Доклад на тему психолого педагогические средства реабилитации

Обновлено: 16.05.2024

Психолого-педагогическая реабилитация или абилитация детей-инвалидов объединяет мероприятия, направленные на реализацию равных прав детей на воспитание, обучение и трудоустройство.

При определении нуждаемости ребенка-инвалида в конкретных мероприятиях психолого-педагогической реабилитации специалисты учреждения МСЭ ориентируются на данные реабилитационно-экспертной диагностики, сведения, полученные из психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и других специалистов.

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация

2) общеобразовательная организация

3) профессиональная образовательная организация

4) образовательная организация высшего образования

Дополнительные образовательные программы реализуются: учреждениями дополнительного образования и организациями дополнительного профессионального образования. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий учащихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.

Мероприятия психолого-педагогической реабилитации включают в себя:

  • получение дошкольного воспитания и обучения;
  • получение общего образования;
  • получение профессионального образования;
  • рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда;
  • проведение психолого-педагогической коррекции.

Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В образовательных организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья [4] .

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Получение дошкольного воспитания и обучения.

Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность:

  • в группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования;
  • в группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
  • группы оздоровительной направленности создаются для часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. В группах оздоровительной направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур;
  • в группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

В образовательной организации могут быть организованы также:

  • группы детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет;
  • группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет;
  • семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях.

Для детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по образовательным программам дошкольного образования организуется на дому или в медицинских организациях.

Получение общего образования.

В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, создаются специальные условия для получения образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья, обучение может осуществляться по группам (отделениям):

а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению;

б) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

1 отделение - для учащихся с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха;

2 отделение - для учащихся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха;

в) для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата.

Кроме того, образовательные организации могут проводить обучение по адаптированным образовательным программам:

г) для учащихся, имеющих тяжелые нарушения речи, создаются два отделения:

1 отделение - для учащихся, имеющих общее недоразвитие речи тяжелой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а также учащихся, имеющих общее недоразвитие речи, сопровождающееся заиканием;

2 отделение - для учащихся с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи;

д) для учащихся с умственной отсталостью, создаются классы (группы):

  • для учащихся с умеренной умственной отсталостью
  • для учащихся с тяжелой умственной отсталостью.

Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Обучение данных категорий детей осуществляется по образовательным программам в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов.

Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.

Получение профессионального образования.

Профессиональное образование ребенок может получить в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, а также организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, в которых должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

Под профессиональной ориентацией понимается система целенаправленных мероприятий (медицинских, психологических, социально-экономических, технических), обеспечивающая профессиональное самоопределение инвалида с учетом индивидуальных особенностей индивида и требований общества, она, по существу, представляет собой процедуру оказания инвалидам помощи в правильном выборе вида и условий трудовой деятельности.

Профориентация должна проводиться уже в средних классах обычных и специализированных школ, школах-интернатах и детских домах-интернатах с 11-14 лет.

Профориентация детей может осуществляться в многочисленных формах и учреждениях:

  • профессионального воспитания в школах, реабилитационных центрах;
  • профессиональной информации и профессиональной пропаганды в специализированных школах, бюро МСЭ, реабилитационных центрах и учебных заведениях;
  • профессиональных консультаций в учебных заведениях, реабилитационных центрах;
  • профессиональных проб, проводимых для определения уровня сформированности основных профессионально важных качеств в реабилитационных и учебных заведениях;
  • профессионального подбора, проводимого в учреждениях МСЭ, в учебных заведениях и реабилитационных центрах.

Приоритетными для ребенка-инвалида являются мероприятия по профессиональной ориентации, которые начинают проводиться довольно рано (с 11-13 лет) и способствуют формированию адекватного профессионального выбора. В ходе профориентации работа специалистов направлена на помощь ребенку в подборе таких профессий или видов трудовой деятельности, в которых он сможет в дальнейшем (по возможности) работать без ограничений.

1.Основные средства реабилитации: базовое (медикаментозное, хирургическое) лечение.

2.Основа лечебной физкультуры.

3. Основы физиотерапии.

4. Основы массажа.

5. Психолого-педагогические средства реабилитации

Средства физической реабилитации

К средствам реабилитации относятся психотерапевтическое воздействие, медикаментозная коррекция, ЛФК (кинезотерапия), физиотерапия, массаж, трудотерапия, курортно-санаторное лечение, музыкотерапия, фитотерапия, аэротерапия, хореотерапия, мануальное воздействие и др. Ведущее место среди средств физической реабилитации отводится физическим упражнениям, так как двигательная активность - важнейшее условие формирования здорового образа жизни, основа правильного построения медицинской реабилитации.

Средства физической реабилитации можно подразделить на активные, пассивные и психорегулирующие. К активным средствам относятся все формы лечебной физической культуры: разнообразные физические упражнения, элементы спорта и спортивной подготовки, ходьба, бег и другие циклические упражнения и виды спорта, работа на тренажерах, хореотерапия, трудотерапия и др.; к пассивным - массаж, мануальная терапия, физиотерапия, естественные и преформированные природные факторы; к психорегулирующим - аутогенная тренировка, мышечная релаксация и др.

Лечебная физкультура – самостоятельная медицинская дисциплина, использующая средства физической культуры к больному и ослабленному человеку с лечебной и профилактической целью.

Различают 4 вида лечебного воздействия физических упражнений:

1. Тонизирующее действие – это основное действие, заключается в повышении общего тонуса организма.

2. Трофическое действие – проявляется в случаях повреждения тканей или их гипотрофии.

3. Формирование компенсаций - проявляется в случаях, когда под действием болезни нарушается какая либо функция организма.

4. Нормализация функций – основан на способности физических упражнений

тормозить или полностью устранить сформировавшиесяво время болезни условно-рефлекторные связи иодновременно способствовать восстановлению нормальной деятельности всего организма.

Показания и противопоказания к назначению ЛФК:

1. Повышенная температура тела.

2. Ускоренное СОЭ.

3. Кровотечения и склонности к ним.

4. Злокачественные новообразования.

5. Психозы, выраженная олигофрения.

6. Тошнота, рвота.

7. Острые воспалительные заболевания.

10. Гипертоническая болезнь 3 ст.

Классификация физических упражнений.

Все упражнения делятся на общеукрепляющие и специальные.

По анатомическоие признаку упражнения делятся:

1. Для мелких мышечных групп.

2. Для средних мышечных групп.

3. Для крупных мышечных групп.

По признаку активности:

По признаку использования гимнастических предметов и снарядов:

1. Упражнения без предметов и снарядов.

2. Упражнения с предметами.

3. Упражнения на снарядах.

По видовому признаку и характеру выполнения:

1. Порядковые и строевые.

2. Подготовительные (вводные).

4. На координацию движений.

5. В сопротивлении.

8. Подскока и прыжки.

Дыхательные упражнения применяются с целью улучшения и активизации функции внешнего дыхания, укрепляют дыхательные мышцы, предупреждают легочные осложнения, а также для снижения физической нагрузки во время и после занятий ЛФК.

Классификация дыхательных упражнений:

1. Динамические – осуществляются при участии рук, плечевого пояса, туловища.

2. Статические – осуществляются только при участии диафрагмы и межреберных мышц (полный тип дыхания, грудное дыхание, диафрагмальное дыхание).

3. Дренажные – способствующие оттоку отделяемого из бронхов в трахею, откуда мокрота эвакуируется во время откашливания.

Формы проведения ЛФК:

1. Утренняя гигиеническая гимнастика.

2. Индивидуальные занятия.

3. Малогрупповые занятия (3-5 человек, проводят в палате или кабинете ЛФК).

4. Групповые занятия (проводят в зале ЛФК или на свежем воздухе).

5. Самостоятельные занятия.

6. Прогулки (пешеходные, на лыжах и т.д.).

7. Ближний туризм.

8. Оздоровительный бег и ходьба:

А) бег трусцой в чередовании с ходьбой и дыхательными упражнениями

Б) непрерывный и продолжительный бег трусцой.

1. Гимнастический – широко применяется на занятиях ЛФК.

2. Игровой – применяется для занятий с детьми и в условиях санатория. Отрицательная сторона- дозировка во время игры затруднена и требует дополнительного внимания.

3. Спортивный – в ЛФК применяется только в условиях санатория.

Разделы занятия ЛФК:

1. Вводный- носит характер разминки и имеет цель подготовки занимающихся к выполнению сложных упражнений. Продолжительность 10-20% от общего времени занятия.

2. Основной – 60-80% от общего времени занятия. На данном этапе нагрузка наибольшая. Пик нагрузки- середина основной части.

3. Заключительный – 10-20% от общего времени занятия. Задача – постепенное снижение нагрузки. Применяют дыхательные упражнения, упражнения на внимание, медленная ходьба.

Принципы проведения занятий ЛФК:

1. Индивидуальный подход.

2. Сознательное и активное участие пациента.

5. Систематичность и последовательность.

7. Наглядность и доступность.

8. Соблюдение цикличности.

Спортивный травматизм и его профилактика.

Спортивный травматизм- все травмы, полученные в результате занятий физической культуры и спорта.

1.Легкие травмы (ссадины, царапины, незначительные ушибы)

2.Средней степени тяжести (обширные ссадины, ушибы переломы фалангов пальцев)

3. Тяжелые травмы (все случаи требующие госпитализации)

4. Травмы со смертельным исходом.

Профилактика спортивного травматизма:

1. Правильное поведение спортсменов

2. Достаточная разминка перед выполнением сложных упражнений

3. Использование стандартного инвентаря

4. Соблюдение гигиенических требований к местам занятий спортом

5. Достаточная страховка

Физиотерапия- это область медицины, которая изучает действие на организм природных и искусственных факторов с лечебной и профилактической целью.

  • возраст ребенка;
  • индивидуальные анатомо-физиологические особенности;
  • возраст, в котором произошел манифест болезни и ее длительность;
  • характер и тяжесть течения основного заболевания;
  • наличие сопутствующих заболеваний;
  • негативные психофизические последствия болезни, одним из которых может стать нарушение мнестических функций и интеллектуальной сферы, искажение социальной ситуации развития;
  • и, конечно, имеющийся реабилитационный потенциал.

Следует заметить, что дети с неизлечимым тяжелым заболеванием с прогрессирующим течением, малым или отсутствием реабилитационного потенциала, представляют собой отдельную категорию и им оказывается паллиативная помощь, которая также включает в себя психолого-педагогическую поддержку, цель и задачи которой, как содержание и методы отличаются от тех, что характерны для комплексной реабилитации 3 .

Для успешного междисциплинарного взаимодействия и гармоничной интеграции содержания психолого-педагогической помощи в программу комплексной реабилитации ребенка специалисты психолого-педагогического профиля должны уметь ориентироваться в клинической информации о ребенке, учитывать форму и объем других видов реабилитационного воздействия, а также цель и задачи реабилитации текущего этапа. Специалисты психолого-педагогического профиля при определении содержания помощи должны исходить из того, что любая хроническая болезнь всегда порождает триаду последствий. Это первичные психологические нарушения, непосредственно связанные и обусловленные болезнью (болевые ощущения, снижение работоспособности, нарушение интеллекта, восприятия и движений). Вторичные нарушения в виде различных психологических отклонений, возникающих в силу болезни – проблемы социальной адаптации и интеграции, трудности ориентировки в окружающем пространстве, медленный темп усвоения новых знаний и другие. Третичные нарушения, вследствие искажения социальной ситуации развития, в частности, из-за регулярных госпитализаций и перемен в образе жизни, ограничения социальных контактов, изменения детско-родительских отношений и искажения стиля воспитания и многое другое 4 .

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, в силу своей универсальности, удивительным образом сочетается с методологией Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ), которая распределяет домены с позиции физиологического функционирования организма и социальной реализации (функционирования) индивида в обществе (функции и структуры организма; социальная активность и участие в общественной жизни) 5 .

Все вышесказанное определяет цель психолого-педагогической помощи в реабилитации больного ребенка – предупредить или сгладить негативное влияние болезни на процесс развития детской личности 6 . Для достижения этой глобальной цели необходимо создать в процессе лечения условия для решения следующих задач:

  • обеспечения эффективности лечения;
  • удовлетворения возрастных и особых психологических потребностей;
  • развития психологического потенциала и социализации детей с учетом этиологии, структуры и тяжести заболевания, реабилитационного потенциала;
  • повышения комплаентности к лечению;
  • оптимизации детско-родительских отношений в ситуации болезни.

Практическая работа осуществляется по следующим направлениям:

  • диагностика психического и личностного развития ребенка;
  • разработка, реализация и оценка эффективности содержания специальной психолого-педагогической помощи ребенку;
  • логопедическая помощь детям с особенностями становления и патологией речи;
  • создание социально-комфортной развивающей обстановки в станционере и домашних условиях;
  • организация досуговой деятельности;
  • психотерапевтическая помощь родителям, воспитывающим детей-инвалидов;
  • образование пациентов и членов их семьей;
  • социально-трудовая и профессиональная ориентация подростков.

Как уже говорилось, совокупность таких клинико-психологических факторов как этиология болезни, возраст ребёнка и тяжесть физического состояния определяют специфику организации и направления психолого-педагогической помощи. Последовательно раскроем их следующим образом: для детей раннего возраста с последствиями перинатальной патологии ЦНС; для пациентов отделения реанимации и интенсивной терапии; отделения хирургии; соматического и неврологического стационара, а также для родителей больного ребенка 7 8 .

Так, психолого-педагогическая помощь в абилитации детей раннего возраста должна содействовать последовательному психофизическому развитию ребенка с последствиями перинатальной патологии ЦНС, а не восстановлению утраченных функций, которые у него не были сформированы в силу возрастных особенностей. Деятельность специалистов (учителей-дефектологов: сурдопедагога и тифлопедагога, учителя-логопеда, семейного психолога) с детьми раннего возраста в настоящее время имеет весомое научно-методические оснащение. Она включает в себя инструмент раннего выявления психологических проблем ребенка и междисциплинарного взаимодействия путем своевременного направления врачом ребенка на консультацию к специалисту психолого-педагогического профиля, диагностику актуального психологического возраста в период раннего детства, дифференцированное содержание образовательного процесса в первые три года жизни для детей разных психолого-педагогических категорий, средства реабилитации, дидактический и игровой инструментарий, адаптивные текстильные изделия.

Одним из самых молодых направлений психолого-педагогической помощи является консультирование и поддержка в отделении реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ). Особенность работы специалистов психолого-педагогического профиля в этом отделении заключается в том, что содержание деятельности определяется одним из четырех уровней психической активности ребенка (инактивный, относительно пассивный, относительно активный, активный) и направлено на удовлетворение постепенно актуализирующихся психологических потребностей, что происходит значительно быстрее восстановления физических возможностей. Для работы психолога в ОРИТ созданы технические средства, разработано содержание, методы и дидактическое оснащение 9 .

Основным направлением психолого-педагогической работы в отделении хирургии является снижение уровня предоперационного стресса путем формирования готовности ребенка и родителей к операции с помощью психологических технологий. Считаем, что психологическое сопровождение в хирургическом стационаре является одним из действенных методов сохранения психического здоровья ребенка и должно войти в стандарт оказания медицинской помощи 10 .

Исследование закономерностей формирования личности более 2000 детей разного возраста, с хроническими болезнями различной этиологии и характером течения, показало, что оно может реализовываться по благоприятному и неблагоприятному варианту. Благоприятный вариант развития личности чаще имеет место у детей с легким и среднетяжелым течением болезни. У детей с тяжелым течением болезни достоверно чаще наблюдаются неблагоприятные варианты личностного развития, т.к. болезнь достаточно сильно искажает образ жизни ребенка и приводит к формированию устойчивых негативных личностных характеристик, наличие которых затрудняет социальную адаптацию 12 . Характер течения или стадию болезни необходимо учитывать при разработке содержания психолого-педагогической реабилитации, а также при принятии решения о форме и условиях обучения в образовательной организации.

При изучении особенностей социальной адаптации и развития личности детей с соматическими болезнями получены объективные доказательства зависимости физического и психологического состояния больного ребенка от комплаентности родителей 13 . Считаем, что приверженность родителей к лечению должна учитываться при оценке состояния здоровья ребенка с хронической патологией. Первостепенная роль родителей в восстановлении здоровья ребенка стала основанием для разработки алгоритма психолого-педагогической помощи семье в стационаре. Созданный специалистами нашего учреждения алгоритм психолого-педагогического сопровождения родителей подходит для работы с различными категориями семей и гармонично встраивается в систему педиатрической помощи 14 .

В частности, критерием результативности психолого-педагогической реабилитации является положительная динамика психического развития и социализации. Путем сопоставления показателей в основных линиях психического развития или сферах, в том числе при продолжительности курса 21 день, можно вынести следующее заключение: отсутствие, минимальная, умеренная, значительная динамика, а также охарактеризовать приверженность и участие родителей в формировании здоровья ребенка: отсутствие, минимальное, умеренное, значительное.

В настоящее время многое сделано для повышения эффективности и доступности комплексной реабилитации детям в различных регионах России. Одновременно с этим имеет место ряд актуальных проблем, которые нуждаются в поиске рациональных решений для их скорейшего устранения.

В первую очередь, нужно провести исследование закономерностей и вариантов психического развития детей с нарушениями здоровья различной этиологии и степени тяжести. Утвердить единую научно-методическую основу комплексной реабилитации детей с учетом современных национальных и мировых технологий. Разработать универсальные критерии эффективности комплексной абилитации/реабилитации, в том числе провести клиническую апробацию новых методов восстановительного лечения, психолого-педагогического воздействия и психотерапевтической поддержки в подразделениях, участвующих в процессе абилитации/реабилитации. Крайне важно определить и осуществить план мероприятий, способствующих просвещению общественности в отношении укрепления здоровья детей, в том числе с хроническими инвалидизирующими болезнями и детей-инвалидов, пропаганде роли и современных возможностей комплексной реабилитации.

  • Особенности адаптации женщин к ситуации пребывания с недоношенным ребенком в стационаре второго этапа выхаживания (М.С. Ртищева,С.Б. Лазуренко,И.А. Беляева)
  • Динамика психического развития младенцев с перинатальной патологией как ориентир для построения индивидуальной программы коррекционно-педагогической помощи (С.Б. Лазуренко,Е.А. Стребелева)
  • Психолого-педагогическая служба в педиатрии (А.Л. Венгер)
  • Особенности психологического состояния хронически больного ребенка с разной тяжестью течения болезни (А.С. Буслаева,А.Л. Венгер)
  • Психологическое сопровождение семьи ребенка, находящегося в отделении реанимации и интенсивной терапии (М.С. Ртищева,С.Б. Лазуренко)
  • Этапы психологического сопровождения ребенка в период восстановления здоровья после обострения хронического заболевания (М.С. Афонина,С.Б. Лазуренко)
  • Современные направления психолого-педагогической подготовки медицинского работника в педиатрии (И.Н. Нурлыгаянов,Т.В. Свиридова,С.Б. Лазуренко)
  • Государственная политика Российской Федерации по охране здоровья и защите прав детей-инвалидов в 1990-2000-х гг.: о динамике приоритетов (С.Б. Лазуренко,Н.А. Григорьева)
  • Динамика познавательного развития детей-инвалидов как критерий перспектив социальной адаптации во взрослом возрасте (С.Б. Лазуренко,Н.Н. Павлова)


3 Яковлева Н.Ф. Сетевое профессиональное сообщество «Центр социально-психолого-педагогического сопровождения детей в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении. Сетевое пространство дополнительного профессионального образования: проблемы, поиски, пути решения: колл. монография. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2016. 198 с.

4 Лаврентьева З.И. Педагогическая реабилитация в процессе социального развития подростков: дис. … докт. пед. наук. Новосибирск, 2009. 423 с.

5 Медведева Н.М. Социальная реабилитация дезадаптивных подростков: автореф. дис. … канд. социол. наук. Москва, 2000. 26 с.

6 Кащеева А.В. Социально-педагогическая реабилитация подростков в специализированных учреждениях посредством формирования толерантности // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2010. Т. 16. С. 186-189.

7 Штинова Г.Н., Галагузова М.Л., Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика: учебник для вузов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. 260 с.

8 Паатова М.Э. Формирование социально-личностной жизнеспособности в процессе социально-педагогической реабилитации девиантных подростков в учреждениях закрытого типа // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2017. С. 42-43.

9 Москвина Е.В. Социально-педагогическая реабилитация подростков делинквентного поведения в специальном учебно-воспитательном учреждении: дис. . канд. пед. наук. Оренбург, 2017. 24 с.

10 Ушакова Т.О. Социально-педагогическая реабилитация младших подростков группы риска средствами имитационной игры: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2010. 24 с.

Целями данной работы являются изучение сущности понятия социально-педагогической реабилитации на основе анализа психолого-педагогических исследований, формулирование авторского понимания понятия.

Материал и методы исследования

Материалами исследования явились научные психолого-педагогические исследования отечественных авторов по проблеме социально-педагогической реабилитации детей. Методы исследования: тематический поиск, контент-анализ, синтез, обобщение.

В настоящее время реабилитацию рассматривают в русле междисциплинарного подхода как особый взаимообусловленный процесс взаимодействия общества и индивида, направленный на повышение активности, функциональности социальной жизни реабилитанта, включающий реализацию восстановительных мер социально-экономического, юридического, психолого-педагогического и медицинского характера.

Содержание термина раскрывается в работах Н.М. Медведевой, А.М. Мингазовой, Е.И. Холостовой, А.Б. Чистовой и иных с позиций формирования способности ребенка преодолевать неблагоприятное влияние, воспитания уважительного отношения к самому себе, самостоятельности, развития готовности жить в условиях изменяющейся среды, восстановления социальных связей и отношений, каналов реабилитации.

Современные педагоги связывают социальную реабилитацию с восстановлением социальных связей ребенка, временно или вовсе утраченных в результате девиантного поведения: совершения противоправных действий, бродяжничества, агрессивного поведения, употребления алкоголя, наркотиков, ранних половых связей, тотальной школьной неуспеваемости и др. В связи с этим Н.М. Медведевой процесс социальной реабилитации определяется как деятельность по социальной адаптации, созданию необходимых социальных и бытовых условий, формированию ценностных ориентаций [5, с. 12].

Таким образом, под социальной реабилитацией понимается процесс создания необходимых условий для независимого существования индивида в ходе восстановления самостоятельности в общественной и семейно-бытовой среде. Реабилитационный процесс в данном ключе содействует адекватному реагированию ребенка на события, происходящие в его жизнедеятельности.

Социально-педагогическая реабилитация в научных работах рассматривается как:

– процесс, который направлен на изменения в ценностно-смысловой сфере личности ребенка, восстановление его социального статуса, а также физического, психического и нравственного здоровья (Н.В. Антакова, М.В. Иванова, М.Э. Паатова, И.Ю. Тарханова и др.);

– комплекс мер профессионального, медицинского, психолого-педагогического и социально-бытового характера, способствующих овладению детьми социальными ролями, правилами поведения в обществе, их возвращению к общественно-полезной жизнедеятельности (С.Н. Дубинин, Е.А. Обухова, Е.Я. Тищенко и др.);

– система мер по выявлению внутренних ресурсов, восстановлению, коррекции или компенсации нарушенных психофизических, социальных функций; устранению, ослаблению влияния неблагоприятных факторов (Т.И. Зубкова, Э.А. Маврина, И.С. Макарьев и др.).

Анализ данных исследований показал, что в современной научно-педагогической действительности социально-педагогическая реабилитация является сложным социальным феноменом, отличающимся специфичностью целевой аудитории и содержанием деятельности, основанным на комплексном подходе, включает педагогические, психологические, социальные формы и методы работы.

Устоявшейся научной точкой зрения служит определение социально-педагогической реабилитации как процесса, направленного на возвращение ребенка к активной жизнедеятельности в социуме и к общественно полезному труду. Следует понимать, что объектами социально-педагогической реабилитации являются дети, утратившие в силу каких-либо причин навыки, содействующие их социальной активности. В связи с этим в науке существует взгляд на социально-педагогическую реабилитацию как на процесс целенаправленной социально-педагогической адаптации ребенка к современной системе ценностей, в которую входят социально-правовые, культурно-национальные и общечеловеческие ценности [6, с. 186].

В научных исследованиях встречаются идеи рассмотрения социально-педагогической реабилитации как комплекса педагогических мер, способствующих обучению детей выстраивать отношения с социумом, формированию статуса ребенка в обществе. Так, узловым компонентом в понимании социально-педагогической реабилитации группой ученых в лице Г.Н. Штиновой, М.Л. Галагузовой, Ю.Н. Галагузовой является воспитательное воздействие на реабилитанта. В данной логике авторы характеризуют процесс реабилитации как комплекс воспитательных мероприятий, способных воссоздавать личностно значимые качества личности подростка, которые обеспечивают развитие активной жизненной позиции и включение его во взаимодействие с представителями общества, создают условия для развития навыков самообслуживания, овладения социальными ролями, нормами и правилами поведения в обществе, а также получения необходимого уровня образования [7, с. 231]. Таким образом, результатом воспитательных воздействий по актуализации личностно значимых качеств личности подростка может явиться социально и личностно значимая активность ребенка, выражающаяся в социально ориентированном взаимодействии в соответствии с освоенными социальными ролями, а также во включенности в образовательный процесс.

Определение сущности социально-педагогической реабилитации осуществляется с позиции внутренних и внешних факторов. Осмысление с точки зрения внутренних факторов подразумевает организацию педагогического процесса по применению мер, направленных на выявление имеющихся внутренних ресурсов ребенка, по восстановлению, коррекции искаженных психофизических и социальных функций, статуса в социуме, по развитию активной социально ориентированной жизненной позиции, оказанию содействия в формировании социального опыта, отношений, которые способны предоставить помощь в решении трудных жизненных ситуаций. Так, М.Э. Паатова социально-педагогическую реабилитацию определяет как специально организованный процесс, направленный на преобразование ценностно-смысловой сферы личности подростков, что окажет содействие социальному развитию и личностному функционированию, успешной социализации [8, с. 42–43].

К внешним факторам воздействия Е.В. Москвина относит влияние рецидивной преступности, утраченные социальные связи с обществом (в связи с чем процесс социально-педагогической реабилитации рассматривается как способность несовершеннолетнего противостоять влияниям рецидивной преступности), владение социально ориентированными способами поведения, восстановление утраченных социальных связей с обществом через включение подростка в разнообразные виды образовательной и трудовой деятельности [9, с. 12]. По мнению А.В. Мудрика, восстановление ослабленных или утраченных социальных взаимоотношений происходит в воссозданных актуальных ситуациях социального развития ребенка, что в свою очередь является сущностью процесса социально-педагогической реабилитации.

Проанализировав научные психолого-педагогические исследования, посвященные проблеме социально-педагогической реабилитации, мы пришли к пониманию, что социально-педагогическая реабилитация является процессом. Осмысление в данном ключе обеспечивает целенаправленность, целостность взаимообусловленных педагогических, социальных воздействий, находящихся в единстве и взаимосвязи, формирующих сотрудничество всех субъектов реабилитации, что качественным образом влияет на результаты работы. Рассмотрение социально-педагогической реабилитации как результата также для нас является важным основанием для понимания сущности процесса. Социально-педагогический реабилитационный процесс целесообразно направлять на формирование и развитие у подростков индивидуальных, социальных особенностей, повышающих их возможности сопротивления отрицательному воздействию внешних факторов и нивелирующих вероятное развитие социально деструктивных форм поведения.

Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных подростков определяется как процесс обучающего и воспитательного характера, направленный на восстановление искаженных социальных связей на основе взаимосвязанного комплекса мероприятий, положительно влияющих на состояние здоровья, психическое самочувствие, направленность поведения, выстраивание отношений. Реабилитация детей с отклонениями в поведении предполагает их включение в процесс восстановления здоровья физического, психического и нравственного, а также актуализацию механизмов социализации ребенка в условиях влияния на его поведение биологических и социальных факторов. Реабилитационный процесс безнадзорных детей направлен на восстановление их в статусе активного социального субъекта, развитие личностных качеств, не противоречащих социальным нормам, активной позиции в жизнедеятельности, навыков самообслуживания, социально приемлемых правил поведения в обществе, заинтересованности в получении образования. Восстановление социального статуса ребенка-сироты в процессе социально-педагогической реабилитации происходит через преодоление внутриличностного конфликта (который имеет корни в нарушенных отношениях с биологической матерью), развитие доверительных отношений с социальной (приемной) матерью. Реабилитация детей группы риска осуществляется такими педагогическими воздействиями на реабилитанта, которые способны восстановить дееспособность ребенка, его личную активность, актуализировать его возможности.

Степень изученности проблемы социально-педагогической реабилитации детей группы риска характеризуется весьма ограниченным числом фундаментальных исследований. Мы встретили только одно научное исследование, посвященное вопросу социально-педагогической реабилитации детей группы риска, однако целевой аудиторией автора являются дети младшего подросткового возраста, а сам реабилитационный процесс понимается автором как разновидность социально-педагогической практики, направленной на восстановление полноценного взаимодействия с ближайшим окружением [10, с. 8]. Однако наше понимание социально-педагогической реабилитации выходит за рамки одного из видов педагогической практики. Считаем, что социально-педагогическая реабилитация является процессом, включающим комплекс педагогических, психологических, социальных воздействий с помощью разнообразных технологий, методов и форм работы. Полагаем, что многообразие применяемых инструментов способно удовлетворить реабилитационные потребности ребенка и тем самым повысить результативность процесса социально-педагогической реабилитации.

Выводы. В результате проведенного теоретического анализа психолого-педагогических исследований сформулируем авторское понимание изучаемого понятия. Социально-педагогическая реабилитация – это целостный процесс целенаправленных, взаимосвязанных педагогических и социальных воздействий всех субъектов реабилитации, ориентированных на актуализацию внутренних ресурсов, способствующих развитию способности подростка сопротивляться воздействию факторов социального риска дезадаптации.

Разработанность проблемы социально-педагогической реабилитации в современной педагогической науке требует дальнейшего развития, так как наблюдается отсутствие единства в понимании понятия. Научная новизна предложенного определения сущности процесса социально-педагогической реабилитации детей заключается в том, что расширяет его объектную направленность, включает актуализацию собственных ресурсов ребенка в преодолении факторов социального риска дезадаптации, взаимодействие субъектов реабилитационного пространства.

Читайте также: