Теория памяти м хальбвакса доклад

Обновлено: 04.07.2024

Коллективная память включает в себя представление о том , что группа делится своим прошлым.

Эта концепция является предметом работы во многих дисциплинах, включая социологию , историю , философию , антропологию и психологию .

Работа над коллективной памятью была инициирована Морисом Хальбваксом в его работе Les cadre sociales de la mémoire , опубликованной в 1925 г. В своей работе Хальбвакс придал концепции коллективной памяти по крайней мере два различных значения, влияние которых можно найти даже в нынешнем мире. работает. В первом случае понятие коллективной памяти относится к идее о том, что на индивидуальную память систематически влияют социальные структуры, в которые она встроена. Во втором смысле коллективная память приобретает более радикально коллективистское значение и относится к памяти самой группы, за пределами памяти ее членов.

Резюме

Новаторская работа Halbwachs

Сильная версия

Коллективная память и увековечение

Наследие

Коллективная память теперь вызывает понятие наследия . Однако это существовало не всегда исторически и не во всех культурах. Чой утверждает, что это было бы скорее западное изобретение, но оно является местом многочисленных споров из-за разнообразия опыта, связанного с ним. Лапьер поясняет этот момент, приводя пример: коренные народы всего мира объединились и получили признание своих исконных прав в 2007 году от ООН. Хотя эта декларация официально выпущена, вопросы остаются в округе территорий и в определении рассматриваемого наследия как на национальном, так и на международном уровне. Короче говоря, хотя коллективная память воплощается в процессе патримониализации, ее реализация остается неопределенной и является местом борьбы за власть.

Коллективная амнезия

Распространяемая версия

Индивидуальный подход и психологические детерминанты коллективной памяти

Работа Бартлетта

Когнитивный подход

В области психологии одним из направлений исследований было развитие подхода Бартлетта путем изучения индивидуальных детерминант коллективной памяти с точки зрения когнитивной психологии .

Альтернативный текст

Разговорный подход

Коман и его коллеги также приписывают разговорам важную роль в формировании коллективной памяти, рассматривая их как социальные артефакты, в которых могут быть объединены изначально разные версии прошлых событий. Их особенно интересуют два процесса, с помощью которых отдельные воспоминания могут слиться во время ситуации коллективного воспоминания в разговоре: первый - это случай, когда индивид внедряет новые воспоминания или изменяет ранее существовавшие воспоминания в других, а второй - когда ситуация коллективного воспоминания приводит к коллективному забыванию определенных элементов.

Что касается первого случая, авторы показывают, что ситуация коллективной памяти приводит к большему консенсусу в индивидуальных воспоминаниях. Например, Cuc и его коллеги (2007) заметили, что, когда члены семьи обсуждали рассказ, который они только что прочитали друг с другом, индивидуальные воспоминания об этой истории после разговора были более последовательными, чем до этого. Кроме того, об объектах, которыми делились во время разговора, непропорционально много сообщали отдельные лица. Более того, роль, которую играют участники во время разговора, определяет, какое содержание будет разделяться отдельными воспоминаниями. В частности, Браун, Коман и Херст отметили, что участники, исполняющие роль рассказчиков, и, в меньшей степени, те, кто обладает опытом, оказывают наиболее значительное влияние на содержание воспоминаний, которые будут разделяться отдельными людьми после коллективного отзыва.

Что касается второго пункта, несколько исследований показывают, что воспоминание о прошлых событиях может привести к выборочному пропуску в аудитории рассказа: после разговора элементы, упомянутые рассказчиком, будут легче вспоминаться аудиторией, в то время как элементы отзыва, пропущенные рассказчик будет заблокирован.

Эмоции и коллективная память

Таким образом, Паэз, Беллелли и Риме (2009) предполагают, что понятия коллективной памяти и воспоминаний фотовспышки во многом пересекаются. Посредством лонгитюдного исследования, проведенного сразу после терактов в Мадриде , они показывают, что люди, которые участвуют в ритуалах напрямую, например, в демонстрации, или косвенно через средства массовой информации , имеют более точные воспоминания о травмирующем событии два месяца спустя. Результаты показывают, в частности, что ритуалы способствуют точным воспоминаниям, позволяя людям заново пережить события ( социальная репетиция ) и эмоции, связанные с ними; две характеристики, которые, как известно, способствуют формированию воспоминаний о лампах-вспышках . Таким образом, участие в таких ритуалах (через средства массовой информации) способствует формированию коллективной памяти, в частности, посредством эмоциональной активации, которую она создает.

Кроме того, в работе Риме и Кристофа (1997) показано, как индивидуальные эмоциональные переживания питают коллективную память в процессе социального обмена эмоциями . Таким образом, они показывают, что, когда у человека есть эмоциональный опыт, он будет постоянно делиться этим опытом вокруг себя. Кроме того, аудитория, увидевшая повествование эмоционально заряженного эпизода, также будет иметь тенденцию испытывать эмоциональное воздействие; что подтолкнет ее к тому, чтобы по очереди поделиться этой историей. Авторы иллюстрируют этот процесс социального обмена эмоциями на примере Пола Вандена Бойнантса . Этого бывшего премьер-министра Бельгии похитили в 1989 году и держали в плену в течение месяца, а затем отпустили за выкуп. Вскоре после освобождения Ванден Бойнантс дал показания о своем похищении и пленении на пресс-конференции; Это свидетельство, благодаря качествам Вандена Бойнанца как рассказчика и его способности доносить эмоциональные переживания до аудитории, вызвало большой переполох среди бельгийского населения и было предметом всех разговоров в течение нескольких недель.

Групповой подход

Теория социальной идентичности и коллективная память

Наличие коллективной памяти в одной и той же группе предполагает, что все ее члены имеют общую историю и идентичность. Таким образом, теория социальной идентичности, разработанная Генри Тайфелем и Джоном Тернером, и коллективная память имеют особую взаимосвязь. Социальная идентичность относится к той части нашего представления о себе, которая относится к нашей принадлежности к определенной социальной группе или категории. Согласно Ликате, Кляйну и Жели, коллективная память выполняет определенные функции, связанные с социальной идентичностью данной группы. Таким образом, они утверждают, что коллективная память играет преобладающую роль в построении определения идентичности группы, а также в ее усилении. Кроме того, коллективная память будет играть важную роль в оправдании действий группы, а также в коллективной мобилизации.

Согласно теории социальной идентичности , любой человек, принадлежащий к группе, будет ценить последнюю. Эта тенденция относится к идее, согласно которой группа, к которой принадлежит человек, является неотъемлемой частью построения его личной идентичности. Тем не менее, согласно теории социальной идентичности, эта тенденция актуализируется через понятие социального сравнения. Это понятие предлагает нам рассмотреть тенденцию индивида сравнивать свою группу и себя в соответствии с другими группами и индивидами, чтобы получить форму самооценки и из своей группы. Таким образом, сравнение одной группы по отношению к другой позволило бы поддерживать или увеличивать положительный имидж группы, чтобы поддерживать или повышать коллективную самооценку. Согласно Ликате, Кляйну и Жели (см. Также Ликата и Мерси), история группы (или славная мифология, такая как греческая или даже скандинавская) является источником повышения ценности. Таким образом, при межгрупповом сравнении их соответствующих историй коллективная память будет иметь функцию усиления группы.

Коллективная память также будет иметь функцию оправдания прошлых, настоящих и будущих действий, предпринятых группой. Подчеркивая важное прошлое событие, группа может таким образом узаконить свои прошлые, настоящие и будущие практики. Например, Вторая мировая война (1939/1945) была узаконена абсурдностью Версальского договора , которую НСДАП ( Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei ) в Германии восприняла как крайнее унижение . Или, опять же, 11 сентября и обладание оружием массового уничтожения неоднократно воспринимались как достаточная причина для узаконивания войны в Ираке (2003/2011) американской политикой, действовавшей в то время.

Согласно Reicher & Hopkins, идентификация исторического события, специфичного для данной группы, также может служить достаточным основанием для мобилизации всех (или большинства) членов соответствующей группы. Например, дефляция после экономического кризиса 1929 года и приход к власти в 1928 году социалиста Германа Мюллера в Германии привели Германию и Австрию к беспрецедентному политическому и экономическому кризису, который стимулировал мобилизацию в пользу НСДАП , позволив ей уйти от статус маргинальной партии одной из самых важных партий в Германии, даже до того, как Адольф Гитлер выдвинул первую кандидатуру в Февраль 1932 г. .

Теория социальных представлений и коллективной памяти

Объективация проливает свет на процесс реконструкции прошлого на основе текущего положения дел. Якорение относится непосредственно к интеграции нового знания в уже существующие эпистемологические рамки. Якорение обеспечивает лучшее понимание процесса, с помощью которого прошлое событие используется для понимания текущих событий. Идея о еретическом происхождении чумы подтолкнула к практике процессий сожжения еретиков и прокаженных, обвиняемых в распространении болезней и преследовании евреев, подозреваемых в отравлении колодцев.

Коллективная память и межгрупповые отношения: конфликт и примирение

Позиция жертвы больше относится, и на первый взгляд, к важности истории для текущего состояния группы, хотя эта позиция может быть предпочтительнее апостериори из- за ее преимуществ с точки зрения переговоров о признании и / или возмещении ущерба. экзогруппа агрессора. Следовательно, статус жертвы может также относиться к прошлому, сознательно выбранному в рамках его преимуществ для группы.

Согласно Ротбергу, коллективная память группы, связанная с прошлым жертвы, может быть артикулирована по-разному среди членов одной и той же группы. Ротберг использует термин разнонаправленная память . Таким образом, Воллхардт отличает в присвоении статуса жертвы инклюзивное сознание жертвы ( включающее сознание жертвы ) от исключительного сознания жертвы ( исключительное сознание жертвы ). Первый предполагает, что члены группы рассматривают историю своих жертв так же, как и другие группы. Второе предполагает, напротив, что члены группы считают свою историю жертв совершенно иной и уникальной по сравнению с опытом других групп, которые также подвергались агрессии того же типа. В самом крайнем случае отдельный член группы со статусом жертвы также может отрицать само существование агрессии против другой группы или отрицать характеристики этой агрессии (например, отрицать тот факт, что это также геноцид или массовое убийство). Это может быть сделано явно путем сравнения страдания переносили их группа с этим переживаемым аутгруппами (конкурентная виктимизации - конкурентная жертвенностью . Она также может быть сделана неявно , когда сверхличная упорядоченной группа мало или не признание истории (суб) группа.

Кроме того, статус жертвы, демонстрируемый группой, может вызвать негативные последствия в межгрупповых отношениях, поскольку способствует установлению психологического барьера. Особенно в случае, когда агрессия была совершена на той же территории в отношении одной из групп меньшинств, составляющих сверхуправляемую идентичность, виктимизация может помешать процессу примирения. Согласно Воллхардту и Билевичу, без примирения группа потерпевших может предпочесть ответные насильственные действия мирному решению текущего конфликта. Тогда группа агрессора сможет найти там основания для отклонения своей претензии.

Как мы видели, коллективная память играет важную роль в построении групповой идентичности, поскольку рассказанная история определяет и ценит ее. Поэтому трудно интегрировать в эту память жестокие события, в которых была виновата группа. Согласно Ликате и Мерси, признание историей группой, виновной в серьезных преступлениях против одной или нескольких других групп, имело бы последствия как внутри группы, так и в ее межгрупповых отношениях. По словам Сибли, Лю, Дакитта и Хана, история страны служит для выполнения символической функции, необходимой для ее существования, а также позволяет заручиться поддержкой ее членов во время принятия решений и / или выбора ее членов. государственная политика. Это связано с тем, что восприятие преемственности на протяжении всей ее истории является центральным условием сохранения ее легитимности. Таким образом, чтобы сохранить позитивную и последовательную историю в ее преемственности, группа будет готова отрицать существование своей агрессии или отказаться от признания этой агрессии в пользу подвергшейся агрессии группы (см. Маори в Новой Зеландии ).

В обоих случаях у потомков есть чувство исторической преемственности. Если члены группы считают, что они разделяют общую сущность со своими виноватыми предками, они будут чувствовать себя обязанными возместить ущерб. И наоборот, то же чувство эссенциализма своей группы, к которой они принадлежат, также может привести к отрицанию ответственности своих предков и, следовательно, своей группы.


Написано 12 марта 2021


ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ И ИДЕЯ ЕЁ РЕКОНСТРУКЦИИ В КОНЦЕПЦИИ МОРИСА ХАЛЬБВАКСА

Бровчук Н.М.

младший научный сотрудник Института социологии НАН Беларуси (г. Минск, Республика Беларусь)

Морис Хальбвакс предлагает рассматривать коллективные воспоминания как один из факторов, необходимых в социальной практике для выживания общества. Он исходит из предположения, что существуют два типа памяти, доступных человеку: индивидуальная и коллективная. Эти два типа памяти тесно связаны друг с другом, однако при этом развиваются по собственным законам, и потому не смешиваются. Индивидуальная память концентрирует в себе личный опыт и воспоминания человека, касающиеся только его собственной жизни; этому типу памяти М. Хальбвакс дал название внутреннего личного или автобиографического. Поскольку жизнь каждого человека полна разнообразных периодов и событий, сопряжённых с глубокими эмоциональными переживаниями и постоянным изменением сознания, то обеспечиваемое таким образом многообразие индивидуальных воспоминаний становится основой для формирования памяти коллективной, в силу того, что человек способен вести себя как член той или иной социальной группы.

Под коллективной памятью в самом широком смысле понимается общая информация о прошлом, которая разделяется и поддерживается всеми членами социальной группы. Например, если группа пережила какое-нибудь значимое событие в прошлом, то коллективная память о нём может поддерживаться личными воспоминаниями членов группы и укрепляться благодаря их свидетельствам. Правда, это в большей степени характерно для тех случаев, когда событие произошло относительно недавно, и живы индивиды, сохранившие память о нём. При этом, отмечает Хальбвакс, индивидуальные воспоминания при попадании в область коллективной памяти, способны утратить свою принадлежность к сознанию конкретного человека, а также то, что коллективная память может служить опорой для индивидуальной памяти, если возникает необходимость прояснить или уточнить какое- либо воспоминание. Коллективная память значительно шире индивидуальной, но при этом является более сухой и схематичной, поскольку в данном случае воспоминания о прошлом могут закрепляться во времени при помощи материальных и формализованных средств передачи человеческого опыта.

В концепции Мориса Хальбвакса историческая память обладает ещё двумя важными чертами:

1. Запечатлённые в ней события, образы и фигуры играют роль социально- исторических рамок жизни человека, независимо от непосредственного времени своего происхождения. Благодаря этим рамкам (термин был позаимствован у Дюркгейма) формируется социальный пространственно-временной мир человека, и именно эти рамки являются неотъемлемой характеристикой социального компонента исторической памяти.

2. М. Хальбвакс полагает, что далеко не каждое событие прошлого сохраняется в памяти, и выделяет различие между памятью и историей, состоящее в том, что память выступает за проявления сходства между прошлым и настоящим и отдаёт предпочтения тем историческим событиям, что несут в себе значимую для человека и общества эмоциональную окраску; история, с другой стороны, оперирует фактами и опирается на достоверные свидетельства, указывая на ненадёжность и зыбкость восстанавливаемых памятью образов прошлого.

При этом оно не статично, а изменчиво: не бывает так, чтобы каждое воспоминание о событиях и фигурах прошлого в любой момент времени отображало неизменную и непротиворечивую картину. Изменения происходят также и со связанных с этим воспоминанием впечатлениях и его эмоциональным восприятием. Если человек или социальная группа пытаются заново воспроизвести в своём сознании события, которые они лично переживали или же информацией о которых они владеют, пытаются заново в них разобраться, то хранимый в их памяти образ существенно трансформируется. И таким образом, историческая память практически непрерывно подвергается пересмотрам и преобразованиям, чтобы соответствовать задачам настоящего.

Реконструирование исторической памяти, исходя из приведённой выше цитаты, в самом широком смысле связано с категориями пространства и времени. Актуализация событий и образов прошлого происходит посредством внедрения и популяризации определённых социальных практик, направленных на взаимодействие индивидов с различными идеями, текстами, артефактами; на совершение определённых действий – соблюдение традиций, обычаев, обрядов и ритуалов, отмечание памятных дат, проведение праздников и иных массовых мероприятий и т.д. Данные практики посредством увековечения исторически значимой для общества информации и её передачей от одного поколения к другому обеспечивают тесную связь прошлого и настоящего, оказывают существенное влияние на формирование социально-исторического, культурного и духовно- нравственного пространства. При этом М. Хальбвакс не обходит вниманием средства воскрешения и актуализации прошлого и на более индивидуальном уровне, однако мы на этом аспекте в данный момент останавливаться не будем, поскольку он требует более детального рассмотрения.

В целом, концепция Мориса Хальбвакса подняла вопросы соотношения и взаимосвязи памяти с историей, индивидуальной и коллективной исторической памяти, проблемы социального функционирования памяти. Она подвергалась обширной критике, становилась предметом множества научных дискуссий и споров, и, ввиду того, что в своих исследованиях М. Хальбвакс исходил не только из социологических, но также историографических, философских и психологических позиций, можно сделать вывод о том, что данная концепция не теряет своей актуальности и может быть задействована в качестве концептуальной основы для проведения междисциплинарных исследований, посвящённых проблематике исторической памяти.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1.Хальбвакс, М. Коллективная и историческая память / М. Хальбвакс // Неприкосновенный запас. – 2005. – No2−3 (40−41). – С. 8–27.

2. Хальбвакс, М. Социальные рамки памяти / М. Хальбвакс. – М. : Новое издательство, 2007. – 348 с.


Контекст работы

Структура книги

Анализируя отличие и сходство воспоминаний от сновидений, Хальбвакс делает наблюдение над одним важным механизмом памяти, а именно: воспоминания всегда являются реконструкцией.

Вторая глава работы посвящена исследованию взаимосвязи между речью и памятью. Сновидения быстро забываются и их, как показывает Хальбвакс, довольно трудно пересказать адекватно пережитому во сне опыту –

Это наблюдение обращает исследователя к нарушениям в форме афазии – утрате возможности словесных воспоминаний вследствие травмы мозга. Все эти нарушения так или иначе сопровождаются нарушением памяти.

Этому предмету отдельно посвящена третья глава, важный постулат которой – изменчивость воспоминаний со временем:

А отсюда следующий важный шаг:

Это чрезвычайно важное наблюдение, вдохновляющее многих современных гуманитариев – от исследователей устных свидетельств (и трансформаций воспоминаний, наблюдаемых в них), до социологов, занимающихся политикой памяти и способами её сознательного конструирования разными группами. Тем самым коллективная память, по Хальбваксу, имеет исторический характер:

Дальнейший ход мысли автора концентрируется на формировании и изменении воспоминаний с течением времени – от личностного их восприятия (так, индивид более детально способен воспроизвести те события, которые он переживал в последние часы, а свежий выпуск газеты просматривается им с едва ли не большим интересом, нежели книга по истории – см. Главу 4), до намеренного или бессознательного конструирования образов прошлого в группах. Поэтому Хальбвакс именно здесь ставит точку в рассмотрении индивидуальных механизмов памяти и переходит к анализу памяти в семье, затем религиозной группе и, наконец, в социальных классах.

Значение творчества Хальбвакса

[1] Зенкин С. Морис Хальбвакс и современные гуманитарные науки // Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. – М.: Новое издательство, 2007. С. 10.

[2] Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. – М.: Новое издательство, 2007. С. 28 – 29 – далее страницы цитат по этому изданию приводятся в скобках.

[3] Стаф И. Чужая память? // Отечественные записки № 43. – М., 2008. С. 24.

Анализ понимания семьи и семейной памяти, характеристика основных принципов, важных для понимания семейной памяти. Анализ идей М. Хальбвакса, актуальных для современного этапа социально-психологического знания о конструировании семейной памяти.

Рубрика Психология
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 28.10.2018
Размер файла 41,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МГУ имени М. В. Ломоносова

КОЛЛЕКТИВНАЯ ПАМЯТЬ CЕМЬИ: АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕЙ М. ХАЛЬБВАКСА

В.А. Баранова

хальбвакс семейный память психологический

В статье систематизируются идеи М. Хальбвакса о коллективной памяти семьи. Проанализированы понимание семьи и семейной памяти, охарактеризованы основные принципы, важные для понимания семейной памяти. Отмечается, что главной характеристикой памяти семьи, отличающей её от памяти других групп, являются отношения родства. Проводится анализ тех положений теории М. Хальбвакса, которые являются актуальными для современного этапа социально-психологического знания: о конструировании семейной памяти, об образах членов семьи, о роли имени и семейных вещей, об отношениях с родителями, о стадиях развития семьи, о социализации личности в различных группах общества. Раскрывается, как в свете задач современного общества и соответственно, психологической науки, мы можем по-новому взглянуть на то, что было высказано ученым почти век назад.

Ключевые слова: коллективная память, память семьи, семья, социальные группы, конструирование семейной памяти.

COLLECTIVE FAMILY MEMORY: FROM M. HALBWAKS TO THE PRESENT

V. A. Baranova Lomonosov Moscow State University, Moscow

The article systematizes the ideas of M. Halbwachs about the collective memory of the family. The understanding of the family and family memory is analyzed, the basic principles important for understanding the family memory are described. It is noted that the main characteristic of the memory of the family, which distinguishes it from the memory of other groups, is the relationship of kinship. The analysis of those theories of M.Halbwachs theory that are relevant for the current stage of social and psychological knowledge: on the construction of family memory, on the images of family members, on the role of name and family things, about relationships with parents, about the stages of family development, about the socialization of the individual in various groups of society. It is revealed, as in the light of the tasks of modern society and, accordingly, of the psychological science, we can take a fresh look at what the scientist said almost a century ago.

Keywords: collective memory, family memory, family, social groups, communication, the construction of family memory.

Общая характеристика коллективной памяти семьи

Важным для понимания семьи и семейной памяти является такая характеристика родства, как необратимость отношений, их устойчивость, предопределённость. «Если члены других групп могут менять … профессию, гражданство, подниматься или опускаться по лестнице социальных позиций, подданные могут становиться вождями, а вожди подданными, мирянин может даже сделаться священником, а священник мирянином. Но сын станет отцом только тогда, когда создаст другую семью; и даже тогда он по-прежнему останется сыном своего отца - отношения такого рода необратимы; также и братья не могут перестать быть братьями - союз такого рода нерасторжим. (Там же, с. 202-203).

Идеи и принципы изучения коллективной памяти семьи

Многие идеи М. Хальбвакса о семейной памяти остаются актуальными для современных методов консультативных и психотерапевтических практик. В частности, его размышления о семейной истории, семейных вещах, личных именах, роли родителей, о развитии семьи и нормативных и ненормативных семейных кризисах (в современной терминологии)востребованы в работе с широким спектром семейных отношений. Практически все современные методы работы с семьей, основанные на семейной истории, соотносятся с идеями Хальбвакса о семейной памяти: реконструкция по семейным фотографиям, техники, предполагающие работу с семейной историей, с воспоминаниями о родительской семье, с семейными реликвиями, с семейными рецептами и т.д.

В настоящее время концепция М.Хальбвакса о коллективной памяти необычайно востребована, что, безусловно связано с острой ситуацией в мире, с процессом трансформации памяти о событиях мировой истории, с поиском человеком своего места в континууме времени. Его рассуждения о коллективной памяти и, в частности, о коллективной памяти семьи во многом могут быть охарактеризованы как методологические основания различных направлений исследования социально-психологических феноменов.

Актуальность идей, высказанных в другое время, открывает возможность их рефлексии и задаёт вектор их переосмысления, развития и продвижения с позиций современной науки и нового временного пространства.

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс. 2008. 363 с.

2. Андреева Г.М. Психология социального познания. Учеб. Пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс - 2005. 303с.

3. Андреева Г.М. Социальная психология сегодня: поиски и размышления. М.: НОУ ВПО МПСИ, 2009. 160 с.

5. Белинская Е.П. Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М.: Академия. 2009. 304 с.

6. Коллективные переживания социальных проблем: Коллективная монография под ред. Стефаненко Т.Г., Липатова С.А. М.: Смысл. 2015. 240 с.

7. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал.1995. Т. 16. № 1. С. 3-18.

8. Петровская Л. А, Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1982. 168 с.

9. Социальная психология в современном мире. Под ред. Андреевой Г.М., Донцова А.И. М.: Аспект Пресс - 2002, 335 с.

10. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. Пер. с фр. и вступ. статья С. Н. Зенкина. М.: Новое издательство. 2007. 348 с.

11. Gergen K.J. The social constructionist movement in modern psychology // American psychologist.1985. № 40.P. 266-275.

Подобные документы

Исследование смыслов семейной жизни в психологической науке. Современные подходы к проблеме "понимания". Сущность семейной жизни. Эмпирическое исследование особенностей понимания смыслов семейной жизни пар зарегистрировавших и не зарегистрировавших брак.

дипломная работа [135,1 K], добавлен 02.03.2014

Понятие памяти как психологического феномена. Основные виды памяти, закономерности ее функционирования. Характеристика механизмов и процессов памяти. Психологические теории памяти. Принципы создания ассоциаций между объектами. Деятельная теория памяти.

курсовая работа [67,1 K], добавлен 12.07.2016

Сущность и функции семьи как социальной единицы общества. Пути и средства подготовки молодежи к семейной жизни. Экспериментальное изучение готовности подростков к семейной жизни, анализ и апробация результатов психолого-педагогической программы.

дипломная работа [128,7 K], добавлен 02.10.2011

Зарубежные и отечественные теории памяти, сопоставительная характеристика определений памяти и типологий. Специфика памяти детей младшего школьного возраста, рассмотрение основных мнемотехнических приемов, способствующих оптимизации памяти учащихся.

дипломная работа [243,6 K], добавлен 16.06.2012

Память с точки зрения психолога. Развитие и совершенствование памяти. Общее представление о памяти. Основные процессы памяти. Запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Физиологические основы памяти. Двигательная, образная, эмоциональная память.

Читайте также: