Исследовательская процедура как микроисследование внутри всего исследования доклад

Обновлено: 16.05.2024

Исследовательская процедура — это не любая произвольно взятая часть исследования, а такая его часть, которая обладает определенной самостоятельностью, автономностью и целостностью, представляет собой своего рода микроисследование, проводимое в рамках всего исследования и направленное на получение совокупного конечного результата. Успех научного исследования является суммарным результатом успешного проведения всех необходимых исследовательских процедур.

Научная процедура представляет собой относительно самостоятельную часть научного исследования, осуществляемую в методологически детерминируемой форме и направленную на решение какой-либо конкретной познавательной задачи. Знание исследовательских процедур и их творческая реализация — необходимое условие успешного проведения научного исследования в целом. В научном исследовании наиболее широкое применение находят процедуры описания, классификации, формулирования, объяснения, аргументации и критики определений и понятий.

Описание

Описание состоит из трех стадий: 1) сбора и анализа эмпирического материала; 2) его систематизации; 3) изложения полученных результатов.

Классификация

Классификация понимается как распределение предметов по группам (классам) на основании какого-либо общего признака, свойства, характеризующегося различными формами проявления. При этом каждый обособленный класс образуют явления, представляющие собой какую-либо одну форму признака, взятого основанием классификации. Классификация состоит из объекта, основания и компонентов (классов).

Объектом классификации всегда выступает определенное множество однородных предметов, явлений, а не какой-либо единичный предмет или отдельное событие. Объект классификации нередко называют наблюдаемой совокупностью.

Основание классификации представляет собой какой-либо признак, присущий объекту, исходя их которого производится классифицирование. Чаще всего этот признак характеризуется разнообразием форм проявления.

Компоненты (классы) классификации — это группы предметов, явлений и т.д., которые выделяются в наблюдаемой совокупности в соответствии с основанием классификации.

Разновидностью классификации выступает типология. Принципиальное различие типологии и классификации видится в их объекте. Типология имеет объектом наиболее сложные политико-правовые явления, например государство и право.

Понятия и их дефиниции

Предметом правовых понятий, могут быть все правовые явления (норма права, механизм правового регулирования, правосознание, правоотношение и др.), правовые процессы (правотворчество, правоприменение, правовая деятельность, правозащита и др.), отдельные компоненты, свойства, связи этих явлений и процессов (гипотеза, диспозиция и санкция, нормативность, формальная определенность, ясность, иерархическая соподчиненность норм права и проч.).

Языковой формой понятия выступает не его определение, а термин — отдельное слово или словосочетание.

Характерной чертой научной терминологии является ее однозначность — каждый термин обозначает строго определенное научное понятие. Смысл же термина раскрывается через определение понятия.

Процедуру формулировки определения понятия следует проводить с учетом логических правил.

Объяснение

Объяснение представляет собой научную процедуру, в которой на основе теоретических или эмпирических знаний раскрываются сущность и (или) структура исследуемого явления, причины его возникновения и функционирования, иные значимые для науки связи и отношения.

Объяснение состоит из трех частей: эксплананса, экспланандума и логической формы, — дедукции и индукции, обеспечивающих получение нового достоверного знания.

Эксплананс (объясняющий) содержит научно обоснованные положения, из которых с необходимостью или вероятностью следует заключение (экспланандум).

Объяснение может быть дедуктивным или индуктивным.

В правовых исследованиях наиболее широкое применение находят нормативно-правовой (догматический), целевой (телеологический) и функциональный виды объяснений.

Аргументация

Под аргументацией понимается процедура обоснования достоверности (истинности) какого-либо научного положения (утверждения) с использованием других эмпирических, теоретических и методологических положений науки.

В аргументации выделяют три члена: тезис, аргументы, или основания, и демонстрацию.

Критика

Оценка наличного теоретического или эмпирического знания, объективированного в печатных или рукописных источниках, понимается как критика.

Специфика критики как процедуры научного познания состоит в следующем. Ее объектом выступает научное знание, а не объективная реальность, составляющая объект или предмет соответствующей науки. Объектом критики могут стать положения какой- либо правовой теории, школы, доктрины, взгляды отдельного ученого, положения конкретной монографии, иного научного труда либо просто отдельные высказывания по какому-либо вопросу.

Критика может проводиться с самыми различными целями, во- первых, для оценки состояния научных исследований по какому- либо вопросу, научной проблеме, отрасли научного знания, научной значимости отдельной работы; во-вторых, для раскрытия идей правовых школ, теорий, доктрин; в-третьих, для объяснения процессов становления и развития политических и правовых учений в пределах отдельного региона, государства или в планетарном масштабе.

По своей логической природе критика во многом напоминает аргументацию, только проводимую с прямо противоположными целями. Если аргументация проводится для обоснования научного знания, то критика, наоборот, преследует цели выявления фактов неполного соответствия научного знания логическим, методологическим и теоретическим требованиям. Поэтому терминология, используемая в аргументации, с успехом применяется для обозначения соответствующих компонентов критики.

Как было показано выше, научное исследование состоит из пя­ти взаимосвязанных стадий: 1) целеполагания; 2) подготовитель­ной; 3) эмпирической; 4) теоретической; 5) изложения и опубли­кования результатов исследования.

Каждая из названных стадий, в свою очередь, представляет собой сложное системное образование, направленное на решение нескольких исследовательских задач.

Так, эмпирическая стадия социального правового исследова­ния призвана обеспечить получение достоверной репрезентатив­ной информации о состоянии исследуемого политико-правового явления, процесса, например о результативности действия отдель­ного правового института, состоянии правового сознания населе­ния, особенностях правовых установок правонарушителей. Эта ге­неральная задача стадии подразделяется на пять исследователь­ских задач: 1) сбор достоверной и репрезентативной информации об объекте исследования; 2) обобщение полученной информации;

3) описание обобщенной информации; 4) объяснение полученной информации; 5) изложение итоговых результатов исследования. Решение каждой задачи протекает в форме соответствующей ей исследовательской процедуры.

Первая задача исследования — сбор достоверной и репрезента­тивной информации — осуществляется посредством опроса насе­ления по стандартной анкете, интервьюирования экспертов, ана­лиза письменных источников. Обобщение полученной информа­ции ведется с применением методов статистики и современной вычислительной техники. Задача описания итогов обобщения реа­лизуется точным и детальным их изложением в письменном виде в произвольной форме либо в форме статистических таблиц, гра­фиков, диаграмм. Задача объяснения обобщенных данных реали­зуется дедуктивным путем, посредством их подведения под суще­ствующие в правовой науке теоретические положения, принципы и установления степени соответствия этих данных наличным тео­ретическим знаниям.

Результаты объяснения излагаются сообраз­но требованиям жанра рукописной работы или соответствующей научной публикации.

Аналогичным образом характеризуется соотношение исследо­вательских задач и научных процедур на других стадиях научного исследования. В результате научное исследование предстает сложным системным образованием, состоящим из достаточно развитой совокупности исследовательских процедур, которым присущи три сущностных, характерных признака. Исследователь­ские процедуры, во-первых, обладают относительной самостоя­тельностью в рамках всего исследования, во-вторых, реализуются посредством применения присущих им методов научного позна­ния и, в-третьих, находятся в тесной органической связи со сле­дующими за ними исследовательскими процедурами.

Исследовательская процедура. — это не любая произвольно взя­тая часть исследования, а такая его часть, которая обладает опре­деленной самостоятельностью, автономностью и целостностью, представляет собой своего рода микроисследование, проводимое в рамках всего исследования и направленное на получение совокуп­ного конечного результата. Успех научного исследования является суммарным результатом успешного проведения всех необходимых исследовательских процедур.

Ни одна из таких процедур не имеет права на ошибку, на полу­чение недостоверной, необоснованной информации, поскольку наука тем и отличается от форм ненаучного знания, что она на всех своих уровнях генерирует только достоверные, рациональные знания. Знания, не соответствующие этим требованиям, могут быть какими угодно — мифологическими, религиозными и т. д., но только не научными.

Исследовательская процедура, будучи органичной автономной частью исследования, обладает его общими признаками: имеет свой объект, осуществляется с применением соответствующих ме­тодов научного познания и обеспечивает получение знаний, без которых дальнейшее продвижение к конечным результатам иссле­дования невозможно.

Объектом исследовательской процедуры чаще всего выступает результат предшествующей ей в познании процедуры.

Коль скоро каждая исследовательская процедура обязана обес­печить получение только достоверных, обоснованных знаний, то ее проведение не осуществляется в произвольной субъективной форме, а детерминируется определенными методологическими правилами, составляющими содержание общих, специальных и частноправовых методов познания. Каждой исследовательской процедуре соответствует свой набор методов научного познания.

Так, процедура сбора эмпирической информации располагает богатым арсеналом методов, творческое применение которых обеспечивает получение достоверных единичных фактов: это ме­тоды толкования норм права, анкетирования, опроса экспертов, социального правового эксперимента, анализа письменных ис­точников и др. Для обобщения эмпирической информации ис­пользуются статистические и математические методы. С примене­нием метода восхождения от абстрактного к конкретному прово­дится процедура, завершающая процесс теоретического познания предмета правовой науки посредством сведения разрозненных теоретических знаний в целостную систему, теорию.

Благодаря используемым методам процесс познания становит­ся упорядоченным, детерминированным, осуществляемым по оп­ределенным правилам, в определенном порядке, т.

е. приобретает вид процессуально регламентированной деятельности, особой по­знавательной процедуры. Именно признание познавательной дея­тельности упорядоченной, регламентируемой и позволяет опреде­лять ее как научную процедуру. В то же время применяемые мето­ды не освобождают исследователя от обязанности самостоятельно и творчески вести поиск путей применения общих, абстрактных принципов применительно к специфике исследуемого объекта.

Исследователь обязан исполнить соответствующее методологи­ческое правило, он не может его игнорировать, но механизм, осо­бенности его применения обязан определять самостоятельно. Ис­тория науки показывает, что все методы научного познания со­держат верные методологические требования и правила, ошибки же в познании возникают по причине неверного применения этих правил. И не случайно значительная часть критических замеча­ний, высказываемых в юридической литературе, мотивируется не­верным применением того или иного методологического правила либо принципа.

Существенным признаком исследовательской процедуры явля­ется ее тесная связь с другими исследовательскими процедурами. Эта связь является иерархической и выражается в том, что каждая исследовательская процедура может проводиться на определен­ной стадии научного познания и только на этом уровне способна давать плодотворные результаты. Конкретное место исследова­тельской процедуры в познании определяется объектом позна­ния, который, как уже говорилось, представляет собой результат предшествующей процедуры. В свою очередь, результаты позна­ния данной процедуры выступают исходным пунктом следующей исследовательской процедуры. Например, стадия обобщения эм­пирической информации не может проводиться ранее, чем будут собраны достоверные единичные факты, но и процесс объясне­ния обобщенных и статистических фактов не может предварять стадию обобщения исследуемых фактов. Поэтому в научном по­знании важно не только верно провести исследовательскую про­цедуру, получить достоверные научные знания, но и поставить ее в надлежащую иерархическую связь, определяемую логикой науч­ного познания, движением мысли от непосредственного созерца­ния к абстрактному мышлению.

Таким образом, научная процедура представляет собой относи­тельно самостоятельную часть научного исследования, осуществ­ляемую в методологически детерминируемой форме и направлен­ную на решение какой-либо конкретной познавательной задачи. Знание исследовательских процедур и их творческая реализа­ция — необходимое условие успешного проведения научного ис­следования в целом. В научном исследовании наиболее широкое применение находят процедуры описания, классификации, фор­мулирования, объяснения, аргументации и критики определений и понятий.

Методы исследования в реферате + примеры

Как сделать реферат? Выбрать актуальную тему, поставить цели и задачи, изучить литературные источники и написать текст. Ничего не забыли? Нужно ещё указать методологию исследования.

Какие бывают методы исследования в реферате? Как их использовать и где описывать? На все эти вопросы ответим в статье. А заодно покажем на примерах, как описать методы в реферате.

Хотите получать полезную информацию из мира образования? Подписывайтесь на наш Telegram-канал. И не забывайте следить за акциями и скидками от компании.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Методы исследования в реферате: определение

Студенты понимают, зачем нужны методы исследования в курсовой и дипломной. Это серьёзные работы, которые требуют серьёзного подхода и научных методик. Но зачем методы в реферате? Ведь это простая работа, которая не предполагает глубокого анализа и изучения.

На самом деле, реферат — пусть и небольшой, но тоже исследовательский проект. А значит, в нём должны использоваться как методы написания самого реферата, так и методы исследования. С последними и познакомимся ближе.

Методы исследования — это способы познания, использование которых помогает лучше раскрыть цели и задачи научно-исследовательской работы. Они включают в себя определённые методики, приёмы и подходы. Все методы, используемые студентом в работе, составляют методологическую базу исследования.

Методы исследования в реферате: классификация

Есть много классификаций исследовательских методов: от общенаучных до узкоспециализированных. Но для реферата достаточно основных методов, которые входят в следующую классификацию:

  • теоретические;
  • эмпирические;
  • количественные;
  • качественные.


Для математических рефератов стоит использовать специальные методы

Если вы хотите углубиться в вопрос и использовать узкоспециализированные методологии, вы можете изучить методы исследования в психологии, юриспруденции, лингвистике и других науках и выбрать те, которые помогут лучше изучить выбранную тему.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Существуют не только специализированные методологии, которые используют в исследованиях конкретных наук. Есть также междисциплинарные методы. Их применяют, когда тема располагается на стыке нескольких дисциплин и важно рассмотреть её с разных сторон.

Методы, используемые в реферате: таблицы с примерами

Какие методы можно использовать в реферате? Те, которые лучше раскрывают тему и решают поставленные задачи. Чтобы вы могли познакомиться с основными методами, мы собрали их в удобные таблицы и разбили по видам. Вы узнаете, что это за методы и как их применяют на практике.

Теоретические методы исследования в реферате

Теоретические методы — это методы, которые помогают систематизировать и обобщать исследовательский материал. Они отличаются абстрактным характером.

В астрономии: исследовать планетарные системы через уменьшенные модели.

В генетике: изучить РНК через их увеличенные модели.

Эмпирические методы исследования в реферате

Эмпирические методы — это методологические приёмы, в основе которых практические исследования, которые опираются на чувственный опыт или показатели измерительных приборов.

В биологии: наблюдать за ростом горохового зерна и записывать результаты.

В социологии: наблюдать за определённой группой людей и их жизненными изменениями.

Количественные методы исследования в реферате

Количественные методы — это методологические приёмы, которые помогают анализировать объекты и опираться при этом на конкретные количественные показатели.

Название Определение Пример
Статистический анализ Это метод, который позволяет изучать, сравнивать и сопоставлять данные, выводить общую статистику и делать на их основе практические выводы. В криминалистике: изучить показатели преступности в конкретном регионе, сравнить с предыдущими и сделать выводы о том, растёт или уменьшается криминальная обстановка.
Контент-анализ Метод, с помощью которого анализируют содержание конкретных текстов и выявляют определённые данные. В журналистике: оценить, с какой частотой используются иностранные слова в российских СМИ.

Качественные методы исследования в реферате

Качественные методы — методы, оценивающие качественные показатели и их влияние на конкретные явления или группы людей. Их в основном применяют в маркетинговых и социальных исследованиях.

Название Определение Пример
Глубинное интервью Этот метод более глубокий, чем простые опросы или беседы. Его цель — изучать глубинные убеждения, ценности и мотивации людей. В маркетинге: исследовать отношение и интерес выбранной аудитории к коучингу.
Экспертное интервью Этот метод позволяет исследовать экспертные мнения по острым вопросам. В журналистике: изучить журналистские приёмы через экспертные интервью с именитыми журналистами (на основе открытых источников).
Фокус-групповое исследование Помогает изучать объект исследования и получать данные через групповые дискуссии с аудиторией, которая имеет отношение к изучаемой теме. В педагогике: фокус-групповое исследование преподавательских методик среди учителей начальных школ.
Количественные и качественные методы — это более продвинутые методологические приёмы. Но их также можно полностью или частично использовать в реферате.

Как выбрать методы для исследования в реферате

Из всего многообразия методов придётся выбрать несколько подходящих. Это можно сделать несколькими способами:

  1. Обратить внимание на тему исследования. В ней часто содержатся готовые подсказки.
  2. Посмотреть, какие методы выбирали для других аналогичных исследований.
  3. Использовать самые универсальные методы, например, наблюдение и анализ.
  4. Обратиться к научному руководителю. Он подскажет, как составить методологическую базу, чтобы лучше раскрыть тему, объект и предмет исследования.

Неправильно выбранные методы в реферате могут завести исследователя в тупик и превратить работу в бесполезные буквы.

Где описывают методы исследования в реферате

Выбрали методы исследования в реферате, теперь их необходимо правильно использовать и описать. Где и как это сделать? Не забыть о трёх моментах:

  • перечислить выбранные методы во введении в реферат;
  • применить в теоретическом и практическом разделах;
  • указать в заключительной части, когда будете подводить итоги всего исследования.

Методы в реферате: пример описания

Чтобы правильно описать методы во введении, достаточно всего пару строк. Чтобы вы не растерялись и всё сделали правильно, используйте в качестве примера наши образцы.

Первый пример: методы в реферате

В реферате исследуются методики обучения в начальных классах. Для этого используются следующие методы исследования:

Второй пример: методы в реферате

Для того чтобы раскрыть тему и достичь поставленные цели, в реферате используются следующие методы: анализ литературных источников и ограничений, которые предъявляют к частной собственности, а также метод моделирования ситуаций.

Все примеры описания методов в реферате можно скачать по ссылке в формате Word.

Мы познакомились с основными методами в реферате. Теперь вы с лёгкостью составите свою методологическую базу и приятно удивите научного руководителя. А если нет времени писать реферат самостоятельно, обращайтесь в студенческий сервис. Наши эксперты позаботятся о правильном содержании и оформлении работы.

Как выбрать метод исследования

В введении курсовой или дипломной работы среди прочих факторов необходимо перечислить методы исследования. Выбрать подходящие методы, применить их в процессе написания работы и грамотно описать во введении – задача не из лёгких. Она усложняется ещё и тем, что в каждой сфере исследования: психология, медицина, финансы, педагогика и прочие, применяются свои, узконаправленные методы. Ниже мы раскроем их сущность и назовём их общие и специальные виды.

Что такое методы исследования?

Это первый вопрос, в котором следует разобраться. Итак, методы исследования – это те шаги, которые мы выполняем на пути к цели своей работы. Это способы, которые помогают нам решить поставленные задачи.

По причине их огромного количества существуют разные классификации методов исследования, подразделения на виды, объединения в группы. Прежде всего, их принято разделять на две категории: универсальные и частные. Первая категория применима для всех отраслей знания, а вторая отличается более узкой направленностью и охватывает те методы, которые применяются строго в той или иной сфере науки.

Следующую классификацию рассмотрим более подробно и выделим их виды: эмпирические, теоретические, количественные и качественные. Далее рассмотрим методы, применимые в конкретных сферах познания: педагогике, психологии, социологии и прочих.

пример методов исследования в менеджменте

Эмпирические методы исследования

Этот вид основан на эмпирическом, то есть чувственном восприятии, а также на измерении с помощью приборов. Это важный компонент научных исследований во всех областях знаний от биологии до физики, от психологии до педагогики. Он помогает определять объективные законы, в соответствии с которыми происходят изучаемые явления.

Приведённые ниже эмпирические методы исследования в курсовой работе и прочих студенческих трудах вполне можно назвать основными или универсальными, потому что они актуальны для абсолютно всех областей познания.

    • Изучение разнообразных источников информации. Это не что иное, как элементарный сбор информации, то есть этап подготовки к написанию магистерской диссертации или курсовой работы. Сведения, на которые вы будете опираться, можно брать из книг, прессы, нормативно-правовых актов и, наконец, из интернета. При поиске информации следует помнить, что не все находки являются достоверными (особенно в интернете), поэтому при выборке сведений следует отнестись к ним критически и обращать внимание на подтверждение и сходство материалов из разных источников.
    • Анализ полученных сведений. Это этап, который идёт следом за сбором информации. Недостаточно просто найти нужный материал, нужно ещё и тщательно проанализировать его, проверить на логичность, достоверность и актуальность.
    • Наблюдение. Этот метод представляет собой целенаправленное и внимательное восприятие изучаемого явления с последующем сбором информации. Чтобы наблюдение принесло желаемые плоды, необходимо подготовиться к нему заранее: составить план, набросать факторы, требующие особого внимания, чётко определиться со сроками и объектами наблюдения, подготовить таблицу, которую вы будете заполнять в процессе работы.
    • Эксперимент. Если наблюдение – это скорее пассивный метод исследования, то эксперимент характеризуется вашей активной деятельностью. Для проведения опыта или серии опытов вы создаёте определённые условия, в которые помещаете предмет исследования. Далее вы наблюдаете за реакцией предмета и фиксируете результаты опытов в виде таблицы, графика или диаграммы.
    • Опрос. Этот метод помогает глубже заглянуть в изучаемую проблему, задавая конкретные вопросы вовлечённым в неё людям. Опрос применяется в трёх вариациях: это интервью, беседа и анкетирование. Первые два вида устные, а последний – письменный. После выполнения опроса нужно чётко сформулировать его результаты в виде текста, диаграммы, таблицы или графика.

    Заказать работу

    Теоретические методы исследования

    Методы проведения исследования данного вида отличаются абстрактностью и обобщённостью. Они помогают систематизировать собранный материал для успешного его изучения.

    • Анализ. Чтобы лучше понять материал, его необходимо разложить на составные единицы и подробно изучить каждую. Этим и занимается анализ.
    • Синтез. Противопоставление анализу, необходимое для объединения разрозненных элементов в единое целое. К этому методу мы прибегаем, чтобы получить общее представление об изучаемом явлении.
    • Моделирование. Чтобы подробно изучить предмет исследования, иногда нужно поместить его в специально созданную модель.
    • Классификация. Этот метод схож с анализом, только информацию он распределяет на основе сравнения и разделяет на группы, опираясь на общие признаки.
    • Дедукция. В лучших традициях Шерлока Холмса этот метод помогает перейти от общего к частному. Этот переход полезен для более глубокого проникновения в сущность изучаемого явления.
    • Индукция. Этот метод – противопоставление дедукции, он помогает переходить от единичного случая к изучению цельного явления.
    • Аналогия. Принцип её действия заключается в том, что мы находим определённые сходства между несколькими явлениями, а затем выстраиваем логические умозаключения о том, что и другие черты у этих явлений могут совпадать.
    • Абстрагирование. Если отвлечься от ярких свойств изучаемого явления, можно выявить те его характеристики, на которые мы доселе не обращали внимания.

    образец методов исследования в литературе

    Количественные методы исследования

    Эта группа методов помогает анализировать явления и процессы с опорой на количественные показатели.

    • Статистические методы нацелены на первоначальный сбор количественных данных и дальнейшее их измерение для исследования масштабных явлений. Полученные количественные характеристики помогают выявить общие закономерности и устранить случайные незначительные отклонения.
    • Библиометрические методы позволяют изучить структуру, взаимную связь и динамику развития явлений в документационной и информационной областях. Это и подсчет количества сделанных публикаций, и контент-анализ, и цитат-индекс, т.е. определение объёма цитирования различных источников. На их основе можно отследить обращаемость изучаемых документов, степень их использования в различных сферах познания. Отдельного упоминания заслуживает контент-анализ, поскольку он играет важную роль при изучении большого объёма различных документов. Его суть сводится к подсчёту смысловых единиц, которыми могут стать те или иные авторы, произведения, даты выпуска книг. Результатом исследования с помощью этого метода становятся сведения об информационном интересе населения и общем уровне их информационной культуры.

    пример по литературе

    Качественные методы исследования

    Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.

    Рассмотрим важнейшие методы этой группы.

    Методы педагогического исследования

    В педагогике исследования проводятся с помощью как универсальных, так и частных методов, необходимых для изучения конкретных педагогических явлений, а также поиска их взаимосвязи и закономерностей. Теоретические методы помогают определять проблемы, выдвигать гипотезы и оценивать собранные материалы для исследования, включая монографии по педагогике, историко-педагогические документы, методические пособия и прочие документы, имеющие отношение к педагогике. Изучая литературу по выбранной теме, мы находим, какие проблемы уже решены, а какие ещё недостаточно освещены.

    Помимо теоретических, педагогическое исследование приветствует и эмпирические методы, дополняя их своей спецификой. Так, наблюдение здесь становится целенаправленным и внимательным восприятием педагогических явлений (чаще всего это обычные или открытые уроки в школах). Анкетирование и тестирование часто применяется как к учащимся, так и к педагогическому коллективу для познания сущности образовательных процессов.

    Среди частных методов, которые относятся сугубо к педагогическим исследованиям, следует назвать изучение результатов деятельности учащихся (контрольных, самостоятельных, творческих и графических работ) и анализ педагогической документации (журналов успеваемости учащихся, их личных дел и медицинских карт).

    образец методов исследования в педегогике

    Методы социологического исследования

    Социологические исследования основываются на теоретических и эмпирических методах, дополненных спецификацией тематики. Рассмотрим, каким образом они преобразуются в социологии.

    образец методов исследования в социологии

    Методы психологического исследования

    Методы исследования в психологии – это общенаучные эмпирические и теоретические, а также частные, узконаправленные. Преимущественно исследования здесь опираются на модифицированные наблюдение и эксперимент.

    Наблюдение в психологии заключается в изучении психической деятельности путём регистрации интересующих физиологических процессов и актов поведения. Этот старейший метод наиболее эффективен на первых шагах к изучению проблемы, поскольку помогает предварительно определить важные факторы изучаемых процессов. Предметом наблюдения в психологии могут стать особенности поведения людей, включая вербальные (содержание, продолжительность, частота речевых актов) и невербальные (экспрессия лица и тела, жесты).

    Наблюдение отличается определённой пассивностью исследователя, а это не всегда удобно. Поэтому для более интенсивного и глубокого изучения интересующих психических процессов применяется эксперимент, который в психологическом контексте представляет собой совместную деятельность исследователя и испытуемого (или нескольких испытуемых). Экспериментатор искусственно создаёт необходимые условия, на фоне которых по его мнению изучаемые явления максимально ярко проявят себя. Если наблюдение – это пассивный метод исследования, то эксперимент – активный, т.к. исследователь активно вмешивается в ход исследования, меняет условия его проведения.

    пример методов исследования по педагогике

    Заказать работу

    Итак, мы просмотрели различные методы исследований, достойные не только упоминания в введении дипломной работы или курсовой, но и активного применения на практике.

    Читайте также: