Верещагин японский нищий доклад

Обновлено: 28.06.2024

Продолжаем путешествие по творческой вселенной Василия Верещагина.

Последний пост о творчестве и жизни русского художника Василия Верещагина будет посвящен японской серии его работ, а также работам, написанным на финальном этапе жизни, но не относимым к каким-либо сериям.

До конца жизни художник не прекращал путешествовать. После поездки в Сирию и Палестину, в конце 80-х начале 90-х годов он дважды был в Америке, в 1901 — 1902 годах — на Филиппинах и Кубе, в 1903 году — в Японии. Впечатления от Японии отразились в ряде этюдов, дающих представление о старинной, полной своеобразия архитектуре, национальных обычаях этой интересной страны.


Прогулка в лодке. 1903-1904


1. Японка. 1903
2. Японка. Около 1904


Шинтоистский храм в Никко. Около 1904


1. Японский священник. 1903-1904
2. Японский нищий. Около 1904


Храм в Токио. 1871-1873


На мой взгляд, гениальная серия этюдов, повествующая грустную историю.

1. В госпитале. 1901
2. Письмо на родину (Письмо к матери). 1901


1. Письмо прервано. 1901
2. Письмо осталось неоконченным. 1901

Последние работы художника мрачны. Темные краски, тени, размытость черт. Производят угнетающее впечатление. Если сравнить их с светлыми, яркими, полными цвета и солнца работами начала творческого пути - в глаза бросается коллосальная разница.


Допрос перебежчика. Около 1901

Русско-японская война застала Верещагина за работой над начатыми картинами; он все оставил и, по выражению Репина, “полетел” на Дальний Восток, чтобы снова участвовать в боях и поведать о них в своих произведениях. “Одни, — писал Верещагин, — распространяют идеи мира своим увлекательным могучим словом, другие выставляют в защиту ее разные аргументы, религиозные, экономические и другие, а я проповедую то же посредством красок”.

31 марта 1904 года Верещагин вместе с адмиралом С. О. Макаровым погиб на броненосце “Петропавловск”, взорванном вражеской миной на рейде под Порт-Артуром.

Японский нищий

Государственный Русский музей

Верещагин, Японский нищий

Японский нищий

Русский лагерь в Туркестане

Частная коллекция

Верещагин, Русский лагерь в Туркестане

Русский лагерь в Туркестане

Верещагин был не просто фронтовым художником, а почти что военным журналистом: жил вместе с военными, участвовал в оборонах, живописал увиденное, получал ранения и ордена. В Туркестане, где была написана эта картина, и состоялось его боевое крещение.

У дверей мечети

Государственный Русский музей

Как видно по бытописательным работам, не только тягот военной жизни натерпелся Верещагин во время своей поездки в Туркестан. Еще тогда он почувствовал вкус к бытописательно-этнографическим работам. С каким интересом художник прописывает каждую деталь двери и костюмы людей! Чувствуется, что знакомство с другой культурой было для Верещагина отдушиной во время тяжелых военных лет, хотя и немного непривычно видеть глубоко восточные мотивы в русском искусстве.

После неудачи

Государственный Русский музей

Одна из тех работ, в которых сквозит истинное отношение художника к войне. Не все восприняли такой подход с распростертыми объятиями, кое-кто обвинял Верещагина в отсутствии патриотизма и чуть ли не предательстве. Да, выставка не для слабонервных: отрезанные головы и горы черепов оставляют мрачноватое послевкусие. Хиппи в глубине души, насмотревшийся на войну Верещагин ненавидел ее пуще горькой редьки и старался развеять романтичный тот флер, который окружал профессию солдатов и офицеров:

Лодка

Нижегородский государственный художественный музей

Верещагин, Лодка

Лодка

Так вышло, что в Стране восходящего солнца Верещагин побывал на закате своих дней, там-то он и создал японскую серию незадолго до начала русско-японской войны. Во время нее он погиб при взрыве броненосца. Смертоносная бойня, с которой он всю жизнь боролся в своих полотнах, оказалась сильнее 61-летнего художника. Незадолго до этого он писал:

Тем, кому пяти картин мало, советую лучшее в своем роде издание о художнике:

Делитесь впечатлениями об экспозиции в комментариях, читайте о других выставках июля и подписывайтесь на блог (кнопка в нижнем правом углу), чтобы быть в курсе всех новостей в мире искусства!











Bo4kaMeda

Шинтоистский храм в Никко
Василий Васильевич Верещагин 1904
45 × 61 см
Масло Холст
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург





Японка
Василий Васильевич Верещагин 1903
76 × 41 см
Масло Холст
Севастопольский художественный музей имени М. П. Крошицкого, Севастополь




На мосту
Василий Васильевич Верещагин XIX век
27 × 33 см
Масло Холст
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Верещагин успел пробыть в Японии всего три месяца — необычайно короткий для него срок, ведь он привык изучать чужие страны годами.




На прогулке
Василий Васильевич Верещагин 1904
Масло Холст
Азербайджанский национальный музей искусств

Переплыв море, художник сперва высадился в порту Цуруге, который лишь недавно был открыт для иностранцев. По железной дороге он прибыл в Киото — древнюю столицу империи, а затем отправился в Токио, а оттуда — в городок Никко: вот и вся поездка. Отношения Российской империи с Японской империей за месяцы его пребывания на островах успели накалиться настолько, что Верещагин едва успел сесть на последний пароход на Владивосток. Если бы не успел — оказался бы на положении интернированного.




Лодка
Василий Васильевич Верещагин 1903
Масло Холст
Нижегородский государственный художественный музей




Храм в Никко
Василий Васильевич Верещагин 1903
Холст
Нижегородский государственный художественный музей-заповедник

Метод работы за долгие годы путешествий Верещагин отточил до совершенства. Обычно на месте, в экзотических странах, он делал множество зарисовок и быстрых этюдов маслом, разумеется — небольшого размера. А затем на этом материале, уже вернувшись домой, в свою удобную мастерскую в подмосковных Нижних Котлах, он создавал крупные полотна со множеством тщательно выписанных деталей. Именно скрупулезная подготовительная работа, этюды по горячим следам, перенесенные на большой холст, делали новые масштабные полотна такими достоверными.




Москва, Нижние Котлы. Василий Верещагин с женой Лидой
Большая гостиная дома Василия Верещагина




Храм в Токио
Василий Васильевич Верещагин 1870-е
Масло Холст
Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород

Искусствоведы, глядя на его японские этюды, отмечают, что мы лишились из-за смерти Верещагина очень многого, причем чего-то неожиданного, важного.




При храме
Василий Васильевич Верещагин 1903
Масло Холст
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Судя по стилистике этих набросков, японская серия могла стать переломной в творчестве художника. Во-первых, в ней он впервые отказался от холодного, отстраненного взгляда европейца-этнографа, вступив в непривычный для себя диалог с чужеземной культурой. Японская цивилизация, ее древность, сложность и продуманность поразили его — аналогично тому, как годами ранее японское искусство, пусть в намного более микроскопической дозе (импортными гравюрами), поразило и изменило видение художников-новаторов Парижа.




Японский нищий
Василий Васильевич Верещагин 1904
50 × 27 см
Масло Холст
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург



Японка
Василий Васильевич Верещагин 1904
36 × 15 см
Масло Холст
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург



Японский священник
Василий Васильевич Верещагин 1903
41 × 29 см
Масло Холст
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург




Прогулка в лодке
Василий Васильевич Верещагин 1903
70 × 103 см
Масло Холст
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Верещагин вернулся из Японии в Москву в ноябре 1903 года с большим багажом, куда, помимо этюдов, входило огромное количество сувениров, произведений японского декоративно-прикладного искусства — ширмы, панно, веера, кимоно, головные уборы, зеркала, фарфор, фонарики, нэцке, свитки с картинами. Он даже привез с собой бонсай — трехпудовый кусок камня, на котором росли две карликовые сосенки. Деревья в дороге погибли, но скалу поместили на деревянную консоль в мастерской, такая она была красивая.




В парке
Василий Васильевич Верещагин 1901
25 × 33 см
Масло Холст
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

После гибели Верещагина, в ноябре и декабре Петербурге, в залах Императорской академии художеств прошла посмертная выставка Верещагина, устроенная его семьей и друзьями, в том числе Стасовым и Репиным. На ней было представлено около 400 работ художника, а также фотографии и этнографические диковинки, которые он привез из различных путешествий.




Фото: посмертная выставка В. В. Верещагина. Петербург, осень 1904 года

Автор: Софья Багдасарова.




Храм в Токио 1903
Холст, масло
33,5 × 27,5
Псковский музей-заповедник



Японский домик 1903
Холст, масло
28 × 36
Самарский областной художественный музей

В начале ХХ века Верещагин был полон кипучей энергии, жизнелюбия и бодрости. У него была счастливая семья, в которой подрастали дети, преданная жена и, конечно, любимая работа. Его картины выставлялись на выставках, как российских, так и зарубежных.


На прогулке. 1904. Азербайджанский национальный музей искусств

В эти годы Верещагин активно занимался литературным творчеством: писал автобиографическую прозу, воспоминания, путевые заметки, очерки об искусстве. В прессе часто публиковались смелые статьи, в которых он рассуждал на самые злободневные темы. Художник полагал, что войны можно прекратить благодаря развитию просвещения и нравственному совершенствованию людей, от которых зависит прогресс общества. Он выдвигал идеи о подлинном равноправии женщин, о переассигновании денег, идущих на вооружение, на социальные нужды людей. Пацифистские взгляды Верещагина, участника военных событий и художника-баталиста одновременно, импонировали многим людям. В среде европейской общественности обсуждалась его кандидатура для выдвижения на награждение Нобелевской премией мира.



Шинтоистский храм в Никко. 1903. Государственный Русский музей


Слева: Японка. 1903. Государственный Русский музей
Справа: Японка. 1903. Севастопольский художественный музей им. М.П.Крошицкого

В. В. Верещагин. Японский священник. 1903-1904 г

Прогулка в лодке. Государственный Русский музей




В. В. Верещагин.

Читайте также: