Проблемы парламентского права в россии доклад

Обновлено: 02.07.2024

Парламент Российской Федерации, или Федеральное Собрание – это часть одной из ветвей власти в нашей стране, причем, относительно новая. В 2018 году исполняется 25 лет с тех пор, как Федеральное собрание появилось в России и начало свое функционирование. Однако его появление нельзя напрямую связать с эволюционным развитием института власти в стране. Предтечей возникновения парламента, как известно, было вооруженное столкновение в октябре 1993 года, вследствие дисбаланса между исполнительной и законодательной ветвями власти. Перед этим же, в свою очередь, случилась один из крупнейших геополитических катаклизмов в истории нашей страны – распад СССР в 1991 году.

Федеральное Собрание в РФ

Федеральное Собрание, согласно Конституции, является законодательным и представительным органом в Российской Федерации. Причем, в России провозглашен парламентаризм, что обеспечивает Парламенту верховное положение. Однако его наличие еще не говорит о том, что страна гарантированно обеспечивает себе демократизм и главенство народа как суверенного носителя власти в стране.

Легитимность парламента должно стать тем качеством, которое будет выносится на поверку. А воспроизводство правоотношений, обеспечивающих эту легитимность – априорной частью политической жизни страны.

Перед тем, как дать оценку состоянию института парламента в нашей стране, необходимо охарактеризовать его объективно.

Статус Федерального Собрания

Статус Федерального Собрания закреплен в пятой главе Конституции РФ. Это двухпалатный орган, состоящий из Совета Федерации и Государственной Думы. Основной задачей Гос. Думы является разработка законопроектов, Совет Федерации же рассматривает эти законопроекты и либо принимает их, либо отклоняет. Еще одним важным отличием является то, что Совет Федерации – это рефракционная палата. То есть, ее члены не образуют фракций. В отличие от Государственной думы.

Эта сложная система отвечает за законотворчество и, по сути, дает ход интересам народа, который делегировал им полномочия. Поэтому проблемы стоит искать на всех уровнях.

Соответственно, для народа, непривычного к ценностям парламентаризма, будет тяжело построить демократизм, соответствующий его главной идее. Наоборот, это больше будет похоже на фикцию и просто другой способ получить мало чем ограниченную власть на короткий срок.

И к этому требованию Россия, пока что, не готова. Очевидно, что в силу относительной молодости тех институтов, на которых опирается парламентаризм в России.

Направления развития парламентаризма

На данный момент, для нашей страны актуальны следующие направления развития парламентаризма:

  • Повышение легитимности представительства
  • Оптимизация работы парламентов всех уровней

И тут прослеживаются явные проблемы.

Как видится автору, принцип абсолютного большинства более способствует легитимности выборов в представительские органы.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Проблемы развития парламентаризма в России. Презентация на заданную тему содержит 14 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Проблемы развития парламентаризма в России. Работу выполнил: студент ГМб 1601-03-00 Жилина Анастасия Преподаватель: Плотникова Галина Николаевна

Парламентаризм — это система государственного устройства, при которой чётко разграничены функции законодательных и исполнительных властей при доминирующем положении парламента.

Актуальные проблемы развития парламентаризма. Происходившее радикальное изменение политической системы в 90-х гг. XX столетия способствовало не только появлению российских парламентов различного уровня. Оно также выявило самые острые политические вопросы, которые, как оказалось впоследствии, исторически присущи российской государственности. Говоря же о современном парламентаризме, следует учитывать его многомерность, так как он сочетает признаки политического, исторического, социокультурного и психологического феномена. В этой связи рассмотрение проблем парламентаризма имеет междисциплинарный характер, о чем свидетельствуют исторические, историко-правовые, правовые, философские, политологические, социологические и психологические труды исследователей.

Проблема взаимоотношений парламента с другими органами власти Реформа системы государственного управления на основе принципа разделения властей актуализировала проблему взаимоотношений парламента с другими органами власти. Внедрение в политическую практику постсоветской России новой избирательной системы способствовало развитию дискуссии о представительной природе законодательной власти и депутатской ответственности. Идея совмещения парламентаризма и представительной демократии оказалась внутренне противоречивой и спровоцировала постоянное обсуждение проблемы профессионализма парламентариев.

Проблема взаимоотношений парламента с другими органами власти Но при этом нельзя говорить об абсолютном превосходстве президентской и исполнительной структур над законодательной, так как в Конституции РФ зафиксированы парламентские гарантии (согласование с парламентариями важных государственных кадровых назначений, верховенство законов над указами президента, бюджетный контроль, право вотума недоверия правительству). Проблема места и роли парламента в политической жизни государства усложняется и тем, что, согласно Конституции, федеральный парламент не имеет правовой опоры в виде органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, организационных рычагов воздействия на них. Это, конечно, в определенной степени снижает значение Федерального Собрания в жизни общества, ослабляет его по сравнению с исполнительными и судебными органами власти, сохранившими в постсоветский период вертикальные системы и взаимосвязи с соответствующими властными структурами в субъектах РФ.

Проблема формирования легислатур Легислатура – период деятельности законодательного органа одного созыва или выборного должностного лица, срок его законных полномочий. Внедрение в политическую практику постсоветской России новой избирательной системы способствовало развитию дискуссии о представительной природе законодательной власти и депутатской ответственности. Выборы в органы государственной власти были призваны обеспечивать представительный характер и легитимность властных институтов. Парламентарии – это избранники народа, им делегированы полномочия для выражения и защиты интересов этого народа как в рамках собственной законодательной деятельности, так и в процессе взаимодействия с другими субъектами власти. Но именно в этом и заключается источник неоднозначного отношения как к парламенту в целом, так и к отдельному его члену.

Проблема формирования легислатур Еще К.П. Победоносцев, один из виднейших государственных деятелей второй половины XIX в., принципиальный противник теории парламентаризма, писал, что итоги выборов, как способа отбора лучших представителей народа, никаким образом не отражают волю избирателей. Избиратель отдает свой голос за человека, не потому что знает его и доверяет ему, а потому что наслышан о нем в период предвыборной агитации. Что касается политических решений, то они принимаются не во время парламентских дебатов, а на основании партийных или личных интересов.

Исследователи электорального процесса в современной России также считают, что результаты выборов не позволяют определить данную процедуру как адекватно отражающую предпочтения населения. Во-первых, они во многом зависят от грамотно реализованных вариантов манипулирования электоральным процессом, в числе которых: установление сроков выборов, нарезка округов, влияющая на численность депутатского корпуса, явная поддержка определенных кандидатов и др. Во-вторых, победу в избирательном марафоне одерживают, как правило, кандидаты, имеющие мощные ресурсы - финансовые или административные.

В отечественной научной среде количество отрицательных оценок российской избирательной практики превышает число положительных. Созданная система формирования законодательных (представительных) органов власти имеет свои достоинства и недостатки, именно последние наиболее ярко демонстрируют проблему представительства и ответственности парламентариев. Так, при смешанной избирательной системе (на 225 мандатов) население непосредственно избирает лишь половину состава нижней палаты - Государственной Думы ФС РФ. Остальная часть попадает в парламент благодаря партийным спискам. Как правило, поддержкой у населения пользуются только те политики, фамилии которых возглавляют эти списки. Благодаря их авторитету в Государственную Думу попадают мало кому известные и ничем себя не проявившие (кроме партийной верности) люди.

Проблема компетентности парламентариев С одной стороны, парламент избирается народом и постоянно должен поддерживать с ним связь, и периодичность выборов это обеспечивает. А с другой стороны, на него возлагаются важные профессиональные обязанности: законодательство и парламентский контроль. От их компетентного исполнения в буквальном смысле слова зависит судьба миллионов людей. Но российская система профессионального образования депутатов не готовит. На собственном опыте парламентарии приобретают теоретическую и практическую готовность к законотворчеству и постоянной работе с избирателями.

Проблема компетентности парламентариев Законодательная работа - это процесс сложный и длительный. Он включает в себя совокупность следующих последовательных процедур: внесение законопроекта на рассмотрение парламента на основе права законодательной инициативы; рассмотрение и принятие закона депутатами; подписание и обнародование документа. От депутата требуются знания в нескольких предметных областях, в числе которых и юриспруденция, и экономика. Особенно их необходимость актуализируется в процессе принятия бюджета.

Проблема компетентности парламентариев Для решения этой проблемы предлагаются различные варианты. Так, В.Б. Исаков, начальник Правового управления Аппарата Государственной Думы ФС РФ, выступил с поддержкой идеи вертикально интегрированного парламента. Это объединение парламента не только депутатов, как сейчас это происходит, когда их избирают и они в течение какого-то времени коллективно обсуждают весь список вопросов, а объединение депутатов разных уровней и по профессиональному принципу в парламент. Это может быть социальный парламент, парламент по социальным вопросам, парламент по экономическим вопросам, который объединяет депутатов разных уровней. Фактически это реализуется сейчас, но в очень слабой форме, в форме региональных совещаний (по экономическим, по социальным вопросам), когда раз в полгода собираются депутаты, председатели комитетов и обсуждают эти вопросы.

Вывод: Таким образом, проблемы современного парламентаризма — это совокупность сложных и противоречивых явлений российской политической действительности. Для решения одних достаточно принятия соответствующих нормативно-правовых актов, а условием решения других является изменение политической и гражданской культуры общества. Все проблемные сюжеты касаются признаков парламентаризма как особой демократической системы, и поэтому разрешение их также должно иметь системный характер. Место и роль парламента в системе государственной власти, его характер представительства, профессиональность и, в конечном счете, ответственность парламентария перед электоратом во многом зависят от тех, кто выбирает.

Коллектив авторов - Актуальные проблемы парламентаризма в России. Учебное пособие

Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Описание книги "Актуальные проблемы парламентаризма в России. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Актуальные проблемы парламентаризма в России. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.

Издание содержит тексты проблемных лекций, затрагивающих вопросы формирования, функционирования и прекращения деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти в Российской Федерации. Для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, интересующихся вопросами становления и развития российского парламентаризма. Законодательство приведено по состоянию на май 2014 г.

Актуальные проблемы парламентаризма в России

Под редакцией доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста Российской Федерации Г.Н. Комковой

Информация о книге

Авторы:

Астафичев П. А., Бердникова Е. В., Данилов М. В., Дураев Т. А., Липчанская М. А., Лобанов И. В., Комкова Г. Н.

Под редакцией доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста Российской Федерации Г.Н. Комковой.

Рецензенты:

Липатов Э. В. – д-р юрид. наук, зав. кафедрой административного и уголовного права Поволжского института управления имени П. А. Столыпина (филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ).

Издание содержит тексты проблемных лекций, затрагивающих вопросы формирования, функционирования и прекращения деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти в Российской Федерации.

Для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, интересующихся вопросами становления и развития российского парламентаризма.

Законодательство приведено по состоянию на май 2014 г.

© Коллектив авторов, 2014

В современном демократическом обществе парламент как конституционно-правовой институт играет ключевую роль в процессе государственного управления. Ведущее положение данного органа в системе разделения властей определяется его назначением в этой системе и взаимоотношениями с другими ветвями власти. Определение парламента как законодательного органа позволяет выявить его основную функцию – принятие законов, которые в правовом государстве являются важнейшим средством правового регулирования и обладают высшей юридической силой.

Парламент как представительный орган должен выражать компромиссную волю общества, которой он как законодательный орган придает форму закона. В данном случае право должно соответствовать своему критерию – совокупности ценностей, отражающих консенсуальный интерес граждан и их организаций и отвечающих требованию исполнимости. Представительство позволяет реализовать один из базовых конституционных принципов – принцип народовластия, что также делает парламент в своем роде уникальным органом, посредством которого реализуется народный суверенитет.

Контрольные полномочия, которыми в современных государствах наделяется парламент, предоставляют органу, создающему нормативные правые акты, возможность контроля за исполнением законов, что является немаловажным средством защиты прав граждан, в интересах которых эти законы и принимаются.

Полноценное развитие в совокупности основополагающих функций современного парламента позволяет обеспечить его верховенство и сформировать систему парламентаризма как особую разновидность государственного управления, основанного на ключевой роли парламента в политической сфере общества.

Двадцатилетний период существования представительных органов в современной России позволяет говорить о том, что наше государство сделало серьезные шаги вперед на пути построения демократического правового государства и создания условий для развития парламентаризма. За достаточно короткий период была сформирована не только нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность данных органов, но и появились и достаточно эффективно развиваются многочисленные парламентские институты и процедуры, сформирован национальный тип парламентской культуры и этики.

Однако наряду с достижениями отечественного парламентаризма, следует отметить, что на сегодняшний день все-таки остаются нерешенными отдельные проблемы, связанные с функционированием российских представительных органов. Все это детерминирует важность и актуальность проведения научных исследований в сфере парламентских правоотношений.

ПАРЛАМЕНТ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИИ

В настоящее время демократия признана одной из справедливых форм организации общества и государства, а народная воля рассматривается в качестве важнейшей конституционной ценности современности4, поскольку только воля народа легитимирует государства и выступает предпосылкой и основой государственной деятельности. Однако так было не всегда.

На сложности установления в России институтов прямой демократии оказал влияние ряд особенностей развития российского общества, отмеченных в свое время в работах многих исследователей5, заключающийся в целом в деспотичности российского самодержавия, обусловленной в том числе неразделенностью светской и церковной властей, опорой общества на традиционные ценности и элитарность либеральной идеологии.

Таким образом, вся история политико-правовой науки, развитие государства как социальной системы сопровождались конкуренцией различных теоретических концепций, объединяемых понятием народовластия – объединяющего принципа для правовой идеологии государств, относящихся ко многим правовым системам.


С целью компенсации делегитимации и слабого статуса российского парламентаризма были проведены некоторые меры законодательного совершенствования конституционно-политических институтов.

Некоторые из структурно-институциональных проблем парламентаризма (демократизация избирательной системы и формирования Совета Федерации (далее СФ), парламентский контроль, образование коалиционного правительства, порядок формирования СФ) не относятся к сфере конституционного регулирования — их возможно преодолеть путем изменения остального конституционного законодательства, что представляется наиболее оптимальным и реализуемым вариантом, обеспечивающим стабильность государственности. Планомерное внесение названных выше изменений в законодательство о выборах, политических партиях, формировании СФ, парламентском контроле, статусе депутатов и членов СФ, высших органах государственной власти и т. д. устраняющих описанные недостатки нынешнего регулирования, при наличии достаточной оппозиционной политической воли представляется вполне осуществимым даже в нынешней ситуации. Подготовка общественного мнения путем постепенных конституционных преобразований в перспективе откроет возможность изменения самой Конституции 1993 года.

В условиях мирового кризиса демократии и либерального парламентаризма, деидеологизированная концепция советской власти, обладающая колоссальным внутренним потенциалом, должна в самое ближайшее время стать объектом пристальных научных исследований и послужить теоретико-эмпирической базой для социальной инженерии ближайшего будущего, перед которой, совсем скоро, будут остро поставлены задачи поиска новых форм народного представительства. При этом, учитывая исторический опыт построения советской системы представительства в СССР, можно высказать надежду на то, что у России будет шанс встать во главе глобального движения обновления демократии, предложив миру кардинально новый проект народного представительства.

1. Bracher К. Problems of Parliamentary Democracy in Europe. N. Y„ 1971.

3. Алеман У. Парламентаризм // Политология: Краткий тематический словарь. Вып. 3. М., 1993.

7. Карапетян Л. М. Политические партии в судьбе России. СПб., 2009.

10. Линецкий А. В. Российские институты политического представительства в условиях радикальных общественных трансформаций. Опыт сравнительного анализа. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008.

11. Лукьянов А. И. Парламентаризм в России (вопросы истории, теории и практики): курс лекций. НОРМА, ИНФРА-М, Москва, 2010.

12. Медушевский А. Н. Размышления о современном российском конституционализме. М., 2007.

16. Шейнис В. Л. Взлет и падение парламента: переломные годы в российской политике (1985–1993): В 2 т. М., 2005. Т. 2.

17. Шейнис В. Л. Избирательное законодательство и избирательная практика в системе российских государственных институтов // Конституционный вестник. 2008. № 1 (19).

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, парламентский контроль, народное представительство, государственная власть, гражданское общество, избирательная система, исполнительная власть, олигархический капитал, остальное конституционное законодательство, парламентское расследование.

Похожие статьи

Россия, парламентский контроль, народное представительство, гражданское общество, парламентское расследование, остальное конституционное законодательство, олигархический капитал, исполнительная власть.

Российская публично-властная система народного.

Таким образом, как видно из вышесказанного, система народного представительства в России в полном соответствии с

5) Депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ — представитель избирателей в выборном органе.

Место парламента в структуре государственного аппарата

парламентаризм, парламент, Российская Федерация, исполнительная власть, Государственная Дума, государственная власть, законодательная власть, народное представительство, внешняя политика страны.

Парламентский контроль в субъектах Российской Федерации

исполнительная власть, законодательный орган, парламент, Российская Федерация, законодательная власть, Дания, государственный бюджет, городское самоуправление лица, парламентский контроль.

Общие принципы парламентского контроля в Российской.

Парламентский контроль представляет собой контроль парламента, выступающего в роли органа законодательной власти, за деятельностью исполнительной власти, в первую очередь, правительства.

Проблемы взаимоотношения законодательной и президентской.

Конституция РФ, Государственная дума, Российская Федерация, Федеральное Собрание, Президент РФ, Совет Федерации, президентская власть, парламентское расследование, Конституционный суд РФ.

Зарубежный опыт осуществления парламентского контроля

Институт парламентского контроля и расследования включён и в правовые системы ряда стран СНГ — государств, являющихся стратегическими партнёрами России. Несмотря на то, что на постсоветском пространстве конституции только четырех государств СНГ непосредственно.

Конституционно-правовой механизм выражения недоверия.

Конституция РФ, Государственная дума, Российская Федерация, Федеральное Собрание, Президент РФ, Совет Федерации, президентская власть, парламентское расследование, Конституционный суд РФ.

Кризис парламентаризма в России: фактические проявления

Россия, Европа, РФ, выбор, партия, парламентское большинство, законотворческий процесс, государственная власть, государственная Дума, политическая культура.

Похожие статьи

Россия, парламентский контроль, народное представительство, гражданское общество, парламентское расследование, остальное конституционное законодательство, олигархический капитал, исполнительная власть.

Российская публично-властная система народного.

Таким образом, как видно из вышесказанного, система народного представительства в России в полном соответствии с

5) Депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ — представитель избирателей в выборном органе.

Место парламента в структуре государственного аппарата

парламентаризм, парламент, Российская Федерация, исполнительная власть, Государственная Дума, государственная власть, законодательная власть, народное представительство, внешняя политика страны.

Парламентский контроль в субъектах Российской Федерации

исполнительная власть, законодательный орган, парламент, Российская Федерация, законодательная власть, Дания, государственный бюджет, городское самоуправление лица, парламентский контроль.

Общие принципы парламентского контроля в Российской.

Парламентский контроль представляет собой контроль парламента, выступающего в роли органа законодательной власти, за деятельностью исполнительной власти, в первую очередь, правительства.

Проблемы взаимоотношения законодательной и президентской.

Конституция РФ, Государственная дума, Российская Федерация, Федеральное Собрание, Президент РФ, Совет Федерации, президентская власть, парламентское расследование, Конституционный суд РФ.

Зарубежный опыт осуществления парламентского контроля

Институт парламентского контроля и расследования включён и в правовые системы ряда стран СНГ — государств, являющихся стратегическими партнёрами России. Несмотря на то, что на постсоветском пространстве конституции только четырех государств СНГ непосредственно.

Конституционно-правовой механизм выражения недоверия.

Конституция РФ, Государственная дума, Российская Федерация, Федеральное Собрание, Президент РФ, Совет Федерации, президентская власть, парламентское расследование, Конституционный суд РФ.

Кризис парламентаризма в России: фактические проявления

Россия, Европа, РФ, выбор, партия, парламентское большинство, законотворческий процесс, государственная власть, государственная Дума, политическая культура.

Читайте также: