Вклад российских ученых в развитие теории и практики управления качеством доклад

Обновлено: 17.05.2024

Значительный вклад в формирование существующих подходов к управлению качеством внесли не только зарубежные, но и отечественные исследователи. При этом развитие шло параллельно: в чем-то приоритеты отдавались российским ученым, а в чем-то — их зарубежным коллегам.

Одной из первых форм управления качеством в Советском Союзе стала проверка изделий методом сортировки и разбраковки на годные и негодные. В те годы об управлении качеством в современном понимании еще не было и речи, однако зарождались его элементы, связанные с установлением требований к качеству, контролем за их соблюдением.

На ЦИТ были возложены задачи исследования, разработки и практического внедрения в промышленность наиболее совершенных и прогрессивных методов организации труда и производства, подготовки кадров и усовершенствования орудий труда. Разработанная его коллективом концепция трудовых установок включала три главных взаимосвязанных направления: 1) теорию трудовых движений в производственных процессах и организации рабочего места; 2) методику рационального производственного обучения; 3) теорию управленческих процессов.

Центральная проблема, которую решал коллектив ЦИТ во главе с А. К. Гастевым, заключалась в том, как развить в каждом работнике постоянную внутреннюю потребность в непрерывном совершенствовании своего труда. А.К. Гастев и его коллеги, понимая, что для решения этой задачи недостаточно использования одних внешних стимулов к производственному творчеству в виде премиальных систем, разработали специальную методику производственного обучения, ставшую краеугольным камнем всей концепции ЦИТ. На своих учебных базах в 170 городах в институте были подготовлены свыше полумиллиона рабочих остродефицитных профессий.

Данные правила, не теряя своей актуальности и в настоящее время, по сути дела закладывают основу управления качеством труда и как следствие — достижения (при соблюдении прочих необходимых условий) требуемого уровня качества конечного продукта деятельности организации (продукции или услуги).

Обобщая вклад А.К. Гастева в становление российской школы управления качеством, важно отметить, что опыт работы в дореволюционное время в период эмиграции на заводе Citroen в Париже, тщательное исследование и критическое использование подходов Тейлора, активная деятельность в ЦИТе, переписка с компанией Форда — все это в совокупности повседневной творческой деятельности привело его к формированию концепций, представляющих собой синтез передовой научно-технической мысли того времени и глубокого предвидения необходимых перемен.

Таким образом, в 20—30-х гг. XX в. несмотря на то, что управления качеством в современном его понимании еще не было, происходит процесс зарождения его истоков, таких, как выявление необходимости планирования и контроля качества; определение ответственности за результаты труда; научная организация труда; определение значимости перестройки сознания работника для улучшения качества результатов деятельности.

Останавливаясь на достижениях российской школы управления качеством, необходимо выделить следующие приоритетные направления, отражающие этапы ее становления и развития:

■ разработка методологических основ системного подхода к управлению качеством;

■ внедрение на отечественных предприятиях систем управления качеством;

■ формирование квалиметрии как области научных знаний;

■ развитие экономико-статистических методов исследования качества продукции;

■ разработка основ экономической теории качества;

■ разработка вопросов выявления и использования резервов управления качеством;

■ анализ затрат на управление качеством труда и продукции;

■ активное участие в деятельности Европейской организации по качеству и Международной организации по стандартизации.

Значительный вклад в становление и развитие теории и практики управления качеством внесли такие отечественные ученые, как Е.Г. Азгальдов, O.K. Антонов, А.В. Гличев, Б.В. Гнеденко, К.И. Клименко, М.И. Круглов, Д.С. Львов, В.И. Седов, В.И. Сиськов, А.И. Субетто, В.П. Панов, Д.Л. Томашевич, Я.Б. Шор, Л.Я. Шухгальтер и др. Этот список не исчерпывает имен тех, кто формировал и продолжает развивать науку о качестве.

Важнейшим звеном в творческом наследии В.В. Бойцова является развитие методов типизации технологических процессов на основе научно обоснованной классификации объектов производства, их автоматизации. Эти вопросы были рассмотрены, в частности, в контексте исследования качества производственных процессов конкретного предприятия — машиностроительного комплекса как своеобразной технической системы. В.В. Бойцов, отмечая усиление роли в науке и производстве сложных технических систем и опираясь на мировой и отечественный опыт, прогнозировал, что в ближайшем будущем в машиностроительной отрасли будет преобладать не массовое производство в его традиционном понимании (массовый выпуск малой номенклатуры изделий устойчивой конструкции), а производство широкого ассортимента постоянно обновляемой продукции, однородной лишь но основным конструктивно-технологическим параметрам. Номенклатура разнообразных изделий и моделей, выпускаемых одним заводом, будет неизменно увеличиваться.

В.В. Бойцов, рассматривая проблемы организации управления качеством изделий машиностроения, выделял возрастающее значение кибернетического подхода, сущность которого состоит в объединении разрозненных мероприятий в единую систему целеустремленных, постоянно осуществляемых действий на всех стадиях жизненного цикла изделий. Организация управления качеством с позиции кибернетического подхода может быть рассмотрена, по мнению ученого, в двух аспектах: структурном и функциональном [2].

При изучении методологических основ управления качеством изделий машиностроения В.В. Бойцов выдвигает следующие требования:

- необходимость выработки стратегии и критерия управления;

- наличие эффективной обратной связи, обеспечивающей наблюдение за реализацией стратегии управления качеством;

- необходимость учета роли человеческого фактора [2].

Большое внимание в своих работах В.В. Бойцов уделял вопросам формирования и функционирования систем качества, планирования качества продукции, стимулирования повышения качества, сертификации продукции.

На посту президента Международной организации по стандартизаций В.В. Бойцов был одним из инициаторов и участников создания системы стандартов ИСО серии 9000, получивших наибольшее распространение в мире. Он являлся представителем отечественной научной школы, непосредственно связанной с разработкой и внедрением в практику деятельности российских предприятий системного подхода к управлению качеством.

Одним из создателей теории управления качеством считается А.В.. Гличев — автор более 300 научных трудов в области эффективности летательных аппаратов оборонного и гражданского назначения, надежности, управления качеством, стандартизации и сертификации. И течение 20 лет он руководил Институтом стандартизации Госстандарта СССР — ВНИИС; избирался президентом и вице-президентом Европейской организации по качеству, возглавлял Российскую академию проблем качества.

Одним из достижений российской школы управления качеством является формирование квалиметрии. К концу 1960-х гг. группа научных работников (ГГ. Азгальдов, А.В. Гличев, З.Н. Крапивенский, Ю.П. Кураченко, Д.М. Шпекторов, В.П. Панов, М.В. Федоров) выявила общие методологические основы способов количественной оценки качества совершенно разных объектов. Теоретическое обобщение этих способов привело к формированию самостоятельной научной дисциплины — квалиметрии. В соответствии с выработанным подходом квалиметрия трактовалась как научная область, в рамках которой изучаются методология и проблематика комплексной количественной оценки качества объектов любой природы (одушевленных или неодушевленных; предметов или процессов; продуктов труда или продуктов природы; имеющих материальный или духовный характер) [1]. Учеными были сформулированы основные задачи квалиметрии [8]:

■ обоснование выбора показателей качества, отражающих цель исследования, особенности рассматриваемого процесса и управляющих им решений;

■ разработка методик определения численных значений выбранных показателей, выбор исходных данных и определение требований к точности последних;

■ разработка методик определения оптимальных значений показателей качества;

■ постановка и решение задач оптимизации параметрических рядов для обоснования выбора оптимальных стандартов и технических требований;

■ разработка принципов построения обобщенных показателей качества и обоснование условий их использования в задачах стандартизации и управления качеством;

■ использование статистических методов исследования и др.

По внутренней структуре квалиметрия подразделяется на теоретическую и прикладную. Теоретическая квалиметрия абстрагируется от конкретных объектов (предметов или процессов) и изучает только общие закономерности и математические модели, связанные с оценкой качества. Содержанием теоретической квалиметрии являются общие методологические проблемы количественной оценки качества, а также развитие математических методов, направленных на преодоление общих трудностей, характерных для многих конкретных методик и математических моделей, предназначенных для количественной оценки качества конкретных объектов разного вида и назначения.

Становление и развитие квалиметрии оказали существенное влияние на теорию и практику управления качеством. В настоящее время общепризнанным стало положение, что эффективное управление качеством возможно лишь при наличии достаточно точных и объективных методов его измерения и оценки. Это в свою очередь стимулирует развитие квалиметрии и использование ее методов.

Параллельно с квалиметрией получило развитие и другое направление в российской школе управления качеством — экономико-статистическое. Проблема статистического исследования качества продукции привлекала отечественных ученых на протяжении многих десятилетий. Так, в нашей стране еще в 1940—1950-х гг. усиленно разрабатывались статистические методы контроля и анализа качества продукции. И развитие этой области значительный вклад внесли В.И. Сиськов, Д.М. Длин, А.Я. Боярский, Я.И. Лукомский, Я.Б. Шор и др.

Впервые работы в этом направлении начали проводиться еще в 1930-х г. Центральным научно-исследовательским институтом кожевенной промышленности. В 1955 г. А.Я. Боярский сформулировал основы экономико-статистического направления в исследовании качества продукции. В начале 1964 г. НИИ Центрального статистического управления СССР было принято решение о разработке методики экономико-статистической оценки качества продукции. Во исполнение этого решения начали широко проводиться экспериментальные работы по экономико-статистической оценке качества продукции различных отраслей промышленности: шинной, нефтеперерабатывающей, подшипниковой, мукомольной и др.

Потребительское качество характеризуется определенным результатом потребления, полезностью вещи в процессе использования продукции потребителями. Система информации носит в этом случае экономический характер. Это срок службы изделия, выход полезного вещества из единицы данной продукции, надежность и т.д. С целью выявления потребительского качества проводятся различные лабораторные исследования и эксплуатационные испытания. Качество в этом случае рассматривается в рамках конкретной потребности, характеризуемой совокупностью определенных условий потребления.

В то же время информация о потребительском качестве продукции значительно оторвана от времени ее выпуска. Но в соответствии с рассматриваемой концепцией потребительское и производственное качества находятся во взаимосвязи. Качество характеризуется как степень, мера удовлетворения конкретной потребности в единице данного продукта в определенных условиях потребления, которая определяется совокупностью свойств продукции. Сводная экономико-статистическая оценка качества продукции основана на выявлении при помощи методов математической статистики связей потребительского качества с характеристиками производственного. При этом конкретный результат потребления зависит как от производственного качества, так и от условий потребления, поэтому зависимость результата потребления только от производственного качества считается неполной, т.е. корреляционной. Полученные корреляционные зависимости используются для прогноза показателей потребительского качества на основе изменений характеристик производственного качества в масштабах как предприятия, так и всего народного хозяйства.

На основе внедрения экономико-статистического направления были созданы предпосылки для разработки статистики качества продукции и формирования системы экономической информации о качестве продукции, играющей значительную роль в процессе управления качеством.

При этом представители исследуемого направления выделяют два важнейших условия эффективного управления качеством [19]:

1. органическое включение экономической информации в процесс управления качеством на предприятии-изготовителе;

2. обеспечение обратной связи между экономической информацией о качестве продукции, получаемой потребителем, и производственной информацией о качестве, получаемой изготовителем.

Экономико-статистическое направление в исследовании качества продукции оказало существенное влияние на формирование современных взглядов на экономическую информацию о качестве, систему статистических показателей качества, анализ резервов повышения качества.

Еще одно направление, сформировавшееся в российской науке управления качеством, получило название экономической теорим качества Наиболее яркими представителями данного направления являются Д.С. Львов, Л.А. Долгих, И.А. Березанский, В.И. Седов, Ю.А. Зыков, и Н.П. Макаркин, Ю.В. Богатин, Л.Б. Сульповар, М.Е. Ломазов и др.

Сущность экономического эффекта повышения качества продукции для изготовителей и потребителей, а также всего народного хозяйства в целом представлена на рис. 4.2.

РИС. 4.2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

В рамках экономической теории качества с середины 1960-х гг. в нашей стране повышенное внимание стало уделяться вопросам анализа затрат по функциям управления качеством. Значительный вклад в изучение этой проблемы внесли российские ученые А.В. Гличев, Л.Я. Шухгальтер, В.И. Сиськов, Б.Л. Бенцман, В.Н. Войтоловский, В.И. Седов, Я.Ш. Котликов, Л.Б. Сульповар, А.И. Улицкий, Е.С. Васильева, И.П. Цимбалов, В.И. Терещенко, А.С. Шерешевский, Е.М. Карлик, Ц.С. Демиденко и др.

В работах Е.М. Карлика и В.М. Шкловского затраты по обеспечению качества продукции подразделялись на затраты, связанные с обеспечением выпуска изделий планируемого качества и созданием изделий нового качества. При этом общие затраты включают затраты на гарантию качества и предупреждение дефектов, расходы же на создание изделий нового качества авторы рекомендовали определять по перечню мероприятий, реализация которых ведет к созданию таких изделий [10, с. 80-81|

И.Г. Резник и О.В. Олешко все затраты классифицируют по трем категориям [18, с. 31—32]:

1) расходы, связанные с выпуском продукции низкого качества;

2) расходы, связанные с оценкой уровня качества и контролем производства продукции;

3) расходы на управление качеством выпускаемой продукции.

Приведенные классификации свидетельствуют о разном подходе отдельных авторов к распределению затрат на качество, об отсутствии четких границ между категориями затрат.

Большое вникание в рамках данного направления исследований уделялось совершенствованию системы учета в производстве, нормативной базы и методов определения и анализа затрат на качество. Подчеркивалось, что прогрессивные показатели затрат на функции управления качеством должны определяться с учетом достижений научно-технического прогресса, а система учета таких затрат должна быть органически увязана с системой учета затрат в целом по предприятию.

Тесно взаимосвязаны с анализом затрат на качество выявление и использование резервов, способствующих повышению эффективности каждого предприятия и экономики в целом. Значительный вклад в изучение проблемы резервов производства внесли такие российские ученые, как Г.А. Пруденский, К.И. Клименко, Г.В. Теплов, О.Е. Каменицер, В.Н. Ганштак, П.А. Жуков, Л.Е. Стариков, Б.Л. Бенцман, В.М. Ларин, В.И. Сиськов и др.

Так, В.М. Ларин отмечал, что особенности резервов качества продукции состоят в том, что между истолкованием того или иного резерва и получением эффекта в народном хозяйстве часто существует значительный разрыв во времени. Это особенно характерно для изделий с длительными сроками использования. Кроме того, место реализации резервов повышения качества продукции и место получения эффекта, как правило, не совпадают. Например, в конструкцию изделия вносятся усовершенствования, которые повышают ее технологичность. В данном случае резерв использован на стадии проектирования, в то время как одна часть эффекта от этого получается в процессе производства, а другая часть — в процессе потребления. Поэтому В.М. Ларин считал, что основополагающим признаком классификации резервов качества должны быть направления совершенствования процесса воспроизводства продукции. При этом необходимо учитывать различное влияние отдельных стадий воспроизводственного процесса на формирование качественных характеристик продукции и их изменение [13].

В рамках данного направления широко разрабатывались методы выявления и использования резервов повышения качества продукции. Развитие этих исследований оказало существенное влияние на формирование комплексного подхода к управлению качеством и эффективностью в рамках отдельного предприятия и всего народного хозяйства в целом.

Таким образом, рассмотренные основные направления формирования и развития российской школы управления качеством позволяют сделать следующие выводы.

Российская школа управления качеством является одной из сильнейших в мире в теоретико-методологическом и методическом подходах к исследуемой проблеме. Если 1920—1930-е гг. характеризуются развитием стандартизации, форм и методов научной организации труда, то конец 1960-х, а также 1970-е гг. по праву можно назвать периодом расцвета российской школы управления качеством. Именно в это время формируется целая плеяда выдающихся ученых, чьи научные взгляды на долгие годы определили подходы к управлению качеством, причем не только в нашей стране, но и в мировом сообществе. При этом Россия, выступая в роли генератора идей, мозгового центра по разработке методологии управления качеством, в настоящее время вынуждена перенимать зарубежные подходы, родиной которых она же и является. Необходимо отметить приоритет российских ученых в разработке и внедрении системного подхода к управлению качеством, в формировании таких областей, как квалиметрия, экономико-статистическое исследование качества продукции, оценка эффективности повышения качества промышленной продукции. В отличие от зарубежных подходов российская школа управления качеством включает разноплановые и многообразные направления, взаимообогащающие и дополняющие друг друга. В те годы, когда рассмотренные направления только формировались, между их представителями шла острая дискуссия о правомочиях каждого из них. Время показало необходимость существования и активного внедрения в практику основных положений всех этих направлений в рамках системного подхода к управлению качеством.

Значительный вклад в формирование существующих подходов к управлению качеством внесли не только зарубежные, но и отечествен­ные исследователи. При этом развитие шло параллельно: в чем-то при­оритеты отдавались российским ученым, а в чем-то — их зарубежным коллегам.

Одной из первых форм управления качеством в Советском Союзе стала проверка изделий методом сортировки и разбраковки на годные и негодные. В те годы об управлении качеством в современном пони­мании еще не было и речи, однако зарождались его элементы, связан­ные с установлением требований к качеству, контролем за их соблю­дением.

На ЦИТ были возложены задачи исследования, разработки и прак­тического внедрения в промышленность наиболее совершенных и про­грессивных методов организации труда и производства, подготовки кад­ров и усовершенствования орудий труда. Разработанная его коллективом концепция трудовых установок включала три главных взаимосвязан­ных направления: 1) теорию трудовых движений в производственных процессах и организации рабочего места; 2) методику рационального производственного обучения; 3) теорию управленческих процессов.

Центральная проблема, которую решал коллектив ЦИТ во главе с А.К. Гастевым, заключалась в том, как развить в каждом работнике постоянную внутреннюю потребность в непрерывном совершенство­вании своего труда. А.К. Гастев и его коллеги, понимая, что для реше­ния этой задачи недостаточно использования одних внешних стиму­лов к производственному творчеству в виде премиальных систем, разработали специальную методику производственного обучения, ставшую краеугольным камнем всей концепции ЦИТ На своих учеб­ных базах в 170 городах в институте были подготовлены свыше полу­миллиона рабочих остродефицитных профессий.

Данные правила, не теряя своей актуальности и в настоящее вре­мя, по сути дела закладывают основу управления качеством труда и как следствие — достижения (при соблюдении прочих необходимых условий) требуемого уровня качества конечного продукта деятельно­сти организации (продукции или услуги).

Обобщая вклад А.К. Гастева в становление российской школы уп­равления качеством, важно отметить, что опыт работы в дореволюци­онное время в период эмиграции на заводе Citroen в Париже, тщатель­ное исследование и критическое использование подходов Тейлора, активная деятельность в ЦИТе, переписка с компанией Форда — все это в совокупности повседневной творческой деятельности привело его к формированию концепций, представляющих собой синтез пере­довой научно-технической мысли того времени и глубокого предви­дения необходимых перемен.

Таким образом, в 20—30-х гг. XX в. несмотря на то, что управления качеством в современном его понимании еще не было, происходит процесс зарождения его истоков, таких, как выявление необходимости планирования и контроля качества; определение ответственности за результаты труда; научная организация труда; определение значимости перестройки сознания работника для улучшения качества результатов деятельности.

Останавливаясь на достижениях российской школы управления качеством, необходимо выделить следующие приоритетные направ­ления, отражающие этапы ее становления и развития:

■ разработка методологических основ системного подхода к уп­равлению качеством;

■ внедрение на отечественных предприятиях систем управления качеством;

■ формирование квалиметрии как области научных знаний;

■ развитие экономико-статистических методов исследования ка­чества продукции;

■ разработка основ экономической теории качества;

■ разработка вопросов выявления и использования резервов уп­равления качеством;

■ анализ затрат на управление качеством труда и продукции;

■ активное участие в деятельности Европейской организации по качеству и Международной организации по стандартизации.

Значительный вклад в становление и развитие теории и практики управления качеством внесли такие отечественные ученые, как Г.Г. Азгальдов, O.K. Антонов, А.В. Гличев, Б.В. Гнеденко, К.И. Клименко, М.И. Круглов, Д.С. Львов, В.И. Седов, В.И. Сиськов, А.И. Субетто, В.П. Панов, Д.Л. Томашевич, Я.Б. Шор, Л.Я. Шухгальтер и др. Этот список не исчерпывает имен тех, кто формировал и продолжает раз­вивать науку о качестве.

Важнейшим звеном в творческом наследии В.В. Бойцова является развитие методов типизации технологических процессов на основе научно обоснованной классификации объектов производства, их ав­томатизации. Эти вопросы были рассмотрены, в частности, в контек­сте исследования качества производственных процессов конкретного предприятия — машиностроительного комплекса как своеобразной технической системы. В.В. Бойцов, отмечая усиление роли в науке и производстве сложных технических систем и опираясь на мировой и отечественный опыт, прогнозировал, что в ближайшем будущем в ма­шиностроительной отрасли будет преобладать не массовое производ­ство в его традиционном понимании (массовый выпуск малой номенклатуры изделий устойчивой конструкции), а производство широкого ассортимента постоянно обновляемой продукции, однородной лишь по основным конструктивно-технологическим параметрам. Номенк­латура разнообразных изделий и моделей, выпускаемых одним заво­дом, будет неизменно увеличиваться.

В.В. Бойцов, рассматривая проблемы организации управления ка­чеством изделий машиностроения, выделял возрастающее значение кибернетического подхода, сущность которого состоит в объединении разрозненных мероприятий в единую систему целеустремленных, по­стоянно осуществляемых действий на всех стадиях жизненного цикла изделий. Организация управления качеством с позиции кибернетиче­ского подхода может быть рассмотрена, по мнению ученого, в двух ас­пектах: структурном и функциональном [2].

При изучении методологических основ управления качеством изде­лий машиностроения В.В. Бойцов выдвигает следующие требования: S необходимость выработки стратегии и критерия управления; S наличие эффективной обратной связи, обеспечивающей на­блюдение за реализацией стратегии управления качеством; S наличие резервов; S необходимость учета роли человеческого фактора [2].

Большое внимание в своих работах В.В. Бойцов уделял вопросам формирования и функционирования систем качества, планирования качества продукции, стимулирования повышения качества, серти­фикации продукции.

На посту президента Международной организации по стандарти­зации В.В. Бойцов был одним из инициаторов и участников создания системы стандартов ИСО серии 9000, получивших наибольшее рас­пространение в мире. Он являлся представителем отечественной на­учной школы, непосредственно связанной с разработкой и внедрени­ем в практику деятельности российских предприятий системного подхода к управлению качеством.

Одним из создателей теории управления качеством считается А.В. Гличев — автор более 300 научных трудов в области эффективно­сти летательных аппаратов оборонного и гражданского назначения, надежности, управления качеством, стандартизации и сертификации. В течение 20 лет он руководил Институтом стандартизации Госстан­дарта СССР — ВНИИС; избирался президентом и вице-президентом Европейской организации по качеству, возглавлял Российскую акаде­мию проблем качества.

Одним из достижений российской школы управления качеством является формирование квалиметрии. К концу 1960-х гг. группа научных работников (Г.Г. Азгальдов, А.В. Гличев, З.Н. Крапивенский, Ю.П. Ку-раченко, Д.М. Шпекторов, В.П. Панов, М.В. Федоров) выявила об­щие методологические основы способов количественной оценки ка­чества совершенно разных объектов. Теоретическое обобщение этих способов привело к формированию самостоятельной научной дисцип­лины — квалиметрии. В соответствии с выработанным подходом ква-лиметрия трактовалась как научная область, в рамках которой изуча­ются методология и проблематика комплексной количественной оценки качества объектов любой природы (одушевленных или неодушевлен­ных; предметов или процессов; продуктов труда или продуктов при­роды; имеющих материальный или духовный характер) fl]. Учеными были сформулированы основные задачи квалиметрии [8]:

■ обоснование выбора показателей качества, отражающих цель исследования, особенности рассматриваемого процесса и уп­равляющих им решений;

■ разработка методик определения численных значений выбран­ных показателей, выбор исходных данных и определение тре­бований к точности последних;

■ разработка методик определения оптимальных значений по­казателей качества;

■ постановка и решение задач оптимизации параметрических рядов для обоснования выбора оптимальных стандартов и тех­нических требований;

■ разработка принципов построения обобщенных показателей качества и обоснование условий их использования в задачах стандартизации и управления качеством;

■ использование статистических методов исследования и др. По внутренней структуре квалиметрия подразделяется на теорети­ческую и прикладную. Теоретическая квалиметрия абстрагируется от конкретных объектов (предметов или процессов) и изучает только об­щие закономерности и математические модели, связанные с оценкой качества. Содержанием теоретической квалиметрии являются общие методологические проблемы количественной оценки качества, а также развитие математических методов, направленных на преодоление об­щих трудностей, характерных для многих конкретных методик и мате­матических моделей, предназначенных для количественной оценки ка­чества конкретных объектов разного вида и назначения.

Становление и развитие квалиметрии оказали существенное влия­ние на теорию и практику управления качеством. В настоящее время общепризнанным стало положение, что эффективное управление ка­чеством возможно лишь при наличии достаточно точных и объектив­ных методов его измерения и оценки. Это в свою очередь стимулирует развитие квалиметрии и использование ее методов.

Параллельно с квалиметрией получило развитие и другое направ­ление в российской школе управления качеством — экономико-стати­стическое. Проблема статистического исследования качества продукции привлекала отечественных ученых на протяжении многих десятиле­тий. Так, в нашей стране еще в 1940—1950-х гг. усиленно разрабатыва­лись статистические методы контроля и анализа качества продукции. В развитие этой области значительный вклад внесли В.И. Сиськов, A.M. Длин, А.Я. Боярский, Я.И. Лукомский, Я.Б. Шор и др.

Впервые работы в этом направлении начали проводиться еще в 1930-х г. Центральным научно-исследовательским институтом коже­венной промышленности. В 1955 г. А.Я. Боярский сформулировал ос­новы экономико-статистического направления в исследовании каче­ства продукции. В начале 1964 г. НИИ Центрального статистического управления СССР было принято решение о разработке методики эко­номико-статистической оценки качества продукции. Во исполнение этого решения начали широко проводиться экспериментальные ра­боты по экономико-статистической оценке качества продукции раз­личных отраслей промышленности: шинной, нефтеперерабатыва­ющей, подшипниковой, мукомольной и др.

Похожие документы:

Управление взаимодействием этих элементов и процессов наиболее трудная, но вместе с тем и определяющая задача в системе организации управления качеством медицинской помощи

. современных подходов к управлению качеством в современной . тем, что многие годы ему внушались понятия . производителей и мнению пациентов, т.е. потребителей. Такое полезное разделение, включая и точки зрения всех участвующих сторон в определении качества .

Тема История изучения поведения животных Вопросы к теме

. Темы курсовых работ и рефератов Структура поведенческого акта Гидравлическая модель Лоренца и ее оценка в современной . , система), определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея .

Экономическая теория как наука Глава 1

. Производители и потребители, продавцы и покупатели принимают решения, исходя из ожидаемых условий. Качество принимаемого решения тем . использовании капитала. Категория – представляет собой определенность (определение) понятия в той или иной .

Рекомендации для органов управления образованием субъектов Российской Федерации по использованию типовых моделей общероссийской системы оценки качества образования

Курс лекций московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии алексеева Татьяна Александровна современные политические

. в современном мире, ко­торый всем определениям идеи предоставляет впервые их право. С точки зрения развития понятия . тем самым делает шаг в сторону компромисса между деонтоло-гическим подходом к правам и телеологическим с точки зрения .

Читайте также: