Семейное право японии доклад

Обновлено: 16.05.2024

Японское брачно-семейное право как наиболее традиционное, связанное с религией не претерпело сколько-нибудь заметного изменения на всех этапах средневековой истории страны. История государства и права зарубежных стран: Учебник: в 2 ч. Ч. 1 / Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. - 2-е изд., стер. - М.: Норма, 2004. - С.597

Вопрос о заключении брака решался главами семей, согласия жениха и невесты не требовалось. В средние века согласие родителей и ближайших родственников было обязательным условием действительности брака. Требовался также равный сословный статус жениха и невесты, "непорочность" их добрачных отношений. Правом определялся возраст брачного совершеннолетия для мужчины в 15 лет, для женщины в 13 лет.

Браку предшествовал сговор родителей и помолвка, беспричинное расторжение которой было наказуемым. Она расторгалась, если жених не появлялся в течение одного месяца или если брак не был заключен в течение трех месяцев после помолвки. Влекло расторжение помолвки и совершение преступления женихом или невестой.

Запрещались браки не только между свободными и рабами, "добрыми" и "подлыми", но и между отдельными категориями "подлых". Здесь действовал своеобразный кастовый принцип. Обязательность фамильной эндогамии, соблюдаемой в Китае, в Японии не привилась, так же как и левират.

Порядки патриархальной семьи были отражены и в праве Японии, но проявлялись они слабее, чем в Китае, не столь бесправным было и положение женщины в семье. Брак в принципе был моногамным, наложницы не брались в расчет. Как и в Китае, женщина находилась под опекой мужчины: отца, мужа, сына; но эта опека была более легкой и регулировалась законом. Муж не мог равнять жену с наложницей, не мог он навязать жене и развод из-за наложницы. Беспричинный развод влек за собой запрещение нового брака.

Развод, как и в Китае, не только разрешался, но и прямо предписывался при определенных обстоятельствах помимо воли супругов, например в случае попытки убийства, избиения родителей и других близких родственников мужа или жены. Брак, как и развод, был делом не только супругов, но и их семей. При разводе по инициативе мужа или жены требовалось согласие родителей и того и другого. Родители должны были подписать "разводную бумагу". Перечень обстоятельств, которые давали мужу законные основания для развода, был значительно шире, чем у жены. Она имела право на развод лишь в случае длительного, в течение пяти лет безвестного отсутствия мужа или тяжкого оскорбления им ее родителей.

Законные основания мужа на развод были те же, что и в Китае, но не все они влекли за собой изгнание разведенной жены из дома. За исключением "распутства", "непослушания свекру или свекрови", "дурной болезни", жена могла и после развода (связанного с ее болтливостью, отсутствием мужского потомства, ревностью, вороватостью) оставаться в доме мужа, если она оказывала ему поддержку в период ношения траура по родителям, была знатнее мужа и тем самым повысила его социальный статус, если у нее не было родительской семьи. Мужу могли отказать в разводе и в том случае, если он разбогател благодаря приданому жены.

В японском праве проявилась относительная терпимость к незаконнорожденным детям и детям, родители которых были неравны по своему социальному статусу. Как правило, действовала фикция, что родители не знали о действительном "подлом" статусе своего партнера, тогда ребенок становился рёмином. Незаконнорожденные дети передавались на воспитание в семью одного из родителей, занимающую более высокий социальный статус, но мать и отца такого ребенка разлучали. Статус рёмина получал и ребенок, появившийся на свет в результате насилия хозяина над рабыней.

Бездетным семьям с целью продолжения рода предоставлялось право усыновления ребенка из числа близких родственников, который приобретал все права законнорожденного.

В японских кодексах относительно подробно был разработан институт наследования по закону. В наследственную массу входили холопы (т.е. зависимые люди, но не входящие в категорию кланового "подлого люда"), поля, строения, другое имущество. В нее же входило приданое жены умершего главы семьи.

В Японии основным видом наследования было наследование по закону, согласно которому все члены семьи получали соответствующую долю имущества. Старший сын имел право на 2 доли; переживший супруг -- на 2 доли; дочери -- на половину доли. Ливанцев К.Е. История средневекового государства и права: Курс лекций. - СПб.: СПбГУ, 2000. - С.321

Вдова подлежала опеке со стороны семьи мужа; закон запрещал выделять ее из двора мужа.

Если речь шла о полях и имуществе, жалованных за заслуги, наследственные доли сыновей и дочерей были равными. В остальных случаях доля первой жены, а также старшего сына была в два раза больше, чем у прочих сыновей (как от жены, так и от наложницы), дочери же имели право на четверть доли старшего сына.

Вопрос о завещании в праве Японии не получил достаточной разработки, поскольку преобладала большесемейная собственность. По завещанию можно было передать только лично нажитую или лично унаследованную собственность.

Основным семейным правом Японии является часть IV. В них содержатся положения, касающиеся и назначений на государственные должности.

Предыстория

То есть или "домашнее хозяйство" было основной единицей японского законодательства до конца Второй мировой войны: большинство гражданских и уголовных дел считались затрагивающими семьи, а не отдельных лиц. То есть считался из бабушек и дедушек, их сына и его жены и их детей, хотя даже в 1920 году 54% японских домохозяйств уже были ядерными семьями.

Эта система была официально нарушена в с пересмотром в 1947 году японского семейного права под влиянием властей, занимающих але, и японское общество начало переход к более американизированной ядерной семейной системе. Однако число ядерных семей лишь незначительно увеличилось до 1980 года, когда оно достигло 63%, а принципы конфучан, лежащие в основе концепции "ie", только угасли и до сих пор неформально соблюдаются в некоторой степени многими японцами сегодня.

Брак японской формальности принимает форму гражданского брака. Брак вступает в силу путем подачи уведомления о нем. Свадебная церемония, совершаемая религиозным или братским органом, не является необходимым элементом для законного брака.

Согласно статьям 731 - 737 Гражданского кодекса,

Если один или оба члена супружеской пары являются гражданами Японии, то брак регистрируется в семейном реестре, во главе которого стоит один заинтересованный японец.

Это правило в принципе, что оба будут иметь общую фамилию после их брака. Однако, если один из них не является японцем, это правило не применяется. Они могут использовать одно из имен в качестве фамилии или сохранять свои имена после вступления в брак. Если японец использовать меняет свою фамилию на его/ее использование, изменение имени должно быть подано в течение 6 месяцев после вступления в брак.

Международный брак

Ребенок, рожденный от замужней женщины, считается ребенком ее мужа, хотя ее муж может подать в суд по семейным делам заявление об отказе от отцовства, если ставится вопрос об отцовстве ребенка. Если ребенок рождается от незамужней женщины или если отцовство не признается мужем матери, отец может позднее обратиться в суд по семейным делам или же ребенок может обратиться в суд по семейным делам, с тем чтобы принудить своего отца к признанию его отцом.

На момент рождения детям присваивается фамилия их родителей. Если отец неизвестен на момент рождения ребенка, ему присваивается фамилия матери, но его фамилия может быть изменена на фамилию отца после того, как отец признает отцовство.

Диворсе

В Японии существует четыре типа диворса:

  • Диворсе по соглашению (Кёги Рикон), основанному на взаимном согласии.
  • Divorce посредничеством в семейном суде (Тётей Рикон), завершённым ходатайством о посредничестве в семейном суде (для случаев, в которых диворс по обоюдному согласию не может быть достигнут).
  • Divorce по решению суда по семейным делам (Shinpan Rikon), который divorce завершается решением суда по семейным делам, когда divorce не может быть установлен посредничеством.
  • Диворсе по решению окружного суда (Сайбан Рикон). Если диворс не может быть установлен судом по семейным делам, то заявление подается в районный суд для принятия решения (ходатайство об арбитрации является пререкизитом). Как только дело будет решено, суд выдаст заверенную копию и свидетельство об урегулировании, которые будут приложены к Регистрационной документации Диворса.

Иностранные граждане должны представить доказательства того, что они могут находиться в стране своего гражданства и что применяемые в Японии процедуры совместимы с процедурами, применяемыми в их стране происхождения.

Совместное содержание детей заканчивается на диворсе. По договоренности муж и жена должны определить, кто из родителей будет опекать каждого ребенка. В других типах диворса содержание под стражей определяется посредником или судьей, при этом особое внимание уделяется содержанию под стражей матери (особенно в отношении детей, родившихся после диворса).

И брак, и диворс могут быть такими же простыми, как подстрочить одностраничную форму, подписанную двумя остроумиями.

Разрешение споров

В Японии существует система, которая в первую очередь обладает юрисдикцией в отношении всех внутрисемейных споров, включая лишение свободы детей. Семейные суды используют систему посредничества. Эти суды по семейным делам будут рассматривать любые споры, даже неправовые, но будут принимать их только от лиц с семейными отношениями. В результате судебное посредничество часто оказывается недоступным для однополых пар, поскольку однополые браки в Японии не признаются. Еще одним вопросом, касающимся системы посредничества, является недостаточный профессионализм посредников. Официально комитет по посредничеству состоит из судьи и двух посредников. Однако судья часто не присутствует и оставляет на себя ответственность перед посредниками, которые не имеют профессиональной подготовки и должны быть только старше 40 лет.

Усыновление ребенка

Есть два основных места для подачи заявлений на усыновление. Первый - через местный Центр помощи детям, который является государственным учреждением. В 2010 году в Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка отмечалось, что сотрудники КГК, как представляется, не прошли надлежащей подготовки для работы в детских службах и, как представляется, не поощряют усыновление. В 2016 году Закон о детском благополучии был пересмотрен, с тем чтобы четко заявить, что КГК несут ответственность за процесс усыновления. Кроме того, при усыновлении через государственные учреждения перспективными родителями должны быть японские супружеские пары. Второе - через религиозное агентство по усыновлению. Эти частные учреждения имеют право взимать плату за усыновление, а не бесплатно через правительство.

Окрестности

Современная японская семья сохраняет от прошлого ряд специфических особенностей и главная среди них — патриархальность.

Ребенок, родившийся в японской семье, начинает свою жизнь по-особому. Первый мальчик, например, со дня рождения пользуется особым расположением окружающих. Очень скоро он начинает ощущать свою значимость, и это способствует формированию в его характере эгоцентризма и стремления к лидерству. Младших братьев побуждают развивать в своем характере покорность и послушание. Что касается девочек, то очень быстро они начинают осознавать свое подчиненное положение и поистине смиряются с необходимостью прислуживать, терпеть и покоряться.

Семья в понимании японца прочно покоится на родовых устоях. Члены семьи, подобно струям воды, поддерживают поток рода в его нескончаемом движении. Обычно японская семья в недалеком прошлом имела свиток-список своей семьи, рода, клана, и эта реликвия передавалась от поколения к поколению. Концепция семьи в Японии подчеркивает непрерывность семейной линии, затухание которой воспринимается как страшное бедствие. Предки для японца являются неотъемлемой частью настоящего.

В патриархальной семье брак заключается вне зависимости от эмоционального влечения. Хотя в современной Японии положение изменилось, пережитки прошлого дают о себе знать. Естественное стремление молодых людей друг к другу в принципе не оценивается как нечто серьезное.

Новая конституция Японии (1946 г.) предоставила женщинам равный статус с мужчинами. Патриархальная система семьи формально была осуждена, и униженное положение женщины ликвидировано законом.

Второй или третий сыновья должны были выполнять ту или иную трудовую повинность, которая могла потребоваться от семьи, и один из них, как правило, призывался в армию для несения воинской службы.

Брак в Японии — институт гражданский, религия не играет в нем почти никакой роли. Браки заключаются в большинстве своем по сговору между родителями. Через брачного посредника (накодо), который имеет большое значение в брачной церемонии, устраиваются смотрины или знакомство брачащихся. Затем происходит обмен подарками, после чего жених дарит невесте свадебное кимоно или деньги на приобретение его.

В Японии же до сих пор в ходу три вида повиновений: дочь повинуется родителям, жена — мужу, вдова — старшему сыну.

Японская женщина связана ответственностью перед детьми, ее возможности заработать на жизнь очень невелики. Кроме того, в новых законах в значительной степени сохранились старые патриархальные идеи. В них обходится вопрос о необходимости раздела имущества при разводе, о материальной поддержке женщины после развода и даже о крыше над ее головой. Если рядом нет близких родственников или если женщина не имеет какой-нибудь нужной специальности, то развод для нее станет большим несчастьем, чем жизнь с нелюбимым или разгульным супругом.

Причина, на которую сейчас чаще всего ссылаются японки, требующие развода, — это супружеская несовместимость (раньше, как сказано выше, причиной развода было недовольство свекрови).

Общественное мнение до сих пор отрицательно относится к разведенным женщинам, администрация предприятий смотрит на них с предубеждением. Женское равноправие в Японии пока что лишено реального содержания, на женщину в Японии продолжают смотреть только как на мать, как на хранительницу семейных добродетелей.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ЮСТИЦИИ
КАФЕДРА ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТИТУТОВ
БРАЧНО-СЕМЕЙНОГО ПРАВА ЯПОНИИ В XX ВЕКЕ

Исполнитель:
Уфимцев Андрей Витальевич
Студент 111Б группы
1 курса Института юстиции

Научный руководитель:
к. и. н., доцент, Суровень Д. А.Екатеринбург
2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. Источники 5
1. Гражданский кодекс Японии 1983 г. 5
Глава II. Брачное право 8
1. Виды родства и степени родства 8
2. Условия заключения брака 10
3. Личные и имущественные взаимоотношения супругов 13
4. Условия прекращения брака и признания брака недействительным 17
Глава III. Семейное право 21
1. Родительская (отцовская) власть 21
2. Усыновление,узаконение, опека и попечительство 23
Заключение 28
Список источников и использованной литературы 30


Введение
В данном докладе необходимо охарактеризовать институты брачно-семейного права в XX веке в Японии.
Брачно-семейные отношения представляют собой интерес для исследования, поскольку семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность испособность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой - самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп - в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду - но лишь семья должна оставаться той группой, которую он никогда не покидает.Актуальность рассматриваемой темы определяется следующим обстоятельством. Сегодня мы имеем бурно развивающуюся сферу брачно-семейных отношений. Распространяются добрачные связи, увеличивается число неполных семей, в основном - матерей с детьми. Эти явления, которые иногда рассматриваются как признак кризиса семьи, правильнее трактовать как становление нового ее типа, отвечающего как общим условиям жизни современногоиндустриального общества, так и специфическим условиям социально-экономического и демографического развития стран. Жесткая структура авторитарной семьи прошлого с подчиненным положением женщины и непререкаемым авторитетом мужа-хозяина уступает место новым, более человечным и демократичным брачно-семейным отношениям. В то же время устранение былой нерасторжимости брака сделало семейный союз менеепрочным, больше подверженным внешним воздействиям.
Целью данной работы является выявление особенностей институтов брачно-семейного права в Японии, необходимо показать какую роль играет семья, что она из себя представляет, какие черты ей присущи, какими нормами и правилами она регулируется.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать общую характеристику Гражданскомукодексу Японии.
2. Рассмотреть и проанализировать институты брачно-семейного права.
Методологическую основу доклада составили сравнительно-правовой, системно-аналитический, историко-правовой и описательный методы.

Читайте также: