Онтолингвистика как наука доклад

Обновлено: 02.07.2024

Данная работа выполнена в области психолингвистики и посвящена детской речи. Несмотря на то, что детская речь активно исследуется, проблема ее исследования актуальна и далека от полного завершения.
Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни.

Содержание работы

Введение.
Понятие онтолингвистики.
Становление и развитие онтолингвистики.
Нейрофизиологическое понимание онтогенеза речи.
Речевой онтогенез и развитие речи в норме.
Развитие речи у ребенка от рождения до одного года.
Элементарная фразовая речь.
Развернутая фразовая речь.
Овладение звуковым строем речи.
Овладение грамматическим строем речи.
Овладение синтаксисом.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_Kindersprache.rtf

  • Введение.
  • Понятие онтолингвистики.
  • Становление и развитие онтолингвистики.
  • Нейрофизиологическое понимание онтогенеза речи.
  • Речевой онтогенез и развитие речи в норме.
    • Развитие речи у ребенка от рождения до одного года.
    • Элементарная фразовая речь.
    • Развернутая фразовая речь.
    • Овладение звуковым строем речи.
    • Овладение грамматическим строем речи.
    • Овладение синтаксисом.
    • Заключение.
    • Список литературы.

    Данная работа выполнена в области психолингвистики и посвящена детской речи. Несмотря на то, что детская речь активно исследуется, проблема ее исследования актуальна и далека от полного завершения.

    Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни.

    В этой работе мы попытались познакомиться с литературой, посвящённой теме детской речи, выделить этапы исследования детской речи, а также выделить основные этапы развития детской речи (на основе прочитанной литературы).

    Онтолингвистика - это раздел лингвистики, который изучает онтогенез речи и детскую речь: формирование речевой способности ребёнка, возникновение и дальнейшее развитие индивидуального языка и дальнейшие возрастные изменения в языке индивида. Является одним из основных разделов психолингвистики.

    Лингвистика детской речи относится к разряду молодых научных дисциплин, получивших развитие в последней четверти прошлого века. Она входит в число современных антропоцентрических наук. Объектом онтолингвистики является речевая деятельность ребенка, а предметом - процесс освоения детьми их родного языка.

    Онтолингвистика зарождалась и делала свои первые шаги в России (в 20-х годах предыдущего века), но впоследствии она получила большее развитие на Западе. Однако важно отметить, что западные исследователи во многом опираются на достижения российских ученых (прежде всего - Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, А. Н. Гвоздева), чьи работы давно переведены на английский язык.

    В настоящее время, которое можно назвать периодом расцвета онтолингвистики, ее развитие проявляется не только в расширении проблематики научных исследований, увеличении фактической базы, совершенствовании методов изучения процесса освоения ребенком родного языка, но и во внедрении научных достижений в учебный процесс.

    Становление и развитие онтолингвистики

    Особенный интерес к детской речи проявился в середине XIX века, а период конца XIX - первой половины ХХ века был назван лингвистами периодом "дневниковых штудий". Известный философ, психолог и историк Ипполит Тэн в 1877 г. впервые записал речь своей дочери и опубликовал эти записи. Одним из капитальных трудов, посвящённых исследованию детской речи, была книга Клары и Вильгельма Штернов "Die Kindersprache", основанный на дневниковых записях их детей Гильды и Гюнтера. Известны дневниковые записи В. Леопольда и И.А. Бодуэна де Куртепе.

    В конце 20-х годов ХХ века начался период "кросс-секционных штудий". В отличие от дневниковой фиксации речи одного ребенка для этого периода было характерно сопоставление образцов речи разных детей, что позволяло с помощью заранее спланированных экспериментов направлять речевую деятельность ребёнка в нужную для исследователя сторону.

    С начала 60-х годов на основе синтеза методологических достижений двух предшествующих периодов были разработаны методики документальных записей фрагментов речи ребенка, записываемых с заранее назначенными временными интервалами. Именно с 60-х годов ведет свой отсчет период "лонгитюдных срезовых штудий".

    Взрыв интереса к изучению детской речи в России пришёлся на 20-е годы ХХ века. Благодаря усилиям Н.А. Рыбникова удалось собрать разрозненные дневниковые записи родителей и провести серьёзные исследования в области онтолингвистики. Капитальным русским исследованием является дневник А.Н. Гвоздева, который не только фиксировал речь своего сына, но и сопровождал свои записи лингвистическими комментариями.

    В настоящее время наиболее исследованными являются проблемы становления детской речи (А.Н. Гвоздев, С.Н. Цейтлин, В.К. Харченко, А.М. Шахнарович, Н.И. Лепская, Е.И. Исенина), проблемы развития речи (М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская, Н.С. Рождественский, Г.Н. Сорокина, Л.И. Айдарова, Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина, Е.И. Негневицкая, К.Ф. Седов).

    В ряде работ подробно рассматривается процесс овладения ребенком фонетикой, лексикой, синтаксисом родного языка (А.Н. Гвоздев, Д.Б. Эльконин), изучается роль речи в организации чувственного опыта ребенка (А.В. Запорожец), в развитии мышления детей (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже), и генезиса артикуляционных механизмов (Н.И. Жинкин).

    В последние десятилетия, благодаря созданию западными специалистами компьютерных систем, обеспечивающих запись, расшифровку, кодировку и автоматический анализ фактов детской речи, и надежной теоретической базе российской науки (работы Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, Н.Х. Швачкина, А.Н. Гвоздева) лингвистика детской речи превращается в одну из перспективных и передовых лингвистических дисциплин.

    Нейрофизиологическое понимание онтогенеза речи

    Онтогенез - это совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни. Термин введен в 1866 году немецким биологом Э. Геккелем.

    Современное понимание структурно-функциональной организации речи строится на основе учения И.П. Павлова о динамической локализации мозговых функций и обогащено рядом новых положений нейрофизиологии. С нашей точки зрения, самой плодотворной для понимания механизмов речевой функции и некоторых речевых расстройств является концепция о функциональных системах, наиболее полно разработанная П.К. Анохиным (1968). Согласно этой концепции, функциональная система любого поведенческого акта включает в себя, прежде всего афферентный синтез, который программирует действие на основе фило- и онтогенетической памяти, доминирующей мотивации, обстановочной афферентации и ориентировочного рефлекса. Принятие решения предполагает будущий результат, на модели которого и строится программа действия. Организующим фактором многих элементарных деятельностей, входящих в функциональную систему, является результат деятельности системы. Применив эту схему к пониманию механизмов речи, можно предположить, что особое значение в функциональной системе речи приобретает формирование речевой онтогенетической памяти.

    Особенности онтогенеза центральной нервной системы обуславливают особую ранимость детей этого возраста. Речевая функция как онтогенетическая, наиболее поздно созревающая и наиболее дифференцированная, представляется особенно хрупкой. По мере формирования мозга у ребенка происходит накопление речевых условных связей. В речевом общении с окружающими вырабатывается все больше и больше этих связей. Речевые реакции ребенка становятся все более многочисленными, правильными, разносторонними и полными, обеспечивающими дальнейшее развитие его речи. Нормальный ребенок в 5-летнем возрасте свободно (конечно, в пределах доступных ему понятий и приобретенного опыта) говорит на родном языке, а в 6-7-летнем возрасте он уже правильно произносит слова.

    По мере накопления человеком опыта и знаний, а по существу в течение всей жизни его речь продолжает развиваться и совершенствоваться.

    Речевой онтогенез и развитие речи в норме

    В целом, онтогенез языковой способности - это сложнейшее взаимодействие, с одной стороны, процесса общения взрослых и ребёнка, с другой - процесса развития предметной и познавательной деятельности ребёнка.

    Развитие речи у ребенка от рождения до одного года

    Первый год жизни, несмотря на то, что ребенок еще не говорит, является очень важным для развития тех систем мозга и психической деятельности, которые связаны с формированием речи.

    К 2-3-м месяцам жизни появляются специфические голосовые реакции -гуление. К ним относятся звуки кряхтения, радостного повизгивания. Их с трудом можно идентифицировать со звуками родного языка. Однако можно выделить звуки, которые напоминают гласные (а, о, у, э), наиболее легкие для артикуляции; губные согласные (п, м, б), обусловленные физиологическим актом сосания, и заднеязычные (г, к, х), связанные с физиологическим актом глотания.

    Между 4-мя и 5-ю месяцами жизни начинается следующий этап предречевого развития ребенка - лепет. Этот период совпадает с формирование у ребенка функции сидения. Первоначально ребенок пытается присаживаться. Постепенно у него возрастает способность удерживать туловище в положении сидя, что обычно окончательно формируется к 6-ти месяцам жизни. В этот период лепетных звуков появляется признак локализованности и структурация слога. Голосовой поток, характерный для гуления, начинает распадаться на слоги, постепенно формируется психофизиологический механизм слогообразования.

    Дальнейшее развитие речи связано с обязательным речевым (слуховым) и зрительным контактом со взрослым человеком, т.е. необходима сохранность слуха (в первую очередь) и зрения. На этом этапе онтогенеза лепетного языка у ребенка с сохранным слухом прослеживаются явления аутоэхолалии. Ребенок подолгу повторяет один и тот же открытый слог (ва-ва-ва, га-га-га). При этом можно заметить, как о сосредоточенно слушает себя (второй этап в развитии лепета).

    Гост

    ГОСТ

    Понятие онтолингвистики

    Онтолингвистика – это раздел лингвистики, который занимается изучением онтогенеза речи.

    Таким образом, онтогенез речи можно представить в виде процесса, протекающего в течение всей жизни человека и включающего формирование детской речевой способности, последующее ее развитие и возрастные изменения в индивидуальном языке.

    Однако онтолингвистика концентрируется на изучении только детской речи.

    Онтолингвистика чаще всего представляется как одно из ответвлений психологического направления в языкознании.

    История развития онтолингвистики

    Зарождение онтолингвистики как отдельной и самостоятельной научной дисциплины в рамках языкознания происходило в Советской России 1920-х гг. Оно было вызвано призывами русских лингвистов И. А. Бодуэна де Куртенэ, а после него и Л. В. Щербы, которые заключались в обращении к научному сообществу исследовать факты речевой деятельности детей, поскольку они способствуют моделированию потенциального состояния национального языка и диалектов.

    На этот призыв откликнулись такие лингвисты, как Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, А. Р. Лурия. Например, А. Н. Гвоздев проводил лингвистические исследования на основе эмпирических данных, полученных при регистрации речевой деятельности собственного сына.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Параллельно с развитием психолингвистики в 1960-1970-е гг. возобновился серьезный интерес к онтолингвистике. Значительный вклад в ее исследование внесли такие зарубежные лингвисты, как Р. Браун, Е.Кларк, М. Брейн, Д. Слобин, М.Бауерман и др., которые также в значительной степени основывались на трудах отечественного языкознания.

    В течение последующих десятилетий результаты исследований зарубежной онтолингвистики превзошли уровень российской онтолингвистики, что было вызвано обеспечением лингвистических исследований на Западе более совершенным техническим оборудованием, которое позволило ускорить процесс изучения детской речи и подойти к нему с различных точек зрения.

    В то же время российская онтолингвистика сейчас, как и раньше, отличается серьезной теоретической базой, которая представлена фундаментальными исследованиями в области грамматики (морфологии и синтаксиса), фонетики, лексикологии, проведенными на основе речевого материала взрослых людей. В настоящее время использование их результатов при изучении детской речи оказывается весьма продуктивным.

    Характеристика онтолингвистики

    В настоящее время онтолингвистику причисляют к категории формирующихся областей научного исследования. В связи с этим не прекращаются дискуссии насчет статуса онтолингвистики. Существует две основные точки зрения:

    Речевая деятельность ребёнка рассматривается как ещё в недостаточной степени зрелый продукт, который был порожден той же языковой системой, что и текст, воспроизводимый взрослым.

    Эта точка зрения на онтолингвистику предполагает рассмотрение языкового развития ребёнка в качестве постепенной смены следующих друг за другом временных языковых систем, каждая из которых отражает собственную, также временную, когнитивную систему ребёнка.

    Онтолингвистика как наука о детской речи

    Лингвистика детской речи (онтолингвистика) относится к разряду молодых научных дисциплин, получивших развитие в последней четверти прошлого века. Она входит в число современных антропоцентрических наук. Объектом онтолингвистики является речевая деятельность ребенка, а предметом – процесс освоения детьми их родного языка.

    В настоящее время, которое можно назвать периодом расцвета онтолингвистики, ее развитие проявляется не только в расширении проблематики научных исследований, увеличении фактической базы, совершенствовании методов изучения процесса освоения ребенком родного языка, но и во внедрении научных достижений в учебный процесс. Особую ценность представляют исследования родителей, в основе которых лежат наблюдения за речевым развитием их собственных детей.

    Научными исследованиями в этой области занимается кафедра соответствующей направленности в РГПУ им. Герцена (Санкт-Петербург) во главе с С. Н. Цейтлин[1]. При описании предмета онтолингвистических исследований можно выделить три направления, или вопроса:

    1. Как конкретный язык усваивается разными детьми?

    2. Как родной язык усваивается тем или иным ребёнком?

    3. Как осваивают разные языки разные дети?

    Главной целью лингвистического исследования в любом из этих направлений является выделение общих закономерностей, позволяющих выдвигать определённые языковедческие теории.

    Возрастные особенности развития речи

    . этап, появление первых слов в речи ребенка, ранние формы возникновения грамматики. 1. Возрастные особенности детской речи. Этапы развития речи ребенка ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (Довербальное развитие общения). Этап охватывает 1-й . восторга (вскрики, визг) и до напряженного сосредоточения (гукание). Подготовка к овладению языком начинается уже в 2-4 месяца с упражнений в произношении отдельных звуков. .

    На основании проблемы, названной в первом вопросе, выделяются два аспекта, или, так сказать, угла зрения, с которых можно рассматривать в речи ребёнка те или иные языковые явления. Теория, при которой онтолингвистика предполагается как бы придатком лингвистики взрослой речи, характеризует подход к ней с позиции языковой системы уже взрослого человека. Система эта сложившаяся, а потому позволяет сопоставлять категории языка и речи ребёнка с таковыми у взрослых.

    Конечно, объяснением и научным исследованием речевых фактов детей могут заниматься лишь специалисты. Но определённый вклад в базу онтолингвистики может сделать каждый человек, имеющий возможность длительного общения с ребёнком, – слушая, запоминая, делая записи. И если не относиться к этому занятию с пренебрежением, то можно открыть много нового, так как в речи детей находят отражения многие, порой удивительные, закономерности языка [Лисицина 2012].

    Если первый подход связан с использованием традиционных лингвистических методов и основан прежде всего на анализе речевой продукции ребенка, то второй (психолингвистический по своему существу) предполагает использование иного инструментария, связанного с учетом не только особенностей порождения речи, но и специфичности восприятия ребенком речи взрослого человека. Именно второй подход позволяет рассмотреть языковую систему ребенка в ее динамике и выявить реальную стратегию освоения языка, которой он (ребенок) придерживается, а также обнаружить некие типовые стратегии и общие принципы построения детьми собственной языковой системы. Сопоставляя стратегии детей, осваивающих разные языки, можно выявить некоторые онтогенетические универсалии Поскольку ребенок конструирует языковую систему, исходя из потребности выразить определенные речевые смыслы, доступные его возрасту и актуальные для тех ситуаций и видов деятельности, в которые он совместно со взрослым вовлечен, языковые системы детей, осваивающих один и тот же язык, оказываются в некотором отношении близкими одна другой (поскольку являются сходными не только ситуации общения, но и ситуации, являющиеся объектами описания), к тому же до некоторой степени однотипен и получаемый ими речевой инпут.

    Периоды развития теории управления

    Важно отметить, что выбранный возрастной период тоже является определяющим материалом, от которого будет отталкиваться исследователь.

    М. Р. Львов предлагает рассмотреть этот процесс с помощью такой периодизации [2000]:

    1. Младенческий возраст – до года. Первое, что стоит отметить, – дословесный период речевого развития ребёнка. Специалист в области детской речи Е. И. Исенина на самом раннем этапе развития ребёнка выделяет протоязык, как подготовительную стадию коммуникации. Основой протоязыка являются кинезнаки (жесты).

    Возрастной период, в котором идёт формирование протоязыка, – 2-6-7 месяцев. По мере того как формируется протоязык, происходит голосовое развитие – крик (2 месяца), гуление и гукание (2-5 месяцев).

    Младенческий возраст интересен исследователям прежде всего потому, что именно в этом возрасте происходит становление речевой деятельности ребёнка и начинается развитие познавательных способностей. Данным периодом в детской речи занимались такие исследователи, как С. Н. Цейтлин, Е. И. Есенина, Р. М. Фрумкина и другие ученые.

    2. Ранний возраст (предшкольный) – 1-3 года. Период характеризуется грамматическим становлением речи у ребёнка, осознанием говоримого (речь начинает соотноситься с мышлением).

    Данным периодом занимались такие исследователи, как Н. М. Юрьева, С. Н. Цейтлин, А. Р. Лурия, Е. А. Аркина и другие ученые.

    3. Дошкольный возраст – от 3 до 6-7 лет. Данный период тесно связан с деятельностью ребёнка (прежде всего с игрой).

    Интенсивно развивается словотворчество. Речь взрослых синтезируется и, таким образом, выявляются способы для словостроительства. Важно отметить, что именно в это время возникает монолог. Данным периодом занимались такие исследователи, как Н. М. Юрьева, Л. С. Выготский, А. М. Шахранович и другие ученые.

    4. Младший школьный возраст – от 6-7 до 10-11 лет. Данный период характеризуется тем, что игра и ситуативная речь отходят на второй план, язык начинает рассматриваться как предмет изучения, и, таким образом, ведущей становится учебная деятельность.

    Немаловажным фактором для отбора материала для исследования служит выбор аспекта изучения языка. Всю исследовательскую литературу можно разделить на три основные группы: 1) фонетические исследования; 2) семантические исследования; 3) грамматические исследования.

    Фонетический подход заключается в изучении звуковой составляющей речи ребенка. При этом происходит сопоставление фонетики ребёнка и фонетики взрослого человека. Выявляются закономерности в развитии фонетической системы в детской речи. Исследованиями в рамках данного аспекта занимались такие исследователи, как А. Н. Гвоздев, С. Н. Цейтлин и другие ученые.

    Как считают специалисты, семантика в онтолингвистике – одна из самых малоизученных областей. Если говорить конкретнее, к малоизученнным А. Н. Шахранович относит проблемы категоризации, проблемы выражения категорий времени и пространства, процесс овладения лексиконом и т.д. Исследованиями в данной области занимались А. Н. Шахранович, Н. М. Юрьева и другие ученые.

    Морфология детской речи включает в себя понимание грамматических значений слов и выявление закономерностей усвоения грамматических категорий. Множество исследований направлено на рассмотрение особенностей детского синтаксиса, а именно на усвоение синтаксических конструкций. Морфологией детской речи занимались такие исследователи, как С. Н. Цейтлин, А. Н. Гвоздев, В. Штерн и другие ученые.

    Помимо аспекта языка, исследования ведутся в различных направлениях – собственно лингвистическом, психолингвистическом, социолингвистическом и методологическом.

    В рамках лингвистического подхода выявляются закономерности речевой деятельности ребёнка, описывается словарный запас, звуковая сторона его речи, фиксируется степень освоения грамматических категорий и семантических структур.

    Наиболее продуктивными являются исследования в области психолингвистики развития. В данном подходе происходит более глубокое проникновение в структуру языка и установление перспектив его развития.

    При социолингвистическом подходе исследуются социальные факторы, которые влияют на развитие речевых способностей ребёнка. Внимание прежде всего обращено на социальный аспект детской речи и её роль в процессе социализации ребёнка.

    Методологический подход в исследованиях детской речи характеризуется соотнесением закономерностей в усвоении родного языка с неродным языком. Таким способом выявляются особенности речи ребёнка, которые способствуют эффективности в изучении иностранных языков.

    Итак, назвав факторы, влияющие на определение исследователей в выборе области исследования детской речи, можно представить эту информацию на следующих схемах (см. схемы 1, 2, 3).

    Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Онтолингвистика. Презентация на заданную тему содержит 35 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500

    Наличие в речи детей большого числа инноваций, т. е. самостоятельно созданных ими языковых единиц или модифицированных единиц взрослого языка, — факт совершенно неоспоримый и привлекающий внимание родителей, психологов, педагогов и, разумеется, лингвистов.

    Герман Пауль (1846–1921) Общепризнано, что ведущим механизмом такого рода образования является аналогия. Об этом писали еще младограмматики, в первую очередь известный немецкий лингвист Г. Пауль.

    Фердинанд де Соссюр (1857-1913) Не прошел мимо детских инноваций и Ф. де Соссюр, основоположник современной структурной лингвистики.

    Николай Вячеславович Крушевский(1851-1887) Большое внимание творческим аспектам речевой деятельности ребенка уделяли представители казанской лингвистической школы Н. В. Крушевский, В. А. Богородицкий и И. А. Бодуэн де Куртенэ.

    И.А. Бодуэн де Куртенэ (1845-1929) И.А. Бодуэн де Куртенэ, замечательный лингвист, идеи которого во многом определили состояние современной лингвистической на­уки, не только настаивал на необходимости изучать разнообразные факты детской речи, но и оставил для потомства блестящие образцы такого анализа.

    В течение многих лет он записывал речь своих детей, снабжая эти записи подробным лингвистическим комментарием. Бодуэн полагал, что по детским инновациям можно предсказать будущее состояние языка. Работы Бодуэна вдохновили молодого К. И. Чуковского на изучение детской речи.

    Л. В. Щерба, как И. А. Бодуэн де Куртенэ, считал возможным привлекать факты детской речи для констатации тех или иных тенденций изменения языковой системы. Например, он сделал заключение о наблюдающемся в современном языке разрушении категории притяжательных прилагательных на основании наблюдения, что ребенок чаще скажет папиная дочка, чем папина дочка.

    Хотя К. И. Чуковский не относил себя к лингвистам-профессионалам, в его книге поставлены и по-новому решены интереснейшие языковедческие проблемы, связанные преимущественно с детскими новообразованиями.

    Называя правильными детские слово- и формообразовательные инновации, К. И. Чуковский, в сущности, имел в виду их соответствие глубинному уровню языка — так называемой языковой системе, при том, что они противоречат норме, т.е. общепринятому употреблению, традиции.

    К. И. Чуковским отмечено важнейшее обстоятельство, что одни и те же случаи отступления от языковой нормы встречаются в речи разных детей совершенно независимо друг от друга. Обширность материала в его распоряжении позволила ему выявить повторяющиеся и частотные случаи, а это, в свою очередь, подтверждало мысль о наличии объективных и строгих закономерностей, ведущих к появлению детских новообразований.

    М.И. Черемисина (1924) Заслуживает особого внимания серия работ, выполненная под руководством и при участии М.И. Черемисиной группой сибирских ученых. Анализируя функционирование словообразовательного механизма языка в сфере детской речи, авторы разграничивают правильные, т. е. созданные в соответствии с существующими языковыми моделями, образования (такие, например, как ЖИРАФЬИ НОЖКИ, ВЕЛИКАНЬИ ЛЫЖИ, ВОЛКОВЫ ЗУБЫ) и неправильные, т. е. созданные с нарушением тех или иных закономерностей: КОРОБКИНЫ БОКА, ДОЖДЕВ СТУК - от неодушевленных существительных, ВЕДЬМОВЫ ПРИКАЗЫ — с использованием суффикса -ОВ от существительных женского рода и т. п.

    Дэн Слобин, 1939 В работах этих авторов выявлена существенная закономерность овладения словообразовательными моделями: сначала усваивается первичная недифференцированная словообразовательная модель, а затем уже совокупность частных моделей, представляющих конкретизацию общей. Эта же важнейшая закономерность была позднее установлена Д. Слобином на более обширном и качественно ином языковом материале и расценена им как одна из универсалий детской речи.

    Сибирские ученые высказали соображения о том, что ребенок, постигая язык, интуитивно стремится к систематизации языковых фактов и ощущение системности у него значительно сильнее, чем у взрослого.

    Александр Маркович Шахнарович (1944-2001) Это явление, получившее в западных исследованиях название экспансии флексий, рассматривается обычно с использованием фактов именно русского языка. Идея генерализации языковых фактов, представленная позднее в хорошо известных работах А.М. Шахнаровича , который развивает мысль Л.В.Щербы о построении ребенком своей собственной грамматики, ведь грамматика как таковая может быть построена лишь на основе обобщения и систематизации усваиваемых грамматических явлений.

    В работах А.М. Шахнаровича в числе прочих обсуждаются проблемы соотношения процессов имитации и генерализации при усвоении языка ребенком и обосновывается ведущая роль генерализации. В качестве одного из аргументов в споре со сторонниками теории имитации выдвигается положение о широкой распространенности в детской речи инноваций (автор называет их неологизмами).

    Елена Самуиловна Кубрякова (1927-2011) Новый взгляд на механизм аналогии в речевой деятельности пред­ставлен в работах Е.С. Кубряковой. Применительно к анализу сло­вообразовательных инноваций Е.С. Кубряковой были выделены три типа деривационных процессов, основанных на трех моделях механизмов в аналогии: ориентации на единичный, уникальный лексический образец, ориентация на модель и ориентации на свертываемую синтаксическую структуру. Детские инновации могут служить иллюстрацией указанных деривационных процессов.

    Елена Самуиловна Кубрякова (1927-2011) Применительно к анализу словообразовательных инноваций Е.С. Кубряковой были выделены три типа деривационных процессов, основанных на трех моделях механизмов в аналогии: ориентации на единичный, уникальный лексический образец, ориентация на модель и ориентации на свертываемую синтаксическую структуру. Детские инновации могут служить иллюстрацией указанных деривационных процессов.

    Т.Н. Ушакова (1930- Особое место среди работ, посвященных детской речи, занимают исследования Т.Н. Ушаковой, в которых разнообразные факты детской речи, в том числе и случаи ненормативного словотворчества, рассматриваются как следствие функционирования физиологических механизмов речи.

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    1.Введение
    2.Основная часть
    2.1.Лингвистика детской речи: общая характеристика
    2.2.Этапы развития детской речи
    2.3.Усвоение звукового строя языка.
    2.4.Усвоение лексических единиц
    3.Заключение
    4.Библиография

    Введение
    Человек имеет дар речи и языковую способность. Он овладевает речью уже в раннем детстве и на протяжении всей жизни совершенствует ее: учится владеть голосом, обогащаетсловарь, мгновенно выбирает точное и меткое слово, свободно строит предложения и текст, приобретает навыки чтения и письма.
    Становление речи у ребенка издавна привлекало внимание исследователей: первые слова, предложения, словосочетания. К этой теме обращались многие исследователи (А. Н. Гвоздев, И. А. Бодуэн де Куртенэ, Л.В.Щерба, К. И. Чуковский, С.Н. Цейтлин). Актуальность данной работыобусловлена неизменно возрастающим интересом к лингвистике детской речи. Предметом лингвистики становится речевая деятельность и сам говорящий как языковая личность. Это требует обращения к изучению процессов речепорождения и речевосприятия. Детская речь дает представление о тех процессах усвоения языка, которые формируют речевую (языковую) способность. В конце ХХ века формируется новая лингвистическая область– лингвистика детской речи (онтолингвистика). Онтолингвистика рассматривает детскую речь как сферу реализации языковых возможностей, что дает возможность увидеть результат присвоения индивидом социального опыта в процессе обработки получаемой языковой информации.
    Детская речь – это область знания, находящаяся на стыке лингвистики, психологии, физиологии, когнитивной науки, социологии, философиии искусственного интеллекта. Изучение ведется при помощи дневниковых наблюдений. Собранные данные оцениваются (например, при помощи сравнения с языком взрослых) – по возрастам, по влиянию различных факторов, по способам речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо). Наиболее активно процесс изучения слов происходит в детстве, когда ребенок только начинает овладевать речью. В дошкольныйпериод этот процесс происходит неосознанно, поэтому часто встречаются в речи ребенка инновации. Лексикон ребенка состоит из самостоятельно созданных им языковых единиц и это привлекается внимание многих исследователей в этой области.
    Целью нашего исследования является изучение особенностей речи ребенка в возрасте 4-х лет.
    Для достижения поставленной цели был определен ряд задач:
    1) ознакомлениес научной литературой по данной проблематике;
    2) изучение основных этапов развития детской речи;
    3) анализ усвоения звукового строя языка (на основе данных дневниковых записей);
    4) анализ становления лексического состава языка (на основе данных дневниковых записей).

    Научная новизна работы. Объектом исследования является ребенок дошкольного возраста - Ахметзянова Аделия, в возрасте 4-х лет. Онавоспитывается в двуязычной среде. Мама – Эльмира, выросла в татароязычной семье и владеет двумя языками свободно (татарским и русским). Папа – Рустем, вырос в татароязычной семье, но говорит только по-русски. Следует отметить, что она общается в основном с русскоязычными детьми.

    Практическая значимость работы. Результаты данного исследования могут быть использованы в курсе психолингвистики,онтолингвистики.

    Методы исследования. В процессе анализа были использованы описательный метод, метод полевого исследования.

    Речь – специфически присуще человеку способность. Детская речь как сфера проявления языковых потенций.
    Язык – система вербальных знаков, независимая от индивида служащая для целей коммуникации, формулирования мыслей. Это система со своими требованиями и ограничениями по всем уровням– от фонетического до грамматического и семантического. Все эти требования составляют особые нормы, правила при использовании вербальных знаков, которым пользующиеся обучаются с помощью родителей, в детском саду, в школе.
    В свою очередь, как отметила С. Н. Цейтлин, «возможно два, по крайней мере, аспекта рассмотрения языковых явлений в речи ребенка: 1) подход к ним с позиций.

    Читайте также: