Важность религии в средневековом обществе доклад

Обновлено: 07.07.2024

Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. Влияние религии и церкви пронизывает всю средневековую цивилизацию Западной Европы. (+?Средневековое искусство религиозно не только потому, что собор был главным заказчиком художественных произведений, но, прежде всего потому, что оно формировалось в сфере религиозного мышления.)

Христианство как мировая религия окончательно сформировалось в феодальном обществе, в котором до определенного момента оно выполняло роль идеологического интегратора и оказывало постоянное влияние на всю его культурную жизнь.

В условиях всеобщего упадка культуры сразу после распада Римской империи, только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Западной Европы. Церковь была не только главенствующим политическим институтом, но и имела доминирующее влияние непосредственно на сознание населения. В условиях тяжелой и скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и малодостоверных знаний об окружающем мире, церковь предлагала людям стройную систему знаний о мире, его устройстве, действующих в нем силах. Эта картина мира целиком определяла менталитет верующих селян и горожан и основывалась на образах и толкованиях Библии. Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством.

+С раннего Средневековья важнейшим субъектом международных отношений в Европе стало папство. В тот период папы активно использовали церковные миссии, направленные на распространение христианства и включение в систему отношений европейских народов недавних язычников. Союз империи Каролингов с папством ознаменовал новый этап в международных отношениях. Папство санкционировало империю и тем самым объдинительные процессы в Европе.

Не следует думать, что становление христианской религии в странах Западной Европы проходило гладко, без трудностей и противоборства в сознании людей со старыми языческими верованиями. Население было традиционно привержено к языческим культам и проповедей и описания жития святых было недостаточно для обращения его в истинную веру.

В новую религию обращали с помощью государственной власти. Однако и долгое время спустя после официального признания единой религии, духовенству приходилось бороться с устойчивыми пережитками язычества в среде крестьянства. Церковь уничтожала капища и идолов, запрещала поклоняться божкам и совершать жертвоприношения, устраивать языческие праздники и ритуалы. Суровые наказания угрожали тем, кто занимался гаданиями, прорицаниями, заклинаниями или просто верил в них. Многие языческие обычаи, против которых боролась церковь, были явно аграрного происхождения. Преодолеть приверженность, к такого рода ритуалам, было нелегко, поэтому церковь пошла на сохранение некоторых языческих обрядов, придав этим действиям окраску официальных церковных ритуалов.

Формирование процесса христианизации было одним из источников острых столкновений, т.к. со старой верой у народа нередко связывались понятия народной свободы, между тем, как связь христианской церкви с государственной властью и угнетением проступало достаточно отчетливо.

В сознании масс сельского населения, независимо от веры в тех или иных богов, сохранялись установки поведения, при которых люди чувствовали себя непосредственно включенными в круговорот природных явлений. Это постоянное воздействие природы на человека и вера в воздействие человека на ход природных явлений при помощи целой системы сверхъестественных средств было проявлением магического сознания средневекового сообщества, важной чертой его мировоззрения.

Таким образом, признаками раннесредневековой культуры можно считать приверженность традиции, консерватизм всей общественной жизни, господство стереотипа в художественном творчестве, устойчивость магического мышления, которое было навязано и церкви.

Средневековый город.

Первые века Средневековья были временем абсолютного господства деревни. Сохранившиеся от Античности города влачили жалкое существование. Даже центральная площадь Рима стала местом для выпаса скота. Однако в X-XI вв. в связи с подъемом хозяйственной жизни, развитием ремесла и обмена начинается рост городов в различных областях Западной Европы. Феодальные города возникали как центры ремесла и торговли, но очень быстро становились административными и культурными центрами.

Средневековый город представлял собой поселение, населенное по большей части ремесленниками и купцами, в то же время имел собственную выборную администрацию, чиновничество (как правило, назначаемое королем или сеньором, на чьей земле он располагался) и собственный договор с сеньором или короной, включавший в себя определенный набор вольностей и свобод.

На рубеже X-XI вв. в Европе быстро развивалось ремесло, росли производственные силы. Специализация ремесла и сбыт продукции не могли совмещаться с трудом и образом жизни крестьянина. Превращение ремесла и торговли в особые сферы общественной деятельности и их сосредоточение в особых центрах стало необходимым. Ремесленники и торговцы покидали деревню и селились в городах, где были благоприятные условия для производства и сбыта продукции. Центр эконом. власти, а позднее и судебно-правовой.

Государство и церковь видели в городах источники денежных поступлений.

Раньше всего с VIII в. возрождение и возникновение новых городов происходило в Италии, на юге Франции, там, где еще живы были римские традиции, В X—XI вв. стали подниматься феодальные города в Северной Франции, Нидерландах, Англии и Германии. В классическое Средневековье быстро растут старые и возникают новые города – около замков, крепостей, монастырей, мостов, переправ через реки. Размеры западноевропейских городов были невелики. Даже в позднем Средневековье большими считались города с населением в 20—30 тыс. человек. Лишь несколько крупнейших городов, в том числе Париж, Флоренция, Венеция, имели население около 100 тыс. человек.

Гост

ГОСТ

Роль религии в средневековой Западной Европе

В раннем средневековье в духовно-культурной сфере усиливается роль религии и духовенства. Выработалась система отношений светской и церковной властей. В течение первого тысячелетия нашей эры в Западной Европе христианство из сообщества гонимых немногочисленных сторонников учения Христа превратилось в мощную надгосударственную силу.

Симония – приобретение за деньги церковных должностей.

Целибат – это обязательное безбрачие духовенства.

Григорий VII боролся с императором Генрихом IV за инвеституру.

Инвеститура – это право назначения на церковные должности.

Григория VII канонизировали в 1606 году.

Готовые работы на аналогичную тему

Цезаропапизм – это термин, используемый для обозначения отношений между властью императора и церковью в Византии, в которых император выступал главой Церкви.

Религия в средневековых обществах востока

В арабском мире VII–X века ислам определял все стороны общественной и государственной жизни.

Буддизм не удовлетворял интересы правящих кругов Индии. В его лоне возникли разнообразные секты, которые выступали против кастовых и варновых привилегий, проповедовали идеи экономического и религиозного равенства. В противовес буддизму происходит восстановление и реформирование древней брахманистской религии, на базе которой возник индуизм. В индуизме не было церковной иерархии и церковного аппарата. Брахманы по праву рождения становились духовными наставниками верующих, которым предписывалось повиноваться под страхом гнева богов. Индуизм вытеснил буддизм, который распространилсяв основном за пределами Индии.

  • между государем и чиновниками;
  • между родителями и детьми;
  • между мужем и женою;
  • между младшими и старшими братьями;
  • между друзьями.

роль церкви в средневековой культуре Это был главный герой из-за власти этого института во всех политических, культурных и экономических аспектах общества. Вообще, в средние века единственным универсальным европейским институтом была Церковь. Это было духовное руководство народа, а также их правительства.

В этом смысле в средние века существовало два государства: одно земное, а другое божественное. Дворянство из маленькой аристократии контролировало первое и управлялось Божьим повелением. Церковь была субъектом, отвечающим за контроль над вторым государством. Следовательно, католические прелаты представляли очень влиятельный класс.


В этом контексте роль церкви в средневековой культуре заключалась в том, чтобы обеспечить духовное благополучие правителей и обеспечить развитие общества в соответствии с христианскими заветами. Со своей роли морального датчика общества церковь осуществляла строгий контроль над всеми художественными и культурными проявлениями того времени..

Он также активно участвовал в других областях. Среди прочего, и в попытке навязать христианский мир, он регулировал дни, в которые была разрешена война. Кроме того, он учредил суды для наказания за религиозные преступления. Худшее преступление, которое могло быть совершено в эти времена, было ересью. Это было наказано как религиозным, так и гражданским обществом..

  • 1 Организация духовенства в средние века
  • 2 Роль церкви в средневековой культуре и области ее влияния
    • 2.1 Экономическая зона
    • 2.2 Политическая сфера
    • 2.3 Культурная зона

    Организация духовенства в средние века

    Чтобы сохранить роль церкви в средневековой культуре, духовенство должно было иметь эффективную организационную структуру. Эта структура стала навязываться невежеству, беспорядку и насилию, которые характеризовали феодальное общество в его начале.

    В принципе, все члены церкви были сгруппированы под деноминацией духовенства. Это духовенство было разделено на две ветви: светскую и регулярную. Обе ветви имели в качестве абсолютного лидера папу.

    Что касается светского духовенства, то в него входили все те члены церкви, которые жили нормальной жизнью в контакте с мирянами (гражданские, нерелигиозные). К этой группе принадлежали приходские священники, архиепископы и епископы.

    Первое осуществляло руководство небольшими районами, называемыми приходами. Набор нескольких приходов был известен как епархия, которая находилась в ведении епископа. И несколько епархий сформировали архиепархию, которая была ответственностью архиепископа.

    Что касается обычного духовенства, оно состояло из религиозных деятелей, которые отделились от мирской жизни и отправились жить в монастыри. Они были известны как монахи и следовали, в дополнение к католическим, правилам их порядка или конгрегации. Все были под властью настоятеля, который был единственным контактом монастыря с внешним миром.

    Роль церкви в средневековой культуре и области ее влияния

    Экономическая зона

    Роль церкви в средневековой культуре в экономической сфере была преобладающей. В течение всего этого времени религия доминировала в повседневной жизни. Священники были ключевыми в функционировании обычной экономики.

    Среди прочего, церковные чиновники обнародовали и обеспечили соблюдение законов, регулирующих повседневные сделки. Кроме того, они вмешивались в международные экономические споры и поддерживали армии для защиты своих активов. Христианская католическая церковь была чрезвычайно богата и контролировала важное расширение земель.

    В этом смысле большая часть их доходов поступала от добровольных взносов верующих, которые получали взамен как духовные, так и светские услуги (продолжавшиеся веками)..

    С другой стороны, церковь получила налог, называемый десятиной, через который гарантировалось 10% всей продукции подконтрольных ей земель..

    В силу своей экономической мощи римско-католическая церковь имела больше власти, чем любой монарх. Даже короли, князья и князья были обязаны хотя бы частью своей власти милости религиозных авторитетов..

    Политическая зона

    В области политики была также подчеркнута роль церкви в средневековой культуре. Господство церкви не ограничивалось исключительно страной или регионом. Их представители оказали свое влияние во всех частях европейского континента, на котором победило христианство..

    Во всех этих местах они превратились из гарантов религиозной веры в доминирующие царства и короли. Для этого они использовали угрозу отлучения от церкви в противовес законам Бога..

    Средневековая римско-католическая церковь пыталась достичь своих целей в духовном мире, приобретая власть и влияние в земном. Таким образом, в средневековой Европе существовало частичное совпадение религиозных и политических аспектов, которые были очень характерны для этого общества..

    Таким образом, роль церкви в средневековой культуре также включала политическое господство над монархами и феодалами, которые оставались в постоянном конфликте. Страх идти против религиозной власти отговорил их от борьбы между собой. Таким образом, можно сказать, что эта область в некотором роде гарантирует мир в Западной Европе..

    С другой стороны, будучи церковью, управляющей религиозными таинствами, она обладала монополией, которая поставила политическую власть в положение вассально-естественного союзника и оказалась перед религиозной властью..

    На стороне монархов они использовали церковь как способ получить политические преимущества против своих противников. Это разрешенные и разрешенные браки между детьми королей. Эти союзы сопровождались увеличением территорий и сокровищ, которые консолидировали власть родственных семей.

    Культурная зона

    Укоренение традиций, пришедших из христианского мира, было важной частью роли церкви в средневековой культуре. Культура была основана на изучении Ветхого Завета и природы Бога. Библия, переведенная с греческого и иврита на латынь, использовалась как философский метод для понимания роли человека на земле..

    С другой стороны, монашеское движение имело большой перевес в общем распространении христианских идей, христианства в целом и конформации культурного профиля общества..

    Монахи оказали влияние практически на все стороны средневековой жизни. Они были самыми успешными фермерами, управляли крупной собственностью и установили примеры хорошей сельскохозяйственной практики.

    Они также были самыми образованными и образованными. Они стали хранителями знаний. Таким образом, они воспитали многих детей дворян, тем самым придавая религиозный уклон знаниям.

    Точно так же монахи были усовершенствованы как писцы. Используя свои навыки, они копировали рукописи, как гражданские, так и религиозные, и украшали священные рукописи..

    Короли и европейские князья начали набирать монахов в качестве чиновников. Они связаны почти со всеми административными записями средневекового периода.

    Средневековая Европа в течение раннего и в начале высокого Средневековья стала христианской.

    Еще в раннем Средневековье ислам проник в Европу — арабы завоевали Пиренейский полуостров, и Реконкиста (т.е отвоевание захваченных арабами земель) была по существу религиозной войной. Затем ислам был принесен на Балканский полуостров в результате завоеваний турками-османами.

    Мир ислама в средние века был гораздо многочисленнее мира христианского, занимал значительно большие территории. К востоку от мусульман проживали приверженцы еще одной мировой религии — буддизма. Многие народы Азии, Африки, Америки исповедовали свои собственные религии. Религиозные ценности являлись одной из важнейших характеристик той или иной средневековой цивилизации.

    Буддизм в азиатских цивилизациях. Родиной буддизма была Индия. В течение нескольких веков учение Будды привлекало к себе немногочисленных отшельников. В начале нашей эры буддизм приобрел огромное влияние на своей родине. Этому во многом способствовало возникновение нового направления в этой религии — Махаяны. Именно Махаяна превратила буддизм из малочисленной секты отшельников в мировую религию. Первоначальный буддизм (Хинаяну) многие ученые даже не считают религией, ибо Будда, например, почитался там как учитель, но отнюдь не бог. Основные положения учения Будды в Махаяне сохранялись, например представление о бесконечной цепи перерождений живых существ с воздаянием за хорошие поступки в прежней жизни, осознание того, что жизнь — это страдание, и избавиться от этого бесконечного круговорота перерождений с их земными страданиями можно, лишь достигнув нирваны (небытия). Но такой путь к спасению был доступен для избранных, изолировавших себя от остального мира. И в Махаяне появилось более доступное для многих людей учение о рае и аде (пусть как о временных состояниях человека перед очередным перерождением). Будда превратился в божественное существо во множестве обличий, появились роскошные храмы с пышными украшениями, была создана сложная система богослужений и обрядов. Однако Индии буддизм не удержался и был вытеснен индуизмом, который освящал то, что отрицал буддизм, разделение на касты.

    Тем не менее буддизм широко распространился в регионах Азии — в Китае, Корее, Японии, Юго-Восточной Азии, Индонезии, Средней Азии и т.д. Нередко самая старая из мировых религий сосуществовала с местными религиями, и вместо религиозной нетерпимости (без чего трудно представить христианство и ислам) в ряде азиатских цивилизаций происходило взаимопроникновение различных религиозных систем.

    Во многих монастырях имелись библиотеки. Монастырям принадлежало большое количество земли, зависимых людей. Это вызвало недовольство конфуцианцев и императоров, и в середине в. многие буддийские монастыри были закрыты. Однако буддизм в Китае сохранился и оставался существенной частью религиозной жизни китайцев.

    Большинство населения Китая молилось в храмах всех трех религий. Учение конфуцианства, активно внедрявшееся императором и чиновниками, воспринималось как необходимые правила поведения в обществе, семье, с подчинением низшего высшему, младшего старшему. Даосизм с его древними верованиями во множество духов, гаданиями, предсказаниями давал выход чувствам человека. Буддизм же давал человеку надежду на избавление от невзгод жизни, на лучшую будущую долю.

    Многие храмы, монастыри и настоящими шедеврами архитектуры, как, например, Золотой храм в Японии, являющийся самым большим деревянным сооружением в мире. Храмы украшались скульптурами, фресками, барельефами. Буддийские монастыри в Средневековье были настоящими центрами культуры. Там жили и творили ученые, художники, хранились и переписывались религиозные тексты, научные трактаты, эпические произведения.

    Ислам в средневековых цивилизациях Азии и Африки. Ислам, возникший в начале VII в., является самой молодой из трех мировых религий. Родина ислама — Аравийский полуостров, основателем этой религии был Мухаммед. Процесс распространения ислама среди арабов был непосредственно связан с объединением арабских племен в одно государство под началом Мухаммеда. В отличие от буддизма и христианства ислам приобрел положение государственной религии еще при жизни своего основателя.

    Вскоре после смерти пророка была составлена священная книга мусульман — Коран. Это запись изречений Мухаммеда, которые, по его словам, он получил от Аллаха через посредничество архангела Джебраила. В в. было составлено и священное предание мусульман — Сунна. Сунна представляет собой записи устных преданий о поступках, высказываниях самого Мухаммеда по тому или иному поводу.

    Главный догмат ислама — вера в одного Бога (Аллаха), все остальные боги — ненастоящие. Именно эта идея — необходимость для всех арабских племен отказаться от поклонения множеству ложных богов и принять истинную веру в Аллаха — использовалась Мухаммедом и его сподвижниками для объединения арабов. При последующих завоеваниях арабами-мусульманами других стран большую роль сыграла и другая идея — джихада, т.е. священная воина с неверными. В соответствии с этим представлением воины, павшие в войне за ислам, сразу и навсегда попадут в рай. Они будут избавлены от страшного суда в конце света, на котором Аллах вынесет свои окончательный приговор каждому человеку. Представление о том, что все в мире предопределено Аллахом, также способствовало успеху завоевании воин-мусульманин бесстрашно шел в бой будучи увенным, что без воли на то Аллаха ни один волос не «падет с его головы.

    Мир ислама отнюдь не исчез с падением Арабского халифата. В новых государствах, образовавшихся на его территории, по-прежнему господствовал ислам. Более того, мир ислама значительно расширился в результате турецких завоеваний в Малой Азии и на Балканах, завоеваний мусульман в Индии, походов марокканских султанов в Тропическую Африку, торговых контактов мусульманских купцов с городами Африканского побережья Индийского океана. Мир ислама и по территории и по количеству населения в Средневековье был намного большим, чем мир христианский. Враждебность между ними возникла еще во время походов арабов на Византию и в Западную Европу. Эта вражда особенно обострилась в ходе крестовых походов западноевропейцев, когда обе воюющие стороны обращались к лозунгам священной войны против иноверцев, а затем в результате турецких завоеваний.

    На протяжении Средневековья шииты подвергались гонениям, под знаменем шиизма нередко вспыхивали народные восстания с идеями социального равенства.

    Ислам глубоко проник в сознание и быт его приверженцев. Мусульмане верили, что все в мире происходит по воле Аллаха. Суд в исламских странах происходил по нормам шариата — свода религиозных и юридических правил, основанных на положениях Корана и Сунны. Для каждого мусульманина была обязательна ежедневная пятикратная молитва, раз в год в течение месяца — пост с запретом есть в дневное время. Строго регламентировалось даже то, что можно употреблять в пищу и пить. Запрещалось, например, есть свинину и пить вино.

    Ислам не поощрял изображений живых существ. В средневековом исламском искусстве мы редко встретим изображения людей и животных. Зато особым совершенством отличались орнаменты, архитектурные сооружения, из которых особым изяществом выделялись мечети. Мечети были не только местом для молитв и проповедей, но и местом массовых собраний жителей, где обсуждались и решались их насущные дела. При мечетях существовали и школы.

    Живой бог-правитель возглавлял многочисленное жречество, представители которого не только соверши обряды, гадания, лечили больных, но и уча-твовали в судебных разбирательствах.

    Достаточно сложными были религиозные верования в цивилизациях Америки, где поклонялись богам, которые олицетворяли небесные светила. Солнце, например, было главным богом инков, а верховный инка считался его сыном. Инки обоготворяли природные стихии, верили во множество богов, от которых зависел урожай.

    По верованиям ацтеков, во Вселенной постоянно происходит борьба двух противоположных начал (света и тьмы, жизни и смерти). Мир развивается по циклам, в каждом цикле, длившемся чуть более 50 лет, был свой бог Солнца. Конец каждого цикла сопровождается страшными катастрофами с бедствиями для обитателей земли. Ацтеки считали: чтобы избежать всемирной катастрофы, богам нужно постоянно приносить человеческие жертвы, иначе без пищи боги умрут, а это вызовет гибель Вселенной. Майя считали особенно важным приносить человеческие жертвы богу Солнца, чтобы солнце не обессилело и не остановилось на небе.

    В американских цивилизациях слой жречества был весьма многочисленным и влиятельным. Обычно один из главных богов в религиях индейцев считался основателем жречества и письменности. Жрецы не только контролировали духовную жизнь населения американских государств, но и вели астрономические наблюдения, предсказывали погоду, были хранителями календаря, имевшего важное значение для земледельческих работ.

    Читайте также: