Исследовательская процедура как микроисследование внутри всего исследования доклад
Обновлено: 16.05.2024
Исследовательская процедура — это не любая произвольно взятая часть исследования, а такая его часть, которая обладает определенной самостоятельностью, автономностью и целостностью, представляет собой своего рода микроисследование, проводимое в рамках всего исследования и направленное на получение совокупного конечного результата. Успех научного исследования является суммарным результатом успешного проведения всех необходимых исследовательских процедур.
Научная процедура представляет собой относительно самостоятельную часть научного исследования, осуществляемую в методологически детерминируемой форме и направленную на решение какой-либо конкретной познавательной задачи. Знание исследовательских процедур и их творческая реализация — необходимое условие успешного проведения научного исследования в целом. В научном исследовании наиболее широкое применение находят процедуры описания, классификации, формулирования, объяснения, аргументации и критики определений и понятий.
Описание
Описание состоит из трех стадий: 1) сбора и анализа эмпирического материала; 2) его систематизации; 3) изложения полученных результатов.
Классификация
Классификация понимается как распределение предметов по группам (классам) на основании какого-либо общего признака, свойства, характеризующегося различными формами проявления. При этом каждый обособленный класс образуют явления, представляющие собой какую-либо одну форму признака, взятого основанием классификации. Классификация состоит из объекта, основания и компонентов (классов).
Объектом классификации всегда выступает определенное множество однородных предметов, явлений, а не какой-либо единичный предмет или отдельное событие. Объект классификации нередко называют наблюдаемой совокупностью.
Основание классификации представляет собой какой-либо признак, присущий объекту, исходя их которого производится классифицирование. Чаще всего этот признак характеризуется разнообразием форм проявления.
Компоненты (классы) классификации — это группы предметов, явлений и т.д., которые выделяются в наблюдаемой совокупности в соответствии с основанием классификации.
Разновидностью классификации выступает типология. Принципиальное различие типологии и классификации видится в их объекте. Типология имеет объектом наиболее сложные политико-правовые явления, например государство и право.
Понятия и их дефиниции
Предметом правовых понятий, могут быть все правовые явления (норма права, механизм правового регулирования, правосознание, правоотношение и др.), правовые процессы (правотворчество, правоприменение, правовая деятельность, правозащита и др.), отдельные компоненты, свойства, связи этих явлений и процессов (гипотеза, диспозиция и санкция, нормативность, формальная определенность, ясность, иерархическая соподчиненность норм права и проч.).
Языковой формой понятия выступает не его определение, а термин — отдельное слово или словосочетание.
Характерной чертой научной терминологии является ее однозначность — каждый термин обозначает строго определенное научное понятие. Смысл же термина раскрывается через определение понятия.
Процедуру формулировки определения понятия следует проводить с учетом логических правил.
Объяснение
Объяснение представляет собой научную процедуру, в которой на основе теоретических или эмпирических знаний раскрываются сущность и (или) структура исследуемого явления, причины его возникновения и функционирования, иные значимые для науки связи и отношения.
Объяснение состоит из трех частей: эксплананса, экспланандума и логической формы, — дедукции и индукции, обеспечивающих получение нового достоверного знания.
Эксплананс (объясняющий) содержит научно обоснованные положения, из которых с необходимостью или вероятностью следует заключение (экспланандум).
Объяснение может быть дедуктивным или индуктивным.
В правовых исследованиях наиболее широкое применение находят нормативно-правовой (догматический), целевой (телеологический) и функциональный виды объяснений.
Аргументация
Под аргументацией понимается процедура обоснования достоверности (истинности) какого-либо научного положения (утверждения) с использованием других эмпирических, теоретических и методологических положений науки.
В аргументации выделяют три члена: тезис, аргументы, или основания, и демонстрацию.
Критика
Оценка наличного теоретического или эмпирического знания, объективированного в печатных или рукописных источниках, понимается как критика.
Специфика критики как процедуры научного познания состоит в следующем. Ее объектом выступает научное знание, а не объективная реальность, составляющая объект или предмет соответствующей науки. Объектом критики могут стать положения какой- либо правовой теории, школы, доктрины, взгляды отдельного ученого, положения конкретной монографии, иного научного труда либо просто отдельные высказывания по какому-либо вопросу.
Критика может проводиться с самыми различными целями, во- первых, для оценки состояния научных исследований по какому- либо вопросу, научной проблеме, отрасли научного знания, научной значимости отдельной работы; во-вторых, для раскрытия идей правовых школ, теорий, доктрин; в-третьих, для объяснения процессов становления и развития политических и правовых учений в пределах отдельного региона, государства или в планетарном масштабе.
По своей логической природе критика во многом напоминает аргументацию, только проводимую с прямо противоположными целями. Если аргументация проводится для обоснования научного знания, то критика, наоборот, преследует цели выявления фактов неполного соответствия научного знания логическим, методологическим и теоретическим требованиям. Поэтому терминология, используемая в аргументации, с успехом применяется для обозначения соответствующих компонентов критики.
Как было показано выше, научное исследование состоит из пяти взаимосвязанных стадий: 1) целеполагания; 2) подготовительной; 3) эмпирической; 4) теоретической; 5) изложения и опубликования результатов исследования.
Каждая из названных стадий, в свою очередь, представляет собой сложное системное образование, направленное на решение нескольких исследовательских задач.
Так, эмпирическая стадия социального правового исследования призвана обеспечить получение достоверной репрезентативной информации о состоянии исследуемого политико-правового явления, процесса, например о результативности действия отдельного правового института, состоянии правового сознания населения, особенностях правовых установок правонарушителей. Эта генеральная задача стадии подразделяется на пять исследовательских задач: 1) сбор достоверной и репрезентативной информации об объекте исследования; 2) обобщение полученной информации;
3) описание обобщенной информации; 4) объяснение полученной информации; 5) изложение итоговых результатов исследования. Решение каждой задачи протекает в форме соответствующей ей исследовательской процедуры.
Первая задача исследования — сбор достоверной и репрезентативной информации — осуществляется посредством опроса населения по стандартной анкете, интервьюирования экспертов, анализа письменных источников. Обобщение полученной информации ведется с применением методов статистики и современной вычислительной техники. Задача описания итогов обобщения реализуется точным и детальным их изложением в письменном виде в произвольной форме либо в форме статистических таблиц, графиков, диаграмм. Задача объяснения обобщенных данных реализуется дедуктивным путем, посредством их подведения под существующие в правовой науке теоретические положения, принципы и установления степени соответствия этих данных наличным теоретическим знаниям.
Результаты объяснения излагаются сообразно требованиям жанра рукописной работы или соответствующей научной публикации.
Аналогичным образом характеризуется соотношение исследовательских задач и научных процедур на других стадиях научного исследования. В результате научное исследование предстает сложным системным образованием, состоящим из достаточно развитой совокупности исследовательских процедур, которым присущи три сущностных, характерных признака. Исследовательские процедуры, во-первых, обладают относительной самостоятельностью в рамках всего исследования, во-вторых, реализуются посредством применения присущих им методов научного познания и, в-третьих, находятся в тесной органической связи со следующими за ними исследовательскими процедурами.
Исследовательская процедура. — это не любая произвольно взятая часть исследования, а такая его часть, которая обладает определенной самостоятельностью, автономностью и целостностью, представляет собой своего рода микроисследование, проводимое в рамках всего исследования и направленное на получение совокупного конечного результата. Успех научного исследования является суммарным результатом успешного проведения всех необходимых исследовательских процедур.
Ни одна из таких процедур не имеет права на ошибку, на получение недостоверной, необоснованной информации, поскольку наука тем и отличается от форм ненаучного знания, что она на всех своих уровнях генерирует только достоверные, рациональные знания. Знания, не соответствующие этим требованиям, могут быть какими угодно — мифологическими, религиозными и т. д., но только не научными.
Исследовательская процедура, будучи органичной автономной частью исследования, обладает его общими признаками: имеет свой объект, осуществляется с применением соответствующих методов научного познания и обеспечивает получение знаний, без которых дальнейшее продвижение к конечным результатам исследования невозможно.
Объектом исследовательской процедуры чаще всего выступает результат предшествующей ей в познании процедуры.
Коль скоро каждая исследовательская процедура обязана обеспечить получение только достоверных, обоснованных знаний, то ее проведение не осуществляется в произвольной субъективной форме, а детерминируется определенными методологическими правилами, составляющими содержание общих, специальных и частноправовых методов познания. Каждой исследовательской процедуре соответствует свой набор методов научного познания.
Так, процедура сбора эмпирической информации располагает богатым арсеналом методов, творческое применение которых обеспечивает получение достоверных единичных фактов: это методы толкования норм права, анкетирования, опроса экспертов, социального правового эксперимента, анализа письменных источников и др. Для обобщения эмпирической информации используются статистические и математические методы. С применением метода восхождения от абстрактного к конкретному проводится процедура, завершающая процесс теоретического познания предмета правовой науки посредством сведения разрозненных теоретических знаний в целостную систему, теорию.
Благодаря используемым методам процесс познания становится упорядоченным, детерминированным, осуществляемым по определенным правилам, в определенном порядке, т.
е. приобретает вид процессуально регламентированной деятельности, особой познавательной процедуры. Именно признание познавательной деятельности упорядоченной, регламентируемой и позволяет определять ее как научную процедуру. В то же время применяемые методы не освобождают исследователя от обязанности самостоятельно и творчески вести поиск путей применения общих, абстрактных принципов применительно к специфике исследуемого объекта.
Исследователь обязан исполнить соответствующее методологическое правило, он не может его игнорировать, но механизм, особенности его применения обязан определять самостоятельно. История науки показывает, что все методы научного познания содержат верные методологические требования и правила, ошибки же в познании возникают по причине неверного применения этих правил. И не случайно значительная часть критических замечаний, высказываемых в юридической литературе, мотивируется неверным применением того или иного методологического правила либо принципа.
Существенным признаком исследовательской процедуры является ее тесная связь с другими исследовательскими процедурами. Эта связь является иерархической и выражается в том, что каждая исследовательская процедура может проводиться на определенной стадии научного познания и только на этом уровне способна давать плодотворные результаты. Конкретное место исследовательской процедуры в познании определяется объектом познания, который, как уже говорилось, представляет собой результат предшествующей процедуры. В свою очередь, результаты познания данной процедуры выступают исходным пунктом следующей исследовательской процедуры. Например, стадия обобщения эмпирической информации не может проводиться ранее, чем будут собраны достоверные единичные факты, но и процесс объяснения обобщенных и статистических фактов не может предварять стадию обобщения исследуемых фактов. Поэтому в научном познании важно не только верно провести исследовательскую процедуру, получить достоверные научные знания, но и поставить ее в надлежащую иерархическую связь, определяемую логикой научного познания, движением мысли от непосредственного созерцания к абстрактному мышлению.
Таким образом, научная процедура представляет собой относительно самостоятельную часть научного исследования, осуществляемую в методологически детерминируемой форме и направленную на решение какой-либо конкретной познавательной задачи. Знание исследовательских процедур и их творческая реализация — необходимое условие успешного проведения научного исследования в целом. В научном исследовании наиболее широкое применение находят процедуры описания, классификации, формулирования, объяснения, аргументации и критики определений и понятий.
Как сделать реферат? Выбрать актуальную тему, поставить цели и задачи, изучить литературные источники и написать текст. Ничего не забыли? Нужно ещё указать методологию исследования.
Какие бывают методы исследования в реферате? Как их использовать и где описывать? На все эти вопросы ответим в статье. А заодно покажем на примерах, как описать методы в реферате.
Хотите получать полезную информацию из мира образования? Подписывайтесь на наш Telegram-канал. И не забывайте следить за акциями и скидками от компании.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Методы исследования в реферате: определение
Студенты понимают, зачем нужны методы исследования в курсовой и дипломной. Это серьёзные работы, которые требуют серьёзного подхода и научных методик. Но зачем методы в реферате? Ведь это простая работа, которая не предполагает глубокого анализа и изучения.
На самом деле, реферат — пусть и небольшой, но тоже исследовательский проект. А значит, в нём должны использоваться как методы написания самого реферата, так и методы исследования. С последними и познакомимся ближе.
Методы исследования — это способы познания, использование которых помогает лучше раскрыть цели и задачи научно-исследовательской работы. Они включают в себя определённые методики, приёмы и подходы. Все методы, используемые студентом в работе, составляют методологическую базу исследования.
Методы исследования в реферате: классификация
Есть много классификаций исследовательских методов: от общенаучных до узкоспециализированных. Но для реферата достаточно основных методов, которые входят в следующую классификацию:
- теоретические;
- эмпирические;
- количественные;
- качественные.
Для математических рефератов стоит использовать специальные методы
Если вы хотите углубиться в вопрос и использовать узкоспециализированные методологии, вы можете изучить методы исследования в психологии, юриспруденции, лингвистике и других науках и выбрать те, которые помогут лучше изучить выбранную тему.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Существуют не только специализированные методологии, которые используют в исследованиях конкретных наук. Есть также междисциплинарные методы. Их применяют, когда тема располагается на стыке нескольких дисциплин и важно рассмотреть её с разных сторон.
Методы, используемые в реферате: таблицы с примерами
Какие методы можно использовать в реферате? Те, которые лучше раскрывают тему и решают поставленные задачи. Чтобы вы могли познакомиться с основными методами, мы собрали их в удобные таблицы и разбили по видам. Вы узнаете, что это за методы и как их применяют на практике.
Теоретические методы исследования в реферате
Теоретические методы — это методы, которые помогают систематизировать и обобщать исследовательский материал. Они отличаются абстрактным характером.
В астрономии: исследовать планетарные системы через уменьшенные модели.
В генетике: изучить РНК через их увеличенные модели.
Эмпирические методы исследования в реферате
Эмпирические методы — это методологические приёмы, в основе которых практические исследования, которые опираются на чувственный опыт или показатели измерительных приборов.
В биологии: наблюдать за ростом горохового зерна и записывать результаты.
В социологии: наблюдать за определённой группой людей и их жизненными изменениями.
Количественные методы исследования в реферате
Количественные методы — это методологические приёмы, которые помогают анализировать объекты и опираться при этом на конкретные количественные показатели.
Название | Определение | Пример |
Статистический анализ | Это метод, который позволяет изучать, сравнивать и сопоставлять данные, выводить общую статистику и делать на их основе практические выводы. | В криминалистике: изучить показатели преступности в конкретном регионе, сравнить с предыдущими и сделать выводы о том, растёт или уменьшается криминальная обстановка. |
Контент-анализ | Метод, с помощью которого анализируют содержание конкретных текстов и выявляют определённые данные. | В журналистике: оценить, с какой частотой используются иностранные слова в российских СМИ. |
Качественные методы исследования в реферате
Качественные методы — методы, оценивающие качественные показатели и их влияние на конкретные явления или группы людей. Их в основном применяют в маркетинговых и социальных исследованиях.
Название | Определение | Пример |
Глубинное интервью | Этот метод более глубокий, чем простые опросы или беседы. Его цель — изучать глубинные убеждения, ценности и мотивации людей. | В маркетинге: исследовать отношение и интерес выбранной аудитории к коучингу. |
Экспертное интервью | Этот метод позволяет исследовать экспертные мнения по острым вопросам. | В журналистике: изучить журналистские приёмы через экспертные интервью с именитыми журналистами (на основе открытых источников). |
Фокус-групповое исследование | Помогает изучать объект исследования и получать данные через групповые дискуссии с аудиторией, которая имеет отношение к изучаемой теме. | В педагогике: фокус-групповое исследование преподавательских методик среди учителей начальных школ. |
Как выбрать методы для исследования в реферате
Из всего многообразия методов придётся выбрать несколько подходящих. Это можно сделать несколькими способами:
- Обратить внимание на тему исследования. В ней часто содержатся готовые подсказки.
- Посмотреть, какие методы выбирали для других аналогичных исследований.
- Использовать самые универсальные методы, например, наблюдение и анализ.
- Обратиться к научному руководителю. Он подскажет, как составить методологическую базу, чтобы лучше раскрыть тему, объект и предмет исследования.
Неправильно выбранные методы в реферате могут завести исследователя в тупик и превратить работу в бесполезные буквы.
Где описывают методы исследования в реферате
Выбрали методы исследования в реферате, теперь их необходимо правильно использовать и описать. Где и как это сделать? Не забыть о трёх моментах:
- перечислить выбранные методы во введении в реферат;
- применить в теоретическом и практическом разделах;
- указать в заключительной части, когда будете подводить итоги всего исследования.
Методы в реферате: пример описания
Чтобы правильно описать методы во введении, достаточно всего пару строк. Чтобы вы не растерялись и всё сделали правильно, используйте в качестве примера наши образцы.
Первый пример: методы в реферате
В реферате исследуются методики обучения в начальных классах. Для этого используются следующие методы исследования:
Второй пример: методы в реферате
Для того чтобы раскрыть тему и достичь поставленные цели, в реферате используются следующие методы: анализ литературных источников и ограничений, которые предъявляют к частной собственности, а также метод моделирования ситуаций.
Все примеры описания методов в реферате можно скачать по ссылке в формате Word.
Мы познакомились с основными методами в реферате. Теперь вы с лёгкостью составите свою методологическую базу и приятно удивите научного руководителя. А если нет времени писать реферат самостоятельно, обращайтесь в студенческий сервис. Наши эксперты позаботятся о правильном содержании и оформлении работы.
В введении курсовой или дипломной работы среди прочих факторов необходимо перечислить методы исследования. Выбрать подходящие методы, применить их в процессе написания работы и грамотно описать во введении – задача не из лёгких. Она усложняется ещё и тем, что в каждой сфере исследования: психология, медицина, финансы, педагогика и прочие, применяются свои, узконаправленные методы. Ниже мы раскроем их сущность и назовём их общие и специальные виды.
Что такое методы исследования?
Это первый вопрос, в котором следует разобраться. Итак, методы исследования – это те шаги, которые мы выполняем на пути к цели своей работы. Это способы, которые помогают нам решить поставленные задачи.
По причине их огромного количества существуют разные классификации методов исследования, подразделения на виды, объединения в группы. Прежде всего, их принято разделять на две категории: универсальные и частные. Первая категория применима для всех отраслей знания, а вторая отличается более узкой направленностью и охватывает те методы, которые применяются строго в той или иной сфере науки.
Следующую классификацию рассмотрим более подробно и выделим их виды: эмпирические, теоретические, количественные и качественные. Далее рассмотрим методы, применимые в конкретных сферах познания: педагогике, психологии, социологии и прочих.
Эмпирические методы исследования
Этот вид основан на эмпирическом, то есть чувственном восприятии, а также на измерении с помощью приборов. Это важный компонент научных исследований во всех областях знаний от биологии до физики, от психологии до педагогики. Он помогает определять объективные законы, в соответствии с которыми происходят изучаемые явления.
Приведённые ниже эмпирические методы исследования в курсовой работе и прочих студенческих трудах вполне можно назвать основными или универсальными, потому что они актуальны для абсолютно всех областей познания.
- Изучение разнообразных источников информации. Это не что иное, как элементарный сбор информации, то есть этап подготовки к написанию магистерской диссертации или курсовой работы. Сведения, на которые вы будете опираться, можно брать из книг, прессы, нормативно-правовых актов и, наконец, из интернета. При поиске информации следует помнить, что не все находки являются достоверными (особенно в интернете), поэтому при выборке сведений следует отнестись к ним критически и обращать внимание на подтверждение и сходство материалов из разных источников.
- Анализ полученных сведений. Это этап, который идёт следом за сбором информации. Недостаточно просто найти нужный материал, нужно ещё и тщательно проанализировать его, проверить на логичность, достоверность и актуальность.
- Наблюдение. Этот метод представляет собой целенаправленное и внимательное восприятие изучаемого явления с последующем сбором информации. Чтобы наблюдение принесло желаемые плоды, необходимо подготовиться к нему заранее: составить план, набросать факторы, требующие особого внимания, чётко определиться со сроками и объектами наблюдения, подготовить таблицу, которую вы будете заполнять в процессе работы.
- Эксперимент. Если наблюдение – это скорее пассивный метод исследования, то эксперимент характеризуется вашей активной деятельностью. Для проведения опыта или серии опытов вы создаёте определённые условия, в которые помещаете предмет исследования. Далее вы наблюдаете за реакцией предмета и фиксируете результаты опытов в виде таблицы, графика или диаграммы.
- Опрос. Этот метод помогает глубже заглянуть в изучаемую проблему, задавая конкретные вопросы вовлечённым в неё людям. Опрос применяется в трёх вариациях: это интервью, беседа и анкетирование. Первые два вида устные, а последний – письменный. После выполнения опроса нужно чётко сформулировать его результаты в виде текста, диаграммы, таблицы или графика.
- Анализ. Чтобы лучше понять материал, его необходимо разложить на составные единицы и подробно изучить каждую. Этим и занимается анализ.
- Синтез. Противопоставление анализу, необходимое для объединения разрозненных элементов в единое целое. К этому методу мы прибегаем, чтобы получить общее представление об изучаемом явлении.
- Моделирование. Чтобы подробно изучить предмет исследования, иногда нужно поместить его в специально созданную модель.
- Классификация. Этот метод схож с анализом, только информацию он распределяет на основе сравнения и разделяет на группы, опираясь на общие признаки.
- Дедукция. В лучших традициях Шерлока Холмса этот метод помогает перейти от общего к частному. Этот переход полезен для более глубокого проникновения в сущность изучаемого явления.
- Индукция. Этот метод – противопоставление дедукции, он помогает переходить от единичного случая к изучению цельного явления.
- Аналогия. Принцип её действия заключается в том, что мы находим определённые сходства между несколькими явлениями, а затем выстраиваем логические умозаключения о том, что и другие черты у этих явлений могут совпадать.
- Абстрагирование. Если отвлечься от ярких свойств изучаемого явления, можно выявить те его характеристики, на которые мы доселе не обращали внимания.
- Статистические методы нацелены на первоначальный сбор количественных данных и дальнейшее их измерение для исследования масштабных явлений. Полученные количественные характеристики помогают выявить общие закономерности и устранить случайные незначительные отклонения.
- Библиометрические методы позволяют изучить структуру, взаимную связь и динамику развития явлений в документационной и информационной областях. Это и подсчет количества сделанных публикаций, и контент-анализ, и цитат-индекс, т.е. определение объёма цитирования различных источников. На их основе можно отследить обращаемость изучаемых документов, степень их использования в различных сферах познания. Отдельного упоминания заслуживает контент-анализ, поскольку он играет важную роль при изучении большого объёма различных документов. Его суть сводится к подсчёту смысловых единиц, которыми могут стать те или иные авторы, произведения, даты выпуска книг. Результатом исследования с помощью этого метода становятся сведения об информационном интересе населения и общем уровне их информационной культуры.
Теоретические методы исследования
Методы проведения исследования данного вида отличаются абстрактностью и обобщённостью. Они помогают систематизировать собранный материал для успешного его изучения.
Количественные методы исследования
Эта группа методов помогает анализировать явления и процессы с опорой на количественные показатели.
Качественные методы исследования
Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.
Рассмотрим важнейшие методы этой группы.
Методы педагогического исследования
В педагогике исследования проводятся с помощью как универсальных, так и частных методов, необходимых для изучения конкретных педагогических явлений, а также поиска их взаимосвязи и закономерностей. Теоретические методы помогают определять проблемы, выдвигать гипотезы и оценивать собранные материалы для исследования, включая монографии по педагогике, историко-педагогические документы, методические пособия и прочие документы, имеющие отношение к педагогике. Изучая литературу по выбранной теме, мы находим, какие проблемы уже решены, а какие ещё недостаточно освещены.
Помимо теоретических, педагогическое исследование приветствует и эмпирические методы, дополняя их своей спецификой. Так, наблюдение здесь становится целенаправленным и внимательным восприятием педагогических явлений (чаще всего это обычные или открытые уроки в школах). Анкетирование и тестирование часто применяется как к учащимся, так и к педагогическому коллективу для познания сущности образовательных процессов.
Среди частных методов, которые относятся сугубо к педагогическим исследованиям, следует назвать изучение результатов деятельности учащихся (контрольных, самостоятельных, творческих и графических работ) и анализ педагогической документации (журналов успеваемости учащихся, их личных дел и медицинских карт).
Методы социологического исследования
Социологические исследования основываются на теоретических и эмпирических методах, дополненных спецификацией тематики. Рассмотрим, каким образом они преобразуются в социологии.
Методы психологического исследования
Методы исследования в психологии – это общенаучные эмпирические и теоретические, а также частные, узконаправленные. Преимущественно исследования здесь опираются на модифицированные наблюдение и эксперимент.
Наблюдение в психологии заключается в изучении психической деятельности путём регистрации интересующих физиологических процессов и актов поведения. Этот старейший метод наиболее эффективен на первых шагах к изучению проблемы, поскольку помогает предварительно определить важные факторы изучаемых процессов. Предметом наблюдения в психологии могут стать особенности поведения людей, включая вербальные (содержание, продолжительность, частота речевых актов) и невербальные (экспрессия лица и тела, жесты).
Наблюдение отличается определённой пассивностью исследователя, а это не всегда удобно. Поэтому для более интенсивного и глубокого изучения интересующих психических процессов применяется эксперимент, который в психологическом контексте представляет собой совместную деятельность исследователя и испытуемого (или нескольких испытуемых). Экспериментатор искусственно создаёт необходимые условия, на фоне которых по его мнению изучаемые явления максимально ярко проявят себя. Если наблюдение – это пассивный метод исследования, то эксперимент – активный, т.к. исследователь активно вмешивается в ход исследования, меняет условия его проведения.
Итак, мы просмотрели различные методы исследований, достойные не только упоминания в введении дипломной работы или курсовой, но и активного применения на практике.
Читайте также: