Борьба с мошенничеством доклад
Обновлено: 05.07.2024
В 2019 году порядка 40% российских компаний столкнулись с разными формами корпоративного мошенничества и попытками причинить вред со стороны бывших сотрудников. Такие данные приводит разработчик средств информационной безопасности Searchinform. Среди видов угроз: попытки откатов — 30%, промышленный шпионаж или работа на конкурентов — 24%, саботаж — 17%, создание фирмы-боковика — 11%.
Вероятно, в кризисный период количество злоупотреблений будет расти. Для противодействия корпоративному мошенничеству компании нужно выстроить бизнес-процесс, который состоит из четырех последовательных блоков: предотвращения, выявления, расследования и наказания виновных.
1. Предотвращение
Это превентивный блок, в рамках которого проводят анализ рисков, обучают и мотивируют персонал, настраивают работу с соискателями.
Оценка риска мошенничества и злоупотреблений. Оцените, на каких должностях и участках высокая возможность злоупотребления и вероятность потерь. При мониторинге нужно проявлять рискориентированный подход. Даже в небольшой компании, в которой нет специального департамента управления рисками, директор или его доверенное лицо должны заниматься этой работой.
Обеспечение безопасности при приеме на работу. Ошибки начинаются с приема на работу человека с плохой историей и моральными качествами: он обманывает рекрутеров, предоставляет ложные данные о бэкграунде, образовании. Соискателя нужно проверять тем строже, чем более высокую должность он может занять.
Обучение персонала процедурам предотвращения мошенничества. Предусмотрите бюджет на обучение сотрудников: чем больше вы вложите на этом этапе, тем меньше потеряете в будущем.
Внедрение системы мотивации для предотвращения внутрикорпоративного мошенничества и минимизации потерь. Награждайте сотрудников, которые помогли вскрыть факты корпоративного мошенничества, потому что они минимизируют потери компании.
Способы обеспечить работу на этапе предотвращения корпоративного мошенничества
- Политика компании в отношении внутрикорпоративного мошенничества.
- Специальные программы внутреннего контроля: проверки службы внутреннего аудита, как служба экономической безопасности проводит превентивные действия по контролю, внеплановые инвентаризации кассы, сбор информации о доходах и расходах топ-менеджмента компании.
- Оценка рисков мошенничества и реализация конкретных мероприятий по их снижению.
- Обучение и информирование персонала: что делается по предотвращению мошенничества, каких успехов в этом отношении достигли в компании. Большая ошибка — без лишнего шума отправлять сотрудников, пойманных за руку, на пенсию, а не наказывать. Официальной позицией руководства должна стать непримиримость с корпоративным мошенничеством и злоупотреблениями.
2. Выявление
Бывает, что факты корпоративного мошенничества долгое время остаются неизвестны службе безопасности. Уполномоченные сотрудники и организации должны стараться выявить то, что не смогли предотвратить.
Инструменты для выявления корпоративного мошенничества
3. Расследование
Одна из основных характеристик мошенничества — наличие умысла. После выявления злоупотреблений нужно инициировать расследование: кто виноват, по какой причине, была ли это ошибка или умышленные действия.
Инструменты расследования
- Разработанные строго формализованные процедуры внутреннего расследования. С их помощью повышается надежность выводов.
- Ресурсы для проведения внутреннего служебного расследования: дирекция по безопасности и департамент корпоративного внутреннего аудита. В компании должны быть люди с соответствующим бэкграундом, которые могут этим заниматься, потому что обычному человеку далеко не всегда комфортно расследовать факты мошенничества внутри бизнеса.
- Каналы информирования сотрудников о раскрытых фактах мошенничества: все должно проходить публично.
- Бизнес-процессы и система контроля. Понимание, что надо сделать, чтобы в следующем цикле подобная проблема не возникла снова. Поэтому расследование заканчивается не только констатацией факта, но и предложениями, как этого избежать в дальнейшем.
4. Наказание
Для бизнеса важно, чтобы эффективнее всего работал первый блок — предотвращение корпоративного мошенничества. Потому что руководитель не должен заниматься наказанием с точки зрения правосудия, его задача — не допустить потери. А когда все украдено, вернуть это очень сложно, даже если виновные выявлены и уволены.
Инструменты для привлечения к ответственности и возмещения ущерба
- Кадровые и дисциплинарные процедуры по привлечению к ответственности.
- Процедуры привлечения к материальной ответственности.
- Процедуры передачи материалов в правоохранительные органы.
Статья подготовлена на основе лекции Алексея Петрова, практикующего аудитора, преподавателя Русской Школы Управления.
Приглашаем на курсы по комплаенс-менеджменту и противодействию коррупции. Выбрать программу и формат обучения.
Слушайте Книжная полка РШУ на Яндекс.Музыке Светлана Щербак Автор медиапортала Русской Школы Управления
Читайте также: