Условия повышения эффективности управления ученическим коллективом доклад

Обновлено: 19.05.2024

Коллектив непрерывно меняется, потому что непрерывно меняются люди, его образующие. Изменяется и характер влияния коллектива на личность. В школьных коллективах процессы развиваются так интенсивно и быстро, что даже специалисты не успевают за ходом событий. Однако, вглядевшись по внимательнее, видим - процесс развития коллектива отнюдь не стихийный, а педагогически управляемый. Эффективность управления зависит от того, в какой мере исследованы закономерности его развития, насколько правильно воспитатель диагностирует ситуацию и выбирает средства педагогического воздействия.Управлять ученическим коллективом - это значит управлять процессом его функционирования, использовать коллектив в качестве инструмента воспитания школьников с учетом той стадии развития, на которой он находится. Управление будет тем эффективнее, чем полнее учитываются особенности коллектива и его возможности самоуправления. Управление ученическим коллективом осуществляется как два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса: 1) сбора информации об ученическом коллективе и входящих в него школьниках; 2) организации адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью совершенствовать сам коллектив и оптимизировать влияние его на личность каждого отдельного ученика (A. T. Куракин).Оптимизация управления ученическим коллективом связана с вычленением параметров и разработкой критериев, характеризующих уровень развития коллектива и положение школьника в системе коллективных отношений; разработкой методик изучения коллектива, форм и методов использования полученной информации. Важнейшее условие оптимизации - интеграция оказываемых на коллектив воспитательных воздействий в единую систему, обеспечивающую непрерывность этих процессов. Такая интеграция достигается путем: 1) использования комплекса педагогических воздействий на коллектив; 2) постоянной и многосторонней заботы членов коллектива друг о друге в повседневной жизни; 3) создания таких ситуаций в жизни коллектива, которые способствуют его положительному влиянию на отдельных членов; 4) расширения функций ученического самоуправления; 5) объединения усилий всех тех, кто участвует в работе с коллективом.

В практике педагогического управления коллективом школьников необходимо соблюдать следующие важные правила:.


В настоящее время в образовательной сфере педагогу необходимо уметь решать следующие задачи: формирование ценностно-смыслового взаимодействия учащегося с другими людьми, умение построить диалог, решать коллективные проблемы с учетом нравственных норм и правил, уметь организовать бесконфликтное поведение учащихся. Формирование перечисленных умений, как составляющей универсальных учебных действий, требует подбора педагогических методов и средств с опорой на принципы, концептуальные идеи и позитивный опыт коллективного воспитания.

Мы согласны с мнением С. М. Вишняковой, которая полагает, что ученический коллектив — это устойчивая организация обучающихся, с единой совместной целью, общественно-полезной деятельностью, органом самоуправления, связанная с другими учебными или производственными коллективами. Для сформированного ученического коллектива характерны такие качества, как ответственность, контактность, открытость, организованность, информированность [1, с. 432].

Ученический коллектив школы реализует следующие функции:

– объединения обучающихся по формальному признаку, например, возраст, образовательные цели;

– педагогического управления, решения педагогических задач;

– организации взаимодействие обучающихся;

– развития, самоутверждения, социализации личности [5, с. 2].

Эффективность управления ученическим коллективом зависит от того, учитывает ли педагог его особенности, возможности самоуправления. Управление ученическим коллективом производится через сбор информации об ученическом коллективе и входящих в него школьниках; через организацию адекватных его состоянию воздействий, призванных усовершенствовать коллектив и оптимизировать его влияние на личность каждого отдельного ученика [4, с. 199].

Диагностический инструментарий

Методы получения информации

Критерии

Показатель

Педагогические задачи

Мониторинг социально — психологического состояния ученического коллектива

Сплоченность (разобщенность) членов коллектива

Проведение мероприятий по сплочению членов коллектива

Проведение мероприятий по созданию климата в коллективе

Благоприятный социально-психологический климат коллектива

Наличие (отсутствие) благоприятного социально — психологического климата

Оценка деятельности коллектива

Деятельность и ее результаты

качественные и количественные характеристики индивидуального результата;

вклад в общий итог класса;

сложность, качество учебной деятельности;

уровень достижения цели;

оценки конкретного ученика по определенным предметам;

участие в олимпиадах, соревнованиях, помощь в учебе однокласснику;

Разработка мероприятий, направленных на повышение качества учебной деятельности

Постановка достижимой цели

Мониторинг успеваемости класса, индивидуальная или групповая работа по повышению оценок по проблемным предметам;

Интерпретация результатов исследования. По итогам мониторинга социально — психологического состояния ученического коллектива нами были получены следующие результаты:

Итоги мониторинга социально-психологического состояния ученического коллектива

Методы получения информации

Критерии

Показатель

Степень соответствия

Мониторинг социально — психологического состояния ученического коллектива

Сплоченность (разобщенность) членов коллектива

В большей степени коллектив сплочен

Благоприятный социально-психологический климат коллектива

Наличие (отсутствие) благоприятного социально — психологического климата

Имеется полу благоприятный социально — психологический климат

Наличие (отсутствие) благоприятного социально — психологического климата: на наш взгляд социальный климат в классе не совсем благоприятный, т. к. в нем имеются дети из не благополучных семей (3 человека), дети из благополучных семей, но с низкими финансовыми возможностями (4 человека), что отражается на внешнем виде детей, их манере общения, успеваемости.

По итогам оценки деятельности коллектива, нами получены следующие результаты:

Оценка деятельности коллектива

Критерии оценки

Результат

Сложность, качество учебной деятельности

Учебная деятельность для первоклассников является довольно сложной, по причине того, что это новый для них вид деятельности. Качество учебной деятельности соответствует современным требованиям и стандартам.

Уровень достижения цели

Уровень достижения целей обучения средний, т. к. не все дети стремятся получать хорошие оценки.

Оценки конкретного ученика по определенным предметам

Участие в олимпиадах, соревнованиях

Дети пока еще в силу возраста не участвуют в подобных мероприятиях. Педагогу необходимо проводить подобные занятия хотя бы внутри класса.

Помощь в учебе однокласснику

Мной не было замечено стремление детей в помощи одноклассникам, как в учебе, так и в конфликтных ситуациях. Педагогу необходимо выявить причину такой пассивности и устранить.

1. Вишнякова С. М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО, 2013. — 538 с.

2. Костихина Н. М. Педагогика физической культуры и спорта: учебник. — Омск: СибГУФК, 2013. — 296 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ученический коллектив, психологический климат, учебная деятельность, класс, психологическое состояние, коллектив, ребенок, благоприятный социально-психологический климат, диагностический инструментарий, итог мониторинга.

Похожие статьи

Социально-психологический климат в гимназии на примере.

Каждый в глубине души ждёт сочувствия, тепла, но ни с кем не хочет делиться собственным. С. Соловейчик, педагог, публицист. Является ли работа для человека интересной, разнообразной, соответствует ли она его профессиональному уровню.

В статье рассмотрена система американского ученого Роберта Дилтса. Описаны уровни системы и проведен их анализ. Данная пирамида помогает учащемуся и школьному коллективу в целом повысить свою эффективность, достичь желаемых целей. А именно, с помощью уровней Дилтса можно легко обнаружить причину низкой продуктивности учащегося и решить ее. Этот метод отличается простотой и эффективностью.

ВложениеРазмер
hramtsova_n.v._faktory_vliyayushchie_na_povyshenie_effektivnosti_raboty_kollektiva.docx 142.37 КБ

Предварительный просмотр:

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ КОЛЛЕКТИВА

Педагог-организатор ГБОУ школы № 547

В статье рассмотрена система американского ученого Роберта Дилтса. Описаны уровни системы и проведен их анализ. С помощью данной пирамиды современные бизнес-тренеры помогают человеку и коллективам в целом повысить свою эффективность, достичь желаемых целей. А именно, с помощью уровней Дилтса можно легко обнаружить причину низкой продуктивности сотрудника и решить ее. Этот метод отличается простотой и эффективностью.

Ключевые слова: пирамидаДилтса, Роберт Дилтс, уровень Быть, эффективность коллектива, уровни пирамиды.

Это система на данный момент применяется многими тренерами и бизнес-коучами, как в России, так и за рубежом, как для повышения личной эффективности, так и для повышения эффективности работы коллектива.

Американский ученый Роберт Дилтс в 1977 году был принят в члены президентского сообщества молодых ученых за работу по исследованию корреляции глазодвигательных сигналов и деятельности мозга. А также получил ученую степень Калифорнийского университета Санта Круз.

Роберт Дилтс описал логику человеческих действий на шести отдельных уровнях. И благодаря этому с помощью этой системы, можно легко проанализировать работу коллектива и повысить эффективность.

Основными уровнями модели Дилтсаявляются уровни: Быть, Делать, Иметь. И основная идея заключается в том, что чтобы что-то иметь, того чего нет сейчас, необходимо для этого проработать высший уровень Быть.

Первый уровень, который находится в самом низу пирамиды Дилтса - это уровень Иметь. Данный уровень представлен как Окружение. Этот уровень олицетворяет то чем человек уже обладает или хочет иметь. Если соотнести это с работой коллектива, то человек, который ходит на работу может иметь: помещение где он живет и работает, окружение, географическое местоположение проживания, а также физические объекты, которыми он владеет.

Следующий уровень, уровень Делать — это те действия, которые человек предпринимает по отношению к себе и другим. Данный уровень представлен как Поведение.

В уровень Быть входит несколько подпунктов. Данный уровень является основным для достижения цели.

На уровне Быть самым нижним является уровень Способности. Он отвечает на вопросы: как, каким образом? Этот уровень отвечает за навыки человека.

Уровень Убеждения, Ценности отвечает за структурированный опыт человека, который в свою очередь влияет на его поступки.

Вопрос следующего уровня Личностного своеобразия: кто я, и что мною движет?

Люди уникальны и у них разные потребности и самоощущение себя.

Высший уровень пирамиды Дилтсауровень Миссия редко интересует людей, однако имеет наибольшее влияние на его жизнь. В России редко встретишь работников на этом уровне, которые разделяют миссию компании, как это принято в Японии. Однако, хорошо, что есть куда развиваться.

C:\Users\asus\Downloads\Untitled.jpg

Рисунок. Пирамида логических уровней Дилтса

Определив на каком логическом уровне пирамиды возникла проблема низкой эффективности коллектива, можно ее решить и тем самым повысить результативность. Определить уровень, на котором существует проблема, возможно после анализа действий сотрудника. После понимания ситуации обычно достаточно провести коуч-сессию для работника, чтобы решить задачу.

Основной принцип учения Дилтсасостоит в том, что проблема не может быть решена на том уровне на котором она возникла, необходим личностный рост. Обычно для решения проблемы необходимо обратиться к более высокому уровню.Любые изменения на одном из уровней необратимо влияют на другие уровни.Когда у человека меняются убеждения, ценности, у него меняется окружение, поведение, и способы достижения своих целей. Попадая в новое общество, человек постепенно перенимает ценности этого окружения.

Например, если рассмотреть проблему на уровне Способности. Секретарь хорошо заполняет таблицы, информирует начальника о расписании и хочет повышения. Вдохновить его на дальнейший рост можно пообещав повышение при овладении английским языком, так как это даст возможность вести переговоры с иностранными партнерами.

Для того чтобы мотивировать человека на уровне Ценности, необходимо помочь человеку увидеть в работе то что для него ценно. Например, если для человека ценна семья, то можно в компании прославлять семейные ценности: брак, верность любимому человеку, наличие детей.

Проблема на уровне Личностного Своеобразия решается высоким уровнем осознанности руководителя, умением разбираться в людях и подбором соответствующей должности работнику. Например, если работницей является мать, то ей необходим свободный график, ввиду наличия детей. Или если работник - мужчина, который любит путешествовать, ему можно организовать командировки.

2.Гибсон Дж и др. Организации: поведение, структура, процессы: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2000

3.Шорохов Ю.И. и др. Организационное поведение. Учебное пособие. - М.: ПЕР СЭ, 2000

4.Шорохов Ю.И. Системные, организационные и психологические факторы эффективности организаций / Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики, № 3, 2007

Нажмите, чтобы узнать подробности

При подготовке к педсовету мы подбирали информацию о современном мире и обществе. Хочу с вами этой информацией поделиться. Оказывается, сегодняшние студенты обучаются профессиям, которых ещѐ нет. Профессий, которые вошли в 10 самых желанных сегодня, в 2004 году ещѐ не существовало. Поток информации обрушился на человечество. Сегодня количество sms, полученных и отправленных ежедневно, превышает население Земли. В 2015 году было выработано 8 эксабайта информации (8х1019) – это больше, чем за последние 5000 лет. Если бы Facebook был страной, он в два раза превышал бы территорию Японии. Половина изученного за первый год обучения в вузе к третьему году устаревает. Так чему же учить детей сегодня, чтобы они были успешны завтра? Этот вопрос волнует все педагогическое сообщество. Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Наши дети рождаются и живут в стремительно меняющемся мире. Сегодняшние первоклассники уже резко отличаются от тех, кто начал учиться 10 или 5 лет назад. Они родились и живут в мире информационных технологий, который мы только осваиваем. Для них пульт управления бытовой домашней техникой – повседневная реальность. Они играют в игрушки, оснащенные интерактивными средствами, они легко пользуются мобильными телефонами, коммуникаторами, iPad –ами. Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника.

(глава 2, ст. 8): К личностным результатам освоения ООП относятся:

• готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному

• сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной

• систему значимых социальных и межличностных отношений,

• ценностно-смысловые установки, отражающие личностные и гражданские

позиции в деятельности,

• социальные компетенции, правосознание, способность ставить цель и

строить жизненные планы;

• способность к осознанию российской идентичности в поликультурном

А это значит, что сегодня Школа должна выступать для ребенка в роли первой (вместе с семьёй) и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт (опыт взаимопонимания, совместного действия) и помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир. Передача этого опыта происходит всей атмосферой, укладом жизни школы, нормами, по которым она живет. И именно от нас, взрослых, педагогов, зависит, какой опыт ребёнок присвоит себе.

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Но как это сделать? Может ли учитель научить тому, что не знает или не умеет делать сам? Если меняются требования к результатам обучения, то должны меняться и требования к методам и технологиям преподавания. Сегодня учить так, как мы учили вчера, не получается. Нам кажется, что мы работаем всѐ лучше и лучше, приобретаем новые знания и опыт, а проблем меньше не становится. Вывод очевиден. Технологии преподавания не должны отставать от требований современного общества. Мы не можем закрывать глаза на современную реальность и делать вид, что только одного педагогического опыта прошлых лет будет достаточно, чтобы подготовить сегодняшних школьников к успешной жизни завтра.

Школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи, в том числе воспользоваться возможностями, которые предоставляет школа. Где и кто может научить нашего ученика регулировать свою деятельность? Ответ очевиден – на уроках учитель-предметник. Ведь урок занимает две трети времени, проведенного в школе. Именно уроки должны стать местом планирования деятельности школьника. Сначала с обязательной помощью учителя, а затем по мере взросления ребенка уменьшением доли помощи взрослых до нуля. А что мы знаем о технологии целеполагания? Имеем ли мы инструментарий (алгоритм) постановки цели для организации учебной деятельности? Вооружены ли мы знаниями о возрастных особенностях учащихся для осуществления осознанного целеполагания и планирования своей учебной деятельности? Умеем ли мы объективно оценивать деятельность ребенка? И какими критериями для этого пользуемся?

Посещая уроки учителей школы, мы нередко наблюдаем ситуацию, когда учитель сам формулирует цель урока либо создает видимость постановки цели урока учениками (это в лучшем случае). Но бывают уроки, когда цель отсутствует вовсе. Критерии оценки сообщаются классу в момент выставления отметки, а оценки деятельности не происходит. В целом мы уже многое понимаем про организацию учебной деятельности и умеем еѐ организовывать. Но теперь, думаю, что настало время нам разобраться в важнейших деталях, тонкостях организации учебной деятельности на уроке. Если провести аналогию: каждый может составить букет, но только мастер создаст изысканную Икебану.

Каждому педагогу необходимо изучить технологии перевода цели в задачи, задачи в конкретные шаги еѐ достижения. Необходимо критериальное оценивание сделать нормой каждого урока. А для этого поставить себе цель освоить то, что ещѐ не понятно.

Надо менять формы, искать новые подходы к ребенку. Как сделать учебу интересней? Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. Ребенок учится познавать и исследовать окружающий мир. Ученик овладевает не только общеучебными действиями (ставить цель, работать с информацией, моделировать ситуацию), а также логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство, выдвижение гипотез и т.д.). Часто интерес школьника к учебе возникает при исследовании какой-либо темы.

Ребенок как бы превращается в маленького ученого, перед которым стоит задача самостоятельно собрать нужные сведения, провести наблюдения, сделать вывод, а также самому оценить собственный результат. Кроме появления интереса к знаниям, у ученика развивается способность объективно относится к результатам своего труда. Уже четвертый год МЦКО проводит тестирование в 5 и 10 классах на определение готовности обучения на следующей ступени. Говоря проще, измеряется сформированность общих учебных умений, метапредметных умений и способов деятельности. Результаты этого года представлены на слайде.

Всѐ, что я сейчас перечислила, относится к конкретным учебным действиям, которые в Новой образовательной программе сформулированы как обязательный результат обучения. Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в проектную деятельность. Проектные работы могут быть построены таким образом, что в них будут востребованы практически любые способности школьника, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности. Проектная деятельность открывает новые возможности для создания интереса ученика, как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.

Как понять себя и чувства другого? Личностные учебные действия обеспечивают ценностно- смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Осваивая личностные универсальные умения, ребенок более успешно принимает нормы поведения в обществе, учится правильно оценивать себя и свои поступки. Школьник начинает осознавать свою сопричастность к стране, в которой он живет, и, как следствие, у него воспитывается чувство патриотизма, возникает потребность в изучении истории своего государства

Каждый из нас живет в обществе, и умение сосуществовать в нем с другими людьми — залог полноценной жизни. В этом заключен нравственный аспект: умение сопереживать, оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость к своим близким. Однако для этого ребенку необходимо научиться понимать, что же может чувствовать его одноклассник, друг или родственник в той или иной ситуации. Он должен уметь разглядеть, что требуется человеку, находящемуся рядом, например, эмоциональная поддержка, а, может быть, какая-либо другая помощь. Межличностные конфликты между сверстниками, между подростками и педагогами ещѐ имеют место в нашей практике

Умеем ли мы общаться? Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Школьник учится взаимодействовать в социуме, приобретает умения вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей. В школе ученики не только получают знания, но и учатся взаимодействовать между собой. Происходит это часто на интуитивном уровне, что не у всех учеников приводит к положительному результату. Каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтами в детском коллективе. Следует целенаправленно обучать школьников правильно отстаивать свое мнение, аргументировано убеждать другого человека, а также уметь соглашаться с оппонентом. Необходимо учить ребенка выстраивать доброжелательные отношения в коллективе, уметь разрешать конфликты, осуществлять взаимопомощь, а также эффективно добывать знания и приобретать соответствующие умения при взаимодействии со сверстниками. Немаловажно школьникам научиться договариваться друг с другом. Это нужно при работах в группах, а также очень пригодится в последующей взрослой жизни при решении проблем на службе и в семье.

Например, на уроках математики в 3 классе вместо многократного повторения формул Периметра и Площади прямоугольника можно организовать работу по созданию поздравительной открытки для мамы к 8 Марта с вычислением длины тесьмы, которой будет оторочена эта открытка, вычислением площади цветной бумаги, которая пойдѐт на еѐ оформление.

Правильно организованная групповая работа на уроке может формировать не только коммуникативные универсальные действия, но и регулятивные (разработать план действий …), познавательные (провести эксперимент, предложить несколько вариантов решения проблемы …) и личностные универсальные действия (дать самооценку своей работы в группе …) и т.п. В наших силах уменьшить объѐм фронтальной работы до разумного минимума, чаще организовывать групповую и индивидуализированную работу на уроках, что безусловно приведет к успешной социализации выпускников школы как на уровне основного, так и на уровне среднего общего образования.

Таким образом, формирование и достижение указанных личностных результатов -задача и ответственность всего педагогического коллектива.

Для начала приведу данные о самоопределении наших выпускников за последние 3 года.

Но вопрос успешной социализации возникает не только на этапе окончания определенного уровня обучения. С развитием инклюзивного образования все чаще и чаще в школу приходят дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, дети-инвалиды, дети, отличающиеся от других уровнем развития аутестического спектра, имеющие задержку психического развития, педагогически запущенные.

Школа не должна бороться с окружающим миром, но и не может закрывать глаза

на его пороки. Она должна в этой реальной и небезупречной среде создать для ребенка свою среду, такую, чтобы, проживая в ней школьные годы, он выходил в большую жизнь и был адекватен окружающей его реальности. В этом прежде всего и проявляется социальная эффективность образования .

Какая же роль в этом сценарии отводится педагогу?

И у нас такие примеры есть: это педагоги, которые помогают осваивать не только учебный материал, но и по личной инициативе, не требуя дополнительных оплат и вознаграждений, организуют взаимодействие с обучающимися, могут научить общаться, преодолевать трудности, дружить, любить, ЖИТЬ!

Педагог представляется детям взрослым по возрасту и некоторому жизненному опыту, но готовым, наравне с детьми, к самопознанию культуры и самого себя. Только такая позиция педагога в процессе социализации ребенка предполагает взаимодействие с ним и сотрудничество. Организуя воспитательный процесс, такой педагог не будет озабочен созданием каких-то особых, имитирующих реальную жизнь, условий, а все свои силы, время, творчество отдаст увлекательной совместной с детьми деятельности по освоению мира и естественных отношений.

Предлагаю утвердить основной принцип воспитания и успешной социализации в нашей школе - принцип педагогического оптимизма.

Авторство этого принципа принадлежит А. С. Макаренко, но в той или иной мере педагогический оптимизм лежит в основе всех гуманистических воспитательных систем.

Во-вторых, этот принцип утверждает, что педагогически целесообразно всегда опираться на положительные качества ребенка, не стремиться строго фиксировать все его

Вспомните, когда вы последний раз разговаривали с таким ребёнком по душам.

Помните?! Без любви всё – ничто.

В.В. Путин в своём обращении к Федеральному собранию отмечает: «Нельзя

Личностный результат, на мой взгляд, - это самый главный результат, который

должен быть сформирован в школе. Если мы сделаем ставку на формирование

личностного результата, обязательно повысится качество образования в целом и уровень социализации учащихся.

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей

жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло

детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в разум и сердце из

Читайте также: