Вклад усовой в дидактику детского сада доклад

Обновлено: 03.05.2024

В теории советской дошкольной педагогики и в практике работы детских садов под обучением понималась совместная форма деятельности детей во всех режимных моментах учебно-воспитательной работы детского сада. На обязательных занятиях детям давались задания (рисовать, лепить, рассказывать и т.д.), методика же выполнения заданий предполагала, что ребенок сам найдет пути и способы их решения. Его не обучали способам действия, тому, как он должен выполнять задание.

Под руководством А.П. Усовой сотрудники сектора дошкольного воспитания АПН РСФСР разработали теоретические основы обучения в детском саду и определили программу того, что должно было быть усвоено детьми за время их пребывания в детском саду. Во время обязательных занятий у всех детей, должны быть сформированы элементы учебной деятельности, необходимые будущему школьнику.

Усова разработала положение о двух уровнях знаний, которыми могут овладевать дошкольники. К первому уровню она относила те элементарные знания, которые приобретаются стихийно, в процессе игр, жизненных наблюдений и общения с окружающими; ко второму - более сложные знания и умения, усвоение которых возможно только в процессе целенаправленного обучения. Считала, что овладение теоретическими знаниями на специально организованных занятиях необходимо и играет важную роль в умственном развитии ребенка.

А.П. Усова обращала внимание на необходимость ограниченного применения специальных учебных занятий, сочетания их с другими формами педагогической работы - организованной игрой и доступной дошкольникам трудовой деятельностью.

Занимаясь исследованием игры, А.П. Усова настаивала на том, что играми малышей необходимо руководить и такое руководство может быть эффективным лишь в том случае, если основывается на глубоком понимании природы игры и на знании возможностей, потребностей и склонностей детей, объединившихся для совместной игры. Здесь особое значение приобретают не прямое поучение, а косвенные, методы педагогического воздействия, способы организации жизни и деятельности детского сообщества, для чего воспитателю необходимо проникнуться его настроениями и замыслами, обогащая содержание детской деятельности и совершенствуя формы коллективных взаимоотношений между детьми в соответствии с задачами воспитания.

Педагогически значимым является сюжет игры, т.е. содержание, события окружающей среды, которые дети изображают в своей игровой деятельности, а также уровень реальных взаимоотношений детей в игре. А.П. Усова впервые определила особенности этих взаимоотношений и их влияние на становление детского коллектива, на формирование общественных качеств детской личности. В игре же дошкольники контактируют между собой по
собственной инициативе, строят свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с особенностями и интересами друг друга, учатся считаться с ними в совместной деятельности. Это подлинная социальная практика ребенка, это его реальная жизнь в коллективе, в котором формируются общественные качества и моральное сознание детской личности. Направляя игру, воспитатель учит детей простым нравственным нормам, которые, будучи усвоены, становятся регуляторами коллективных взаимоотношений, помогают справедливо решать возникающие споры и повышают моральный уровень детского поведения.

Решая проблему сенсорного воспитания, АЛ. Усова пришла к выводу, что, для того чтобы ребенок успешно развивался в умственном отношении, надо организовать его чувственный опыт, развить его сенсорные способности. Исследования в области сенсорного воспитания, проходившие под руководством А.П. Усовой, обогатили теорию дошкольной педагогики, важны они и по своей практической значимости.

Исследования А.П. Усовой легли в основу программно-методических документов по дошкольному воспитанию в отечественной и зарубежной практике.

В центре научных исследований Н.П. Сакулиной - формирование обобщенных представлении у дошкольников в процессе изобразительной деятельности, а также задачи, содержание и методы эстетического воспитания в детском саду. Сакулина разработала периодизацию развития изобразительной деятельности в детском возрасте, на основе которой были созданы программы по художественному воспитанию в дошкольных учреждениях. Решение задач сенсорного и эстетического воспитания стремилась соединить с практикой умственного и нравственного воспитания на основе использования творческой художественной деятельности детей.

1. Восприятие и связанное с ним представление. Чтобы научиться изображать, надо овладеть особым способом восприятия: видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в единстве), а форму - в тоже время в сочетании деталей (строение, цвет, положение в пространстве, относительную величину).

2. Овладение средствами графического воплощения образа (овладение комплексом умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных отношений, положения в пространстве).

3. Овладение техникой рисунка. Технические умения и навыки тесно связаны с графическими, являются их составной частью.

Из трех компонентов способности к изображению центральным является второй - овладение графическими умениями.

Для успешного развития способности к изображению необходимо иметь задатки в области зрительных и осязательных ощущений и двигательной сферы - владение мелкими и дифференцированными движениями рук (кисти руки, пальцы), отмечает Н.П. Сакулина.

В своей работе она выделяла показатель уровня развития способности к изображению - степень реальности изображения. Она подчеркивала, что способность к изображению в дошкольном возрасте не может развиваться в полной мере, и детские работы следует только приближать к Е-ОЗМОЖНО большей правдивости и полноте отражения реальной действительности.

Педагогические идеи Н.П. Сакулиной используются в практике современного дошкольного воспитания.

Лекция 25. Развитие педагогических идей,
теориивоспитания и образования на современном этапе

Основные лекционные вопросы:

25.1. Создание национальной системы образования Республики Беларусь.

25.2. Развитие образования с начала ХХ1 в. до настоящего времени.

25.3. Развитие педагогической мысли в Республике Беларусь в конце ХХ; - начале ХХ1 в.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовила студентка группы ДО 19-3 Дулкай Юлия Васильевна

Описание презентации по отдельным слайдам:

Подготовила студентка группы ДО 19-3 Дулкай Юлия Васильевна

Подготовила студентка группы
ДО 19-3
Дулкай Юлия Васильевна

Александра Платоновна Усова основоположник современной дидактики детского сад.

Александра Платоновна Усова
основоположник современной дидактики детского сада
Биография.

Александра Платоновна Усова родилась (30 октября (11 ноября) 1898,на прииске Надеждинский Иркутской губернии – 16 июля 1965, г. Москва) – специалист по дошкольному воспитанию, основоположник современной дидактики детского сада, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР.

Усова разрабатывала теоретические основы обучения детей дошкольного возраста.

Усова разрабатывала теоретические основы обучения детей дошкольного возраста в детском саду и семье. Исследовала пути оптимизации подготовки их к поступлению в школу; ею заложены основы психолого-педагогической концепции готовности к школьному обучению. Под руководством Усовой исследовались проблемы содержания, форм и методов обучения в детском саду; результаты этих исследований нашли воплощение в программах воспитания в дошкольных учреждениях СССР.

Усова разработала положение о двух уровнях знаний, которыми могут овладевать.

Усова разработала положение о двух уровнях знаний, которыми могут овладевать дошкольники. К первому уровню она относила те элементарные знания, которые приобретаются стихийно, в процессе игр, жизненных наблюдений и общения с окружающими; ко второму – более сложные знания и умения, усвоение которых возможно только в процессе целенаправленного обучения.

Считала, что овладение теоретическими знаниями на специально организованных з.

Считала, что овладение теоретическими знаниями на специально организованных занятиях необходимо и играет важную роль в умственном развитии ребёнка. Усова, однако, предупреждала о необходимости ограниченного применения специальных учебных занятий, сочетания их с другими формами воспитательно-образовательной работы – педагогически организованной игрой и доступной дошкольникам трудовой деятельностью.

Значительный вклад Усова внесла в разработку проблем детской игры. Критиковал.

Значительный вклад Усова внесла в разработку проблем детской игры. Критиковала типичные ошибки воспитателей, которые либо предоставляют детям полную самостоятельность и никак не вмешиваются в детскую игру, либо, наоборот, подвергают игру чрезмерной регламентации и контролю. В руководстве игрой, по Усовой, решающее значение приобретают косвенные методы педагогического воздействия, основанные на предварительном изучении интересов, потребностей и склонностей детей. Усовой выявлен и проанализирован специфический пласт процессов и отношений, так называемых отношений по поводу игры, т.е. реальных социальных взаимодействий, которые возникают на фоне собственно игровых отношений, продиктованных избранным сюжетом и ролью. Усова впервые определила психологические особенности таких взаимоотношений и их влияние на формирование личности, становление детского коллектива.

Известный русский педагог А.П. Усова в послевоенный период создала новое направление в дошкольной педагогике. Она разработала дидактику детского сада. В ее педагогике основное внимание обращалось на развитие умственных и психофизических способностей ребенка.

А.П. Усова ставила перед дошкольным воспитанием особую задачу; придать дошкольному обучению развивающий характер. Поскольку, согласно диалектико-материалистической гносеологии и психологии, познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий, особое значение на ранних ступенях умственного развития приобретает сенсорное воспитание, формирование процессов слуха, осязания, зрения.

В связи с этим, под руководством А.П. Усовой лаборатория умственного воспитания (Н.Н. Поддъяков, Н.П. Сакулина) совместно с лабораторией возрастной психологии (Л.А. Венгер, Я.3. Неверович) разработали новую систему сенсорного воспитания в детском саду, которая являлась более совершенной, чем ранее известные дидактические системы Ф. Фребеля, М. Монтессори, и которая обеспечивала высокий уровень восприятия и наблюдения у дошкольников, что имело существенное значение для их последующего умственного развития. "Обучение основано на воспитании произвольного активного внимания, - писала она, - умения активно действовать, достигать результатов в своих действиях — все это требует от детей умственного и физического напряжения. Правильно установленная мера такой работы (а мы с полным основанием должны назвать это работой) возможна только тогда, когда обучение ведется в форме дидактически целесообразных занятий".

В организованном обучении А. П. Усова ставила вопрос о систематизации знаний для дошкольников, по при этом предлагала учитывать не только формирование у детей мыслительных способностей, но и учитывать их возрастные особенности. Она указывала, что "рассматривая обучение как систему постоянно повторяющихся воздействий на ребенка, образующих у него определенный дидактический стереотип, необходимо особенно требовательно подходить не только к отдельным элементам процесса обучения, но и к организации строгой периодичности знаний, правильного чередования с играми, нормирования их определённым временем".

Вопросы обучения детей до школы, наряду с вопросами физического воспитания в первые годы после воины составляли основное содержание дошкольной педагогики. Это обязывало улучшить воспитательную работу детского сада. Одна из основных задач дошкольных учреждений восстановительного периода была направлена на обеспечение подготовленности детей к обучению в школе.

На конкретном материале А. П. Усова раскрывает сущность обучения дошкольников, считая, что только при четкой систематизации усваиваемых детьми знаний и при правильно организованном процессе обучения дети могут значительно больше усвоить представлений, чем в процессе повседневной жизни. В организованном обучении и воспитании А. П. Усова большое место отводила родному языку. "Процесс обучения языку не может быть отделен от того объема знаний, который дети приобретают в непосредственном речевом общении со взрослыми. Только на фоне речевого развития детей может быть достигнут и успех в обучении". Таким образом, А.П. Усовой был сделан значительный шаг вперед в области умственного воспитания дошкольников.


Усова Александра Платоновна – известный советский педагог, специалист по дошкольному воспитанию, член-корреспондент АПН, доктор педагогических наук.

В своей педагогической деятельности занималась основными проблемами детского сада. Областью её исследований были: обучение дошкольников, сенсорное воспитание, игра, народное творчество, организация педагогического процесса

1922 – 1938г.г. обучение в ЛГПИ им. А.И. Герцена и работа там же в качестве преподавателя.

С 1938 г. по 1941 г. заведовала кафедрой в педагогическом институте им. Н.К.Крупской. С 1942 г. по 1945 г. была заведующей Центрального научно-методологического кабинета по дошкольному воспитанию Министерства просвещения РСФСР. С 1945 г. работала в НИИ теории и истории педагогики.

Александра Платоновна внесли значительный вклад в разработку проблем детской игры. Она считала, что игра важна прежде тем, что способна организовать жизнь ребенка.

Критиковала типичные ошибки воспитателей, которые предоставляли детям полную самостоятельность и никак не вмешивались в детскую игру, либо, наоборот, подвергали игру чрезмерной регламентации и контролю.

Считала, что в руководстве игрой решающее значение приобретают косвенные методы педагогического воздействия, основанные на предварительном изучении интересов, потребностей и склонностей детей. Педагог должен умело направлять детскую игру, помогать развивать её, наполнять содержанием. В противном случае игра детям будет не интересна.

Александра Платоновна подвергала критике и не правильный подход педагогов к детской игре, которые оценивали ее только как средство воспитания. На самом деле, считала А.П.Усова, детская игра – это форма организации детской жизни и деятельности. Неправильное отношение к ней со стороны педагогов приводило на практике к вытеснению игры детей занятиями, организацией питания. За счет игры в детском саду вносились поправки в режим дня.

В своих исследованиях Александра Платоновна выявила и проанализировала специфический пласт процессов и отношений - отношений по поводу игры (реальные социальные взаимодействия, которые возникают на фоне собственно игровых отношений, продиктованных избранным сюжетом и ролью).

А.П.Усова впервые определила психологические особенности взаимоотношений на фоне игры и их влияние на формирование личности, становление детского коллектива. Она считала, что именно в игре как форме организации жизни и деятельности детей отражаются все существующие оттенки взаимоотношений, и педагогу следует это учитывать, пользуясь игрой организовывать воспитание общественных качеств (дружба, умение жить вместе, действовать совместно и др.) и личных качеств (жизнерадостность, справедливость, смекалка и др.).

Благодаря исследованиям и публикации в 1958 году книги «Обучение в детском саду А.П.Усова доказала целесообразность обучения дошкольников на занятиях и необходимости программы обучения. Александра Платоновна выявила сущность явления необучаемости у детей, объяснив это несформированностью учебной деятельности у них.

Читайте также: