Влияние активных занятий физической культурой на развитие учащихся доклад

Обновлено: 09.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель ФК МАОУ СОШ№279

Скрипаль Н.П.

Влияние активных занятий физической культурой на развитие учащихся.

В детском возрасте не задумываешься о своём здоровье, но, понимая важность его сохранения и укрепления надо говорить о здоровом образе жизни уже сейчас.

Прививать устойчивые навыки сбережения здоровья, так как состояние здоровья подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Физически здоровых детей в школу приходит с каждым годом меньше.

Длительное невнимание руководства страны к проблеме спорта и здорового образа жизни привело к снижению количества детей, занимающихся в спортивных секциях.

Цель нашего исследования - оценить с помощью тестов показатели физического и умственного развития учащихся 9-х классов МАОУ СОШ№279 и сравнить показатели в группах учащихся, активно занимающихся различными видами спорта и учащихся, не занимающихся регулярно спортом.

Именно это обусловило актуальность и выбор темы исследования.

Цель работы: изучить влияние регулярных занятий спортом на развитие учащихся 9-х классов МАОУ СОШ№279, для того, чтобы учащиеся могли объективно оценить свое индивидуальное здоровье и внести коррективы в свой образ жизни с целью его сохранения и укрепления.

Объектом исследования являются показатели физического здоровья и умственного развития: масса тела, рост учащихся, объем грудной клетки, пульс, давление, внимание, память.

Предмет изучения – антропометрические данные и психические процессы учащихся 9-х классов.

Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

Научиться оценивать показатели физического развития с помощью измерений и расчетных формул.

Освоить методики определения пульса, артериального давления, определения энергозатрат по частоте сердечных сокращений.

Используя простейшие методики, научиться оценивать состояние сердечно сосудистой системы у учащихся-спортсменов, и у учащихся, не занимающихся спортом.

Оценить высшую нервную деятельность у учащихся двух групп по состоянию кратковременной памяти, уровню внимательности и сосредоточенности, объему восприятия.

На основе полученных результатов сделать выводы и разработать рекомендации для учащихся.

Основу гипотезы составило следующее предположение: активные занятия спортом способствуют повышению уровня физической подготовленности школьников.

В процессе исследования использовались следующие методы:

метод практических действий,

В содержательной части работы описаны проведённые исследования, в приложении имеется дополнительный материал по пропаганде здорового образа жизни.

В Работе использовались образовательные технологии: мультимедийные, исследования, развитие познавательных интересов, коллективного и группового обучения.

Ожидаемые результаты : овладение учащимися диагностическими методами оценки здоровья, умение оценивать состояние своего здоровья для его сохранения и укрепления.

Практическая значимость исследования : объективная оценка здоровья учащихся; рекомендации школьникам по сохранению и укреплению здоровья.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе изучили проблему, определили цель и задачи теоретической и экспериментальной работы, отобрали наиболее оптимальные экспресс - диагностические способы оценки здоровья. Перед началом эксперимента мы изучили состояние здоровья учащихся испытуемого класса по медицинским показаниям и уровень физической подготовленности по результатам тестирования.

На втором этапе исследования провели тестирование и эксперимент, обработали данные экспериментальной работы, обобщили результаты исследования.

На третьем этапе оформили результаты исследования.

Исследование проводилось на уроках физической культуры в 9А,9Б классах. В экспериментальную группу были включены юноши и девушки, занимающиеся различными видами спорта, в контрольную – учащиеся, не занимающиеся активно спортом.

Данная работа относится к прикладным исследованиям, в ходе выполнения работы ученики 9-х классов освоили методики определения своего физического, физиологического состояния и показателей высшей нервной деятельности. Результаты этих исследований помогли ученикам объективно оценить состояние своего здоровья и изменить количество физической нагрузки в режиме дня.

Исследование состояния здоровья школьников.

С учащимися было проведено тестирование:

определение объема кратковременной памяти,

определение внимательности и сосредоточенности,

функционирование нервной системы в покое.

Мы применяли тесты на выявление образной памяти и на объем механического запоминания.

Образная память выше у юношей и девушек спортсменов, так как для них важно оценить ситуацию на поле, запомнить ее (на небольшой промежуток времени), среагировать на меняющуюся обстановку. Показатели объема кратковременной памяти в обеих группах юношей и девушек одинаковы.

О функциональном состоянии сердца и сосудов судят по различным проявлениям их деятельности. В настоящее время используют различные функциональные пробы и физиологические тесты. Мы провели функциональные пробы по ЧСС (частоте сердечных сокращений) и по АД (артериальному давлению). Оба показателя измерялись до нагрузки, сразу после нее, через 1,5 минуты. В качестве дозированной нагрузки учащиеся выполняли 20 приседаний в высоком темпе.

ЧСС – частота сердечных сокращений

АД – артериальное давление

Анализ средних значений пульса до и после дозированной нагрузки позволяет сделать следующие выводы. Пульс у учащихся, занимающихся спортом в покое ниже, чем у учащихся, не занимающихся спортом. После нагрузки ЧСС повышается у учащихся не спортсменов сильнее и восстанавливается значительно дольше. За 1.5 мин после нагрузки пульс у девушек не спортсменок не восстановился.

Таким образом, пульс восстанавливается быстрее у учащихся, занимающихся спортом. Частота пульса в возрасте 15-20 лет в норме у людей составляет 60-90 ударов в минуту. АД в покое у спортсменов немного выше, чем у учащихся, не занимающихся активно спортом. Во время нагрузки АД повышается у учащихся обеих групп, но время восстановления АД у спортсменов значительно меньше. У не спортсменов через 1,5 минут давление не восстановилось.

Анализ полученных данных показал, что показатели состояния сердечно - сосудистой системы у спортсменов лучше.

Результаты состояния дыхательной системы (проба Штанге)

Состояние дыхательной системы у спортсменов лучше, чем у учащихся, не занимающихся активно спортом. Только 2 спортсмена из десяти имеют показатель незначительно ниже нормы (35 и 39 секунд) в отличии от контрольной группы, где показатели задержки дыхания значительно ниже нормы (10, 15, 20 секунд).

По результатам весоростового показателя у спортсменов вес соответствует росту у 80 % испытуемых, в отличие от контрольной группы, у которой 100% испытуемых имеет недостаточный вес. По этим результатам можно судить о достаточно развитой мышечной системе у учащихся, активно занимающихся спортом.

Индекс пропорциональности роста (длины тела) и обхвата грудной клетки

Крепкое, хорошее и среднее телосложение в группе спортсменов имеют 60% учащихся; в группе не спортсменов лишь 10 % испытуемых имеют среднее телосложение, а 90% имеют слабое и очень слабое телосложение.

Индекс Эрисмана пропорциональности (гармоничности) конституции тела

В экспериментальной группе 80 % учащихся имеют гармоничное телосложение, в отличие от учащихся контрольной группы, где пропорционально сложенных всего лишь 30 %.

Степень развития мускулатуры

Показателем гармоничности конституции тела является также степень развития мускулатуры. В результате измерений были получены следующие данные: у 70% спортсменов атлетическая мускулатура, у 30% - нормальная,

учащихся со слабой мускулатурой нет. В контрольной группе у 70% испытуемых нормальная мускулатура, у 30%-слабая, учащихся с атлетической мускулатурой нет.

Полученные результаты позволяют сделать вывод: уровень физического развития испытуемых, активно занимающихся спортом значительно выше, в отличие от учащихся, не занимающихся спортом в различных секциях.

Заключени е. Гипотеза исследования - активные занятия спортом способствуют повышению уровня физической подготовленности школьников - подтвердилась.

1. В результате исследования было выявлено, что у учащихся экспериментальной группы (спортсменов), показатели физического развития значительно выше, чем у учащихся контрольной группы.

Показатели состояния дыхательной системы на 20% лучше, чем у не спортсменов;

Вес соответствует росту у 80% спортсменов; у не спортсменов несоответствие роста весу – 100%;

Индекс массы тела ниже нормы у спортсменов – 20%; у не спортсменов – 100%;

Индекс пропорциональности роста и обхвата грудной клетки: у спортсменов – 80%, у не спортсменов – 30%;

Степень развития мускулатуры: 70% спортсменов имеет атлетическую мускулатуру, тогда как у не спортсменов этот показатель равен 0;

Среди учащихся, занимающихся спортом (как мальчиков, так и девочек) отсутствует очень слабое телосложение.

Повышение пульса и давления после дозированной нагрузки у спортсменов меньше чем у не спортсменов, а восстановление пульса до нормы происходит быстрее.

Образная память у спортсменов лучше, чем у не спортсменов.

2. Занятия детей спортом улучшает показатели физического развития учащихся и не вызывают отрицательного влияния на высшую нервную деятельность, включая такие понятия, как способность к обучению,

внимание, сосредоточенность, работоспособность и память.

3. Овладение диагностическими методами позволяет объективно оценить состояние своего здоровья и внести коррективы в свой образ жизни

(заниматься физической культурой и спортом).

4. Использование экспресс методов повышают интерес учащихся к состоянию своего здоровья, мотивирует их на его сохранение и укрепление.

Рекомендации для учащихся

1. Для сохранения здоровья необходимо следить за его состоянием,

регулярно проходить медицинские осмотры.

2. Для укрепления здоровья следует вести здоровый образ жизни, отказаться от вредных привычек и активно заниматься спортом.

В сохранении и укреплении здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. Эту задачу эффективно решают занятия спортом. Для того чтобы спорт приносил радость и активные занятия различными видами спорта не нанесли вреда здоровью подростка, крайне необходимо уметь его оценивать.

Точность самооценки здоровья зависит от знания:

строения человеческого организма и особенностей его функционирования;

о своем телосложении, поскольку некоторые заболевания присущи определенным типам телосложения.

Каждому человеку важно научиться оценивать и постоянно контролировать состояние своего здоровья – заниматься его мониторингом.

Здоровье формирующая деятельность может быть по-настоящему творческой, позволяющей человеку находить собственные пути укрепления

здоровья и формирования здорового образа жизни на базе сформированной культуры здоровья.

В детском возрасте не задумываешься о своём здоровье, но, понимая важность его сохранения и укрепления надо говорить о здоровом образе жизни уже сейчас. Прививать устойчивые навыки сбережения здоровья, так как состояние здоровья подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Физически здоровых детей в школу приходит с каждым годом меньше. Именно это обусловило актуальность и выбор темы исследования.

Цель работы: изучить влияние регулярных занятий спортом на развитие учащихся 10-х классов МБОУ ОСШ №3, для того, чтобы учащиеся могли объективно оценить свое индивидуальное здоровье и внести коррективы в свой образ жизни с целью его сохранения и укрепления.

Новизна: данное исследование впервые проводилось среди учащихся МБОУ ОСШ №3.

Методы исследования: анализ литературы, метод практических действий, индивидуальная и групповая работа.

Ожидаемые результаты: умение учащимися оценивать состояние своего здоровья для его сохранения и укрепления.

Практическая значимость исследования: объективная оценка здоровья учащихся; рекомендации школьникам по сохранению и укреплению здоровья.

Выводы: в результате исследования было выявлено, что у учащихся экспериментальной группы (спортсменов), показатели физического развития значительно выше, чем у учащихся контрольной группы.

ВложениеРазмер
nauchka_ilya_balyasnyy_vadim_suleymanov.doc 312 КБ

Предварительный просмотр:

XVII ГОРОДСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА

Влияние активных занятий спортом на физическое развитие учащихся

Балясный Илья Викторович

Сулейманов Вадим Олегович

муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения муниципального образования город

Бедрин Александр Сергеевич,

учитель физической культуры

муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения муниципального образования город

Влияние активных занятий спортом на физическое развитие учащихся

Балясный Илья Викторович

Сулейманов Вадим Олегович

Ханты-Мансийский Автономный Округ-Югра,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Нягань

В детском возрасте не задумываешься о своём здоровье, но, понимая важность его сохранения и укрепления надо говорить о здоровом образе жизни уже сейчас. Прививать устойчивые навыки сбережения здоровья, так как состояние здоровья подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Физически здоровых детей в школу приходит с каждым годом меньше.

Именно это обусловило актуальность и выбор темы исследования.

Цель работы: изучить влияние регулярных занятий спортом на развитие учащихся 10-х классов МБОУ ОСШ №3, для того, чтобы учащиеся могли объективно оценить свое индивидуальное здоровье и внести коррективы в свой образ жизни с целью его сохранения и укрепления.

Новизна: данное исследование впервые проводилось среди учащихся МБОУ ОСШ №3.

Методы исследования: анализ литературы, метод практических действий, индивидуальная и групповая работа.

умение учащимися оценивать состояние своего здоровья для его сохранения и укрепления.

Практическая значимость исследования: объективная оценка здоровья учащихся; рекомендации школьникам по сохранению и укреплению здоровья.

Выводы: в результате исследования было выявлено, что у учащихся экспериментальной группы (спортсменов), показатели физического развития значительно выше, чем у учащихся контрольной группы.

Влияние активных занятий спортом на физическое развитие учащихся

Балясный Илья Викторович

Сулейманов Вадим Олегович

Ханты-Мансийский Автономный Округ-Югра,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Нягань

Проблема: активные занятия спортом часто вызывают раздражение учителей, которые видят в них покушение на время, отведенное для учебы. Очень часто учащихся, активно занимающихся спортом и по этой причине, пропускающих занятия, изначально записывают в число неуспевающих. Родители или отдают детей в спортивные секции и растят из них суперзвезд, или оберегают от любых, даже необходимых занятий на уроках физкультуры и все время такой ученик посвящает учебникам. В обществе при обсуждении занятий спортом высказываются разные точки зрения. Крайними мнениями можно считать следующие: всесторонне развитая личность должна регулярно заниматься спортом; занятия спортом мешают учебе.

Гипотеза: активные занятия спортом способствуют повышению уровня физической подготовленности школьников.

Цель работы: изучить влияние регулярных занятий спортом на развитие учащихся 10-х классов МБОУ ОСШ №3, для того, чтобы учащиеся могли объективно оценить свое индивидуальное здоровье и внести коррективы в свой образ жизни с целью его сохранения и укрепления.

Перед собой мы поставили следующие задачи:

  1. Научиться оценивать показатели физического развития с помощью измерений и расчетных формул.
  2. Освоить методики определения пульса, артериального давления. Используя простейшие методики, научиться оценивать состояние сердечно-сосудистой системы у учащихся-спортсменов, и у учащихся, не занимающихся спортом.
  3. На основе полученных результатов сделать выводы и разработать рекомендации для учащихся.

Описание метода : исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе изучили проблему, определили цель и задачи теоретической и экспериментальной работы, отобрали наиболее оптимальные экспресс - диагностические способы оценки здоровья. Перед началом эксперимента мы изучили состояние здоровья учащихся испытуемого класса по медицинским показаниям и уровень физической подготовленности по результатам тестирования.

На втором этапе исследования провели тестирование и эксперимент, обработали данные экспериментальной работы, обобщили результаты исследования.

На третьем этапе оформили результаты исследования.

Исследование проводилось на уроках физической культуры в 10А,10Б, 10В классах. В экспериментальную группу были включены юноши и девушки, занимающиеся различными видами спорта, в контрольную – учащиеся, не занимающиеся активно спортом.

Объект исследования: показатели физического здоровья и умственного развития: масса тела, рост учащихся, пульс, давление, память.

Предмет исследования: антропометрические данные учащихся 10-х классов МБОУ ОСШ №3.

Влияние активных занятий спортом на физическое развитие учащихся

Балясный Илья Викторович

Сулейманов Вадим Олегович

Ханты-Мансийский Автономный Округ-Югра,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Нягань

При взгляде на того или иного человека, мы задаем себе вопрос: "Почему люди отличаются друг от друга? С чем это связано?" И дело не только в том, что мы разные по характеру, по восприятию мира, но интересно и то, почему мы так отличаемся друг от друга внешне.

Жизнь человека - это непрерывный процесс развития, в котором последовательно проходят следующие этапы: созревание, зрелый возраст, старение. Рост и развитие - это две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны одного и того же процесса. Рост - это количественные изменения, связанные с увеличением размеров клеток, массы как отдельных органов и тканей, так и всего организма. Развитие - качественные изменения, дифференцировка тканей и органов и их функциональное совершенствование. Рост и развитие протекают неравномерно.

Физическое развитие организма подчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста и развития. Подчиняясь биологическим закономерностям, физическое развитие зависит от большого количества факторов и отражает не только наследственную предрасположенность, но и влияние на организм всех средовых факторов.

Физическое развитие остается одним из важнейших показателей здоровья и возрастных норм совершенствования, поэтому практическое умение правильно оценить его, будет способствовать воспитанию здорового поколения.

Особенности физического развития программируются на генетическом уровне, поэтому дети похожи на родителей. Наследственная программа передается из поколения в поколение, и у одних людей не изменяется, а у других совершенствуется. Необходимо помнить, что на физическое развитие оказывают влияние множество внешних и внутренних факторов, это материально-бытовые условия, национальные и региональные особенности уклада и стиля жизни, экологическая обстановка, состояние питания, наличие или отсутствие болезней.

В настоящее время во многих странах мира широко вводится культ здоровья. Он всячески морально и материально поощряется государственными структурами, ответственными за сохранение и восстановление здоровья, а это в свою очередь способствует формированию потребности в здоровом теле. Данная идея не нова, еще в древнем мире имел место культ здорового тела. Примером тому служит Древняя Греция и ее художественное наследие, которое дошло до наших дней.

Физическое развитие - это процесс количественного и качественного изменения всех показателей организма человека в процессе его жизнедеятельности.

Основы современных антропометрических (antropos-человек, metria-измерение) методов исследования заложены в прошлом веке, когда были ;исаны закономерности изменчивости антропометрических показателей.

Исследуя антропометрические показатели (рост или длину тела, вес или массу тела, окружности различных частей тела), можно наглядно и просто оценить физическое развитие.

Общее представление о физическом развитии получают при проведении трех основных измерений:
- определяя длину тела;
- массу тела;
- обхват грудной клетки.

Условия проведения антропометрических исследований.

Антропометрию проводят с помощью тщательно проверенных и отрегулированных измерительных приборов: весов, ростомера, сантиметровой ленты, динамометра и т.д. Все измерения желательно производить в первой половине дня, натощак, либо через 2-3 часа после ады, обследуемый должен быть одет в легкую трикотажную одежду. Если же измерения проводятся во второй половине, желательно занять горизонтальное положение на 10-15 минут.

Для объективности последующей оценки необходимо соблюдать требования к правилам измерения. Анализ антропометрических показателей - важнейший элемент исследования соответствия физического развития возрастным нормативам.

Выявленные отклонения могут являться факторами риска или признаками некоторых заболеваний. Поэтому умение правильно оценить полученные результаты измерений, может способствовать воспитанию установки на здоровый образ жизни.

Ниже представлены методики измерения наиболее часто исследуемых антропометрических величин.

Методы антропометрических измерений.

1. Образная память

В качестве единицы объема памяти принимается образ (изображение предмета, геометрическая фигура, символ). Испытуемому, предлагается за 20 секунд запомнить максимальное количество образов из предъявляемой таблицы. Затем, в течение одной минуты он должен воспроизвести запомнившееся (записать или нарисовать).

Инструкция к тесту:

Тестовый материал (рис. 1):

Обработка и интерпретация результатов теста:

2.Объем механического запоминания

На короткое время испытуемому предъявляются ряды цифр. Их следует запомнить и ввести в компьютер. После последнего воспроизведенного символа нажать Enter.

Если испытуемый запомнил не всю строку, он должен набрать то, что запомнил, но никогда не должен вводить случайные символы.

Задачей испытуемого является правильное воспроизведение каждого цифрового ряда в любой последовательности. Тест адаптивный — первый ряд содержит 7 цифр, в случае правильного воспроизведения следующий ряд увеличивается на одну цифру, а в случае неправильного — уменьшается на одну цифру и т.д. Результатами теста являются средняя длина цифрового ряда и среднее количество правильно воспроизведенных цифр в ряду.

3. Функциональные пробы по ЧСС (частота сердечных сокращений) и АД (артериальное давление)

Оборудование: секундомер, тонометр.

Ход работы: измеряется пульс и давление до физических упражнений и после. Результаты заносятся в таблицу.

4.Состояние дыхательной системы (проба Штанге)

Необходимое оборудование: секундомер, (носовой зажим).

Проба с задержкой дыхания на вдохе проводится следующим образом:

До проведения пробы у обследуемого дважды подсчитывается пульс за 30 сек в положении стоя. Дыхание задерживается на полном вдохе, который обследуемый делает после трех дыханий на 3/4 глубины полного вдоха. На нос одевается зажим или же обследуемый зажимает нос пальцами. Время задержки регистрируется по секундомеру. Тотчас после возобновления дыхания производится подсчет пульса. Проба может быть проведена дважды с интервалами в 3-5 мин между определениями.

По длительности задержки дыхания проба оценивается следующим образом:

- менее 39 сек - неудовлетворительно;

- 40-49 сек - удовлетворительно;

- свыше 50 сек - хорошо.

Росто-весовой показатель вычисляется по формуле (рисунок 3):

Результат показывает нормальную для человека данного роста массу тела. Это наиболее простой и общедоступный показатель.

Однако вычитание цифры 100 применимо лишь для оценки росто-весового показателя взрослых людей низкого роста (155-165 см). При росте 165-175 см надо вычитать не 100, а 105 единиц, при росте 175-185 см - 110 единиц. Например, при росте 173 см масса должна быть равна 68 кг (173-105=68).

6.Индекс пропорциональности роста (длины тела)

Зная длину тела в двух положениях, можно найти коэффициент пропорциональности (КП), который измеряется в процентах (рисунок 4):

Где L 1 - длина тела в положении стоя; L 2 - длина тела в положении сидя.

В норме КП = 87-92%. Коэффициент имеет определенное значение при занятиях спортом. Лица с низким КП имеют при прочих равных условиях более низкое расположение центра тяжести, что дает им преимущество при выполнении упражнений, требующих высокой устойчивости тела в пространстве (горнолыжный спорт, прыжки с трамплина, борьба и др.). Лица, имеющие высокий КП (более 92%), имеют преимущество перед лицами с низким КП в прыжках, беге. У женщин коэффициент пропорциональности ниже, чем у мужчин.

7. Степень развития мускулатуры

Оборудование: сантиметровая лента.

Ход работы: работа проводится в парах (группах). У испытуемого измеряется окружность плеча: а) при свободно свисающей руке; б) при горизонтально поднятой, напряженной руке; в) при согнутой в локтевом суставе. Измерения проводятся на обеих руках, и измеряется наибольшая окружность.

Степень развития мускулатуры плеча определяется по формуле:

А = разность обеих окружностей плеча

окружность при выпрямленной руке х 100

Результаты: если полученная величина этого соотношения окажется меньше 5, то это будет указывать на недостаточное развитие мускулатуры плеча (ожирение ее). Если значение измерений находится в пределах 5-12 – мускулатура развита нормально; если значение выше 12, то развитие мускулатуры плеча сильное.

В исследовании приняло участие 20 человек, учащиеся 10-х классов, возраст 15-17 лет. Из них 10 регулярно занимались спортом.

1.Результаты тестов на выявление образной памяти и на объем механического запоминания (приложение 1).

Проанализировав результаты тестирования, мы пришли к выводу, что образная память выше у юношей и девушек спортсменов, так как для них важно оценить ситуацию на поле, запомнить ее (на небольшой промежуток времени), среагировать на меняющуюся обстановку.

2.О функциональном состоянии сердца и сосудов судят по различным проявлениям их деятельности. В настоящее время используют различные функциональные пробы и физиологические тесты. Мы провели функциональные пробы по ЧСС (частоте сердечных сокращений) и по АД (артериальному давлению). Оба показателя измерялись до нагрузки, сразу после нее, через 1,5 минуты. В качестве дозированной нагрузки учащиеся выполняли 20 приседаний в высоком темпе (приложение 4).

Анализ средних значений пульса до и после дозированной нагрузки позволяет сделать следующие выводы. Пульс у учащихся, занимающихся спортом в покое ниже, чем у учащихся, не занимающихся спортом. После нагрузки ЧСС повышается у учащихся не спортсменов сильнее и восстанавливается значительно дольше. За 1.5 мин после нагрузки пульс у девушек не спортсменок не восстановился. Таким образом, пульс восстанавливается быстрее у учащихся, занимающихся спортом. Частота пульса в возрасте 15-20 лет в норме у людей составляет 60-90 ударов в минуту. АД в покое у спортсменов немного выше, чем у учащихся, не занимающихся активно спортом. Во время нагрузки АД повышается у учащихся обеих групп, но время восстановления АД у спортсменов значительно меньше. У не спортсменов через 1,5 минут давление не восстановилось.

Анализ полученных данных показал, что показатели состояния сердечно - сосудистой системы у спортсменов лучше.


Подробнее о проекте:

В исследовательской работе (проекте) по физкультуре о физических нагрузках автор проводит опыты и оценивает высшую нервную деятельность у учащихся двух групп по состоянию кратковременной памяти, уровню внимательности и сосредоточенности, объему восприятия. На основе полученных результатов автором были разработаны рекомендации для учащихся по выполнению физических нагрузок с учетом их физического состояния.

Оглавление

Введение


В детском возрасте не задумываешься о своём здоровье, но, понимая важность его сохранения и укрепления надо говорить о здоровом образе жизни уже сейчас.

Прививать устойчивые навыки сбережения здоровья, так как состояние здоровья подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Физически здоровых детей в школу приходит с каждым годом меньше.

Длительное невнимание руководства страны к проблеме спорта и здорового образа жизни привело к снижению количества детей, занимающихся в спортивных секциях.

Цель нашего исследования - оценить с помощью тестов показатели физического и умственного развития учащихся 9-х классов МБОУ Ижевская СОШ им. К.Э. Циолковского.

и сравнить показатели в группах учащихся, активно занимающихся различными видами спорта и учащихся, не занимающихся регулярно спортом.

Именно это обусловило актуальность и выбор темы исследования.

Цельработы: изучить влияние регулярных занятий спортом на развитие учащихся 9-х классов МБОУ “Ижевская СОШ им. К.Э. Циолковского”, для того, чтобы учащиеся могли объективно оценить свое индивидуальное здоровье и внести коррективы в свой образ жизни с целью его сохранения и укрепления.

Объектом исследования являются показатели физического здоровья и умственного развития: масса тела, рост учащихся, объем грудной клетки, пульс, давление, внимание, память.

Предмет изучения – антропометрические данные и психические процессы учащихся 9-х классов МБОУ Ижевская СОШ им. К.Э. Циолковского.

Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующихзадач:

  1. Научиться оценивать показатели физического развития с помощью измерений и расчетных формул.
  2. Освоить методики определения пульса, артериального давления, определения энергозатрат по частоте сердечных сокращений.
  3. Используя простейшие методики, научиться оценивать состояние сердечно сосудистой системы у учащихся-спортсменов, и у учащихся, не занимающихся спортом.
  4. Оценить высшую нервную деятельность у учащихся двух групп по состоянию кратковременной памяти, уровню внимательности и сосредоточенности, объему восприятия.
  5. На основе полученных результатов сделать выводы и разработать рекомендации для учащихся.

Основу гипотезы составило следующее предположение: активные занятия спортом способствуют повышению уровня физической подготовленности школьников.

В процессе исследования использовались следующие методы:

  • анкетирование,
  • анализ литературы,
  • объяснительно-иллюстративный метод,
  • метод практических действий,
  • индивидуальная,
  • групповая работа.

В содержательной части работы описаны проведённые исследования, в приложении имеется дополнительный материал по пропаганде здорового образа жизни.

В Работе использовались образовательные технологии: мультимедийные, исследования, развитие познавательных интересов, коллективного и группового обучения.

Ожидаемые результаты: овладение учащимися диагностическими методами оценки здоровья, умение оценивать состояние своего здоровья для его сохранения и укрепления.

Практическая значимость исследования: объективная оценка здоровья учащихся; рекомендации школьникам по сохранению и укреплению здоровья.

Исследование проводилось в три этапа:

  1. На первом этапе изучили проблему, определили цель и задачи теоретической и экспериментальной работы, отобрали наиболее оптимальные экспресс - диагностические способы оценки здоровья. Перед началом эксперимента мы изучили состояние здоровья учащихся испытуемого класса по медицинским показаниям и уровень физической подготовленности по результатам тестирования.
  2. На втором этапе исследования провели тестирование и эксперимент, обработали данные экспериментальной работы, обобщили результаты исследования.
  3. На третьем этапе оформили результаты исследования.

Исследование проводилось на уроках физической культуры в 9А,9Б, 9В классах. В экспериментальную группу были включены юноши и девушки, занимающиеся различными видами спорта, в контрольную – учащиеся, не занимающиеся активно спортом.

Данная работа относится к прикладным исследованиям, в ходе выполнения работы ученики 9-х классов освоили методики определения своего физического, физиологического состояния и показателей высшей нервной деятельности. Результаты этих исследований помогли ученикам объективно оценить состояние своего здоровья и изменить количество физической нагрузки в режиме дня.

Исследование состояния здоровья школьников

  • определение объема кратковременной памяти,
  • определение внимательности и сосредоточенности,
  • функционирование нервной системы в покое.

Мы применяли тесты на выявление образной памяти и на объем механического запоминания.

Образная память выше у юношей и девушек спортсменов, так как для них важно оценить ситуацию на поле, запомнить ее (на небольшой промежуток времени), среагировать на меняющуюся обстановку. Показатели объема кратковременной памяти в обеих группах юношей и девушек одинаковы.

О функциональном состоянии сердца и сосудов судят по различным проявлениям их деятельности. В настоящее время используют различные функциональные пробы и физиологические тесты. Мы провели функциональные пробы по ЧСС (частоте сердечных сокращений) и по АД (артериальному давлению). Оба показателя измерялись до нагрузки, сразу после нее, через 1,5 минуты. В качестве дозированной нагрузки учащиеся выполняли 20 приседаний в высоком темпе.

Группы учащихся ЧСС до нагрузки ЧСС сразу после нагрузки ЧСС через 1 мин ЧСС через 2 мин АД до АД сразу
После нагрузки
Юноши-спортсмены 77,4 100,8 78,2 60,8 136/82 152/87
Девушки-спортсменки 72,4 113,2 71 - 131/73 139/80
Юноши-спортсмены 85 107,8 83,4 - 121/73 134/70
Девушки-спортсменки 77 119 83 120/75 130/70

ЧСС – частота сердечных сокращений

АД – артериальное давление

Анализ средних значений пульса до и после дозированной нагрузки позволяет сделать следующие выводы. Пульс у учащихся, занимающихся спортом в покое ниже, чем у учащихся, не занимающихся спортом. После нагрузки ЧСС повышается у учащихся не спортсменов сильнее и восстанавливается значительно дольше. За 1.5 мин после нагрузки пульс у девушек не спортсменок не восстановился.

Таким образом, пульс восстанавливается быстрее у учащихся, занимающихся спортом. Частота пульса в возрасте 15-20 лет в норме у людей составляет 60-90 ударов в минуту. АД в покое у спортсменов немного выше, чем у учащихся, не занимающихся активно спортом. Во время нагрузки АД повышается у учащихся обеих групп, но время восстановления АД у спортсменов значительно меньше. У не спортсменов через 1,5 минут давление не восстановилось.

Анализ полученных данных показал, что показатели состояния сердечно - сосудистой системы у спортсменов лучше.

Результаты состояния дыхательной системы (проба Штанге)

Показатель задержки дыхания (с) Спортсмены (кол-во чел. / %) Не спортсмены (кол-во чел. / %)
1. Отлично (1 мин и более) 1/10% 0/0%
2. Норма (не менее 40 с) 7/70% 6/60%
3. Ниже нормы (менее 40 с) 2/20% 4/40%

Состояние дыхательной системы у спортсменов лучше, чем у учащихся, не занимающихся активно спортом. Только 2 спортсмена из десяти имеют показатель незначительно ниже нормы (35 и 39 секунд) в отличии от контрольной группы, где показатели задержки дыхания значительно ниже нормы (10, 15, 20 секунд).

Весоростовой показатель

Показатель Спортсмены (кол-во человек в %) Не спортсмены
(кол-во человек в %)
1 Норма 8/80 % 0/0%
2 Избыточный вес 0/0% 0/0%
3 Недостаточный вес 2/20% 10/100%

По результатам весоростового показателя у спортсменов вес соответствует росту у 80 % испытуемых, в отличие от контрольной группы, у которой 100% испытуемых имеет недостаточный вес. По этим результатам можно судить о достаточно развитой мышечной системе у учащихся, активно
занимающихся спортом.

Индекс пропорциональности роста (длины тела) и обхвата грудной клетки

Показатель Спортсмены (кол-во человек в %) Не спортсмены
(кол-во человек в %)
1 Крепкое телосложение 1/10% 0/0%
2 Хорошее телосложение 3/30% 0/0%
3 Среднее телосложение 2/20% 1/10%
4 Слабое телосложение 4/40% 5/50%
5 Очень слабое телосложение 0/0% 4/40%

Крепкое, хорошее и среднее телосложение в группе спортсменов имеют 60% учащихся; в группе не спортсменов лишь 10 % испытуемых имеют среднее телосложение, а 90% имеют слабое и очень слабое телосложение.

Индекс Эрисмана пропорциональности (гармоничности) конституции тела

Показатель Спортсмены (кол-во человек в %) Не спортсмены
(кол-во человек в %)
1 Норма 8/80% 3/30%
2 Недостаточная масса тела 2/20% 7/70%
3 Ожирение 0/0% 0/0%

В экспериментальной группе 80 % учащихся имеют гармоничное телосложение, в отличие от учащихся контрольной группы, где пропорционально сложенных всего лишь 30 %.

Степень развития мускулатуры

Показателем гармоничности конституции тела является также степень развития мускулатуры. В результате измерений были получены следующие данные: у 70% спортсменов атлетическая мускулатура, у 30% - нормальная,

учащихся со слабой мускулатурой нет. В контрольной группе у 70% испытуемых нормальная мускулатура, у 30%-слабая, учащихся с атлетической мускулатурой нет.

Полученные результаты позволяют сделать вывод: уровень физического развития испытуемых, активно занимающихся спортом значительно выше, в отличие от учащихся, не занимающихся спортом в различных секциях.

Заключение

Гипотеза исследования - активные занятия спортом способствуют повышению уровня физической подготовленности школьников - подтвердилась.

1. В результате исследования было выявлено, что у учащихся экспериментальной группы (спортсменов), показатели физического развития значительно выше, чем у учащихся контрольной группы.

  • Показатели состояния дыхательной системы на 20% лучше, чем у не спортсменов;
  • Вес соответствует росту у 80% спортсменов; у не спортсменов несоответствие роста весу – 100%;
  • Индекс массы тела ниже нормы у спортсменов – 20%; у не спортсменов – 100%;
  • Индекс пропорциональности роста и обхвата грудной клетки: у спортсменов – 80%, у не спортсменов – 30%;
  • Степень развития мускулатуры: 70% спортсменов имеет атлетическую мускулатуру, тогда как у не спортсменов этот показатель равен 0;
  • Среди учащихся, занимающихся спортом (как мальчиков, так и девочек) отсутствует очень слабое телосложение.
  • Повышение пульса и давления после дозированной нагрузки у спортсменов меньше чем у не спортсменов, а восстановление пульса до нормы происходит быстрее.
  • Образная память у спортсменов лучше, чем у не спортсменов.

2. Занятия детей спортом улучшает показатели физического развития учащихся и не вызывают отрицательного влияния на высшую нервную деятельность, включая такие понятия, как способность к обучению,

внимание, сосредоточенность, работоспособность и память.

3. Овладение диагностическими методами позволяет объективно оценить состояние своего здоровья и внести коррективы в свой образ жизни

(заниматься физической культурой и спортом).

4. Использование экспресс методов повышают интерес учащихся к состоянию своего здоровья, мотивирует их на его сохранение и укрепление.

Рекомендации для учащихся

1. Для сохранения здоровья необходимо следить за его состоянием,

регулярно проходить медицинские осмотры.

2. Для укрепления здоровья следует вести здоровый образ жизни, отказаться от вредных привычек и активно заниматься спортом.

В сохранении и укреплении здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. Эту задачу эффективно решают занятия спортом. Для того чтобы спорт приносил радость и активные занятия различными видами спорта не нанесли вреда здоровью подростка, крайне необходимо уметь его оценивать.

  • строения человеческого организма и особенностей его функционирования;
  • о своем телосложении, поскольку некоторые заболевания присущи определенным типам телосложения.
  • Каждому человеку важно научиться оценивать и постоянно контролировать состояние своего здоровья – заниматься его мониторингом.
  • Здоровьеформирующая деятельность может быть по-настоящему творческой, позволяющей человеку находить собственные пути укрепления

здоровья и формирования здорового образа жизни на базе сформированной культуры здоровья.


К сожалению, статистика неумолимо констатирует ухудшение общего состояния здоровья детей в России. Множество факторов тому виной. Влияние экологических факторов, ритм современной жизни, появление гаджетов, компьютеров, нагрузка в школе и даже в детском саду; переутомление, влияние многочисленных электроприборов, окружающих ребенка вместо цветов и деревьев, элементарное отсутствие прогулок на свежем воздухе - ослабляют здоровье маленького человека. Поэтому важно укреплять защитные силы организма профилактическими мероприятиями, направленными на усиление иммунитета, а также с помощью физической активности. Чем раньше начать заниматься физкультурой и спортом, тем больше будет пользы для физического и психологического здоровья. Физкультура, спорт и здоровье находятся в тесной взаимосвязи. Существуют два разных понятия: физкультура и спорт. Физкультура направлена на укрепление здоровья, а спорт направлен на получение максимального результата и спортивных наград.

Физическая культура положительно влияет на рост, развитие и укрепление детского организма. Актуальными задачами являются привитие детям интереса к занятиям физическими упражнениями, обучение их доступным двигатель­ным умениям. Но физкультура – это не просто бег и приседания. Это принцип, идеология, система, включающая комплекс действий и упражнений, грамотно поставленных и правильно выполняемых. Поэтому для того, чтобы занятия физкультурой были эффективны и приносили пользу организму, необходимо следовать некоторым правилам. Физкультура для детей разных возрастов включает в себя очень разные мероприятия. Физкультура для детей до года - это рефлекторные, пассивные и активные упражнения, По мере взросления ребенка упражнения становятся более сложными и разнообразными. Вначале все происходит в игровой форме, но ближе к 6-летнему возрасту приближается к школьному уроку. Родители должны проявлять заинтересованность в том, чтобы в режиме дня детей ежедневно предусматривалась их двигатель­ная активность. Важно, чтобы в использовании всех возможностей физической культуры достигалась совместная работа дошкольных учрежде­ний и семьи. Если меры по укреплению здоровья ребенка, про­водимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнения­ми и подвижными играми в семейных условиях (с учетом индиви­дуальности ребенка, использования разнообразных упражнений), у него развиваются индивидуальные склонности и интересы.

вс02.jpg

Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому желательно родителей вовлекать в активный педагогиче­ский процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по воспитанию детей.

вс03.jpg

Движение, физкультура и спорт — это возможность дать ребенку жизненно необходимую для организма нагрузку. Малая физическая активность ребенка может привести к ряду серьезных изменений в его организме. Сегодня у 4-8% школьников выявлено ожирение. Оптимальным возрастом для начала занятий физкультурой считается – 6 лет. На различные танцевальные кружки возможен прием 4-5 летних детей. В любом случае, ребенка следует отдавать не туда, куда взрослым хочется, а в ту секцию, которая наиболее ему подходит – по весу и росту, по степени эмоционального формирования.

Положительные характеристики спорта:

  • при физических занятиях в человеческом организме происходит ускорение процессов метаболизма, в результате чего интенсивно сжигаются клетки жира;
  • спорт помогает укреплению иммунитета, особенно против вирусных и простудных заболеваний;
  • регулярные тренировки способствуют здоровому образу жизни, исключая курение табака и употребление алкогольных напитков;
  • спорт положительно влияет на позвоночник человека, вырабатывая правильную здоровую осанку;
  • постоянные спортивные занятия способствуют укреплению мышечного каркаса, улучшают костную ткань, кислород намного легче поступает ко всем мышцам, за счет этого улучшается метаболизм в клетках и липидный обмен;
  • благодаря занятиям спортом появляется большое количество сосудов, улучшается состояние сердечно - сосудистой системы;
  • благотворно воздействует на нервную систему человека. Во время занятий спортом улучшается быстрота и ловкость, а также быстрота реакции;
  • улучшает внимание и познавательные способности детей;
  • человек становится более выносливым. Спорт воспитывает характер.

За счет новых движений и командных игр, например, игра в баскетбол, волейбол, футбол, развивается боковое зрение, что способствует быстроте принятия решений. Улучшается мозговая деятельность. В процессе двигательной активности вырабатываются эндорфины, гормоны счастья, которые повышают настроение и дают чувства удовлетворенности жизни.

вс04.jpg

В тех случаях, когда у ребенка есть проблемы со здоровьем, рекомендуются занятия лечебной физкультурой. Лечебная физкультура — комплекс физических и дыхательных упражнений, который оказывает общеоздоровительное и терапевтическое действие на юный организм. Занятия ЛФК очень полезны при хронических или врожденных патологиях опорно-двигательного аппарата, дыхательной, пищеварительной системы. Регулярная адекватная физическая нагрузка способствует гармоничному развитию ребенка и снижает частоту простудных и других заболеваний. Помимо основной задачи, лечебная физкультура обеспечивает необходимый положительный эмоциональный фон. Соревновательный дух в компании сверстников помогает выработать благоприятную мотивацию, являющуюся необходимым условием тренировки.

вс05.jpg

Продолжительность занятий лечебной физкультуры:

20-50 минут (в зависимости от возраста, физической подготовленности, выраженности нарушений, психоэмоционального состояния ребенка, особенностей лечебного комплекса).

вс06.jpg

Занятия проводятся под руководством специалиста-инструктора, где решаются следующие задачи:

  • выработка навыка правильной осанки;
  • укрепление и оздоровление всего организма, тренировка дыхательной системы, сердца;
  • расслабление и растягивание перенапряженных мышц;
  • тренировка ослабленных мышц;
  • удовлетворение физических и социальных потребностей ребенка в саморазвитии.

Итак, влияние физкультуры на здоровье ребенка трудно переоценить.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа включает в себя: наличие сведений о видах нагрузки, их влияние на различные категории школьников по группам здоровья. Работа носит исследовательский характер. Исследованы: изменения в показателях подростков в зависимости от видов нагрузки, пропаганда навыков здорового образа жизни и двигательной активности школьников.

МАОУ Борковская средняя общеобразовательная школа

Исследовательский проект на тему:

«Влияние физических упражнений

Автор: ученик 6 класса

Руководитель: учитель физической культуры

Тимофеева Марина Алексеевна

Виды физических нагрузок и их влияние на организм………. 6

Диагностика и самодиагностика состояния организма при

регулярных занятиях физическими упражнениями ………….…7

Основное содержание работы……………………………………. 10

Список используемой литературы…………………………………12

Краткая аннотация.

Данная работа основана на исследовании влияния физических упражнений (физической нагрузки) на здоровье подростка 11 лет.

Работа включает в себя: наличие сведений о видах нагрузки, их влияние на различные категории школьников по группам здоровья. Работа носит исследовательский характер. Исследованы: изменения в показателях подростков в зависимости от видов нагрузки, пропаганда навыков здорового образа жизни и двигательной активности школьников.

Актуальность данной работы в том, чтобы привить навыки здорового образа жизни и регулярных занятий физическими упражнениями подростков для снижения их уровня заболеваемости.

Проблема: низкая двигательная активность школьников, что влияет на здоровье.

Объектом исследования является процесс формирований представлений и знаний о здоровом образе жизни и влиянии физических упражнений на здоровье.

Предметом исследования: виды нагрузок и физических упражнений на здоровье школьников.

Целью данной работы стало исследование влияния физических упражнений на здоровье подростков 11 лет.

В ходе работы были поставлены следующие задачи:

Изучить имеющуюся литературу по вопросам здоровья и здорового образа жизни, рассмотреть виды и формы физических нагрузок;

Проанализировать дозирование физической нагрузки в зависимости от состояния здоровья школьников;

Провести исследование по показателям организма после различных нагрузок;

Разработать оздоровительную систему занятий для девочек 11-12 лет;

Исследования в области совершенствования физического воспитания позволяют делать выводы о том, что мощным оздоровительным средством для детей является рационально организованная двигательная активность. Двигательная активность, создавая энергетическую основу для работы и формирования систем организма, способствует нормальному физическому и психическому развитию. Учет возрастных особенностей при организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми оказывает положительное влияние на их состояние здоровья и динамику физической подготовленности.

По данным исследований лишь 4-5% выпускников школ Российской Федерации могут считаться здоровыми, 70% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний.

При малоподвижном образе жизни, который ведут большинство современных подростков, уменьшается объем и сила мышц, увеличивается количество жировой ткани, кости обедняются кальцием и становятся менее прочными. Гиподинамия отрицательно влияет и на эмоционально-психическое состояние подростков, они становятся раздражительными и малообщительными, а затем вялыми и равнодушными к тому, что раньше вызывало радостные эмоции.

Научно доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают положительное влияние на нормальный рост и развитие ребенка. Правильно проводимые физические упражнения способствуют развитию таких положительных качеств, как самостоятельность и самообладание, внимание и умение сосредоточиваться, находчивость и мужество, выносливость и другие.

Занятия физкультурой и спортом не только помогают быть тренированным, подтянутым, не только способствуют снижению заболеваемости детей и подростков, но и способствуют более жизнерадостному восприятию окружающего мира, устойчивости к стрессам. Дети, которые дружат со спортом или занимаются физической культурой, обладают более высокой самооценкой, отличаются самоуважением, большей уверенностью в собственных силах.

Виды физических нагрузок и их влияние на организм.

Известно, что движение является основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Еще СП. Боткин отметил, что ни усиленный труд, ни форсированные, утомительные походы сами по себе не в состоянии вызвать расстройства здоровья, если нервные аппараты работают хорошо. И, наоборот, при недостатке движений наблюдается, как правило, ослабление физиологических функций, понижается тонус и жизнедеятельность организма.

Тренировки активизируют физиологические процессы и способствуют обеспечению восстановления нарушенных функций у человека. Поэтому физические упражнения являются средством неспецифической профилактики ряда функциональных расстройств и заболеваний, а лечебную гимнастику следует рассматривать как метод восстановительной терапии.

Физические упражнения воздействуют на все группы мышц, суставы, связки, которые делаются крепкими, увеличиваются объем мышц, их эластичность, сила и скорость сокращения. Усиленная мышечная деятельность вынуждает работать с дополнительной нагрузкой сердце, легкие и другие органы и системы нашего организма, тем самым повышая функциональные возможности человека, его сопротивляемость неблагоприятным воздействиям внешней среды. Регулярные занятия физическими упражнениями в первую очередь воздействуют на опорно-двигательный аппарат, мышцы. При выполнении физических упражнений в мышцах образуется тепло, на что организм отвечает усиленным потоотделением. Во время физических нагрузок усиливается кровоток: кровь приносит к мышцам кислород и питательные вещества, которые в процессе жизнедеятельности распадаются, выделяя энергию. При движениях в мышцах дополнительно открываются резервные капилляры, количество циркулирующей крови значительно возрастает, что вызывает улучшение обмена веществ.

Если же мышцы бездействуют — ухудшается их питание, уменьшаются объем и сила, снижаются эластичность и упругость, они становятся слабыми, дряблыми. Ограничение в движениях (гиподинамия), пассивный образ жизни приводят к различным предпатологическим и патологическим изменениям в организме человека. Физические нагрузки оказывают разностороннее влияние на организм человека, повышают его устойчивость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Диагностика и самодиагностика состояния организма

при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.

Прежде чем начать самостоятельно заниматься, нужно получить рекомендации по режиму физической подвижности у своего участкового врача. Затем, используя советы врачей или специалистов по физической культуре (или популярную методическую литературу), подобрать себе наиболее полезные виды упражнений. Заниматься следует регулярно, стараясь не пропускать ни одного дня. При этом необходимо систематически следить за своим самочувствием, отмечая все изменения, происходящие в организме до и после занятий физическими упражнениями. Для этого проводится диагностика или, если это возможно, самодиагностика. При её проведении тщательно фиксируются объективные показатели самоконтроля: частота сердечных сокращений, артериальное давление, дыхание, вес, антропометрические данные. Диагностика также применяется для определения тренированности занимающегося.

Оценка реакции сердечнососудистой системы проводится по измерению частоты сердечных сокращений (пульса), которая в покое у взрослого мужчины равна 70-75 ударов в минуту, у женщины – 75-80.

У физически тренированных людей частота пульса значительно реже – 60 и менее ударов в минуту, а у тренированных спортсменов – 40-50 ударов, что говорит об экономичной работе сердца. В состоянии покоя частота сердечных сокращений зависит от возраста, пола, позы (вертикальное или горизонтальное положение тела), совершаемой деятельности. С возрастом она уменьшается.
Нормальный пульс находящегося в покое здорового человека ритмичен, без перебоев, хорошего наполнения и напряжения. Ритмичным пульс считается, если количество ударов за 10 секунд не будет отличаться более чем на один удар от предыдущего подсчёта за тот же период времени. Выраженные колебания числа сердечных сокращений указывают на аритмичность. Пульс можно подсчитывать на лучевой, височной, сонной артериях, в области сердца.
Нагрузка, даже небольшая, вызывает учащение пульса. Научными исследованиями установлена прямая зависимость между частотой пульса и величиной физической нагрузки. При одинаковой частоте сердечных сокращений потребление кислорода у мужчин выше, чем у женщин, у физически подготовленных людей также выше, чем у лиц с малой физической подвижностью. После физических нагрузок пульс здорового человека приходит в исходное состояние через 5-10 минут, замедленное восстановление пульса говорит о чрезмерности нагрузки.

При физической нагрузке усиленная работа сердца направлена на обеспечение работающих частей тела кислородом и питательными веществами.
Под влиянием нагрузок объём сердца увеличивается. Так, объём сердца нетренированного человека составляет 600-900 мл, а у спортсменов высокого класса он достигает 900-1400 миллилитров; после прекращения тренировок объём сердца постепенно уменьшается.

Существует много функциональных проб, критериев, тестов-упражнений, с помощью которых производится диагностика состояния организма при физических нагрузках.

Формы физических занятий.

1. Проведение утренней гимнастики или прогулки.

2. Проведение физкультпаузы между уроками, на большой перемене и пр.

3. Пребывание на воздухе не менее 3,5 часов.

4. 5—6-разовое питание, витаминизация, два раза в году (ноябрь-декабрь, январь-февраль) общее УФ-облучение по ускоренной методике с дополнительным приемом аскорбиновой кислоты.

5. Закаливающие процедуры (обтирания, обливания, души, ванны, сауна и пр.).

Все учащиеся, занимающиеся физкультурой по государственным программам, на основе данных о состоянии их здоровья, физического развития и физической подготовленности делятся на три группы: основная, подготовительная, специальная.

K основной группе относят школьников без отклонений в состоянии здоровья, а также имеющих незначительные отклонения, при достаточном физическом развитии.

K подготовительной группе относят школьников без отклонений в состоянии здоровья, а также с незначительными отклонениями, при недостаточном физическом развитии.

K специальной медицинской группе относят школьников с отклонением в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующим ограничения физических нагрузок.

Для школьников подготовительной и специальной медицинских групп предусматривается ограничение объема физической нагрузки. Степень ограничения нагрузки зависит от состояния здоровья каждого школьника, его заболевания и других показателей.

Физическое воспитание школьников специальной медицинской группы проводится по особо разработанной программе.

Общие рекомендации по физическому воспитанию школьников

Основная группа. 1. Занятия по программе физического воспитания в полном объеме. 2. Сдача каких-либо нормативов. 3. Занятие в одной из спортивных секций, участие в соревнованиях.

Подготовительная группа. 1. Занятия по программе физического воспитания при условии более постепенного ее прохождения с отсрочкой сдачи контрольных испытаний (нормативов) и норм на срок до одного года. 2. Занятия в секции общей физической подготовки.

Специальная медицинская группа. 1. Занятия по особой программе или отдельным видам государственной программы, срок подготовки удлиняется, а нормативы снижаются. 2. Занятия лечебной физкультурой.

Следует заметить, что перевод из одной группы в другую производится при ежегодном медицинском обследовании школьников. Переход из специальной медицинской группы в подготовительную возможен при условии положительных результатов лечения и успехов при занятиях физкультурой, закаливании, то есть при наличии положительной динамики.

Основное содержание работы.

Смысл моей исследовательской работы заключался в реакции организма (измерение основных показателей: пульс до начала работы и после, самочувствие, дыхание) на различные виды физической нагрузки в период зимних каникул с 30 по 14 января 2013 года.

Мною ежедневно проводились занятия физическими упражнениями, бегом на лыжах, катание на коньках и показатели фиксировались в таблице (Приложение № 1). Из данной таблицы можно констатировать, что если систематически выполнять разнообразную физическую нагрузку, организм к ней адаптируется и показатели, и самочувствие улучшаются.

Мне эта тема интересна и поэтому я буду её исследовать и в последующие годы, так как мой организм растет, развивается, значит и показатели после нагрузки будут изменяться.

Академические учебные занятия по физическому воспитанию в школе не более 3 часов в неделю не обеспечивают в достаточной мере необходимый объем двигательной активности учащихся. Пребывание школьников в течение учебного дня в основном в позе сидя требует длительного поддержания на высоком уровне тонуса мышц спины и шеи, что вызывает утомление этих мышц. Долгое и постоянное сохранение неизменной рабочей позы может стать причиной заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата, поэтому мы разработали рекомендации по оздоровительной физкультуре для девочек 11-12 лет. (Приложение № 2)

Под влиянием мышечных нагрузок увеличивается частота сердцебиений, мышцы сердца сокращаются сильнее, повышается артериальное давление. Это ведет к функциональному совершенствованию системы кровоснабжения. Во время мышечной работы увеличивается частота дыхания, углубляется вдох, усиливается выдох, улучшается вентиляционная способность лёгких. Постоянные физические упражнения способствуют увеличению массы скелетной мускулатуры, укреплению связок, суставов, росту и развитию костей.

Физические упражнения окажут положительное воздействие, если при занятиях будут соблюдаться определенные правила. Необходимо следить за состоянием здоровья - это нужно для того, чтобы не причинить себе вреда, занимаясь физическими упражнениями. Если имеются нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы, упражнения, требующие существенного напряжения, могут привести к ухудшению деятельности сердца. Не следует заниматься сразу после болезни. Нужно выдержать определенный период, чтобы функции организма восстановились, - только тогда физкультура принесет пользу.

В целях сохранения и укрепления здоровья детей необходимо увеличение двигательной активности, ведение подвижного образа жизни. При этом важно учитывать, что физические нагрузки не безразличны для ребёнка, должны быть правильно организованы и дозированы и зависят от возраста. Раннее начало занятий спортом может оказать неблагоприятное влияние на рост и развитие ребенка.

Список литературы

Читайте также: