временное, связанное с особыми обстоятельствами. Примерами стихийного массово­го поведения являются, стихийная массовая агрессия в периоды войн и политических потрясений или, напротив, стихийная массовая паника, связанная с поражениями в войнах и восстаниях.

В первую очередь массовое поведение зависит от того, какой из двух основных уровней (эмоционально-действенный или рациональный) возобладает в массовом сознании. В зависимости от этого оно будет более или менее стихийным или управляемым. Во вторую очередь, оно зависит от эффективности (объема и качества) самого внешнего воздействия, оказываемого на массовое сознание. В принципе, до определенных моментов массовое сознание (и поведение массы) податливо по отношению к внешним воздействиям.

Развитие массового сознания зависит от масштаба охвата людей общими психическими состояниями. Созревая первоначально в рамках традиционно выделяемых групп, отдельные компоненты массового сознания могут распространяться, захватывая представителей других групп и слоев общества и увеличивая тем самым массу, а могут, напротив, и сокращаться, сужая размеры субъекта массового сознания и поведения.

Самое большое влияние СМИ оказывает на социальную установку. СМИ выступают одним из главных источников получения информации, являются зеркалом, в котором общество наблюдает все процессы своей жизни. Тем не менее, в этом зеркале предметы отображаются выборочно, и в поле зрения аудитории попадает лишь то, что считается значимым.

Социальная установка (аттитюд) - предрасположенность (склонность) субъекта к совершению определённого социального поведения; при этом предполагается, что аттитюд имеет сложную структуру и включает в себя ряд компонентов: предрасположенность воспринимать, оценивать, осознавать и, как итог, действовать относительно данного социального объекта (явления) определённым образом.

Функции аттитюда:
1) автомативная – упрощение контроля сознания за деятельностью в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях;
2) адаптивная – направление субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;
3) защитная – способствует разрешению внутренних конфликтов личности;
4) когнитивная – установка помогает выбрать способ поведения по отношению к конкретному объекту;
5) стабилизирующая – установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер деятельности, в изменяющихся ситуациях [3].

СМИ традиционно влияют на общественное сознание и поведение людей, формируя определённые стереотипы.

Стереотип - относительно устойчивый и упрощенный образ социальной группы, человека, события или явления.

Стереотип, как готовая схема восприятия, позволяет человеку сократить время реагирования на изменяющиеся условия окружающего мира. Но в то же время, стереотип может препятствовать возникновению новых мыслей и представлений. У каждого народа, каждой нации есть свои собственные стереотипные представления об окружающем мире, о людях, о представителях другой культуры.

Выделяются различные виды стереотипов на уровне языка, способных создавать помехи в межкультурном общении:

Расовые стереотипы – устойчивый образ или представления о той или иной расе.

Этнические стереотипы - схематичный стандартизованный образ или представление о представителях того или иного этноса , обычноэмоционально окрашенные и обладающие высокой устойчивостью.

Географические стереотипы– устойчивый образ или представлениям о жителях той или иной страны.

Гендерные стереотипы - cформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины .

Социальные стереотипы- устойчивые и упрощенные образы социальных объектов — группы, человека, события, явления и т.п.

Политические стереотипы- устойчивые и упрощенные представления о политическом строе, ситуации, обобщенные и эмоционально насыщенные образы проводимой политики.

Культурные стереотипы – устойчивые и упрощённые представления о культуре другого народа [4].

Методы создания стереотипов

Исходя из определений психологии, стереотипы основываются на пережитом прошлом . Полученный опыт и завершающий итог и есть механизм зарождения образцов. Закреплённый результат будет передаваться из поколения в поколение, закрепляясь в сознании и укореняясь в обществе.

Механизм формирования стереотипов является сохранение в социуме строгого запрета на совершение какого – либо действия, ранее имевшего практический смысл, после того, как реальные основания для запрета уже перестали действовать.

Роль стереотипов в формировании социальных мифов и смысловых матриц в информационной сфере жизни.

Стереотипы играют большую роль в восприятии, осмыслении и оценке окружающей реальности, прогнозировании событий и реакции на них. Наличие стереотипов, как правило, не рефлектируется сознанием: они воспринимаются как нечто объективное и редко подвергаются переосмыслению.

Встречаясь с представителями других культур, человек проявляет естественную склонность воспринимать их поведение с позиции своей собственной. Никто не способен составить себе совершенно объективное представление об определенной группе лиц или постоянно воспринимать огромное количество аспектов окружающего мира во всех подробностях. В этом отношении склонность подводить под уже имеющиеся категории неизвестные и сложные явления действительности является естественным свойством человеческой натуры.

СМИ создают этнокультурные стереотипы восприятия любой страны. СМИ в состоянии сделать образ любой страны узнаваемым в нужной интерпретации. Опросы общественного мнения являются индикатором тех представлений, которые существуют у людей о самих себе, своих властях, своей стране и других государствах. [14]

Так, по результатам ежегодных опросов общественного мнения, проводимых социологической службой ВВС, сложилась следующая картина. (Приложение I ).

Таким образом, к России благоприятно отнеслись 47% американцев и 45% неблагоприятно. Для большинства американцев Россия, разумеется, не является

фаворитом, но и не вызывает каких-то массовых негативных эмоций –

ненависти и антирусских настроений. [15]

Современное российское общество воспринимает США, как внешнюю угрозу более серьезно. Как выяснилось в ходе опроса общественного мнения, проведенного Фондом Общественного Мнения, США и Китай воспринимаются российским обществом в качестве главной угрозы национальным интересам и безопасности России. На вопрос социологов, существуют ли страны, которые в настоящее время представляют реальную угрозу для России, 47% респондентов ответили утвердительно. Из них 26% называли главным противником России Соединенные Штаты Америки. [16]

В США всё обстоит иначе. На вопрос, какая страна в настоящее время представляет угрозу для Соединенных Штатов Америки, только 2% назвали Россию. (Приложение II )

Общественное мнение россиян отражает уже в целом сформированные в России стереотипы Соединенных Штатов, преподносимые в СМИ. В российских СМИ Соединенные Штаты Америки занимают первое место по количеству упоминаний, а второе место – по количеству негативных упоминаний. Причем все остальные

К основным стереотипам США в российских СМИ относят следующие:

1.США – эгоистическое государство, стремящееся решить свое проблемы за счет других.

2. США – страна, навязывающая всему миру свои правила и представления, в том числе и силой.

3. США – потенциальный агрессор. [ 1 8]

Роль СМИ в формировании культурных стереотипов на примере российской и американской аудитории.

Демина Елена Владимировна,

Россия, Тюменская область, Заводоуковский район, город Заводоуковск,

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Заводоуковская средняя

Практическая часть.

Одним из основных методов исследования является анкетирование. Данный метод предполагал составление целостной картины влияния СМИ на формирование культурных стереотипов. Для проведения анкетирования использовался опросный лист для людей старше 30 лет, чтобы выяснить, как влияет СМИ на общественное сознание людей (опросный лист представляет собой анкету формата А4, содержащую 6 тематических вопросов). При подготовке к анкетированию я хотела узнать роль СМИ в формировании культурных стереотипов.

Зона распространения анкет: г. Заводоуковск.

Социальный портрет анкетируемых: лица старше 30 лет.

Количество распространенных анкет: среди жителей города Заводоуковска – 46 штук.

Анализ результатов анкет показал, что на вопрос:

Роль СМИ в формировании культурных стереотипов на примере российской и американской аудитории.

Демина Елена Владимировна,

Россия, Тюменская область, Заводоуковский район, город Заводоуковск,

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Заводоуковская средняя

Средства массовой информации всегда оказывали огромное влияние на жизнь общества. Под влиянием СМИ формируются стереотипы, такие как культурные, политические, географические, а это в свою очередь оказывает влияние на восприятие событий, формирования реакции на них, не зря СМИ называют четвертой ветвью власти.

Библиографический список

Актуальность темы исследования качественных журналов: Средства массовой информации занимают в современном обществе неоднозначное положение. С одной стороны они призваны информировать и просвещать аудиторию – трансляция объективной информации, но при этом, занимая несколько субъективную позицию, СМИ выполняют функцию убеждения, оказывая непосредственное воздействие на формирование ценностных ориентацией своих зрителей, слушателей и читателей, создают и воспроизводят культурные мифы, характерные для данного общества.Особенностью печатных средств массовой информации, а в частности иллюстрированных журналов, является то, что они претендуют на формирование стиля жизни своего читателя или читательницы.

Влияние средств массовой информации на стиль жизни и образ мышления своей аудитории является безусловным. Это, прежде всего, проявляется в пропагандируемых нормах и правилах поведения, которые индивидуально формирует определенное периодическое издание, им же и старается соответствовать. Читатель просто должен перенимать проявляющиеся в текстах, рекламе, фотографиях образцы поведения и соответствовать предложенному стилю жизни, потому что глянцевые журналы, как правило, создают для аудитории привлекательный мир сбывшихся надежд, а качественные к тому же и развивают читателя интеллектуально.

Цель: выявить основные формы влияния средств массовой информации на формирование стиля жизни аудитории.

В качестве объекта исследования выступает современный качественный журналы для мужчин.

Задачи исследования:

- проследить влияние СМИ на формирование стиля жизни;

- выявить в текстах интеллектуальную (внутриличностную) составляющую стиля жизни;

- выявить внешнюю (экстравертную) составляющую стиля жизни.

Теоретическая база: в основу исследования легли работы российских теоретиков в области средств массовой информации (А.И.Акопова, Е.А.Корнилова), диссертационные работы ставропольских аспирантов (О.В.Зиминой, Н.А.Водопьяновой, Л.Е.Климовой, С.А.Орлянского), а также социологические исследование российских журналов для мужчин и женщин.

Методы: системный метод, сравнительного анализа (для выявления особенностей мужских и женских изданий с целью определения их специфики).

Практическая значимость: проведенная исследовательская работа объединяет и структурирует известные данные по вопросам влияния средств массовой информации на формирование стиля жизни, что подтверждается многоплановым исследованием.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, из которых первая состоит из двух, а вторая из трех параграфов, заключения, списка литературы из 23 наименований.

ГЛАВА I . Стиль жизни и средства массовой информации

1.1. Влияние средств массовой информации на формирование стиля жизни

Вот почему в современном информационном обществе роль СМИ достаточно высока, и рост такой значимости связан с их глубинным и разнообразным воздействием на повседневную жизнь. Масс-медиа создают и распространяют знание об обществе, о принципах его организации и функционирования, изобретают и воспроизводят нормативные образы и модели поведения, тем самым активно участвуют в процессе формирования социальной реальности.

Наряду с этим, важная роль СМИ в современном обществе определяется их способностью к быстрому реагированию на происходящие актуальные события и процессы, созданию и трансляции в обществе идей, ценностей, представлений. Представления о мужественности и женственности также создаются при помощи СМИ.

1.2. Определение стиля жизни и его классификация

Особенность иллюстрированных журналов заключается в том, что они претендуют на формирование стиля жизни своего читателя или читательницы.

Иными словами, индивид в обществе осознанно не выбирает своего собственного образа жизни, поскольку это формирование этой составляющей человеческого самосознания порою предопределено не личностными, а социокультурными характеристиками.

Стиль жизни включает в себя несколько компонентов – разнообразных сфер деятельности человека и его предпочтений:

1) работа, взаимоотношения с коллегами

2) отдых (активный, физический или интеллектуальный)

3) хобби, увлечения

4) личная жизнь, включающая взаимоотношения с противоположным полом, родственниками, друзьями, поведение в семье

5) предпочтения в одежде, аксессуарах

6) предпочтения в выборе классовых объектов: автомобили, рестораны, курорты и др.

Немецкий социолог Г.-П.Мюллер выделяет следующие признаки жизненного стиля: целостность, добровольность, характерность, распределение шансов стилизации. А.М.Демидовым в рамках международного сравнительного исследования социокультурных стилей в Центральной и Восточной Европе были выделены и проанализированы 5 основных жизненных стилей:

В современном обществе можно выделить несколько образцов поведения, которые будут определяться жизненной позицией, а значит, формировать стиль жизни:

Определенного стиля жизни в чистом виде может и не существовать. Читатель, выбирая издание для чтения исходя из собственных запросов, может также и сочетать в себе некоторые составляющие разнообразных, но не противоречащих друг другу стилей жизни.

Действует обратная связь: спрос рождает потребление. Если существует какое либо средство массовой информации, значит, какая-либо часть массовой аудитории в нем нуждается. Поэтому конкретный читатель конкретного издания будет стараться вписываться в идеалы, предлагаемые журналом или газетой.

Так у него будет сформирована определенная жизненная позиция и характерный стиль жизни.

2.2. Интеллектуальная составляющая стиля жизни

Расширение кругозора своих читателей, акцент на их культурном и философском просвещении можно проследить на нескольких примерах в различных рубриках и способах подачи информации журнала.

Интервью с Боно (музыкантом):

«Мой любимый политик – Горбачев. Он по-настоящему душевный человек, который мужественно следовал следовал своим убеждениям и совершенно открылся для критики. Многие презирают его, поскольку он разрушил эту старую махину. Но без него у двадцатого века мог бы быть совсем другой конец.

Никогда не верьте артисту, артисты врут лучше всех. Это их хлеб.

2.3. Характеристика стиля жизни, основанная на визуальном анализе

Это говорит о том, что мужчины во время прочтения журнала не хотят пускать в свой сугубо индивидуальный мир женщин. Даже материалы в нем должны быть написаны исключительно мужчинами и для мужчин.

Довольно жестокая теория о том, что средства массовой информации конструируя мифы, не только внушает определенный тип поведения, но и программирует определенный тип мышления, в определенном смысле верна. Ведь читатель выбирает себе издание по запросам и потребностям, а, выбрав его, стремиться соответствовать пропагандируемым идеалам.

При помощи средств массовой информации современный человек удовлетворяет одну из основных своих потребностей – потребность в информации. СМИ различного рода влияют на сознание человека и через переработанную и отредактированную ими информацию у аудитории формируется не только своеобразная картина мира и мировосприятие в целом, но и устанавливаются определенные нормы и правила поведения человека в обществе.

Библиография

1. Акопов А.И. Периодические издания. – М.: Наука, 1993.

2. Ануфриев Р.А. Стиль жизни: теоретические и методологические проблемы. – Киев: Изд-во Киевского гос. ун-та, 19982.

3. Афанасьев В. Социальная информация. – М., 1999.

4. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. – М.: Логос, 1990.

5. Веблен Т. Теория праздного класса. – М.: Просвещение, 1984.

6. Водопьянова Н.А. Информационная культура как фактор взаимодействия

общественного и индивидуального. – Ставрополь: СГУ, 2001.

7. Гришкова С.С.Средства массовой информации: искажение социальной реальности в сознании человека//Ломоносовские чтения. – 2002. – т.2.

8. Демидов А.М. Социокультурные стили в Центральной и Восточной Европе//Социологическое исследование. – 1998. - №4.

9. Дзялошинский И. Творческая индивидуальность в журналистике. – М.,1984.

10. Звягинцев А.В. Основы рекламы и PR. – Ставрополь: СГУ, 2004.

11. Зимина О.В. Телереклама как фактор формирования стиля жизни в современном российском обществе. – Ставрополь: СГУ, 2006.

12. Ионин Л.Г. Социология культуры. – М.: Просвещение, 1998.

13. Климова Л.Е. Массовая культура и личность: культурфилософский аспект. – Ставрополь: СГУ, 2005.

14. Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 2002.

15. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Оникс, 2005.

16. Олешко В. Журналистика как творчество. – М., 2003.

17. Орлянский С.А. Трансформация образа мужчины в современной культуре. – Ставрополь: СГУ, 2003.

18. Пронин Е. Психологические проблемы современной журналистики// Вестник Моск. ун-та. Сер. Жур. – 2001. –№10.

20. Система СМИ России. Под. ред. Я. Засурского. – М., 2001.

21. Скрытое эмоциональное содержание текстов СМИ и методы его объективной диагностики. Под ред.А.А.Леотьева. – М., 2004.

22. Средства массовой информации в современном мире: тезисы научно-практической конференции. – С-П: СПБУ, 1998.

23. США глазами американских социологов. – М.: Наука, 1992.

24. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. – М.: Наука, 1980.

25. Эверетт Д., Джон М. Беседы о масс-медиа. – М.: Вагриус, 1997.

[1] Водопьянова Н.А. Информационная культура как фактор взаимодействия общественного и индивидуального. – Ставрополь. - 2006.

[3] Климова Л.Е. Массовая культура и личность: культурфилософский аспект. – Ставрополь. – 2005.

[4] Акопов А.И. Периодические издания. – М. – 1993.

[6] Зимина О.В. Телереклама как фактор формирования стиля жизни. – Ставрополь. – 2006.

[8] Ионин Л.Г. Социология культуры. – М., 1998. – С. 166.

[9] Веблен Т.Теория праздного класса. – М., 1994. – с.76.

[10] Климова Л.Е. Массовая культура и личность: культурфилософский аспект. – Ставрополь. – 2005.

[19] http://library.cjes.ru. "Качественная" или "массовая" пресса: кто кого?

[35] Зимина О.В. Телереклама как фактор формирования стиля жизни. – Ставрополь. – 2006.

В современной социокультурной системе приоритетные позиции занимают средства массовой информации, а журналистская деятельность обуславливает динамику культуры и одновременно является ее продуктом. Духовные ценности, которые создают журналисты, - продукт социокультурной среды и в то же время его преобразователь, который трансформирует ценностный потенциал социума. В этом исслеловании мы попытаемся увидеть общность генезиса журналистики и культуры как явлений духовной жизни общества.

В настоящее время можно заметить все большую виртуализацию культуры мегаполиса. Новые технологии играют заметную роль и облегчают подготовку и организацию культурных мероприятий. Также при помощи интернета и цифровых технологий стало гораздо легче информировать город о событиях культурной жизни, а также заниматься вопросами PR. Журналист должен владеть этими технологиями и эффективно использовать в своей деятельности. Практически у каждого учреждения культуры есть свой интернет-сайт, а у некоторых еще и группы в социальных сетях, созданные с целью постоянно получать обратную связь от граждан.

Беларусь активно ведет диалог культур с другими странами, не теряя своей концептосферы. Проходит множество мероприятий: Неделя Германии, Неделя французского кино — все эти мероприятия нам знакомы, мы посещаем их. Это показатель высокого уровня дипломатии и способности вести диалог с другими культурами.

Современная журналистика — составляющая духовного производства, в котором именно культура выступает универсальным способом творческой реализации журналиста, PR-специалиста через созданную духовную ценность. Для журналиста культура — это универсальный способ творческой самореализации, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего. Смысл не всегда осознается человеком, и не всякий смысл выражается рационально, он может стать общезначимым, объединяя людей, выступая основой их мыслей и чувств. В этом контексте культура предстает перед человеком как смысловой мир, который вдохновляет людей, сплачивает их в некоторое сообщество (нацию, религиозную или профессиональную группу). Если в обыденном сознании культура выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и другие виды духовной деятельности, то культурология журналистики в системе культурологического научного познания использует понятие культуры для раскрытия сущности журналистского бытия, как реализацию творчества и специфического воздействия на массовое сознание. Культура — это социальная система функциональных форм деятельности, закрепившихся в общественной практике и сознании. Носителем и субъектом культуры является человек. Культурное богатство личности зависит от включения ценностей в личную деятельность. Ценности культуры превращаются в акты поведения субъекта — культура живет в личностном поведении человека.

Сегодня, в век информационных технологий, особенно остро стоит вопрос формирования культурной компетентности личности. Значительную роль в этом процессе играют СМИ. Социокультурное знание, сконцентрированное не столько на объекте, предмете и технологии социальной практики познания, сколько на ее субъекте, исследует мотивационные, социально-организационные, регулятивные, информационно-коммуникативные, инновативно-творческие аспекты, а также оценочные критерии его деятельности, что в целом аккумулируется в совокупном социальном опыте людей, составляющем основу их культуры. В этом процессе приоритетны позиции журналистской деятельности и СМИ. Именно журналистика решает задачи повышения уровня культуры, сохранения духовных ценностей, формирования условий для свободного развития личности. В сложной и динамичной современной жизни СМИ призваны сохранять и передавать будущим поколениям вечные ценности: справедливость, благородство, честь, достоинство, гуманизм. Журналистская деятельность создает в обществе условия, которые могут в различной степени как соответствовать, так и не соответствовать превращению ценностей культуры в акты поведения личности.

Средства массовой информации в силу определенных причин приобрели в контексте современной культуры способность создавать единое информационное пространство, консолидирующее мысли, чувства, желания и поступки людей в единое духовное целое. Недооценка влияния СМИ на культурный процесс может стать причиной разрушения гуманистической основы смыслоценностных построений. Это представляется особенно важным сегодня, когда происходит интенсивная смена моделирующих оснований культуры, распространение продукции информационной инженерии, приобретшей под влиянием процессов глобализации общемировой характер.

Разнообразная информация, которую обрушивают на современного человека СМИ, зачастую никак не упорядочена, лишена логической связности и фрагментирована. Это определяет и способ восприятия мира аудитории СМИ. Мировоззрение утрачивает качество целостности и превращается в хаос разнообразных значений и образов.

Самым молодым средством массовой информации является компьютерная сеть Интернет, позволяющая преодолеть многие недостатки традиционных СМИ (радио и телевидения). Аудитория телевидения и радио пассивна. Существует лишь две возможности проявить свою активность по отношению к воспринимаемой информации: выключить телевизор или радиоприемник, либо переключиться на другую программу. Аудитория вынуждена довольствоваться той информацией, которую для неё подобрали и скомпоновали другие. Пользователь глобальной сети сам ищет и отбирает необходимую информацию. Иинтернет представляет собой фактически неиссякаемый её источник. Пользователи сети имеют возможность вступать в диалог между собой, обмениваться мнениями и информацией. Любой пользователь может создать собственный сайт и стать творцом собственного, пусть и небольшого, СМИ, поддерживая при этом активный диалог с единомышленниками. В сети возрождается то пространство публичных дискуссий, об утрате которого говорил Хабермас. Интернет позволяет преодолевать культурные и территориальные границы с ещё большей легкостью, чем традиционные СМИ, при этом пользователь сам участвует в этом процессе, в то время как вместо представителя телевизионной аудитории это проделывают другие. Виртуальное пространство компьютерной сети становится пространством зарождения новых сообществ, объединенных общими убеждениями и интересами, при этом новые сообщества потенциально не имеют границ и могут включать людей, как живущих на соседних улицах, так и на разных континентах. Интернет позволяет людям проявлять себя более свободно, чем повседневное общение, перегруженное условностями, ролевыми ожиданиями, культурными стереотипами. В сети каждый пользователь формирует собственный образ по своему желанию.

Однако вместе с позитивными сторонами интернета существует ряд негативных последствий повсеместного распространения всемирной сети. Часто насыщенная жизнь в виртуальном мире служит средством ухода от реального мира. Активные связи с собеседниками в сети могут сопровождаться ослаблением социальных связей с реальным, а не виртуальным социальным окружением. Кроме того, информация, которую индивид находит в сети, самого разного характера и зачастую недостоверна или просто вредна. Чтобы плодотворно использовать ресурсы интернет, необходима предварительная подготовка, определенный уровень знаний.

Преобладающие в пространстве СМИ информационные технологии создали особую коммуникативную среду, в которой происходит не только нивелирование системы ценностей, но и неравномерное распределение информации, что ведет к информационному преимуществу одних индивидуумов перед другими, которое постепенно трансформируется в экономическое, политическое или социальное преимущество. Вместе с тем качественно новый уровень информационных технологий, возможность СМИ свободно выражать свое мнение, формировать новое качество современной культуры дают основание для дальнейших культурологических исследований ее информационной составляющей. В этих условиях особенно важно сконцентрировать внимание на месте и роли средств массовой информации в пространстве современной гуманитарной культуры.

1. Сидоров В. А. Политическая культура журналиста / В. А Сидоров. — Спб., 2010.

2. Социология журналистики: учеб. пособие для студентов вузов. — М., 2004.

3. Каган М. С. Введение в историю мировой культуры / М. С. Каган. — СПб, 2003.

4. Гавра Д. П. Основы теории коммуникации / Д. П. Гавра. — СПб.,2005. — Ч. 1.

Читайте также: