Виды должностей государственной гражданской службы доклад

Обновлено: 04.07.2024

Должности государственной службы регламентируются:

Должности государственной службы учреждаются:

федеральным законом или иным нормативным правовым актом РФ, законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ.

Должности государственной службы подразделяются на:

должности федеральной государственной гражданской службы;

должности государственной гражданской службы субъекта РФ;

должности федеральной государственной службы иных видов.

Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32 (ред. от 15 мая 2018 г) "О государственных должностях Российской Федерации" утвержден сводный перечень наименований государственных должностей РФ, предусмотренных Конституцией РФ и Федеральными законами РФ:

Должности государственной гражданской службы

Должности государственной гражданской службы регламентируются:

Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Должности федеральной государственной гражданской службы в федеральных государственных органах учреждаются:

  • федеральным законом или указом Президента РФ.

Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 (ред. от 08.02.2019) "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы"

Должности гражданской службы субъектов РФ учреждаются:

  • законами или иными нормативными правовыми актами соответствующих субъектов РФ.

Должность государственной гражданской службы:

определяет круг прав, обязанностей и ответственности замещающего ее государственного гражданского служащего и

заключает в себе часть функций и задач государственного органа.

В зависимости от специализации профессиональной деятельности, должностной иерархии, функционального предназначения устанавливаемых компетенций, объема полномочий и ответственности, квалификационных требований должности государственной гражданской службы подразделяются:

Федеральным законом № 79-ФЗ определены следующие категории должностей государственной гражданской службы:

Руководители:

должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений,

должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений,

должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений,

замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий.

Помощники (советники):

должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности,

руководителям государственных органов,

руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и

руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и

замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей.

Специалисты:

должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и

замещаемые без ограничения срока полномочий.

Обеспечивающие специалисты:

должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и

замещаемые без ограничения срока полномочий.

Категории должностей государственной гражданской службы фактически отражают примерное или типовое содержание служебной деятельности государственных гражданских служащих.

Указанные должности государственной гражданской службы, в свою очередь, подразделяются на следующие группы должностей:

высшие должности государственной гражданской службы;

главные должности государственной гражданской службы;

ведущие должности государственной гражданской службы;

старшие должности государственной гражданской службы;

младшие должности государственной гражданской службы.

В приводимой ниже таблице показано соотношение групп и категорий должностей государственной гражданской службы:

Из этой таблицы видно, что:

должности категорий руководители и помощники (советники) подразделяются на:

  • высшую,
  • главную и
  • ведущую группы должностей государственной гражданской службы;

должности категории специалисты подразделяются на:

  • высшую,
  • главную,
  • ведущую и
  • старшую группы должностей государственной гражданской службы;

должности категории обеспечивающие специалисты подразделяются на:

  • главную,
  • ведущую,
  • старшую и
  • младшую группы должностей государственной гражданской службы.

Реестры должностей государственной гражданской службы

Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные:

  • по государственным органам,
  • категориям должностей,
  • группам должностей,
  • а также по иным признакам,

составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы.

Перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, в свою очередь, составляют:

разделы Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы,

который утверждается указом Президента Российской Федерации.

Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 (ред. от 08.02.2019) "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы"

Данным Указом Президента РФ установлено, что:

все должности федеральной государственной гражданской службы, учреждаемые федеральными законами и указами Президента РФ, подлежат включению в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы;

наименования должностей федеральной государственной гражданской службы в федеральных государственных органах или их аппаратах должны соответствовать наименованиям должностей, включенных в Реестр.

В регистрационном номере (коде) должности федеральной государственной гражданской службы в Реестре, состоящем из 7 цифр:

первая и вторая цифры - соответствуют порядковому номеру раздела Реестра;

третья цифра - категории должности:

  • руководители - 1,
  • помощники (советники) - 2,
  • специалисты - 3,
  • обеспечивающие специалисты – 4;

четвертая цифра - группе должностей:

  • высшая должность - 1,
  • главная должность - 2,
  • ведущая должность - 3,
  • старшая должность - 4,
  • младшая должность – 5;

пятая, шестая и седьмая цифры - порядковому номеру должности в разделе Реестра.

Должности государственной гражданской службы субъекта РФ в государственных органах субъекта РФ:

учреждаемые с учетом структуры этих органов и классифицируемые по категориям, группам должностей,

составляют перечни должностей государственной гражданской службы субъекта РФ,

являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей государственной гражданской службы субъекта РФ.

Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ составляется с учетом:

принципов построения Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и

Государственная гражданская служба - это вид государственной службы, т.е. профессиональная служебная деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных и региональных государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Должности государственной гражданской службы.docx

Должности государственной гражданской службы. Понятие, классификация и признаки.

Государственная гражданская служба - это вид государственной службы, т.е. профессиональная служебная деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных и региональных государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов.

Признаки государственной гражданской службы:

1. Является частью государственной службы.

2. Является службообразующей категорией.

3. категория устанавливается только для государственной гражданской службы, иные работники должностей не занимают.

4. государственные должности учреждаются ФЗ или указами Пр-та, либо з-нодат-вом субъекта РФ.

5. учреждение государственной должности должно иметь внешнюю форму этого учреждения (реестр).

6. учреждённая должность замещается определенным физическим лицом.

Должности государственной гражданской службы:

Основная цель реестров заключается в том, чтобы нормативно закрепить в/связь иерархического положения каждой конкретной должности с её местом в структуре каждого вида гос.органа.

Иерархическое положение => см. классификацию должностей.

1. Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы. Каждая должность имеет определенную категорию и определенную группу одновременно.

2. Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

Категории должностей определяют функциональную роль лица, замещающего эту должность в аппарате государственного управления.

  • руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов ФОИВ и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий; П: начальник управления.
  • помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности (советник Президента РФ), руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов ФОИВ и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
  • специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий; Те, кто осуществляет правоприменение, кто рассматривает наше дело. Инспектор ФНС.
  • обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий. Сотрудники бухгалтерии, системный администратор. Служащие, которые непосредственно принимает или выдает документы.

3. Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы должностей государственной гражданской службы:

Критерием является объем и важность служебных обязанностей.

  • высшие должности гражданской службы;
  • главные должности гражданской службы;
  • ведущие должности гражданской службы;
  • старшие должности гражданской службы;
  • младшие должности гражданской службы.

4. Должности категорий " руководители" и "помощники (советники)" подразделяются навысшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

5. Должности категории " специалисты" подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

6. Должности категории " обеспечивающие специалисты" подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Реестры должностей, утверждаемый Президентом и ВДЛ, определяют, какие должности в органе м.б. созданы, и для каждой должности определяют категорию и группу.

Классификация важна для того, чтобы определить квалификационные требования, которые д.б. предъявлены к лицу, которое будет замещать ту или иную должность. Чем выше должность – тем больше требований.

Квалификационные требования к каждой должности устанавливаются исходя из категорий и групп и в отношении каждой должности есть 3 группы квалификационных требований, которые закрепляются на разных уровнях нормативного регулирования:

3. требования к профессиональным знаниям и навыкам – на уровне нормативных актов гос.органов.

Акт, комплексно регулирующий конкретную должность в гос.органе – должностной регламент. Должен содержать всю информацию из ФЗ, указов, административные регламенты исполнения функции предоставления услуг, определить ответственность, определить, какие акты может принимать, в принятии каких – принимать участие. Должностные регламенты принимаются руководителем гос.органа: территориального или центрального.

В соответствии с указанным Постановлением гражданам принятым на службу в таможенные органы, и сотрудникам таможенных органов присваиваются следующие специальные звания сотрудников таможенных органов:

- инспектор таможенной службы 3-го ранга;

- инспектор таможенной службы 2-го ранга;

- инспектор таможенной службы 1-го ранга;

- советник таможенной службы 3-го ранга;

- советник таможенной службы 2-го ранга;

- советник таможенной службы 1-го ранга;

- государственный советник таможенной службы 3-го ранга;

- государственный советник таможенной службы 2-го ранга;

- государственный советник таможенной службы 1-го ранга.

Специальные звания, присваиваемые сотрудникам таможенных органов в соответствии с занимаемыми должностями, подразделяются на первое и очередные.

Сроки выслуги в специальных званиях. Присвоение специальных персональных званий сотрудникам таможенных органов осуществляется в последовательном порядке при соответствии указанного звания занимаемой должности и по истечении установленного срока выслуги в предыдущем специальном звании. При этом очередное специальное звание, соответствующее

Занимаемой должности, присваивается сотруднику в день истечения срока его службы в предыдущем звании.

Под должностью в таможенных органах понимается юридически установленный для одного лица объем функций и правомочий по реализации компетенции соответствующего таможенного

Каждая должность содержит точно отграниченную от других основную функцию, выполняемую сотрудником, занимающим данную должность. Наименование каждой должности представляет собой краткую и точную формулировку, отражает ее индивидуальный характер и общность в системе функций таможенных органов.

Правовой статус должности в таможенном органе содержит перечень всех видов функций сотрудника по данной должности с указанием на конечные результаты, которые должны быть им достигнуты всякий раз при выполнении каждой из них. Соответствующие вопросы и являются предметом

Регламентации положений и должностных инструкций.

Гражданам, принятым на службу в таможенные органы, и сотрудникам таможенных органов присваиваются следующие специальные звания сотрудников таможенных органов:

«1) прапорщик таможенной службы;

2) старший прапорщик таможенной службы;

3) младший лейтенант таможенной службы;

4) лейтенант таможенной службы;

5) старший лейтенант таможенной службы;

6) капитан таможенной службы;

7) майор таможенной службы;

8) подполковник таможенной службы;

9) полковник таможенной службы;

10) генерал-майор таможенной службы;

11) генерал-лейтенант таможенной службы;

12) генерал-полковник таможенной службы;

(пункт 1 статьи 5 Федерального закона №114-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона №114-ФЗ:

«Должности, занимаемые сотрудниками таможенных органов, и соответствующие этим должностям специальные звания подразделяются на следующие группы:

1) младший состав: прапорщик таможенной службы, старший прапорщик таможенной службы;

2) средний начальствующий состав: младший лейтенант таможенной службы, лейтенант таможенной службы, старший лейтенант таможенной службы, капитан таможенной службы;

3) старший начальствующий состав: майор таможенной службы, подполковник таможенной службы, полковник таможенной службы;

Целью курсовой работы является определение понятия и статуса государственного служащего в Российской Федерации.
Задачами данной курсовой являются:
1.Определить понятие и виды государственных должностей.
2.Рассмотреть классификацию должностей гражданской службы.
3.Изучить реестры должностей государственной гражданской службы в РФ.
4.Рассмотреть классные чины государственной службы в РФ.
5.Рассмотреть квалификационные требования к должностям гражданской службы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. Должности государственной службы…………………. 5
1.1 Должности государственной службы …..……………………………. 5
1.2 Классификация должностей гражданской службы…………..……. 11
1.3 Реестры должностей государственной гражданской службы РФ…..14
1.4 Классные чины гражданской службы………………………..………. 17
ГЛАВА 2.Квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы……………………………….27
2.1 Квалификационные требования к должностям гражданской службы…………………………………………………………………………..27
2.1 Квалификационные требования к должностям гражданской службы…………………………………………………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. …36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

ДОЛЖНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

студентка 2 курса заочного отделения

Глушко Анжелика Леонидовна

Зав. кафедрой канд. юр. наук

ГЛАВА 1. Должности государственной службы…………………. 5

1.1 Должности государственной службы …..……………………………. 5

1.2 Классификация должностей гражданской службы… ………..……. 11

1.3 Реестры должностей государственной гражданской службы РФ…..14

1.4 Классные чины гражданской службы………………………..………. 17

ГЛАВА 2.Квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы……………………………….27

2.1 Квалификационные требования к должностям гражданской службы……………………………………………………………… …………..27

2.1 Квалификационные требования к должностям гражданской службы……………………………………………………………… …………..32

Государственная служба как институт, призванный на практике реализовывать функции государства, в первую очередь должна способствовать реализации прав и свобод человека и гражданина. Более того, исходя из содержания ст. 18 Конституции РФ именно права и свободы человека и гражданина должны определять деятельность органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.

Актуальность данной темы заключается в том, что государственная гражданская служба, несмотря на разделение на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов РФ, является единым целостным механизмом, призванным реализовывать функции государства. Принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ выражается в установлении единого правового статуса государственного гражданского служащего; установлении приоритета федерального законодательства, в закреплении правовых основ государственной гражданской службы.

Проблемой данной курсовой работы является изучение должностей государственной службы.

Основным объектом исследования является правовое регулирование государственной службы.

Предметом исследования является должности государственной службы.

Целью курсовой работы является определение понятия и статуса государственного служащего в Российской Федерации.

Задачами данной курсовой являются:

1.Определить понятие и виды государственных должностей.

2.Рассмотреть классификацию должностей гражданской службы.

3.Изучить реестры должностей государственной гражданской службы в РФ.

4.Рассмотреть классные чины государственной службы в РФ.

5.Рассмотреть квалификационные требования к должностям гражданской службы.

Методологическая основа исследования-в российской общественной науке в последнее десятилетие появился целый ряд научных работ, монографий посвященных системе государственного управления и государственным должностям, в частности можно выделить труды следующих авторов проф. Нечипоренко В.С., проф. Сулемов В.А., доц. Магомедов К.А., проф. Лытов Б.В., доц. Горбачев А.И., проф. Лукьяненко В.И. и др.

ГЛАВА 1. Должности государственной службы

1.1 Должности государственной службы

Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определяет государственную должность как должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей. Как видно, признаками государственной должности являются: установленный круг обязанностей, денежное содержание и ответственность. Хотя в новом Законе эти признаки государственной должности не указаны, они также для нее характерны.

Все государственные должности согласно Федеральному закону от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" подразделяются на две группы:

1. должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

2. должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Конституция РФ устанавливает следующие государственные должности Российской Федерации: Президент Российской Федерации (ст. 11, 80); Председатель Совета Федерации Федерального Собрания (ст. 101); заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания (ст. 101); Председатель Государственной Думы Федерального Собрания (ст. 101); заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания (ст. 101); Председатель Правительства Российской Федерации (ст. 103, 110); заместитель Председателя Правительства Российской Федерации (ст. 110); федеральный министр (ст. 110); судья Конституционного Суда Российской Федерации (ст. 128); судья Верховного Суда Российской Федерации (ст. 128); судья Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ст. 128); судья федерального суда (ст. 128); Генеральный прокурор Российской Федерации (ст. 129); прокурор Субъекта РФ (ст. 129); прокурор прокуратуры Российской Федерации (ст. 129); Председатель Центрального банка Российской Федерации (ст. 83); полномочный представитель Президента Российской Федерации (п. "к" ст. 83); Председатель Счетной палаты (п. "г" ч. 1 ст. 103); заместитель Председателя Счетной палаты (п. "и" ч. 1 ст. 102); аудитор Счетной палаты (п. "и" ч. 1 ст. 102; п. "г" ч. 1 ст. 103); Уполномоченный по правам человека (п. "д" ч. 1 ст. 103).

Перечень государственных должностей, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, законами РФ и РСФСР, установлен Сводным перечнем государственных должностей Российской Федерации (утвержден Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32 "О государственных должностях Российской Федерации" (ред. от 01.12.2008).

Сводный перечень закрепляет следующие государственные должности:

1. Президент Российской Федерации

2. Председатель Правительства Российской Федерации

3. Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации - заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации - Министр Российской Федерации

4. Федеральный министр

5. Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации (в иностранном государстве)

6. Постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве)

7. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания

8. Первый заместитель, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания

9. Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания

10. Член комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания

11. Председатель Государственной Думы Федерального Собрания

12. Первый заместитель, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания

13. Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания

14. Председатель подкомитета комитета Государственной Думы Федерального Собрания

15. Член комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания

16. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации

17. Заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации

18. Судья - секретарь Конституционного Суда Российской Федерации

19. Судья Конституционного Суда Российской Федерации

20. Председатель Верховного Суда Российской Федерации

21. Первый заместитель, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации

22. Судья Верховного Суда Российской Федерации

23. Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

24. Первый заместитель, заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

25. Судья Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

26. Генеральный прокурор Российской Федерации, Первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации

27. Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации

28. Уполномоченный по правам человека

29. Руководитель высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации

30. Председатель Счетной палаты

31. Заместитель Председателя Счетной палаты

32. Аудитор Счетной палаты

33. Председатель Центрального банка Российской Федерации

34. Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

35. Заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

36. Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

37. Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (замещающий должность на постоянной основе)

38. Председатель федерального суда

39. Заместитель Председателя федерального суда

40. Судья федерального суда

41. Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации

Государственные должности субъектов РФ учреждаются конституциями (уставами) и законами субъектов РФ. Во многих субъектах РФ принимаются специальные законы, которые закрепляют перечни этих государственных должностей. В этих перечнях они обычно именуются государственными должностями категории "А".

Так, например, Закон Воронежской области от 31 января 2002 г. N 4-ОЗ "О реестре (перечне) государственных должностей Воронежской области" (с изм. и доп. от 28 апреля, 14 ноября 2003 г.) устанавливает, что государственные должности области категории "А" - это должности, установленные уставом (основным законом) Воронежской области, с определенным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий государственных органов и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Перечень государственных должностей Воронежской области содержит следующие должности:

1. Председатель областной Думы;

2. Глава администрации области;

3. Первый заместитель председателя областной Думы;

4. Заместитель председателя областной Думы;

5. Председатель постоянной комиссии (комитета) областной Думы, работающий на постоянной основе;

6. Заместитель председателя постоянной комиссии (комитета) областной Думы, работающий на постоянной основе;

7. Член постоянной комиссии (комитета) областной Думы, работающий на постоянной основе;

8. Председатель контрольно- счетной палаты;

9. Председатель избирательной комиссии Воронежской области;

10. Заместитель председателя избирательной комиссии Воронежской области;

11. Секретарь избирательной комиссии Воронежской области;

12. Председатель Уставного суда Воронежской области;

13. Заместитель председателя Уставного суда Воронежской области;

14. Судья Уставного суда Воронежской области.

1.2 Классификация должностей гражданской службы

Статья 8 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" устанавливает порядок учреждения должностей государственной гражданской службы. Федеральным законом "Об основах государственной службы РФ" аналогичные должности относились к категориям "Б" и "В". Новый Закон такого разделения не использует.

Федеральный закон "О системе государственной службы РФ" устанавливает, что должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ (ч. 1 ст. 8). Комментируемая статья уточняет, что должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ. Таким образом, учреждение их другими нормативными актами не допускается.

Классификация должностей государственной гражданской службы Российской Федерации

Принципиальное значение для организации государственной службы и определения статуса государственного служащего имеет классификация должностей государственной гражданской службы. Иерархия должностей в системе государственного управления существует везде. Чем большим объемом полномочий обладает тот или иной государственный орган и существующая в нем должность государственной службы, тем выше размешается должностная ступенька в пирамиде власти, тем больший объем знаний, навыков и умений должен иметь занимающий ее чиновник. Отсюда вытекает объективная необходимость дифференциации должностной структуры государственной службы.

Деление государственных должностей гражданской службы РФ на категории отражает различие в характере и объеме государственно-властных полномочий заметающих их служащих.

Данные категории свидетельствуют:

Категория руководителей имеет ряд характерных признаков:

  • наличие широких административно-распорядительных полномочий;
  • право совершать действия, влекущие за собой юридически значимые последствия (издавать правовые акты, давать обязательные указания, нанимать и увольнять работников, применять меры поощрения и взыскания);
  • реализация своих полномочий в целях осуществления компетенции возглавляемого органа или его структурного подразделения;
  • осуществление деятельности, содержанием которой является подготовка и принятие управленческих решений;
  • использование различных административных форм руководства персоналом (совещаний, консультаций, инструктажей и т.д.);
  • осуществление координации и контроля за выполнением принятых решений.

Государственные служащие данной категории:

  • осуществляют деятельность в целях непосредственного обеспечения полномочий своего руководителя;
  • заключают только срочный служебный контракт и находятся на своей должности на время нахождения у власти своего руководителя; с его уходом уходят и они;
  • подбираются по принципу политической и личной преданности.

Их функции в общем виде следующие:

  • в процессе своей служебной деятельности осуществляют именно профессиональное обеспечение исполнения полномочий государственных органов;
  • осуществляют карьерное прохождение государственной службы в результате конкурсного отбора и регулярных аттестационных оценок;
  • проходят службу на основе служебного контракта без ограничения срока полномочий; для них характерна стабильная государственная служба.

Еще одна особенность данной категории: хотя их унифицированные наименования и предусмотрены в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы 2 Указ Президента РФ № 1574 от 31 декабря 2005 г. , но учреждаются и ликвидируются они государственными органами самостоятельно, так же как включаются в штатные расписания. Все зависит от характера государственного органа и компетенции должности государственной службы.

Группы должностей. Важным классификационным признаком системы должностей государственной службы является их разделение на группы.

Все должности гражданской службы подразделяются на пять групп:

  1. высшие;
  2. главные;
  3. ведущие;
  4. старшие;
  5. младшие.

Классификация должностей по группам — от младшей до высшей — показывает, что каждая из должностей, входящих в ту или иную группу, представлена определенным содержанием служебных функций — функционалом должности, который надлежит исполнять государственному служащему.

Категории должностей государственной гражданской службы — это классификация российских госслужащих по группам. Разбираемся, какие компетенции нужны, чтобы претендовать на место в этой структуре.

Общие положения

Государственная гражданская служба (ГГС) — это профессиональная служебная деятельность граждан России на должностях, обеспечивающих исполнение полномочий госорганов федерального уровня и уровня субъектов и лиц, замещающих государственные посты.

Подробную регламентацию ГГС получила после вступления в силу Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, который подразделяет ее на два уровня:

  1. Должности федеральной гражданской службы — учреждаются Федеральным законом или указом президента Российской Федерации. Это профессии, относящиеся к государственной службе, которые обеспечивают надлежащее исполнение полномочий федеральных госорганов и лиц, замещающих государственные посты Российской Федерации.
  2. Должности гражданской службы субъектов Российской Федерации — учреждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Ее представители трудятся в целях обеспечения бесперебойной работы органов государственной власти субъекта РФ и лиц, замещающих госдолжности субъекта РФ.

Классификация ГГС распределяется на 4 категории и 5 групп.

Категории государственной службы

По действующему законодательству, должности гражданской службы подразделяются на категории:

  1. Руководители (и их замы) государственных органов и их структурных подразделений, которые либо назначаются на определенный срок, либо не имеют ограничений сроков своей деятельности. Обладают широкими административно-распорядительными полномочиями, правом издавать нормативно-правовые акты и обязательные распоряжения.
  2. Помощники (советники). Их основная функция заключается во всестороннем содействии политикам — лицам, замещающим госдолжности, и руководителям госорганов. С этой категорией заключается срочный служебный контракт — с уходом своего начальника уходят и они.
  3. Специалисты. Это граждане, суть работы которых — профессионально обеспечивать выполнение государственными органами поставленных перед ними функций и задач. Эта категория не имеет ограничений по срокам полномочий и получает работу по итогам конкурсного отбора.
  4. Обеспечивающие специалисты (ОС). Занимаются организационным, информационным, документационным, финансово-экономическим и хозяйственным обеспечением деятельности госорганов. То есть, в отличие от предыдущей категории, эти специалисты выполняют вспомогательные, а не профессиональные функции. Работают на общих основаниях, без каких-либо ограничений по срокам.

Группы должностей государственной службы

Классификация по группам — от младшей до высшей — показывает, что каждой из них соответствует набор определенных служебных функций, который надлежит исполнять госслужащему.

В реестре должностей федеральной ГГС указано, кто относится к госслужащим в России по списку профессий и организаций (указ президента № 1574 от 31.12.2005):

  1. Высшие: руководители, помощники (советники) и специалисты.
  2. Главные: руководители, помощники (советники), специалисты и ОС.
  3. Ведущие: руководители, помощники (советники), специалисты и ОС.
  4. Старшие: специалисты и ОС.
  5. Младшие: ОС.

Приведем пример федеральных государственных гражданских служащих (для категории специалисты):

  • главный специалист (эксперт);
  • ведущий специалист (эксперт);
  • специалист (эксперт).

В реестре федеральной ГГС закреплено, к какой группе должностей относится ведущий специалист, — к ведущей группе. Такая группировка присутствует в каждом ведомстве из указа № 1574.

В группах ведется классификация по категориям. Федеральный закон № 79-ФЗ соотносит группы должностей с их категориями следующим образом:

таблица групп должностей государственной гражданской службы

Первые три категории относятся к высшим классификационным группам не случайно: к ним предъявляются самые высокие квалификационные требования. В этом и заключаются основные различия между категориями должностей гражданской службы — в уровне подготовки, образования и трудовых навыков. Это связано, в первую очередь, с тем, что они должны одновременно выполнять и политические, и административные, и аналитические, и управленческие функции.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона № 79-ФЗ, для замещения должностей ГГС необходимо соответствовать квалификационным требованиям:

  • достаточным уровнем образования;
  • определенным служебным стажем;
  • необходимыми для работы знаниями и умениями (уровень владения языком, знание законодательства, набор личностных качеств, и т. п.);
  • владение определенной специальностью.

Требования к минимальному уровню профессионального образования:

Группы должностей государственной гражданской службы

Собрали в таблице групп должностей государственной гражданской службы требования к минимальному стажу:

Должностные группы ГГС Необходимый стаж
Высшая Не менее 4 лет ГГС или работы по специальности, направлению подготовки
Главная Не менее 2 лет ГГС или работы по специальности, направлению подготовки
Ведущая, старшая и младшая Без предъявления требований к стажу

Ведущая, младшая и старшая группа должностей государственной гражданской службы, по общему правилу, трудоустраиваются без предъявления требований к стажу. Конкретные квалификационные требования к стажу устанавливаются законодательством субъектов РФ с учетом положений указа президента РФ от 16.01.2017 № 16 в редакции от 12.10.2017.

Читайте также: