Ветер и парус доклад школьнику

Обновлено: 04.07.2024

Прежде чем приступать к рассмотрению работы паруса, следует остановиться на двух коротких, но важных моментах:
1.Определить, какой именно ветер влияет на паруса.
2.Рассказать о специфической морской терминологии, связанной с курсами относительно ветра.

Истинный и вымпельный ветра в яхтинге.

Ветер, который действует на движущееся судно и всё находящееся на нем, отличается от того, который действует на какой-либо неподвижный объект.
Собственно ветер как атмосферное явление, дующий относительно земли или воды, мы называем истинным ветром.
В яхтинге ветер относительно движущейся яхты называется вымпельным и является суммой истинного ветра и встречного потока воздуха, вызванного движением судна.
Вымпельный ветер всегда дует под более острым углом к лодке, чем истинный.
Скорость вымпельного ветра может быть больше (если истинный ветер встречный или боковой), или меньше истинного (если он с попутных направлений).

Направления относительно ветра.

Курсы относительно ветра .

Курсы относительно ветра различаются в зависимости от угла между направлением вымпельного ветра и направлением движения судна. Их можно разделить на острые и полные.

курсы относительно ветра

Бейдевинд — острый курс относительно ветра. когда ветер дует под углом менее 80°. Может быть крутой бейдевинд (до 50°) и полный (от 50 до 80°).
Полными курсами относительно ветра называются курсы, когда ветер дует под углом 90° и более к направлению движения яхты.
К таким курсам относятся:
Галфвинд — ветер дует под углом от 80 до 100°.
Бакштаг — ветер дует под углом от 100 до 150° (крутой бакштаг) и от 150 до 170° (полный бакштаг).
Фордевинд — ветер дует в корму под углом более 170°.
Левентик — ветер строго встречный или близок к таковому. Поскольку против такого ветра парусное судно двигаться не может, его чаще называют не курсом , а положением относительно ветра.

Маневры относительно ветра.

Работа паруса при яхтинге.

Одна из основных задач для яхтсмена при работе с парусами заключается в том, чтобы ориентировать парус под оптимальным углом относительно ветра, чтобы наилучшим образом продвигаться вперед. Для этого нужно понимать, как парус взаимодействует с ветром.
Работа паруса во многом аналогична работе крыла самолета и происходит по законам аэродинамики. Для особо любознательных яхтсменов более подробно ознакомиться с аэродинамикой паруса как крыла можно в серии статей: теория паруса. Но лучше это сделать после прочтения данной статьи, постепенно переходя от легкого к более сложному материалу. Хотя, кому я это говорю? Настоящих яхтсменов трудности не пугают. И можно все сделать с точностью наоборот.

Основное отличие паруса от самолетного крыла в том, что для появления на парусе аэродинамической силы нужен некий ненулевой угол между ним и ветром, этот угол называют углом атаки. Крыло самолета имеет несимметричный профиль и может нормально работать при нулевом угле атаки, парус нет.
В процессе обтекания паруса ветром возникает аэродинамическая сила, которая в итоге и двигает яхту вперед.
Рассмотрим работу паруса в яхтинге под разными курсами относительно ветра. Сначала для простоты представим себе, что мачта с одним парусом вкопана в землю и мы можем направлять ветер под разными углами к парусу.

угол атаки ветра к парусу

Угол атаки 0°. Ветер дует вдоль паруса, парус полощется, как флаг. Никакой аэродинамической силы на парусе нет, есть только сила лобового сопротивления.
Угол атаки 7°. Начинает появляться аэродинамическая сила. Она направлена перпендикулярно парусу и пока небольшая по величине.
Угол атаки около 20°. Аэродинамическая сила достигла своего максимального значения по величине, направлена перпендикулярно парусу.
Угол атаки 90°. По отношению к предыдущему случаю аэродинамическая сила существенно не изменилась ни по величине, ни по направлению.
Таким образом, мы видим, что аэродинамическая сила всегда направлена перпендикулярно парусу и величина ее практически не изменяется в диапазоне углов от 20 до 90°.
Углы атаки более 90° не имеет смысла рассматривать, поскольку паруса на яхте обычно не ставятся под такими углами относительно ветра.

Приведенные выше зависимости аэродинамической силы от угла атаки являются в большой степени упрощенными и усредненными.
На самом деле эти свойства заметно различаются в зависимости от формы паруса. Например, длинный, узкий и довольно-таки плоский грот гоночных яхт будет иметь максимум аэродинамической силы при угле атаки около 15°, на больших углах сила будет несколько меньше. Если же парус более пузатый и имеет не очень большое удлинение, то аэродинамическая сила на нем может быть максимальной при угле атаки около 25-30°.

Теперь рассмотрим работу паруса на яхте.

Для простоты представим себе, что парус на яхте один. Пусть это будет грот.
Сначала стоит посмотреть, как ведет себя система яхта+парус при движении самыми острыми курсами относительно ветра, так как это обычно вызывает больше всего вопросов.

острый курс относительно ветра- бейдевинд

Допустим, на яхту действует ветер под углом 30-35° к корпусу. Ориентировав парус на курсе под углом примерно 20° к ветру, мы получим на нем достаточную по величине аэродинамическую силу А.
Поскольку эта сила действует под прямым углом к парусу, мы видим, что она тянет яхту сильно в сторону. Разложив силу А на две составляющие, можно увидеть, что сила тяги вперед Т в разы меньше, чем сила, толкающая лодку вбок (D, сила дрейфа) .
За счет чего же в таком случае яхта движется вперед?
Дело в том, что конструкция подводной части корпуса такова, что сопротивление корпуса движению в сторону (так называемое боковое сопротивление) также в разы больше, чем сопротивление движению вперед. Этому способствуют киль (или шверт), руль и сама форма корпуса.
Однако боковое сопротивление возникает тогда, когда есть чему сопротивляться, т. е., чтобы оно начало работать, обязательно нужно некоторое смещение корпуса вбок, так называемый ветровой дрейф.

сила бокового сопротивления яхты

Это смещение естественным образом возникает под действием боковой составляющей аэродинамической силы, и как ответная реакция сразу возникает сила бокового сопротивления S, направленная в противоположную сторону. Как правило, они уравновешивают друг друга при угле дрейфа около 10-15° .
Итак, очевидно, что боковая составляющая аэродинамической силы, наиболее ярко выраженная на острых курсах относительно ветра, вызывает два нежелательных явления: ветровой дрейф и крен.

крен яхты

Продвижение против ветра. Лавировка.

Поскольку яхтинг под парусами невозможен строго против ветра, а можно двигаться только под некоторым углом, хорошо бы иметь представление о том, насколько остро к ветру в градусах может двигаться яхта. И каков, соответственно, тот неходовой сектор курсов относительно ветра, в котором движение против ветра невозможно.
Опыт показывает, что обычная круизная яхта (не гоночная) может эффективно двигаться под углом 50-55° к истинному ветру.

Таким образом, если цель, которую необходимо достичь, находится строго против ветра, то яхтинг к ней будет происходить не по прямой, а зигзагом-то одним галсом, то другим. При этом на каждом галсе, естественно, нужно будет стараться идти максимально остро к ветру. Такой процесс называется лавировкой .

Угол между траекториями движения яхт на двух соседних галсах при лавировке называется лавировочным. Очевидно, что при остроте движения к ветру 50-55° лавировочный угол будет составлять 100-110°.

Величина лавировочного угла показывает нам, насколько эффективно мы можем продвигаться к цели, если она находится строго против ветра. Для угла 110°, например, путь к цели в сравнении с движением по прямой увеличивается в 1.75 раза.

Работа паруса на других курсах относительно ветра

курс яхты относительно ветра-галфинд

Очевидно, что уже на курсе галфвинд сила тяги Т существенно превышает силу дрейфа D, так что дрейф и крен будут невелики.

курс яхты относительно ветра-багштаг

При бакштаге как видим , по сравнению с курсом галфвинд изменилось не так уж много. Грот поставлен в положение, почти перпендикулярное ДП, и положение это для большинства яхт является предельным, развернуть его еще дальше технически невозможно.

курс яхты относительно ветра-фордевинд

Положение грота на курсе фордевинд ничем не отличается от положения на курсе бакштаг.
Здесь для простоты при рассмотрении физики процесса в яхтинге мы берем в расчет только один парус — грот. Обычно на яхте поставлены два паруса — грот и стаксель (передний парус). Так вот, на курсе фордевинд стаксель (если он расположен с той же стороны, что и грот) находится в ветровой тени от грота и практически не работает. Это одна из нескольких причин, по которым курс фордевинд нелюбим яхтсменами.


Природа

Доклад о ветре

Ветер — что это?

Мы знаем, что Солн­це греет Землю нерав­но­мер­но: в одном месте теп­лее, а в дру­гом – хо­лод­нее. Массы хо­лод­но­го воз­ду­ха пе­ре­ме­ща­ют­ся туда, где теп­лее, ведь там, где сол­неч­но­го тепла было боль­ше, воз­дух на­грел­ся, стал легче и под­нял­ся вверх. Пе­ре­ме­ще­ние над по­верх­но­стью земли теп­ло­го и хо­лод­но­го воз­ду­ха на­зы­ва­ет­ся вет­ром.

Дви­же­ние теп­ло­го и хо­лод­но­го воз­ду­ха на Земле бес­пре­рыв­но, потому и ветра дуют постоянно.

Чем боль­ше раз­ни­ца тем­пе­ра­тур в раз­лич­ных об­ла­стях зем­но­го шара, тем быст­рее пе­ре­ме­ща­ют­ся воз­душ­ные массы, тем силь­нее дует ветер. Для без­опас­но­сти жизни и об­лег­че­ния ве­де­ния хо­зяй­ства че­ло­ве­ку важно знать на­прав­ле­ние ветра. Если ветер дует из арк­ти­че­ской зоны, то при­но­сит холод, а если из эк­ва­то­ри­аль­ной – тепло.

Су­ще­ству­ет спе­ци­аль­ный при­бор, с по­мо­щью ко­то­ро­го опре­де­ля­ет­ся на­прав­ле­ние ветра – флю­гер.

На ме­тео­ро­ло­ги­че­ских стан­ци­ях за на­прав­ле­ни­ем ветра сле­дят с по­мо­щью флю­ге­ра, ко­то­рый уста­нав­ли­ва­ет­ся на вы­со­те 10 м. Он со­сто­ит из лег­кой ме­тал­ли­че­ской пла­сти­ны, ко­то­рая вра­ща­ет­ся во­круг своей оси в опре­де­лен­ную сто­ро­ну, ука­зы­ва­ю­щую на­прав­ле­ние ветра. Ветер по­лу­ча­ет на­зва­ние по той сто­роне света, от­ку­да он дует: с се­ве­ра – се­вер­ный, с юга – южный.

Для опре­де­ле­ния силы ветра тоже есть спе­ци­аль­ный при­бор – ане­мо­метр: чем силь­нее дует ветер, тем быст­рее кру­тит­ся вер­туш­ка при­бо­ра.

Разновидности ветра

Ветер бы­ва­ет раз­ной силы: сла­бый, уме­рен­ный, силь­ный.

  • Если ветер сла­бый, то на де­ре­вьях ка­ча­ют­ся толь­ко ли­стья.
  • Уме­рен­ный ветер по­ка­чи­ва­ет и ветви де­ре­вьев.
  • А силь­ный ветер гнет де­ре­вья, сры­ва­ет из ветви и вер­хуш­ки.

Роль ветра в жизни человека

Ветер – это яв­ле­ние при­ро­ды, но он очень по­мо­га­ет че­ло­ве­ку. Ветер гонит об­ла­ка над зем­лей, и в раз­ных ме­стах вы­па­да­ют дождь, снег, град. От го­ро­дов ветер уно­сит за­гряз­нен­ный воз­дух, а при­но­сит све­жий воз­дух с полей, лесов и лугов. Вы­су­ши­ва­ет до­ро­ги, на­ду­ва­ет па­ру­са ко­раб­лей, вра­ща­ет кры­лья вет­ря­ных мель­ниц, раз­но­сит се­ме­на и пыль­цу рас­те­ний.

Че­ло­век давно на­учил­ся ис­поль­зо­вать энер­гию ветра: вет­ря­ная мель­ни­ца – это при­мер пре­об­ра­зо­ва­ния энер­гии ветра в ме­ха­ни­че­скую энер­гию. Но сей­час хо­зяй­ствен­ная и бы­то­вая де­я­тель­ность че­ло­ве­ка тесно свя­за­на с элек­три­че­ством, по­это­му для по­лу­че­ния элек­три­че­ской энер­гии из энер­гии ветра был со­здан вет­ро­ге­не­ра­тор. Энер­гия ветра – это воз­об­нов­ля­е­мый вид энер­гии, так как она яв­ля­ет­ся след­стви­ем де­я­тель­но­сти Солн­ца. Вет­ро­энер­ге­ти­ка яв­ля­ет­ся бурно раз­ви­ва­ю­щей­ся от­рас­лью.

Виды сильных ветров

Но вре­ме­на­ми ветер до­сти­га­ет огром­ной силы, он на­зы­ва­ет­ся ура­га­ном. Такой ветер ло­ма­ет де­ре­вья, сно­сит крыши домов, об­ры­ва­ет про­во­да, под­ни­ма­ет вы­со­кие волны. Силь­ный ветер на море на­зы­ва­ет­ся штор­мо­вым.

Смерч или тор­на­до– чрез­вы­чай­но силь­ный ат­мо­сфер­ный вихрь, где ветер об­ра­ща­ет­ся во­круг оси по спи­ра­ли. При­ни­ма­ет форму стол­ба диа­мет­ром от де­сят­ков до несколь­ких сотен мет­ров и су­ще­ству­ет от несколь­ких минут до несколь­ких часов.

Наи­бо­лее часто (несколь­ко де­сят­ков слу­ча­ев в год) смер­чи на­блю­да­ют­ся в Аллее тор­на­до в США – в по­ло­се от се­вер­но­го Те­ха­са до Айовы. Здесь наи­бо­лее зна­чи­тель­на раз­ни­ца тем­пе­ра­тур между хо­лод­ны­ми и тёп­лы­ми воз­душ­ны­ми мас­са­ми. В Рос­сии смер­чи чаще на­блю­да­ют­ся в ев­ро­пей­ской части, осо­бен­но в цен­траль­ной по­ло­се и на юге, од­на­ко не более 1-2 раз за несколь­ко лет. Серия смер­чей в ав­гу­сте 2002 года в рай­оне Но­во­рос­сий­ска вы­зва­ла ги­бель около 60 че­ло­век и на­нес­ла зна­чи­тель­ный ма­те­ри­аль­ный ущерб.

Буран – это силь­ный ветер с боль­шим ко­ли­че­ством снеж­ных масс, со­про­вож­да­ю­щий­ся пло­хой ви­ди­мо­стью на до­ро­гах и на любой дру­гой мест­но­сти.

Су­хо­вей – ветер с вы­со­кой тем­пе­ра­ту­рой и низ­кой от­но­си­тель­ной влаж­но­стью воз­ду­ха в сте­пях, по­лу­пу­сты­нях и пу­сты­нях.

Этот доклад о ветрах могут использовать ученика 3, 4 , 5 класса.

Исследовательская работа

Актуальность: Ветер увидеть невозможно, но нельзя не заметить: колышутся кроны деревьев, сильный ветер бьёт в лицо, а ветер ураганный способен вызывать природные катастрофы. В зависимости от своей силы и скорости он способен изменять всё вокруг.

Выбранная мною тема актуальна, так как ветер играет большую роль в природе и в жизни человека. Меня интересует вопрос о том, можно ли его приручить. В своей работе я попытаюсь ответить на этот вопрос.

Практическая значимость исследования: материалы работы можно использовать на уроках окружающего мира с учащимися начальных классов.

Задачи исследования: изучить литературу и Интернет-ресурсы по данной теме;

рассмотреть некоторые виды ветра;познакомиться со способами определения направления и силы ветра;выяснить роль ветра в природе и жизни человека.

Гипотеза: думаю, что человек может подчинить ветер.

Объект исследования: ветер и его виды.

Предмет исследования: происхождение, направление и сила ветра.

Методы исследования:

- метод анализа теоретической литературы;

- наблюдение за ветром в природе;

- беседа с учителем и родителями;

- проведение опытов и экспериментов.

1. Теоретическая часть.

1.1 Что такое ветер?

Вывод: ветер - это движущийся воздух.

Из литературы я узнал, что наша земля нагревается неравномерно, там, где она нагревается сильнее, образуются потоки тёплого воздуха, которые устремляются вверх. На их место несутся потоки холодного воздуха. Так и получается ветер. Как известно, воздух нас окружает везде, значит и в комнате он разной температуры.

Вывод: таким образом, ветер образуется из двух слоёв воздуха тёплого и холодного и только потом начинает дуть.

Вывод: тёплый воздух поднимается вверх, он лёгкий, а тяжёлый холодный воздух устремляется на его место. Движение воздуха это и есть ветер.

1.2 Виды ветров.

Ветер на Земле бывает разным.Лёгким и тёплым, приносящим освежающую прохладу. К ним относятся бриз и муссон.

Бризы бывают дневные и ночные (см. рис. 1). Днем, когда светит солнце, суша нагревается быстрее, а водоём медленнее. Тёплый воздух, который образуется над сушей, поднимается вверх. Над поверхностью воды воздух тяжелее и холоднее. Именно поэтому летом со стороны воды веет прохладой. Холодный воздух со стороны моря устремляется на сушу. Образуется ветер, который называется дневным бризом.

Ночью наоборот. Суша остывает быстрее, чем водоём, а нагретая за день поверхность воды остывает медленнее. Воздух будет перемещаться с суши на воду. Возникает ночной бриз.

Бриз считается тихим ветром. К ним относят и муссон.

Муссон- это ветер, который меняет своё направление два раза в год по сезонам: летом дует с океана на сушу, а зимой- с суши на океан (см. рис.2).

Что умеет делать ветер? Шуметь, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, свистеть, поднимать пыль,нагонять волны и т. д.

Вывод: чем сильнее дуть на воду, тем выше волны.

А бывает ветер сильный и грозный. Это ураган (см. рис.3), буря (см. рис.4), смерч (см. рис.5), торнадо (см. рис.6).Такие ветры наносят огромный ущерб: с корнем вырывают деревья, разрушают дома, обрывают электролинии, переворачивают машины. Не обходится и без человеческих жертв.

Д ля определения силы ветра мореходы применяют Бофортову шкалу, состоящую из 12 баллов, где нулевая отметка означает полный штиль, а 12 баллов – это ураган (см. рис.7).

1.3 Способы определения направления ветра.

Направление ветра определяют по сторонам горизонта.Основных направлений (румбов) 8:Северный, Восточный, Южный, Западный, Северо-Восточный, Юго-Восточный, Северо-Западный, Юго-Западный (см. рис.8).

Самым быстрым и точным определением сторон света служит компас. На нём есть стрелочка, у которой один конец помечен красной или синей краской (см. рис.9). Также имеется шкала, на которой отмечены стороны света. Нужно стать так, чтобы стрелка показывала север, сзади будет юг, слева – запад, справа – восток (см. фото 10),(см. рис.10).

Конечно, это легко сделать, когда в руках компас. Но если его нет? Как быть в этом случае?

С этим вопросом мне помог папа. Он рассказал несколько способов, как сориентироваться на месте без компаса. Оказывается, природа сама всё предусмотрела!

Ориентиры – это то, что помогает нам не заблудиться. Например, в лесу с северной стороны на стволах деревьев растёт мох (см. рис. 11). Он не любит света и растёт там, где сыро и темно. Как раз с северной стороны солнышко редко заглядывает. А на противоположной стороне находится юг.

Такие подсказки помогают нам в лесу. А если мы окажемся в поле или в море, то надо ориентироваться по звёздам.

Все звёзды объединяются в группы – созвездия. Одно из самых больших и красивых – Большая Медведица. Рядом с ней – Малая Медведица. В ней одна звёздочка очень яркая - это Полярная звезда, которая указывает направление на север (см. рис. 12).

Вывод: чтобы правильно определять направление ветра и хорошо ориентироваться на местности, необходимо знать стороны света и уметь определять их, даже в экстренных случаях.

1.4 Роль ветра в природе и в жизни человека.

Чего больше приносит ветер человеку и окружающей среде - пользу или вред? Друг он нам или враг?

Ветер обладает большой силой. Многие столетия люди приручают его.Когда не было двигателей, люди по морю плавали на парусных лодках. Ветер надувает парус, толкает его и корабль плывёт. Он приводит в движение ветровые мельницы(см. рис. 13).Люди научились использовать ветер для получения электроэнергии при помощи ветряков (см. рис. 14).Сила ветра используется в водных видах спорта. Современные летательные аппараты с его помощью экономят топливо и увеличивают подъёмную силу.

Каково же значение ветра в природе? Он помогает растениям опыляться и распространять семена; деревьям освободиться от старой листвы; ветер переносит запахи и помогает хищникам охотиться, а птицам - передвигаться;без него не было бы дождей и снега, пересохли бы ручьи, реки, озёра;ветер участвует в круговороте воды в природе, а так же способствует образованию морских и океанических течений.Оночищает воздух, унося с нашей планеты отработанные автомобильные газы и дым от заводов. В жаркий день приятно ощущать лёгкий летний ветерок.

Однако ветер бываетнебезопасным, коварным, приносящим беду. Его колебания могут вызвать потерю контроля самолёта; большие ветровые волны опасны для морских судов; он вызывает разрушение гор, скал; образует пыльные бури, создавая летучие барханы; ветер способен увеличивать масштабы пожара; ураганы, шторма ломают деревья, сносят крыши домов, не обходится и без человеческих жертв.

Вывод: ветер может быть и другом, и врагом человека. Это явление природы изучается, чтобы можно было использовать силу ветра для полезных дел и предупреждать людей о приближающейся опасности.

2. Исследовательская часть.

1.Из цветного картона я сделал цилиндр (см. фото 11).

2.С помощью дырокола сделал по краю проколы (см. фото 12).

Вывод: ноги осьминога реагируют на малейшее дуновение ветра. Так я мог определять не только направление, но и силу ветра.

Ещё одним приспособлением для наблюдения за ветром является вертушка.

1.Я взял лист цветной бумаги и вырезал из него квадрат размером 20см на 20см (см. фото 15).

2. Прочертил две диагонали и нашёл центр квадрата.

3. По линиям отступил по 1 см от центра, отметил.

4.Разрезал квадрат по четырём линиям до отметки.

5.Загнул каждую из получившихся частей левым углом к центру так, чтобы дырочка в углу детали совпала с дырочкой в центре.

6.Закрепил получившуюся вертушку гвоздиком и прикрепил к деревянной палочке (см. фото 16).

Вывод: вертушка очень хорошо реагирует на движение воздуха и является ещё одним средством для определения направления и силы ветра.

Можно определить силу и направление ветра и по другим признакам, например, по направлению дыма из трубы (см. фото 17), по движению веток на деревьях (см. рис.15), по развевающемуся флагу (см. фото 18).

А недавно мы гуляли и купили воздушные шары. По ним тоже хорошо видно, куда дует ветер (см. фото 19).

Изучив литературу, проведя ряд наблюдений, я узнал: ветер - одно из удивительных явлений природы; существует несколько видов ветра.Есть лёгкие и тёплые (бризы, муссоны), приносящие освежающую прохладу, а есть сильные и грозные (ураганы, смерчи, торнадо), которые приносят много разрушений и бед. Ветер мы не видим, но можем почувствовать, как он дует в лицо; понаблюдать за тем, как он качает верхушки деревьев или развевает флаг; увидеть, как ветер гонит облака, парусную лодку или вращает лопасти ветровой мельницы.

Я выяснил, что ветер удивительный работник в природе: он распространяет семена; помогает деревьям освободиться от старой листвы; переносит запахи и помогает хищникам охотиться, а птицам - передвигаться; без него не было бы дождей и снега; ветер участвует в круговороте воды в природе, а так же способствует образованию морских и океанических течений. Он очищает воздух, а в жаркий день несёт прохладный летний ветерок.

После проведения опытов и экспериментов (которые вызвали наибольший интерес в исследовании) мне удалось понять: ветер - это движение воздуха, которое происходит при смене его потоков (теплого и холодного); направление ветра определяют по сторонам горизонта, используя флюгер, компас или ориентиры окружающей местности, а силу ветра определяют по 12 - бальной шкале Бофорта.

Ещё я понял, что человеку ветер подчинить не удастся - это опровергает мою гипотезу. Но человек может использовать ветер в своих целях, так как энергия ветра огромна. Это и получение электроэнергии, ветровые мельницы, водный спорт.

Таким образом, изучив все положительные и отрицательные стороны ветра, я пришёл к выводу, что ветер оказывает огромное влияние на человека и живую природу. Он великий путешественник, который знает все дороги, но даже они ему не нужны. Он мог бы раскрыть все загадки и секреты, но ветер к нам безразличен, поэтому навсегда сохранит свои тайны.

В будущем мне хотелось бы узнать, какие ветра преобладают в нашей местности и как они влияют на погоду. Это будет тема моей следующей работы

Список используемой литературы и интернет-ресурсы

1. Аксёнова М.Д.Энциклопедия для детей.

2. Белавина И.Г. Найденская Н.Г. Планета – наш дом.

3. Галилео. Наука опытным путём. Москва: Де Агостини,2011г.

4. Детская энциклопедия. Что такое? Кто такой?

5. Калашников В. И. Чудеса природы. На земле и в воздухе. Москва: Белый город, 2010г.

Кораблики (опыт-игра для детей 3-4 лет)

Возьмите таз с водой. Сделайте бумажные кораблики. Как сделать кораблики, Вы увидите в этом видео.

Это схема изготовления кораблика из бумаги для опыта.

Как сделать кораблик. Опыты с ветром.

Пустите кораблики на воду. Подуйте на них вместе с ребенком. Почему кораблики поплыли? (их толкает ветерок). А откуда взялся ветерок? Это мы выдохнули воздух.

Устройте соревнование корабликов. Какой кораблик быстрее доплывет до другого берега (для этого нужно брать таз квадратной формы или детскую ванночку). Спросите малыша, как нужно дуть, чтобы кораблик быстро плыл?

Попробуйте сделать разный ветер – мягкий и легкий ветерок, сильный ураган, свирепую бурю.

Кораблики для этой игры можно сделать не только из бумаги, но и из скорлупки грецкого ореха. С помощью пластилина прикрепите к скорлупке палочку с парусом (подойдет бумажный парус на палочке-зубочистке). Подуйте на парус. Как надо дуть, чтобы кораблик поплыл?

Прочитайте малышу строки о ветре А.С. Пушкина.

Ветер по морю гуляет. Опыты для детей.

Веер (для детей 4-5 лет)

Загадка о веере.

Морской бой (для детей 4-5 лет)

Что может произойти с кораблями, если будет сильный ветер? (Они могут утонуть). Предложите ребенку сделать кораблики из бумаги и поиграть в морской бой. Играют в эту игру в паре. Нужно дуть на лодки свои и чужие, чтобы потопить корабли противника. Дуть можно как одновременно, так и по очереди.

После игры спросите ребенка, как надо дуть, чтобы ветер получился сильнее (набирать больше воздуха, сильнее и резче его выдыхать).

Где теплее? (для детей 5-6 лет)

Этот опыт поможет выяснить, что легче – теплый воздух или холодный.

1. Давайте попробуем выяснить, где в комнате теплее, а где холоднее – на полу или на диване (выше или ниже). Можно взять термометр и измерить температуру и сравнить. Можно подержать руку у пола (рядом с дверью) и вверху.

2.Затем предложите ребенку подержать свою ладошку над батареей и под батареей. Где теплее?

3.А еще можно взять тоненькую бумажку (салфетку) или ватку. Прикрепите верхний конец полоски бумаги на стену над батареей (можно прикрепить строительным скотчем или с помощью пластиковой массы Uni patafix). Одновременно откройте форточку над батареей. Теплый воздух будет подниматься наверх, и бумажка начнет шевелиться и подниматься кверху.

4.Делаем вывод, что теплее всегда вверху. А это означает, что теплый воздух легче и он поднимается наверх.

5.Спросите ребенка: «Где ты спишь? Да, в кроватке. Это сейчас так устроено, что дети и взрослые спят в кроватях. ведь в наших городских домах тепло. А раньше, когда батарей не было, дети да старики спали на полатях. Полати располагались высоко над полом и устраивались между печкой и стеной дома. Спальное место на полатях не одно, а сразу много — на них спало рядом несколько человек. Почему спали на полатях? (там даже зимой было тепло, ведь полати находятся вверху, где теплый воздух)

Полати

Откуда берется ветер — опыт для детей 5-6 лет

Опыт разработан О.В. Дыбиной.

1.Вам понадобится свеча и змейка. Змейку очень просто сделать:

возьмите круг из тонкой бумаги и разрежьте его по спирали, затем получившуюся заготовку подвесьте за нить.

  • Зажгите свечу и подуйте на нее. Почему отклонилось пламя? (дует воздух).
  • Поместите змейку над пламенем свечи. Что происходит со змейкой? Она начнет вращаться. Почему же она вращается? Потому что теплый воздух идет вверх и поднимает змейку.
  • Можно попробовать чтобы дети сделали такой опыт сами, но не со свечой! Нужно подержать змейку над горячей батареей.

2.Подойдите к двери (например, ведущей на застекленный балкон) и попробуйте определить, куда дует ветер вверху дверного проема (выше) и около пола (ниже). Для того чтобы определить, куда дует ветер, можно поставить две свечи — внизу и вверху и посмотреть, куда отклоняется их пламя. Или взять тонкую салфетку или ватку и поднести к дверям. Куда она отклонится?

Оказывается, ветер – это движение воздуха! Теплый воздух движется наверху, а холодный внизу, и они стремятся поменяться местами.

4.Можно зарисовать стрелочками, куда дует ветер в комнате. Красная стрелочка вверху дверей будет обозначать теплый воздух. А синяя стрелочка внизу – холодный воздух.

5.Если в Вашей комнате есть сквозняк, и Вы часто просите ребенка не сидеть на полу около дверей, то напомните ему об этом. Спросите, почему Вы просите его этого не делать? Теперь он уже знает, чем вызвана Ваша просьба и совсем по-другому будет относиться к ее выполнению!

Опыты с вертушкой

Сделайте с ребенком вертушку и возьмите ее на прогулку. Покажите, как играют с вертушкой. Спросите ребенка, почему она вертится? (ветер ударяет в ее лопасти, и она начинает вертеться). Понаблюдайте с малышом, когда вертушка вертится быстро, а когда медленно и почему это происходит?

Как сделать вертушку для игры с ветром

А это схема изготовления вертушки.

Как сделать вертушку для опыта с ветром.

Вертушки для игр и опытов с ветром.

Откуда берется ветер - опыты для детей. Ветер в пустыне.

Очень важно, чтобы уже в дошкольном возрасте ребенок понял, что в мире не всё так однозначно, и в каждом явлении можно найти хорошие и плохие стороны. Важно. чтобы он самостоятельно мыслил, мог объяснить свою точку зрения. Эти умения развиваются не сами собой, а в общении со взрослым, который ставит перед ребенком проблемные вопросы с неоднозначным ответом.

Давайте порассуждаем вместе.

Почему ветер – это хорошо? Потому что летом в жару, когда дует ветер, не так жарко. Потому что ветер надувает паруса, и корабли могут плыть. Потому что ветер разносит семена растений, с помощью ветра можно летать на воздушном шаре, запускать воздушных змеев. Ветер помогает работать ветряным мельницам и ветрякам.

Почему ветер – это плохо? Если холодной зимой дует ветер, то замерзаешь. На море в сильный ветер бывает шторм, и корабли могут утонуть. Сильная буря может разрушить дома и вырвать с корнем деревья. Ветер разносит семена не только полезных растений, но и сорняков.

Подберите с ребенком как можно больше слов, которые описывают какой бывает ветер. С помощью подобных упражнений Вы не только обогатите словарный запас ребенка, но и приучите его внимательно относиться к подбору слов и замечать интересные образные слова в рассказах и сказках.

Какой ветер? Он бывает сильный. Как сказать по-другому? Буйный, быстрый, бешеный ветер, лихой, неистовый, напористый, нещадный, порывистый, свирепый, свистящий, стремительный, ужасный, ураганный, шквальный, яростный, могучий, неугомонный, пронизывающий, холодный, злой. лютый, сердитый, скверный, заунывный, угрюмый, страшный, ледяной.

А бывает наоборот — какой ветер? Да, слабый, легкий. Как сказать по-другому? Нежный, тихий, теплый, веселый, южный, весенний.

Теперь подберем слова, что делает ветер? Он дует, завывает, шумит, свистит, качает деревья, разгоняет тучи, гонит листья, доносит до нас звуки.

Как называется легкий ветер? Ветерок. А если ветер сильный? Ветрище. А если очень сильный? Буря, ураган, шторм, торнадо.

Как проводить речевые упражнения по подбору слов?

Я люблю проводить такие упражнения с детьми по подбору слов в форме игры. Например, если мы играем со словами зимой, то мы помогаем ветру укрыть землю снежинками. Одно слово — это одна снежинка! А укрыть надо много земли, изображенной на картинке! Вот и подбираем мы слова очень долго, ведь не можем же мы допустить, чтобы кустик или цветочек замерз без снега! Подобрали слово — положили бумажную снежинку на наш зимний пейзаж. Еще одно слово — вторую снежинку положили и так далее пока всю землю не укроем. Я подсказываю самые сложные, редко встречающиеся слова, дети говорят более распространенные слова.

Если играем осенью, то помогаем ветру сорвать листочки или перенести семена. Можно придумать любую игровую ситуацию. В таких играх ребенок видит результат своих усилий и поэтому стремится подобрать как можно больше слов про ветер. Я всегда удивляюсь, но это факт — дети помнят, где именно ИХ снежинка или листочек, которым они помогли ветру и что именно укрыла их снежинка, даже если игра проходит в большой группе детишек.

Познавательные рассказы для детей о ветре Льва Николаевича Толстого. Вторая русская книга для чтения – 1875 год

Отчего бывает ветер (рассуждение)

Для чего дует ветер? (Рассуждение)

Свяжут крест из двух лучин и кругом креста обвяжут еще четыре лучины. На все наклеят бумаги. К одному концу привяжут мочальный хвост, а к другому привяжут длинную бечевку, и выйдет змей. Потом возьмут змей, разбегутся на ветер и пустят. Ветер подхватит змей, занесет его высоко в небо. И змей подрагивает, и гудит, и рвется, и поворачивается, и развевается мочальным хвостом.

Если бы не было ветра, нельзя бы было пускать змея

Ветер помогает летать воздушному змею.

Сделают из теса четыре крыла, утвердят их крестом в вал и приделают к валу шестерни и колеса с кулачьями, так чтобы, когда вал вертится, он бы цеплял за шестерни и колеса, а колеса бы вертели жернов. Потом крылья поставят против ветра: крылья начнут вертеться, станут шестерни и колеса цеплять друг за друга, и жернов станет вертеться на другом жернове. И тогда сыплют зерно промежду двух жерновов; зерно растирается, и высыпается в ковш мука.

Если бы ветра не было, нельзя бы было молоть зерно на ветряных мельницах

Ветер помогает молоть зерно на ветряной мельнице

Когда плывут на лодке и хотят плыть скорее, то возьмут, на середине лодки, вставят в дыру большой шест, к шесту этому приделана поперек перекладина. К этой перекладине прикрепят холстинный парус, к низу паруса привяжут веревку и держат ее в руках. Потом поставят паруса против ветра. И тогда ветер надует парус так крепко, что лодка нагибается набок, веревка рвется из рук, и лодка поплывет по ветру так скоро, что под носом лодки забурчит вода, и берега точно бегут назад мимо лодки.

Если бы не было ветра, нельзя бы было плавать с парусом

Ветер помогает людям и надувает парус.

Там, где люди живут, бывает дурной дух; если бы не было ветра, дух этот так и оставался бы. А придет ветер, разгонит дурной дух и принесет из лесов и с полей хороший, чистый воздух. Если бы не было ветра, люди бы надышали и испортили воздух. Воздух все бы стоял на месте, и людям надо бы уходить из того места, где они надышали.

Когда дикие звери ходят по лесам и полям, то они всегда ходят на ветер, и слышат ушами, и чуют носом то, что впереди их. Если бы не было ветра, они бы не знали, куда им идти.

ветер и лесные звери.

Почти все травы, кусты и деревья такие, что для того, чтобы на траве, кусте или дереве завязалось семя, нужно, чтоб с одного цветка пыль перелетала на другой цветок. Цветки бывают далеко друг от друга, и им нельзя пересылать свою пыль с одного на другой.

Когда огурцы растут в парниках, где ветра нет, тогда люди сами срывают один цветок и накладывают на другой, чтобы цветовая пыль попала на плодовой цветок и была бы завязь. Пчелы и другие насекомые иногда переносят на лапках пыль с цветка на цветок, но больше всего пыль эту переносит ветер. Если бы не было ветра, половина растений была бы без семени.

как ветер помогает растениям.

В теплое время над водой поднимается пар. Пар этот поднимается выше, и когда остынет наверху, то падает вниз каплями дождя.
Над землей поднимается пар только там, где есть вода, — над ручьями, над болотами, над прудами и реками, больше всего над морем. Если бы ветру не было, пары не ходили бы, а собирались бы в тучи над водой и падали бы опять там, где поднялись. Над ручьем, над болотом, над рекой, над морем был бы дождь, а на земле, на полях и лесах дождя бы не было. Ветер разносит тучи и поливает землю. Если бы ветра не было, то где вода, там бы было больше воды, а земля вся бы пересохла.

Как ветер помогает людям

Логическая задача о ветре Льва Николаевича Толстого

Отчего, когда ветрено без мороза, то зябнешь больше, чем в мороз без ветра?

Порассуждайте с ребенком на эту тему после того, как проведете опыты с холодным и теплым воздухом, показывающие малышу, как образуется ветер. А вот ответ на этот вопрос, данный детям в 19 веке Львом Николаевичем:

Оттого, что тепло из тела переходит в воздух и если тихо, то воздух вокруг тела нагревается и стоит теплый. Но когда дует ветер, он относит нагретый воздух и приносит холодный. Опять из тела выходит тепло и нагревает воздух вокруг него, и опять ветер относит теплый воздух. Когда выйдет много тепла из тела, тогда и зябнешь.

1) Что такое воздух? Для чего нужен воздух? Свойства воздуха в занимательных опытах для детей

5) Стихи о ветре. Учимся, играя! — стихи, загадки, развивающие задания в картинках, игры, пальчиковая гимнастика и веселая зарядка для малышей.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

audiokurs-razvitie-rechi

занятия для детейопыты и эксперименты для дошкольниковлогические задачи для дошкольников4 года5 лет6-7 летрассказы для детей

Читайте также: