Виды смертной казни доклад

Обновлено: 01.05.2024

Глава 1. Смертная казнь в уголовном законодательстве разных цивилизаций ……………………………………………………………………. … 5

Глава 2. Смертная казнь в истории России: 1398–1999 гг.
…………. ……………………………………………………….…. 19

Среди умнейших людей планеты уже долгие годы идут споры по поводу того, имеет ли право на существование такое уголовное наказание, как смертная казнь. Видимо, эти споры будут продолжаться. Если несколько веков назад лишь отдельные мыслители высказывались за ее отмену, то ныне против смертной казни выступают многие люди и правозащитные организации, в том числе в России, целые государства и международные сообщества.

Начался процесс отказа от нее и в странах СНГ (например, отменена смертная казнь в Грузии, собирается отменить ее в ближайшее время Украина.
Россия при вступлении ее в 1996 г. в Совет Европы взяла на себя обязательства: с момента вступления прекратить исполнение смертной казни и в течение трех лет отказаться от нее вообще.

Возникает еще один важный вопрос, связанный с целями наказания: хочет ли общество просто лишить человека жизни, обезопасить себя и своих граждан от новых преступлений с его стороны, либо оно хочет воздать ему за содеянное, отомстить за причиненное зло, вызвать дополнительные страдания, то есть покарать в прямом смысле этого слова?

В Особенной части УК РФ смертная казнь предусматривается за преступления, предусмотренные ст.ст.105, ч.2 (убийство при отягчающих обстоятельствах), 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), 295 (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование), 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа) и 357 (геноцид). Все они являются разновидностью особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь.

Как и любое другое наказание, смертная казнь направлена на достижение цели частной превенции. Она должна не допустить совершения новых преступлений самим осужденным. Поэтому осужденный надежно изолируется до исполнения приговора. Вопрос о возможности совершения новых преступлений после исполнения приговора по понятным причинам не стоит. Физическое уничтожение осужденного снимает саму постановку вопроса о достижении такой цели.

И, наконец, последний признак смертной казни - ее исключительной меры наказания. Такая характеристика смертной казни представляется обоснованной всеми теми признаками, о которых шла речь выше.

Исключительность смертной казни определяется тем, что она является временной мерой, но самым суровым наказанием. Назначается за очень узкий круг наиболее тяжких умышленных преступлений, применяется достаточно редко, еще реже приводится в исполнение вследствие помилования весьма значительной части осужденных. Но всегда ли так было?

Глава 1. Смертная казнь в уголовном законодательстве разных цивилизаций

История человечества полна смертей, отнюдь не естественных. Мы ставим целью размышлять о смертной казни как мере наказания, назначаемой судом.
Смертная казнь как юридическое понятие, как правомерный, оправданный законом способ избавить государство от особо опасного (по мнению общества) преступника имеет длинную историю, огромную литературу и на всем своем протяжении сопровождается дискуссиями.

Этот исторический факт свидетельствует о том, что уже 2500 лет тому назад подвергалась глубокому сомнению идея устрашающего воздействия смертной казни и эффективного ее воздействия на сокращение преступности. В споре Клеона и Диодота победителем оказался последний - Народное собрание
Афин проголосовало против казни мужской половины Митилены. К сожалению, это гуманное и разумное решение затерялось где-то в анналах истории и было просто-напросто забыто. Дальнейший ход истории дает нам бесчисленное множество примеров, когда гуманные соображения уступали место необузданной жестокости, превращающейся порой в кровавую расправу.

С древних времен юридическая мысль рассматривала смертную казнь как меру, необходимую для защиты основополагающих ценностей общества. По мере того, как правовые системы становились более организованными и развивались нормы права, в правовых предписаниях формулировалось достижение целей кары, а позднее целей устрашения (удержания). Эти две исходные позиции, сохранившиеся в уголовном праве наших дней, и составляют вечный спор.

Не приходится удивляться тому, что в центре внимания философов, писателей и юристов, выступивших в эпоху буржуазного просвещения XVIII века с уничтожающей критикой произвола и жестокости феодальной системы правосудия, оказалась и проблема смертной казни, оправданности и целесообразности ее сохранения в арсенале средств уголовного наказания на будущее и, прежде всего, вопрос о том, допустимо ли вообще использовать квалифицированные виды смертной казни.

В начале XIX века борьба за реформу уголовного права, и прежде всего за сокращение сферы применения смертной казни была перенесена в британский парламент. Ее возглавил видный адвокат и член парламента С.Ромильи. Его уголовно-правовая программа состояла в том, чтобы ограничить применение смертной казни лишь тяжкими преступлениями и в этих целях пересмотреть уголовное законодательство, отменив устаревшие статуты. В результате проведенных реформ, кража без взлома из церкви, например, отныне не могла наказываться смертной казнью, но кража из церкви, сопряженная со взломом по- прежнему каралась смертной казнью.

Таким образом, средневековая сущность английского уголовного права еще долго оставалась непоколебленной. И лишь в период между 1830 и 1880 годами в Англии в результате отдельных парламентских актов была осуществлена реформа уголовного законодательства, которая в основном приспособила уголовное право к потребностям капиталистического общества. Одним из важнейших результатов этой реформы явилась отмена смертной казни за имущественные преступления, которые сопровождаются применением насилия к потерпевшему.

В том же 1848 году смертная казнь за политические преступления была отменена по конституции Швейцарии, а по конституции 1874 года она была исключена и за все иные преступления, совершенные в мирное время. Большим событием в истории движения аболиционистов стала отмена смертной казни в
Италии в 1889 году. В некоторых странах получила распространение практика, когда смертная казнь не запрещалась законом, но суды перестали выносить смертные приговоры. Например, в Португалии смертная казнь была фактически упразднена в 1846 году, а юридически - в 1867 году; в Нидерландах ее перестали применять с 1861 года, а юридически отменили в 1870 году; в
Норвегии фактически исключили с 1876 года, а юридически оформили запрет в
1902 году, с принятием нового уголовного кодекса. Другим примером может служить Бельгия, где смертные приговоры, заменяемые актами помилования, фактически перестали приводить в исполнение с 1863 года, но законодательство продолжало предусматривать санкцию в виде смертной казни за ряд преступлений.

Таким образом, к началу первой мировой войны успехи противников смертной казни в Западной Европе были очевидными, но территориально достаточно скромными: к этому времени смертная казнь была юридически отменена либо на протяжении десятилетий фактически не применялась лишь в
Бельгии, Италии, Люксембурге, Нидерландах, Норвегии, Португалии и некоторых кантонах Швейцарии.

После первой мировой войны смертная казнь была отменена в целом ряде европейских государств, хотя во многих из них была восстановлена накануне второй мировой войны либо еще раньше, в частности, там, где были установлены реакционные политические режимы, например, в Испании, в Италии, в Австрии.

Из западноевропейских государств дольше всех смертная казнь сохранялась во Франции. Но после парламентских выборов 1981 года французский парламент принял закон об отмене смертной казни, заменив ее пожизненным заключением.

Знакомство с опытом США показывает, что за последнее десятилетие в США произошли существенные изменения в законодательстве о смертной казни, в масштабах вынесения смертных приговоров и в особенности в количестве приговоров, приводимых в исполнение. Если в 30-х года в США ежегодно приводились в исполнение в среднем 167 приговоров, то в 1967 году снизилось до 2, после чего в США фактически установился мораторий на приведение в исполнение смертных приговоров. Но суды продолжали приговаривать виновных к смертной казни, когда считали это необходимым.

В 1977 году, после моратория, начавшегося в 1967 году, был казнен один из приговоренных к смерти, а затем до их число стало расти и к 1 мая 1988 года, по данным некоторых общественных организаций, составила около 2048 человек. В настоящее время в США смертную казнь применяют 38 штатов как один из видов наказания за наиболее тяжкие, в том числе государственные преступления.

Смертную казнь за общеуголовные преступления применяют сегодня более
100 стран. В связи с применением смертной казни все государства могут быть разделены на ряд групп:
. В 18 странах смертная казнь может быть применена лишь при особых обстоятельствах, например, в военное время. (Великобритания, Италия,

Швейцария, а также Аргентина, Бразилия, Израиль, Канада, Мексика, Новая

Зеландия).
. 26 стран и территорий сохранили смертную казнь в законодательстве, но не применяют ее на практике в течение последних 10 и более лет (Бельгия,

Греция, Боливия и др.)
. Более 100 стран применяют смертную казнь за общеуголовные преступления. К их числу относятся бывшие республики Советского Союза, бывшие социалистические страны, а также ряд азиатских стран (Афганистан,

Бангладеш, Бирма, Индия, Индонезия, Корея, Кувейт, Пакистан и др.), целая группа африканских государств )Ангола, Замбия, Нигерия и др.), все арабские государства (Египет, Ирак, Иран, Сирия и др.). В США 38 штатов применяют смертную казнь.
. Несколько государств, которые применяют смертную казнь особенно интенсивно (Иран, ЮАР, Китай, Нигерия, Ирак).
. С 1965 года более 50 государств расширили перечень преступлений, за которые может быть назначена смертная казнь. 21 страна ввела это наказание за преступления, связанные с безопасностью страны (шпионаж, предательство, контрреволюционная деятельность). 13 стран ввели смертную казнь за терроризм, в том числе угон самолетов, если это привело к гибели людей, за убийство заложников. 21 государство установило смертную казнь за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков.

Законодательство 35 стран не предусматривает применение смертной казни ни за какие преступления (Австрия, Германия, Дания, Исландия, Нидерланды,
Норвегия, Португалия, Франция, Швеция, а также Австралия и ряд латиноамериканских стран).

Глава 2. Смертная казнь в истории России: 1398 – 1999 гг.

Впервые в истории русского государства смертная казнь законодательно была закреплена в 1398 году в Двинской уставной грамоте, юридически оформившей вхождение Двинской земли в состав Московского государства. В ней предусматривалось назначение смертной казни только в одном случае - за кражу, совершенную в третий раз. Небезынтересно заметить, что Двинская уставная грамота не устанавливает смертной казни за убийство.

Псковская судная грамота 1467 года значительно расширяет случаи применения смертной казни по сравнению с Двинской уставной грамотой: за воровство в церкви, конокрадство, государственную измену, поджоги, кражу, совершенную в посаде в третий раз. Опять же в этом законодательстве ничего не говорится о смертной казни за убийство.

Какие цели преследовала власть, устанавливая в указанных выше законах смертную казнь? Представляется, что на этой мере вплоть до конца XV века лежал отпечаток обычая кровной мести. Став официальным государственным установлением, смертная казнь преследовала прежде всего цель возмездия, а также неразрывно связанную с ним цель устрашения. Вместе с тем напрашивается мысль о том, что с образованием и развитием государственности на Руси верховная власть проявляла определенную заботу о жизни, собственности и правах имущих, а также и о своей собственной безопасности.

Смертная казнь была довольно широко представлена и подробно регламентирована в Уложении 1649 года, принятом при царе Алексее
Михайловиче. Дореволюционный криминалист профессор А.Ф.Кис-тяковский утверждал, что смертная казнь предусмотрена Уложением в 54 случаях, а другой видный отечественный криминалист профессор Н.Д.Сергеевский установил
64 случая.

Трудно точно установить число казненных в России во второй половине
XVII и первой половине XVIII века. По свидетельству современников, при
Алексее Михайловиче было казнено в течение нескольких лет 7 000 человек, причем бывали случаи, когда число казней в один день достигали 150. При
Петре I число казненных считали сотнями, и бывали случаи, когда в течение месяца подвергали казни более 1 000 человек. В 1698 году только за один месяц было казнено 1166 человек.

Отличавшая особенной набожностью дочь Петра Елизавета Петровна, давшая обет во все свое царствование никого не лишать жизни, лишь формально исключила смертную казнь, ибо она осталась в замаскированном виде - в форме засечения кнутом, плетьми, батогами, розгами.

Отмена крепостного права и реформы 60-х годов не могли удовлетворить передовые общественные круги. Судебная реформа 1864 года несла на себе печать крепостнических влияний. Произвол и насилие царя при проведении политических процессов. А ведь смертная казнь предусматривалась именно за государственные преступления. Всего с 1866 по 1895 годы на 226 политических процессах в России суду были преданы 1342 человека, вынесено 137 смертных приговоров, из которых были приведены в исполнение 44, а 93 заменены вечной или (реже) срочной каторгой.

Принято считать, что в условиях становления советского уголовного права применение смертной казни явилось вынужденной мерой. Однако, круг деяний, при совершении которых допускалось применение расстрела, в УК РСФСР
1926 г., как и 1922 г., был весьма широк: контрреволюционная деятельность, бандитизм, фальшивомонетничество, должностные преступления, присвоение или растрата денег, ценностей, разбой и др. Расстрел, таким образом, рассматривался как мера, применение которой вынуждалось условиями классовой борьбы, и поэтому критика смертной казни объявлялась либерально- гуманитарным лицемерием.

Такой подход в начале 1930-х годов к применению смертной казни соответствовал начавшейся с конца 20-х годов полосе беззакония, необоснованных репрессий, приведших к гибели ни в чем не повинных людей. В указанное время, продолжавшееся до начала 50-х годов, расстрел был средством проводившейся Сталиным и его ближайшим окружением политики террора и насаждения в стране страха. Репрессии времен культа личности
Сталина достигли апогея в 1937-1938 годах. Их жертвами стали не только выдающиеся партийные и государственные деятели, талантливейшие военачальники, но и ученые, писатели, художники и артисты. Миллионы честных, ни в чем не повинных рабочих, крестьян и представителей интеллигенции были расстреляны или осуждены к длительным срокам лишения свободы, что было в то время равносильно смертной казни.

26 мая 1947г. в СССР была провозглашена отмена смертной казни. Однако
Берия издает секретную директиву, парализующую, по сути дела, действие
Указа об отмене смертной казни. После смерти Сталина и разоблачения Берии были отменены Особое совещание и все внесудебные формы рассмотрения уголовных дел. Ликвидация культа личности Сталина создала условия для существенного пересмотра уголовной политики и создания нового уголовного законодательства.

В Основах уголовного законодательства СССР 1958 г. четко выражено и закреплено серьезное сужение сферы применения смертной казни - за измену
Родине, шпионаж, диверсию, террористический акт, бандитизм, умышленное убийство, а в военное время или боевой обстановке - и за особо тяжкое преступления.

К сожалению, в последующие годы законодатель отошел от этого принципа, что привело к весьма широким возможностям применения смертной казни. С 1961 года была установлена смертная казнь за хищения социалистического имущества, спекуляцию валютными ценностями или ценными бумагами и др.

Бесспорно одно - на сегодняшнем этапе развития нашего общества смертная казнь должна стать действительно исключительной мерой наказания.

История применения смертной казни в нашей стране за последние десятилетия свидетельствует о принципиальном изменении подхода нашего законодательства к этой мере наказания. В течение последнего десятилетия смертная казнь применяется практически только к осужденным за умышленные убийства при отягчающих обстоятельствах. Новый подход к смертной казни наметился с начала 90-х годов. Законом от 5 декабря 1991 года это наказание было исключено из санкций составов преступлений в виде хищения в особо крупных размерах, нарушения правил о валютных операциях, взяточничества, в
1994 году - за фальшивомонетничество. Конституция России разрешает применять смертную казнь только за особо тяжкие преступления против жизни.

По мере проникновения в глубь этой неразрешимой веками проблемы - применение смертной казни как исключительной меры наказания, осознавая ее сложность и неоднозначность, соглашаясь с одним автором и мысленно полемизируя с другим, вырабатываешь собственное отношение к этому вопросу.

Сегодня в России меняется многое: органы власти, реформируется судебная система, законы. Но гуманизм и демократию нельзя установить, пусть даже и в законодательном порядке. В этом процессе должны участвовать сами люди, каждый из которых, утверждая свое собственное достоинство и защищая свои права, вносит тем самым вклад в укрепление правопорядка. Общество должно само выстрадать отказ от смертной казни, стать достаточно сильным.
Этот процесс долгий и трудный.

Конституция Российской Федерации. М., 1993.

1. Уголовный кодекс Российской Федерации. – М., 1997.
2. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации /Под ред. проф.А.В.Наумова. – М.: Юристъ, 1996.
3. Афиногенов С. Смертная казнь: три года отсрочки // Российская

Федерация. - 1996. - N 16. - С. 51-52.
4. Лешо И.Я. Смертная казнь в США / Вестник Московского университета.

Сер.11:Право. - 1990. - N4. - C.50 - 58.
5. Михлин А.С. Понятие смертной казни //Государство и право. - 1995. - N10.

- С.103-111.
6. Михлин А.С. После вступления России в Совет Европы отмена смертной казни? // Российская Федерация. - 1996. - N 5. - С.44-45.
7. Наумов А. Новый УК России - отражение происходящих реформ // Власть. -

1997. - N 2. - С. 15-21.
8. Преступление и наказание в Российской Федерации: Популярный комментарий к УК РПФ /Ответ.ред.проф.А.Л.Цветинович, А.С.Горе-лик. – М.: Изд-во БЕК,

1997.
9. Смертная казнь: за и против /Под ред. С.Г.Келвиной - М., 1989. - 528с.
10. Уголовное право: Учеб.пособие. – М., 1997.
11. Целесообразность или необходимость? // Новый мир. - 1989.- N 11. -

С.262-267.
12. Якубов А.Е. Гуманизм и смертная казнь // Вестник Московского университета: Право. Сер.11- 1990. - N 4. - C.41 – 49.

Теги: Смертная казнь как вид уголовного наказания Реферат Уголовный процесс

Смертная казнь во многих древних государствах нередко была неотделима от ритуального убийства, жертвоприношения божествам и духам. Рим и Греция не составляли здесь исключения. В Древнем Риме, например, существовала так называемая очистительная (примирительная) жертва (supplicium), затем такая же жертва, соединенная с sacratio capitis, то есть с посвящением головы преступника подземным богам. Тем же словом обозначалась позднее и собственно казнь.

В греческий государствах самым распространенным видом казни свободнорожденных было сбрасывание со скалы или в каменоломню, а позднее - непубличное отравление из чаши с ядом (Афины) или удушение (Спарта), иногда обезглавливание. Для несвободнорожденных, как правило, применялось побивание камнями, утопление (Македония), обезглавливание (Массалия) и распятие. Иногда перед смертью над приговоренным совершалась экзекуция.

Распятие применялось в республике только для казни рабов, а в империи и для свободных (этот вид казни отменил император Константин). Для рабов и военнопленных существовал еще один вид наказания, о котором упоминает Ульпиан,- передача в цирк для участия в бое со зверями. Осужденного заставляли биться в амфитеатре со львами, пантерами или медведями, используя легкое оружие либо совсем без оружия. Для высокопоставленных лиц империи практиковалось тайное удушение или самоубийство под надзором.

Местом совершения обычной казни была, как правило, тюрьма где содержался осужденный, или площадка перед городскими воротами. В последнем случае на казни присутствовал глашатай, который во всеуслышание объявлял о преступлении осужденного и потом давал сигнал палачу.

Преступнику накрывали голову, секли, а уж затем казнили. Тело казненного выдавали родственникам только по особому разрешению; как правило, оно оставалось на месте не погребенным или же его бросали в Тибр. В походе казнь совершалась перед воротами походного лагеря.

В период республики одним из мест исполнения приговора был Эсквилин - один из семи холмов в Риме, где первоначально находилось кладбище.

Во времена империи местом казни было выбрано Марсово поле.

Ответ будет прост: за все за болтливость и за молчание. За предательство и за верность долгу. За любовь и за ненависть.

Истоком смертной казни исследователи считают обычай кровной мести, существовавший у первобытных племен. Затем понятие отмщения, возмездия трансформировалось, как трансформировалось понятие оскорбления и нанесения ущерба.

В Древней Греции к смертной казни могли приговорить за пренебрежение к захоронению павших в бою воинов. В Риме казнили весталок за утрату девственности.

По так называемым среднеассирийским законам (XIV - XIII вв. до н. э.) муж, заставший жену с любовником, имел право на месте убить обоих. Если он этого не делал, то по суду на прелюбодея накладывалось такое же наказание, какому муж пожелал подвергнуть свою жену.

В Китае VIII века в Танской империи казнили за продажу контрабандного чая (частная свободная продажа чая была запрещена), если торговец контрабандным чаем попадался в третий раз.

В Византии IX-XI веков смертная казнь предусматривалась за оскорбление величества и заговор против императора или империи, за насилие над посвященной богу девушкой или благочестиво живущей вдовой, замужней женщиной или собственной невестой, за святотатство и вторжение в ночное время в алтарь с целью похищения подношений богу, за изготовление ядовитых веществ, убивающих людей.

В Конго после построения португальскими миссионерами первой христианской церкви и крещения местного правителя и его сына, чтобы увековечить этот день, 3 апреля 1491 года в память первой мессы король приказал отныне и впредь под угрозой смертной казни отмечать этот день как большой праздник.

При Петре I количество преступлений, за которые полагалась смертная казнь, увеличилось до 123.

В Китае в 1639 году военный совет повстанческой армии, контролировавший значительную часть территории страны, постановил, что смертной казни подлежит конник, проскакавший по возделанному полю.

Во Франции Кодекс Наполеона предусматривал санкцию в виде смертной казни в 30 случаях.

В России в 1883 году некий учитель гимназии Неустроев был приговорен к смерти и расстрелян за. пощечину, которую он дал генерал-губернатору. В 1906 году в Чите казнили четырех, человек за участие в забастовках. Многие государства очень жестоко расправлялись с изготовителями фальшивых монет и банкнот.

Понятно, что любое государство стремится защитить, свою, целостность и безопасность, а так же жизнь своих граждан, и потому установление смертной казни за шпионаж, преступление против безопасности государства, убийство, терроризм и. т. д. воспринимается мировой общественностью если и не с одобрением, то во всяком случае с пониманием.

Но в ряде стран смертью караются так же следующие поступки:

супружеская неверность со стороны женщины (Иран, КНДР, Мавритания, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Судан);

подделка официальных документов (Ирак);

недостойная жизнь на земле. (Иран);

несогласие с богом (Иран);

употребление в четвертый раз пищи, воды и

курение в дневное время в период поста рамазан (Иран);

неоднократное употребление алкогольных напитков (Иран);

гомосексуализм (Иран, Мавритания);

печатание или показ порнографических материалов (Китай);

сутенерство, содержание публичных домов (Китай);

хищение государственного имущества (Сомали);

поджог (Марокко и Западная Сахара);

изготовление фальшивых денег (Албания);

торговля на черном рынке(Мозамбик);

загрязнение воздуха или воды при отягчающих обстоятельствах (Народно-Демократическая Республика-Йемен);

осквернение имени пророка Мухаммеда (Пакистан);

похищение и продажа Женщин и детей (Китай);

колдовство, приведшее к смертельному исходу (Руанда).

В 1991 году в России назначение смертной казни было возможно по 18 составам преступлений. В проекте нового уголовного законодательства высшая мера наказания предусматривается лишь за Умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах и за измену Родине. Но еще до принятия нового УК российский парламент в декабре 1991 года отменил смертную казнь за хищение государственного или общественного имущества.

B CIIIA 11 июля 1990 года сенат утвердил законопроект, предусматривающий смертную казнь за 34 преступления, связанных с нарушением федеральных законов. Смертная казнь предусматривается для убийц, продавцов наркотиков и боссов наркобизнеса, которые приказали убить какое-нибудь официальное лицо, свидетеля, присяжного заседателя или членов их семей. Среди преступлений, карающихся смертной казнью, - убийство заключенного, отбывающего пожизненный срок заключения. Кроме того, смертная казнь Предусмотрена за организацию убийства президента, члена кабинета, члена Верховного суда или любого другого представителя федеральных органов; за государственную измену и шпионаж, за перевозку взрывных устройств с намерением организовать убийство, а также за угон самолетов, ограбление банков, поджог федеральной собственности, повреждение транспортных средств, в случае если это повлекло чью-то смерть.

Светоний повествует, как император Тиберий, приказав по ошибке отдать на пытки одного своего родосского знакомца и обнаружив затем ошибку, велел его умертвить, чтобы беззаконие не получило огласки.

Наше время, когда разработаны действуют Юридические нормы размещенные в сотнях томов, тем не менее не способно оградить от смертной казни невинно осужденных. Так, в США в XХ веке (с 1900 по 1985 г.) в результате судебной ошибки было казнено не менее 23 человек. По данным AmnestyInternational, подобные казни случались и после 1985 года. 15 марта 1988 года в штате Флорида казнили Вилли Джаспера Дардена, несмотря на убедительные доказательства его алиби, полученные от двух независимых свидетелей. Международные протесты, в том числе от. папы римского, Андрея Сахарова, преподобного Джесси Джексона, не смогли убедить губернатора Мартинеса помиловать осужденного.

По большому счету, любой казненный в мире казнен по ошибке, поскольку не существует абсолютно точной системы доказательств вины человека в совершении преступления. Свидетелей можно подкупить или запугать, обвиняемого - заставить признать свою вину обманом, психологическим давлением или пытками, улики, данные экспертизы под делать и т. д. Есть немало случаев, когда свидетели добросовестно заблуждались, а обвиняемый признавал свою вину в состоянии эмоционального шока или будучи психически неполноценным. Между тем в ряде стран законодательство не запрещает казнить умственно неполноценных людей. В США, например, в ряде штатов с 1984 до 1988 год были казнены по меньшей мере 6 человек, которым был поставлен диагноз о наличии психического заболевания.

Существует только один идеальный способ избежать ошибки при вынесении смертного приговора - не выносить его вовсе.

В США с 1984 года количество казней не превышает 30 в год. В 1984 году там казнили 21 человека, в 1985 - 18 человек, в 1988 - 11, в 1989 - 16, в 1990 - 15.

В бывшем СССР в период перестройки наблюдалась явная тенденция к снижению числа казнимых. В 1985 году здесь было расстреляно 770 человек, в 1987-м - 344, в 1989-м - 276 человек.

В прошлые века большинство людей считали смертную Казнь совершенно справедливым способом защиты общества от определенных видов преступлений.

А как обстоит дело сегодня?

По опросам общественного мнения, в США за сохранение смертной казни высказываются до 80 процентов населения. Мало кто из американских политиков, от которых зависит постановка вопроса об отмене смертной казни, может решиться на такой шаг.

Первой территорией в мире, навсегда отменившей смертную казнь за убийство, была территория Мичиган (ныне штат Мичиган) в США. Это произошло в 1846 году. А первой страной, отменившей смертную казнь эта любые преступления, стала в 1846 Году Венесуэла.

Есть немало стран, где смертная казнь отменена благодаря мужеству политиков, по вопреки мнению большинства населения. Правда, со временем большинство людей все же принимает точку зрения политических лидеров страны. Так было, например, в ФРГ, где в момент отмены смертной казни более половины жителей страны были ее сторонниками. А спустя 10-15 лет соотношение изменилось в обратную сторону.

Почему же все-таки в истории цивилизации смертная казнь играла и играет такую фантастическую, колоссальную роль. Кто виноват - законы, судьи, палачи? Да, но лишь отчасти. Главная вина лежит на толпе. Именно она во все века требовала и требует убить, убить и еще раз убить любого, кто будет обвинен (справедливо или несправедливо, это неважно).

Итак, слово толпе. А толпа признает только одно слово: МЕСТЬ. У отдельного человека есть совесть, у толпы совести нет, вместо нее - инстинкт. Инстинкт, подсказывающий: это чужак, он посягнул на наше племя, убить его!

Июнь 1990 года, Россия. На съезде народных депутатов РСФСР проводится социальный опрос 466 человек. Выясняется не просто их отношение к смертной казни, но - к смертной казни, за конкретные виды преступлений. Как же отвечали народные избранники? В пользу смертной казни высказались:

за преступления против личности - 82% (в том числе: за убийство - 87%; за изнасилование несовершеннолетних - 77% );

за преступления, связанные с организованной преступностью - 43%;

за государственные преступления - 28% (и том числе: за покушение на жизнь главы государства - 33%, за шпионаж в мирное время - 30%, за заговор с целью захвата власти - 22%).

Таким образом, смертную казнь как вид наказания за те или иные виды преступлений считают допустимой 4/5 от числа опрошенных. Судя по социологическим опросам населения, примерно такие же настроения господствуют и во всем нашем обществе.

А вот голоса против смертной казни, к которым стоило бы прислушаться.

Артур Кестлерб немецкий писатель:

Василий Розанов, русский, философ:

Лер Толстой (о массовых казнях в России во времена премьер-министра П. Д. Столыпина ):

Маркиз де Лафайет:

Альбер Камю, французский писатель и философ:

Андрей Сахаров, русский ученый и правозащитник:

Коретта Скотт Кинг, вдова Мартина Лютера Кинга:

У человека можно забрать и вернуть ему все, кроме жизни. Жизнь невосстановима. Она дается свыше - не законами и декретами, а вечной тайной. Мы не имеем права посягать на то, что нам не принадлежит. Поэтому смертная казнь незаконна в самом высшем, божественном смысле.

Легкость, с которой человека можно лишить жизни поражает, ставит исполнителей этого акта над природой, ее законами.

Преступники, совершающие мелкие и тягчайшие преступления - плоды больного общества. Эти люди больны, но современное общество не способно излечить всех их. Казнь всегда была средством запугивания, профилактики, а не просто средством искупления преступления. Можно спорить о том, что это необходимо в наш жестокий век. Но тем не менее насилие порождает насилие, и обилие жестокости лишь понижает мораль, ведет к обесцениванию жизни. И тогда преступление становиться чем-то обыденным, а риск закономерным.

Разве изоляция от общества преступника не остановит его преступную деятельность, а его труд в колонии не послужит лучшей платой обществу, чем бесполезная смерть? За чем же уподобляться убийцам?

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.



1. Предпосылки отмены смертной казни в России . 4

2. Порядок исполнения наказания в виде смертной казни . 9

Список использованной литературы .. 14

Введение

Одной из проблем в уголовном праве, волнующей не только юристов, но и все общество, вызывающей множество дискуссий, споров и дебатов была и остается проблема смертной казни. По словам авторитетнейшего историка права Н. Д. Сергеевского, «науки общественные и юридические знают такие вопросы, которые никогда не могут потерять своего значения, которые из века в век привлекают к себе критическую мысль человека и останутся вечно новыми. Это суть именно те вопросы, разрешение которых связано с прогрессом природы человека, с изменением его психических свойств и социальных отношений.

В настоящее время ее актуальность связана также и с тем, что сейчас многие государства идут на смягчение законодательства, при этом отменяя и смертную казнь. В связи с этим возникает вопрос о правомерности и допустимости применения смертной казни, а также о ее необходимости и целесообразности.

Цель работы – охарактеризовать исполнение наказания в виде смертной казни.

1. Рассмотреть предпосылки отмены смертной казни в России

2. Определить порядок исполнения наказания в виде смертной казни

1. Предпосылки отмены смертной казни в России

Смертная казнь – одно из самых древних наказаний, известных уголовному праву России. Она существует уже много веков. В течении этого времени многократно меняется отношение к этому наказанию. Она то применялась весьма широко, то не назначалась вовсе. Долгое время к смертной казни относились как к возмездию преступнику, к устрашению его и других членов общества. Цели смертной казни накладывали отпечаток на всю правовую регламентацию этого наказания, частоту его применения, перечень преступлений, совершения которых могло влечь смертную казнь. Это оказывало влияние на способ его применения

В литературе способы смертной казни делятся на простые и квалифицированные. Задача первых сводится к лишению человека жизни, основная цель вторых - наряду с этим причинение казнимому максимума мучений и страданий. В России квалифицированные способы смертной казни применялись вплоть до XVII в. Известны случаи, когда еще в начале XIII в. киевские князья и высокопоставленные священнослужители казнили противника путем утопления, а за хулу православной церкви – путем сожжения.

Во времена Ивана Грозного в Москве на Лобном месте вешали бояр, подозреваемые в заговорах против царя, сжигали еретиков и колдунов, закапывали заживо в землю женщин, виновных в супружеской измене, сажали на кол, четвертовали, отсекали головы политическим противникам.

Принято считать, что первое упоминание в России о смертной казни как мере наказания относится к 1398 году. В Двинской уставной грамоте это наказание было предусмотрено за кражу, совершенную в третий раз. Однако о способе его исполнения ничего сказано не было. Широко предусматривалась смертная казнь по Уложению 1649 года, где уже подробно регламентировались на простые и квалифицированные. К числу первых относились: отсечение головы, повешение и утопление; к числу вторых – сожжение, залитие горла металлом, четвертование, закапывание в землю по плечи, посажение на кол и др. [1]

В 1767г. опубликовали Наказ императрицы Екатерины II , которая в принципе была противницей смертной казни. Но она не отрицала ее полностью. На практике же казни применялись весьма широко, особенно после подавления восстания Емельяна Пугачева. Самого Пугачева четвертовали. Многие его сторонники были повешены, некоторые четвертованы.

Как видим, казни в России отличались изощренностью и жестокостью. Наказ Екатерины II не оказал влияния на практику смертных казней во время ее царствования, но в определенной мере повлиял на общественное мнение России. Во второй половине XVII в. Наблюдается сокращение смертной казни в законодательстве России, ограничивается ее физическое применение. Целый ряд общественных мнений высказывается за отмену смертной казни. Во всяком случае, способы смертной казни на практике сводятся к повешению и расстрелу, хотя запрета на применение иных способов смертной казни не было.

В советский период почти единственным способом применения смертной казни является расстрел. Он применялся и в качестве наказания, и как способ внесудебной расправы (30-е, начало50-х годов). Лишь в конце Великой Отечественной войны для изменщиков Родины и пособников фашистов применялась смертная казнь через повешение, но в Уголовный кодекс ее не включили. (В УК 1960 г . она также не была предусмотрена)

К началу 90-х годов в уголовном законодательстве России насчитывалось более 30 составов преступлений, допускавших применение смертной казни. Примерно с этого времени наметился новый подход к правовой регламентации исключительной меры наказания. Строго говоря, речь шла о том, чтобы привести действующее законодательство в соответствие с судебной практикой, ибо начиная с 1987 года смертная казнь применялась только за тяжкие насильственные преступления, главным образом за умышленные убийства при отягчающих обстоятельствах. В большинстве случаев (в разные годы – от 92,5 до 98,1%) действия виновных квалифицировались по ст. 102 УК, а остальные осуждались за бандитизм или за посягательство на жизнь работника милиции. Во всех случаях эти преступления были связаны с убийством, как правило, нескольких лиц. В некоторые годы встречались случаи осуждения на смертную казнь за изнасилование при особо отягчающих обстоятельствах (в среднем – менее одного человека в год). В 1993 – 1995 годах таких фактов не было.

В 1991 году смертная казнь была исключена из санкций таких преступлений, как хищение в особо крупных размерах, нарушение правил о валютных операциях, взяточничество, а в 1994 году – изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг.

В Конституции РФ 1993 года указывается, что смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни (ч.2 ст.20).

УК РФ 1996 года пошел еще дальше в сокращении применения смертной казни, сохранив ее, лишь за пять составов преступления в полном соответствии со ст. 20 Конституции РФ.

Как показывают имеющиеся данные, в разных странах мира неодинаково подходят к применению смертной казни за совершение преступлений.

Анализ международных актов налагающих применение смертной казни, позволяет выявить два направления – ограничение случаев, в которых она предусматривается в законе, и назначается только при совершении самых тяжких преступлений.

Практика судов Российской Федерации отвечает обоим этим направлениям. Рассматриваемое наказание назначается только за особо тяжкие преступления против жизни, да и то в самых тяжких случаях. Например, в 1995 году в России осуждено за умышленные убийства 19268 человек, за совершение при отягчающих обстоятельствах – 5020. Исключительная мера наказания назначена 143 осужденным, что составляет 0,7% от всех осужденных за умышленное убийство или 2,8 % от числа осужденных за умышленные убийства при отягчающих обстоятельствах. По другим статьям Уголовного кодекса в 1995 году к смертной казни не было приговорено ни одного человека. На практике смертные приговоры приводятся в исполнение значительно реже: в 1992 году Комиссией по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации рассмотрено 56 дел осужденных к смертной казни, помиловано 55 человек (98,2 %), в 1993 году рассмотрено 153, помиловано 149 (97,3%), в 1994 г рассмотрено 137, помиловано 124 (90,5%). Всего в 1992 – 1994 годах ежегодно приводились в исполнение по десять приговоров. Иначе обстоит дело в других странах. [3]

С 1965 года более 50 стран расширили перечень преступлений, за которые может быть назначена смертная казнь. Двадцать две страны применяли смертную казнь за преступление, связанные с безопасностью страны. Среди этих деяний значительная часть политические преступления. Тринадцать стран установили расширенную меру наказания за терроризм, в том числе за угон самолетов, если это привело к гибели людей, за убийство заложников (Египет, СССР, Индонезия, Кувейт, США, Япония). В двенадцать странах смертную казнь применяли за половые преступления: в Пакистане, Тунисе, Таиланде и Сомали – за прелюбодеяние, в этих же странах, а также в Египте, Южной Корее и ЮАР – за изнасилование, в Сирии – за половое надругательство над ребенком, за половую связь между не мусульманином и мусульманкой.

Двадцать две страны установили смертную казнь за преступления связанные с незаконным оборотом наркотиков (Китай, Иран, Малайзия, Сингапур, Бирма, Индонезия, Египет и др.) Заметим, что еще в 1979г таких стран было только десять.

В некоторых государствах существует смертная казнь за похищение людей (Малайзия), нарушения общественного порядка, включая хулиганство, содержание публичного дома и за игнорирование, показ или продажу порнографии (Китай), управление транспортным средствам в нетрезвом состоянии, повлекшее человеческие жертвы (Болгария), а в Ливии смертная казнь была предусмотрена за злоупотребление спиртных напитков.

В 15 странах (Болгария, Гана, Иран, Нигерия, Южная Корея, Саудовская Аравия, Сомали, ЮАР, Судан и другие) смертная казнь была введена за экономические преступления (коррупция, хищение государственных средств, нападение на сотрудников таможни, вооруженный разбой). В семи из этих стран исключительная мера наказания может применяться за хищения в особо крупных размерах и получение взяток.

2. Порядок исполнения наказания в виде смертной казни

Смертная казнь относится к числу основных видов наказания и может быть назначена лишь в случаях, когда она указана в соответствующей статье Особенной части УК РФ. Смертная казнь является самым тяжким наказанием и заключается в лишении осужденного жизни.

Присутствовавшее в уголовном законодательстве и ранее ограничение круга лиц, которым не назначается смертная казнь, устанавливает в ч. 2 ст. 59 УК РФ, что смертная казнь не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора шестидесятипятилетнего возраста.

Согласно УИК РФ осужденный к смертной казни содержится в одиночной камере в условиях усиленной охраны и изоляции (ч. 1 ст. 184 УИК). Осужденный вправе обратиться с ходатайством о помиловании к Президенту РФ. При отказе осужденного от обращения с ходатайством о помиловании администрация исправительного учреждения составляет специальный акт в присутствии прокурора, который этот акт удостоверяет и направляет в Верховный Суд РФ и в Генеральную прокуратуру РФ для проверки уголовного дела и составления заключения, которое, в свою очередь, представляется Президенту РФ. Исполнение приговора в любом случае приостанавливается до принятия решения Президентом РФ.

УИК РФ устанавливает и другие права осужденного к смертной казни, в том числе право оформить необходимые гражданско-правовые и брачно-семейные отношения, получать требуемую медицинскую и юридическую помощь, получать и отправлять письма без ограничения, иметь ежемесячно одно краткосрочное свидание с близкими родственниками и свидания со священнослужителем.

Впервые в уголовно-исполнительном законодательстве было регламентировано исполнение смертной казни. Согласно ст. 186 УИК смертная казнь исполняется непублично путем расстрела. Не допускается приведение смертной казни в исполнение в отношении нескольких лиц сразу, т.е. в присутствии остальных осужденных к смертной казни.

При исполнении данного вида наказания присутствуют прокурор, представитель учреждения, в котором исполняется смертная казнь, и врач, констатирующий наступление смерти осужденного.

Об исполнении приговора составляется протокол, который подписывается всеми указанными должностными лицами. О приведении приговора в исполнение сообщается суду, вынесшему приговор, и одному из близких родственников осужденного. Тело расстрелянного для захоронения родственникам не выдается и о месте его захоронения им не сообщается.

Подводя итог рассмотрению уголовно-правового института смертной казни, уместно кратко обозначить доводы сторонников и противников смертной казни.

Прежде всего следует поставить вопрос, соответствует ли смертная казнь, хотя и исключительная, но входящая в систему видов наказания, понятию и целям наказания. Из содержания ч. 1 ст. 43 УК РФ следует, что наказание есть мера государственного принуждения, заключающаяся в лишении или ограничении прав и свобод лица, совершившего преступление. В случае применения смертной казни нельзя говорить об ограничении прав и свобод. Остается только лишение их. Но можно ли абсолютное лишение основного естественного права на жизнь, пусть и облеченное в законную форму, оценивать в данном контексте. Убивая, государство присваивает себе не свойственные самой своей сути полномочия. Более того, вольно или невольно, оно оправдывает убийство в общественном сознании, низвергая высшую ценность - жизнь человека - на уровень волевого акта. Запрет посягательства на жизнь не может быть односторонним, только для членов общества. Он должен быть абсолютным, в том числе и для государства. В противном случае подрываются основы общественной морали и нравственности - полная неприкосновенность человеческой жизни. [6]

Часть 2 ст. 43 УК РФ декларирует, что наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. Отбросив цель исправления, за отсутствием таковой при применении смертной казни, рассмотрим две оставшиеся цели - восстановление социальной справедливости и предупредительную.

Наиболее значимым аргументом за то, что смертная казнь не оказывает значимого общепревентивного значения, являются объективные данные о том, что в странах, отменивших смертную казнь, социологически значимых изменений в динамике убийств не произошло.

Заключение

Так что же есть смертная казнь как уголовное наказание дел общества – польза или зло?

Проблему смертной казни важно рассматривать в широком контексте, во взаимозависимости всех социально-экономических, политико-правовых и духовно-нравственных факторов. Общество должно выстрадать отказ от смертной казни, стать достаточно сильным и богатым, чтобы жить по правилам, а не по исключениям.

Список использованной литературы

1. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 08.12.2006) в последней редакции // Консультант-Плюс.

2. Викторский С. К. История смертной казни в России и современное ее состояние. - М.: Логос, 2005. – 365 с.

3. Малько А.В. Смертная казнь как правовое ограничение. – М.: Дело, 2006. – 245 с.

4. Михлин А.С. Высшая мера наказания: история, современность, будущее. - М.: ИНФРА-М, 2005. – 195 с.

5. Таганцев П.О. Смертная казнь. - СПб.: Нева, 2004. – 214 с.

6. Уголовное право РФ. Общая часть./ Под ред. Здравомыслова Б.В. - М.: Юристъ, 2004. – 241 с.


[2] Викторский С. К. История смертной казни в России и современное ее состояние. - М.: Логос, 2005. – С. 39


[3] Михлин А.С. Высшая мера наказания: история, современность, будущее. - М.: ИНФРА-М, 2005. – с. 94.


[5] Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 08.12.2003) в последней редакции // Консультант-Плюс.

Люди с давних времен жестоко расправлялись со своими врагами, некоторые их даже съедали, но в основном их казнили, лишали жизни страшными и изощренными способами. То же самое делали и с преступниками, кто нарушал законы Божьи и человеческие. За тысячелетнюю историю накопился большой опыт казни приговоренных.

Физическое отделение головы от тела с помощью топора или любого боевого оружия (ножа, меча) позднее для этих целей использовалась машина, придуманная во Франции – Гильотина. Считается, что при такой казни голова, отделенная от тела, сохраняет зрение и слух еще на протяжении 10 секунд. Обезглавливание считалось “благородной казнью” и применялось к аристократам. В Германии обезглавливание упразднили в 1949 году из-за выхода из строя последней гильотины.


Удушение человека на веревочной петле, конец которой закреплен неподвижно. Смерть наступает через несколько минут, но вовсе не от удушения, а от передавливания сонных артерий. При этом сначала человек теряет сознание, а позже умирает.


Средневековая виселица состояла из специального постамента, вертикального столба (столбов) и горизонтальной балки, на которой и вешали приговоренных, размещенной над подобием колодца. Колодец был предназначен для отваливающихся частей тела - повешенные оставались висеть на виселице до полного разложения.

В Англии применялась разновидность повешения, когда человека сбрасывали с высоты с петлей на шее, при этом смерть наступает мгновенно от разрыва шейных позвонков. Существовала “официальная таблица падений”, с помощью которой высчитывали необходимую длину веревки в зависимости от веса осужденного (при слишком длиной веревке происходит отделение головы от тела).

Разновидностью повешения является гаррота. Гарротой (железным ошейником с винтом, нередко снабженным вертикальным шипом на задней части) вообще-то не душат. Ей ломают шею. Казненный в таком случае умирает не от удушья, как происходит, если его душат веревкой, а от раздробления позвоночника (иногда, согласно средневековым свидетельствам, от перелома основания черепа-смотря куда надеть) и перелома шейных хрящей.


В Англии четвертование применялось вплоть до 1820 года, формально отменено только в 1867 году. Во Франции четвертование осуществлялось при помощи лошадей . Осуждённого привязывали за руки и за ноги к четырём сильным лошадям, которые, подхлёстываемые палачами, двигались в разные стороны и отрывали конечности. Фактически приходилось подрезать сухожилия осуждённому.

Другая казнь путём разрывания тела пополам, отмеченная в языческой Руси, заключалась в том, что жертву привязывали за ноги к двум склоненным молодым деревцам, а потом отпускали их. По византийским источникам, так был убит древлянами князь Игорь в 945 году за то, что хотел дважды собрать с них дань.

Распространённый в Античности и Средневековье вид смертной казни. В Средние века было распространено в Европе, особенно в Германии и во Франции. В России этот вид казни известен с XVII века, но колесование стало регулярно применяться лишь при Петре I, получив законодательное утверждение в Воинском Уставе. Колесование перестало применяться лишь в XIX веке.


Профессор А. Ф. Кистяковский в XIX веке так описал процесс колесования, применявшийся в России: К эшафоту привязывали в горизонтальном положении Андреевский крест, сделанный из двух брёвен. На каждой из ветвей этого креста делали две выемки, расстоянием одна от другой на один фут. На этом кресте растягивали преступника так, чтобы лицом он был обращён к небу; каждая оконечность его лежала на одной из ветвей креста, и в каждом месте каждого сочленения он был привязан к кресту.

Затем палач, вооружённый железным четырёхугольным ломом, наносил удары в часть члена между сочленением, которая как раз лежала над выемкой. Этим способом переламывали кости каждого члена в двух местах. Операция оканчивалась двумя или тремя ударами по животу и переламыванием станового хребта. Разломанного таким образом преступника клали на горизонтально поставленное колесо так, чтобы пятки сходились с заднею частью головы, и оставляли его в таком положении умирать.

Казнь получила широкое распространение в период действия Святой инквизиции, и только в Испании было сожжено около 32 тысяч человек (без учёта испанских колоний).

Самые известные люди, сожженные на костре: Джорджано Бруно – как еретик (занимался научной деятельностью) и Жанна д’Арк, командовавшая французскими войсками в столетней войне.


Посажение на кол широко применялось ещё в Древнем Египте и в Ближнем Востоке, первые её упоминания относятся к началу второго тысячелетия до н. э. Особое распространение казнь получила в Ассирии, где посажение на кол было обычным наказанием для жителей взбунтовавшихся городов, поэтому в поучительных целях сцены этой казни часто изображались на барельефах. Применялась эта казнь по ассирийскому праву и в качестве наказания женщин за аборт (рассматривался как вариант детоубийства), а также за ряд особо тяжких преступлений. На ассирийских рельефах встречаются два варианта: при одном из них приговорённому протыкали колом грудь, при другом острие кола входило в тело снизу, через задний проход. Казнь широко применялась в Средиземноморье и на территории Ближнего Востока по меньшей мере с начала II тысячелетия до н. э. Известна она была и римлянам, хотя особого распространения в Древнем Риме не получила.


На протяжении большой части средневековой истории казнь посажением на кол была очень распространена на Ближнем Востоке, где являлась одним из основных способов мучительной смертной казни. Получила широкое распространение во Франции во времена Фредегонды, которая первая ввела этот вид казни, присудив к ней молодую девушку знатного рода. Несчастного клали на живот, а палач вбивал ему в задний проход молотком деревянный кол, после чего кол врывали вертикально в землю. Под тяжестью тела человек постепенно сползал вниз, пока через несколько часов кол не выходил через грудь или шею.

Сажанием на кол был казнен английский король-гомосексуалист Эдуард. Дворяне подняли мятеж и убили монарха, вбив ему в задний проход раскаленный железный прут. Сажание на кол применялось в Речи Посполитой до 18 века, и многие Запорожские казаки были казнены таким способом. При помощи меньших колов так же казнили насильников (вбивали кол в сердце) и матерей, убивавших своих детей (их пробивали колом предварительно закопав живьем в землю).

Вид смертной казни, при которой в бок жертве вонзали железный крюк и подвешивали. Смерть наступала от жажды и потери крови через несколько дней. Руки жертве связывали, чтобы он не смог самостоятельно освободиться. Казнь была распространена у Запорожских казаков. По легенде именно таким способом был казнен Дмитрий Вишневецкий основатель Запорожской Сечи, легендарный “Байда Вешнивецкий”.


После соответствующего решения уполномоченного юридического органа (царя или суда) собиралась толпа граждан, убивавших виновного бросанием в него камней. Камни при этом следовала выбирать небольшие, чтобы осужденный на казнь не отмучился слишком быстро. Или, в более гуманном случае, это мог быть один палач, сбрасывавший сверху на осужденного один большой камень.


Древнейший вид казни, распространенный у многих народов мира. Смерть наступала оттого, что жертву загрызали крокодилы, львы, медведи, змеи, акулы, пираньи, муравьи.


Не очень распространенный в Европе вид казни, который, как полагают, пришел в Старый Свет с Востока, но есть несколько дошедших до нашего времени документальных свидетельств применения этого вида казни. Погребение заживо применялось к христианским мученикам. В средневековой Италии заживо хоронили нераскаявшихся убийц. В Германии закапывали живыми в землю женщин-детоубийц. В России XVII—XVIII века заживо закапывали по шею женщин, убивших мужей.


Редкий способ казни, практиковавшийся, в частности, на Руси. Казнимому вспаривали живот в области кишечника, так, чтобы не умер от потери крови. Потом доставали кишку, прибивали её к дереву и заставляли ходить по кругу вокруг дерева. В Исландии для этого применялся специальный камень, вокруг которого ходили по приговору тинга.

Осуждённому на смерть прибивали гвоздями руки и ноги к концам креста или фиксировали конечности при помощи верёвок. Именно таким способом был казнен Иисус Христос. Основной причиной смерти при распятии является асфиксия, вызванная развивающимся отёком легких и утомлением участвующих в процессе дыхания межреберных мышц и мышц брюшного пресса. Основной опорой тела в данной позе являются руки, и при дыхании мышцы брюшного пресса и межрёберные мышцы должны были поднимать вес всего тела, что приводило к их быстрому утомлению. Также сдавливание грудной клетки напряжёнными мышцами плечевого пояса и груди вызывало застой жидкости в лёгких и отёк лёгких. Дополнительными причинами смерти служили обезвоживание и потеря крови.


Сваривание в жидкости являлось распространенным видом смертной казни в разных странах мира. В древнем Египте этот вид наказания применялся в основном к лицам, ослушавшимся фараона. Рабы фараона на рассвете (специально, чтобы Ра видел преступника), разводили огромный костер, над которым находился котел с водой (причем не просто с водой, а с самой грязной водой, куда сливались отходы и т.д.) Иногда казнили таким образом целые семьи.


Этот вид казни широко применялся Чингиз-Ханом. В средневековой Японии сварение в кипятке применялось в основном к ниндзя, которые провалили убийство и были схвачены. Во Франции эта казнь применялась к фальшивомонетчикам. Иногда злоумышленников сваривали в кипящем масле. Осталось свидетельство, как в 1410 году в Париже заживо сварили в кипящем масле карманного вора.

Применялось на Востоке, в Средневековой Европе, на Руси и у индейцев. Смерть наступала от ожога пищевода и удушения. Наказание обычно устанавливалось за фальшивомонетничество, причём часто заливали тот металл, из которого преступник отливал монеты. Тем, кто долго не умирал, отрубали башку.



Сдирание кожи имеет очень древнюю историю. Еще Ассирийцы снимали кожу с пленных врагов или мятежных правителей и прибивали к стенам их городов, как предупреждение тем кто будет оспаривать их власть. Ассирийский правитель Ашшурнасирпал похвалялся, что содрал столько кож с провинившейся знати, что обтянул ею колонны.


Особенно часто применялась в Халдее, Вавилоне и Персии. В Древней Индии кожу удаляли огнем. При помощи факелов ее выжигали до мяса по всему телу. С ожогами осужденный несколько дней мучился до наступления смерти. В Западной Европе использовалось как метод наказания для предателей и изменников, а также к простым людям, которые были заподозрены в любовных связях с женщинами королевских кровей. Также кожу сдирали с трупов врагов или преступников для устрашения.

Применялась в Китае за государственную измену и отцеубийство в средние века и при династии Цин вплоть до её отмены в 1905 году. В 1630 г. этой казни был подвергнут видный минский военачальник Юань Чунхуань. С предложением её отмены выступил ещё в XII веке поэт Лу Ю. При цинской династии линг-чи в целях устрашения совершалась в общественных местах при большом стечении зевак. Сохранившиеся описания казни расходятся в подробностях. Жертву, как правило, накачивали опиумом — то ли из милосердия, то ли, чтобы предотвратить потерю ею сознания.


В своей “Истории пытки всех времен” Джордж Райли Скотт приводит цитаты из записок двух европейцев, имевших редкую возможность присутствовать при подобной казни: их звали сэр Генри Норман (он видел эту казнь в 1895 г.) и Т. Т. Мэ-Доуз:

“Там стоит корзина, накрытая куском полотна, в которой лежит набор ножей. Каждый из этих ножей предназначен для определенной части тела, о чем свидетельствуют выгравированные на клинке надписи. Палач берет наугад из корзины один из ножей и, исходя из надписи, отрезает соответствующую часть тела. Однако в конце прошлого века подобная практика, по всей вероятности, была вытеснена другой, не оставлявшей места случайности и предусматривавшей отрезание в определенной последовательности частей тела при помощи единственного ножа. По словам сэра Генри Нормана, осужденного привязывают к подобию креста, и палач медленно и методично срезает сначала мясистые части тела, затем надрезает суставы, отрезает отдельные члены на конечностях и заканчивает казнь одним резким ударом в сердце.

Читайте также: