Вестернизация российского общества доклад

Обновлено: 02.07.2024

Он молвил: «Мне вас жалко,

Вы сгинете вконец;

Но у меня есть палка,

И я вам всем отец!

Не далее как к святкам

И тотчас за порядком

Уехал в Амстердам.

Он гладко нас обрил,

А к святкам, так что чудо,

В голландцев нарядил.

С основанием Санкт-Петербурга (1703) центром европейского влияния становится новая столица: Петербург с самого начала строят как европейский город, с домами европейского стиля и с каналами, как в Голландии. Появляются и учебные заведения. В Петербурге были учреждены Морская академия (1715), инженерная и артиллерийские школы (1719), школы переводчиков при коллегиях с публичной библиотекой. Школы появились в других местах России. На Урале в 1721 г. были открыты горнозаводские школы; на верфях Воронежа, Петербурга, Ревеля, Кронштадта открыли школы корабельных мастеров. Шведские пленные устроили школу в Тобольске. К 1722 г. в России было 42 новых школы. Пётр состоял в переписке с немецким философом Готфридом Лейбницем и под его влиянием одобрил план создания в Петербурге Академии наук. Указом от 28 января 1724 г.

Пётр повелел учинить Академию и Университет. Открытие Академии состоялось уже после смерти Петра.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Петровская набережная и Домик Петра I

Петровская набережная и Домик Петра I Удивительно, но первая в городе набережная получила своё официальное наименование одной из последних. Точно двести лет спустя после основания города, при прокладке самой набережной. В мае 1903 года вместе с Троицким мостом состоялось

Петровская легенда

Петровская легенда Разгром восстания стрельцов 1698 г. принято считать последней датой в истории Московской Руси, которая затем начала стремительное превращение в Российскую империю. А при Екатерине II родилась петровская легенда — легенда о мудром царе-преобразователе,

Петровская набережная

Петровская набережная От Троицкой площади до Петроградской набережной. Длина — 780 метров. Береговая линия от Троицкого моста до Большой Невки стала первой набережной строящегося города. Первоначально она называлась Набережной линией. На плане 1753 г. обозначена как

4. ДОПЕТРОВСКАЯ И ПЕТРОВСКАЯ РОССИЯ. МИФЫ И ФАКТЫ

4. ДОПЕТРОВСКАЯ И ПЕТРОВСКАЯ РОССИЯ. МИФЫ И ФАКТЫ По странному свойству человеческой психологии — великие памятники воздвигаются именно великим поджигателям мира. Алексею Михайловичу, который вытащил Россию из дыры (или при котором Россия вылезла из дыры), не поставлено

5. ДОПЕТРОВСКАЯ И ПЕТРОВСКАЯ РОССИЯ. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ

1.10. Традиции и вестернизация во второй половине XVII века

1.10. Традиции и вестернизация во второй половине XVII века Возвращаясь к описанию роли технологического (диффузионного) фактора, необходимо, прежде всего, дать краткую характеристику соотношения восточных и западных компонентов в российском обществе XVII века, в его

Петровская реформа, преломленная в глазах Ивана Солоневича

55. УЧАСТИЕ РОССИИ В ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СОЮЗАХ. ИТОГИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В XIX в.

55. УЧАСТИЕ РОССИИ В ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СОЮЗАХ. ИТОГИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В XIX в. Для выполнения своих внешнеполитических целей Россия на протяжении XIX в. взаимодействовала и вступала в различные коалиции со всеми ведущими европейскими странами. В этих условиях

I. Тени мировой войны Истребление на войне цвета воюющих наций — Идеологическая сторона жертвы — Извращение ее на мирной конференции — Предоставление России интернациональному коммунизму — Отделение России от Германии — Причины этого — Роль России в мировой войне — Конец войны без решительной победы

I. Тени мировой войны Истребление на войне цвета воюющих наций — Идеологическая сторона жертвы — Извращение ее на мирной конференции — Предоставление России интернациональному коммунизму — Отделение России от Германии — Причины этого — Роль России в мировой войне —

Застой-2, или Вестернизация как замена модернизации

Глава III Модернизм в Турции: вестернизация

Глава III Модернизм в Турции: вестернизация Тюрки, проживающие на территории Османской империи (западные тюрки), оказались самыми удачливыми из всех мусульманских народов — им удавалось сохранять свою политическую независимость на протяжении всего XIX и в начале XX века,

Первые три этапа этого процесса (см. статью об этом феномене) пройдены мгновенно, в течение первых лет царствования Петра (а в Китае этап 2 длился более 30 лет, в период царствования императрицы Цыси из маньчжурской династии).

Собственно петровские реформы начались сразу с 4 пункта. При этом решение оказалось успешным: Россия вошла в число ведущих держав мира, не потерпев меж тем, в отличие от Китая и Японии, серьезных поражений в войнах. Петр первым заложил основы самого типа строительства европейской цивилизации в неевропейской стране, и потом этот тип неизменно повторялся — вплоть до чудаковатых и ненужных заимствований внешних черт культуры, взятой за образец, — как было и в Турции, и в Японии, и в Китае. Петр провел этот процесс до конца — сделал Россию настоящей европейской страной, не поверхностно европеизированной, а европейской.

Но, по мнению А.Я.Флиера,

Весьма показателен в этом плане Санкт-Петербург. По меньшей мере, первые полтора века своей истории Санкт-Петербург создавался как имитация западноевропейского города, имея мало что общего с ним как по социально-пространственной структуре, так и по символике образного строя.

Российское общество периода начала вестернизации рождается и развивается как гетерогенное на соединении:

  • Как минимум, 3 исторических и этнографических областей
  • Нескольких видов хозяйствования
  • Нескольких образов жизни и ценностных культурных систем

Оно изначально развивается преимущественно как общность политическая, причём даже его религиозная составляющая относится к главному инструментарию именно государственного строительства. Страна строится будто бы исключительно вокруг своей армии (вспомните градостроительные цели создателя Петербурга), когда вооруженные силы определяют и всю направленность политических устремлений государства. Общества отличала и специфика пограничного нахождения порога нескольких суперцивилизаций, а именно:

  • Европы – христианство
  • Азии – кочевой, а затем и исламской

Общество России формируется, так или иначе, в большей части из людей, имеющих отношение к политической (читай, военной) жизни, при этом основное население остается будто бы за границей этого общества и за чертой его истории. Сама же история реализуется лишь в столице, что и служит пояснением резкому контрасту между провинцией и центром, который был разительным и более значительным, нежели в Европе.

Все это обуславливало как специфическую по сути, так и постоянную по времени неустойчивость общественной системы государства и слабость его социальных структур.

Тем временем сама западная цивилизация, которая была навязана нашей стране Петром I (по словам А.Тойнби) имела преимущественно характер внешнего и строго временного лоска, когда в основе своей Россия, тем не менее, оставалась византийской по сути. В период вестернизации России уже два раза приходилось отстаивать свою сущность, т.е. всякий раз, когда её облачали в западную идеологию, ей приходилось перекраивать и приспосабливать все это к служению своим русским целям.

Уникальность русской интеллигенции в том, что она первой появилась на свет из гомологичного ряда социальных групп (как указал Г. Померанц). Интеллигенция — это вненародный, не связанный с традиционной культурой слой, возникающий в стране в результате вестернизации.

Русская интеллигенция долгое время была уникальным явлением, не сознавая этого, а когда начались разговоры об ее уникальности, уже народились китайская, малайская, филиппинская, индонезийская и прочие виды интеллигенции.

При этом сама граница раздела интеллигенции и народа становилась тем резче, чем дальше находилась страна от Запада, чем сильнее были предстоящие ей преобразования в процессах перекраски ее под западные стиль и образ жизни.

  • специальными интересами
  • традициями,
  • возникшими обстоятельствами
  • правилами
  • ценностными различиями и проч.

Разумеется, в нынешней России проблема и вестернизационный процесс затрагивает особенно молодежь. Сюда относят её увлечения, прежде всего, масскультурой и модой. Однако, по мнению акад. А.Я.Флиера, эти увлечения обуславливаются большей частью потребностями этой возрастной группы в самоидентификации по отношению к старшим группам, а на сами глубинные установки ценностей они не влияют сколь-нибудь серьёзно.

Резюмировать вышесказанное можно следующим образом — проникновение в жизнь России западной культуры (или ее вестернизация) имеет глубокую историческую ретроспективу. Однако внедрение этих образцов культуры и образа жизни здесь неизбежно и специфически контактировало с российским традиционализмом.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

В эпоху глобализации мы можем наблюдать взаимное проникновение элементов одних культур в другие. В современном мире, основанном, преимущественно, на западной модели либеральной демократии и рыночных отношений, доминирующей культурой является именно западная [3]. Процессы глобализации и вестернизации происходят в текущее время, их нельзя считать завершенными по всему миру, в том числе и в России. Именно поэтому актуальность исследования проблемы культурной экспансии и угроз, порождаемых ей, остается крайне высокой.

· Во-первых, общество и элиты становятся подвержены разного рода манипуляциям со стороны иных государств, что значительно облегчает процессы внешнеполитического взаимодействия;

· Во-вторых, серьезно уменьшается угроза военных конфликтов;

· В-третьих, государство и бизнес получают новые рынки сбыта для своей продукции, что ведет к увеличению прибыли [2].

Я считаю, что последствия этих процессов до сих пор являются серьезными проблемами для нашего государства и общества. На данный момент информационно-культурная среда общества, особенно среди молодежи, является крайне вестернизированной. Большая часть продуктов информационной среды произведена на Западе, в том числе в США, либо построена по их образу и подобию.

Я считаю, что в рамках вестернизационной модели Россия будет оставаться полуколониальным доминионом зависимым от метрополии, что в перспективе приведет к деградации государства, общества, культуры и исчезновению русского народа как исторического объекта, так как речь идет не о сдерживании России, а об уничтожении в силу того, что она до сих пор является потенциально опасным соперником. Необходимо учитывать, что дальнейшее углубление вестернизационных процессов через несколько поколений может привести к такой эволюции сознания населения страны, когда будет поставлена под сомнение необходимость культурного суверенитета и идентичности России. Российская элита передаст обязанности обеспечения обороны и безопасности, международным организациям, оставив за собой лишь вопросы хозяйственного администрирования [4]. И произойдет это совершенно естественным, эволюционным путем, потому что уже на сверхсознательном уровне основная масса населения искренне будет не понимать, зачем и что такое быть русским, когда намного эффективнее и удобнее им не быть. Это станет завершающим этапом превращения России в ресурсный придаток Запада, Китая или исламского мира. Таким образом, произойдет неизбежное исчезновения Российского государства и народа как исторического актора.

Я считаю, что именно заявление цивилизационной альтернативы позволит России выйти из зависимости и стать региональной, а в перспективе мировой сверхдержавой определяющей дальнейшую эволюцию человечества на своем примере. В заключении хотелось бы подчеркнуть, что главный вызов, который стоит перед страной – это определение дальнейшего направления своего развития, ибо нахождение в состоянии цивилизационной неопределенности переходного периода грозит стране глобальными катаклизмами. Для эффективного обеспечения национальной безопасности России и защиты национальной идентификации ее народа необходима комплексная работа по воспитанию, начиная с юных лет. Несмотря на то, что в современном российском законодательстве признана необходимость просвещения населения с целью формирования всесторонне развитой духовно-нравственной личности, на мой взгляд, в этом направлении ведется недостаточно работы. Для противостояния культурной экспансии государству необходимо задействовать те ресурсы, которые наиболее активно использует в своей повседневной жизни молодежь. Социальные сети вполне могут стать плацдармом для проведения государственной политики по воспитанию молодых людей в русле патриотизма и духовных ценностей. Популярные блогеры также являются определенными лидерами общественного мнения, однако, среди них недостаточно тех, кто смог бы способствовать государственной политике. Исходя из этого необходимо использовать различного рода блоги для пропаганды традиционных ценностей и патриотизма, не отвергая при этом те новые, но здоровые ценности, которые уже впитала в себя молодежь, например, стремление к успеху и обогащению. Необходимо задавать новые тенденции с учетом сложившихся реалий для преодоления глубокого духовно-идеологического кризиса, который создает отличные условия для проведения культурной экспансии западных стран в отношении России.

1)Алексеенко О.В. Вестернизация как одна из тенденций развития современного мирового пространства // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2009. №4. С. 65-69.

3)Муравская И. А. Вестернизация сознания как результат межкультурной коммуникации // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2013. №8. С. 79-85.

Во второй половине девятнадцатого века перед Японией замаячила реальная перспектива стать колонией могущественных белых держав. Более половины Поднебесной, всю Индию (вместе с нынешним Пакистаном) уже контролирует Великобритания. Разгораются аппетиты Франции и, обратите внимание, Германии. Почва уходит из под ног японцев.

Что делать? Ограничить все внешние контакты, замкнуться в себе, ввести антисанкции на все санкции, как то пытался сделать Китай? Ну и далее, с голыми руками, как отчаянные мастера единоборств, т.н. "боксеры" противостоять британским (да и русским, французским тоже) штуцерам? Как то так вот не получилось это у них.

Изоляционизм себя не оправдывает. Не выходит как прежде, век за веком делать все строго по древним шаблонам. Вот, в Китае, отклонение от старинных "ГОСТов" хоть бы даже в изготовлении повозок, карается чуть ли не смертной казнью, и что? Стал от этого он сильней?

Нет, не стал. Потому что не в следовании средневековым правилам правда.

И вот, с 1887 года японский император Мейдзи проводит так называемую "реставрацию". Собственно, изначально все это означает восстановление императорской власти. Но попутно властитель совершает ряд очень даже своевременных реформ.

Общее ключевое слово "вестернизация". Местные феодалы получают откупные (коль скоро они не ввязываются в вооруженное противостояние с сюзереном) и отходят от ведения дел. Крестьяне становятся свободными людьми и пополняют ряды рабочего класса. Социальная структура, армия, администрирование - все устраивается по прогрессивному западному образцу.

Как один из положительных (ну хотя бы для самих японцев) результат - Страна Восходящего Солнца довольно легко переигрывает Китай в войне 1894-1895 гг. Делать с Поднебесной дальше все что пожелается самураям мешают лишь Россия и в какой то мере прочие могущественные христианские державы. Но, о том, чтобы навязывать свою волю Японии на ее территории, или же землях, которые они исконно считают своими (Корея) уже не может быть и речи. Война с РИ 1904-1905 гг. убедительно это доказывает.

К чему это историческое отступление? Вы уже наверное поняли. Хватит уже рассуждать о том, что мы и Европа, и Азия. Не слышали разве (к вам это не относится, уважаемый читатель), "Нельзя быть слугой двух господ"?! Довольно уже этих двуглавых орлов. Вон, смотрите, у Албании тоже такая вот химера на гербе - и, хорошая ли для светлой правильной жизни эта страна?

Итак, национальная идея - пусть запоздалая, но вестернизация . Последние неким чудесным образом часто становятся первыми. Наши чиновники ужасно все этого боятся. Только бы не вестернизация! Только бы не отказаться от тех креп, кои веками держат народ в угрюмом молчаливом повиновении. "Демократия" - ругательное слово (без объяснения причин и раздумий). Ну, то-есть, нам не надо даже пробовать ограничивать аппетиты правителей контролем гражданского общества. Все люди, которые воруют, делают что хотят, вне контроля народа, поголовно именуются "либералами". Хотя изначально, и в других странах истинный смысл этого термина - стремление к защите своих и чужих прав, желание быть свободным, в согласии с другими людьми.

Вместо пиваса и шашлыкана в выходные гораздо приятнее сбросить жирка на выезде в пункте сбора Нацгвардии

Вместо пиваса и шашлыкана в выходные гораздо приятнее сбросить жирка на выезде в пункте сбора Нацгвардии

Ну как вы не поймете, чиновники подкармливающие этих людей. Это сепаратисты. В революцию они начали растаскивать Россию, в начале девяностых начали растаскивать. Это не оплот. Это не крепа. Это субэтнос, которому если дать волю, начнет грызть и руки своих хозяев.

Ну как вы не поймете, чиновники подкармливающие этих людей. Это сепаратисты. В революцию они начали растаскивать Россию, в начале девяностых начали растаскивать. Это не оплот. Это не крепа. Это субэтнос, которому если дать волю, начнет грызть и руки своих хозяев.

Вместо казаков блин, Росгвардии (Внутренних войск) - полное подобие Национальной гвардии США. Это когда гражданские на выходные надевают форму и отправляются туда, где они могут вволю настреляться, водить бронетехнику . послушать содержательную лекцию о современных видах вооружения. И так вот, может быть, все еще в форме, зайти к своему начальнику на производстве, напомнить о прибавке зарплаты.

Свободное владение огнестрельным оружием. Ну или уж таковое разрешение мы получаем после прохождения срочной службы.

Выборы губернаторов и мэров. Как положено, с приходом кандидата в дома, квартиры, на площади, со своей программой. С пожатием рук и улыбкам избирателям. С воздушными шариками и салютами. С обстоятельными разговорами на местном ТВ. И не обязательно партийный (ЕР конечно) а любой человек. Вплоть до практичной домохозяйки.

Расцентраливание. Скажем так. Всегда у нас считалось что укрупнение, централизация это хорошо. Это не всегда хорошо. Ну вот ВГИК у нас считайте что один, а где нормальное кино? Министерство культуры какое-то, единый Мединский. Нет в Голливуде Министерства культуры, а все таки, вроде как у них дела получше, чем на Мосфильме. Пусть кино снимают в Красноярске, Екатеринбурге, на Камчатке.

Слишком много у нас каких то супер-государственных корпораций. И вот там правят бал олигархи. Или же т.н. топ менеджеры, практически ничем от первых не отличающиеся (разве что уже совершенной безответственностью, откровенной наглостью и непрофессионализмом). "Национальных чемпионов" следует безжалостно дробить. Монополизм это плохо, плохо, плохо. . Собственно так и поступают на Западе.

Правительство надо таки выгнать из Кремля. Там, в резиденции царей и тиранов не место обычным российским функционерам (слугам народа). А вот как музей, место общих (и бесплатных) гуляний - он вполне мил.

Создание службы безопасности по образцу ФБР. Там всего тридцать тысяч человек, а они неплохо управляются. Как говорится, лучше меньше, да лучше. В непосредственном распоряжении этой службы, как например у ГБ СССР-РФ не должны быть такие крупные силы как Пограничные войска и ВВ (Росгвардия). Они должны работать умом а не грубой хамской силой.

Окончательное прощание с восхвалением культа личности. Реальное наказание за восхваление сталинизма. Денацификация властных структур. Люстрация.

Сокращение на 90% всех проверок, ограничений, запретов. Так произошло в послевоенной Западной Германии с приходом влиятельного экономиста Л. Эрхарда. Экономическая свобода - кодовое слово. И вот, разбомбленная дотла ФРГ восстановилась гораздо быстрее чем изо всех сил поддерживаемая СССР будущая ГДР и собственно, сталинский Советский Союз. От нынешнего документооборота должно остаться едва ли 10%. Если вас хотят обмануть, обманут, и лишние бумажки нечестным людям только на пользу.

Читайте также: