Влияние интернета и сми на нашу речь доклад

Обновлено: 17.05.2024

как интернет влияет на язык

“Ты в инстике посмотри, я репостнул, лайкнуть не забудь!” – привычная фраза, ставшая частью ежедневного общения современных людей.

А много бы мы из нее поняли еще лет 10 назад? Человеческая речь, манера говорить, наш сленг, тенденции развития языка меняются на протяжении существования всего человеческого общения. Словарный запас регулярно обновляется и пополняется. Это непрекращающийся процесс. Но за последние пару десятилетий произошел сильнейший скачок в плане изменений того, как и что мы говорим.

Вы задумывались, как Интернет влияет на язык? Почему шутки, фразы и даже отдельные слова из Интернета давно перекочевали в ежедневное общение? На виртуальных просторах используется свой особенный набор фраз, свои способы подачи информации, свой юмор и манера общения. Это англоязычные слова, жаргонные и гибридные выражения, придуманные неизвестными “аффторами” своеобразные фразы. Сложно не обратить внимания, что интернет откладывает свой отпечаток на устную и письменную речь современного человека. В результате чего слова русского языка употребляются не по правилам, мы забываем пунктуацию, культура общения уходит на второй план.

Язык и речь в Интернете и повседневном общении все больше сближаются – это естественная и неминуемая тенденция развития языка в эпоху развития всемирной Сети.

На первый взгляд нет ничего плохого в том, что пользователи интернета внедряют в обиход новую терминологию. Проблема заключается в том, что они переносят ее из виртуального мира в реальную жизнь, заменяя грамотную речь потоком сокращений, англицизмов и интернет-сленга.

Фразы перестают быть просто интернет-сленгом, они укореняются в языке. Но велик риск, что это ведет к снижению грамотности и культуры молодого поколения. Нельзя недооценивать влияние интернета на язык. С тех пор, как интернет-сленг вошел в наш обиход, возник ряд проблем.

Влияние интернета на язык общения

как интернет влияет на язык

1. Сетевой язык трансформируется в новый стиль общения.

2. Низачот: снижение уровня грамотности.

3. Глобальность.

Влияние интернета на русский язык очевидно. Но проблема усугубляется тем, что интернет сленг встречается не только в Сети. Поскольку все мы – пользователи интернета и соцсетей, эта терминология успела просочиться и в печатные издания, на радио и телевидение.

4. Интернет-ресурсы – законодатели мод.

5. Не придумывай нового?

То, как интернет влияет на язык, мы можем заметить и по новым технологиям. Инновации и разработки приходят с Запада, а на отечественном рынке словесного обозначения для новой разработки не ищут. Русские специалисты используют оригинальные названия. Вместе с инновациями мы получаем и новую терминологию.

6. Мб в пт встретимся? Сокращай и властвуй.

7. “Американство” в массы.

“Пользователей” сайта сейчас мало, в основном “юзеры”, а еще никто не живет в реальном времени, все находятся “онлайн”. Влияние интернета на речь усиливается и за счет широкого распространения игр в Сети. Англицизмы присутствуют даже в русскоязычных версиях. Так они и запоминаются пользователю.

8. Влияние интернета на русский язык или как возникают гибридные языки

Влияние интернета на речь прослеживается и благодаря гибридным словам. Распространяется тенденция к смешиванию английских фраз с русскими словами. Желание выделиться, изобрести что-то новое толкает пользователей на изобретение совершенно новых фраз. Такие термины набирают популярность, прочно укореняются в разговорной речи. Так проявляется влияние интернета на язык.

9. Игра в ошибки

Намеренное написание фраз с ошибками, вроде “я все понил” или “какдила” – характерная черта интернет-общения. Пока еще речь не идет о безграмотности таких собеседников. Это, скорее, игра. При таком способе общения, совершая грубые ошибки в элементарных словах, человек самовыражается, подсознательно бросая вызов общепринятым нормам общения.

как интернет влияет на язык

Нужно чтобы каждый осознал, как интернет влияет на язык, на культуру, и старался избегать негативного воздействия, поскольку пока отмечается в основном отрицательное влияние интернет-сленга на разговорную речь и грамотность подрастающего поколения и взрослых людей. Если мы хотим сохранить культуру нашего языка, то должны следить чтобы жаргонные и гибридные слова не перекочевали из юмористической переписки в разговорную или, не дай бог, деловую речь. Не забывайте читать классическую литературу, это поможет обогатить словарный запас, оценить силу и могущество родного языка. Разделяйте язык и речь в Интернете и в межличностном общении, не уподобляясь интернет-ботам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный реферат - исследовательская работа ученицы 6 класса о влиянии Интернета на речь учащихся. В реферате учащаяся представила результаты своего исследования.

Министерство Образования и науки УР

МБОУ Шевыряловская ООШ

Как Интернет влияет на нашу речь

Исследовательская работа по русскому языку

Автор: Бедлевич Ангелина

учитель русского языка и литературы

Анализ анкетирования учащихся………………………………………………..6-8

В последнее время уровень грамотности и культуры речи заметно снизился. Речевые и грамматические ошибки допускают и взрослые, и образованные люди, и конечно же, школьники. По словам известного лингвиста Д.С.Лихачева "наш язык- это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллектуальности человека, степень его психологической уравновешенности. ". Поэтому мы должны развивать язык, а не допускать в нем ошибок.

Почему люди говорят и пишут с ошибками? Хотя несколько лет назад люди были грамотнее, о чем свидетельствуют различные результаты исследований, проведенных учеными. В связи с этим возникает вопросы: что оказывает негативное влияние на нашу речь и почему количество безграмотных людей увеличивается

В ходе опроса выяснилось, что Интернет активно проникает в нашу повседневную жизнь. А хорошо это или плохо? Захотелось найти ответ на этот вопрос. В результате появилось исследование по теме:"Как Интернет влияет на нашу речь?".

Актуальность данного исследования в том, что использование особых форм общения в социальных сетях негативно влияет на речь учащихся.

Цель работы:

- определить, как Интернет влияет на нашу речь и действительно ли ведет к снижению языковой грамотности;

Знакомство в Интернете с различными страницами одноклассников показало, как пишут ребята, общаясь друг с другом. В результате была выдвинута следующая гипотеза:

- использование особых языковых средств при общении в Интернете негативно сказывается на речи учащихся, снижает культуру общения между подростками.

И поставлены следующие задачи:

1. Посетить различные Интернет- сайты и форумы, на которых общаются ученики;

2.Раскрыть отрицательные факторы влияния социальных сетей на речь учащихся

3. Исследовать представления школьников по данной проблеме и провести опрос среди подростков 12-13 лет

Предмет исследования - слова и выражения, используемые подростками для общения в Интернете и допускаемые ими ошибки

Объект исследования - материалы сайтов

Новизна работы заключается в том, что это исследование направлено на привлечение внимания подростков и всего населения к "очищению" родного языка. Наш язык - это наше достояние, которое мы должны беречь и хранить. И пусть слова великого русского писателя станут призывом для современного поколения: " Берегите наш прекрасный язык".

Необходимо отметить, что работа над данным исследованием осуществлялась в течение месяца. Были изучены различные сайты, проанализированы различные записи из личных страниц пользователей, сделаны выводы о правописании учащихся при виртуальном общении, проведен социологический опрос . Результаты опроса представлены в форме диаграмм.

1. Сбор и анализ информации

2. Классификация ошибок в правописании

3. Анализ причин допущенных ошибок

4. Социальный опрос

2. Исследование Интернет - источников

Чтобы понять, какое влияние оказывает Интернет на грамотность учащихся, были исследованы сайты, форумы, блоги, чаты, которые часто посещают учащиеся 6 класов, и сделаны следующие выводы.

Во-первых, неграмотному письму способствует специфика общения в интернете - анонимность. Такая анонимность общения дает полную свободу высказываниям и поступкам. Вследствие этого в сети появляется ненормативная лексика, аффективная раскрепощенность и безответственность участников общения.

Во- вторых, в связи с тем, что при виртуальном общении невозможно передать жесты, мимику, сопровождающие устную речь, "обитатели" Интернета создают специальные значки для обозначения эмоций, так называемые "смайлики":

В-третьих, манера общения и грамотность письма зависят от формы виртуального общения. Каждая из этих форм предъявляет особые требования к языку, на котором происходит общение. например, форумы - это место сетевого общения, где записи объединены общей темой. Реплики участников форума больше соответствуют манере письменной речи: высказывания логично структурированы, закончены и информативны. На форумах борются с нецензурной лексикой и сленгом. Тексты в гостевой книге приближены к эпистолярному жанру, который возрождается благодаря интернету. В чатах встречаются больше неподготовленные, спонтанные высказывания с преобладанием разговорного жанра.

На протяжении нескольких лет стали очень популярны блоги - сетевые дневники одного или нескольких авторов. В них царит полнейший хаос. Здесь исключительно молодежный способ общения. Пользователи блогов не утруждают себя развернутыми комментариями, а предпочитают расхожи фразы из сетевого жаргона: "Пеши исчо", Ацтой" или "аффтар жжот". При помощи такого коверкания языка (отклонение от норм русской словесности, активной словесности, пунктуации, использование заглавных букв внутри слов) молодые люди передают свои эмоции: удивление, негодование, иронию, сарказм. За порядком в личном дневнике дневнике следит его хозяин, и общение в нем ведется с использованием сленга.

В-четвертых, русский язык находится под влиянием американского варианта английского языка. Основным заимствованием является использование общепринятых эмотиконов ("смайликов"). Знаковая система используется в связи с нехваткой времени, так как темп жизни ускоряется и язык приспосабливается к новым условиям.

В-пятых, язык интернета - это язык русскоязычного молодежного сленга жаргона программистов, что несомненно оказывает влияние на письменное общение пользователей интернета.

Чтобы узнать отношение подростков к Интернету , был проведен опрос пользователей.

3. Анализ анкет учащихся

Проведенное анкетирование среди учащихся 6-г и 6-в ( всего 49 человек) по теме "Общение в социальных сетях" привело к следующим результатам.

На вопрос "Общаешься ли ты в Интернете?" ответили "ДА"- 44 человек

"нет"-5 человек (Приложение №1).

Практически все учащиеся используют Интернет для общения.

Проанализированные ответы на вопрос "Какие соцсети для общения ты предпочитаешь?" , привели к выводу, что многие посещают социальную сеть вКонтакте( 42 чел. ), Инстаграмм( 6 чел.), не общаются в соцсетях ( 1 чел.) (Приложение №2).

Для регистрации в социальных сетях у каждого свои причины: одни стараются найти старых друзей,для кого-то это способ поддерживать связь и заводить новые знакомства.

Самая главная проблема состоит в том, что многие подростки становятся полностью зависимыми от социальной сети, они уже не могут представить свою жизнь без неё. Постоянно взаимодействуя друг с другом посредством онлайн-переписки, онизабывают про личное общение, у некоторых пользователе это доходит даже до фанатизма. Со временем у подростка может развиваться патологическая необходимость постоянного пребываия на сайте, от которой он уже не может избавиться самостоятельно.

На вопрос "При общении в соцсетях использование какой речи вам нравится больше?" многие участники опроса назвали "сленг" с обычной речью. ( 41 человек из 49). Лишь половина 8 человек из 49 не используют сленг при общении (Приложение №3)

Вывод: Многие молодые пользователи , употребляют в соцсетях обычную речь в сочетании со сленгом.

На следующий вопрос "Используете ли вы в устной речи сленг из интернета?" 45человек из 49 ответили, что используют сленговые выражения. Только 4 человека не употребляют в своей речи сленг интернета, потому что их это раздражает. (Приложение №4).

Замечено, что ребята стали общаться намного быстрее, употребляя в своей речи множество сокращенных слов . Все это в целях экономии времени. Например, вместо того, чтобы говорить "спасибо" подростки говорят "спс"

щас -сейчас контр, конроха -контрольная работа

чё? - чтоделаешь Ша -Ксюша

норм –нормально Др - День рождения чд - что делаешь?

ок- хорошо Нг – Новый Год

чмоко-чмоки-целую Чс – черный список

комп –компьютер кд – как дела?

Еще учащиеся используют при общении англоязычные слова, например, "hi" вместо слова "привет", "плииииис"- "пожалуйста"

Одна из основных проблем распространения интернет-сленга-коверканье слов, которое неизбежно приводит к снижению грамотности. Причина появления и распространения этого сленга - бедность словарного запаса пользователей и желание быть оригинальным, с одной стороны, а с другой - новизна. Сами учащиеся ответили, что использование такого сокращенного сленга "удобно", "так проще", "так короче", нравится. Исследователи отмечают, что судьба сленговых слов и выражений неодинакова: одни из них с течением времени настолько приживаются, что переходят в общеупотребительную речь.

Вывод: интернет-сленг активно приживается в речи подростков.

Разными оказались объяснения на вопрос "Почему ты используешь сленг?": 30 человек ответили, что так проще, не знают 7 человек, и 7 нравится.(Приложение №5), по привычке – 5 человек

Неоднозначными оказались ответы на вопрос "Применяешь ли ты орфографические правила, когда общаешься в Интернете?". Многие из опрошенных ответили, что не применяют правил при общении(32 чел.). Иногда применяют орфографические правила 10 человек, применяют орфографические правила -7 человек. Таким образом, можно сделать вывод о том, что учащиеся выражают свои мысли, не обращая внимания на грамматические правила. (Приложение №6).

Вывод: Люди желают выделиться через допущенные ошибки, символы, цифры, смайлы. И, к сожалению, это становится нормой.

На вопрос "Чем вы займетесь в свободное время -чтением или общением в соцсетях?" почти все участники ответили, что они будут общаться в соцсетях ( 34 человека из 49) (Приложение №7), 15 человек займутся чтением

Раньше, во времена отсутствия Интернета, люди читали книги. Соответственно, их речь была намного развитой, и писали они грамотно. Сейчас же среди молодежи, не читающей классических произведений и говорящей на сленге, наблюдается всеобщая безграмотность.

Вывод: Интернет-общение способствует развитию безграмотности у подрастающего поколения.

4.Анализ ошибок, допускаемых в Интернет-общении

Буква "в" заменяется на буквы "фф"

Буква "к" меняется на букву "г"

Написание английских слов русскими буквами

2) Сокращения (привет-при)

3) Звукоподражания (Ммм.; Бугага!; Хахахаха)

4) Написание слов по произношению (нормально - намана)

5) Отсутствие пунктуации (гак ты)

6) Использование смайлов вместо знаков препинания (прива! =)

7) Написание имён собственных с маленькой буквы (танЬча мы с тобой)

8) Неверное написание - Тся и - ться в глаголах ("Мне нравитЬся Вася", "Нужно долго старатся")

9) Опечатки (Полько (только); учудщает (ухудшает); доспуп (доступ);

Анализ ошибок позволяет сделать вывод о том, что пользователи Интернета допускают огромное количество ошибок. И эти ошибки можно классифицировать по двум группам:

1. Неграмотность обыкновенная. Эта неграмотность характерна для людей, которые просто навсего халатно относились к изучению русского языка в школе, поэтому и не знают ни орфографических, ни пунктуационных правил. И вообще на их взгляд они пишут всё правильно. И теперь эти люди допускают те же самые ошибки не только в школьных тетрадях, но и во время переписки.

2. Неграмотность нарочитая.При этой неграмотности слова печатаются так, как они слышатся и произносятся ("дефачка"), звонкие согласные меняются на глухие, А на О, и наоборот, (например, "кросафчег", "с празднегом", "превед"). Такое написание слов называется "олбанским языком". Очень часто владение таким языком показывает принадлежность человека к громадному сообществу Интернет-общения, в котором он "становится своим" лишь потому, что коверкает русский язык по определенным правилам. Такая неграмотность считается достоинством.

Встречаются случаи , когда совершенно невозможно определить

использует ли пользователь "олбанский язык" или же просто абсолютно безграмотен. Например, "народ, а кагда белеты прадавать будут, я в касы ганял а там никаго нет, кто знает, если 3ванил туда?"

Выводы: Молодежь во время переписки в Интернете из-за бездумного написания или спешки, подчинения модным тенденциям, а также в целях экономии времени допускает серьёзные ошибки в правописании. И самое страшное, что многие, когда пишут руководствуются принципом "Пешу каг хачу. " Такая вседозволенность ведёт к тотальной безграмотности населения. И это явление не может не вызывать тревогу у людей образованных.

Отношение Интернет-пользователей к проблеме грамотности.

С одной стороны, кажется, что речевая свобода является благом для языка, так как она на первый взгляд, способствует его развитию и вовлекает в активную сферу пользования различные языковые пласты, а именно: разговорную речь, просторечие, жаргон, современный компьютерный сленг. Но с другой стороны, "смешались в кучу кони, люди и залпы тысячи орудий" [М.Ю. Лермонтов "Бородино" Собр. соч. в 4-ти томах т.3 с 48 "Правда" 1969], то есть получается некая искусственная смесь, которая не только не делает русский язык богаче, но и не воспринимается серьезно. Почему? Потому что человек, грамотно владеющий языком, понимает, что такая речь лишь "коверкает" родной, обладающий огромными способностями, "великий, могучий русский язык" [И.С. Тургенев. Русский язык Собр. соч. в 6-ти томах т.4 с 37 "Правда" 1968]

Очень радует то, что многих людей сегодня уже всерьез волнует проблема грамотности пользователей Интернета. Например, на одном форуме появился такой вопрос:

"Ваше мнение по этому поводу: снижают ли грамотность форумы, чаты, и прочее?"

На него откликнулись многие пользователи. Большинство из них считает, что интернет - общение, действительно, ведёт к снижению языковой грамотности. Например, одна из них ответила:

"Однозначно да. При общении в форуме, и т.д. используются различные словечки, жаргонизмы, некоторые слова умышленно коверкаются. К этому делу быстренько привыкаешь, а потом уже не замечаешь, как и в повседневной жизни используешь эти словечки…"

Но некоторые пользователи не согласны с тем, что общение в Интернете влияет на снижение грамотности:

"Почему же снижение? Если у меня уже сформировалась грамотность, то неужели какой-то форум может её испортить? Другое дело, что ради экономии времени я часто набираю быстро и не проверяю, что пишу. Поэтому в этом смысле, может быть грамотность или скорее даже просто правильное написание слов иногда и страдает. "

На другом сайте был задан вопрос: "Сейчас в блогах, форумах постоянно видишь слова, написанные с ошибками. Причем многие из них сделаны явно специально. Как вы к этому относитесь?"

30 % посетителей ответили, что им все равно, кто как пишет: "Пешу каг хачу. ", но 70 % говорят, что неграмотная речь и "олбанский язык" выводят их из себя: "Поддержим русский язык, чтобы к этим ошибкам никто не привык".

Хочу напомнить о том, что существует специальный Справочно-информационный портал ГРАМОТА. РУ - русский язык для всех. На нем предусмотрена программа проверки правильности написания слов. Также на этом портале можно задать специалистам вопросы о происхождении того или иного слова и ознакомиться с правилами пунктуации нашего родного языка.

Влияние сленга на лексику современного подростка

Анализируя влияние сленга на лексику современного подростка, выделены следующие отрицательные его аспекты.

1. Из-за увлечения Интернет-сленгом подростки пишут с ошибками, искажающими устную и письменную речь не только на форумах, но и в повседневной жизни (в частности в тетрадях по русскому языку).

2. В речи подростков появляется много иностранных слов, употребляющихся без перевода.

3. Интернет-общение содержит много нецензурных фраз, приводящих к засорению языка.


Исследовательский проект на тему "Влияние СМИ на речь современного школьника".

Содержимое разработки

МУНИУИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА С ЭЛЕМЕНТАМИ ИССЛЕДОВАНИЯ

по дисциплине: Русский язык

Новомосковск – 2017/2018

Введение

В последнее время я стал обращать внимание на речевую безграмотность. Множество речевых и грамматических ошибок допускают как подростки, так и взрослые, образованные люди. Порой кажется, что забыты все правила русского языка. Мне стало интересно: почему люди говорят и пишут с ошибками? Ведь несколько лет назад человечество было грамотнее, об этом нам говорят различные результаты исследований, проведённых учёными.

Исходя из цели, я поставил задачи:

изучить лингвистические, психолого-педагогические и социологические источники на тему исследования.

проследить, как осуществляется языковое манипулирование в СМИ – виды и приёмы речевого воздействия.

провести опрос среди учащихся школы с целью выяснения их отношения к СМИ.

Актуальность проектной работы заключается в том, что в настоящее время уровень грамотности обучающихся в школе, а также их речевой этикет неизбежно падает, а способствуют этой тенденции, прежде всего, источники СМИ: Интернет, телевидение, радио, газеты, журналы.

Практическая значимость данного проекта состоит в использовании его материалов на уроках русского языка по изучению уровня речевого развития общества, а также по изучению современных источников информации и их особенностей.

При создании своей работы я использовал следующие методы исследования:

сбор и поиск информации

классификация и систематизация

Глава 1. Что означает СМИ? Их роль, особенности и значение

А что же означает понятие СМИ? Такого термина нет ни в словаре С. И. Ожегова, ни в словаре Д. Н. Ушакова. Сначала я задал этот вопрос обучающимся и получил такие ответы:

- газеты, Интернет, телевидение, радио;

- сфера человеческой деятельности, которая доводит до людей информацию;

- любая новость, напечатанная в источниках письменной речи, сказанная в телепередаче, радио, Интернете;

Изучив учебную (лингвистическую) литературу, я узнал, что среди признаков, указывающих на средства массовой информации, выделяют:

массовость (применительно к законодательству Российской Федерации, 1000 и более экземпляров для газет, журналов и рассылок);

периодичность, которая не должна быть меньше одного раза в год;

принудительность: один источник сигнала (вещатель, редакция) — много слушателей.

Глава 2. Влияние СМИ

Состояние русской языковой культуры волнует сегодня многих. Об этом говорят и пишут педагоги и журналисты, писатели, ученые - языковеды, специалисты - все, кому дорог родной язык.

Если раньше СМИ служили примером уровня речевой культуры, способствовали его повышению, то в настоящее время СМИ в большой степени способствуют его деградации: речь многих ведущих развлекательных, а иногда и аналитических программ неправильно построена, зачастую даже загрязнена словами-паразитами. А так как телевидение, радио и пресса – уже неотъемлемые спутники большинства людей, то и речь последних тоже стала ухудшаться.

Исходя из вышеназванных фактов, я провёл опрос среди учащихся-подростков в возрасте от 12 до 16 лет с целью выяснения их отношения к современным источникам информации. Результаты получились следующие:

- около 46 % опрошенных ответили, что относятся к СМИ скорее негативно, чем позитивно;

- более 12 % ответили, что их отношение к современным источникам информации весьма положительное;

- более 17 % опрошенных сказали, что считают СМИ негативными и ненужными материалами;

При подведении итогов опроса можно сказать, что более 60 % опрошенных подростков уверены, что СМИ оказывают негативное влияния на речь человечества, а в частности на их собственную языковую культуру.

Глава 3. Особенности СМИ

Изучив методическую литературу, я узнал, что лингвисты-социологи выделяют среди источников средств массовой информации три группы, а именно:

Телевидение и радио;

Печатные издания.

Постараемся разобраться с каждым источником информации отдельно, выяснить их особенности и роль в жизни общества.

Интернет

Телевидение и радио

Несмотря на то, что телевидение и радиовещание в наши дни теряют свою популярность среди подростков, они всё равно являются одними из самых мощных средств массовой информации.

Теле- и радиовыступления рассчитаны на широкую аудиторию и должны быть понятны всем. Речь телеведущих – образец для подражания. Именно они (телеведущие) формируют речевую культуру в современной России. Однако не все выступления соответствуют этим нормам. Я убедился в этом, просмотрев несколько радио- и телевыступлений и обнаружив грамматические и речевые ошибки:

Грамматические ошибки:

Речевые ошибки:

Печатные издания

Одна из разновидностей СМИ – печать, которая и сейчас остается одним из важнейших носителей массовой информации, обладая значительным влиянием на читателя.

Пунктуационные ошибки:

Орфографические ошибки:

Заключение

Таким образом, на основе практической части данной работы, я убедился в том, что СМИ негативно влияют на речь человека, в частности подростка. Из-за того, что уровень речевого этикета людей, работающих в СМИ, неизбежно падает, мы и сами говорим неправильно. А это означает лишь то, что средства массовой информации манипулируют не только речью общества, но и его сознанием.

Исследовательская работа по русскому языку

В последнее время уровень грамотности и культуры речи современных людей значительно снизился. Я стала замечать, что мои сверстники стали говорить и писать, не соблюдая правил русского языка. Но наш родной язык - это великое богатство, которое мы должны сохранять. Мы засоряем его иностранными словами, упрощаем речь и перестаём уделять внимание тому, как мы говорим, каков наш речевой портрет. Именно поэтому я решила провести исследование и выяснить причину падения уровня грамотности и культуры речи.

Объект исследования : средства массовой информации

Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что в настоящее время уровень грамотности школьников, а также их речевой этикет снижается, а способствуют этому, безусловно, источники СМИ: Интернет, телевидение, радио, газеты, журналы.

На основе определённой цели мною была выдвинута гипотеза данного исследования: я считаю, что причиной снижения уровня грамотности и культуры речи у подростков является не только снижение читательского интереса, но и огромное воздействие на нас средств массовой информации и интернета.

Цель исследования : выяснить причину падения уровня грамотности и культуры речи у подростков, влияние на речевую культуру средств массовой информации.

Задачи исследования :

- Проанализировать функции СМИ.

- Выявить сущность влияния СМИ на речь подростка.

- Провести опрос среди учащихся школы с целью выяснения их отношения к СМИ.

- Определить способы решения выявленных проблем.

Методы исследования . Для решения поставленных задач я использовала следующие методы:

- эмпирический (анкетирование, наблюдение за речью учащихся, сравнение, анализ, обработка данных анкетирования)

- теоретический (изучение научной литературы)

1.1.Что такое СМИ?

Что такое СМИ? СМИ - это средства массовой информации, которые уведомляют нас о происходящих в мире изменениях.

Отличительная черта СМИ – это публичность, неограниченный круг пользователей, непостоянный объём аудитории, меняющейся в зависимости от проявленного интереса.

К СМИ относятся:

- Печатные издания ( пресса ): газеты , журналы

- Электронные СМИ: телевидение , радио , интернет

1. Информирование о происходящих событиях.

2. Помощь в решении отдельных проблем.

3. Развлечение и досуг.

Кроме информационных и развлекательных программ, телевидение и радио предлагают нам познавательные передачи. Много полезного об окружающем мире и обществе можно узнать из научно-популярных журнальных изданий. В этом проявляется ещё одна функция СМИ – передача знаний об обществе от одного поколения к другому.

Но есть и другое, менее заметное влияние СМИ на каждого из нас. От увиденного по телевизору, прочитанного в газете и журнале, услышанного по радио меняются сложившиеся взгляды и предпочтения людей.

Под влиянием СМИ, происходит изменение речевой культуры, формируются процессы, которые ведут к снижению качества речи. Особое беспокойство вызывает негативное влияние современных средств массовой информации на молодое поколение. Подростки бессознательно впитывают в себя всё, что их окружает. СМИ оказывает влияние не только на грамотность людей, но и на их поведение.

Именно в средствах информации происходят изменения норм русского языка. С одной стороны, СМИ держат нас в курсе событий. С другой же стороны, мы отступаем от норм речи и используем:

С этой целью мной был составлен словарь подросткового сленга (Приложение 6.1).

3. Практическая часть

Подростки формируют свои мнения и вкусы под воздействием телевидения и Интернета. Большую часть информации, которую школьники получают из интернета, начинают считать собственным мнением.

В исследовании я нашла ответы на следующие вопросы: Действительно ли существует проблема снижения уровня культуры речи и грамотности? В чём её причины? Каковы последствия? Возможно ли остановить падение уровня грамотности и культуры речи школьников и как это сделать?

Я провела небольшой опрос для учащихся 10 класса с целью выяснения их отношения к современным источникам информации. Анкетирование проводилось в течение недели. ( Приложение 6.2)

Вывод: Интернет-сленг активно употребляется в речи подростков.

Вывод: Интернет-общение способствует развитию безграмотности у молодого поколения.

хай, пиривет, прив, привки – привет;

чё? - что говоришь?;

пасибки, спс, пасиб – спасибо;

здаров, даров - здравствуй;

дз - домашнее задание;

родаки, предки – родители;

Ава — сокращённый вариант от слова "аватарка"; фотография пользователя в профиле соцсети;

Бомбит — бесит, раздражает, напрягает;

Бра, бро — уважительная и дружественная форма обращения;

Варик — сокращённое от слова "вариант";

Го — пойдём, начинай, давай; от английского глагола go (давай, пойдём);

Жиза — правда, жизненная ситуация, близкая читателю;

Зашквар — позор, недостойно, плохо, не модно;

ЛП/ЛД — лучшая подруга, лучший друг;

Рофлить — смеяться до слёз;

Сорян — прости, извини;

Топ — самое актуальное, лучшее, модное;

Фейк — подделка, неправда, обман;

Харе, стопэ — хватит, остановись;

Шмот — модная, крутая одежда.

3.2. Способы решения выявленных проблем

Моё исследование показало, что уровень грамотности и культуры речи снижается и наибольшее влияние на современного человека оказывают СМИ и Интернет . Из-за неграмотной речи блогеров, музыкальных исполнителей, из-за ошибок, допускаемых тележурналистами и авторами объявлений, мы тоже начинаем говорить и писать неправильно.

Я считаю, что решить эту проблему сможем с помощью сознательной работы по повышению культуры речи человека. Если люди, распространяющие массовую информацию, будут показывать пример грамотной речи, любви к чтению хорошей литературы, то и мы сможем противостоять вредному влиянию СМИ на сознание и речь подростков.

Я хотела бы дать советы моим одноклассникам и их друзьям:

1)Больше читать классическую и научно-популярную литературу.

2) Просматривать развивающие видеоролики, фильмы, телепередачи.

3)Сокращать количество времени, проведённого за компьютером и планшетом (за компьютером – не более 3 часов в день, за планшетом – не более 2 часов).

4)Слушать много разнообразной и качественной музыки.

6)Следить за своей речью (не употреблять разговорные и иноязычные слова, нецензурные выражения и жаргонизмы).

По итогам проведенного исследования можно сделать вывод, что влияние СМИ на подростков чрезвычайно велико, причем наибольшее воздействие оказывает Интернет.
На первом месте у современного общества стоит общение в социальных сетях. Подростки практически перестают следить за правильностью написания слов в переписке друг с другом в чатах и электронной почте. При общении в социальных сетях они используют сокращения и жаргонизмы, применяют заимствованные иностранные слова вместо существующих русских. Информацию различного содержания черпают не в книгах, энциклопедиях и справочниках, а в сети Интернет и из СМИ.

Языковая культура речи и грамотность зависят от самих людей. Наш язык настолько богат, что позволяет при помощи слов передать красоту природы и окружающего мира, показать эмоции и чувства, рассказать о любом событии полно ивыразительно.

5. Список информационных источников

1. Средства массовой информации России: Учеб. пособие для студентов вузов / М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова, Е. Л. Вартанова и др.; Под ред. Я. Н. Засурского. — М.: Аспект-Пресс, 2014. — 213 с.

Читайте также: