Варган музыкальный инструмент доклад

Обновлено: 05.07.2024


На Алтае есть легенда: охотник, идя однажды по лесу, услышал странные мелодичные звуки. Это медведь забрался на сухую лиственницу, дергал щепу и играл. Охотнику понравилось, и он сделал музыкальный инструмент, который издавал точно такие же звуки. Так появился комуз – алтайский варган. Подобные сказки встречаются у разных народов.

Исследователи полагают, что родоначальником варгана был лук, появившийся в доисторические времена, в эпоху мезолита, приблизительно 9–12 тысяч лет назад: человеку было достаточно упереть один конец лука себе в нёбо или в зубы, а другой в землю, и смертоносное орудие превращалось в музыкальный инструмент, на котором играли, ударяя пальцами или палочками по тетиве (традиция игры на тетиве, зажимаемой зубами и пальцами ног, сохранилась до наших дней у некоторых племен Центральной Америки). Правда, разновидность варгана была обнаружена, скажем, и в Австралии, где аборигены лука не знали вообще.

Место варгана в современной музыке, медицине и религии у различных народов неодинаково. Где-то он полностью забылся, где-то остался, как архаичный пережиток, в других местах приобрел иное значение. В Германии варган долгое время считался элитным инструментом и играть на нем позволялось лишь знатным персонам.

На ауре можно было играть даже произведения классического репертуара, однако она не получила особой популярности. В 1821 году немецкий мастер Фридрих Бушман из нескольких маленьких варганов сконструировал первую губную гармонику. Карманный инструмент покорил сердца европейцев. Ну а когда губную гармонику снабдили мехами, миру предстали аккордеон и баян. Эти инструменты стали пользоваться огромным успехом, а варган был предан забвению.

В наше время варган известен крайне ограниченному кругу лиц и в большинстве случаев используется либо как сувенир, либо в качестве детской игрушки.

Вывод: Варган является одним из древнейших музыкальных инструментов, прошедшим через века и практически не изменившим свой внешний вид.

В наше время этот инструмент где-то полностью забылся, где-то остался, как архаичный пережиток, в других местах приобрел иное значение.

Строение варгана и способ звукоизвлечения

Пока люди не знали железа, они изготовляли варганы из имевшихся в их распоряжении материалов; так, кеты, манси, нивхи, ханты делали варганы из кости, башкиры, казахи, туркмены предпочитали дерево, а китайцы — дерево и бамбук.

Металлические варганы появились гораздо позже жильных, деревянных и костяных и, благодаря огромным звуковым преимуществам, оттеснили прочие на второй план. Вначале они были похожи по форме на своих предшественников из дерева и кости. Затем возникла модификация — добавление кольца, делающего звучание более громким и выразительным.

Такие варганы стали называться дугообразными, или дуговыми; именно им исполнители отдают предпочтение по сей день. В данном случае губами зажимается дуга; язычком служит тонкая металлическая пластинка с крючком на конце, крепящаяся к середине дуги и вибрирующая при защипывании ее пальцем.

К изготовлению варганов везде относились очень ответственно. Независимо от того, из железного, бронзового, медного или даже серебряного прута ковался инструмент, это дело доверялось только самым умелым кузнецам. Поверхность инструмента украшалась инкрустацией и выгравированными магическими символами, имеющими вид орнамента. Подобными рисунками покрывался и футляр, в котором хранился варган.

Иногда, футляр был сделан в виде тотемического животного или духа. Это изображение трактовалось, как Хранитель инструмента. Жизнь Хранителя была связана с самим варганом, а его сила заключалась в вибрирующем звуке. Футляр требовался для всех видов варганов, но для пластинчатых его мог заменить кожаный чехол. Для металлических он не годился, потому что в мягком чехле могла случайно сломаться загнутая ручка язычка. Обычным материалом для производства жестких футляров было дерево. Чаще всего футляр имел две половинки, в одной из которых выбиралось отверстие, точно повторяющее контуры инструмента. Вторая половина служила крышкой — скользящей по направляющим или навесной на петле.

В настоящее время лучшими варганами в мире считаются инструменты якутских мастеров.

Многим хватит и четверти часа, чтобы научиться играть на варгане, понять основные принципы извлечения и изменения звука. Однако, нет предела в совершенствовании техники игры, нет границ в использовании всевозможных приёмов.

Нужно вкладывать в музыку свои мысли и переживания, искать звук, близкий вам по духу и по настроению, экспериментировать со сложными ритмами дыхания и ударов по язычку. Каждый человек со временем обретает свою неповторимую манеру игры. Каждый варган обретает своё особенное звучание в руках у мастера.

Вывод: наиболее древними считаются пластинчатые варганы. Они делались из имевшихся в распоряжении людей материалов; так, кеты, манси, нивхи, ханты делали варганы из кости, башкиры, казахи, туркмены предпочитали дерево, а китайцы — дерево и бамбук. Затем появились металлические дугообразные варганы.

Музыкальный инструмент варган

Чукотские и якутские маги, шаманы, часто держат во рту небольшой предмет, издающий загадочные звуки. Это варган – предмет, который многие считают символом этнической культуры.

Что такое варган

Варган – это губной язычковый инструмент. Его основа – язычок, закрепленный на каркасе, чаще всего металлическом. Принцип работы такой: исполнитель помещает варган на зубы, зажимая предназначенные для этого места, и ударяет по язычку пальцами. Он должен двигаться в промежутке между сжатых зубов. Полость рта становится резонатором, поэтому, если менять очертания губ во время игры, можно создать особое звучание.

Игра на варгане

Научиться играть варганную музыку довольно просто. Главное в этом деле – больше экспериментировать.

История возникновения

Историки считают, что первые варганы появились около 3-х тысяч лет до нашей эры. В то время люди еще не умели добывать и ковать металл, поэтому инструменты делали из кости или дерева.

Вопреки частому заблуждению, варганом в древние времена пользовались не только жители северных районов Сибири. Похожие предметы находят по всему миру: в Индии, Венгрии, Австрии, Китае, Вьетнаме. В каждой стране его называют по-разному. Принцип действия все тот же, но инструменты разных народов выглядят неодинаково.

Предназначение варгана вне зависимости от страны, где его используют – ритуальное. Считалось, что с помощью монотонных звуков и горлового пения можно войти в транс и соединиться с миром божеств. Люди просили шаманов о здоровье и благополучии, а те обращались к потусторонним силам через ритуалы, где использовали варганную музыку.

Сегодня уже известно, почему волшебники племени входили в особое гармоничное состояние: регулярная игра на инструменте нормализует кровообращение и улучшает общее состояние здоровья. Эффект достигается благодаря ритмичным успокаивающим звукам.

Шаманизм сохранился у некоторых народов до нынешнего времени. Варган сегодня можно увидеть не только на ритуалах, но и на концертах этнической музыки.

Как звучит варган

Музыка в понимании человека – это обычно не совсем то, что исполняют на варгане. Его звук глубокий, монотонный, дребезжащий – музыканты называют его бурдонным, то есть непрерывно тянущимся. Если правильно установить варганную раму во рту, то получится услышать полный диапазон и уникальный тембр.

Существуют различные техники игры: языковые, гортанные, губные. Используя данные природой человеческие возможности, исполнители придумывают новые интересные стили.

Производители изначально создают определенный диапазон звучания, поэтому одни варганы издают низкие звуки, а другие – высокие.

Музыкальный инструмент варган

Алтайский комус

Виды варганов

Устройства, работающие по принципу варгана, есть в разных культурах – не только азиатских, но и европейских. Каждая разновидность имеет свое название, а некоторые особенно отличаются по форме и дизайну.

Комус (Алтай)

Небольшой прибор с дугообразной основой в форме овала. В легендах говорится, что женщины успокаивали детей медитативной музыкой с его помощью. Алтайский комус – самый известный вид варгана в России. Мастера Поткин и Темарцев изготавливают их для всех желающих научиться игре на шаманском инструменте. Некоторые покупают их как сувениры из Алтайского края.

Хомус (Якутия)

Якутский варган считают самым древним из всех. Когда-то его изготавливали из дерева, а сегодня почти все эти инструменты металлические. Мастера создают разнообразные дизайны рамы вручную.

Между хомусом и варганом есть небольшая разница. Отличаются они тем, что у варгана бывает только один язычок, а в приборе из Якутии их может быть до четырех.

Считается, что идея создать такой инструмент возникла, когда ветер подул через трещину в дереве, поврежденном молнией. Играя на хомусе, можно изобразить шелест ветра и другие звуки природы.

Якутский хомус

Якутский хомус

Генггонг (Бали)

Балийский музыкальный инструмент изготавливают из природных материалов. Рама генггонга обычно сделана из дерева, а язычок – из листа сахарной пальмы. По форме он разительно отличается от привычного комуса: в нем нет изгибов, он похож на трубку.

Чтобы извлечь звук, к язычку привязывают нитку и дергают за нее. Звучание меняется в зависимости от того, какую гласную произносит играющий.

Кубыз (Башкортостан, Татарстан)

Принцип работы кубыза никак не отличается от игры на похожих приборах, но его используют для других целей. Музыканты исполняют задорные песни, под которые когда-то танцевал башкирский народ. Кубызисты выступают соло и в ансамблях с другими исполнителями.

Существует два вида этого инструмента:

  • агас-кумыз с пластинчатым корпусом из дерева;
  • тимер-кумыз с рамой из металла.

Татарский кубыз почти не отличается от башкирского. Он бывает дугообразным и пластинчатым.

Татарский кубыз

Татарский кубыз

Аман хуур (Монголия)

Монгольский варган похож на другие подвиды из Азии, но у него есть особенности. Главная из них – замкнутая с обеих сторон рама. Язычок у аман хууров мягкий. Прибор делают из стали или меди.

Дрымба (Украина, Беларусь)

Дугообразный варган из Беларуси с жестким язычком. Его рама бывает овальной или треугольной. Славяне играли на дрымбе с давних времен – первые находки относят к XII веку. Ее яркие звуки медленно затихают, создавая эхо.

В Украине дрымбы были больше всего распространены на Гуцульщине, то есть на юго-востоке Украинских Карпат и в Закарпатской области. На них играли женщины и девушки, а иногда и пастухи.

Самые известные дрымбы – работы Сергея Хацкевича.

Гуцульская дрымба

Гуцульская дрымба

Дан Мой (Вьетнам)

Сам инструмент пластинчатый, с заострением с одной стороны. Бывают и дугообразные вьетнамские варганы, но они менее популярны. Материалы для изготовления дан моев – латунь или бамбук.

Стандартный инструмент из Вьетнама звучит высоко, с дребезжанием. Иногда встречается и басовый дан мой.

Доромб (Венгрия)

Этот любимый венграми инструмент имеет дугообразную основу и множество вариантов исполнения. Знаменитый мастер по варганам Золтан Силади изготавливает доромбы различного диапазона. У прибора широкая рама и нет петли на язычке. Обычно она нужна для удобства, но здесь изогнутый край не приносит исполнителю дискомфорта. У доромба довольно податливая мягкая рама, поэтому его нельзя с силой сжимать зубами или пальцами.

Венгерский доромб

Венгерский доромб

Ангкуть (Камбоджа)

Этот варган придумали жители племени пнонгов, он не является национальным камбоджийским инструментом. Все его элементы сделаны из бамбука. Он длинный и плоский, немного похож на градусник.

Мурчунга (Непал)

У непальского варгана необычная форма. Рама у него обычно стандартная, дугообразная, а мягкий язычок удлинен в обратную сторону. Во время игры музыкант может держаться за удлинение. Мурчунги издают мелодичные высокие звуки.

Непальская мурчунга

Непальская мурчунга

Зубанка (Россия)

Второе название для варгана у славянских народов России. Археологи находят их по всей западной части страны. Летописцы тоже упоминали о зубанках. Они писали, что с их помощью исполняли военную музыку. По мнению известного писателя Одоевского, многие русские крестьяне умели играть на зубанках.

Мир варганов многогранен и необычен. Играя на них, совершенствуя свои навыки, музыканты сохраняют традиции предков. Каждый может выбрать подходящую модель инструмента и вернуться к истокам.

Одним из символов культуры Якутии, Чукотки, народов Океании и Азии является варган – музыкальный инструмент, обладающий мистическим и завораживающим звучанием. Игра на нем требует от исполнителя не только знания различных музыкальных приемов, но и умения импровизировать.

Варган музыкальный инструмент

Что за музыкальный инструмент варган

Как возник

Первый экземпляр был найден на территории Монголии (на месте расположения древнего кочевого народа хунну). Его возраст ученые датируют III в. до н.э.

России варган традиционно использовали северные народы (мордва, печера, алтайцы, марийцы) в процессе проведения обрядов инициации и других ритуалов.

У историков имеется несколько версий о происхождении инструмента:

  1. Прообразом варгана стали деревянные щепки, использовавшиеся древними людьми для передачи сигналов друг другу на расстоянии.
  2. Его разновидности появились одновременно в нескольких частях света независимо друг от друга (в пользу этого указывает количество разновидностей в разных странах).
  3. Родиной инструмента является Китай, где он использовался жрецами во время религиозных таинств.

Общие элементы конструкции

Устройство большинства металлических варганов включает в себя неподвижную основу (раму), к/в которой прикреплен либо вырезан язычок.

элементы конструкции

При этом конструкция может быть:

  • дугообразной, соединенной из 2 частей (металлического язычка и рамки);
  • пластинчатой, имеющей цельный корпус, по центру которого располагается прорезь;
  • многоязычковой (включающей 2, 3 и более язычков).

Пластинчатые инструменты делают преимущественно из бамбука, тростника или кости, тогда как дуговой варган изготавливают только из металла.

Звучание инструмента

В зависимости от конструкции и вида различают варганы для игры в высоких, средних и низких регистрах. При правильно установленной во рту варганной раме отчетливо слышен бурдон (протяжный основной тон, на который накладывается мелодия либо звуковой шум). Тембр звучания инструмента специфически монотонный, глубокий.

Внешний вид

Классический инструмент представляет собой вытянутую пластину длиной 10–17 см (в зависимости от размера рта и кистей исполнителя) с небольшим расширением на конце. Посередине проходит металлическая или деревянная линия (язычок), оканчивающаяся на другом конце крючком для защипывания.

Внешний вид

Виды варганов и разница между ними

Различие между многочисленными инструментами сводится к разной форме рамы, количеству язычков, виду материала, а также приемам звукоизвлечения. При этом характерная тембровая неповторимость варганов даже при всех их отличиях остается родственной.

Комус

Родиной инструмента является Алтай. Варган был усовершенствован братьями Владимиром и Павлом Боткиными.

Он устроен таким образом:

  1. Корпус из латуни либо меди.
  2. Форма рамы гладко-овальная.
  3. Средняя длина – от 6 до 13 см.
  4. Язычки из стали.

Алтайский комус – одна из самых популярных среди всех существующих разновидностей инструмента. Варган Владимира Боткина отличается мягким и нежным звуком, тогда как конструкция Павла Боткина обогащает звучание глубокими вибрациями и низкими тонами.

Алтайский комус

Хомус

К особенностям инструмента относятся:

  1. Трещащий тембр звука.
  2. Большая громкость (в сравнении с другими).
  3. Диапазон игры – от низкого до среднего.
  4. Средняя длина – от 8 до 15 см.
  5. Четкое воспроизведение артикуляции и любых технических приемов.
  6. Игра в различных темпах.
  7. Количество язычков – до 4.

Среди прославленных хомусов – варганы мастеров Чемчоева, Христофорова, Михайлова, Готовцева.

Генггонг

Старейший индонезийский варган, отличающийся сухим тембром, очень тихим и мягким звуком.

Его конструкция не похожа на стандартный инструмент:

  • рама делается только из легкой древесины – бамбука, бальзы, сахарной пальмы;
  • длина составляет от 13 до 18 см;
  • к язычку прикреплена нитевая струна, которую необходимо дергать под различными углами;
  • варган не имеет изгибов (выглядит как 2 палки, обвязанные веревками).

Кубыз

Башкирский щипковый инструмент, который делится на Агас-Кубыз (пластинчатый варган из дерева) и Тимер-Кубыз (металлический). Имеет тихое звучание с резким затуханием. Некоторые модели позволяют играть мелодии (в пределах 1 октавы).

Кубыз

Предпочтительный тембровый диапазон – от среднего до очень высокого. Известные производители – Мустафин, Хитров, Гимадиев.

Аман хуур

Монгольский варган применялся не только в сакральной культуре, но и в быту.

Он имеет свои отличительные особенности:

  1. Несколько креплений язычка у основания (от 1 до 4).
  2. Преимущественно малые размеры корпуса (от 6 до 10 см).
  3. Изготовление только из латуни.
  4. Форма пластины в виде треугольника.
  5. Диапазон – от низкого до среднего.

На аман хууре удобно осваивать азы исполнительства на варгане, т.к. у него язычок легкой либо средней жесткости.

Дрымба

Принадлежит к семейству дуговых варганов, пользующихся популярностью в Западной Европе (Румынии, Молдавии, Белоруссии и на Украине).

Инструмент обладает такими свойствами, как:

  • густой и яркий звук в крайних регистрах;
  • долго затухающее эхо;
  • низкий обертон при громком звучании, дающий дополнительные призвуки;
  • сильная вибрация язычка при игре в низком регистре;
  • небольшой тембровый диапазон.

Дрымба лучше всего подходит для медитативных практик и спокойной, размеренной игры. Известные мастера – Хацкевич, Ванджурак, Дерновой, Пыжов.

Дан мой

Редкий представитель варганов (Вьетнам), которые нужно прикладывать к губам, а не к зубам. Они относятся к самым миниатюрным среди всех пластинчатых губных инструментов.

Существует 3 разных типа вьетнамских дан мой:

  1. Классические. Корпус и язычок сделаны из литого металла.
  2. Тонкие пластинчатые. Материал – латунь либо бамбук.
  3. Толстые пластинчатые (из меди или толстого листа латуни).

Инструмент прост в обращении благодаря легкому язычку, чутко реагирующему на любое прикосновение. Звук варгана тихий, воздушный, с небольшим треском. В среднем регистре звучание плотное, несколько грубоватое. Высота звучания и палитра обертонов зависят от производителя.

Дан мой

Также особенностью дан мой является отсутствие требовательности к технике – параметры и качество звука легко задает исполнитель.

Доромб

Инструмент дугообразной формы. Рама удобно ложится в руку, язычок плотной и туговатый.

У доромба есть много отличий от других варганов:

Коме того, доромб нельзя сильно прижимать к губам или прикусывать (портится качество звука). Он лучше всего подходит для экспрессивной манеры игры.

Доромб

Новичкам не рекомендуется начинать обучение игре на варгане с этого инструмента. В то же время музыкант, освоив доромб, сможет блестяще играть на любом из существующих варганов. Признанным мастером-изготовителем является Золтан Силади.

Ангкуть

Разновидность бамбуковых варганов, изготавливаемых в Камбодже (племенем мнонгов). Рама инструмента содержит подвижные пластины, благодаря которым можно менять зазор между декой и язычком и добиваться тем самым изменения тембровой окраски.

Само звучание ангкути отличается громкостью (в сравнении с деревянными варганами) и трескучестью. Верхний регистр отчетливо выделяется при игре; в то же время низкие звуки практически не слышны.

Ангкуть

Мурчунга

Непальский язычковый инструмент, тембр которого очень мелодичный и приятный для слуха. Большинство варганов позволяют играть мелодии в верхнем регистре (диапазон – не больше квинты).

К особенностям мурчунги относятся:

  • язычок, удлиненный в обратную сторону (что позволяет удобно держать инструмент, не зажимая раму);
  • оригинальная форма рамы;
  • разнообразие материалов, из которых может быть сделан варган (медь, сталь, латунь, алюминий, древесина);
  • возможность удобно играть как в медленном, так и в быстром темпе (благодаря высокой чувствительности и упругости язычка).

Эта разновидность варгана может быть одинаково интересна и музыкантам-любителям, и профессионалам.

Мурчунга

Зубанка

Считается традиционным русским варганом, однако существуют и другие названия (мансийский хомус). Зубанки обладают красивым массивным звучанием в низком регистре, который является основным, и устойчивыми обертонами. Инструмент предназначен для игры в медленном и среднем темпе – исполнить быстрые мелодии на нем крайне сложно.

Некоторые зубанки усовершенствованы современными мастерами (Глазыриным, Макасеевым, Рыбниковым), вследствие чего на них можно по желанию менять высоту звука.

Зубанка

Как выбирать для себя варган

Для новичков существует несколько соображений, которые помогут им облегчить выбор музыкального инструмента:

  1. Если человек не умеет играть на варгане и хочет научиться, то ему следует выбирать тот инструмент, на котором проще всего освоить азы исполнительства. Таковыми являются вьетнамский дан мой, монгольский аман хуур или китайский коу сян.
  2. Если стоит цель стать профессиональным исполнителем, в совершенстве владеющим варганом, то начинать лучше с дрымбы, хакасского хомуса, планируя в дальнейшем перейти на доромб.
  3. Усредненными музыкальными инструментами (т.е. с качественным звуком, широким диапазоном и простотой освоения) стоит считать якутские хомусы, русские варганы от производителя Литвинова или отдельные модели гуцульских дрымб.

Размер

Величина корпуса варгана не всегда говорит о его звуковых особенностях. Некоторые маленькие инструменты (малые зубанки Литвинова, эстонские пармупилли) обладают высокой громкостью даже в верхнем регистре, несмотря на небольшую раму.

Размер

Однако в большинстве случаев можно вывести зависимость между размером и особенностями звучания:

  1. Варганы от 5 до 8 см имеют тихий звук, слабые вибрации и предназначены скорее для самостоятельного пользования (медитации), чем для публичного исполнения.
  2. Громкость варганов от 8 до 14 см варьируется от низкой до высокой. Звучность ясная и четкая, благодаря чему их можно использовать в качестве не только сольного, но и группового инструмента. Новичкам лучше всего остановить свой выбор на варгане средних размеров.
  3. При длине рамы от 14 см и выше варган считается большим. К звучанию обертонов добавляются посторонние шумы (треск, дребезжание), что при умелой игре позволяет обогащать звук. В то же время большие инструменты требуют опыта игры и сформированных у исполнителя музыкальных навыков.

Жесткость и длина язычка

Чем жестче язычок, тем сложнее добиться ровного звучания. Профессиональные варганы имеют как минимум среднюю жесткость, т.к. она обеспечивает длительность звучания, его медленное затухание, а также позволяет использовать многочисленные технические приемы.

Длина и ширина язычка тоже влияют на качество звука. Чем длиннее металлическая пластина, тем более низкие ноты удастся извлечь.

Короткие язычки свойственны вьетнамским, индийским и камбоджийским инструментам, сделанным из дерева.

Размер колена и кольца

Эти параметры влияют на доступную скорость игры на инструменте. Варган с большим кольцом и коленом больше подходит для медленных, протяжных мелодий с простым ритмом. На таком инструменте удобно отрабатывать технику игры и точность, поэтому его нередко рекомендуют всем, кто еще не освоил первичные навыки исполнения.

Размер колена и кольца

Короткое колено позволяет играть быстрые мелодии, однако к нему нужно привыкнуть, т.к. поначалу во время игры будет сложно не задевать рукой за щеку.

Маленькое кольцо и колено делают звук инструмента выше, пронзительнее.

Материал

Различие между инструментами можно проиллюстрировать в виде списка:

  1. Дерево. Инструмент имеет слабую отдачу на ротовой аппарат. Звучание скорее тихое, чем громкое, приглушенное. Приятны в ощущениях при частой игре.
  2. Кованый металл. Звучность яркая, отчетливая, временами резкая. Обертона насыщены высокими тонами (даже если сам инструмент басовый).
  3. Гнутый и пластинчатый металл. Звук сухой, матовый, хорошо подходит для аккомпанемента или сопровождения партий других инструментов. У всех металлических варганов сильная отдача на зубы.
  4. Медь. Отдельно от группы металла стоят медные инструменты, т.к. они по своим характеристикам являются промежуточными между деревянными и металлическими варганами.
  5. Экзотические материалы (камень, китовый ус, кости животных). Их объединяют бархатное, нежное звучание вкупе с низкой громкостью и такой же низкой прочностью.

Самый важный пункт музыкального инструмента, который каждый определяет в соответствии со своим вкусом. Во многом звучание варгана, громкость и величина диапазона зависят от артикуляционных навыков человека.

Звук

Высокий регистр варгана хорошо подходит для исполнения мелодий. Отчетливо слышны ноты, которые обладают певучестью и яркостью. В свою очередь низкий регистр предрасполагает к медитативным практикам и созданию нужной звуковой атмосферы или фона.

При игре в среднем регистре удобно очерчивать ритмический рисунок мелодии и задавать темп. При этом сам регистр считается универсальным (классическим) для варгана.

Тоновый диапазон

Под диапазоном понимают пограничные, крайние тона (самый высокий и самый низкий, которые может воспроизвести варган). Его величина зависит от конструкции инструмента, качества рамы и геометрии дек.

Чем шире диапазон, тем больше возможностей у исполнителя продемонстрировать свое мастерство (к таковым инструментам, помимо доромба, относятся многие алтайские комусы и немецкий маультроммель).

Как играть на варгане

Чтобы научиться извлекать хоть какие-нибудь звуки, достаточно потратить 5 минут. Необходимо плотно прижать к зубам или губам основу инструмента, оставляя между ними щель для язычка, далее – щипком резко оттянуть язычок от себя. Резонатором является вся ротовая полость.

Расположение во время игры

Брать инструмент следует так, чтобы не касаться пальцами язычка.

Расположение во время игры

Существует несколько вариантов расположения пальцев:

  1. Классический. Указательный и средний пальцы обхватывают раму с обеих сторон, большой палец подушечкой упирается в кольцо.
  2. Закрытый. Руку сжимают в кулак (в вертикальном положении, большой палец отодвинут в сторону). На указательный палец кольцом вперед кладут варган, большой палец обхватывает кольцо.
  3. Открытый. Кольцо варгана удерживают большим и указательным пальцами сбоку за кольцо.

Независимо от расположения необходимо следить за тем, чтобы язычок оставался свободным.

Базовые приемы

Перед извлечением звука варган нужно прижать (не прикусить и не зажать) к зубам, следя за тем, чтобы оставалась щель, делающая возможными колебания язычка. Губы должны быть расслаблены. После этого нужно привести в движение язычок при помощи щипка или легкого удара.

В процессе игры на варгане важно обращать внимание на расслабленность кисти, которая делает щипок. При зажатой руке сложно контролировать темп удара, ритм и силу.

Существует несколько базовых способов звукоизвлечения:

  1. Щипок осуществляют указательным пальцем (подушечкой либо ребром), остальные расслаблены и опущены. Локоть находится внизу.
  2. Указательный и средний пальцы поочередно делают щипки. Локоть чуть выше уровня плеч.
  3. Для игры в быстром темпе опускают локоть ниже уровня плеч и делают щипки указательным пальцем с вращением кисти по кругу.

Для медленного темпа удобнее извлекать звучание большим пальцем, разгибая руку в локте в процессе щипка.

Дыхательная техника

Новичкам первое время рекомендуется дышать привычным образом, чтобы освоить начальный этап игры. Профессиональные исполнители учатся регулировать вдох и выдох во время игры. Для этого подходит нижнее диафрагмальное дыхание (открытое или закрытое горло в зависимости от того, какого звукового эффекта нужно достичь).

Звучание варгана можно удлинить при медленном вдохе (выдох влияет в меньшей степени).

Управление звуком

Не менее важно положение языка – при произнесении согласных тембр становится резче и отчетливее.

При удержании мышц глотки в напряжении (т.н. закрытый второй рот) звучание становится насыщенным и объемным.

Когда-то инструмент встречался среди русского народа и на Поволжье во 2 - 10 веках. Но обычай был практически утерян. Сегодня существуют мастера, которые возрождают традиционный русский варган.


myprotein

Варган – является самым древним язычковым музыкальным инструментом. Он встречается в культурах большинства народов мира. Играют на нем прижимая к зубам или к губам и изменяя артикуляцию рта и дыхания. Ротовая полос служит в таком случае резонатором, и даёт возможность менять тембр инструмента. Новые оттенки в звучание вносят изменения положения диафрагмы, глоточные, гортанные, языковые, губные способы извлечения звука. Обычно варган делается из металла, дерева или кости. В России варганы широко распространены в Якутии, Туве и на Алтае.

Варганы бывают двух типов:

binance вместе

tinkoff кредитка

  1. Пластинчатый. Представляет собой тонкую, узкую пластину. Язычок вырезывается в её середине.
  2. Дугообразный. Обычно выковывается из железа. Представляет собой прут, в центре которого прикрепляется тонкий стальной язычок с крючком на конце. На территории России наиболее распространены именно дугообразные варганы.

Когда-то инструмент встречался среди русского народа и на Поволжье во 2 — 10 веках. Но обычай был практически утерян. Сегодня существуют мастера, которые возрождают традиционный русский варган. Тем не менее, несмотря на эти попытки, нет ни одной реконструкции найденных при раскопках образцов древнего русского инструмента. В летописях конечно упоминается о варгане как о военном музыкальном инструменте. Но быть может это несколько иной по конструкции варган, более пригодный для военной музыки, нежели тот, о котором говорится выше.

Стоит отметить, что практически во всех странах варган изобретался независимо, благодаря чему в каждой стране инструмент обладает набором неповторимых характеристик. Неизменным же остаётся только принцип извлечения звука. Варган имеет необычное, металлическое звучание, приятное уху. Оно успокаивает и настраивает на размышления. Конечно, Важно тембр и оттенки звука зависят не только от самого инструмента, но и от исполнителя. В руках разных людей варган всегда звучит по-разному. В России на Алтае под звуки варгана сочетают с горловое пение. Вибрации варгана могут вызвать состояние легкого контролируемого транса. Именно это его свойство используют в шаманских трансовых практиках.

Потенциал инструмента до сих пор не перестает удивлять своим многообразием и красочностью. Чтобы играть на варгане не требуется специального музыкального образования. Научиться извлекать из него звук просто, а совершенствоваться в навыке можно всю жизнь. В России игру на варгане возрождают как в кругу профессионалов, так и в кругу любителей.

Читайте также: