Важность семейного чтения доклад

Обновлено: 28.06.2024

Сегодня, в мир современных цифровых технологий, чтение книг среди подрастающего поколения стало "немодно". И эта проблема, проблема не читающей молодёжи (подростки, молодые родители) не просто актуальна, она архиактуальна. Сейчас мы видим наших детей отдающее всё свободное время "чудесам техники" мы задаё м себе вопрос: "Что делать? Как побудить читать подростков?" Но чтобы побудить ребёнка к чтению, прежде всего ему необходимо с раннего детства привить любовь к книге. Как это сделать? Прежде всего, нам, педагогам необходимо донести и объяснить молодым родителям, какое значение в жизни ребёнка имеет любовь к книге, любовь к чтению книг. Важно понимать, что если ребёнок с пелёнок, с молоком матери не перенял от семьи уважительное отношение к книге, чтению, то вряд ли он будет читающим подростком, любящим книгу.

Может быть, у тебя и много богатств,

Скрытых в ящиках и сундуках,

Но богаче меня ты никогда не станешь,

Ибо у меня - читающая мама.

Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями.

Если в раннем детстве малышам не столько читают, сколько рассказывают наизусть, то примерно с 3-4 лет начинается такое чтение, к которому все привыкли. В XIX - начале XX века в интеллигентных семьях была замечательная традиция семейного чтения, когда дети слушали взрослые произведения в чтении старших. Еще А. С. Пушкин вспоминал свою няню – Арину Родионовну, завораживающее впечатление свое от чтения, хотя и было не все понятно, но воздействие было очень сильным и незабываемым.

Традиция семейного чтения просто необходима в нашем современном обществе. Это то, от чего мы ушли; это то, к чему просто не обходимо вернуться.

Домашнее чтение (семейное чтение) - источник формирования интереса к книге, одно из средств духовного обогащения семьи.

Для того, чтобы получить представление об организации чтения ребёнка в семье, об отношении к чтению родителей, об участии родителей в этом увлекательном и сложном процессе нами было проведено анкетирование среди родителей нашего детского сада. Анкета называлась: " Воспитание у ребенка интереса и любви к книге".

На первый вопрос: Есть ли у вас дома детская библиотека?

92,5% семей ответили, что имеют дома детскую библиотеку,

но есть и такие семьи, где нет детских книг -7,5%;

На второй вопрос какие книги преобладают у вас дома, многие ответили, что в ваших детских библиотеках есть и сказки и стихи и познавательная литература.

Часто ли Вы покупаете книги ребенку?

Часто ответили 47,5% родителей, редко 50%;

Многие из Вас руководствуясь, при покупке книге обращают внимание на возраст ребенка -62,5%; на содержание- 27,5%, на иллюстрации-2.5% и покупают случайно- 10%;

На вопрос, как часто Вы читаете книги детям, 62,5% родителей ответили 2-3 раза в неделю;

5% читают крайне редко;

2,5% вообще не читают;

лишь 22,5% родителей читают ребёнку книги каждый день.

На вопрос по чьей инициативе Вы читаете книги-77,5% родителей ответили по просьбе ребёнка;

22,5% родителей по своей инициативе;

О прочитанном беседуют 67,5% родителей; 25% иногда;

и не обсуждают вообще прочитанное произведение -5%;

60% детей рассказывают дома о художественной литературе, с которой познакомились в детском саду;

иногда рассказывают 15%;

совсем не рассказывают-17,5%;

Всего 30% опрошенных родителей, выписывают детские журналы.

На вопрос какова роль книги в развитии ребенка, многие родители ответили: развитие речи, воображения, логики, морально-этических качеств, знакомство с окружающим миром, историей, из этого следует, что Вы понимаете всю важность книги в развитии ребенка,

и лишь 5% родителей затруднились ответить на этот вопрос.

Сделав определённые выводы после анкетирования, мы решили возродить утерянные в последние десятилетия традиции семейного чтения.

Ведь семейное чтение - это не просто самый доступный и короткий путь приобщения детей к книге. Это средство обогащения и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле. Одним словом - это средство духовного обогащения семьи. Домашнее чтение кроме того сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разного жизненного опыта.

Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности чтение сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений. Это раскрывается в следующем:

• совместное времяпровождение за чтением поучительных или волшебных сказок способствует не только пополнению "жизненной копилки" знаний и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание, а значит, оживляет родовую, генетическую память кровных родственников;

• совместное чтение побуждает ребёнка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит, вступать в диалог со взрослым, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребёнка с народными обычаями, традициями, семейными историями;

• после чтения предлагаемых рассказов и сказок слушатели втягиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволяет вскрыть тесные родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным древом;

• чтение сказок, включая сказки на духовно-нравственную тематику, позволяет детям уяснить значение понятий, о которых, как правило, они не слышат ни в детском саду, ни во дворе, ни даже в обыденном семейном общении; это, например, такие понятия, как целомудрие, добродетель, благочестие, бескорыстная любовь.

Вот несколько рекомендаций, которые помогут сделать процесс семейного чтения интересным и полезным :

1) при выборе взрослыми сказки для семейного чтения следует ориентироваться и на собственный интерес, и на проблему семьи и своего ребёнка (например, болезнь члена семьи, появление второго ребёнка, семейный разлад и т. д.);

2) сказку следует читать не в паузах между занятиями, не мимоходом, а в специально отведённое для этого время; читайте регулярно, и тогда ребёнок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь;

3) если у ребёнка появились вопросы, не спешите сразу на них отвечать, нужно спросить, как он сам понимает слово или ситуацию; возможно, вы услышите рассуждения ребёнка, важные для понимания многого в его поведении и эмоциональном состоянии;

4) порой в вопросах ребёнка кроется проблема, поэтому не нужно спешить читать дальше или "сворачивать" разговор; если ребёнок "застрял" на чём-то - это для него очень важно, поэтому его необходимо выслушать и понять;

5) если ребёнок попросил и на завтра ту же сказку или главу из книги - это не случайно; необходимо выполнить его просьбу и постараться понять, что именно заставляет ребёнка ещё и ещё раз переживать события из сказки, что его так глубоко затронуло.

Чтение сказки может произвести на ребёнка большое впечатление, и в этом случае можно использовать игру-драматизацию. Игра-драматизация по сюжету полюбившейся сказки позволит ребёнку "примерить на себя" образ персонажа, испытать чувства радости, потери, огорчения, удовлетворения от взаимопомощи. Это раздвигает границы жизненного опыта, упражняет в проявлении чувств, учит добру и справедливости.

Чтобы процесс семейного чтения стал для ребё нка желанным и полезным можно разнообразить приемы работы со сказкой:

• обсуждение поступков героев, построенное на свободных ассоциациях, которые вызваны текстом и образами сказки;

• создание рисунков по мотивам сказки или поделок, в которых могут быть проявлены свободные ассоциации;

• активная работа с текстом по выявлению причинно-следственных связей в сказке;

• проигрывание эпизодов сказки, что поможет сыграть эмоции персонажей и понять их;

• проигрывание вариантов решения ситуаций, т. е. использование сказки как притчи, нравоучения и т. д.

Проблема формирования интереса детей к занятиям спортом Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что именно в раннем возрасте формируются двигательные навыки, прививается любовь и интерес.

Использование игр и упражнений для формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Использование игр и упражнений для формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. (Из опыта работы) Воспитатель:.

Картотека дидактических игр для формирования у детей дошкольного возраста интереса к людям разных профессий Картотека дидактических игр для формирования у детей дошкольного возраста интереса к людям разных профессий. Разработала воспитатель МБДОУ.

Ознакомление с творчеством современных писателей как условие формирования познавательного интереса к литературе Войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой неуклонного снижения интереса к литературе, позднего вхождения детей в книжную.


В статье рассмотрена роль семейного чтения в развитии детей и подростков в современном мире, выделены отличительные особенности семейного чтения от других форм работы,представлены модели продвижения семейного чтения на современном этапе развития интереса к детской литературе, функции семейного чтения, алгоритм приобщения детей к осуществлению совместного чтения в семье.

Ключевые слова: семейное чтение, дети, подростки, модели семейного чтения, формы и функции семейного чтения.

Острое неблагополучие, характерное для состояния культуры в нашем обществе, особенно проявляется в сфере книжной культуры детства. Чтение - один из наиболее сильных факторов формирования личности, кристаллизации ее индивидуальной модели культурного образования. Противоречия и проблемы, назревшие в области функционирования и развития детской литературы, литературного образования и воспитания, т.е. системы детской литературы как особого социального института, давно нуждаются в осмыслении.

Изучая литературу, читая книги – мы познаем жизнь во всем ее проявлении: от прекрасных моментов в жизни человека до понимания социальных проблем. Литература помогает человеку не только понять своё место в социуме, не только выверить, правильно построить свой жизненный путь, но помогает и в повседневной жизни: на работе, в семье, в общении. Практически все проблемы и конфликты, так или иначе, описаны и разобраны в классической литературе, и наша задача – суметь осмыслить, оперировать житейскими выводами на практике. Литература являет собой также и феномен самовыражения, учит каждого читателя пониманию его собственного характера: одобряя или отвергая поступки героев, человек познаёт самого себя, выказывает и выверяет свой характер вслед за писателем, психологически выстраивает свои личностные основы. Кроме того, литература является отражением эпохи, выявляет социальные проблемы не только личностные, не только народные, но и общечеловеческие, глобальные. Литература в числе первых отвечает на вызовы времени, она озвучивает, осмысливает всё, происходящее в сердце человека, всё, происходящее в стране и в мире [4].

Ученые выделяют несколько функций, которые выполняет литература в развитии ребенка, подростка и общества в целом: познавательная (гносеологическая), информативная (трансляционная) функция, коммуникативная, регулятивная (нормативная), ценностная (аксиологическая), знаковая (семиотическая), деятельностная (праксиологическая), рекреативная (целительная), компенсаторно-развлекательная, адаптационная и человекотворческая (гуманистическая) функции. Каждая из функций очень важна для развития современного растущего человека.

Не случайно педагоги, библиотекари, родители уже несколько лет интенсивно обсуждают падение интереса детей к чтению (особенно литературной классики), снижение его престижа. Если делать это в рамках теории социализации, то следует учесть, что особенностью современной социокультурной ситуации является бурное развитие средств массовой коммуникации.

Чтобы семейное чтение смогло играть роль духовно-развивающей среды, оно должно быть систематическим и целесообразным. Совместную читательскую деятельность мы представляем в виде четырех взаимосвязанных блоков.

Первый блок - это круг чтения, который очерчивается следующими аспектами: чтение книг, основанное на одинаковых интересах; чтение литературы, специально изданной для совместного чтения; чтение любимых родителями книг.

Ко второму блоку относится собственно процесс чтения, который можно разделить на следующие этапы: подготовительный этап; смысловое восприятие прочитанного.

Третий блок - обсуждение прочитанного; он формируется из бесед о прочитанном и различного рода пересказов текста, а также повторного чтения.

На наш взгляд, семейное чтение именно та модель чтения, которая позволяет не только развить читательский интерес у ребенка, но и выступает залогом успешности ситуации в стране. Например, в Скандинавских странах, где рождается ребенок, трижды государство бесплатно выдает комплект книг для семейного чтения. Мы согласны с мнением доктора педагогических наук, профессором Ю.П. Мелентьевой, которая видит в семейном чтении одну из возможностей поддержки семьи – для этого включить положение о семейном чтении в разработанные программы поддержки семьи, в том числе, возможно, и в Семейный кодекс (гл. 11. Права несовершеннолетних детей…, утверждая не только имущественные, но и интеллектуальные права ребенка; гл. 12. Права и обязанности родителей…, включив в ст. 63 Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей… положение о формировании читательского развития личности) [5, C.14].

Можно предложить несколько моделей продвижения семейного чтения на современном этапе развития интереса к литературе, чтению:

1. Традиционные и нетрадиционные формы просветительской деятельности: кружок семейного чтения, вечер-встреча с книгой, родительский час, фестивали чтения, конкурсы творческих работ, читательских пристрастий, креатив-конкурсы, фотоконкурсы, круглые столы, уличные флешмобы, флешбуки, продвижение книги и чтения в транспорте и местах отдыха, программы летнего чтения, поэтические ринги, литературные дилижансы, досье, Дни новой книги, Дни литературных игр, Дни книг-именинников, книжные дефиле, литературные салоны, поэтические качели, литературные салоны, буккроссинги и др.

2. Использование инновационных форм работы с применением компьютерных технологий – видеочасы, медиапутешествия, медиакалейдоскопы, виртуальная реклама, электронные презентации.

объединяют заботливых родителей, которые осознают важность образования и чьим приоритетом являются семейные ценности.

Чтение в кругу семьи способно вызвать не только интерес к книге, но и помочь дать оценку многим жизненным явлениям и событиям, а также объединить и укрепить семью.

1. Акутина С.П. Формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей во взаимодействии семьи и школы: Диссертация на соискание ученой степени докт. пед. наук / Нижегородский государственный педагогический университет.- Нижний Новгород, 2010, Т.1., 530 с., С.

2. Акутина С.П. Воспитание нравственных ценностей у старшеклассников как направление деятельности классного руководителя в условиях целостного учебно-воспитательного процесса / Акутина С.П.- Дисс. канд. пед. / Нижний Новгород, 2003.

5. Мелентьева Ю.П. Семейное чтение: теоретический аспект // Библиосфера, 2011, № 18, С. 11-14.

8. Павлова, А. Домашняя библиотека и семейное чтение/А. Павлова //Семейное чтение. - 2008.- №2.-С.9-12.

Основные термины (генерируются автоматически): семейное чтение, книга, ребенок, семья, детская литература, литература, совместное чтение, время чтения, особый социальный институт, современный этап развития интереса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для выступления на родительском собрании и учителей начальных классов, русского языка и литературы.

Ягудина Р.И.

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье родители и дети связаны духовной общностью. Осуществляя социальную функцию, она формирует личность ребенка в зависимости от ее культурного, социального и духовного уровня. Социализация детей в семье зависит от межличностных отношений, авторитета родителей.

Важным условием существования семьи являются взаимоотношения ее членов, зависящие прежде всего от традиций общения, от личных качеств, характера родственников.

Одним из средств гармонизации внутрисемейных отношений является семейное чтение. Оно было неотъемлемой частью жизни дворянских семей в России 19 века, о котором с большим уважением писали великие русские писатели и поэты: А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, И.А. Бунин и др.

Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно и воспитывает у детей потребность читать самостоятельно.

Отрадно, что в последнее время растет интерес к возрождению традиций семейного чтения. Он возник в обществе не случайно. Если в 1970-е годы детям регулярно читали в 80% российских семей, сегодня только в 7%. Культ книги в угасает, досуге семьи все больше места занимают телевидение и компьютер.

Многие современные родители утверждают, что в век высоких технологий нет никакой надобности тратить время и средства на возрождение давно устаревшей традиции, забывая о том, что чтение в семейной среде играет очень важную роль не только в воспитании детей, но и в объединении членов семьи, создании атмосферы высокой культуры, доверия, взаимопонимания, творчества. Родители, которые не любят читать и не осознают важность чтения, не в состоянии помочь своим детям полюбить книги.

Совместное чтение – прекрасный способ дать ребёнку возможность почувствовать себя любимым и желанным. Не зря воспоминания об этих счастливых моментах остаются в памяти человека на всю жизнь.

В процессе семейного чтения и взрослые, и дети объединяются для размышления над прочитанным произведением, каждый участник имеет право высказать свое мнение, проявить свои чувства, задать вопросы, даже создать образ литературного персонажа. Это помогает ребёнку расти нравственно, духовно, эмоционально и творчески, одновременно сближает круг родных людей, делает их единомышленниками и друзьями.

Взрослые должны позаботиться о правильном подборе материала для семейного чтения, об эмоциональном оформления помещения ( свечи, подсветка, музыка), о технических средствах (презентации, мультфильмы, грамзаписи, кадры из кинофильмов и др.) Самое главное, чтобы это занятие было интересным, увлекательным, запоминающимся, превратилось в оригинальный ритуал, а не в нудное и скучное мероприятие, на котором ребенок обязан присутствовать по требованию родителей. Для каждого члена семьи эти заветные часы у семейного очага должны быть самыми прекрасными мгновениями общения, радости, приятным и полезным для души и ума занятием.

Процесс восприятия книги, вообще литературного поиска закладывается в семье. Повзрослев, дети будут вспоминать, как читали в их семье, и будут читать своим детям. Так будет продолжаться славная традиция, укрепляющая семью.

Успешная модель семейного чтения - это когда все члены семьи считают чтение важной частью повседневной жизни и частью культуры их дома.

Проблемы отбора книг для чтения, методической и библиографической помощи родителям всегда стояли перед учителями начальной школы и библиотекарями. Они опираются на программы, где содержатся списки произведений для изучения на уроке и внеклассного чтения. Задача учителя начальных классов - просветительская работа с родителями по организации семейного чтения.

Прочитав в семейном кругу рекомендованные учителем произведения, вся семья готовится к запланированному заранее внеклассному мероприятию в школе: создают инсценировки, костюмы, рисуют иллюстрации, готовят презентации и др. Вся семья объединяется в творческой деятельности. Родители являются не простыми зрителями, а участниками этих событий, посвященных книгам. Дети могут увидеть их способности, а это рождает чувство гордости и уважения к членам своей семьи. Эту работу необходимо системно и последовательно продолжать и в средних классах.

Во время семейного чтения происходит важный момент социализации ребенка – дружеское, доверительное общение с другими членами семьи. Ежедневное получасовое совместное чтение помогает привить у ребенка любовь к познанию, сохраняет и развивает семейные традиции.

Семейное чтение имеет большое образовательное и воспитательное значение, является чудодейственной силой, способной затронуть самые тонкие струны души, объединить людей разных поколений, оказать огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое и психологическое развитие детей.


1. Безрукова С.В. Я люблю читать: книга для детей и родителей. Ростов н/д: Феникс, 2001, с.146

2. Лутошкина И. Как увлечь ребенка книгой, Домашнее воспитание, 2004, №1, с.72

3. Соловьева Ю.И. Традиции семейного чтения как фактор духовного развития ребенка. Вестник: Педагогика. Психология, 2005, с.166

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование духовной культуры личности всегда осуществляется через чтение. Книга служит не только источником информации, но и пищей для души, сердца, средством общения с миром, с близкими людьми.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Семья — основа формирования образа жизни, мировоззрения человека. Если семья читающая и книге уделяется важное место — это прекрасно! Психологи утверждают, что совместное чтение, разговор о прочитанном не только сближают родителей и детей, но и оказывают большое влияние на характер ребенка, его нравственные качества. Читающий ребенок быстрее развивается, легче устанавливает контакты, находит свое место в жизни.

Формирование духовной культуры личности всегда осуществляется через чтение. Книга служит не только источником информации, но и пищей для души, сердца, средством общения с миром, с близкими людьми. Но чтение все больше утрачивает свою культурную и образовательную роль в обществе, превращаясь в источник получения информации и средство развлечения.

А где же семейное чтение? Оно заканчивается тогда, когда ребенок больше не нуждается в вашей помощи? Вы читали ребенку, пока он не научился делать это сам? Давайте разберемся. Что такое семейное чтение, и почему специалисты говорят о необходимости возрождения традиции семейного чтения.

Отношение к книге и чтению зависит не только от психологических и индивидуальных эмоциональных особенностей личности, но и от эпохи, исторической ситуации, от национальной культуры, т.е. от совершенно объективных социально-исторических предпосылок. Для России отношение к книге в течение долгого времени было знаковым понятием.

В девятнадцатом веке принято было читать вслух. Авторы читали в салонах и литературных кружках только что написанные произведения, взрослые читали по вечерам собравшимся вокруг домочадцам романы с продолжением, возлюбленные наедине читали друг другу стихи или что-то романтическое, родители, гувернантки, школьные педагоги читали вслух детям.

Чем-то такие чтения были сродни сегодняшнему смотрению телевизора по вечерам. Длинные романы с продолжением заменяли сериалы, вечерняя газета – выпуск новостей. Неудивительно, что с появлением телевидения семейные чтения вслух, существовавшие еще в 1950-х во многих семьях, почти окончательно исчезли. Почему же сейчас, почти полвека спустя, возникла и укрепилась идея о необходимости возрождения семейного чтения?

Главное отличие семейных чтений состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Создать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления — вот главная задача родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных чтений. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению.

Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом, которого является совместное прочтение произведения литературы.

Кроме того, в век новых технологий книги остаются и останутся не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают:

- интеллектуальное и эмоциональное развитие;

- социальное и образовательное развитие;

- влияют на социализацию личности.

Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это - первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения.

Читайте также: