Болота кировской области доклад

Обновлено: 18.05.2024

Салама́тьевское болото расположено в Верхнекамском районе Кировской области, в 15 км к северо-западу от поселка Кай, в 1,7 км к северу от деревни Южаки у самой границы с Пермским краем на водоразделе реки Камы и её притока р. Порыш. Площадь болота 10556 га.

По характеру рельефа Верхнекамский район в основном представляет собой холмистую равнину; северная часть относится к южным отрогам возвышенности Северные Увалы с абсолютными отметками 150–180 м над уровнем моря, понижающимися в речных долинах до 125 м. Южнее располагается Ожмегово-Кирсинская водноледниковая ложбина, с мощными отложениями песков, переслаиваемых мелкими глинистыми частицами, принесёнными талыми ледниковыми водами. Заболоченность Верхнекамского района достигает 40% общей площади; наиболее крупные болота: Дымное, Волменское, Саламатьевское, Кайсинское.

Район расположен в зоне средней тайги и относится к северной агроклиматической зоне Кировской области, наиболее холодной и влажной. Средняя температура июля +15,5°С, а самого холодного месяца, января, -13,3°С, хотя иногда отмечаются морозы до -30…-40°С. В среднем за год выпадает около 630 мм осадков, преимущественно летом и осенью. Вегетационный период здесь самый короткий в области (153–157 дней), безморозный период 105–110 дней. Таким образом, избыточное увлажнение при недостаточной теплообеспеченности и наличии водоупорных пород обеспечивает заболачивание больших площадей водораздельных пространств.

Согласно районированию болот болотный массив относится к Восточно-Европейской провинции зоны верховых сосново-сфагновых и низинных травяных болот. По всей провинции преобладают верховые сосново-сфагновые болота с ярусом кустарничков из мирта болотного, багульника, клюквы, с пушицей и господством сфагновых мхов. Также встречаются низинные травяные болота и облесённые, с сосной, елью, ольхой и берёзой в древесном ярусе.

Саламатьевское болото включает комплекс верховых олиготрофных, переходных и низинных облесённых болотных урочищ. Широко распространены берёзово-сосновые, берёзово-еловые кустарничково-осоково-сфагновые переходные сообщества. В них хорошо выражен древостой из невысоких деревьев сосны, ели, берёзы, ольхи серой, ивы козьей. Благодаря кочковатому микрорельефу растительный покров болота носит преимущественно мозаичный характер. На невысоких кочках, образующихся около стволов деревьев и пней, растут кустарнички (болотный мирт, голубика, багульник, клюква) и сфагновые мхи, характерные для верховых болот, а также лесные виды: брусника, черника, зелёные мхи. В межкочечных понижениях преобладают крупные осоки (осока сытевидная), а также травы, характерные для низинных болот: хвощ приречный, вахта трёхлистная, сабельник болотный. Из редких видов на южном пределе своего произрастания отмечена росянка английская. Также здесь распространены травяные и травяно-гипновые болотные сообщества низинного и переходного типов питания, в которых преобладают осоки (вздутая, чёрная, просяная, топяная, сытевидная, пузырчатая), хвощи, вейники, гипновые и сфагновые мхи.

Животный мир болота разнообразен – здесь обитают как обычные таёжные виды (лоси, бобры, лисы) так и редкие, занесенные в Красную книгу Кировской области: летучая мышь прудовая ночница, колонок, европейская норка; до 1990-х гг. отмечались заходы северного оленя. Характерно разнообразие птиц, в том числе краснокнижных (большая поганка, скопа, беркут, серый сорокопут, большой кроншнеп). Водно-болотные угодья представляют благоприятные места для гнездования гусей, на пролёте останавливаются лебеди.

Саламатьевское болото выполняет важные экологические функции благодаря питанию истоков рек, поддержанию гидрологического режима Камы. Антропогенное влияние незначительно – сбор ягод местным населением, охота.

Саламатьевское болото включено в список ценных болот как отвечающее критериям 1b, 2b, 1с, Рамсарской конвенции (расшифровку критериев см. в статье Конвенция о водно-болотных угодьях).

Верховое болото. Одно из крупнейших болотных угодий в Кировской области.

Места обитания редких видов животных и растений, таких как беркут, сапсан, орлан-белохвост, филин, белая куропатка, серый сорокопут, пальчатокоренник Траунштейнера и др.

По сложившемуся стереотипу, сформированному душещипательными кадрами из кинофильмов с жуткими историями, связанными с бездонными топями, образ болота встает перед глазами не в лицеприятном облике. Несколько другое видение и отношение у людей, побывавших на Кайском болоте.



Одна из достопримечательностей Подосиновского района – Кайское болото

В разные времена года, в течении суток и даже часов болото пронизывает ледяным ветром открытого пространства, уплотняя снег до прочности асфальта; золотится сосновыми перелесками на фоне лазурной выси; набухает от избытка весенней влаги, разливаясь вдоль течения ручьев и речек; умиротворенно слушает неумолкающий гомон перелетных птиц; хмурится, гоняя тучи над вершинами низкорослых сосенок и грозит раскатами грома; манит желтой спелостью морошки, одаривает россыпями спелой клюквы.

В 1719 году Вятская земля и Кайгородский уезд образовали Вятскую провинцию Сибирской губернии, которая состояла из семи округов: Хлыновского, Слободского, Котельнического, Орловского, Шестаковского, Кунгурского и Кайгородского. По ревизии 1795 года Кайский край стал подразделяться на Волокитинскую и Лойнскую волости. В 1802 году территория Кайгородского уезда отходит частью к Слободскому, частью - к Глазовскому уездам. Кайгород исключается из числа городских поселений, становится заштатным, а затем 11 января 1854 года переименовывается в село Кай.

Край издавна славился наличием огнеупорной глины, золота и залежей железной руды. Люди рыли котлованы под пруды, строили плотины, домны, добывали руду, заготовляли лес и готовили древесный уголь. На пяти металлургических заводах Кайгородского уезда в 80-е годы восемнадцатого века из 1667 рабочих было 1320 вольнонаемных (82%) и 305 крепостных (18%). Заводчики заботились о привлечении на производство специалистов-доменщиков, рудознатцев, кузнецов, углежогов. Процесс производства железа на первых порах был самым примитивным, как на старых тульских и уральских заводах. В кричный горн на слой горящего древесного угля укладывались чугунные чушки, выплавленные в домнах. Металл плавился и под воздействием высокой температуры терял вредные примеси, которые, окисляясь, переходили в шлак. Жидкий металл стекал на пол горна, образуя там своеобразный ком, который назывался крицей. Рабочие на наковальнях потом мяли крицу до тех пор, пока ее масса не становилась однородной, легко поддающейся ковке. Руду в рудниках заготовляли в основном в зимнее время, когда болотистая почва смерзалась, и добыча была менее опасным занятием. Запасы руды по всему верхнему течению Вятки, хотя и были огромными, но нигде не залегали мощными пластами. На таких маломощных месторождениях разработка велась примитивным способом - "дудками", то есть небольшими колодцами. Отправлять готовую продукцию на ярмарки в Нижний Новгород, Хлынов и другие города можно было лишь раз в году - весной по большой воде. Весеннему сплаву придавалось большое значение. Если баржа с металлом садилась на мель, труд всего года мог остаться без оплаты.

Преобладающей системой обработки земли стало трехполье, но в отдельных случаях сохранялась и подсечно-огневая система. Основными зерновыми культурами в крае были озимая рожь, ячмень, овес.

В году 1871 в кайской волости лесорубов 730 человек, дроворубов - 90, лоцманов-10, сплавщиков-80, лодочников (мастеров по изготовлению лодок) - 6. Крестьяне занимались извозом. Силами извозчиков хлеб из Глазова поступал на Кайскую пристань, а чугунные заготовки с Кирсинского чугуннолитейного - на Песковский железоделательный заводы. Плата за провоз груза от реки Вятки до кайгородской пристани составляла 13 копеек за пуд. Из конечных точек назначения суда-коломенки не возвращались, а продавались там, поэтому их строили каждый раз заново, и судостроение стало традиционным занятием для заводских поселков.

В крае издревле развивались такие домашние промыслы, как ткачество, плетение лаптей, корзин, кузнечное и гончарное производства,.занимались разработкой огнеупорной глины - бадьяновской и анненской. В Каю в 8 домах работали 23 человека по изготовлению всевозможных глиняных горшков.

В Кайском крае вся одежда была домотканой. Самым распространенным материалом для изготовления ткани был лен. Прядением и ткачеством занимались исключительно женщины. Для покраски холстов использовалась кора деревьев и отжим из свежих трав. Зимняя верхняя одежда - это пониток (тканая из шерстяных и льняных ниток), зипун и полушубок; летняя - шабур, сшитый из белого холста и окрашенный в синий цвет. Нарядные головные уборы у молодых женщин - наколка, у более взрослых и пожилых - шамшира. Девицы на увеселительные сборища всегда являлись в ситцевых сарафанах с непокрытой головой, с заплетенной косой, украшенной лентами. Замужним женщинам с непокрытой головой ходить было неприлично. Праздничный сарафан - китайник - украшался кружевами спереди и сзади.

Самым древним видом одежды считалась рубаха. Женская рубаха отличалась от мужской длиной и более богатой отделкой. И крестьянки, и горожанки, и даже дворянки носили одного покроя рубахи. Разница была только в качестве ткани. Порядок украшения женских рубашек сложился еще в языческие времена и строго соблюдался на протяжении веков. Одежда украшалась ручной вышивкой, тесьмой, аппликацией, лентой, цветными кружевами не только ради красоты. Орнаменты - обереги, расположенные по краям, по народному поверью, защищали открытые участки тела от злых духов.

Мужская рубаха менее украшена, но и к ней относились с должным уважением и вниманием. Особое значение ей придавали в различных древних обрядах и работах. Если сеяли лен - надевали чистую льняную рубашку, расшитую орнаментами, если коноплю - рядились в посконные порты (штаны). Обязательным было ношение пояса. Считалось зазорным показаться на людях без пояса. Его снимали только во время гадания, потому как он считался оберегом от нечистой силы. Провожая покойника в последний путь, его тоже опоясывали. Из поколения в поколение девушки дарили возлюбленным пояса с вышитыми на них дорогими именами, наставлениями, молитвами. Женщины носили пояс высоко, под грудь, мужчины подвязывали его ниже поясницы. Кафтаны, чапаны, шубы подпоясывали кушаками, шерстяными или шелковыми.

Основной крестьянской обувью, как и везде в России, были лапти. Будничные лапти плели из грубого широкого лыка, куда наряднее выглядели розовые лапти из вязового лыка. Такими они становились после опускания их в горячую воду. Липовое лыко драли весной или самом начале лета, когда оно легче снимается. Потом с отмоченного в теплой воде лыка соскабливали кору и получали луб. В лапотном ряду была своя классификация: в зависимости от числа полос лыка, применявшихся для плетения, они делились на пятерики, шестерики, семерики. Отправляясь на покос, обували лапти, не удерживающие воду - рачки. Для работы по хозяйству осенью и весной, когда грязь, удобны были ступни, напоминавшие галоши. Веревочные лапти - чуни надевали дома или для работы в поле в жаркую погоду. Самыми захудалыми считались коверзни. Держались лапти на оборах - кожаных узких ремешках или веревочках из конопляного волокна (моченцах). Ноги обворачивали для тепла в холщевые портянки, затем в суконные онучи. В середине девятнадцатого века лапти в Каю стоили 3 копейки, сапоги - несколько рублей, и большинству крестьян они были недоступны.

Говор кайцев отличается от вятского. Например, кайцы скажут по-пермяцки "че", а вятчане "ште" или "ще". Кайцы отличаются и наружностью."

Исследователь М.Куротепов пишет о них:

"Мужской пол отличается мускулистым сложением, широкими плечами, пышными мягкими волосами на голове и клинообразной редкой бородой. Но как у пожилых мужчин, так и так и у пожилых женщин от постоянного употребления бражки конец носа красный. Напиток этот составляет особенность местного края. Крестьяне так любят бражку, что почти весь овес, какой имеют, употребляют на нее."

Обряд похорон в Кайгороде почти не отличался от подобных мероприятий в других местах центральной России. Перед смертью уходящего в мир иной соборовали. В передний угол комнаты ставили зажженую свечу и чашку с водой, чтобы душа по пути окунулась в ней и смыла грехи. Гроб делали после смерти. Покойника обмывали, одевали в смертную одежду, в гроб настилали листья от березовых веников, под голову клали целый веник, приговаривая: "Любил (имя) попариться-то!" Тело покойника родные везли для отпевания в церковь. После отпевания тело хоронят, а родные собираются на поминки. Кладбище, как единое место захоронений, было не во всех селах и деревнях. Например, в Кае хоронили в семи местах: у церквей, на Кашиной Горе, на пустырях и окраине. Места эти не огораживались и могильные насыпи не делались. Казненных преступников и нищих, которых никто не желал предать честному погребению, сваливали в глубокие ямы - так называемые "убогие дома", заваливали их сучьями, жердями от зверья (до сих пор часть современного кладбища в Кае называется "Убогий" или "убовый дом"). Отпевали их, а также всех заложных покойников, сгинувших не "своей смертью" (погибших, покончивших с собой, умерших от пьянства, утонувших, а также колдунов), только раз в году, в Семик. После этого ямы закапывали и рыли новые для других "заложных покойников". Четверговый Семик назывался крестьянским, на котором "семикуются" все прихожане из окрестных деревень, субботний - мещанским. На кладбище в этот день после панихиды по умершим происходили поминки с брагой и снедью.

Свадебные традиции в Кайгороде сложились издревле. Время свадеб начиналось после окончания полевых работ. Старинный свадебный обряд был такой: сватовство, сговор (рукобитье, малые смотрины), девичник (вечерка, большие смотрины, пропивка), баня, венчание и свадебный пир, отводины (хлебины). Для родителей жениха и невесты это был серьезный момент, готовиться к которому начинали задолго до свадьбы. Инициатива сватовства всегда исходила от родителей жениха. Обычно они не ставили сына в известность, что уже подыскали ему невесту. Девушка с первого раза не давала свату и свахе согласия на замужество - это считалось неприличным. Через несколько часов, обсудив с родителями свое положение в чужом доме, свою участь, девушка давала ответ: согласие или отказ. Если сватовство проходило удачно, назначался сговор. В назначенный день жених со сватом и родителями приезжали к невесте. Мужчины садились на одну лавку, женщины на другую. После недолгих разговоров с середи (кухни) выходила невеста ("показаться") и собирала на стол. Сначала она на подносе подавала чай жениху, затем остальным гостям. После чаепития родители молодых начинали "рядиться". Отец невесты просил жениха определенную сумму денег, и также зачастую купить дочери к свадьбе, например, шубу, платья и т.п. После оглашения цены гости выходили на крыльцо "пошептаться": обсудить невесту и выдвинутые условия. К мнению жениха прислушивались меньше всего. Если все возвращались в дом, значит, невеста понравилась и сговор продолжался. Если в сговоре что-то не устраивало, входил один сват "с отказом". В доме жених просит разрешение поговорить с будущей женой и, получив его, шел на середь для разговора с ней и матерью. Потом опять начинали торговаться, "просить приданное". А когда сходились в цене, "били по рукам" (рукобитье) и садились за стол: жених на "красное место", под иконы. Невеста ему подносила платок на блюде. Он, приняв платок, должен поцеловать невесту и усадить подле себя.

Далее следовал день смотрин, на котором к невесте собиралась родня жениха. За праздничным столом невеста одаривала каждого гостя либо полотенцем, либо двумя-тремя аршинами холста. Накануне свадьбы обязательно было проведение девичника. Опять приезжал жених со своими молодыми родственниками, невеста приглашала подружек. В некоторых деревнях девичник начинался на другой день после "рукобитья" и продолжался до самой свадьбы. Каждое утро девушки вставали до света и начинали петь и кричать что есть мочи "будить петухов", они помогали собирать невесте приданное, расчесывали ей волосы, а вечером, когда собиралась молодежь, пели песни для каждого мужчины в отдельности, где вспоминали заслуги его и его родни. За это мужчина должен был дать девушкам несколько копеек, если он не даст ничего, они ругали его или забирали у него какую-нибудь вещь.

За день до свадьбы, под вечер, подруги невесты, взяв ее с собой, вели в баню. После бани листья со своих веников, которыми они парились, подруги разбрасывали на тропинке. По этим листьям невеста шла к дому. Когда невесту одевали к венцу, она дарила ближайшим подружкам свои ленточки, что означало "раздавать красоту", чтобы подругам не сидеть в "вековухах". А родители подносили стакан вина свахе. Прибыв в церковь со свадебной процессией, сваха обязательно должна поднести зрителям "кроеное" блюдо, состоявшее из пряников и орехов. Существовало поверье: съевший "кроеное" не будет мучиться зубной болью. Желающих получить это угощение было предостаточно. Когда новобрачные во время венчания в церкви пойдут вокруг аналоя, находящиеся рядом прихожане стремились взять себе расшитый узорами кусок полотна или полотенце (подножник), на котором стояли молодые. Подножник после службы считался священным и приносил удачу. Особенно старались приобрести его охотники: имеющий такой подножник будет самым удачным на охоте. К венцу молодые ехали в разных санях, после венчания в одних.

Свадебный пир происходил в доме жениха. Его родители встречали молодых у крыльца с иконой, хлебом и солью. Мать укладывала каравай хлеба на голову невестки, та несла хлеб до стола, снимала с головы и откусывала краешек. Это для того, чтобы жить сытно и богато. До начала застолья свахи уводили невесту за занавес и "окручивали": снимали с головы подвенечное убранство, заплетали две косы и обвивали их вокруг головы. При заплетени косы просили у молодого деньги, которые вкладывали в волосы, "чтобы жилось богато". Голову покрывали красным платком, к невесте более зажиточных родителей еще наколку или шамшуру. Часто на колени молодой садили мальчика, чтобы первым ребенком у нее был сын. Пока переодевали молодую, дружки ездили за родителями невесты и ее приданным. Молодые на свадебном пиру не задерживались. Вскоре их с песнями и плясками провожали в подклеть (спальную), а пир продолжался до поздней ночи.

Второй день гулянья назывался "пироги". Утром "дружка" со свахой будили молодых. Они должны были выйти к гостям в "дареном". Если невеста была девственницей, жених катал по деревне тестя с тещей. В этот день с участием молодушки стряпали пироги. Гости всячески подшучивали над ней: в тесто подкладывали спички, камушки, бросали на пол мусор, заменяли полотенце грязными тряпками и прочее. Все веселились, ходили ряженными, пели песни.

Очень оригинальный обычай следовал на третий день. Вслед за молодыми в баню водили всех гостей попарно мужа с женой, кто был без жены или холостого с посторонними женщинами."

Подитожу: мускулистое сложение, клинообразная бородка, красный нос, льняные одежды, бражка, бурлачество и трехдневный свадебный ритуал с девичьими песнопениями, восхваляющими мужской род - отличительные черты кайцев.

Путь обратно пролегал через Йошкар-Олу и Новочебокарскую гидростанцию, разделившую Марийскую и Чувашскую Республики. Путешествие в Кай подходило к концу. Где-то в элитных научных лабораториях сейчас трудился талантливый башкирский ученый - профессор Мулдашев, неоднократно возглавлявший экспедиции на далекую тибетскую гору Кайлос, поразившей ученых неразгаданными тайнами и восточными мудростями. На Кайлосе Мулдашев обнаружил форму жизни людей-великанов. Ученые пришли к сенсационному выводу, обнаружив соответствие схемы древнейшего тибетского города и ДНК человека. Накопленный багаж новых знаний способствовал проведению сложнейшей операции по трансплантации человеческого глаза, уникальной и неповторимой в своем роде. О путешествии Мулдашев составил многотомный труд, в котором выдвинул гипотезу и назвал Кайлос гипербореей человечества. В книге есть маленький нюанс. Один из жителей Чувашии рассказал Мулдашеву о том, что в чувашском языке присутствуют понятия "кайлос" и "новый человек".

Чувашия. Федеральная трасса М7 "Москва - Уфа". Недалеко от Чебоксар дорогу пересекает речка Рыкша, впадающая в Цивиль или Чуыл, как называет ее летопись Гази-Бараджа. У дороги стоят три деревянных истукана метра по три ростом. Таких много в марийских и чувашских землях. Село Абашево на Рыкше. Старый казанский тракт раньше проходил сквозь деревню. Известно сразу несколькими "святыми источниками", сделавшими его центром паломничества. На окраине села курган с мемориальным камнем. Надписи едва читаются. Профессор Смолин в 1925-ом году проводил здесь раскопки древнего финно-угорского поселения. Оно датировалось примерно трехтысячным годом до нашей эры и состояло из одиннадцати курганов-захоронений, связанных общим капищем - местом сборищ, обрядов и ритуалов. Искупавшись и набрав воды в источнике, остановился у деревянных исполинов. Поставил им стаканчик с водой. Бабушкина бражка им больше пришлась бы по душе, но бражку я готовить не умел, а разговор по душам назрел. С полным незнанием ни одного из финно-угорских языков, я вряд ли мог рассчитывать на диалог, зато никто и перебивать не станет. Давайте поговорим, Тмутараканские болваны!


Кировская область обладает значительными водными ресурсами, основу которых составляют ресурсы речного стока и пресные подземные воды. В области насчитывается 19753 реки общей протяженностью 66,6 тыс. км. Большинство водотоков в области представлено ручьями и малыми реками, а большие реки – их верховьями.

Северные Увалы разделяют реки двух основных бассейнов – Северодвинского и Волжского. Большая часть области занята бассейном реки Вятки, впадающей в Каму на территории Татарстана. У р.Кама в Кировской области находится только верхнее течение.

Основная водная артерия области – р. Вятка общей протяженностью 1314 км. Наиболее крупные притоки Вятки: справа — Белая, Кобра, Летка, Великая, Молома, Пижма, Шошма; слева — Чепца, Быстрица, Воя, Кильмезь.
Крупными реками протекающими в пределах области являются также Луза, Юг, Ветлуга, Большая Кокшага, Немда, Ярань и др.

Общее количество озёр на территории области - 4,5 тыс. Вместе с прудами общее количество замкнутых водоёмов области составляет более 5,0 тыс. Самые крупные озёра: Акшубень – 85 га, Орловское – 63 га, Мусерское – 32 га. Самый глубокий водоём области Лежнинское озеро – 36,6 м глубиной. В Уржумском районе расположено уникальное озеро Шайтан.
Характерна высокая заболоченность северной половины области. В Верхнекамском районе заболоченность достигает 40% от общей площади. Крупнейшие болота: Волменское – 13,0 тыс.га, Саламатьевское – 10,6 тыс. га, Кайсинское – 10,5 тыс. га.

На территории области расположены 3 крупных водохранилища: Белохолуницкое 51 млн. м3, Омутнинское 32,5 млн. м3, Большое Кирсинское 18 млн. м3 и около 700 мелких водохранилищ и прудов. Суммарные ресурсы поверхностных вод оцениваются в 28,4 км3/год. Общий среднегодовой объем водопотребления поверхностных вод составляет 150 – 155 млн. м3, подземных – 30 – 35 млн. м3.

Качество воды в р. Вятка отличается повышенным содержанием железа общего, имеющего природный характер. Наиболее высокие концентрации загрязняющих веществ антропогенного происхождения сосредоточены в р. Вятке на участке от г. Слободского до г. Кирова, что обусловлено сосредоточением здесь основных промышленных предприятий, крупных городов области.

Общие эксплуатационные запасы подземных вод составляют 432,9 тыс. м3/сут., из них 328,0 подготовлены для промышленного освоения. Общие прогнозные ресурсы составляют 10214,7 тыс. м3/сут., степень разведанности - 4,24%.
Запасы минеральных подземных вод составляют 1161,9 м3/сут., они подготовлены к промышленному освоению. Запасы минеральных лечебных вод составляют 841,9 м3/сут.

Управление в сфере использования и охраны водных объектов на территории области осуществляет министерство охраны окружающей среды Кировской области при взаимодействии с территориальными федеральными природоохранными службами.


Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.


Озера в Кировской области довольно разнообразны по своей форме и размерам. Они имеют богатую ихтиофауну, что является приманкой для любителей рыбной ловли. Об озерах в Кировской области их истории, особенностях и связанных с ними интересных фактах рассказывается в этой статье.


Лежнинское озеро

Лежнинское (также Лежнино) является самым глубоким озером в Кировской области. Площадь его поверхности небольшая, она составляет порядка 0,04 км 2 . Водоем представляет из себя практически идеальную воронку, подобно кальдере вулкана. Средняя глубина озера составляет 15 м, однако, начиная с этой отметки, она резко возрастает, достигая точки почти 37 м.

Лежнинское озеро

Интересный факт, Лежнинское озеро — это не обычный водоем, а гидрологический памятник природы. Предположительно, озеро имеет такой вид происхождения, как карстово-суффозионное. Образовалось оно после того, как произошел обвал свода подземной пещеры-полости огромных размеров. Также существует версия, что оно образовано в результате удара упавшего метеорита.

Вода на мелководье в Лежнинском озере в Кировской области имеет зеленоватый и бирюзовый цвет и достаточно прозрачна, что привлекает сюда любителей дайвинга. Обитающие в озере лещи, окуни, щуки и плотва круглый год влекут сюда рыбаков. В водоеме также водятся раки, в связи с этим тут можно встретить тех, кто охотится именно на них. В теплое время года на озере много отдыхающих, есть дикие пляжи. Приятная прохлада водоема прекрасно освежает в сильную жару.

Орловское озеро

Орловское озеро в Кировской области расположено в Кирово-Чепецком районе. Площадь его поверхности также совсем небольшая и составляет 0,63 км 2 . Оно, как и Лежнинское озеро, является гидрологическим памятником природы, имеющим областное значение.

Орловское озеро

Данный водоем имеет форму овала, достигая в длину 550 м и в ширину 350 м. Озеро располагается на высоте 150 м над уровнем моря. Особенность водоема состоит в том, что на нем находится несколько небольших островов. На участке озера, который лежит на северо-западе, располагается пляж, который в летнее время года полностью занимают отдыхающие.

Озеро имеет илистое дно, но при этом до глубины около полутора метров вода прозрачная. В водоеме водится окунь, щука, карп, сом и плотва. Любители рыбной ловли круглый год приезжают на озеро за своим трофеем.

Озеро Шайтан

Описание озер Кировской области будет неполным, если не упомянуть о Шайтан-озере. Оно располагается в Уржумском районе, в южной его части. Как и два предыдущих водоема, это озеро относится к природным гидрологическим, а также геологическим природным памятникам.

Шайтан озеро

У этого озера карстовое происхождение, оно имеет сифонную циркуляцию. В водоеме существуют карстовые полости и трещины, которые заполнены водой. Через колодцы, имеющие вертикальную форму, полости (пещеры) и трещины больших размеров сообщаются между собой. В озере, на глубине, существуют напорные артезианские воды.

Также на этом водоеме существуют так называемые плавающие острова. На самом деле острова, находящиеся на озере, находятся на одном месте. Они покрываются слоем воды во время паводков или весной, когда тает снег и уровень воды поднимается.

Река Большая Кокшага

Описывая реки и озера Кировской области, следует рассказать о реке Большая Кокшага. Эта река протекает по территории таких районов, как Кировсая область и Марий Эл. Она имеет длину 294 км. Что касается площади ее бассейна, то он составляет 6330 км 2 . Большая Кокшага протекает вдоль хвойных и смешанных лесов, в некоторых местах присутствуют заболоченные участки.

Река Большая Кокшага

В реке водится густера, еще здесь можно выловить плотву, лещей, щук и окуней, что круглый год привлекает к водоему множество тех людей, что неравнодушны к рыбалке. Помимо этого, благодаря своим ее ландшафтным особенностям, на этой реке предпочитают сплавляться на лодках ценители экстремального отдыха.

В теплое время года у реки много отдыхающих, которые купаются в чистой речной воде. Вдоль реки находятся оборудованные и дикие пляжи. В оборудованных для отдыха пляжах предлагается широкий перечень услуг для активного отдыха. Открыт прокат катамаранов и скутеров, также можно совершить прогулку на катере и насладиться прекрасными пейзажами этих мест.

В Кировской области большое количество водоемов, поэтому невозможно рассказать о них в одной статье. Однако можно утверждать точно, что у многих людей есть возможность обнаружить вполне пригодные места для отдыха на озерах и реках в Кировской области.

Читайте также: