Вклад усовой в дидактику детского сада доклад
Обновлено: 03.05.2024
В теории советской дошкольной педагогики и в практике работы детских садов под обучением понималась совместная форма деятельности детей во всех режимных моментах учебно-воспитательной работы детского сада. На обязательных занятиях детям давались задания (рисовать, лепить, рассказывать и т.д.), методика же выполнения заданий предполагала, что ребенок сам найдет пути и способы их решения. Его не обучали способам действия, тому, как он должен выполнять задание.
Под руководством А.П. Усовой сотрудники сектора дошкольного воспитания АПН РСФСР разработали теоретические основы обучения в детском саду и определили программу того, что должно было быть усвоено детьми за время их пребывания в детском саду. Во время обязательных занятий у всех детей, должны быть сформированы элементы учебной деятельности, необходимые будущему школьнику.
Усова разработала положение о двух уровнях знаний, которыми могут овладевать дошкольники. К первому уровню она относила те элементарные знания, которые приобретаются стихийно, в процессе игр, жизненных наблюдений и общения с окружающими; ко второму - более сложные знания и умения, усвоение которых возможно только в процессе целенаправленного обучения. Считала, что овладение теоретическими знаниями на специально организованных занятиях необходимо и играет важную роль в умственном развитии ребенка.
А.П. Усова обращала внимание на необходимость ограниченного применения специальных учебных занятий, сочетания их с другими формами педагогической работы - организованной игрой и доступной дошкольникам трудовой деятельностью.
Занимаясь исследованием игры, А.П. Усова настаивала на том, что играми малышей необходимо руководить и такое руководство может быть эффективным лишь в том случае, если основывается на глубоком понимании природы игры и на знании возможностей, потребностей и склонностей детей, объединившихся для совместной игры. Здесь особое значение приобретают не прямое поучение, а косвенные, методы педагогического воздействия, способы организации жизни и деятельности детского сообщества, для чего воспитателю необходимо проникнуться его настроениями и замыслами, обогащая содержание детской деятельности и совершенствуя формы коллективных взаимоотношений между детьми в соответствии с задачами воспитания.
Педагогически значимым является сюжет игры, т.е. содержание, события окружающей среды, которые дети изображают в своей игровой деятельности, а также уровень реальных взаимоотношений детей в игре. А.П. Усова впервые определила особенности этих взаимоотношений и их влияние на становление детского коллектива, на формирование общественных качеств детской личности. В игре же дошкольники контактируют между собой по
собственной инициативе, строят свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с особенностями и интересами друг друга, учатся считаться с ними в совместной деятельности. Это подлинная социальная практика ребенка, это его реальная жизнь в коллективе, в котором формируются общественные качества и моральное сознание детской личности. Направляя игру, воспитатель учит детей простым нравственным нормам, которые, будучи усвоены, становятся регуляторами коллективных взаимоотношений, помогают справедливо решать возникающие споры и повышают моральный уровень детского поведения.
Решая проблему сенсорного воспитания, АЛ. Усова пришла к выводу, что, для того чтобы ребенок успешно развивался в умственном отношении, надо организовать его чувственный опыт, развить его сенсорные способности. Исследования в области сенсорного воспитания, проходившие под руководством А.П. Усовой, обогатили теорию дошкольной педагогики, важны они и по своей практической значимости.
Исследования А.П. Усовой легли в основу программно-методических документов по дошкольному воспитанию в отечественной и зарубежной практике.
В центре научных исследований Н.П. Сакулиной - формирование обобщенных представлении у дошкольников в процессе изобразительной деятельности, а также задачи, содержание и методы эстетического воспитания в детском саду. Сакулина разработала периодизацию развития изобразительной деятельности в детском возрасте, на основе которой были созданы программы по художественному воспитанию в дошкольных учреждениях. Решение задач сенсорного и эстетического воспитания стремилась соединить с практикой умственного и нравственного воспитания на основе использования творческой художественной деятельности детей.
1. Восприятие и связанное с ним представление. Чтобы научиться изображать, надо овладеть особым способом восприятия: видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в единстве), а форму - в тоже время в сочетании деталей (строение, цвет, положение в пространстве, относительную величину).
2. Овладение средствами графического воплощения образа (овладение комплексом умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных отношений, положения в пространстве).
3. Овладение техникой рисунка. Технические умения и навыки тесно связаны с графическими, являются их составной частью.
Из трех компонентов способности к изображению центральным является второй - овладение графическими умениями.
Для успешного развития способности к изображению необходимо иметь задатки в области зрительных и осязательных ощущений и двигательной сферы - владение мелкими и дифференцированными движениями рук (кисти руки, пальцы), отмечает Н.П. Сакулина.
В своей работе она выделяла показатель уровня развития способности к изображению - степень реальности изображения. Она подчеркивала, что способность к изображению в дошкольном возрасте не может развиваться в полной мере, и детские работы следует только приближать к Е-ОЗМОЖНО большей правдивости и полноте отражения реальной действительности.
Педагогические идеи Н.П. Сакулиной используются в практике современного дошкольного воспитания.
Лекция 25. Развитие педагогических идей,
теориивоспитания и образования на современном этапе
Основные лекционные вопросы:
25.1. Создание национальной системы образования Республики Беларусь.
25.2. Развитие образования с начала ХХ1 в. до настоящего времени.
25.3. Развитие педагогической мысли в Республике Беларусь в конце ХХ; - начале ХХ1 в.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Подготовила студентка группы
ДО 19-3
Дулкай Юлия Васильевна
Александра Платоновна Усова
основоположник современной дидактики детского сада
Биография.
Александра Платоновна Усова родилась (30 октября (11 ноября) 1898,на прииске Надеждинский Иркутской губернии – 16 июля 1965, г. Москва) – специалист по дошкольному воспитанию, основоположник современной дидактики детского сада, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР.
Усова разрабатывала теоретические основы обучения детей дошкольного возраста в детском саду и семье. Исследовала пути оптимизации подготовки их к поступлению в школу; ею заложены основы психолого-педагогической концепции готовности к школьному обучению. Под руководством Усовой исследовались проблемы содержания, форм и методов обучения в детском саду; результаты этих исследований нашли воплощение в программах воспитания в дошкольных учреждениях СССР.
Усова разработала положение о двух уровнях знаний, которыми могут овладевать дошкольники. К первому уровню она относила те элементарные знания, которые приобретаются стихийно, в процессе игр, жизненных наблюдений и общения с окружающими; ко второму – более сложные знания и умения, усвоение которых возможно только в процессе целенаправленного обучения.
Считала, что овладение теоретическими знаниями на специально организованных занятиях необходимо и играет важную роль в умственном развитии ребёнка. Усова, однако, предупреждала о необходимости ограниченного применения специальных учебных занятий, сочетания их с другими формами воспитательно-образовательной работы – педагогически организованной игрой и доступной дошкольникам трудовой деятельностью.
Значительный вклад Усова внесла в разработку проблем детской игры. Критиковала типичные ошибки воспитателей, которые либо предоставляют детям полную самостоятельность и никак не вмешиваются в детскую игру, либо, наоборот, подвергают игру чрезмерной регламентации и контролю. В руководстве игрой, по Усовой, решающее значение приобретают косвенные методы педагогического воздействия, основанные на предварительном изучении интересов, потребностей и склонностей детей. Усовой выявлен и проанализирован специфический пласт процессов и отношений, так называемых отношений по поводу игры, т.е. реальных социальных взаимодействий, которые возникают на фоне собственно игровых отношений, продиктованных избранным сюжетом и ролью. Усова впервые определила психологические особенности таких взаимоотношений и их влияние на формирование личности, становление детского коллектива.
Известный русский педагог А.П. Усова в послевоенный период создала новое направление в дошкольной педагогике. Она разработала дидактику детского сада. В ее педагогике основное внимание обращалось на развитие умственных и психофизических способностей ребенка.
А.П. Усова ставила перед дошкольным воспитанием особую задачу; придать дошкольному обучению развивающий характер. Поскольку, согласно диалектико-материалистической гносеологии и психологии, познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий, особое значение на ранних ступенях умственного развития приобретает сенсорное воспитание, формирование процессов слуха, осязания, зрения.
В связи с этим, под руководством А.П. Усовой лаборатория умственного воспитания (Н.Н. Поддъяков, Н.П. Сакулина) совместно с лабораторией возрастной психологии (Л.А. Венгер, Я.3. Неверович) разработали новую систему сенсорного воспитания в детском саду, которая являлась более совершенной, чем ранее известные дидактические системы Ф. Фребеля, М. Монтессори, и которая обеспечивала высокий уровень восприятия и наблюдения у дошкольников, что имело существенное значение для их последующего умственного развития. "Обучение основано на воспитании произвольного активного внимания, - писала она, - умения активно действовать, достигать результатов в своих действиях — все это требует от детей умственного и физического напряжения. Правильно установленная мера такой работы (а мы с полным основанием должны назвать это работой) возможна только тогда, когда обучение ведется в форме дидактически целесообразных занятий".
В организованном обучении А. П. Усова ставила вопрос о систематизации знаний для дошкольников, по при этом предлагала учитывать не только формирование у детей мыслительных способностей, но и учитывать их возрастные особенности. Она указывала, что "рассматривая обучение как систему постоянно повторяющихся воздействий на ребенка, образующих у него определенный дидактический стереотип, необходимо особенно требовательно подходить не только к отдельным элементам процесса обучения, но и к организации строгой периодичности знаний, правильного чередования с играми, нормирования их определённым временем".
Вопросы обучения детей до школы, наряду с вопросами физического воспитания в первые годы после воины составляли основное содержание дошкольной педагогики. Это обязывало улучшить воспитательную работу детского сада. Одна из основных задач дошкольных учреждений восстановительного периода была направлена на обеспечение подготовленности детей к обучению в школе.
На конкретном материале А. П. Усова раскрывает сущность обучения дошкольников, считая, что только при четкой систематизации усваиваемых детьми знаний и при правильно организованном процессе обучения дети могут значительно больше усвоить представлений, чем в процессе повседневной жизни. В организованном обучении и воспитании А. П. Усова большое место отводила родному языку. "Процесс обучения языку не может быть отделен от того объема знаний, который дети приобретают в непосредственном речевом общении со взрослыми. Только на фоне речевого развития детей может быть достигнут и успех в обучении". Таким образом, А.П. Усовой был сделан значительный шаг вперед в области умственного воспитания дошкольников.
Усова Александра Платоновна – известный советский педагог, специалист по дошкольному воспитанию, член-корреспондент АПН, доктор педагогических наук.
В своей педагогической деятельности занималась основными проблемами детского сада. Областью её исследований были: обучение дошкольников, сенсорное воспитание, игра, народное творчество, организация педагогического процесса
1922 – 1938г.г. обучение в ЛГПИ им. А.И. Герцена и работа там же в качестве преподавателя.
С 1938 г. по 1941 г. заведовала кафедрой в педагогическом институте им. Н.К.Крупской. С 1942 г. по 1945 г. была заведующей Центрального научно-методологического кабинета по дошкольному воспитанию Министерства просвещения РСФСР. С 1945 г. работала в НИИ теории и истории педагогики.
Александра Платоновна внесли значительный вклад в разработку проблем детской игры. Она считала, что игра важна прежде тем, что способна организовать жизнь ребенка.
Критиковала типичные ошибки воспитателей, которые предоставляли детям полную самостоятельность и никак не вмешивались в детскую игру, либо, наоборот, подвергали игру чрезмерной регламентации и контролю.
Считала, что в руководстве игрой решающее значение приобретают косвенные методы педагогического воздействия, основанные на предварительном изучении интересов, потребностей и склонностей детей. Педагог должен умело направлять детскую игру, помогать развивать её, наполнять содержанием. В противном случае игра детям будет не интересна.
Александра Платоновна подвергала критике и не правильный подход педагогов к детской игре, которые оценивали ее только как средство воспитания. На самом деле, считала А.П.Усова, детская игра – это форма организации детской жизни и деятельности. Неправильное отношение к ней со стороны педагогов приводило на практике к вытеснению игры детей занятиями, организацией питания. За счет игры в детском саду вносились поправки в режим дня.
В своих исследованиях Александра Платоновна выявила и проанализировала специфический пласт процессов и отношений - отношений по поводу игры (реальные социальные взаимодействия, которые возникают на фоне собственно игровых отношений, продиктованных избранным сюжетом и ролью).
А.П.Усова впервые определила психологические особенности взаимоотношений на фоне игры и их влияние на формирование личности, становление детского коллектива. Она считала, что именно в игре как форме организации жизни и деятельности детей отражаются все существующие оттенки взаимоотношений, и педагогу следует это учитывать, пользуясь игрой организовывать воспитание общественных качеств (дружба, умение жить вместе, действовать совместно и др.) и личных качеств (жизнерадостность, справедливость, смекалка и др.).
Благодаря исследованиям и публикации в 1958 году книги «Обучение в детском саду А.П.Усова доказала целесообразность обучения дошкольников на занятиях и необходимости программы обучения. Александра Платоновна выявила сущность явления необучаемости у детей, объяснив это несформированностью учебной деятельности у них.
Читайте также: