Устойчивость объектов экономики доклад

Обновлено: 04.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Группа: ТО 1.9 , 12,13

Общее понятие об устойчивости экономики в ЧС.

Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики

Структура, и задачи органов государственной власти всех уровней по управлению экономикой в военное время определяются законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими их деятельность с введением в стране или на ее отдельных территориях военного положения и в военное время в целом.

Управление экономикой страны в условиях военного времени должно обеспечивать:

- непрерывное централизованное и децентрализованное (для особых условий) руководство деятельностью территориальных и отраслевых звеньев экономики и организаций, независимо от их форм собственности;

- перестройку и перевод органов управления экономикой всех уровней на работу в условиях военного времени при введении для них соответствующих степеней готовности;

- возможность, при необходимости, автономного управления функционированием отраслевых и территориальных звеньев экономики.

Повышение устойчивости управления экономикой обеспечивается путем:

- создания системы рационально размещенных и технически оснащенных городских и загородных защищенных пунктов управления для федеральных и территориальных органов власти;

- создания и подготовки дублирующих органов управления, а также систем и отдельных звеньев связи, оповещения, сбора и обработки необходимой информации;

- проведения комплекса организационных мероприятий по перестройке организационно-штатной структуры органов власти и управления и подготовке их к переводу для работы в условиях военного времени;

- разработку и осуществления комплекса мер по подготовке сбора, обработки, обобщения и передачи, необходимой для управления в данных условиях, информации, а также по обеспечению их сохранения при воздействии средств поражения;

- подготовки руководящего состава органов управления для работы в условиях военного времени;

- заблаговременной разработки комплекса нормативных правовых и методических документов, обеспечивающих подготовку к переводу, перевод и особенности органов управления в условиях военного времени.

Приоритетными мероприятиями и задачами, обеспечивающими повышение устойчивости управления экономикой, являются:

- подготовка органов власти и управления к переводу для работы в условиях военного времени;

-разработка комплекса нормативных правовых и методических документов, а также повышение устойчивости средств связи, сбора, передачи и обобщения информации, необходимой для принятия управленческих решений.

Создание резервов материальных ресурсов

Наличие резервов (запасов) материальных ценностей является важной составной частью мер, направленных на повышение устойчивости функционирования экономики страны в военное время.

Основное назначение резервов материальных ресурсов - неотложное первоочередное приоритетное обеспечение:

- функционирования сохранившихся после воздействия противника важнейших объектов экономики и инфраструктуры страны;

- восстановления нарушенного функционирования отдельных наиболее важных объектов экономики;

- первоочередных аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении гражданской обороны.

В этих целях должны создаваться резервы материальных ресурсов. При создании данных резервов особое внимание следует уделять обеспечению функционирования особо важных объектов экономики для обороноспособности страны и выживания населения в военное время.

Реализация государственной политики в области повышения устойчивости функционирования экономики

Повышение устойчивости функционирования экономики, ее территориальных, отраслевых звеньев и организаций в военное время зависит от целенаправленности и результативности деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, направленных на реализацию и обеспечение государственной политики в данной области.

Основными задачами и мероприятиями по реализации государственной политики в области повышения устойчивости функционирования экономики являются:

1. организация и осуществление мониторинга и прогнозирования устойчивости функционирования экономики;

Мониторинг состояния устойчивости функционирования экономики, ее отраслевых, территориальных звеньев и организаций в военное время включает в себя:

- анализ, оценку и прогнозирование состояния обеспечения защиты и жизнеобеспечения населения, рационального размещения производительных сил на территории страны и совершенствования структуры экономики, уровня сохранения объектов, существенно необходимых для обеспечения устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, подготовленности экономики к работе в условиях военного времени и восстановлению нарушенного функционирования, а также состояния устойчивости управления экономикой;

- наблюдение и контроль за состоянием реализации специальных норм, правил и требований, а также планируемых мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования экономики, ее территориальных и отраслевых звеньев и объектов, а также объектов инфраструктуры.

2. планирование и осуществление мероприятий по повышению устойчивости функционирования экономики;

При организации и осуществлении планирования приоритетными направлениями и мероприятиями являются:

- создание, совершенствование и обеспечение реализации законодательной, нормативной правовой базы и особенно специальных норм, правил и требований в части рационального размещения производительных сил на территории страны и совершенствования структуры экономики, ее территориальных и отраслевых звеньев;

- сохранение объектов, существенно необходимых для обеспечения устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

- повышение устойчивости управления экономикой в военное время

Процесс планирования мероприятий по повышению устойчивости функционирования экономики, ее отраслевых и территориальных звеньев в военное время условно можно разбить на три этапа:

Подготовительный;

- прогнозирование возможной обстановки, потерь и разрушений для заданных (согласованных с Генеральным Штабом ВС Российской Федерации) вариантов воздействия современных средств поражения по городам и объектам экономики; за основу берется наиболее тяжелый для страны вариант;

- прогнозирование состояния и возможностей экономики, ее отраслевых и территориальных звеньев по производству оборонной и важнейшей народнохозяйственной продукции (выполнению функций);

- определения уровней удовлетворения оборонных и важнейших народнохозяйственных потребностей – показателей устойчивости функционирования экономики страны в военное время.

Этап перспективного планирования имеет целью обосновать рациональный комплекс мероприятий, обеспечивающих "приемлемые" потери населения (производственного персонала) и уровни удовлетворения оборонных и важнейших народнохозяйственных потребностей при минимальных затратах на их осуществление за планируемый период времени. Он включает анализ достигнутых значений показателей подготовленности экономики, ее отраслевых и территориальных звеньев и формирование массивов возможных мероприятий, влияющих на выбранные критерии эффективности мероприятий.

Основной целью разработки годового плана является обоснование (уточнение) рационального комплекса мероприятий, обеспечивающих максимальное снижение потерь населения (производственного персонала) и повышение уровня удовлетворения оборонных и важнейших народнохозяйственных потребностей при заданных объемах их финансирования. Этап годового планирования включает:

- экономическое регулирование деятельности по повышению устойчивости функционирования экономики;

- совершенствование законодательной, нормативной, правовой и методической базы;

Создание и совершенствование законодательной, нормативной правовой и методической базы, обеспечивающей решение всего комплекса задач повышения устойчивости функционирования экономики страны в военное время является одним из основных приоритетных условий реализации государственной политики в данной области.

Законодательные акты Российской Федерации должны определять и регламентировать:

- основные цели, направления повышения устойчивости функционирования экономики в военное время и пути их достижения и реализации;

- основные полномочия, задачи и функции органов государственной власти всех уровней, а также организаций в данной области деятельности и отношения между ними;

- основные организационные принципы управления процессами разработки и осуществления мероприятий по повышению устойчивости функционирования экономики в военное время, а также механизмы и источники их финансового и материально-технического обеспечения.

финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий по повышению устойчивости функционирования экономики.

Из бюджетов субъектов Российской Федерации должно осуществляться финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий по всем основным направлениям повышения устойчивости функционирования экономики, ответственность за разработку и реализацию которых в законодательном и нормативном порядке на них возложена.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Группа: ТО 1.9 , 12,13

Общее понятие об устойчивости экономики в ЧС.

Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики

Структура, и задачи органов государственной власти всех уровней по управлению экономикой в военное время определяются законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими их деятельность с введением в стране или на ее отдельных территориях военного положения и в военное время в целом.

Управление экономикой страны в условиях военного времени должно обеспечивать:

- непрерывное централизованное и децентрализованное (для особых условий) руководство деятельностью территориальных и отраслевых звеньев экономики и организаций, независимо от их форм собственности;

- перестройку и перевод органов управления экономикой всех уровней на работу в условиях военного времени при введении для них соответствующих степеней готовности;

- возможность, при необходимости, автономного управления функционированием отраслевых и территориальных звеньев экономики.

Повышение устойчивости управления экономикой обеспечивается путем:

- создания системы рационально размещенных и технически оснащенных городских и загородных защищенных пунктов управления для федеральных и территориальных органов власти;

- создания и подготовки дублирующих органов управления, а также систем и отдельных звеньев связи, оповещения, сбора и обработки необходимой информации;

- проведения комплекса организационных мероприятий по перестройке организационно-штатной структуры органов власти и управления и подготовке их к переводу для работы в условиях военного времени;

- разработку и осуществления комплекса мер по подготовке сбора, обработки, обобщения и передачи, необходимой для управления в данных условиях, информации, а также по обеспечению их сохранения при воздействии средств поражения;

- подготовки руководящего состава органов управления для работы в условиях военного времени;

- заблаговременной разработки комплекса нормативных правовых и методических документов, обеспечивающих подготовку к переводу, перевод и особенности органов управления в условиях военного времени.

Приоритетными мероприятиями и задачами, обеспечивающими повышение устойчивости управления экономикой, являются:

- подготовка органов власти и управления к переводу для работы в условиях военного времени;

-разработка комплекса нормативных правовых и методических документов, а также повышение устойчивости средств связи, сбора, передачи и обобщения информации, необходимой для принятия управленческих решений.

Создание резервов материальных ресурсов

Наличие резервов (запасов) материальных ценностей является важной составной частью мер, направленных на повышение устойчивости функционирования экономики страны в военное время.

Основное назначение резервов материальных ресурсов - неотложное первоочередное приоритетное обеспечение:

- функционирования сохранившихся после воздействия противника важнейших объектов экономики и инфраструктуры страны;

- восстановления нарушенного функционирования отдельных наиболее важных объектов экономики;

- первоочередных аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении гражданской обороны.

В этих целях должны создаваться резервы материальных ресурсов. При создании данных резервов особое внимание следует уделять обеспечению функционирования особо важных объектов экономики для обороноспособности страны и выживания населения в военное время.

Реализация государственной политики в области повышения устойчивости функционирования экономики

Повышение устойчивости функционирования экономики, ее территориальных, отраслевых звеньев и организаций в военное время зависит от целенаправленности и результативности деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, направленных на реализацию и обеспечение государственной политики в данной области.

Основными задачами и мероприятиями по реализации государственной политики в области повышения устойчивости функционирования экономики являются:

1. организация и осуществление мониторинга и прогнозирования устойчивости функционирования экономики;

Мониторинг состояния устойчивости функционирования экономики, ее отраслевых, территориальных звеньев и организаций в военное время включает в себя:

- анализ, оценку и прогнозирование состояния обеспечения защиты и жизнеобеспечения населения, рационального размещения производительных сил на территории страны и совершенствования структуры экономики, уровня сохранения объектов, существенно необходимых для обеспечения устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, подготовленности экономики к работе в условиях военного времени и восстановлению нарушенного функционирования, а также состояния устойчивости управления экономикой;

- наблюдение и контроль за состоянием реализации специальных норм, правил и требований, а также планируемых мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования экономики, ее территориальных и отраслевых звеньев и объектов, а также объектов инфраструктуры.

2. планирование и осуществление мероприятий по повышению устойчивости функционирования экономики;

При организации и осуществлении планирования приоритетными направлениями и мероприятиями являются:

- создание, совершенствование и обеспечение реализации законодательной, нормативной правовой базы и особенно специальных норм, правил и требований в части рационального размещения производительных сил на территории страны и совершенствования структуры экономики, ее территориальных и отраслевых звеньев;

- сохранение объектов, существенно необходимых для обеспечения устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

- повышение устойчивости управления экономикой в военное время

Процесс планирования мероприятий по повышению устойчивости функционирования экономики, ее отраслевых и территориальных звеньев в военное время условно можно разбить на три этапа:

Подготовительный;

- прогнозирование возможной обстановки, потерь и разрушений для заданных (согласованных с Генеральным Штабом ВС Российской Федерации) вариантов воздействия современных средств поражения по городам и объектам экономики; за основу берется наиболее тяжелый для страны вариант;

- прогнозирование состояния и возможностей экономики, ее отраслевых и территориальных звеньев по производству оборонной и важнейшей народнохозяйственной продукции (выполнению функций);

- определения уровней удовлетворения оборонных и важнейших народнохозяйственных потребностей – показателей устойчивости функционирования экономики страны в военное время.

Этап перспективного планирования имеет целью обосновать рациональный комплекс мероприятий, обеспечивающих "приемлемые" потери населения (производственного персонала) и уровни удовлетворения оборонных и важнейших народнохозяйственных потребностей при минимальных затратах на их осуществление за планируемый период времени. Он включает анализ достигнутых значений показателей подготовленности экономики, ее отраслевых и территориальных звеньев и формирование массивов возможных мероприятий, влияющих на выбранные критерии эффективности мероприятий.

Основной целью разработки годового плана является обоснование (уточнение) рационального комплекса мероприятий, обеспечивающих максимальное снижение потерь населения (производственного персонала) и повышение уровня удовлетворения оборонных и важнейших народнохозяйственных потребностей при заданных объемах их финансирования. Этап годового планирования включает:

- экономическое регулирование деятельности по повышению устойчивости функционирования экономики;

- совершенствование законодательной, нормативной, правовой и методической базы;

Создание и совершенствование законодательной, нормативной правовой и методической базы, обеспечивающей решение всего комплекса задач повышения устойчивости функционирования экономики страны в военное время является одним из основных приоритетных условий реализации государственной политики в данной области.

Законодательные акты Российской Федерации должны определять и регламентировать:

- основные цели, направления повышения устойчивости функционирования экономики в военное время и пути их достижения и реализации;

- основные полномочия, задачи и функции органов государственной власти всех уровней, а также организаций в данной области деятельности и отношения между ними;

- основные организационные принципы управления процессами разработки и осуществления мероприятий по повышению устойчивости функционирования экономики в военное время, а также механизмы и источники их финансового и материально-технического обеспечения.

финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий по повышению устойчивости функционирования экономики.

Из бюджетов субъектов Российской Федерации должно осуществляться финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий по всем основным направлениям повышения устойчивости функционирования экономики, ответственность за разработку и реализацию которых в законодательном и нормативном порядке на них возложена.

В современных условиях вызывают тревогу негативные факты. В частности, в России нарушаются равновесные экономические отношения, безопасные для существования страны. В январе 1995 года скачек цен и отсутствие индексирования заработной платы привели к тому, что из 89 регионов, способных к самостоятельному развитию, их число снизилось до 9.

Анализ состояния безопасности промышленных объектов показывает, что ее низкий уровень связан, прежде всего, с неудовлетворительным состоянием основных фондов, медленными темпами реконструкции производств, отставанием сроков ремонтов и замены устаревшего оборудования, неисправностями или отсутствием надежных систем предупреждения и локализации аварий, приборов контроля и средств защиты.

Таким образом, правительство нарушило безопасный процесс равновесного развития экономики. К сожалению, мы до сих пор халатно относимся к экологии, к охране труда, а значит, и к безопасности жизнедеятельности человека. Характерный пример – была разработана система компьютерной оценки эффективности расстановки производственного оборудования и времени безопасной эвакуации в состоянии пожара. И эта система была не востребована; мотивация- отсутствие денег. Но главное здесь заключается в моральной апатии руководителей предприятий.

2. Чрезвычайные ситуации, причины и профилактика

Хозяйственная деятельность человека приводит к нарушению экологического равновесия, возникновению аномальных природных и техногенных ситуаций: стихийных бедствий, катастроф и аварий. Человечество ежедневно сталкивается с множеством суровых природных явлений.

При чрезвычайных ситуациях всевозможные предприятия, попавшие в их зону, зачастую полностью или частично теряют способность производить продукцию, выполнять другие свои функции. В этом случае говорят о потере данным производственным объектом устойчивости функционирования.

Актуальной проблемой современности является организация спасения людей, проведения аварийно-спасательных работ, уменьшения материального ущерба и подготовка специалистов с высшим образованием, способных организовывать предотвращение экстремальных ситуаций и оказать помощь в ликвидации опасности.

В Российской Федерации действует много крупных производств потенциально опасных для населения и окружающей среды, а уровень технологий, контроля и дисциплины на них в результате стремительного падения производства снизился до критической черты. Экономический кризис только усугубил ситуацию, а к проблеме безопасности присоединились экологические.

Чрезвычайные ситуации, в том числе и аварии на промышленных предприятиях проходят пять типовых фаз:

- накопление отклонений от нормального процесса;

- процесс чрезвычайного события (происходит воздействие первичных поражающих факторов на людей, объекты и окружающую среду;

- выход аварии за пределы территории предприятия и действие остаточных факторов поражения;

- ликвидация последствий аварии или стихийного бедствия.

В настоящее время существует два основных направления минимизации риска возникновения и последствий ЧС на промышленных объектах:

1. Разработка технических и организационных мероприятий, позволяющих снизить вероятность реализации опасного поражения техническими системами;

2. Подготовка объекта, обслуживающего персонала, служб гражданской обороны и населения.

Чрезвычайные ситуации мирного времени бывают техногенного и природного характера.

К техногенным относятся: взрыв, пожар (причины - нарушение противопожарного режима и нарушение пожарной безопасности при проектировании и строительстве зданий), аварийная разгерметизация оборудования связанного с ядовитыми веществами.

Источниками ЧС могут быть природные явления или процесс, причиной которого могут быть: землетрясение, вулканическое извержение, оползень, обвал, сель, цунами, лавина, наводнение, смерч, засуха, заморозки, туман, гроза, природный пожар.

ЧС природного происхождения.

В настоящее время масштабы использования природных ресурсов существенно возросли, в результате стали ощутимо проявляться черты глобального экологического кризиса. Природа как бы мстит человеку за грубое вторжение. Это обстоятельство следует иметь ввиду при осуществлении хозяйственной деятельности.

Между природными катастрофами существует связь. Тропический циклон вызывает наводнения. Землетрясения вызывают пожары, взрывы газа, прорыв плотин. Вулканические извержения – отравление пастбищ, гибель скота.

Планируя защитные меры против природных катастроф, необходимо максимально ограничить вторичные последствия и путём соответствующей подготовки постараться их полностью исключить.

Защита от природных опасностей может быть активной (строительство инженерно-технических сооружений, мобилизация естественных ресурсов, реконструкция природных объектов и др.) и пассивной (использование укрытий).

ЧС геологического характера.

Это землетрясения, извержения вулканов, оползни, сели, лавины.

Ещё не решена проблема определения времени будущего землетрясения. В районах подверженных землетрясениям осуществляется сейсмостойкое или антисейсмическое строительство.

Обеспечение полной сохранности зданий во время землетрясений обычно требует больших затрат на антисейсмические мероприятия, а иногда практически неосуществимо.

Вулканические извержения. Профилактические мероприятия состоят в изменении характера землепользования, строительства дамб. Оползни. Ущерб, наносимый народному хозяйству значителен: разрушаются жилища, повреждаются коммуникационные тоннели, трубопроводы, телефонные и электрические сети.

Сели. Их причина – землетрясения, снегопады, ливни, таяние снега. К профилактическим мероприятиям можно отнести гидротехнические сооружения, спуск талой воды, лесопосадочные работы. В селеопасных зонах создаются автоматические системы оповещения о селевой угрозе.

Лавины. Противолавинные профилактические мероприятия делятся на пассивные и активные. Пассивные состоят в использовании опорных сооружений, дамб, снегоудерживающих щитов, посадках леса. Активные заключаются в искусственном провоцировании схода лавины в заранее выбранное время.

ЧС метеорологического характера.

Ветер, сильный дождь, крупный град, сильный снегопад, метель, заморозки, сильная жара. Эти явления приводят к стихийным бедствиям, когда происходят на 1/3 территории области, края.

Это лесные пожары, пожары степных и хлебных массивов, торфяные и подземные пожары горючих ископаемых.

Это эпидемии, эпизоотии и эпифитотии.

Эпидемия – распространение инфекционной болезни среди людей превыщающее уровень заболеваемости.

Эпизоотии – инфекционные болезни животных.

Для оценки масштаба заболевания растений применяются понятия:

- эпифитотия – распространение инфекционных болезней на значительные территории в течение определённого времени;

- панфитотия – массовые заболевания, охватившие несколько стран или континетов.

Раздел: Безопасность жизнедеятельности
Количество знаков с пробелами: 26586
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Читайте также: